При увеличении государственных расходов частные инвестиции

Экономическая теория: учебник.

15.3.2. Влияние государственных расходов и налогов на потребительские и инвестиционные решения частного сектора.

Государство оказывает воздействие на потребительское поведение домохозяйств при помощи влияния налогов на их межвременные бюджетные ограничения. Домашние хозяйства реагируют как на изменение налоговой ставки, так и на рост государственных расходов. Колебания в налогах прямо влияет на бюджетные ограничения домохозяйств, что непосредственно отражено в представленном уравнении:

Изменения в налогах могут носить временный, постоянный, ожидаемый характер, что по-разному отражается на поведении потребителей.

Временное изменение налогов, например их рост, в условиях сбалансированного бюджета, т. е. когда изменение в налогах (Т) сопровождается равными изменениями в государственных расходах (G), оказывает влияние на потребление (С1), уменьшая его, но в меньшей мере, чем наблюдается рост налогов.

Временное увеличение налогов приводит лишь к временному падению располагаемого дохода. Домохозяйства, стремясь стабилизировать доход, будут в период высоких налогов занимать в счет будущих доходов.

Таким образом, при росте налогов сбережения в частном секторе снижаются, государственные сбережения остаются постоянными, общенациональные сбережения сокращаются.

Систематический рост налогов приводит к падению постоянного располагаемого дохода. Домашние хозяйства в большей степени, чем при временном росте налогов, сократят объем потребления, возможно, сбережения частных лиц сократятся на меньшую величину или вообще останутся неизменными.

Несколько иная трактовка влияния изменений доходов и расходов на потребление отличается кейнсианским направлением. Кейнсианцы также признают обратную зависимость между изменением налогов и потреблением домашних хозяйств, но объясняют эту зависимость с помощью особой разновидности мультипликатора государственных расходов [1/(1 – Су)]. Он показывает, насколько изменится величина национального дохода при изменении государственных расходов на единицу.

В результате мультипликативного процесса в экономике отмечаются два эффекта роста:

• спроса со стороны частных лиц.

Влияние государственных расходов и налогов несколько в ином аспекте сказывается на инвестиционных решениях предпринимателей. В соответствии с функцией инвестиций рост процентной ставки сокращает инвестиционный процесс. Отсюда, встает задача: проследить зависимость – динамика доходов и расходов государства? колебания процентной ставки? изменения частных инвестиций.

Важным аспектом принятия инвестиционных решений является проблема распределения сбережений, являющихся источником финансирования, между государственными и частными секторами.

С позиции теоретиков неоклассического толка рост налогов в краткосрочном периоде не влияет на потребление, но сокращает уровень частных сбережений, соответственно, ресурсная база инвестирования уменьшается.

Механизмом, сокращающим размеры инвестирования, является рост процентной ставки на рынке сбережений и инвестиций.

Долговременный характер роста налогов на частных сбережениях не отражается. Когда происходит частичное сокращение сбережений, то инвестиции сокращаются, но не пропорционально росту налогов.

Концепция Кейнса трактует одинаковое увеличение расходов и доходов государства через мультипликативный эффект, приводящий к росту национального дохода, с одной стороны, возрастает и потребление, и сбережения, а, следовательно, и инвестиции. Однако осуществление реальных инвестиций зависит от динамики ставки процента. Но, с другой стороны, рост национального дохода приводит к росту спроса на деньги, росту ставки процента, сокращению инвестиционных проектов. Данное падение инвестиций частично компенсируется сбережениями, которые образовались в результате роста национального дохода.

Читайте также:  Прямые инвестиции предприятия это

Государство своей политикой может регулировать объем инвестиций.

Налоговая политика, как правило, влияет на сокращение инвестиций, уменьшая ее ресурсную базу, например, повышение налога на прибыль, сокращение инвестиционного налогового кредита, уменьшение амортизационных льгот и т. д. Однако на практике фирмы уплачивают налог и получают субсидии, что влияет на принятие оптимальных инвестиционных решений.

К числу таких льгот можно отнести:

• налоговые скидки на инвестиции – инвестиционный налоговый кредит, который сокращает налоговые платежи фирм на определенную величину с каждой денежной величины, израсходованной на приобретение товаров;

• ускоренный регламент амортизационных отчислений, согласно которому фирма вычитает из корпоративных налогов сумму, отражающую износ основных фондов. Чем больше принятые нормы амортизации, тем больше суммы средств, сэкономленных за счет налоговых скидок на амортизацию.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Увеличение — государственные расходы

Увеличение государственных расходов возможно за счет роста налоговых поступлений. Также большое значение имеет повышение эффективности использования бюджетных ассигнований. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, увеличении объемов выпускаемой продукции. В этом случае не обязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. [1]

Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, продукцию, работы, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны. [2]

Требуется увеличение государственных расходов на 470 миллионов долларов. [3]

Влияние увеличения государственных расходов на цены и объем производства. Фирмы готовы увеличить объем производства сверх величины у0 только при повышении уровня цен. [4]

Следовательно, увеличение государственных расходов или снижение налогов, вызывая изменения ставки процента, приводит к снижению частных расходов фирм. Экономисты называют это явление эффектом вытеснения ( crowding-out effect) частных инвестиций вследствие роста государственных расходов. Этот эффект вытеснения напоминает положение классической модели, в соответствии с которым рост дефицита государственного бюджета полностью вытесняет равное ему количество частных расходов на товары и услуги. Однако в кейнсианской модели полное вытеснение не имеет места. Скорее, суммарный равновесный реальный доход увеличивается, когда государственные расходы растут или налоги снижаются. [5]

Эффект вытеснения — увеличение государственных расходов , которое приводит к сокращению расходов домашних хозяйств и фирм. Механизм вытеснения начинает действовать в результате продажи государственных ценных бумаг, которая приводит к росту ставок процента, что уменьшает стимулы к инвестированию и сокращает потребительский кредит. [6]

Теперь предположим, что увеличение государственных расходов финансируется за счет наращивания государственного долга. Это означает, что правительство выходит на денежный рынок и вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частными заемщиками. При данном уровне предложения денег это увеличение спроса на деньги приведет к росту процентной ставки, то есть цены, уплачиваемой за пользование деньгами. [8]

Читайте также:  Надежный облачный майнинг криптовалюты 2017

Важно отметить, что увеличение государственных расходов должно финансироваться за счет дефицита бюджета, а не налоговых поступлений. [9]

Предположим, что вместо увеличения государственных расходов были снижены налоги. [10]

С развитием общества и увеличением государственных расходов растет налоговое бремя. Через налоги государство перераспределяет все большую долю национального дохода. [11]

Допустим, что упомянутое нами увеличение государственных расходов финансируется за счет повышения налогов — скажем, индивидуального подоходного налога. Как известно, большая часть дохода используется на потребление, поэтому потребительские расходы сократятся почти на столько же, на сколько возросли налоги. [13]

Монетаристы отвергают также кейнсианскую политику увеличения государственных расходов . Они утверждают, что величина совокупного спроса от этого не изменится, так как то, что выигрывает общество от государственных капиталовложений, оно теряет от сокращения частичных инвестиций. Особенно настойчиво монетаристы выступают против программ социально-экономического и культурного характера. В этом наиболее наглядно проявляется реакционный характер монетаризма. [14]

Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Если экспансивная бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь, когда рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими ограничениями предложения денег, то это может вызватй экономический кризис. [15]

Источник

Эффект вытеснения частных инвестиций

Сокращение инвестиций вследствие роста государственных расходов называется вытеснением частных инвестиций. Из изложенного выше видно, что неоклассики считают масштабы вытеснения гораздо большими, чем кейнсианцы.

Государство своей политикой может прямо стимулировать рост инвестиций. Это достигается путем, инвестиционных субсидий, инвестиционного налогового кредита, политики ускоренной амортизации.

Рис. 7.3 Влияние субсидий на инвестиции.

Инвестиционные субсидии, осуществляемые правительством, по сути дела возмещают частным фирмам часть их инвестиционных затрат. Поэтому при заданном уровне ставки процента фирма имеет возможность увеличить инвестирование, что выражается в сдвиге функции инвестиций II в положение I’I’. В результате роста инвестиций возрастает совокупный спрос, а это, в свою очередь, вызывает рост ставки процента. В итоге уровень инвестиций перемещается не в положение I3, а в положение I2, где I2 все же больше, чем I1

Выводы

1. Будучи самостоятельным экономическим субъектом, государство осуществляет расходы и нуждается в доходах.

2. Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов: налоги на доходы, налоги на расходы, налоги на собственность. Неналоговые поступления представляют собой преимущественно прибыли государственных предприятий. Доводы правительства зависят от величины национального дохода и ставки налогообложения. Данная зависимость может быть представлена: Т=tYY.

Читайте также:  Топ майнеров для биткоина

С позиции кейнсианцев сокращение налоговой ставки ведет к сокращению доходной части бюджета.

Сторонники теории предложения утверждают, что рост налоговой ставки приводит к увеличению налоговых поступлений.

Данная ситуация продолжается до того момента, пока есть стимулы к труду, приводящие к росту национального дохода и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Зависимость между ставкой налога и налоговыми поступлениями в бюджет описывается кривой Лаффера.

3. Государственные расходы условно можно разделить на четыре направления: правительственные закупки товаров и услуг (G); государственные инвестиции (1g); трансферты частному сектору (ТR); проценты по государственным долгам (rDY).

4. Превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит, который финансируется путем: а) увеличения количества денег высокой эффективности; б) роста количества облигаций казначейства у населения; в) расходования валютных резервов Центрального банка; г) продажи государственных активов.

Общий бюджетный дефицит делится на: а) первичный (величина, на которую расходы, не связанные с погашением процентов, превышают доходы); б) обслуживание долга (чистые процентные платежи).

Общий дефицит = (G1−T1) + rGD0
первичный дефицит обслуживание долга

где rG — процентная ставка, по которой правительство может брать взаймы и давать в долг, D0 — долг, перешедший из прошлого периода.

5. Через бюджетный дефицит может быть выражено бюджетное ограничение государства, которое формально может быть представлено: Данное уравнение показывает, что сегодняшнее изменение бюджетной политики отразится на завтрашнем состоянии экономики. Так, сокращение налогов без сокращения государственных закупок сегодня приведет к возникновению долга завтра, погасить который возможно либо за счет роста налогов, либо сокращения расходов.

6. Государство оказывает воздействие на потребительские решения домохозяйств через влияние налогов на их многопериодное бюджетное ограничение.

а) В условиях временного роста налогов потребители, стремясь сокращать свой уровень потребления, будут сокращать свои сбережения. Так как налоги и расходы государства возросли на одну и ту же величину (т.е. уровень государственных сбережений остался прежним), то общая величина национальных сбережений, должна сократиться.

б) При долгосрочном характере роста налогов наблюдается сокращение самого перманентного дохода, уменьшение величины потребления, а сбережения остаются неизменными или меняются незначительно.

7. Согласно тождеству Рикардо:

а) частный сектор включает в себя бюджетные ограничения государства;

б) государственный долг не рассматривается как богатство частного сектора;

в) временное изменение структуры налогов не влияет на бюджетные ограничения частного сектора;

г) поскольку частный сектор может беспрепятственно занимать деньги под такие же проценты, что и правительство, то расходование сбережений государства уравновешивается накоплениями частного сектора.

8. На практике фирмы уплачивают налог и получают субсидии, что влияет на принятие оптимальных инвестиционных решений:

а) если рост налогов при сбалансированном бюджете носит долговременный характер, то потребление сократится, а сбережения не изменятся, т.е. объем инвестирования не изменится

б) при временном изменении налогов уровень частных сбережений сокращается, ресурсная основа инвестирования уменьшается, объем инвестиций падает.

9. Сокращение инвестиций вследствие роста государственных расходов называется вытеснением частных инвестиций.

Государство может стимулировать рост инвестиций путем инвестиционных субсидий, инвестиционного налогового кредита, политики ускоренной амортизации.

Источник

Оцените статью