Предприятие с иностранными инвестициями ввозит оборудование

Гарантии иностранным инвесторам и организациям с участием иностранных инвестиций

Иностранный инвестор и организации с иностранными инвестициями пользуются льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством. Если в качестве вклада в уставный капитал иностранный инвестор ввозит сырье, материалы, другие товары, не относящиеся к основным производственным фондам, такие товары облагаются таможенной пошлиной. При ввозе товаров, относящихся к основным производственным фондам (станки, механизмы, оборудование), они освобождаются от обложения таможенными пошлинами, если они не являются подакцизными товарами, и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала*(840).

Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, не подлежат обложению НДС (подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ).

Закон об иностранных инвестициях различает льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору, и те, которые предоставляются также коммерческой организации с иностранными инвестициями. Назовем некоторые из них.

1. Особое значение имеет гарантия стабильности законодательства (гарантия от неблагоприятного изменения законодательства), распространяющаяся на иностранного инвестора и коммерческие организации с долей иностранных инвестиций в уставном капитале, превышающей 25 процентов, а также на организации независимо от размера долей иностранного инвестора в их уставном (складочном) капитале, если при этом реализуется приоритетный инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях).

Приоритетным является инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором доля (вклад) иностранного инвестора в уставный капитал составляет не менее 100 млн. рублей, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ (ст. 2 Закона об иностранных инвестициях).

Суть гарантии стабильности заключается в следующем.

Не применяются новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных пошлин (за исключением специально введенных пошлин для защиты экономических интересов РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций. Это означает, что в течение срока реализации инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования инвестор и российская организация с участием иностранного инвестора будут платить налоги и таможенные пошлины, существующие на момент начала финансирования проекта.

В отдельных случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен по решению Правительства РФ. Если налоги в силу закона уменьшаются, они платят меньше налогов, если размер налогов законом увеличивается, налоговая нагрузка сохраняется в размере, существовавшем на день начала финансирования инвестиционного проекта.

К сожалению, практическое применение стабилизационной оговорки (гарантии стабильности законодательства) осложняется тем, что в НК РФ эта гарантия не указана, а в соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Ясно, что налоговые органы в отношениях с налогоплательщиками руководствуются налоговым законодательством, а не другими (неналоговыми) законами.

Примером синхронного внесения изменений в законодательство об инвестиционной деятельности и налоговое законодательство является Федеральный закон от 6 июня 2003 г. «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Этим Законом внесены изменения в налоговый режим для инвесторов, реализующих соглашение о разделе продукции в ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а в НК введена глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

2. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 Закона об иностранных инвестициях).

Для иностранного инвестора принципиально важно, чтобы принимающее инвестиции государство обеспечивало надлежащую защиту и безопасность объектов инвестиционной деятельности. Во всех международных соглашениях РФ о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций вопросам компенсации на случай национализации или иных мер, аналогичных ей по последствиям, уделяется первостепенное значение. Право на национализацию — суверенное право государства с точки зрения международного права.

Читайте также:  Настройка видеокарты gtx 1660 super для майнинга

В международных соглашениях РФ подчеркивается, что меры по принудительному изъятию иностранной собственности могут приниматься только в тех случаях, когда этого требуют государственные или общественные интересы. Одновременно должен соблюдаться порядок, установленный законодательством соответствующего государства, а меры не могут носить дискриминационный характер. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества, а при национализации — возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

ГК РФ говорит об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализации) на основании закона (ст. 235 ГК РФ). Пока такой закон не принят.

3. Гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм. Эта гарантия распространяется только на иностранных инвесторов. После уплаты налогов они могут реинвестировать средства на территории РФ и имеют право на беспрепятственный перевод доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм в иностранной валюте в связи с осуществленными инвестициями.

4. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции. Такой вывоз осуществляется без квотирования, лицензирования и применения со стороны государства к инвестору других мер нетарифного регулирования.

Речь идет об инвестициях в виде объектов гражданских прав, первоначально не переданных в собственность принявшей инвестиции организации: о возврате имущества по истечении срока лизинга, о возврате документов, содержащих коммерческую тайну (например, ноу-хау), по истечении срока использования информации, о вывозе имущества, оставшегося после ликвидации филиала организации, и других подобных случаях. Если же имущество первоначально было передано в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества (в их собственность), возврат имущества инвестору, как правило, невозможен.

5. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15 Закона об иностранных инвестициях). Статья является отсылочной: приобретение иностранным инвестором указанных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения передаются иностранному инвестору, а также организациям с участием иностранных инвестиций, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных инвесторов составляет более чем 50 процентов, — только в аренду (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»*(841)).

6. В соответствии с законодательством РФ иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги (ст. 13 Закона об иностранных инвестициях — гарантия на приобретение ценных бумаг), вправе участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности (ст. 14 Закона об иностранных инвестициях — гарантии участия иностранного инвестора в приватизации).

7. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10).

Такой спор разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). Хотя из содержания указанной статьи не следует, что стороной спора может быть и государство, однако это подразумевается. Если, например, имущество инвестора будет принудительно изъято государством, то инвестиционный спор возникает между инвестором и государством.

В соглашениях о взаимной защите капиталовложений и СССР, а затем и РФ давали согласие на рассмотрение возможных споров, связанных с инвестициями, в международных третейских судах.

Отметим, что Россия в 1992 г. подписала, но не ратифицировала Конвенцию (Вашингтон, 1965 г.) о создании при МБРР арбитражного центра по разрешению споров между государством, принявшим иностранные инвестиции, и частными инвесторами*(842).

В соответствии со ст. 127 ГК РФ особенности ответственности РФ и субъектов РФ в гражданских правоотношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Закон об иммунитете не принят.

Читайте также:  Хорошая мать для майнинга

Отсутствие закона об иммунитете государства и его собственности никак не препятствует иностранному инвестору защищать свои права от произвола должностных лиц государства.

8. В соответствии со ст. 5 Закона об иностранных инвестициях иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ (гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ).

Такие действия согласно нормам ГК РФ могут быть признаны судом недействительными, а убытки по требованию истца возмещены за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или муниципального образования (ст. 12, 16, 1069 ГК РФ).

9. Иностранному инвестору гарантируется право на уступку требования и перевод долга в соответствии с гражданским законодательством (ст. 7 Закона об иностранных инвестициях). Это право осуществляется по правилам главы 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве». РФ гарантирует также возможность суброгации — перехода к иностранному государству или уполномоченному им лицу прав инвестора в отношении инвестиций, застрахованных ими, если гарант (страховщик) выплатил инвестору суммы при наступлении страхового случая на территории РФ.

Источник

Предприятия с иностранными инвестициями

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики — привлечения иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

В мировой и российской практике внешнеэкономической деятельности широко распространены различные формы производственного сотрудничества, которые можно определить как совместное предпринимательство — это международная специализация и кооперирование производства, совместное производство, российские предпринимательские инвестиции за рубежом, предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ). Одна из самых эффективных форм привлечения иностранных инвестиций в экономику России — создание ПИИ (прямое инвестирование).

Создание и деятельность предприятий с иностранными инвестициями в Российской Федерации регулируется Законом «Об иностранных инвестициях в РФ», принятым 9 июля 1999 г. Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта.

В соответствии с законом на территории РФ могут быть созданы следующие виды предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ):

предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;

филиалы иностранного юридического лица;

коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых иностранному инвестору принадлежит не менее чем 10% доли в уставном (или складочном) капитале. Такие предприятия называются совместными предприятиями (СП).

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом.

Иностранным инвестором может быть:

иностранное юридическое лицо;

иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое проживает за пределами РФ;

В зависимости от условных установок партнеров ПИИ могут быть следующих типов:

а) ПИИ научно-исследовательского характера, создаваемые с целью объединения опыта и результатов научных, проектных разработок для создания новых продуктов, “ноу-хау”, оборудования и т.п.;

б) ПИИ производственного характера, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции. Могут применяться различные формы корпорационных связей, например, объединение отдельных комплектующих узлов инвестора и местного партнера, технологии, опыта организации производства, предоставляемых инвестором, и сырья, рабочей силы местного происхождения и т.д.;

в) закупочные ПИИ, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера;

г) сбытовые ПИИ, создаваемые с целью освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения, так и в третьих странах.

ПИИ могут принимать различные организационные формы, что зависит от разных факторов, в том числе и от цели партнеров. Для многих западных корпораций международная хозяйственная кооперация стала одной из ведущих стратегий развития и решения проблем выхода на новые рынки, преодоления протекционистских барьеров, ускорения научно-технического прогресса, уменьшения степени риска капиталоемких проектов производства новых продуктов, облегчения доступа к источникам сырья и материалов.

Читайте также:  Бюджетное ограничение по инвестициям

Наибольший интерес представляют прямые иностранные инвестиции в российскую экономику.

Прямой иностранной инвестицией считается:

приобретения иностранным инвестором не менее 10% доли (вкладах) в уставном (или складочном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества);

вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

осуществление иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей.

Производя прямые инвестиции в России иностранные компании могут преследовать следующие цели:

1) получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены, которая в России значительно выше мировых;

2) использование факторов производства, цена которых в России ниже мировых: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья;

3) использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен;

4) продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.

Для российской стороны создание предприятий с иностранными инвестициями с зарубежными партнерами предполагает для одной из сторон достижение следующих целей:

выпуск товаров для удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны с учетом наличия спроса на эту продукцию за рубежом;

привлечение в экономику страны современной технологии и оборудования;

получение доступа к зарубежным методам управления;

увеличение объемов экспорта на основе выпуска конкурентоспособных товаров на мировом рынке;

создание современных производств высококачественной продукции, позволяющей сократить импорт или полностью отказаться от него;

привлечение иностранных капиталовложений и получение доступа к дополнительным материальным и финансовым ресурсам;

повышение квалификации кадров в области технологии, организации и управления;

получение иностранной валюты.

Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

Привлечение иностранного капитала может не только дать дополнительные материальные и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в стране.

Привлечение иностранного капитала, дальнейшее развитие совместного предпринимательства могут иметь существенное значение в борьбе с монополизмом. Важной чертой этого процесса является возможность путем создания предприятий с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, способные противостоять диктату сложившихся монополий.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации представляется полная защита прав и интересов, которая обеспечивается законом, нормативными актами и международными договорами РФ.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законом РФ. Оценка вложения капитала в уставный (кладочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется в валюте РФ и по российским законам.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, национализации или реквизиции, за исключением случаев предусмотренных федеративным законом и международным договором.

Если же реквизиция или национализация происходит, то иностранному инвестору или ПИИ возмещается стоимость имущества и другие убытки.

Особое значение для ПИИ и иностранного инвестора имеют гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ. В том случае, если вступают в силу новые федеральные законы, которые изменяют таможенные пошлины, федеральные налоги и взносы во внебюджетные фонды (кроме пенсионного) и увеличивают совокупную налоговую нагрузку на иностранного инвестора и ПИИ, им гарантируются стабильность налогового режима в течение амортизации периода, но не более 7 лет.

Определенные льготы предоставлены предприятиям с иностранными инвестициями в области таможенного обложения. В соответствии с Законом “О таможенном тарифе” товары (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада зарубежного партнера в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, не облагаются ввозными таможенными пошлинами. Важно, что эти льготы распространяются на любые товары, вносимые участником в уставный капитал предприятия.

Источник

Оцените статью