Состав льгот и преференций для бизнеса будет зависеть от объема вкладываемых инвестиций
SergeyNivens / Depositphotos.com |
Президент РФ 1 апреля 2020 г. подписал Федеральный закон № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», которым предусмотрено, что для участия в инвестиционной деятельности заявитель, которым может стать как физлицо, так и юрлицо (группа юрлиц), осуществляющее инвестиционную и (или) хозяйственную деятельность, а также иностранный инвестор, вправе направить в уполномоченные органы госвласти субъекта (на территории которого планируется реализация инвестиционного проекта) заявление об участии в таком проекте в порядке частной или публичной проектной инициативы, форма и порядок подачи которого дополнительно будет разработана Правительством РФ. Такое заявление и приложенные к нему документы планируется подавать в форме электронных документов, подписанных электронной подписью через личный кабинет.
Соглашение о защите и поощрении инвестиций предполагает реализацию инвестиционного проекта в одной из сфер экономики, за исключением следующих видов деятельности: игорного бизнеса, по производству табачной, алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи сырой нефти и природного газа, оптовой и розничной торговли, деятельности финансовых организаций, строительства деловых, торговых центров и жилых домов.
Устанавливается порядок заключения такого соглашения по инициативе инвестора (частная проектная инициатива). Для реализации проектной инициативы в указанном порядке заявитель должен будет, помимо заявления, представить проект самого соглашения о защите и поощрении капиталовложений по утвержденной форме, согласие органов местного самоуправления на заключение такого соглашения, информацию о заявителе (включая финансовую отчетность за последний год), бизнес-план с описанием проекта, размерами капиталовложений и сроками об их внесении, финансовую модель проекта, решение заявителя о капитальных расходах в рамках проекта (без учета расходов на проектно-сметную документацию, проектно-изыскательских, геологоразведочных работ), разрешение на строительство (если оно предполагается), перечень объектов, затраты на создание которых планируется возместить за счет средств бюджетов бюджетной системы, предложение о выборе нормативных правовых актов, которые не подлежат применению, а также справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам. В случае, если заявитель уже осуществляет инвестиционную деятельность на основании ранее заключенного договора (связанный договор), его копию необходимо приложить к заявлению. Правительством РФ могут быть установлены иные документы. Для иностранных инвесторов содержится требование по переводу таких документов на русский язык и их актуальности на дату рассмотрения заявления. Срок рассмотрения такого заявления составляет до 45 дней (30 дней – при отсутствии ходатайства об учете связанного договора).
Публичная проектная инициатива предусматривает объявление на специальном сайте федеральными органами власти или органами власти субъектов РФ о планировании ими инвестиционных проектов с заключением соглашений о защите и поощрении капиталовложений путем публикации соответствующих деклараций. В указанной декларации указываются меры господдержки при наличии подтверждения источников такой господдержки со стороны федерального финансового органа или финансового органа субъекта РФ. Также должны содержаться требования к инвестиционному проекту (описание, целевые показатели, параметры товаров, работ, услуг, производимых или создаваемых в рамках реализации инвестиционного проекта), минимальный размер капиталовложений, меры господдержки и условия их предоставления, планируемое возмещение затрат и другие условия.
Проект будет рассматриваться на конкурсной основе. Требования к содержанию заявок и приложенным документам определены такие же как и к заявкам и документам по реализации частной проектной инициативы. Победителем в конкурсе на участие в публичной проектной инициативе будет являться участник, предложивший наибольший объем капиталовложений, наименьший объем мер господдержки (либо их отсутствие) и кратчайшие сроки реализации проекта при наиболее высокой эффективности.
В случае заключения соглашения в течение установленных законом сроков (стабилизационная оговорка) в отношении организации, реализующей инвестиционный проект, не должны применяться отдельные положения законодательства РФ и решения госорганов и органов местного самоуправления, ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта. Каждое публично-правовое образование, являющееся его стороной, обязано будет обеспечить инвестору неприменение в его отношении отдельных актов (решений) соответствующих органов госвласти, которые будут изданы, а муниципальное образование – актов органов местного самоуправления. При этом инвестор вправе требовать неприменения таких актов при реализации инвестиционного проекта.
Ухудшающими условия ведения предпринимательской деятельности признаются акты, увеличивающие сроки и количество процедур для реализации инвестиционного проекта, а также платежей по ним, устанавливающие дополнительные требования и запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта. Предусматриваются основания для неприменения в отношении инвесторов принятых органами госвласти (в том числе субъектов РФ) актов в течение установленных законом сроков. Например, не должны применяться акты, изменяющие меры господдержки (их сроки и объемы) в части условий по вопросам пользования земельными участками, по вопросам изменения порядка осуществления градостроительства в отношении соглашения, где стороной является субъект РФ и объем капиталовложений инвестора составляет не менее 200 млн руб. и не более 1 млрд руб., а если стороной является г. Москва или г. Санкт-Петербург – не менее 200 млн руб. Для новых инвестиционных проектов в сфере здравоохранения, образования, физкультуры и спорта такой порог составляет не менее 250 млн руб., в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства – не менее 500 млн руб., для обрабатывающего производства – не менее 1,5 млрд руб., для новых проектов в иных сферах экономики – не менее 5 млрд руб.
Если объем капиталовложений будет составлять не менее 10 млрд руб. к указанным пунктам неприменяемых актов по изменению законодательства, ухудшающих условия ведения бизнеса, добавится одна категория на выбор: по увеличению ставок вывозных таможенных пошлин, ставок экосбора или ставок по использованию лесных ресурсов. Так называемая, стабилизационная оговорка устанавливает сроки действия для каждого вида проекта и действующих для него фиксированных условий (в зависимости от объема вложенных инвестором средств): для проектов с объемом капиталовложений до 5 млрд руб. – не более 6 лет, от 5 млрд до 10 млрд руб. – не более 15 лет, от 10 млрд руб – не более 20 лет.
Предусматриваются меры господдержки инвестиционных проектов в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений в виде возмещения за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ затрат на создание, реконструкцию объектов обеспечивающей или сопутствующей инфраструктур и уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания, модернизации, реконструкции объектов обеспечивающей или сопутствующей инфраструктур, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности. Объем возмещаемых затрат не может превышать 50% фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры и 100% – для объектов сопутствующей инфраструктуры. Предусматриваются также предельные сроки для возмещения затрат.
Закон устанавливает порядок заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, порядок его расторжения, а также порядок рассмотрения споров и ответственность по договору. Такое соглашение может быть заключено в период не позднее 1 января 2030 года. А не позднее 1 апреля года, следующего за годом, в котором наступил срок реализации очередного этапа проекта, уполномоченный орган федеральной власти должен представлять Правительству РФ отчет.
Основные положения закона вступили в силу с момента его опубликования, то есть с 1 апреля. До введения в действие соответствующей информационной системы заявления и документы на участие в инвестиционных проектах в течение года после вступления в силу закона подлежат приему госорганами на бумажных носителях с подписями, составленными от руки.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 70-ФЗ внесены корреспондирующие изменения в ст. 5 части 1 Налогового кодекса. Закон гарантирует для организации, которая является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, сохранение стабильных налоговых условий в течение всего периода действия этого соглашения при наличии о нем сведений в реестре, который ведет Казначейство России. В отношении налогоплательщиков-инвесторов не будут применяться положения последующих актов законодательства, изменяющие порядок определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Для того, чтобы обеспечить возможность предоставлять юрлицам субсидии на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными ими капитальными вложениями, были внесены соответствующие поправки и в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от апреля 2020 г. № 71-ФЗ 1 ).
1 С текстом Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202004010032).
Источник
Преференциальные правовые режимы в России
Помимо избыточности видов преференциальных режимов, бессистемного законодательного регулирования, терминологических расхождений, важнейшей проблемой является нерешенность вопроса о возможности комбинирования преференций при осуществлении инвестором деятельности одновременно в рамках нескольких режимов. Например, отсутствие территориальной привязки деятельности международных компаний, зарегистрированных в специальных административных районах, позволяет таким компаниям, с одной стороны, получать преференции, установленные для конкретной территории района, а с другой, осуществлять деятельность на всей территории России, в то время как установление режима предполагает нацеленность на развитие той территории, на которой он действует.
Эти и иные препятствия приводят к снижению финансовой заинтересованности инвесторов в реализации инвестиционных проектов и в целом позволяют говорить о неэффективности действующего регулирования. Между тем в мировой практике именно такие режимы являются результативным инструментом стимулирования развития экономики отдельных регионов и государства в целом.
В рамках круглого стола ведущие российские и зарубежные эксперты, представители органов государственной власти и заинтересованного бизнеса обсудят проблемы, связанные с установлением специальных правовых режимов для отдельных участников оборота, для выработки подходов к реформированию действующего регулирования в целях решения выявленных проблем, опираясь на лучшие международные практики.
Коллизионные проблемы и секторальные режимы: возможность локализации отношений, связанных с созданием и оборотом криптоактивов, в рамках одной юрисдикции.
Источник
Преференциальном режиме для инвестиций
По истечении пяти лет у нас создано 20 ТОРов (территорий опережающего развития, — Ред.), режим СПВ (Свободный порт Владивосток, — Ред.) работает в пяти субъектах, свои проекты сейчас реализуют 1773 резидента, 236 проектов уже реализованы и запущены. Планируется нашими резидентами вложить в экономику Дальнего Востока около 3 трлн 200 млрд рублей, фактически вложено 44 млрд рублей, планируется создать 129 тысяч рабочих мест, фактически уже около 30 тысяч рабочих мест создано. Эти цифры показывают, насколько наши преференциальные режимы востребованы — Тырцев Сергей, Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.
Сегодня ТОР для Амурской области — это 23 проекта, около 1 трлн инвестиций заявлено, более 5 тысяч рабочих мест в будущем будет создано, соответственно, для нас это очень большой вклад и большие привилегии для тех компаний, которые к нам заходят — Пак Петр, заместитель председателя правительства Амурской области.
Российский механизм ТОР не имеет аналогов, мы внимательно разобрались не только в России, но и в мире, этот набор льгот абсолютно уникальный и дает нам возможность абсолютно уверенно чувствовать себя на мировых площадках — Медведев Вадим, Управляющий директор инвестиционного департамента, Группа компаний «ЕСН».
Самым главным в этом механизме (ТОР — Ред.) является то, что не написано ни в одном документе, но то, что явно сейчас видно, что есть люди на разных местах и разных должностях, в разных министерствах, которые воспринимают инвестиционные проекты резидентов или потенциальных резидентов как „няньки“, лоббисты и промоутеры, они каждый день ищут, как резидентам реализовать их проекты — Осипов Александр, Временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края.
Если составлять рейтинг ограничений, которые называют резиденты, на первом месте инфраструктурные ограничения, потом финансовые, потом кадровые. В последнее время большое внимание уделяется сервису со стороны государственных органов власти, наличию институтов развития — Канукоев Аслан, Заместитель генерального директора по финансовым вопросам, АО «Корпорация развития Дальнего Востока».
Мы увидели одну проблему с точки зрения туризма — это развитие инфраструктуры. Те требования к инфраструктуре, которые предъявляет туризм, они больше, чем те требования, которые предъявляются промышленными предприятиями. Для нас, например, очень важны не просто объекты размещения, но и наличие дорожной сети, возможность к геопаркам и туристическим объектам доехать, дойти, их увидеть. Мы не видим в ТОРе механизма, как строить необходимую инфраструктуру — Бачин Сергей, Генеральный директор, «Роза Хутор».
В любом инструменте есть потенциал для улучшения и корректировок, есть несколько моментов, которые могли бы сделать этот режим еще более эффективным. Исходя из нашего опыта при работе с земельными участками, при переводе земельных участков из одной категории в другую зачастую мы сталкиваемся с тем, что к удаленным регионам, к сложным логистически регионам применяются те же требования, что и к регионам на материке. В этой связи „Корпорация по развитию Дальнего Востока“ могла бы быть наделена дополнительными полномочиями в части ускоренного процесса перевода земель в категорию промышленности, поскольку этот процесс занимает в нашей деятельности реально много времени — Гаврилин Дмитрий, Главный исполнительный директор, Tigers Realm Coal.
Резидент принимает решение о вступлении в ТОР, руководствуясь не только финансовой стороной вопроса, он принимает решение, во многом оценивая деловой климат. Деловой климат в условиях нашей страны — это разница в управленческих командах и в том, каким образом эффективно может работать власть по поводу преференциального режима. Возникает спрос на деловой климат и качество работы институтов, качество муниципального и государственного управления — Живулин Вадим, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.
Мы сталкиваемся с тем, что пограничный режим настолько жесткий, настолько архаичный, что я не очень представляю, как туристов сюда по-настоящему привлекать, наверное, ТОР должен тоже об этом как-то позаботиться — Бачин Сергей, Генеральный директор, «Роза Хутор».
Есть одно существенное отличие наших ТОРов от преференциальных режимов других стран, по крайней мере АТР: мы пытаемся создать преференциальный режим, видя перед собой компанию, которая занимается производством товаров, добычей, т.е. промышленную компанию, а в других странах делают фокус на развитие сферы услуг. Мне кажется, мы очень редко обращаем внимание именно на сферу услуг — Орлов Михаил, Партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования, КПМГ в России и СНГ; Председатель экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации .
То, о чем пока не подумали, и нужно подумать — это сфера услуг, у нас в экономике она крайне низка — Хромов Вадим, Заместитель Председателя Правительства Московской области.
К той работе, которая была проделана коллегами над созданием базового режима, надо добавить отраслевую надстройку. Налоги, безусловно, очень важны, инфраструктура — конечно; думаю, коллеги еще скажут про кадры, про логистику, но для нас является не менее важным, например, введение обратного акциза на этан — Козлов Алексей, Член правления – управляющий директор, ООО «СИБУР».
В настоящий момент у нас есть одна просьба: гарантировать, чтобы те условия, которые сегодня предложены инвесторам, не менялись хотя бы на период окупаемости инвестиций — Медведев Вадим, Управляющий директор инвестиционного департамента, Группа компаний «ЕСН».
Наше важное достижение — инвесторы, как вы знаете, по большей части ориентированы на рынки Юго-Восточной Азии — мы им помогаем с тем, чтобы их товар доходил до конечного потребителя и экспорт рос. Прорывное наше достижение — это открытие рынка Китая для зерновых, масличных культур, молока, молочных продуктов, буквально на днях товары наших дальневосточных производителей должны отправиться в Китай к потребителям — Тырцев Сергей, Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.
В ТОРе все администрирование ведется федеральными структурами, это Минвостокразвития и КРДВ (Корпорация по развитию Дальнего Востока, — Ред.), подать заявку на участие проекта в ТОРе мы готовы, но как это сделать, не понимаем, потому что, в соответствии с правилами, с регионами работает Минэкономразвития. Надо найти какой-то контакт между Минэкономразвития и Минвостокразвития, чтобы те промышленные парки, которые находятся в ТОРах, могли работать по федеральному проекту напрямую — Минаев Андрей, Член правления, Ассоциация индустриальных парков России (АИП).
Источник