Классификация автотранспортных предприятий
Классификация организаций автомобильного транспорта
Автотранспортная организация (АТО) создается для обеспечения функционирования той или иной группы автомобильного транспорта (по его функциональному назначению).
По форме организации производственной деятельности эксплуатационные организации подразделяются на следующие группы: комплексные АТО, специализированные АТО, автообслуживающие организации, авторемонтные организации, автозаправочные станции, гаражи-стоянки, СТО и автосервисы.
Комплексные АТО обеспечивают выполнение транспортной работы, хранение и неполный (частичный) объем работ по ТО и ТР подвижного состава. Остальной объем работ выполняется по кооперации другими автотранспортными или автообслуживающими организациями.
Специализированные АТО выполняют только транспортный процесс. Все виды ТО и ремонта производятся в других организациях на контрактной основе.
Автообслуживающие организации представляют собой организации, выполняющие определенные производственные функции (например, по ТО и ремонту подвижного состава, перевозке пассажиров) подвижного состава, принадлежащего эксплуатационным организациям, или легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.
Авторемонтные организации предназначены для проведения капитального ремонта автомобилей в целом и их агрегатов. Наибольшее распространение получили специализированные ремонтные организации под конкретный агрегат (например, двигатель, автоматическую коробку передач, кузов и т.д.).
Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для снабжения подвижного состава автоэксплуатационными материалами. На станциях производится заправка автомобилей топливом, дозаправка маслом и доливка охлаждающей жидкости (воды), подкачка шин сжатым воздухом. Кроме того, на станциях обычно продают различные смазочные материалы, тормозную и амортизаторную жидкости, автомобильные детали и принадлежности. Автозаправочные станции по размерам и видам топлива подразделяются на городские и придорожные.
Гаражи-стоянки представляют собой здания и сооружения, предназначенные для закрытого и открытого специально оборудованного хранения подвижного состава и в зависимости от назначения, могут являться элементом АТО или самостоятельным сооружением.
СТО и автосервисы сориентированы в основном на обслуживание автомобилей индивидуальных владельцев, но могут представлять услуги для транспорта юридических владельцев.
В зависимости от мощности (расчетного числа комплексно обслуживаемых автомобилей), размера (числа рабочих постов или автомобилемест в здании СТО), месторасположения, назначения и специализации СТО, виды выполняемых ими работ и их сочетания могут быть различными.
По характеру основной производственной деятельности и видам выполняемых работ ТО и ТРСТО подразделяют на гарантийные (заводов-изготовителей), комплексные (универсальные), специализированные; по принципу размещения различают СТО городские и дорожные; по производственной мощности и размеру – малые, средние, большие и крупные.
СТО и автосервисы допускается совмещать с автозаправочным станциями и пунктами оказания технической помощи автомобильному транспорту. В составе городских СТО могут предусматриваться салоны для продажи автомобилей и магазины для продажи запасных частей и автопринадлежностей. Городские СТО допускается совмещать с пунктами коммерческой мойки легковых автомобилей.
Классификация автотранспортных предприятий
Автомобильный транспорт играет существенную роль в развивающемся комплексе становящейся рыночной экономики страны, регулярно обслуживая огромное количество предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимателей, а также население страны.
Так как основным производственным процессом АТП является транспортный процесс, то размеры предприятия, а также типы, марки и модели подвижного, состава определяются потребностью в перевозках.
С 1998 по 2009 гг. автомобильный парк России увеличился в 2,8 раза, в том числе: легковой – на 50 %, грузовой – 20 %, автобусный – 14 %.
В этот же отрезок времени коренным образом изменилась форма собственности на автомобильном транспорте.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая), введенным в действие с 1 января 1995 г., юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, различаются в зависимости от ответственности: полная или ограниченная за деятельность предприятия и от способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия.
Кроме классификации фирм по организационно правовым формам, формам собственности и по отраслевой принадлежности, большое практическое значение имеет распределение предприятий (фирм) по размерам.
Признак, по которому возможно деление совокупности предприятий по размерам, зависит от характера их деятельности.
Чаще всего в качестве признака, характеризующего размеры фирмы, используют численность персонала фирмы (численность занятых). Независимо от используемого при распределении предприятий по размерам признака выделяют мелкие, средние и крупные предприятия. Такая градация довольно условна и в значительной степени зависит от отраслевых особенностей.
Кроме общих классификационных признаков (по форме деятельности, размерам, организационно-правовым формам), предприятия автомобильного транспорта различаются по видам оказываемых услуг:
— пассажирские АТП (автобусные парки по обслуживанию городских перевозок, междугородных, экскурсионно-туристических поездок и др.), обычно располагаются в крупных городах и районных центрах – местах наибольшего количества маршрутов. Пассажирские АТП располагают таким образом, чтобы максимально исключить нулевые (холостые) пробеги и как правило строят в виде зданий с встроенной инфраструктурой для хранения и ремонта подвижного состава;
— грузовые (общего назначения, специализированные по определенным видам перевозок – контейнеров, промышленных изделий, металла, кирпича, сыпучих грузов, железобетонных изделий, нефтепродуктов и ГСМ, товаров народного потребления, хлебобулочных изделий и т.п.). Грузовые АТП располагают вблизи грузообразующих промышленных предприятий и железных дорог, грузовых станций, обычно на окраинах города с целью разгрузки центра города от транспортных пробок. Грузовые АТП строят в виде огороженной территории с комплексом зданий промышленного типа, где располагают административные, ремонтные, вспомогательные участки и цеха, расположенные в одном или нескольких зданиях;
— автотранспорта общего пользования;
— коммерческого и некоммерческого автотранспорта.
Прочие предприятия автотранспортного комплекса:
— автовокзалы и автостанции;
— специализированные предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей;
— авторемонтные предприятия для восстановления подвижного состава и его агрегатов; проведения капитальных ремонтов автомобилей и их переоборудования для перевозки специфических грузов;
— отраслевые учебно-курсовые комбинаты, производящих подготовку и переподготовку специалистов автомобильного транспорта.
Появление на автомобильном транспорте десятков тысяч малых предприятий и предпринимателей обострило проблему обеспечения необходимого технического состояния принадлежащих им автомобилей. Эти, особенно вновь организованные, предприятия не имели, а по экономическим соображениям и не могли иметь, собственной полноценной производственной базы, квалифицированного персонала, а часто традиций и опыта обеспечения работоспособности автомобилей на основе планово-предупредительной системы.
В тоже время существенно повысились государственные требования к техническому состоянию, дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств при производстве и эксплуатации, которые приближаются к международным требованиям.
Обеспечение этих требований в течение всего периода эксплуатации, возможно при качественном обслуживании автомобилей современными методами, на соответствующем оборудовании и технологий, адекватных уровню конструкции автомобилей.
Источник
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Автотранспортная деятельность — это комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок людей и грузов, включая техническую эксплуатацию автотранспортных средств, транспортно-экспедиционные работы и пр.
Техническая эксплуатация автотранспортных средств — это комплекс работ и услуг по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и инструментальной проверке технического состояния автотранспортных средств, обеспечивающий их безопасное, работоспособное или исправное техническое состояние при эксплуатации.
К транспортной экспедиции при автомобильных перевозках грузов относится организация или выполнение оператором (экспедитором) от имени и за счет грузоотправителя или грузополучателя услуг, связанных с заключением и выполнением договора автомобильной перевозки груза.
По характеру деятельности оператора автомобильные перевозки грузов и пассажиров разделяются на перевозки, выполняемые на коммерческой основе, и на некоммерческие. Первые выполняются на основе договора, заключаемого между автовладельцем и клиентом.
В системе автомобильного транспорта России в настоящее время создаются и функционируют предприятия и организации, различающиеся назначением и размерами, формой собственности, организационно-правовой формой.
В зависимости от назначения они разделяются на три типа:
Автотранспортные предприятия являются наиболее распространенным типом предприятий автомобильного транспорта.
Они выполняют главную задачу транспорта — перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от вида перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские) и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.). Кроме того, АТП могут быть комплексными и специализированными.
Комплексные АТП осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение, техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) подвижного состава, принадлежащего самому предприятию. Они могут на коммерческой основе выполнять и другие услуги, в том числе техническое обслуживание и ремонт подвижного состава для сторонних предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей — перевозчиков, транспортно-экспедиционные услуги и др.
Специализированные АТП выполняют только перевозки пассажиров или грузов. Это чаще всего малые предприятия, на которых создание своей ремонтной базы нерационально.
По ведомственной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования и ведомственные.
Предприятия общего пользования входят в систему Министерства транспорта и связи России и выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе для юридических и физических лиц.
Ведомственные АТП входят в состав отраслей нетранспортного назначения (например, промышленности, строительства, сельского хозяйства) и обслуживают предприятия и организации только той отрасли, в которую они входят.
Основными клиентами АТП являются предприятия товаропроизводящих отраслей (промышленности, строительства и др.).
Автообслуживающие предприятия — это автосервисные предприятия, терминалы, автозаправочные станции (АЗС), автовокзалы, гаражи-стоянки.
Автосервисные предприятия выполняют работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, принадлежащего юридическим и физическим лицам.
По производственному признаку автосервисные предприятия делятся на грузовые, легковые и смешанного типа; по территориальному признаку — на городские, районные и дорожные.
Городские автосервисные предприятия обычно бывают специализированными, т.е. обслуживают автомобили определенных типов (грузовые или легковые). Они выполняют работы, как правило, на договорных началах или по разовым заявкам с оплатой выполненных работ по тарифам (прейскуранту цен).
Районные автосервисные предприятия являются универсальными и работают в основном по договорам с автовладельцами.
Дорожные автосервисные предприятия располагаются на дорогах и осуществляют обслуживание и ремонт автомобилей, следующих по дороге.
Терминалы осуществляют транспортно-эксплуатационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей. Это может быть производственное подразделение крупного автотранспортного предприятия или самостоятельное предприятие, предназначенное для обработки контейнерного и пакетированного грузов. Такие предприятия размещаются чаще всего на окраинах городов.
Терминальная система доставки грузов является прогрессивной формой транспортно-экспедиционного обслуживания. Она предусматривает подвоз мелких отправок от клиентов малотоннажными автомобилями на терминалы пунктов отправления (грузоформирующие объекты), формирование на терминалах крупных отправок, перевозку их на терминалы пунктов назначения и развоз отправок грузополучателям малотоннажными автомобилями.
Автозаправочные станции — это специализированные предприятия по снабжению подвижного состава эксплуатационными материалами: топливом, маслом для двигателей, трансмиссионными маслами, консистентными смазочными материалами, водой и воздухом для подкачки шин.
Автовокзалы осуществляют продажу билетов, выполняют багажные операции, предоставляют необходимые помещения пассажирам для отдыха и ожидания отправления.
Гаражи-стоянки предназначены только для хранения автомобилей. Их создают главным образом на магистралях, в конечных и промежуточных пунктах маршрутов.
К авторемонтным предприятиям относятся авторемонтные, агрегатно-ремонтные и шиноремонтные заводы и мастерские, ремонтно-зарядные аккумуляторные станции и специализированные мастерские и цехи.
Автообслуживающие и авторемонтные предприятия составляют основу региональной производственной инфраструктуры, назначение которой — создание общих условий для успешного функционирования автомобильного транспорта.
В зависимости от формы собственности предприятия автомобильного транспорта разделяются на государственные, частные, со смешанной формой собственности, иностранным участием, а также на предприятия общественных организаций.
Большинство предприятий автомобильного транспорта в России в настоящее время являются частными. Опыт их функционирования с начала рыночных реформ показал, что они имеют лучшие показатели по производительности труда, себестоимости услуг, прибыли. Это объясняется в первую очередь тем, что частные предприятия имеют большую самостоятельность в решении экономических и производственных проблем, свободу выбора партнеров по сделкам и использования оптимальных форм и методов мотивации труда. Опираясь на право собственности, они применяют такие методы материального поощрения и материальной ответственности, как вознаграждения и штрафы, которые заставляют работников лучше работать. При этом появляется необходимость в эффективном использовании аппарата, современных методах производства, расходовании ресурсов.
Все рассмотренные типы предприятий автомобильного транспорта вместе с автомобильными дорогами и дорожными сооружениями являются составной частью производственной и (или) социальной инфраструктуры региона. Поэтому от уровня эффективности их функционирования и развития в значительной степени зависит уровень эффективности функционирования и развития региона.
Источник