Причины по которым появились иностранные инвестиции

Причины по которым появились иностранные инвестиции

ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции

1. Отток капитала

За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.

В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.

Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.

Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.

Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.

Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.

В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.

Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.

Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.

И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.

Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.

Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.

Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.

В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.

Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.

Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.

2. Виды иностранных инвестиций

Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.

Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.

Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.

Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.

Классификация иностранных инвестиций

Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.

Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.

Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:

1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;

2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;

3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;

4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;

5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.

На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.

Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:

1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;

2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;

3) приобретения имущества и ценных бумаг;

4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;

5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.

Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.

Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.

Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:

1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;

2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;

3) стимуляция производственных вложений;

Читайте также:  Тесла коин что это

4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;

5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.

Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.

Способы портфельного инвестирования:

1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;

2) покупка ценных бумаг в своей стране;

3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.

Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.

Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.

Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:

1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;

2) ухудшение материального положения большей части населения;

3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;

4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;

5) нестабильная политическая ситуация;

6) большие налоги и пошлины.

Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:

1) богатые и недорогие природные ресурсы;

2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;

3) большой внутренний рынок;

4) дешевая рабочая сила;

5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;

6) быстрая сверхприбыль.

При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.

Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.

Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.

Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.

3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций

Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.

Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.

Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.

Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.

Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.

В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.

Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.

Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.

Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:

1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;

2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;

3) радикализация борьбы с преступностью;

4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;

5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;

6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;

7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.

Читайте также:  Финансирование инвестиций это процесс

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;

5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.

Источник

9.2. Причины движения иностранных инвестиций

неравномерность распределения финансовых ресурсов между странами, относительное перенакопление капитала в одних странах и его нехватка в данный момент времени в других;

• наличие временно свободных финансовых средств в экономиках стран — чистых кредиторов мира;

• неравнозначные инвестиционные условия в ра&шчных странах;

• специфика деятельности транснациональных компаний и банков.

Рассмотрим их более подробно.

Неравномерность распределения финансовых ресурсов между странами.

В настоящее время странами с избыточным капиталом можно считать страны, являющиеся экспортерами нефти.

Наличие временно свободных финансовых средств в экономиках стран — чистых кредиторов мира. Именно эти страны — главные участники рынка иностранных инвестиций во всех его сегментах, в том числе и рынка финансовой помощи, донорами которого они являются.

Так, по данным CIA World Factbook, главными донорами мирового рынка финансовой помощи в 2006 г. были 10 наиболее развитых стран мира с наибольшими объемами ВВП и ВВП на душу населения:

Главные доноры мирового рынка финансовой помощи в 2006 г., млн долл.

Великобритания. 7 900

Уровень мирового ВВП, согласно CIA World Factbook, в 2006 г. характеризовался данными, приведенными в табл. 9.1.

Страны с наибольшим размером ВВП на душу населения представлены в табл. 9-2.

Таблица 9.1. Уровень мирового ВВП (по паритету покупательной

способности) в 2006 г. Место Страна Размер ВВП, млрд доля Место Страна Размер ВВП, млрд долл. 1 Всего 60710 9 Франция 1816 2 США 12360 10 Италия 1698 3 ЕС 12180 11 Россия 1589 4 Китай 8859 12 Бразилия 1556 5 Япония 4018 13 Канада 1 114 6 Индия 3611 14 Мексика 1067 7 Германия 2504 15 Испания 1029 8 Великобритания 1830

Именно эти страны и обладают избытком капитала в настоящее время.

Получателями финансовой помощи являются бедные страны, страны, характеризующиеся низкими доходами и низким уровнем капиталообразования (средний размер ВВП по паритету покупательной способности на душу населения в год менее 1 тыс. долл. США).

К неравнозначным инвестиционным условиям в различных странах прежде всего относятся процентные ставки субъектов мирового хозяйства (табл. 9.3).

Таблица 9.2. Страны с наибольшим размером ВВП на душу населения (по по паритету покупательной способности) Место Страна Размер ВВП на душу населения. ТЫС. ЛОПЛ Место Страна Размер ВВП на душу населения, тыс. долл. 2 Люксембург 68,800 17 Канада 35,200 5 ОАЭ 49,700 20 Швейцария 33,600 6 Норвегия 47,800 21 Япония 33,100 9 Ирландия 43,600 22 Австралия 32,900 10 США 43,500 23 Финляндия 32,800 13 Исландия 38,100 24 Бельгия ЗК800 14 Дания 37,000 25 Нидерланды 31,700 15 Гонконг 36,500 34 Европейский 29,400 16 Австрия 35,500 союз 169

Таблица У.З. Процентные ставки в различных странах мира* Страна Ставка Текушее значение, % США Federal Funds 5,25

Discount Rate 6,25 ЕС Refinancing tender 3,75

Deposit rate 2,75

Marginal lending rate 4,75 Великобритания Repo rate 5,25 Швейцария Three month LIBOR range 1,75-2,75 Канала Overnight rate target 4,25

Bankrate 4,50 Австралия Cash rate 6,25 Япония Discount rate 0,75

Overnight call rate target 0,50 • Данные по состоянию на 30 июня 2007 г.

Такое различие в процентных ставках обусловливает движение иностранных инвестиций в те субъекты мирового хозяйства, где при прочих равных условиях процентные ставки выше.

Деятельность транснациональных компаний и банков.

• потребностью в освоении новых потребительских рынков или приближением к рынкам сырья;

— потребностью в инициации или усилении политического влияния на экономику иностранного государства.

Крупнейшие участники мирового инвестиционного процесса с рыночными долями от 10 до 13 %, такие банки, как Merrill Lynch, Goldman Sachs, Salomon Smith Barney, Morgan Stanley Dean Witter, составляют мировую элиту классических инвестиционных банков. По мнению аналитической фирмы Securities Data company, через 2 — 3 года в руках первых десяти глобальных инвестиционных банков с полным набором услуг может оказаться более 95 % рынка, а остальным (их число должно резко сократиться) придется довольствоваться узкоспециализированными нишами.

Примером тому может служить деятельность крупнейшей в мире компании Morgan Stanley Dean Witter на российском рынке: представительство компании открыто в Москве в апреле 1994 г. Morgan

Читайте также:  Отчет по окупаемости проекта

Stanley Dean Witter — единственный из крупных международных инвестиционных банков, который не сократил свой штат в России после событий августа 1998 г. и по-прежнему активно работает по обслуживанию своих клиентов в России.

Отдел институциональных инвестиций компании входит в число крупнейших западных институциональных инвесторов в России: объем инвестиций по состоянию на 31.12.2006 г. превысил 800 млн долл. США.

В компании, являющейся крупнейшим участником рынка Американских депозитарных расписок российских предприятий, существует группа профессионалов по трейдингу акциями, занимающихся работой с акциями российских предприятий в Лондоне и Нью-Йорке. Отдел по облигациям специализируется по широкому кругу направлений деятельности в области долгового финансирования. Moigan Stanley неоднократно признавался менеджером номер один в мире по долговым инструментам развивающихся рынков.

Банк занимает первое место в мире по анализу фондовых рынков согласно рейтингу журнала «Financial News*.

Товарно-сырьевая группа компании ведет активную торговлю российской нефтью и предлагает крупным российским экспортерам нефти различные услуги по управлению рисками.

Банк всегда следовал стратегии предоставления финансовых услуг ограниченному числу ведущих российских компаний. К наиболее значимым сделкам относятся:

• совместный ведущий менеджер дебютной эмиссии еврооблигаций ОАО «Газпром» по правилу 144А объемом 1750 млн долл. США крупнейшему выпуску корпоративных облигаций в истории развивающихся рынков;

• финансовый консультант BP по приобретению 50 % акций в новой компании TNK-BP на сумму 6,75 млрд долл. США, крупнейшей сделки в области слияний и поглощений в России;

• единственный менеджер книги заявок по крупнейшему в истории размещению российских акций — продаже 5,9 % акций ОАО «Лукойл» на сумму 775 млн долл. США, на международных фондовых рынках от лица российского правительства;

• совместный менеджер книги заявок по эмиссии конвертируемых облигаций ОАО «Лукойл» объемом 350 млн долл. США и др.

Как видно из приведенного перечня, крупные российские монополии активно внедряют в свою деятельность практику ведения бизнеса по западным стандартам. Многие российские гиганты,

такие как ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ОАО «Билайн», ОАО «МТС» вышли на международные рынки капитала, получив листинг на Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах. Российские предприниматели активно используют существующие возможности для привлечения финансирования на международных рынках капитала, использования финансовых различного рода долговых инструментов, повышения инвестиционной привлекательности и расширения сферы своего бизнеса путем приобретения новых активов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.

Так, например, Deutsche Baitk AG, крупнейший инвестиционный банк Европы, планирует расширить деятельность и выйти на рынки таких развивающихся стран, как Индия, Россия и Китай. Банк, в частности, ищет возможности расширения деятельности финансового менеджмента в Индии, планирует осуществление операции по слиянию и поглощению компаний в России и странах Восточной Европы. Проявляется желание банка занять нишу на российском финансовом рынке с целью оказания услуг по финансовому или инвестиционному консультированию, мониторингу рынка, кроме того, банк может бытьлид-менеджером при IPO российских субъектов инвестиционной деятельности на западных финансовых рынках, эксклюзивным бук-раннером и т.п.

В 2007 г. рейтинговая служба Standard & Poor’s опубликовала отчет, согласно которому в ближайшие несколько лет приток прямых иностранных инвестиций в страны с развивающейся экономикой продолжится. В отчете, в частности, отмечается, что приток иностранных инвестиций обусловлен динамичным ростом мировой экономики, углублением процесса глобализации, усилением конкуренции и соответственно стимулов к слияниям и поглощениям, а также продолжающимся улучшением делового климата во многих странах с развивающейся экономикой. Standard & Poor’s считает маловероятным повторение впечатляющего роста 2004—2006 гг., который последовал за периодом резкого спада 2001 — 2003 гг. и объяснялся исключительно благоприятной ситуацией в мировой экономике. Прогнозируется, что в отсутствие серьезных негативных изменений в геополитической обстановке совокупный объем прямых иностранных инвестиций в мире в 2008 г. достигнет 1,5 трлн долл. США, т.е. превысит исторический максимум (2000 г. — 1,4 трлн долл. США), а к концу текущего десятилетия вырастет до 1,7 трлн долл. США. В отчете также отмечается, что несмотря на продолжающееся снижение иностранных инвестиций для развитых стран в 2004 г. общемировой показатель повы

сился за счет очень высокого прироста инвестиций в страны с развивающейся экономикой.

Положение, при котором приток инвестиций в развитые страны опережает их рост в страны с развивающейся экономикой, по-видимому, сохранится в ближайшие годы. Потребительский бум, ставший главной причиной такого высокого притока прямых инвестиций, уже достиг максимума. Кроме того, поскольку концентрация инвестиций в развивающихся странах относительно высока, можно ожидать сокращения способности этих стран «поглощать» иностранные инвестиционные ресурсы в связи с завершением ряда крупных программ приватизации (например, в Египте, Марокко и некоторых восточно-европейских странах), выходом их экономик на более зрелый этап развития, снижением конкуренции, а также разного рода институциональными и предпринимательскими ограничениями (в Турции и Индии).

Источник

Оцените статью