Представление своего опыта педагогической деятельности

Представление собственного педагогического опыта
материал

описание собственного педагогического опыта воспитательной работы

Скачать:

Вложение Размер
predstavlenie_ped.opyta_2020.docx 35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Проказовой Ирины Владимировны

воспитателя ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»

Тема моего педагогического опыта «Воспитание духовно-нравственной культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

Дата рождения: 28.03.1977г

Профессиональное образование: олигофренопедагог, учитель-логопед

Высшее,МГПИ им. М.Е. Евсевьева, диплом -регистрационный номер 1521, дата выдачи 30.06.1999г.

Стаж педагогической работы: в должности воспитателя-21 год

Общий трудовой стаж: 21 год

Наличие квалификационной категории: высшая

Дата последней аттестации: 16.12.2015г. (Приказ № 1231 от 22.12.2015г)

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Работа в школе-интернате имеет свои особенности, так как там обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в становлении оценки и самооценки социально-значимых черт личности.Поэтому задача воспитанности школьников имеетне только теоретическое, но и большое практическое значение.

Жизнь детей в детском доме ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта. Дефицитарность опыта обусловливает низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, что впоследствии нарушает процесс их включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.

Поэтому умственноотсталые ( с интеллектуальными нарушениями) дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование потребностей к познанию нового, умение выстраивать свои отношения с окружающими людьми, успешно включиться в жизнь общества.

В связи с этим основными задачами воспитательной работы являются:

  • Помощь в становлении личности ребенка;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие социальной активности воспитанников;
  • Подготовка к самостоятельной жизни в условиях рынка;
  • Формирование ценностных установок;
  • Подготовка выпускника для поступления в учреждения профобразования.

Главную роль в изучении своей проблемы я отвожу программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ.

В данной программе подробно описываются формы проведения занятий, в том числе по духовно-нравственному воспитанию. Некоторые из них взяты мною для практической деятельности:

Также мне показалась интересной программа Точилиной Л.Н. Данная программа включает в себя темы, актуальные для формирования этических, эстетических навыков и общей культуры умственно отсталых школьников.

Из данной программы я выделила и взяла на вооружение следующие задачи:

  1. формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах.
  2. коррекция межличностного общения.
  3. повышение уровня общего развития и культуры воспитанников.

Также мне показались интересными идеи Головиной Т.Н., Грошенкова И.А., Миловской С.М., которые я применяю в своей практике.

Новизна педагогического опыта по данной проблеме определяется изучением нравственного воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями, научным обоснованием системы коррекционно-педагогического воздействия на нравственное развитие детей с интеллектуальными нарушениями посредством воспитательных занятий, выявлением условий развития нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие нравственных ценностей детей с интеллектуальными нарушениями.

Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.

  • Учить детей делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность;
  • Формировать у воспитанников позитивное отношение к людям;
  • Воспитывать потребность в труде как образе жизни;
  • Воспитывать способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
  • Прививать навыки самоконтроля.

Моя задача — подготовить своих воспитанниц к самостоятельной жизни,помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно – следственные связи между поступком и его результатом, часто является истинной причиной нарушения поведения детей. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности воспитанники были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.

Эффективность нравственного воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того, как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей, так, чтобы информация была понятна и доступна для восприятия.Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяет обеспечить повышение эффективности нравственного воспитания. В своей работе использую следующие формы работы:

целевые прогулки и экскурсии;

чтение художественной литературы;

решение ситуаций нравственного содержания;

творческая художественная деятельность детей;

Воспитатель осуществляет работу над нравственным воспитанием в системе внеурочных мероприятий. Перед нами стоит важнейшая задача по воспитанию нравственных навыков и привычек наших воспитанников, формированию у них единства слова и поведения. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию детей.

В своей деятельности использую следующие направления в работе с воспитанницами:

– отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;

-духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;

Приложение 1. Воспитательная беседа с элементами диспута «Товарищество и дружба»

Приложение 2. Занятие « Изготовление куколки из конфетной обертки»

— газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;

— экскурсии в храм, краеведческий музей;

— обогащение духовной культуры через тематические праздники («Рождество», «Масленица», «Пасха» , «9 мая»)

Приложение 3. Сценарий мероприятия к Дню Победы

Приложение 4. Воспитательная беседа «9 мая -День Победы»

— формирование культуры семейных отношений;

Приложение 5. Воспитательное мероприятие ко Дню Матери

Приложение 6 Воспитательное мероприятие «Семья — всему начало»

— развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид);

Приложение 7. Беседа « Правила культуры поведения в общественных местах»

— деятельность в области формирования правовой культуры;

Приложение 8. Беседа « Права ребенка»

— знакомство с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности.

Приложение 9. Программа по формированию законопослушного поведения детей.

— Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ.

2. Патриотическое воспитание

— воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;

Приложение 11. Воспитательное занятие «Эхо Беслана»

Приложение 12. Воспитательное мероприятие « Мордовия- моя малая Родина »

Приложение 13. Праздник « Мой дом-Россия »

— «Что значит быть гражданином своей страны?»; «Герои – наши земляки»; «День Защитника Отечества» и др.

3 .Охрана здоровья и физическое воспитание и безопасность — создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности

Приложение 14. Воспитательное мероприятие по профилактике дорожно-транспортного происшествия «Вы-пешеход»

Приложение 15 .Воспитательная беседа по формированию ЗОЖ «Лунатизм»

Приложение 16. Воспитательная беседа по формированию ЗОЖ «Вирусное заболевание-герпес»

Охрана жизни детей;

Приложение 17. Воспитательный час «Выработка навыков преодоления группового давления»

Приложение 18. Беседа по формированию ЗОЖ « Наши верные друзья»

Приложение 20. Беседа о пожарной безопасности « Спички детям не игрушка »

Приложение 21 .Беседа о терроризме.

— «Слагаемые здоровья», «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления» и др., а также веселые старты и подвижные игры в течение года.

Приложение 22. Воспитательная беседа «История табакокурения»

Приложение 23. Беседа «Разговор о вредных привычках»

Приложение 24. Эвристическая беседа по профилактике наркомании « Нет наркотикам!»

Приложение 25. Воспитательное мероприятие «Дорожная безопасность»

4.Трудовое воспитание — воспитание положительного отношения к труду; вооружение основными самообслуживающими навыками труда; развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики;

— формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.

Приложение 26. Беседа-викторина « Труд-основа жизни »

-«О рабочих руках и трудолюбии», «Деньги и их значение» и др., экскурсии на предприятия; практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.

5.Художественно-эстетическое воспитание — развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям и традициям; формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.

-организация и проведение праздников:

Приложение 27. Республиканский многожанровый фестиваль «Звезды детства»

Приложение 28. Сценарий концертной программы « Город и твой и мой ».

Приложение 29.Сценарий концертной программы « Милые дети-счастья цветочки»

Приложение 30. Концертная программа в рамках фестиваля « Звезды детства»

— «Живой мир нашего края»; «Легенды о весенних цветах»; «Знаменитые художники Мордовии. Ф.Сычков»; участие воспитанников в концертах, конкурсах, выставках; экскурсии в природу.

Приложение 32. Воспитательная беседа «Первоцветы»

Приложение 33. Воспитательная беседа «Японская живопись»

Приложение 34 . Занятие по изобразительной деятельности с элементами музыкального исполнительства « Мой добрый друг-художник круг»

-литературные часы, чтение художественной литературы: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.

Приложение 36. Воспитательное мероприятие «Жизнь и творчество В.И.Даля»

Приложение 37. Воспитательная беседа «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

Приложение 38. Воспитательная беседа «200лет со дня рождения А.К. Толстого»

Каждое из направлений находит отражение:

  • в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;
  • в организации общешкольных мероприятий.

Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа по воспитанию духовно-нравственной культуры дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной. Работа в данном направлении мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Продолжение разработки темы.
  2. Создание общей системы работы, связанной с духовно-нравственным воспитанием.

Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий, печатании материалов в сборниках.

Приложение 39. Доклад «Нравственное воспитание детей с ОВЗ»

Приложение 40. Доклад «Традиции духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ»

Приложение 41. Выступление на методическом объединении воспитателей « Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания»

Приложение 42. Сценарий проведения педагогического совета « Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития, воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ»

Приложение 43. Статья в сборнике « Сценарии воспитательных мероприятий( Из опыта воспитателей специальных( коррекционных) школ)».

1.А.С.Белкин «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1982.

2.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького – Омск.

3.Журналы: Воспитание школьников.

4.В.Ф.Мачихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». М.: 1983г.

5.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. – Пособие для воспитателей и учителей.

6.Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.

7.Т.И. Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1984.

8.А.З. Рахимов «Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель 2001. №6.

9.Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. «Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационные тенденции в обучении и воспитании. Москва, 2001.

10.Специальная педагогика/Под. Ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

Источник

Читайте также:  Хитрости мастеров своего дела
Оцените статью