Преимущества города для инвестиций

Умные устойчивые города: почему в них нужно инвестировать

Между 2014 и 2050 годами городское население во всем мире вырастет на 63%. И для этого населения уже сейчас необходимо подготовить экономически и экологически устойчивую инфраструктуру.

Концепция умного города предполагает широкое использование новейших технологий во всех сферах городской жизни. Среди них — интернет вещей и сенсорные сети, облачная обработка данных, открытые массивы данных, публичный блокчейн. Они помогают городским службам оперативно реагировать на экстренные ситуации, стимулировать участие граждан в управлении, выявлять нехватку или избыток ресурсов, проверять происхождение товаров. Цифровая экосистема cможет объединить различные системы городской инфраструктуры — энергоснабжение, водоснабжение, канализацию, транспорт, и обеспечить их оптимизацию в интересах жителей. В идеальной модели “умного города” городские службы и домохозяйства объединены в единую сверхсистему, способную к самоуправлению и быстрой адаптации.

«Умные города» стали одним из ответов на вызовы и возможности, создаваемые быстрой урбанизацией и технологическим прогрессом. Именно в городах производится 80% мирового ВВП и концентрируется больше всего финансовых и интеллектуальных ресурсов. К 2030 году ожидается появление не менее 13 новых мегаполисов вдобавок к 28 существующим сегодня. Самые быстрорастущие городские центры насчитывают около миллиона жителей и расположены в странах с низким и средним уровнем дохода в Азии и Африке, которая с 2020 по 2050 станет регионом с наиболее быстрой урбанизацией.

Это создает беспрецедентные проблемы для окружающей среды и благополучия человека: именно на города приходится 70% антропогенных выбросов углекислого газа, приводящих к изменению климата. С одной стороны, мы наблюдаем рост потребления энергии и воды, высокие требования к санитарии, образованию, здравоохранению, жилью, транспорту и госуслугам. С другой, многие горожане до сих пор лишены необходимых удобств (так, в 2015 году 828 миллионов человек жили в трущобах, где не было таких базовых услуг, как водопровод и канализация, и ежегодно население трущоб вырастает на 6 млн человек). Устаревшие транспортные системы мегаполисов с трудом справляются с обеспечением мобильности горожан: пробки и загрязнение воздуха считаются неотъемлемыми атрибутами большого города. Именно на города приходится 70% антропогенных выбросов углекислого газа, приводящих к изменению климата.

Необходимость ответить на эти вызовы в рамках Целей устойчивого развития ООН создает предпосылки для инвестиций в развитие умных устойчивых городов, а вместе с ними — самых передовых технологий, которые помогут мегаполисам справиться с растущей нагрузкой на городские службы и социальную сферу.

В октябре 2015 года Международный союз электросвязи (ITU) и Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций разработали определение для умных устойчивых городов: «Умный устойчивый город — это инновационный город, который использует информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и другие средства для улучшения качества жизни, эффективности функционирования города, услуг и конкурентоспособности, отвечая потребностям нынешнего и будущих поколений с учетом экономических, социальных, экологических, а также культурным аспектов». Среди экспертов всё чаще звучит мнение о том, что город не может считаться по-настоящему “умным”, не будучи ориентированным на благополучие всех своих жителей.

Читайте также:  Пути повышения доходности торговых предприятий

Умные города — это быстрорастущий рынок. В 2016 году его капитализация оценивалась в $563,36 млрд, сегодня она превышает $900 млрд а к 2025 году может достичь $2.57 трлн, что создает огромный спрос на технологические решения, финансы и человеческий капитал.

Рынок умных устойчивых городов можно разделить на семь крупных сегментов: управление и образование, транспорт, строительство, здравоохранение, инфраструктура, безопасность и энергетика. На сегодняшний день наибольшая доля капитализации приходится на “умное управление”. Многие страны уже сейчас предоставляют административные услуги жителям с помощью цифровых технологий. К сферам “умного города” можно добавить и финансовые технологии, упрощающие движение средств между гражданами и предоставляющие им более выгодные по сравнению с традиционными финансовые инструменты.

Ключевыми участниками рынка решений “умных городов” являются известные корпорации: ABB Group, Accenture, Cisco Systems, Schneider Electric, Siemens, IBM Corp., General Electric и Microsoft. Такие компании, как Hitachi, Honeywell International Inc, Intel, Oracle, Huawei Technologies Ltd и Johnson Controls также находятся на переднем крае разработки интеллектуальных городских решений. С другой стороны, “умные города” — это благодатная нива для технологических стартапов, изобретателей и молодых предпринимателей.

Наиболее известен среди умных устойчивых городов мира Сингапур, осуществивший ряд масштабных инициатив по повышению качества, охвата и использования технологий ИКТ по всему городу. Один из таких проектов — Сингапурская национальная широкополосная сеть нового поколения (Next Gen NBN), созданная в рамках многостороннего проекта Intelligent Nation 2015. Ее функционирование обеспечивают 20 компаний.

Соединив весь город широкополосной сетью со скоростью до одного гигабита в секунду (один Гбит / с) Next Gen NBN позволяет пользователям наслаждаться быстрым и качественным интернетом по ценам, сопоставимым с ADSL и кабельным подключением. Кроме того, доступ к сверхскоростному широкополосному интернету, повышает производительность и конкурентоспособность компаний. Сегодня к сети подключено более 95% домов и предприятий Сингапура — всего 1,1 абонентов.

Отдельные технологические направления, которые находят или могут найти широкое применение в умных городах, уже сегодня показывают высокий потенциал к росту.
Согласно прогнозам Сisco, рынок информационных продуктов для инфраструктуры “умного города” достигнет не менее 32 млрд евро в течение ближайших 10 лет и что в указанный период глобальная потребность в инвестициях достигнет в указанном секторе около 980 млрд евро. Intel считает, что через десять лет капитализация одного только Интернета вещей достигнет $1,5 трлн.

Если говорить о низкоуглеродной экономике, то инвестиционные возможности, открытые Парижским климатическим соглашением, в исполнение которого вовлечены умные устойчивые города, составляют, по оценке Bloomberg New Energy Finance, $12 трлн. Подсчитано, что применение цифровых технологий в городской инфраструктуре способно сократить на 15% выбросы парниковых газов в общемировом масштабе к 2020 году и сэкономить для мировой экономики 600 млрд евро. Самые наглядные примеры таких решений — это системы освещения, объединённые с сенсорами движения; дроны, собирающие данные о качестве воздуха и воды в заданных точках; системы пассивного охлаждения в зданиях, приложения, предлагающие альтернативные маршруты в зависимости от загрузки дорог.

Умный устойчивый город — благоприятная среда для дальнейшего возникновения таких революционных бизнес-идей, как блокчейн, Uber, Airbnb, которые сегодня меняют в глобальном масштабе стиль жизни людей и их модель потребления товаров и услуг. А его ориентация на социальную и экологическую ответственность задает направление, в котором должен развиваться бизнес. И в случае успеха проект умного города создаст тренд, которому захочется следовать и другим городам.

Читайте также:  Метод связанных инвестиций для определения коэффициента капитализации

Разумеется, не все новые технологии станут востребованы и коммерчески успешны, но инвестиции в сектор будут стимулировать как активность инноваторов, так и конкуренцию, что даст возможность заявить о себе самым талантливым. Этому будет способствовать и формирование комфортной среды, в которой хотелось бы работать каждому, и доступность финансовых инструментов для cтартапов. А значит — перед нами тот случай, когда “деньги притягивают деньги”.

Источник

Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения

Правительство России призывает инвесторов к увеличениям вложений в регионы, однако, особой активности пока не наблюдается. Власть предлагает поощрительные механизмы для администраторов в регионах с целью стимулирования инвестиционных процессов в отдельных субъектах.

Если учесть, что наши инвестиции представляют собой финансовые средства из офшоров, то и методы стимулирования аналогичные. Михаил Мишустин заявил, что будут списываться бюджетные кредитные обязательства регионов на размер предполагаемых налогов (бюджетных доходов) от внедренных инвестиционных проектов.

Но как вычислить размер этих доходов? Когда реально будет списание?

Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?

Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?

На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.

В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:

— улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),

— устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,

— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)

Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов. Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.

Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.

В настоящее время региональное инвестирование

вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории. Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка. Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).

Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.

Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами. Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских. Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.

Читайте также:  Тинькофф инвестиции для macbook

Для определения необходимости вложения капитала в конкретный регион инвестор, как правило, изучает его экономическую привлекательность: имеет значение жизненный уровень граждан, населяющих данную территорию, уровень цен, степень занятости населения, среднемесячный доход, объем производства и т.д. Все эти показатели связаны между собой. Кроме этого, важное значение имеют местные законодательные документы, установленные ставки по налогам, степень защищенности от разного рода рисков, отношение местных властей к инвестиционной деятельности.

В некоторых регионах

ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы. Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.

Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.

А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона. Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально. Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.

По статистике, кроме нескольких регионов (Краснодарский край, респ. Татарстан, г. Санкт-Петербург, Московская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская, Ленинградская, Белгородская области) где инвестиционные риски относительно невысокие, в остальных регионах России картина не такая оптимистичная. В любом случае, для привлечения капитала в регионы необходимо использовать все возможные механизмы (к примеру, специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д.).

Целью государственного регулирования

социальных инвестиций регионов является обеспечение определенного равновесия во взаимодействии государства, населения и инвесторов при улучшении жизненного уровня. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: государство, зарубежные инвесторы, организации (как коммерческие, так и некоммерческие), частные инвесторы.

Государственные инвестиции направлены на развитие различных отраслей экономики, получить которые представители малого бизнеса могут в двух случаях:

— на создание собственного бизнеса (для разных регионов размер субсидий варьируется от 50 до 90 тысяч рублей. В России это делают центры занятости),

— на развитие своего дела, получение субсидий порядка 300 тысяч рублей (это задача министерства экономического развития).

В любом случае, необходимо активно действовать, так как на фоне дефицита бюджета (как федерального, так и регионального), увеличения безработицы, снижения доходов граждан — привлечение инвестиций в регионы является показателем эффективной работы региональных властей. Не имеет значения какие инвесторы (иностранные либо отечественные), главное, чтобы поднялся уровень жизни в регионах, развивалась региональная экономика, создавались новые рабочие места и т.д.

Источник

Оцените статью