Составные части (стадии) инвестиционного цикла
Предпроектная стадия
После решения о целесообразности того или иного строительства (возникновения так называемых «инвестиционных намерений») нельзя сразу же приступать к проектированию и тем более строительству намеченных объектов. Необходимо решить множество вопросов общего характера, связанных с уточнением целесообразности намечаемого строительства, выбором его места, определением источников финансирования и т.д. Решение таких вопросов обычно объединяется в самостоятельный этап, именуемый «предпроектной стадией» или «инвестиционной подготовкой».
Принимаемые на этой стадии решения должны согласовываться с долгосрочными планами — генеральным планом развития города или сельского района, целевыми программами. Природоохранные объекты должны проектиро¬ваться с учетом новейших достижений науки, поэтому заказчику на этой стадии целесообразно установить контакты с соответствующими научными учреждениями, решить организационные вопросы «научного сопровождения».
Вопросы, решаемые на предпроектной стадии, могут различаться у разных видов строительства, тем не менее часть их характерна для любых объектов и для любых условий. К ним относятся:
- обоснование необходимости, технической возможности, экономической и социальной целесообразности намечаемого строительства и получение разрешения на строительство
- выбор земельного участка для строительства со всеми согласованиями
- отвод земельного участка и оформление акта на его арендное использо¬вание
- получение от управления архитектуры «архитектурно-планировочного решения (задания)»
В основном все это сфера деятельности заказчика, однако для обоснования необходимости строительства часто привлекаются изыскательские и проектные организации. Такое обоснование ранее делалось в виде документа, именовавшегося «технико-экономическим расчетом» (ТЭР) или более подробным «технико-экономическим обоснованием» (ТЭО). В ныне действующих нормах (СНиП 11-01-95) работа по обоснованию необходимости строительства и путей его реализации существенно расширена и частично захватывает последующую «проектную» стадию (по новой терминологии «технико-экономическое обоснование» стало синонимом понятия «проект»). Само же предпроектное обоснование целесообразности строительства разбито на два этапа. На первом этапе вопрос решается в общих чертах: подготавливается так называемое «ходатайство (или декларация) о намерениях» строить тот или иной объект. В ходатайстве указывается, что это за объект, его приближенное местоположение, ожидаемая эффективность и т.д. Ходатайство рассматривается местной исполнительной властью, одобряется или отклоняется. При положительном решении переходят ко II этапу — составляют более подробный документ «Обоснование инвестиций в строительство». В нем все вопросы о целесообразности будущего объекта рассматриваются значительно подробней: уточняются особенности его функционирования, принципиальные планировочные и конструктивные решения, потребность в различных ресурсах и т.д.
Обоснование подвергается экспертизе (для крупного объекта или природоохранного сооружения дополнительно проводится экологическая экспертиза), после чего оно окончательно утверждается (или отклоняется) местным органом исполнительной власти (государственным архитектурно-строительным надзором ТАСН»).
Выбор и отвод земельного участка производится в соответствии с действующими правилами землепользования и градостроительства. Для объекта природообустройства особое значение имеет согласование места строительства с органами экологической службы.
Получение архитектурно-планировочного задания в городском или районном управлении архитектуры имеет целью упорядочение застройки терри¬тории с архитектурной точки зрения. Этот документ устанавливает требования к внешнему виду объекта, к некоторым его градостроительным функциям (например, требования к проезду через дамбу или плотину, этажность и характер отделки здания в населенном пункте, наличие в нем пристроенных или встроенных магазинов или других предприятий сферы услуг и т.д.).
Упомянутая документация, включающая «Обоснования инвестиций», выбор площадки, архитектурно-планировочное задание служат исходными данными для проектирования намеченного объекта.
Источник
Обоснование инвестиций (ОИ)
Предварительные исследования и проработки
В ходе предварительных исследований должны быть собраны сведения о ранее выполненных инженерных изысканиях.
Предпроектная стадия
Предпроектная стадия реализуется в 2 этапа. Целью первого из них является подготовка декларации о намерениях (ДОН), второго — обоснование инвестиций (ОИ).
Декларация о намерениях (ДОН)
Разрабатывается на основании:
- схем развития трубопроводного транспорта на ближайшую перспективу;
- перспективной потребности и мощности сырьевой базы учетом разведанных и утвержденных запасов;
- возможности сбыта на внутреннем и внешнем рынке.
В декларации о намерениях должно содержаться:
- наименование инвестора (заказчика);
- наименование трубопровода, его производительность;
- предполагаемые сроки строительства и ввода в эксплуатацию;
- намечаемая трасса трубопровода;
- ориентировочная потребность в трубах и материалах;
По результатам положительного рассмотрения органами исполнительной власти ДОН заказчик принимает решение о разработке ОИ в строительство.
Обоснование инвестиций (ОИ)
В состав ОИ входят:
- основные технологические и строительные решения по трубопроводу;
- потребность в необходимых ресурсах для строительства и источники их получения;
- анализ вариантов трасс трубопровода с обоснованием выбранной трассы и краткая ее характеристика;
- сроки и очередность строительства, его организация;
Проектная стадия стадии разрабатывается основной проектный документ – технико-экономическое обоснование ТЭО (проект), в котором детализуются решения, принятые в ОИ:
- протяженность трассы трубопровода и её плановое положение;
- продольный профиль трассы, позволяющий установить окончательное местоположение промежуточных перекачивающих станций;
- створы подводных переходов, переходов автомобильных и железных дорог, их техническая характеристика;
- геологические свойства грунтов;
- ведомость угодий, пересекаемых трассой трубопровода.
На основании материалов ОИ производятся:
- предварительные согласования выбора земельных участков;
- Государственная экспертиза;
- утверждение ТЭО заказчиком и тендер на проектные работы.
2. Классификация нефтепроводов. Основные объекты и сооружения магистральных нефтепроводов.
Нефтепроводом называется трубопровод, предназначенный для перекачки нефти.
По назначению нефтепроводы делятся на три группы:
Внутренние нефтепроводы находятся внутри чего-либо: промыслов (внутри промысловые), нефтебаз (внутрибазовые), нефтеперерабатывающих заводов (внутризаводские). Протяженность их невелика.
Местные нефтепроводы соединяют различные элементы транспортной цепочки: нефтепромысел и головную станцию магистрального нефтепровода, нефтепромысел и пункт налива железнодорожных цистерн, либо судов.
К магистральным нефтепроводам (МНП) относятся трубопроводы протяженностью свыше 50 км и диаметром от 219 до 1220 мм включительно, предназначенные для транспортировки товарной нефти из районов добычи до мест потребления или перевалки на другой вид транспорта.
Основные объекты и сооружения магистрального нефтепровода
Магистральный нефтепровод, в общем случае, состоит из следующих комплексов сооружений (рис. 1.2):
- подводящие трубопроводы;
- головная и промежуточные нефтеперекачивающие станции (НПС);
- конечный пункт;
- линейные сооружения.
Подводящие трубопроводы связывают источники нефти с головными сооружениями МНП.
Головная НПС предназначена для приема нефти с промыслов, смешения или разделения ее по сортам, учета нефти и ее закачки из резервуаров в трубопровод. Головная НПС располагается вблизи нефтепромыслов.
Промежуточные НПС служат для восполнения энергии, затраченной потоком на преодоление сил трения, с целью обеспечения дальнейшей перекачки нефти. Промежуточные НПС размещают по трассе трубопровода согласно гидравлическому расчету (через каждые 50. 200 км).
Конечным пунктом магистрального нефтепровода обычно является нефтеперерабатывающий завод или крупная перевалочная нефтебаза.
К линейным сооружениям магистрального нефтепровода относятся:
1) собственно трубопровод (или линейная часть);
2) линейные задвижки;
3) средства защиты трубопровода от коррозии (станции катодной и протекторной защиты, дренажные установки);
4) переходы через естественные и искусственные препятствия (реки, дороги и т. п.);
6) линии электропередачи;
7) дома обходчиков;
8) вертолетные площадки; 9) грунтовые дороги, прокладываемые вдоль трассы трубопровода.
Трубы магистральных нефтепроводов (а также нефтепродуктопро-водов и газопроводов) изготавливают из стали, так как это экономичный, прочный, хорошо сваривающийся и надежный материал..
Трубопроводная арматура предназначена для управления потоками нефти, транспортируемыми по трубопроводам. По принципу действия арматура делится на три класса: запорная, регулирующая и предохранительная.
Запорная арматура (задвижки) служит для полного перекрытия сечения трубопровода, регулирующая (регуляторы давления) — для изменения давления или расхода перекачиваемой жидкости, предохранительная (обратные и предохранительные клапаны) — для защиты трубопроводов и оборудования при превышении допустимого давления, а также предотвращения обратных токов жидкости.
Задвижками называются запорные устройства, в которых проходное сечение перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном направлению движения нефти.
Регуляторы давления — это устройства, служащие для автоматического поддержания давления на требуемом уровне. В соответствии с тем, где поддерживается давление — до или после регулятора, — различают регуляторы типа «до себя» и «после себя».
Предохранительными клапанами называются устройства, предотвращающие повышение давления в трубопроводе сверх установленной величины.
Обратным клапаном называется устройство для предотвращения обратного движения среды в трубопроводе..
Насосно-силовое оборудование. Насосами называются гидравлические машины, которые служат для перекачки жидкостей. При трубопроводном транспорте нефти используются в основном центробежные насосы
Для успешного ведения перекачки на входе в центробежные насосы должен поддерживаться определенный подпор. Его величина не должна быть меньше некоторого значения, называемого допустимым кавитационным запасом.
По величине развиваемого напора центробежные насосы магистральных нефтепроводов делятся на основные и подпорные.
В качестве основных используются нефтяные центробежные насосы серии НМ.
Основное назначение подпорных насосов — создание на входе в основные насосы подпора, обеспечивающего их устойчивую работу. При подачах 2500 м3/ч и более применяются подпорные насосы серии НМП. При меньших подачах используются насосы серии НД (насос с колесом двустороннего всасывания).
В качестве привода насосов используются электродвигатели синхронного и асинхронного типа.
Резервуары и резервуарные парки в системе магистральных нефтепроводов служат:
- для компенсации неравномерности приема-отпуска нефти на границах участков транспортной цепи;
- для учета нефти;
- для достижения требуемого качества нефти (отстаивание от воды и мехпримесей, смешение и др.).
В соответствии с этим резервуарные парки размещаются:
- на головной НПС;
- на границах эксплуатационных участков;
- в местах подкачки нефти с близлежащих месторождений или сброса нефти попутным потребителям.
Резервуарным парком в конце магистрального нефтепровода является либо сырьевой парк НПЗ, либо резервуары крупной перевалочной нефтебазы или пункта налива.
Источник
Обоснование инвестиций
Термин обоснования подразумевает под собой приведение убедительных доводов и аргументов в пользу принятия конкретного проекта, идеи, концепции.
Экономическое обоснование инвестиций — это разработка бизнес-плана, в котором детально демонстрируется схема, стадии исполнения, источники финансирования, риски и прибыльность проекта.
Целями обоснования инвестиций выступают:
- обновление производства (материально-производственной, технической и технологической базы)
- расширение предприятия (увеличение производственных мощностей и площадей)
- освоение новых видов деятельности, новых рынков сбыта и т.п.
- повышение конкурентоспособности.
Для полноценной оценки и грамотного обоснования будущей инвестиционной деятельности необходимо проанализировать и связать воедино следующие критерии:
- цель инвестирования
- условия вложений
- наличие необходимых трудовых ресурсов для достижения стратегических целей компании и ее инвесторов, а также общее социальное развитие на предприятии
- оценка производственных мощностей организации
- наличие необходимых ресурсов, запасов и сырья
- наличие необходимых технологий и общая технологическая развитость предприятия
- обоснование необходимости в новых видах продукции, услуг и т.п.
- оценка рынков и потребительского спроса на новую продукцию, услуги
- оценка действующей производственной, инвестиционной политики предприятия включаю политику сбыта продукции
- оценка экологических последствий планируемых инвестиций
- оценка эффективности будущих инвестиций.
Стоимость обоснования инвестиций в среднем варьируется от 1 до 10 процентов от общей суммы вложений.
Чтобы принять грамотное инвестиционное решение необходимо проанализировать и принять во внимание следующие факторы:
- то, какой вид вложений будет выбран для достижения поставленной цели
- общая стоимость планируемого инвестиционного проекта
- наличие всех необходимых ресурсов: сырьевых, материальных, финансовых, трудовых и т.д.
- сравнение с другими проектами, позволяющими достичь той же цели
- оценка уровня рисков: инвестиционных, финансовых, социальных и т.п.
Технико-экономическое обоснование
Процедура разработки обоснования инвестиционного процесса зависит от масштабности запланированных к реализации инвестиционных проектов. Соответственно чем крупнее проект, тем процедура обоснования будет включать больше факторов и критериев, подлежащих анализу.
Крупное расширение предприятия не всегда приводит к гарантированному увеличению прибыли. Потому что мало увеличить объёмы выпуска, необходимо найти рынки сбыта, проанализировать положение, которое займёт предприятие после проделанных шагов и множество других факторов.
Именно для этого и было придумано экономическое обоснование инвестиций.
В сфере промышленности разрабатывается технико-экономическое, а в гражданской сфере социально-экономическое обоснование.
Инициирование процедуры разработки технико-экономического обоснования принимает собственник бизнеса на этапе пред проектного моделирования и только после предварительного согласования. Результатом этого будет принятие инвестиционного решения.
При разработке экономического обоснования строительных проектов следует руководствоваться утвержденными нормативными актами, например, Методическими рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (21 июня 1999 г. № ВК 477).
Обоснование необходимо для того, чтобы инвестор мог определить целесообразность вложения средств в проект. Кроме экономического обоснования подготавливается инвестиционный меморандум.
В итоге участники проекта получают информацию о:
- сроке окупаемости вложений и их эффективности
- сроках реализации проекта и его общей стоимости
- себестоимости производимой продукции
- мощности производства и численности рабочего персонала.
Полученная информация является собственностью заказчика работ и используется с целью:
- ведения переговоров с потенциальными инвесторами в части гарантий возвратности вложенных средств
- подготовки эмиссии акций предприятия
- получения льгот и послаблений от государства.
Основная задача проведения технико-экономического обоснования инвестиций заключается в разработке методов достижения максимального экономического эффекта при ограниченном количестве ресурсов.
Чтобы произвести разработку обоснования будущих вложений необходимо значительное количество временных и интеллектуальных ресурсов. Именно поэтому данную процедуру чаще всего поручают специалистам. Проводится конкурс, и отбираются наиболее компетентные компании, с которыми заключается договор об оказании нужных услуг..
На сегодняшний день бизнес план, резюме и технико-экономическое обоснование проекта это документы, на основании которых автор идеи защищает и доказывает его инвестиционную привлекательность.
Источник