Преференции для привлечения инвестиций

Состав льгот и преференций для бизнеса будет зависеть от объема вкладываемых инвестиций

SergeyNivens / Depositphotos.com

Президент РФ 1 апреля 2020 г. подписал Федеральный закон № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», которым предусмотрено, что для участия в инвестиционной деятельности заявитель, которым может стать как физлицо, так и юрлицо (группа юрлиц), осуществляющее инвестиционную и (или) хозяйственную деятельность, а также иностранный инвестор, вправе направить в уполномоченные органы госвласти субъекта (на территории которого планируется реализация инвестиционного проекта) заявление об участии в таком проекте в порядке частной или публичной проектной инициативы, форма и порядок подачи которого дополнительно будет разработана Правительством РФ. Такое заявление и приложенные к нему документы планируется подавать в форме электронных документов, подписанных электронной подписью через личный кабинет.

Соглашение о защите и поощрении инвестиций предполагает реализацию инвестиционного проекта в одной из сфер экономики, за исключением следующих видов деятельности: игорного бизнеса, по производству табачной, алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи сырой нефти и природного газа, оптовой и розничной торговли, деятельности финансовых организаций, строительства деловых, торговых центров и жилых домов.

Устанавливается порядок заключения такого соглашения по инициативе инвестора (частная проектная инициатива). Для реализации проектной инициативы в указанном порядке заявитель должен будет, помимо заявления, представить проект самого соглашения о защите и поощрении капиталовложений по утвержденной форме, согласие органов местного самоуправления на заключение такого соглашения, информацию о заявителе (включая финансовую отчетность за последний год), бизнес-план с описанием проекта, размерами капиталовложений и сроками об их внесении, финансовую модель проекта, решение заявителя о капитальных расходах в рамках проекта (без учета расходов на проектно-сметную документацию, проектно-изыскательских, геологоразведочных работ), разрешение на строительство (если оно предполагается), перечень объектов, затраты на создание которых планируется возместить за счет средств бюджетов бюджетной системы, предложение о выборе нормативных правовых актов, которые не подлежат применению, а также справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам. В случае, если заявитель уже осуществляет инвестиционную деятельность на основании ранее заключенного договора (связанный договор), его копию необходимо приложить к заявлению. Правительством РФ могут быть установлены иные документы. Для иностранных инвесторов содержится требование по переводу таких документов на русский язык и их актуальности на дату рассмотрения заявления. Срок рассмотрения такого заявления составляет до 45 дней (30 дней – при отсутствии ходатайства об учете связанного договора).

Публичная проектная инициатива предусматривает объявление на специальном сайте федеральными органами власти или органами власти субъектов РФ о планировании ими инвестиционных проектов с заключением соглашений о защите и поощрении капиталовложений путем публикации соответствующих деклараций. В указанной декларации указываются меры господдержки при наличии подтверждения источников такой господдержки со стороны федерального финансового органа или финансового органа субъекта РФ. Также должны содержаться требования к инвестиционному проекту (описание, целевые показатели, параметры товаров, работ, услуг, производимых или создаваемых в рамках реализации инвестиционного проекта), минимальный размер капиталовложений, меры господдержки и условия их предоставления, планируемое возмещение затрат и другие условия.

Проект будет рассматриваться на конкурсной основе. Требования к содержанию заявок и приложенным документам определены такие же как и к заявкам и документам по реализации частной проектной инициативы. Победителем в конкурсе на участие в публичной проектной инициативе будет являться участник, предложивший наибольший объем капиталовложений, наименьший объем мер господдержки (либо их отсутствие) и кратчайшие сроки реализации проекта при наиболее высокой эффективности.

В случае заключения соглашения в течение установленных законом сроков (стабилизационная оговорка) в отношении организации, реализующей инвестиционный проект, не должны применяться отдельные положения законодательства РФ и решения госорганов и органов местного самоуправления, ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта. Каждое публично-правовое образование, являющееся его стороной, обязано будет обеспечить инвестору неприменение в его отношении отдельных актов (решений) соответствующих органов госвласти, которые будут изданы, а муниципальное образование – актов органов местного самоуправления. При этом инвестор вправе требовать неприменения таких актов при реализации инвестиционного проекта.

Ухудшающими условия ведения предпринимательской деятельности признаются акты, увеличивающие сроки и количество процедур для реализации инвестиционного проекта, а также платежей по ним, устанавливающие дополнительные требования и запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта. Предусматриваются основания для неприменения в отношении инвесторов принятых органами госвласти (в том числе субъектов РФ) актов в течение установленных законом сроков. Например, не должны применяться акты, изменяющие меры господдержки (их сроки и объемы) в части условий по вопросам пользования земельными участками, по вопросам изменения порядка осуществления градостроительства в отношении соглашения, где стороной является субъект РФ и объем капиталовложений инвестора составляет не менее 200 млн руб. и не более 1 млрд руб., а если стороной является г. Москва или г. Санкт-Петербург – не менее 200 млн руб. Для новых инвестиционных проектов в сфере здравоохранения, образования, физкультуры и спорта такой порог составляет не менее 250 млн руб., в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства – не менее 500 млн руб., для обрабатывающего производства – не менее 1,5 млрд руб., для новых проектов в иных сферах экономики – не менее 5 млрд руб.

Если объем капиталовложений будет составлять не менее 10 млрд руб. к указанным пунктам неприменяемых актов по изменению законодательства, ухудшающих условия ведения бизнеса, добавится одна категория на выбор: по увеличению ставок вывозных таможенных пошлин, ставок экосбора или ставок по использованию лесных ресурсов. Так называемая, стабилизационная оговорка устанавливает сроки действия для каждого вида проекта и действующих для него фиксированных условий (в зависимости от объема вложенных инвестором средств): для проектов с объемом капиталовложений до 5 млрд руб. – не более 6 лет, от 5 млрд до 10 млрд руб. – не более 15 лет, от 10 млрд руб – не более 20 лет.

Предусматриваются меры господдержки инвестиционных проектов в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений в виде возмещения за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ затрат на создание, реконструкцию объектов обеспечивающей или сопутствующей инфраструктур и уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания, модернизации, реконструкции объектов обеспечивающей или сопутствующей инфраструктур, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности. Объем возмещаемых затрат не может превышать 50% фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры и 100% – для объектов сопутствующей инфраструктуры. Предусматриваются также предельные сроки для возмещения затрат.

Закон устанавливает порядок заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, порядок его расторжения, а также порядок рассмотрения споров и ответственность по договору. Такое соглашение может быть заключено в период не позднее 1 января 2030 года. А не позднее 1 апреля года, следующего за годом, в котором наступил срок реализации очередного этапа проекта, уполномоченный орган федеральной власти должен представлять Правительству РФ отчет.

Основные положения закона вступили в силу с момента его опубликования, то есть с 1 апреля. До введения в действие соответствующей информационной системы заявления и документы на участие в инвестиционных проектах в течение года после вступления в силу закона подлежат приему госорганами на бумажных носителях с подписями, составленными от руки.

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 70-ФЗ внесены корреспондирующие изменения в ст. 5 части 1 Налогового кодекса. Закон гарантирует для организации, которая является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, сохранение стабильных налоговых условий в течение всего периода действия этого соглашения при наличии о нем сведений в реестре, который ведет Казначейство России. В отношении налогоплательщиков-инвесторов не будут применяться положения последующих актов законодательства, изменяющие порядок определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Для того, чтобы обеспечить возможность предоставлять юрлицам субсидии на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными ими капитальными вложениями, были внесены соответствующие поправки и в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от апреля 2020 г. № 71-ФЗ 1 ).

Читайте также:  Самодельный закрытый корпус для майнинга

1 С текстом Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202004010032).

Источник

Минэкономразвития предложило пакет новых льгот для розничных инвесторов

Минэкономразвития совместно с представителями бизнеса подготовило пакет предложений по привлечению частного капитала, в том числе розничных инвесторов, в новые инвестпроекты. Предложения изложил в письме первому вице-премьеру Андрею Белоусову первый заместитель министра экономического развития Андрей Иванов, сообщает VTimes.

Издание ознакомилось с содержанием письма, его подлинность подтвердили два федеральных чиновника. В послании отмечается, что достичь целевого объема инвестиций в основной капитал невозможно только за счет активизации действующих инструментов поддержки инвесторов. Министерство предложило привлекать капитал с фондового рынка с использованием индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). С этой целью предложено сократить срок владения ценными бумагами для получения права на инвестиционный налоговый вычет по НДФЛ с 3 лет до года и снять ограничение на размер взносов (действующий лимит — 1 млн рублей в год). Это позволит вовлечь в систему ИИС крупных инвесторов.

Также в письме Иванова Белоусову предлагается:

  • Исключить двойное налогообложение при выплате пайщикам дохода из инвестиционного фонда, сформированного дивидендами, с которых ранее был удержан налог.
  • Ввести регрессивную шкалу налога на дивиденды для физических лиц, инвестирующих в акции на длительный срок: более 3 лет — дивиденд облагается НДФЛ по ставке 8%, более 5 лет — по ставке 3%, более 7 лет — по ставке 0%. Для вложений свыше 100 млн рублей в акции могут быть предусмотрены иные условия.
  • Вывести из-под НДФЛ купоны по облигациям, выпускаемым для финансирования инвестпроектов с участием государства или концессий.
  • Отменить НДС при продаже банками физическим лицам инвестиционных драгоценных металлов.
  • Отменить НДФЛ с курсовой разницы, образующейся при переоценке валютных финансовых инструментов (акций, долей, облигаций и др.).
  • Уменьшать доходы инвестора — физического лица на сумму убытка по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, полученного в прошлых налоговых периодах, непосредственно при выплате ему дохода профучастником рынка.
  • Освободить от НДФЛ нереализованную вариационную маржу по производным финансовым инструментам.
  • Расширить применение инструментов хеджирования в период существенных колебаний валютных курсов и цен на товары, закрепив возможность признания в общей налоговой базе финансового результата по срочным сделкам, заключенным с уполномоченными банками, без необходимости обоснования хеджирующего характера сделок.
  • Освободить от НДФЛ нереализованную вариационную маржу по производным финансовым инструментам.
  • Разрешить выпуск паев ПИФа в форме цифровых финансовых активов.

Профессор Высшей школы экономики, бывший первый заместитель председателя Центробанка Олег Вьюгин отметил в беседе с изданием, что многие из предложений разумны и справедливы, поскольку устраняют недостатки действующего порядка налогообложения инвесторов. «Об отмене НДС при продаже населению драгметаллов говорят давно. На ценные бумаги, к примеру, такого налога нет, поэтому НДС на операции с драгметаллами действительно несправедлив и может отталкивать инвесторов. Есть несправедливость и в налоге с валютной переоценки: все же основная цель инвестиций в иностранные активы — это получение дохода в валюте, а не заработок на курсовой разнице», — сказал Вьюгин. Он также назвал разумной предложение об уменьшении дохода инвесторов на сумму убытка прошлых лет, как это делается для юридических лиц.

Профессор ВШЭ отметил, что сокращение срока владения ценными бумагами для получения права на вычет с 3 лет до года поощрит спекулянтов, а не фундаментальных инвесторов. «Куда разумнее в этом смысле выглядит регрессивная шкала налогообложения дивидендов, которая как раз помогла бы удлинить горизонт инвестирования, хотя непонятно, как это может быть сделано технически», — сказал Вьюгин. Он добавил, что видит большие перспективы у выпуска паев в формате цифровых финансовых активов. «ЦБ уже обсуждает цифровой рубль, вполне возможно, что после этого дойдет и до цифровых паев», — добавил собеседник издания.

По словам Вьюгина, налоговые преференции могут воодушевить инвесторов, но способствовать резкому росту частных инвестиций. «По моему опыту, если человек не инвестирует, это обычно происходит не из-за налогов, а потому что он не готов принимать на себя такой риск или предпочитает другие способы вложений, например в недвижимость», — отметил бывший зампред ЦБ.

Источник

Инвестиционные преференции: от А до Я (Э. Арыстанов, юрист Департамента «Налоговое право» Юридической фирмы GRATA, магистр Центра Европейского права КазГЮУ)

В наиболее широком смысле слово «инвестиции» означает: «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем». Два фактора обычно связаны с данным процессом — время и риск. Отдавать деньги приходится сейчас и в определенном количестве. Вознаграждение поступает позже, если поступает вообще, и его величина заранее неизвестна. Автор статьи юрист Департамента «Налоговое право» Юридической фирмы GRATA, магистр Центра Европейского права КазГЮУ Э. Арыстанов рассматривает действующую системы инвестиционных преференций Республики Казахстан.

В результате одним из ключевых факторов при выборе объекта инвестирования выступает наличие благоприятных условий, иными словами преференций, создаваемых государствами с целью стимулирования капиталовложений. В зависимости от объемов и значимости подобных преференций инвестор решает идти на риск либо, напротив, отказывается от идеи расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем. Таким образом, в настоящей статье мы рассмотрим действующую системы инвестиционных преференций Республики Казахстан, а именно: виды и их особенность, перечень документов, подаваемых в уполномоченный орган для получения инвестиций, порядок их рассмотрения, а также и связанные с этим риски. В дополнение отметим, что при подготовке статьи, были организованы устные консультации с представителями Комитета по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан и получено подтверждение верности излагаемых выводов.

На сегодняшний день в Республике Казахстан предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

1) инвестиционные налоговые преференции

2) освобождение от обложения таможенными пошлинами

3) государственные натурные гранты

Вышеизложенные инвестиционные преференции предоставляются посредством заключения контракта с уполномоченным органом.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Положения о Комитете по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года № 1237 уполномоченным органом в сфере инвестиций является Комитет по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан (далее — «Комитет по инвестициям»), в компетенцию которого входит рассмотрение документов, подаваемых инвесторами, на предмет соответствия условиям, предъявляемым законодательством Республики Казахстан в сфере инвестиций.

Инвестиционные налоговые преференции:

Согласно статье 138 Налогового кодекса инвестиционные налоговые преференции предоставляют собой освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога либо предоставления права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода налогоплательщиков — юридических лиц, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, освобождения таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по вновь введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, а также освобождения от уплаты земельного налога по земельным участкам, используемым для реализации инвестиционного проекта. Согласно пункту 2 статьи 14 Закона об инвестициях Правительство Республики Казахстан по каждому приоритетному виду деятельности утверждает максимальные объемы и сроки действия инвестиционных налоговых преференций, предоставляемых Комитетом по инвестициям. Так 8 мая 2003 года постановлением Правительства Республики Казахстан «О некоторых вопросах реализации Закона Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 мая 2003 года № 436 (далее — «Постановление об инвестициях») была утверждена таблица (далее — «Таблица № 1»), устанавливающая максимальные объемы и сроки действия налоговых преференций, методику определения которых мы рассмотрим в следующем примере.

Читайте также:  1 год освоение инвестиций

Пример: Для ясности методики исчисления объемов и сроков действия налоговых преференций, рассмотрим пример иностранного инвестора решившего вложить деньги в постройку на территории Республики Казахстан завода по производству резиновых и пластмассовых изделий. Предположим, что на эти цели инвестор планирует вложить 100 млн. долларов США (объем инвестиций в фиксированные активы).

Располагая необходимой информацией в отношении объема и вида планируемой инвестиционной деятельности, можно обратиться к следующей таблице:

Объемы инвестиций в фиксированные активы по приоритетным видам деятельности, МРП (млн.)

Сроки действия налоговых преференций, лет

По корпоративному подоходному налогу

По налогу на имущество

По земельному налогу

Производство резиновых и пластмассовых изделий

Производство резиновых изделий

Производство пластмассовых изделий

До 1 518 000000 т. включительно

От 1 518 000000 т. до 3 037 000000 т. включительно

От 3 037 000000 до 15 184 000000 т. включительно

Максимальный объем инвестиций 15 184 000000 т.

От 15 184 000000 т. до 16 936 000000 т. включительно

От 16 936 000000 т. до 18 688 000000 т. включительно

От 18 688 000000 т. до 20 440 000000 т. включительно

От 20 440 000000 т. до 22 192 000000 т. включительно

Свыше 22 192 000 000 т.

Из таблицы видно, что инвестиции в 100 млн. долларов США, т.е. 12 150 000 000 тенге (100 млн. долларов США х 121.5 курс тенге = 12 150 000 000 тенге) подпадают под третью графу таблице. В результате инвестор при общем объеме инвестиций в 100 млн. долларов США в производство резиновых и пластмассовых изделий, может рассчитывать на следующие инвестиционные преференции:

· По корпоративному подоходному налогу — от 1 до 5 лет право на вычеты или 5 лет полного освобождения;

· По налогу на имущество и земельному налогу — 5 лет соответственно.

Определившись с порядком определения сроков налоговых преференций, перейдем к следующему немаловажному вопросу: «С какой даты начинается исчисление срока налоговых преференций, ведь процесс реализации инвестиционного проекта достаточно продолжительный?».

Важность данного вопроса становится очевидной ближе к завершению 5 летнего срока налоговых преференций, по истечении которого инвестор будет обязан уплачивать налоги в общеустановленном порядке. Цена ошибки: доначисления, штрафы и пеня. Ответ на данный вопрос содержится в статье 139 Налогового кодекса, согласно которой преференции предоставляются налогоплательщикам в соответствии с контрактом (нотариально засвидетельствованная копия которого, передается в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика), устанавливающим дату начала применения преференций в следующие сроки:

· с 1 января года, следующего за годом ввода в эксплуатацию фиксированных активов — налогоплательщиками, осуществляющими хозяйственную деятельность на момент заключения контракта (т.е. уже созданные и действующие компании);

· с момента ввода в эксплуатацию фиксированных активов — вновь созданного налогоплательщика.

Так согласно пункту 4 статьи 139 Налогового кодекса преференции по корпоративному подоходному налогу для налогоплательщиков, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта по расширению и обновлению действующих производств и не соответствующих условиям пункта 3 настоящей статьи, дают право относить на вычеты из совокупного годового дохода стоимость вводимых в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта фиксированных активов, за исключением активов не подлежащих амортизации, равными долями в зависимости от срока действия преференций. Данный пункт относится к уже созданным и действующим компаниям.

Вместе с тем, преференции по корпоративному подоходному налогу для вновь созданных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность исключительно в рамках инвестиционного проекта по созданию новых производств, дают право уменьшить исчисленный корпоративный подоходный налог на 100% (пункт 3 статьи 139 Налогового кодекса). Подобные преференции предоставляются инвесторам, которые произвели в Министерстве юстиции РК регистрацию отдельного юридического лица, основной уставной деятельностью которого будет реализация инвестиционного проекта. Необходимо отметить, что согласно пункту 3 и 4 статьи 16 Закона об инвестициях инвестиционные налоговые преференции не предоставляются юридическим лицам, осуществляющим деятельность по специальному налоговому режиму (режим установленный для индивидуальных предпринимателей) и по контрактам на недропользование, а также в отношении фиксированных активов, предоставленных юридическому лицу в виде государственного натурного гранта. Таким образом, при объеме инвестиций в 100 млн. долларов США, инвестор имеет право на вычеты от 1 до 5 лет (для действующих предприятий), либо 5 летнее 100% освобождение от корпоративного подоходного налога (для вновь образованных юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно в рамках инвестиционного проекта), а также полное освобождение от уплаты земельного и имущественного налогов на срок до 5 лет.

Освобождение от обложения таможенными пошлинами:

Освобождение от обложения таможенными пошлинами предусмотрено положениями пункта 6 статьи 330 Таможенного кодекса и раскрывается статьей 17 Закона об инвестициях, которая устанавливает, что освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта. При этом пункт 2 статьи 17 Закона об инвестициях гласит, что освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется на срок действия контракта, но не более 5 лет с момента регистрации контракта. Согласно пункту 3 статьи 17 Закона об инвестициях после принятия решения уполномоченный в сфере инвестиций орган (Комитет по инвестициям) направляет в Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (далее — «КТК МФ») соответствующее Уведомление о решении, об освобождении от обложения таможенными пошлинами. Таким образом, после получения письменного подтверждения КТК МФ ТОО освобождается от уплаты таможенных пошлин.

Государственные натурные гранты:

В соответствии со статьей 18 Закона об инвестициях государственные натурные гранты предоставляются уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами, а также местными исполнительными органами во временное безвозмездное пользование либо на праве временного безвозмездного землепользования инвестиционных обязательств в соответствии с контрактом.

Основанием для безвозмездной передачи предоставленного государственного натурного гранта в собственность или в землепользование является решение уполномоченного органа. Данное решение уполномоченного органа принимается на основании результатов проверки.

В качестве государственных натуральных грантов могут передаваться:

· машины и оборудование,

· измерительные и регулирующие приборы и устройства,

· транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта),

· производственный и хозяйственный инвентарь.

Согласно пункту 4 статьи 18 Закона об инвестициях максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более тридцати процентов от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан. Здесь необходимо отметить, что как мы отмечали ранее, налоговые инвестиционные преференции и государственный натурный грант являются взаимоисключающими, что означает, что инвестор единовременно может воспользоваться только одним из указанных видов преференций.

Условия предоставления инвестиционных преференций

Так статьей 15 Закона Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 года № 373-II (далее — «Закон об инвестициях») установлено, что инвестиционные преференции предоставляются при условии:

1) соответствия предусматриваемой инвестиционной деятельности перечню приоритетных видов деятельности

2) осуществления инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан для создания новых, расширения и обновления действующих производств, с применением современных технологий

3) представления пакета необходимых документов, указанных в статье 19 Закона об инвестициях (нотариально засвидетельствованные копии свидетельства о государственной регистрации, статистической карточки, устава ТОО и др.)

Перечень приоритетных видов деятельности:

В соответствии с положениями статьи 14 Закона об инвестициях инвестиционные преференции предоставляются исключительно в приоритетных видах деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан на уровне классов общего классификатора видов экономической деятельности. Действующий на сегодняшний день Перечень приоритетных видов деятельности на уровне классов общего классификатора видов экономической деятельности (далее — «Перечень»), по которым предоставляются инвестиционные преференции, был утвержден Постановлением об инвестициях (см.выше). Вышеуказанный Перечень состоит из отдельных разделов, наименования разделов, кодов и наименований видов и подвидов деятельности. Здесь важно отметить, что если определение раздела и наименования приоритетного вида деятельности не представляет трудностей, определение точного кода, вида и тем более подвида деятельности требует соответствующих знаний. Выход из положения содержится в пункте 2 статьи 12 Закона об инвестициях, согласно которому уполномоченный орган (Комитет по инвестициям) в пределах своей компетенции и в целях выполнения возложенных на него задач имеет право, привлекать специалистов соответствующих государственных органов, консультантов и экспертов из числа физических и юридических лиц Республики Казахстан. С целью выяснения действующей процедуры привлечения Комитетом по инвестициям специалистов соответствующих государственных органов, консультантов и экспертов, мы связались с представителями Комитета по инвестициям (Отдел по инвестиционным проектам), которые пояснили, что в случае возникновения затруднений, связанных с идентификацией кода вида деятельности на уровне классов общего классификатора видов экономической деятельности, необходимо сделать соответствующий письменный запрос в Агентство Республики Казахстан по статистике (далее — «Агентство»), которое выступает единственным уполномоченным органом в части определения кодовой принадлежности инвестиционной деятельности.

Читайте также:  Драйвер майнинг вин 10

Таким образом, для того, чтобы определить подпадает ли Ваша деятельность под перечень приоритетных видов деятельности, Вам необходимо сделать письменный запрос в Агентство, ответ на который нужно будет приложить к Запросу и иным документам, перечень которых мы рассмотрим чуть позже (смотрите Перечень необходимых документов).

Инвестиции в фиксированные активы:

Согласно действующему инвестиционному законодательству вторым условием предоставления инвестиционных преференций является осуществление инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан (статья 15 Закона об инвестициях). Согласно статье 105 Налогового кодекса под фиксированными активами понимаются основные средства и нематериальные активы, учитываемые в бухгалтерском балансе налогоплательщика в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и используемые для получения совокупного годового дохода, за исключением основных средств и нематериальных активов, вводимых в эксплуатацию недропользователем до момента начала добычи после коммерческого обнаружения и учитываемых в целях налогообложения. Применимо к рассматриваемой ситуации инвестор планирует выделить на производство блоков несъемной пенополистирольной опалубки инвестиции в размере 100 млн. долларов США.

В этой связи Вам необходимо направить данные 100 млн. долларов США на увеличение основных средств и нематериальных активов, учитываемых в бухгалтерском балансе дочернего предприятия и используемые для получения совокупного годового дохода.

Перечень необходимых документов:

Третьим условием для получения вышеуказанных инвестиционных преференций является предоставление специального пакета документов, включающего в себя Заявку и приложения (указаны в статье 19 Закона об инвестициях). Так согласно статье 19 Закона об инвестициях Заявка на предоставление инвестиционных преференций принимается и регистрируется уполномоченным органом при наличии:

1) нотариально засвидетельствованной копии свидетельства о государственной регистрации;

2) нотариально засвидетельствованной копии статистической карточки;

3) нотариально засвидетельствованной копии устава;

4) бизнес-план инвестиционного проекта, составленного в соответствии с требованиями, установленными Комитетом по инвестициям;

5) нотариально засвидетельствованных копий документов, обосновывающих сметную стоимость строительно-монтажных работ и затраты на приобретение фиксированных активов, используемых при реализации инвестиционного проекта;

6) нотариально засвидетельствованных копий документов, устанавливающих источники и гарантии финансирования инвестиционного проекта. В случае финансирования инвестиционного проекта из собственных средств, прилагается письменное подтверждение об их наличии;

7) документов, подтверждающих размер (стоимость) государственного натурного гранта и предварительное согласование его предоставления (в случае подачи заявки на получение государственного натурного гранта);

8) бухгалтерского баланса на первое число квартала, в котором была подана заявка;

9) справки налогового органа по месту регистрации об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям.

Таким образом, в дополнение к двум вышеуказанным обязательным условиям получения инвестиционных преференций, а именно соответствие деятельности перечню приоритетных видов деятельности и инвестиции в фиксированные активы, Вы должны подготовить Заявку и приложить к ней все вышеизложенные документы (седьмой документ из списка подается только в случае подачи заявки на предоставление государственного натурного гранта). Напоминаем, что в дополнение к Заявке и вышеуказанным документам также необходимо приложить письменный ответ Агентства, свидетельствующий, что данный вид деятельности подпадает под установленный Перечень приоритетных видов деятельности.

Порядок рассмотрения заявки

Как было отмечено ранее, Заявка на предоставление инвестиционных преференций и перечень необходимых сопроводительных документов подаются для рассмотрения в Комитет по инвестициям, который принимает решение о предоставлении инвестиционных преференций и, согласно пункту 1 статьи 20 Закона об инвестициях, направляет заявителю ответ в письменной форме в течение тридцати рабочих дней с момента регистрации заявки. Правила порядка приема, регистрации и рассмотрения заявки на предоставление инвестиционных преференций был утвержден Приказом Председателя Комитета по инвестициям от 5 июня 2005 года № 38-II (далее — «Правила»). Так согласно пункту 2 Правил Заявка подается заявителем в канцелярию уполномоченного органа, где проверяется на комплектность, после чего передается первому руководителю уполномоченного органа либо его заместителю. Данная Заявка должна быть составлена по форме, утвержденной приказом от 18 марта 2003 года, и к ней должны быть приложены все сопроводительные документы, указанные выше (см.выше Перечень необходимых документов), проекта рабочей программы по инвестиционному проекту, списка и объема импортируемого оборудования и комплектующих к нему, освобождаемых от обложения таможенными пошлинами с описанием технических параметров заявленного оборудования, а также надлежаще подготовленный бизнес-план. В случае если все вышеизложенные требования соблюдены, Заявка заносится в журнал. День ее регистрации в журнале считается датой регистрации Заявки. Далее согласно пункту 8 Правил соответствующее подразделение Комитета по инвестициям:

1) проводит анализ бизнес-плана инвестиционного проекта;

2) проводит анализ наличия источников финансирования, баланса;

3) проводит анализ наличия документов, подтверждающих затраты на приобретение фиксированных активов на предмет соответствия пунктам рабочей программы;

4) определяет наличие просроченной задолженности по налогам и другим обязательных платежам в бюджет, а также по заработной плате и в случае наличия долгосрочной (свыше 3-х месяцев) задолженности рассмотрение проекта приостанавливается до ее погашения;

5) взаимодействует с государственными органами и иными организациями по инвестиционным вопросам (согласование).

В конечном итоге, после рассмотрения заявки, Комитет по инвестициям по установленной форме оформляет заключение, которое и послужит основой для предоставления либо отказа в предоставлении инвестиционных преференций. Пункт 9 Правил, в случае несогласия с отказом в регистрации, оставляет за заявителем право обжаловать действие Комитета по инвестициям.

В данной статье мы рассмотрели действующую систему инвестиционных преференций, предоставляемых Комитетом по инвестициям в Республике Казахстан. Ниже, для целостности восприятия, мы подведем итоги на основе примера с заводом по производству резиновых и пластмассовых изделий:

«Для получения инвестиционных преференций (наиболее существенным, из которых является 100% освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога) предпочтительно создать дочернее предприятие в форме товарищества с ограниченной ответственностью, основной деятельностью которого будет производство изделий из резины и пластмасса.

Но вместе с тем, действующее инвестиционное законодательство содержит ряд требований, выполнение которых обязательно для представления инвестиционных преференций. Такими условиями являются:

1) соответствие предусматриваемой инвестиционной деятельности перечню приоритетных видов деятельности;

2) осуществление инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан для создания новых, расширения и обновления действующих производств, с применением современных технологий;

3) представление необходимых документов, указанных в статье 19 Закона об инвестициях.

В случае возникновения проблем с определением кодовой классификации инвестиционной деятельности, действующее законодательство позволяет подготовить соответствующий запрос в Агентство по статистике Республики Казахстан с приложением технического описания и принципа работы предлагаемого производства. После получения необходимого подтверждения инвестор сможет продолжить все последующие процедуры по регистрации дочернего юридического лица, сбору требуемых документов и подаче Заявки на получение инвестиционных преференций.

Источник

Оцените статью