- Превышение инвестиций над доходами бюджета
- Письмо Минфина России от 3 апреля 2017 г. N 02-09-06/21705 Об ответственности за превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений для дефицита бюджета
- Обзор документа
- 14.1. Дефицит бюджета и источники его покрытия
- Почему профицитный бюджет — это плохо? Почему нельзя появившиеся излишки просто распределить в бюджете?
- Профицит бюджета
- О профиците государственного бюджета простыми словами
- Профицит государственного бюджета по странам
- Почему образуется профицит государственного бюджета
- Виды профицита бюджета
- Последствия профицита бюджета
- ТОП-10 стран с профицитом бюджета
- ТОП-10 стран по размеру бюджета
- Бюджетный профицит России
- Бюджетный профицит Украины
- Бюджетный профицит Беларуси
- Зачем нужно знание бюджетного профицита
- Обучение трейдингу в Академии Masterforex-V
Превышение инвестиций над доходами бюджета
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 3 апреля 2017 г. N 02-09-06/21705 Об ответственности за превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений для дефицита бюджета
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу о разъяснении положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Однако Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования актов бюджетного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем Департамент полагает возможным сообщить следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 92.1 Кодекса превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных статьей 92.1 Кодекса ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных Кодексом мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 136 Кодекса при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 Кодекса, и в случаях, предусмотренных главой 30 Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Данной нормой Кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.
При этом в случаях, предусмотренных главой 30 Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на основании уведомления органа государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации в порядке выбора данной бюджетной меры принуждения из предусмотренного пунктом 2 статьи 306.2 Кодекса перечня бюджетных мер принуждения, применяемых к финансовому органу муниципального образования, главному распорядителю средств местного бюджета, распорядителю средств местного бюджета, получателю средств местного бюджета, главному администратору доходов местного бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита местного бюджета, совершившему бюджетное нарушение.
Уведомление органа государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации направляется финансовому органу субъекта Российской Федерации при осуществлении им полномочий по внешнему государственному финансовому контролю (статья 268.1 Кодекса) либо по внутреннему государственному финансовому контролю (статья 269.2 Кодекса).
Внешний и внутренний государственный контроль в отношении финансового органа муниципального образования, главного распорядителя средств местного бюджета, распорядителя средств местного бюджета, получателя средств местного бюджета, главного администратора доходов местного бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита местного бюджета осуществляется в рамках контроля за исполнением ими установленных в соответствии с главой 18 Кодекса бюджетных полномочий соответствующих участников бюджетного процесса при использовании межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (соблюдением целей и условий их предоставления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 92.1 Кодекса дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Кодекса рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении законодательные (представительные) органы, которые не являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля и субъектами бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 Кодекса.
Таким образом превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных статьей 92.1 Кодекса ограничений для дефицита бюджета не влечет применение бюджетных мер принуждения, предусмотренных статьей 306.8 Кодекса.
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Романов |
Обзор документа
Минфин России пояснил, что превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных статьей БК РФ ограничений для дефицита бюджета не влечет применение бюджетных мер принуждения.
Источник
14.1. Дефицит бюджета и источники его покрытия
Бюджетный кодекс определяет, что в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Кодекс также устанавливает предельный уровень дефицита бюджета для каждого уровня бюджетной системы.
Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов доходов и не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Кроме того, кодекс содержит еще одно ограничение, согласно которому текущие расходы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не могут превышать объемов доходов соответствующего бюджета.
На федеральном уровне дефицит определяется как в суммовом выражении, так и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В последние годы федеральный бюджет утверждается без дефицита и даже с превышением доходов над расходами
В 2003 году федеральный бюджет утвержден по расходам в сумме 2 трлн. 345,6 млрд. рублей и по доходам в сумме 2 трлн.
государственного долга и 20,7 млрд. рублей направляются на пополнение финансового резерва.
Финансовый резерв — это средства, аккумулируемые на погашение государственного долга в последующие годы.
На примере нашего условного субъекта РФ с численностью 800 тыс. человек параметры бюджета примерно следующие: расходы определены в сумме 4 млрд. 643 млн. рублей, а доходы в сумме 4 млрд. 418 млн. рублей. Дефицит утвержден 224,7 млн. рублей, что составляет 15 процентов доходов бюджета без учета помощи из федерального бюджета, или 4,8 процента к общим расходам бюджета.
На примере муниципального образования рассмотрим порядок определения параметров возможных расходов. Собственные доходы муниципального образования — города с численность населения порядка 100 тыс. жителей составляют 320 млн. рублей. С учетом требований бюджетного кодекса дефицит не может превышать 10 процентов от доходов, т.е. составит 32 млн. рублей. Финансовая помощь из бюджетов других уровней определена в сумме 100 млн. рублей. Следовательно, расход бюджета данного муниципалитета должны быть определены в следующем размере:
Расх. = Дох. собст. + Дох. фин. пом. + Деф. =320+100+32= 452 млн. рублей.
Если объем планируемых расходов будет превышать определенную выше сумму местному самоуправлению придется или сократить расходы по каким-то статьям или изыскать на муниципальном уровне дополнительные доходы.
Выше уже отмечалось, что если бюджет принимается с дефицитом, в документе, утверждающем бюджет, должны быть определены источники его финансирования.
Для федерального бюджета определены две группы источников финансирования дефициты: внешние и внутренние.
Внешние источники определены в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
Внутренние источники финансирования дефицита определены следующих формах:
кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;
сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько отличаются от федерального уровня и состоят только из внутренних источников в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности субъекта РФ;
изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаются от источников, определенных для субъекта РФ:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней;
поступления от продажи муниципального имущества;
изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций.
Источник
Почему профицитный бюджет — это плохо? Почему нельзя появившиеся излишки просто распределить в бюджете?
Что такое − бюджетный профицит? Это превышение доходов бюджета над его расходами. То есть в государственную казну поступление денежных средств (налоговых, таможенных и других платежей) оказалось выше произведенных расходов (на оборону, социальную сферу, национальную безопасность, инфраструктуру, зарплату).
Плохо это или хорошо? Однозначного ответа нет.
Почему плохо:
- Часть денежных средств изымается из оборота, в экономике страны не участвует. Тем самым замедляются ее темпы роста.
- Иногда профицит образуется за счет роста внешнего долга. То есть, имеется скрытая несбалансированность заемных средств, в связи с нерациональным их привлечением в большом объеме.
- Профицит может указывать на неумелую внутреннюю политику государства.
- Иногда профицит создается по причине непродуманной налоговой политики. Налоговая нагрузка на бизнес растет, а деньги на бюджетных счетах лежат мертвым грузом.
- Бюджет на следующий год составляется с запасом. Появляется резерв на случай непредвиденных финансовых проблем.
- Излишки доходов могут быть направлены на конкретные цели: финансирование крупных инвестиционных проектов, создание финансовой подушки, другие цели.
- К профицитной экономике растет доверие. Это означает, что ценные бумаги растут в цене. Кредиты могут выдаваться по более низкой ставке.
- Давление на бизнес ослабляется. Экономическое развитие происходит быстрее.
За 2019 год сумма неизрасходованных средств в бюджете составила свыше 1 трлн.руб. На заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин назвал эту ситуацию недопустимой. Дал задание кабинету разобраться в причинах, выявить виновников.
Источник
Профицит бюджета
Бюджетный профицит – превышение доходной части госбюджета над расходной. Т.е. ситуация, при которой поступления в казну (налоговые, таможенные, доходы госкомпаний и т.д.) выше, чем расходы (на национальную безопасность и оборону, социальную сферу, зарплаты, инфраструктурные проекты).
О профиците государственного бюджета простыми словами
Госбюджет – это знакомый всем семейный бюджет, только в гораздо большем масштабе. Он аккумулирует все доходы страны (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и прочие налоги, акцизы, таможенные пошлины, полученные кредиты, дивиденды госкомпаний и т.д.), чтобы из этих средств финансировать социальную сферу, оборону, выплачивать зарплаты, строить дороги и мосты, инвестировать в экономически выгодные проекты и т.д.
Например, более 50% акций одного из лидеров нефтяной отрасли компании «Газпром» принадлежит государству. Соответственно более половины начисленных дивидендов уходит в государственную казну. В то же время акции госкомпании торгуются на Московской бирже (фондовая биржа №1 России и №22 по капитализации в мире, подробней в авторском рейтинге Академии Masterforex).
Госбюджет формируется на год вперед, но подлежит коррекции, ведь некоторые доходы и расходы могут измениться в связи со сменой рыночных цен, котировок фондового рынка, экономическим кризисом, сокращением производства и другими факторами.
Если расходы госбюджета оказались меньше доходов, образуется бюджетный профицит. Обратная ситуация – если расходы превышают доходы, называется бюджетным дефицитом.
Итак, профицит бюджета – это ситуация, при которой государство заработало больше, чем потратило.
Профицит государственного бюджета по странам
№ | Государство | Национальная валюта (Тикер) | ЦБ | Доходы ($ млрд.) | Расходы ($ млрд.) | Дефицит или профицит (%, 2017 год) |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Австрия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 197,8 | 201,9 | -2,07 |
2 | Бельгия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 249,7 | 260 | -4,12 |
3 | Беларусь | Белорусский рубль (BYN) | НББ | 22,8 | 22,54 | +1,2 |
4 | Болгария | Болгарский лев (BGN) | БНБ | 19,53 | 20,31 | -3,99 |
5 | Великобритания | фунт стерлингов (GBP) | Банк Англии | 1077 | 1120 | -3,99 |
6 | Венгрия | Венгерский форинт (HUF) | НБ Венгрии | 63,63 | 66,96 | -5,23 |
7 | Германия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 1598 | 1573 | +1,57 |
8 | Греция | Евро (EUR) | ЕЦБ | 95,36 | 98,08 | -2,85 |
9 | Дания | Датская крона (DKK) | НБ Дании | 173,5 | 175,5 | -1,15 |
10 | Эстония | Евро (EUR) | ЕЦБ | 9,77 | 9,89 | -1,22 |
11 | Ирландия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 85,41 | 87,22 | -2,11 |
12 | Испания | Евро (EUR) | ЕЦБ | 492,4 | 535,9 | -8,83 |
13 | Италия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 884,5 | 927,8 | -4,89 |
14 | Исландия | Исландская крона (ISK) | ЦБ Исландии | 9,96 | 9,73 | +2,31 |
15 | Кипр | Евро (EUR) | ЕЦБ | 7,67 | 7,87 | -2,60 |
16 | Латвия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 10,13 | 10,43 | -2,96 |
17 | Литва | Евро (EUR) | ЕЦБ | 21,18 | 21,63 | -2,12 |
18 | Люксембург | Евро (EUR) | ЕЦБ | 27,6 | 27,38 | +0,8 |
19 | Мальта | Евро (EUR) | ЕЦБ | 4,29 | 4,35 | -1,39 |
20 | Молдова | Молдавский лей (MDL) | НБ Молдовы | 2,79 | 3,02 | -8,24 |
21 | Нидерланды | Евро (EUR) | ЕЦБ | 344,8 | 340,2 | +1,34 |
22 | Норвегия | Норвежская крона (NOK) | Норвежский банк | 214,3 | 198 | +7,61 |
23 | Португалия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 92,99 | 96,83 | -4,12 |
24 | Польша | Злотый (PLN) | НБ Польши | 90,8 | 102,2 | -12,55 |
25 | Румыния | Румынский лей (RON) | НБ Румынии | 58,5 | 65,54 | -12,03 |
26 | Россия | Российский рубль (RUB) | Банк России | 253,9 | 287,5 | -13,23 |
27 | Словакия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 37,09 | 38,52 | -3,85 |
28 | Словения | Евро (EUR) | ЕЦБ | 20,2 | 20,97 | -3,46 |
29 | Украина | Гривна (UAH) | НБУ | 35,6 | 38,91 | -9,29 |
30 | Финляндия | Евро (EUR) | ЕЦБ | 136,8 | 140,7 | -2,85 |
31 | Франция | Евро (EUR) | ЕЦБ | 1334 | 1412 | -5,84 |
32 | Черногория | Евро (EUR) | ЕЦБ | 1,62 | 1,95 | -20,37 |
33 | Чехия | Чешская крона (CZK) | НБ Чехии | 83,62 | 83,93 | -0,37 |
34 | Хорватия | Хорватская куна (HRK) | Хорватский НБ | 25,79 | 26,92 | -4,38 |
35 | Швеция | Шведская крона (SEK) | Банк Швеции | 274,8 | 269,9 | +1,79 |
36 | Швейцария | Швейцарский франк (CHF) | НБ Швейцарии | 223,5 | 222,1 | +1,08 |
Океания | ||||||
37 | Австралия | Австралийский доллар (AUD) | РБ Австралии | 461 | 484,9 | -5,18 |
38 | Новая Зеландия | Новозеландский доллар (NZD) | РБ НЗ | 73,2 | 71,9 | +1,78 |
Азия | ||||||
39 | Азербайджан | Азербайджанский манат (AZN) | ЦБ АР | 9,85 | 10,4 | -5,58 |
40 | Армения | Армянский драм (AMD) | ЦБ Армении | 2,53 | 2,91 | -15,01 |
41 | Вьетнам | Вьетнамский донг (VND) | ГБ Вьетнама | 54,59 | 69,37 | -27,07 |
42 | Гонконг | Гонконгский доллар (HKD) | КДУГ | 66,19 | 62,86 | +5,04 |
43 | Грузия | Лари (GEL) | НБ Грузии | 4,26 | 4,85 | -13,84 |
44 | Израиль | Шекель (ILS) | Банк Израиля | 92,82 | 102,1 | -9,99 |
45 | Индия | Индийская рупия (INR) | РБ Индии | 544,4 | 725,0 | -33,17 |
46 | Индонезия | Индонезийская рупия (IDR) | Банк Индонезии | 130,6 | 154,8 | -18,52 |
47 | Ирак | Иракский динар (IQD) | ЦБ Ирака | 63,97 | 76,35 | -19,35 |
48 | Иран | Иранский риал (IRR) | ЦБ Ирана | 77,22 | 86,26 | -11,70 |
49 | Казахстан | Тенге (KZT) | НБ РК | 34,13 | 37,89 | -11,01 |
50 | Киргизия | Сом (KGS) | НБ КР | 2,05 | 2,3 | -12,19 |
51 | Китай | Китайский юань (CNY) | НБ КНР | 3312 | 3787 | -14,34 |
52 | Кувейт | Кувейтский динар (KWD) | ЦБ Кувейта | 52,87 | 61,39 | -16,11 |
53 | Малайзия | Малайзийский ринггит (MYR) | БНМ | 51,23 | 60,26 | -17,62 |
54 | ОАЭ | Дирхам ОАЭ (AED) | ЦБ ОАЭ | 83,44 | 112,4 | -34,70 |
55 | Пакистан | Пакистанская рупия (PKR) | ГБ Пакистана | 45,64 | 59,28 | -29,88 |
56 | Республика Корея | Южнокорейская вона (KRW) | Банк Кореи | 351,6 | 338 | +3,87 |
57 | Саудовская Аравия | Саудовский риял (SAR) | АДО СА | 260 | 294,9 | -13,42 |
58 | Сингапур | Сингапурский доллар (SGD) | ДКУС | 53,4 | 56,49 | -5,78 |
59 | Таджикистан | Сомони (TJS) | НБ Таджикистана | 2,21 | 2,31 | -4,52 |
60 | Таиланд | Тайский бат (THB) | Банк Таиланда | 82,00 | 107,00 | -30,48 |
61 | Туркмения | Новый туркменский манат (TMT) | ЦБ Туркмении | 4,43 | 4,7 | -6,09 |
62 | Турция | Турецкая лира (TRY) | ЦБ ТР | 173,9 | 190,4 | -9,48 |
63 | Узбекистан | Узбекский сум (UZS) | ЦБ РУ | 20,11 | 19,92 | +0,95 |
64 | Филиппины | Филиппинское песо (PHP) | ЦБ Филиппин | 44,74 | 53,55 | -19,69 |
65 | Шри-Ланка | Шри-ланкийская рупия (LKR) | ЦБ ШЛ | 12,64 | 16,66 | -31,80 |
66 | Япония | Японская йена (JPY) | Банк Японии | 1678 | 1888 | -12,51 |
Северная Америка | ||||||
67 | Доминиканская Республика | Доминиканское песо (DOP) | ЦБ ДР | 11,18 | 12,77 | -14,22 |
68 | Канада | Канадский доллар (CAD) | Банк Канады | 623,7 | 657,4 | -5,40 |
69 | Куба | Кубинское песо (CUP) | ЦБ Кубы | 52,36 | 60,57 | -15,67 |
70 | Мексика | Мексиканское песо (MXN) | Банк Мексики | 292,8 | 314,9 | -7,54 |
71 | Панама | Бальбоа (PAB) | НБ Панамы | 12,6 | 13,56 | -7,61 |
72 | США | Доллар США (USD) | ФРС | 6028 | 6807 | -12,92 |
Южная Америка | ||||||
73 | Аргентина | Аргентинское песо (ARS) | ЦБ АР | 123,3 | 161,1 | -30,65 |
74 | Бразилия | Бразильский реал (BRL) | ЦБ Бразилии | 618,8 | 779,5 | -25,96 |
75 | Чили | Чилийское песо (CLP) | ЦБ Чили | 56,73 | 64,89 | -14,38 |
Африка | ||||||
76 | Алжир | Алжирский динар (DZD) | Банк Алжира | 52,08 | 70,74 | -35,82 |
77 | Египет | Египетский фунт (EGP) | ЦБ Египта | 35,54 | 55,09 | -55,00 |
78 | Марокко | Марокканский дирхам (MAD) | Банк Марокко | 26,63 | 30,71 | -15,32 |
79 | Нигерия | Найра (NGN) | ЦБ Нигерии | 13,97 | 22,15 | -58,55 |
80 | Тунис | Тунисский динар (TND) | ЦБ Туниса | 9,39 | 11,61 | -23,64 |
81 | ЮАР | Рэнд (ZAR) | ЮАРБ | 92,38 | 103,3 | -11,82 |
Почему образуется профицит государственного бюджета
Профицит бюджета – явление редкое. Чаще всего наблюдается дефицит госбюджета. Свести дебет с кредитом не удается не только экономически отсталым «банановым республикам», но и таким монстрам экономики как США, Китай и другим.
Простой факт: из стран G7 («Большая семерка», «Группа семи») в 2017 году бюджетный профицит зафиксирован только у Германии (+1,7%), остальные завершили год с превышением расходов над доходами: США -12,92%, Япония -12,51%, Франция -5,84%, Канада -5,40%, Италия -4,89%, Великобритания -3,99%.
На что может пойти правительство страны при бюджетном профиците:
- Увеличить расходы на возникший излишек.
- Перебросить излишние средства на расходы следующего года.
- Пополнить золотовалютный резерв (ЗВР), купив иностранную валюту или золото.
Виды профицита бюджета
Экономисты делят профицит бюджета на:
- Первичный бюджетный профицит.
- Вторичный бюджетный профицит.
Первичный бюджетный профицит учитывает расходы из казны без учета обслуживания долга, т.е. без возврата тела кредита и процентов по займам. Соответственно вторичный бюджетный профицит – это баланс казны уже со всеми расходами, включая оплату по внутреннему и внешнему долгу.
Последствия профицита бюджета
Как бы это странно ни звучало, но у профицита бюджета есть минусы.
«Как же так, неужели зарабатывать больше, чем тратить, может быть хуже, чем тратить больше, чем зарабатывать?», — воскликнет не связанный с экономикой человек.
Для семейного бюджета это так, ведь не нужно «затягивать пояса» или влезать в кредиты и вздрагивать при одном упоминании коллекторов, если вовремя не погасить долг.
Вот что говорят экономисты о минусах и плюсах профицита бюджета.
Минусы бюджетного профицита:
- Бюджетный профицит может сигнализировать о чрезмерно жесткой государственной экономической политике, например, о госрегулировании цен и других методах, популярных среди избирателей, но настороженно принимаемыми инвесторами.
- Бюджетный профицит может понизить ликвидность кредитно-финансовых учреждений, сократить оборотные средства в экономике страны.
- Английский экономист Джон Мэйнард Кейнс назвал профицит бюджета ограничивающим развитие экономики. Излишек денег в казне государство могло бы направить на увеличение закупок, что привело бы к росту производства, сокращению безработицы и как итог – росту ВВП. По его мнению, умеренный, контролируемый правительством дефицит лучше профицита влияет на экономику в перспективе.
Плюсы бюджетного профицита:
- Из-за отсутствия необходимости брать кредиты не растет госдолг.
- Излишек средств можно направить на пополнение ЗВР.
Простой вопрос: по вашему мнению, более мощная экономика США с бюджетным дефицитом -12,92% (2017 год) или Беларуси с бюджетным профицитом +1,25 (2017 год)?
ТОП-10 стран с профицитом бюджета
При оценке бюджета экономисты часто выводят дефицит или профицит не по прямому соотношению расходы/доходы, а по отношению получившейся разницы к ВВП, поскольку так лучше видно, какое давление оказывается на экономику.
Как мы уже отметили, стран с бюджетным профицитом меньше, чем государств с отрицательным сальдо.
ТОП-10 стран по профициту бюджета (% к ВВП, 2017 год):
2. Каймановы острова — +6,2.
4. Лихтенштейн — +1,6.
5-6. Гонконг и Сейшелы — по +1,0.
7-8. Швеция и Исландия — по +0,9.
9-10. Германия и Новая Зеландия — по +0,7.
13. Беларусь — +0,5.
- Макао – район КНР с особыми экономическими правами, 70% дохода его бюджета приносит запрещенный «на материке» игорный бизнес. При этом у самого Китая – второй экономики мира – бюджет дефицитный.
- Каймановы острова – заморская территория Великобритании. Это
- известный офшор, в который выводят капиталы бизнесмены РФ, Украины, США и многих других стран из-за льготного налогообложения. При населении порядка 62 тыс. жителей (в пять раз меньше белорусского Бреста, в 2,5 раза меньше российского Пятигорска и идентичного украинскому городу Коломыя) на Каймановых основах почти 100 тыс. компаний (более 1,5 компании на каждого жителя!), полтысячи банков, 5 тыс. ПИФов. Однако 70% ВВП обеспечивают совсем не офшоры, а туризм.
- Сейшельские острова, основной экспортный товар которых … консервированный тунец (около 92%). Как и Каймановы острова Сейшелы – офшорная зона и популярный среди туристов курорт. Туризм обеспечивает треть внутреннего валового продукта.
ТОП-10 стран по размеру бюджета
ТОП-10 стран с самым большим госбюджетом (2019 год):
1. США – $3,422 трлн.
2. КНР – $2,948 трлн.
3. ФРГ – $1,334 трлн.
4. Франция – $1,252 трлн.
5. Великобритания – $1,066 трлн.
6. Япония – $933 млрд.
7. Италия – $845 млрд.
8. Бразилия – $616 млрд.
9. Канада – $550 млрд.
10. Австралия – $445 млрд.
15. Россия – $304 млрд.
57. Украина – $39 млрд.
60. Казахстан – $36 млрд.
Госбюджет выше 1 триллиона долларов только у 5-ти государств. Кроме Китая остальные это США и их близкие союзники. Остальные страны в первой десятке тоже близкие союзники Вашингтона.
Бюджетный профицит России
Российский бюджет в разные годы был и дефицитным, и профицитным. Наиболее тяжелые периоды для бюджета РФ – глобальные кризисы. Поскольку в значительной степени наполнение казны зависит от продажи природного газа, нефти URALS, бензина, дизеля, падение цен на них на товарном и фьючерсном рынке, что характерно любому кризисному периоду (спрос резко понижается), оборачивается недопоступлениями. Как итог – большой бюджетный дефицит.
С 2007 по 2018 годы профицит бюджета РФ зафиксирован 4 раза – в 2007-2008 годах, 2011 и 2018 году.
Бюджетный профицит РФ в 2007-2018 годах (в %, по данным единого портала бюджетной системы РФ):
2007 – +23,06;
2008 – +18,43;
2011 – +3,89;
2018 – +14,09.
Бюджетный профицит Украины
Украинский бюджет в отличие от российского за аналогичный период времени ни разу не был профицитным.
Минимальный дефицит бюджета Украины (за период 2008-2018):
-4,23% в 2008 году;
-5,79% в 2017 году;
-5,97% в 2011 году.
Максимальный дефицит бюджета Украины (за период 2008-2018):
-26,14% в 2010 году;
-20,50% в 2014 году;
-19,96% в 2013 году.
Бюджетный профицит Беларуси
В 2017 году бюджет Беларуси был сведен с профицитом 0,5% к ВВП, что поставило ее на 13-е место среди всех стран с профицитным бюджетом. Если взять соотношение не к ВВП, профицит бюджета Беларуси в том году составил +1,2% (доходы – 22,8 млрд. рублей, расходы – 22,54 млрд. рублей).
На 2020 год правительство подготовило бюджет уже с дефицитом -4%. При ожидаемых доходах 24,4 млрд. рублей, запланированные расходы составят 25,4 млрд. рублей, т.е. на 1 млрд. рублей больше.
Зачем нужно знание бюджетного профицита
- Политики и чиновники бюджетный профицит используют для пропаганды, показывая, насколько успешно они управляют государством. Но вспомним Джона Мэйнарда Кейнса, который назвал профицит бюджета не таким хорошим для экономики страны, чем дефицит.
- Для Центральных банков – чтобы повышать или понижать (или не менять) ключевую ставку, влияющую на размер процентов банковских кредитов (смотрите таблицу ключевые ставки Центробанков мира).
- Для валютного рынка (форекс и биржи) данные по профициту бюджета или его дефициту – сигнал для формирования бычьего или медвежьеготренда, так как может привести к эмиссиифиатных денег, росту внешнего долга, соответственно инфляции и девальвациинациональной валюты к доллару США, британскому фунту, швейцарскому франку, евро, иене и другим резервным валютам.
- Для международных доноров (Всемирный банк, МВФ, ЕБРР и др.) – как сигнал о скором обращении к ним за выделением кредита на льготных условиях (детальней в статье: Кредиторы или кому население планеты должно $244 трлн).
- Для фондового рынка – не пришло ли время пересмотра котировок национальных ценных бумаг и деривативов.
- Для инвесторов и акционеров – пора заводить или выводить капитал в связи с изменением доходности вложений в USD и EUR.
- Для крупных инвестиционных фондов – стоит ли пересмотреть инвестиционные портфели, добавив или удалив финансовые активы и квазиденьги.
Для аналитиков разбор государственного бюджета – один из важных показателей экономического состояния государства в текущий момент и оценки его потенциала.
Для фундаментального анализа также важны ВВП, размер внешнего долга, уровень безработицы и инфляции, размер ЗВР и другие факторы. Но это лишь часть необходимых знаний.
Обучение трейдингу в Академии Masterforex-V
Грамотный анализ рынка – это объемная работа, без которой трейдеру, не будем обнадеживать, не стоит рассчитывать на стабильный профит.
В Академии Masterforex-V обучение трейдингу проводят только успешные практикующие трейдеры, в отличие от многих «учителей форекса» знающих не только на теории, но и на практике, как быть успешным на длинной дистанции.
Академия выставила в свободный доступ некоторые из своих авторских материалов:
Кликните на ссылку снизу и начните свое обучение прямо сейчас!
С уважением, wiki Masterforex-V — курсы бесплатного (школьного) и профессионального обучения Masterforex-V для работы на форексе, фондовых, фьючерсных, товарных и криптовалютных биржах.
Источник