- Шпаргалка по предпринимательскому праву.
- 71. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА.
- ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
- Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала
- BzBook.ru
- 71. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА
- 72. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- 73. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 74. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 75. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
- 76. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 77. ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 78. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РЫНОК ТРУДА
- 79. ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
- 80. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
- 81. СУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
- 82. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ И ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
- 83. ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ
- 84. ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СУДОМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
- 85. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 86. ВНЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
- 87. НОТАРИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
- 88. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ТРЕТЕЙСКОМ ПОРЯДКЕ
- 89. ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОРОВ
- 90. ПРАВОВАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Шпаргалка по предпринимательскому праву.
71. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА.
Субъекты предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала признаются инвесторами.
Участие иностранного капитала может осуществляться посредством иностранных инвестиций. Иностранными инвестициями признаются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, включая осуществление прямых иностранных инвестиций. Прямой иностранной инвестицией признается любой из следующих видов использования капитала:
1) приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
2) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
3) осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) основных средств таможенной стоимостью не менее 1 млн руб. Главная цель осуществления прямой инвестиции – получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
Привлечение капитала субъектом предпринимательской деятельности осуществляется в форме денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Инвестирование является одним из видов предпринимательской деятельности и преследует в качестве своей цели извлечение прибыли, хотя Закон об иностранных инвестициях при определении понятия «инвестиции» не содержит прямого указания на цели инвестирования. Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории России или вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли. Получение прибыли как результат инвестирования реализуется в основном путем вложения капитала в коммерческие организации, создание филиалов иностранных компаний на территории России, а также использование иного экономически эффективного имущества в деятельности предприятий.
Субъект предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников. Субъекты пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами. Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества.
В целях государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала в дополнение к обычному перечню документов иностранный инвестор должен представить ряд документов. К ним относятся учредительные документы иностранного инвестора, выписка из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.
Источник
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены российским законодательством.
Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:
1) устав коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительный договор (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ);
2) выписка из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус
3) документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком;
4) квитанция об уплате регистрационногосбора.
Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории РФ,
регулируются международными договорами РФ, ГК РФ, законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ.
Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами, которые могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Иностранный инвестор — коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10 % доли (вклада) в уставном капитале указанной организации, при осуществлении им реинвестирования пользуется в полном объеме
правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными федеральным законом.
Иностранному инвестору на территории РФ предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов.
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ, обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ и не допускать недобросовестной конкуренции.
Источник
Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала
Субъекты предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала признаются инвесторами.
Участие иностранного капитала может осуществляться посредством иностранных инвестиций. Иностранными инвестициями признаются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, включая осуществление прямых иностранных инвестиций. Прямой иностранной инвестицией признается любой из следующих видов использования капитала:
- приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
- вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
- осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) основных средств таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.
Главная цель осуществления прямой инвестиции – получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
Привлечение капитала субъектом предпринимательской деятельности осуществляется в форме денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Инвестирование является одним из видов предпринимательской деятельности и преследует в качестве своей цели извлечение прибыли, хотя Закон об иностранных инвестициях при определении понятия «инвестиции» не содержит прямого указания на цели инвестирования. Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории России или вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли. Получение прибыли как результат инвестирования реализуется в основном путем вложения капитала в коммерческие организации, создание филиалов иностранных компаний на территории России, а также использование иного экономически эффективного имущества в деятельности предприятий.
Субъект предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников. Субъекты пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами. Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества.
В целях государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала в дополнение к обычному перечню документов иностранный инвестор должен представить ряд документов. К ним относятся учредительные документы иностранного инвестора, выписка из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.
Источник
BzBook.ru
71. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА
Субъекты предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала признаются инвесторами.
Участие иностранного капитала может осуществляться посредством иностранных инвестиций. Иностранными инвестициями признаются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, включая осуществление прямых иностранных инвестиций. Прямой иностранной инвестицией признается любой из следующих видов использования капитала:
1) приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
2) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
3) осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) основных средств таможенной стоимостью не менее 1 млн руб. Главная цель осуществления прямой инвестиции – получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
Привлечение капитала субъектом предпринимательской деятельности осуществляется в форме денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Инвестирование является одним из видов предпринимательской деятельности и преследует в качестве своей цели извлечение прибыли, хотя Закон об иностранных инвестициях при определении понятия «инвестиции» не содержит прямого указания на цели инвестирования. Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории России или вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли. Получение прибыли как результат инвестирования реализуется в основном путем вложения капитала в коммерческие организации, создание филиалов иностранных компаний на территории России, а также использование иного экономически эффективного имущества в деятельности предприятий.
Субъект предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников. Субъекты пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами. Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества.
В целях государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала в дополнение к обычному перечню документов иностранный инвестор должен представить ряд документов. К ним относятся учредительные документы иностранного инвестора, выписка из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.
72. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Понятие внешнеэкономической деятельности в Законе «Об экспортном контроле» определяется как «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность)».
Особенности внешнеэкономической деятельности:
– под внешнеэкономической деятельностью понимаются действия, которые предполагается осуществлять систематически. Поэтому в качестве ее участников выступают субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие необходимой правоспособностью. Организации и граждане, не являющиеся предпринимателями, публичные образования и международные организации в ряде случаев могут выступать в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности. К примеру, граждане чаще всего становятся ее участниками при осуществлении международной инвестиционной деятельности: учреждении юридических лиц за рубежом, приобретении акций(долей)иностранных юридических лиц и др.;
– внешнеэкономическая деятельность – это, как правило, предпринимательская деятельность. В частности, внешнеэкономической является деятельность фонда в случае предоставления иностранным лицам беспроцентных займов под реализацию определенных программ;
– субъекты внешнеэкономической деятельности совершают фактические и юридические действия, например проведение переговоров и совершение сделок;
– направленность на совершение внешнеэкономических сделок предполагает наличие иностранного элемента, в качестве которого могут выступать следующие субъекты: иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории иностранного государства; иностранные юридические лица и иные правоспособные организации; иностранные государства и иные публичные образования; международные организации. Структура внешнеэкономической деятельности состоит из следующих элементов: субъект, объект и форма действия субъектов.
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются физические лица; юридические лица и иные правоспособные организации; публичные образования, в том числе государства; международные организации.
Объектами внешнеэкономической деятельности могут являться товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и др. В зависимости от объекта выделяют виды внешнеэкономической деятельности. К их числу можно отнести внешнеторговую деятельность, международное производственное сотрудничество и кооперацию, международную инвестиционную, лизинговую деятельность, а также некоторые другие.
По своей форме действия субъектов внешнеэкономической деятельности могут быть фактическими или юридическими. Фактические действия не порождают правовых последствий: проверка платежеспособности контрагента, проведение переговоров, мониторинг рынка товаров (работ, услуг) и т. п. Юридические действия, напротив, порождают правовые последствия. Однако основным видом юридических действий являются внешнеэкономические сделки.
73. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основными законами, регулирующими инвестиционную деятельность, являются Закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», Закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», Закон от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».
Инвестиционная деятельность регулируется нормами различных отраслей законодательства: предпринимательского, гражданского, бюджетного, налогового, административного, таможенного, международного частного.
Принципиальным подходом к регулированию правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Правовое регулирование участия государства в инвестиционной деятельности осуществляется, в частности, Федеральным законом «О Бюджете развития Российской Федерации», Указом Президента РФ «О частных инвестициях в Российской Федерации», а также многочисленными постановлениями Правительства, принятыми в этой сфере.
Основным источником инвестиционной деятельности государства является Бюджет развития, являющийся составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.
Государство как носитель властных полномочий может оказывать воздействие на инвестиционную активность, осуществляя правовое регулирование различных сфер предпринимательской деятельности, в том числе налоговой. Коммерческие организации могут воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом, который представляет собой отсрочку уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов на срок от одного года до пяти лет с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются в размере не менее и не более ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые платежи организации вследствие предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть уменьшены в каждом отчетном периоде не более чем на 50 % платежей по соответствующему налогу. Сумма кредита при техническом перевооружении может составлять 30 % стоимости приобретенного организацией оборудования.
Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть, в частности, проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов.
Комплексный характер правового регулирования инвестиционной деятельности и тот факт, что предмет правового регулирования включает как вопросы совместной компетенции Федерации и ее субъектов, так и вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Федерации и субъектов Федерации, а также предполагает правотворчество муниципальных образований, создают определенные сложности в законодательной деятельности и правоприменительной практике.
74. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в социальной, культурной, образовательной, научно-преподавательской деятельности или иных сферах общественной жизни.
Традиционно инвестиции классифицируют на портфельные и прямые. Портфельные инвестиции – это вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, доли участия в хозяйственных обществах и товариществах. Прямые инвестиции – это вложения в приобретение, создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств.
По объекту инвестиции подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные инвестиции предполагают создание или реконструкцию (модернизацию) конкретных имущественных объектов. Нематериальные инвестиции – это вложения в подготовку кадров, научные разработки, рекламу.
По субъекту выделяют: институциональные (профессиональные) инвестиции, корпоративные и индивидуальные. Институциональные инвестиции осуществляют профессиональные участники фондового рынка, финансовые посредники, страховые компании и другие финансовые институты, имеющие своей целью привлечение средств других инвесторов. Корпоративными признаются инвестиции, осуществляемые коммерческими организациями в собственное производство. Индивидуальными называют инвестиции, осуществляемые гражданами самостоятельно.
Иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые иностранным инвестором; внутренние инвестиции – осуществляемые российскими резидентами; смешанные инвестиции – вложения средств с привлечением иностранного элемента.
По форме собственности – частные инвестиции, государственные, инвестиции муниципальных образований, смешанные инвестиции. По региональному признаку следует разграничить инвестиции внутри страны и за ее пределами. По периоду инвестирования – долгосрочные (обычно свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет), краткосрочные (до 1 года) инвестиции.
Субъекты инвестиционных отношений.
Главным субъектом является инвестор. Инвесторы – это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды. Нет каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами. Принципиальным подходом к инвесторам является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений в зависимости от специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи – при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг – при осуществлении портфельных инвестиций.
Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях обладает государство, которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны – как носитель властных полномочий.
75. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательские работы.
Главным критерием, отличающим капитальные вложения от других видов инвестиций, является направление вложения – в основной капитал.
Объектами капитальных вложений являются различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, находящиеся в частной, государственной или смешанной собственности. Таким образом, объектом капитальных вложений может быть как движимое, так и недвижимое имущество, в том числе незавершенное строительство. Отдельные виды имущества, например ценные бумаги, имущественные права, исходя из своей правовой природы не могут быть объектами капитальных вложений.
Перечень субъектов инвестиционной деятельности, приводимый в Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, является открытым. К их числу Закон относит инвесторов, заказчиков, подрядчиков, пользователей.
Инвестор – главный участник инвестиционных отношений; он определяет направления вложения инвестиций, принимает решение относительно организационных форм инвестирования: проводит торги или на иных началах привлекает заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, поставщиков; разрабатывает существенные условия предпринимательских до-i говоров, регулирующих процесс строительства.
Инвесторами могут быть физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, а также субъекты предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала.
Заказчики – уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов.
Подрядчики – физические и юридические лица, выполняющие работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками.
Пользователи объектов капитальных вложений – это те, для которых создаются указанные объекты, в том числе физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, организации и граждане, международные объединения и организации.
Участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, возможно в двух формах: посредством создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности; путем прямого участия государства в инвестиционной деятельности.
Участие муниципальных образований в инвестиционной деятельности аналогично государственному и отличается характерной для них компетенцией и регионом осуществления инвестиционных программ.
Правовые формы реализации инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений: договор строительного подряда, инвестиционные договоры, учредительные договоры, договоры на участие в строительстве, соглашения о разделе продукции, государственные контракты, договоры лизинга.
76. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Конституция также закрепляет право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ст. 24). Также согласно ст. 42 Конституции каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
В ГК РФ нормы об информации направлены в том числе на обеспечение предпринимательских отношений.
Информация является самостоятельным объектом гражданского права (ст. 128 ГК РФ). Особое регулирование применяется в отношении:
– сведений, отнесенных к государственной тайне;
– конфиденциальной документированной информации;
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет ее руководитель с учетом требований Федерального закона от 29 июня 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», ст. 139 ГК РФ и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «О Перечне сведений конфиденциального характера».
К служебной тайне можно отнести любые сведения, известные работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Сохранение в тайне служебной информации зачастую не обусловлено ее коммерческой ценностью. Нередко разглашение конфиденциальной информации допускают работники, в чьи обязанности вообще не входит работа с данными сведениями (например, обслуживающий персонал). В тех случаях, когда законодательство устанавливает особые требования к ее соблюдению, принято говорить о профессиональной тайне (адвокатской, врачебной, аудиторской, нотариальной тайне и пр.).
Следует отличать информацию, способную к охране в режиме тайны, от способностей лица к полезной деятельности, т. е. знаний, навыков, умений, которые не могут быть использованы без него. Например, это деловые качества работника – способности выполнять трудовую функцию с учетом профессионально-квалификационных и личностных качеств. Использование своих профессиональных навыков и умений даже при работе у другого работодателя не является нарушением конфиденциальности.
Статья 139 ГК РФ определяет понятие служебной и коммерческой тайны, не разграничивая их. Действие этой статьи распространяется на защиту прав обладателя сведений, не подпадающих под охрану норм патентного, авторского или другого специального законодательства, а также на охраноспособные решения (изобретения и пр.), не запатентованные правообладателем по каким-либо мотивам.
Для признания информации коммерческой или служебной тайной необходимо одновременное наличие трех признаков:
1) информация составляет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
2) к ней нет свободного доступа на законном основании;
3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
За незаконное получение такой информации предусмотрена ответственность в форме возмещения убытков. Возможно наступление административной (ст. 13.14 КоАП за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом) и уголовной ответственности (ст. 183 УК РФ за незаконное получение и использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну).
77. ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Договор в сфере предпринимательской деятельности – это заключаемое на возмездной основе в целях осуществления предпринимательской деятельности соглашение, стороны (или одна из сторон) которого выступают в качестве субъектов предпринимательства.
На предпринимательские договоры распространяются специальные нормы об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также общие положения об обязательствах.
Предпринимательский договор заключается в целях осуществления его сторонами (стороной) предпринимательской деятельности.
К обязательствам стороны, заключившей договор с предпринимателем и не преследующей цели осуществления предпринимательской деятельности, применяются общие нормы гражданского законодательства.
Стороны (или одна из сторон) предпринимательских договоров – субъекты предпринимательской деятельности.
При этом гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Договоры между субъектами предпринимательской деятельности, являющимися коммерческими юридическими лицами, предполагаются предпринимательскими.
Договоры, заключаемые с участием некоммерческих организаций, относят к числу предпринимательских в зависимости от целей, которые они преследуют, выступая в качестве стороны соответствующих договоров.
Предпринимательские договоры носят возмездный характер: сторона договора должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение договора.
Законодательство содержит принципиальный запрет на заключение безвозмездных договоров между субъектами предпринимательства. В действительности имеет место заключение между предпринимателями ряда безвозмездных договоров. Закон предусматривает запрет лишь на передачу коммерческой организацией имущества в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК РФ). В иных случаях специальная норма п. 2 ст. 690 ГК РФ не запрещает заключение договоров безвозмездного пользования между субъектами предпринимательства.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ).
Хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, запрещено отказываться от заключения договора с потребителями (покупателями, заказчиками) при наличии возможности производства или поставки данного товара. Аналогичное правило распространяется также на заключение государственных контрактов.
К предпринимательским договорам применяются общие требования о заключении, изменении и расторжении договоров, предусмотренные в нормах гражданского законодательства. Существуют также особенности заключения предпринимательских договоров.
78. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РЫНОК ТРУДА
В экономической науке труд определяется как один из экономических ресурсов и факторов производства. Рынок труда представляет собой сферу общественных отношений, опосредующих реализацию людьми на возмездной основе своей способности к труду в соответствии со спросом на рабочую силу и ее предложением.
Распространена позиция специалистов науки трудового права, считающих, что рынка труда как такового не существует. В пользу этого утверждения выдвигаются следующие доводы: отсутствие соответствия между спросом и предложением; при заключении трудового договора не происходит продажи, как это происходит на рынке, в данном случае продажи рабочей силы.
Существование рынка труда в Российской Федерации предопределяется основными правами и свободами человека и гражданина, конституционными основами рыночной экономики в целом. К ним относятся принцип свободы труда, запрета принудительного труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 ТК РФ) и свободы использования своих способностей для предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ), а также принципом свободы договора.
Работник свободен в любое время прекратить трудовой договор в случае получения более интересного предложения (ст. 79, 80 ТК РФ). В свою очередь, работодатель старается заинтересовать работника, если он является для него ценным, предоставляя возможность учиться, повышать квалификацию, улучшая условия труда. Однако работодатель вправе уволить работника, если его труд не соответствует требованиям должной квалификации (ст. 81 ТК РФ).
На рынке труда складывается целый комплекс общественных отношений по поводу применения предпринимателями рабочей силы. Указанные отношения касаются многообразных аспектов взаимоотношений между предпринимателями и работниками:
– предложение и спрос в отношении различных категорий работников;
– оплата труда и иные, в том числе неденежные, формы компенсации работникам за труд;
– наем и увольнение, а также массовое высвобождение работников;
– регулирование взаимоотношений между работниками и предпринимателями в форме индивидуальных трудовых договоров, а также коллективных договоров и соглашений по различным социально-экономическим вопросам;
– установление и изменение условий труда, отвечающихтребованиям безопасности и гигиены;
– безработица и занятость;
– осуществление мер для повышения заинтересованности работников в результатах труда. Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Его состояние и развитие зависят от состояния экономики в целом, ее отдельных отраслей, от степени вмешательства государства в экономику и частную жизнь граждан, а также от развития других рынков, в том числе рынка капитала, рынка товаров и услуг, рынка жилья, определяющих меру свободы движения рабочей силы.
Правовое регулирование трудовых отношений обеспечивает свободное обращение рабочей силы, высокую степень ее мобильности.
Для участия в управлении коммерческой организацией закон наделяет работников правами совещательного, консультативного характера, например в случае принятия внутренних документов, регламентирующих трудовые отношения (ст. 53 ТК РФ).
79. ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Защита осуществляется посредством применения надлежащей формы и способов защиты.
Способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.
Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав – способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права. Различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т. д., по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.
Процессуальные способы защиты – реализация компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов.
Самостоятельный способ защиты прав – самозащита.
Законодательством предусмотрены следующие формы защиты прав предпринимателей: судебная; внесудебная.
Судебные формы защиты прав предпринимателей. Защита прав предпринимателей Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд рассматривает дела:
1) по запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;
2) рассматривает споры о соотношении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
4) по запросам ряда органов власти дает толкование Конституции.
Защита прав предпринимателей арбитражным судом. Арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
1) между организациями – юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;
2) между организациями – юридическими лицами и государственными или иными органами;
3) между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.
Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции. Споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:
– споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам;
– заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены. Внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита, защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах, в форме урегулирования споров в претензионном порядке.
80. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Понятие «защита права» в точном юридическом смысле не следует смешивать с понятием «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.
Предметом защиты в сфере предпринимательской деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих подобную деятельность.
Защита прав предпринимателей и их охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.
Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых)прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.
Существуют различные основания классификации.
В зависимости от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.
Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав – способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.
Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т. д. По целям материально-правовые способы подразделяются на пресекатель-ные, восстановительные и штрафные.
Процессуальные способы защиты – реализация компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.
Процессуальные способы защиты прав различаются в зависимости от целей, характера процессуальной деятельности, разновидности властных актов и форм юрисдикционныхорганов.
Самостоятельным способом защиты прав является самозащита. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Способ защиты права – категория материального права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права.
Наиболее удачной является классификация, согласно которой формы защиты делятся на судебные и внесудебные.
Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.
В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются:
– Конституционный Суд РФ;
– суды общей юрисдикции (от районного, городского суда до Верховного Суда РФ).
К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести: нотариальную защиту; третейское разбирательство; досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.
81. СУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Законодательством предусмотрены следующие судебные формы защиты прав предпринимателей: защита прав предпринимателей Конституционным Судом РФ; защита прав предпринимателей арбитражным судом; защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции.
Защита прав предпринимателей Конституционным Судом РФ. Судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть, является Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд рассматривает дела:
1) по запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;
2) рассматривает споры о соотношении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) по запросам ряда органов власти дает толкование Конституции РФ.
Защита прав предпринимателей арбитражным судом. Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.
Арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
1) между организациями – юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;
2) между организациями – юридическими лицами и государственными или иными органами;
3) между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.
Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции. Споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.
В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:
– споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам;
– заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены.
Суд общей юрисдикции рассматривает заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия.
Суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно.
В судах общей юрисдикции рассматриваются споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициями.
82. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ И ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ значительно расширяет возможности судебной защиты прав и интересов предпринимателей: законодатель включает в понятие «конституционные права и свободы граждан» конституционные принципы и конституционные законные интересы и допускает защиту не только физических, но и юридических лиц; расширяется понимание критериев конституционности правовых актов.
Конституционный Суд рассматривает четыре основные категории дел.
1. По запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральныхзаконов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
2. Рассматривает споры о соотношении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
4. По запросам ряда органов власти дает толкование Конституции РФ.
Важнейшее значение для предпринимателей имеет использование возможностей, заложенных: а) в процедуре рассмотрения жалоб на нарушение конституционных прав и свобод; б) в процедуре рассмотрения дел о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по запросам судов.
Запрос суда касается не только содержания примененного закона, но и всех аспектов конституционности. Запрос может направляться судом в Конституционный Суд не только при нарушении законом конституционных прав и свобод граждан, но и во всех случаях, когда имеются сомнения в конституционности закона.
Возможны различные ситуации, когда суд, обладая достаточными основаниями, может обратиться с запросом о конституционности закона. К примеру, при проверке правоприменительного решения суд обнаруживает, что применена подзаконная норма, противоречащая Конституции, в условиях, когда отсутствует закон. В этом случае суд должен принять решение в соответствии с Конституцией – законом прямого действия, имеющим высшую юридическую силу.
Если в ходе рассмотрения дела суд устанавливает, что при изучении акта государственного или иного органа применен неконституционный закон или же сам суд вынужден применять закон, в отношении которого возникают сомнения в его конституционности, суд должен обратиться в Конституционный Суд, который и проверяет конституционность закона в рамках своей компетенции.
С запросом может обратиться любой суд, на любой стадии судопроизводства, в том числе и при рассмотрении дела кассационной и надзорной инстанциями. Конституционные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан могут быть поданы в Конституционный Суд как физическими, так и юридическими лицами. При определении субъектов обращения в Конституционный Суд необходимо учитывать специфику коллективных прав граждан.
83. ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ
Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1, 2 АПК РФ).
Арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
1) между организациями – юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;
2) между организациями – юридическими лицами и государственными или иными органами;
3) между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.
По смыслу закона отношения, вытекающие из экономической деятельности, включают не только собственно предпринимательские, но и другие связанные с этой деятельностью отношения, в том числе:
– при создании, реорганизации и ликвидации предприятия;
– при осуществлении органами государственной власти и управления своих полномочий по руководству предпринимательской деятельностью, контрольных и иных функций;
– при причинении вреда природным и иным объектам;
– при злоупотреблении предпринимательскими правами и неисполнении своих обязанностей. Важно, чтобы все эти отношения вытекали из предпринимательской деятельности организаций – юридическихлиц и граждан-предпринимателей.
При этом следует иметь в виду, что осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя являются обязательными условиями, при наличии которых гражданин признается участником спора, подведомственного арбитражному суду.
Особое значение придается именно акту государственной регистрации как основанию решения вопроса о подведомственности споров с участием граждан. С момента прекращения государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела с участием указанных граждан подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
Некоммерческие организации могут обратиться с иском в арбитражный суд только в случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
Реорганизованная либо вновь созданная организация имеет право обжаловать в арбитражном суде решение регистрационного органа об отказе в регистрации либо их уклонение от регистрации.
То же относится и к гражданам, еще не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, когда они обращаются с иском об обжаловании отказа в государственной регистрации.
В случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов могут обратиться государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Это право не ставится в зависимость от наличия у названных органов статуса юридического лица.
84. ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СУДОМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Если хотя бы одной из сторон спора является лицо, не имеющее статуса предпринимателя, этот спор также подлежит рассмотрению не арбитражным судом, а судом общей юрисдикции. В частности, иск о признании недействительной сделки по продаже акций акционерного общества на аукционе, участником которого было физическое лицо, должен рассматриваться судом общей юрисдикции.
Даже если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из брачно-семейных, жилищных и иных гражданских правоотношений, он подведомствен суду общей юрисдикции.
С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела, связанные с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, рассматриваются судами общей юрисдикции, если эти дела не были приняты к производству арбитражным судом до наступления указанных обстоятельств.
В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью: – споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам;
– заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены.
Суд общей юрисдикции рассматривает заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия.
Следует иметь в виду, что суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, однако разделение этихтребований невозможно.
В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициями. В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон.
При выборе суда действует правило, по которому истец вправе по своему усмотрению избрать для разрешения конфликта арбитражный суд или суд общей юрисдикции.
Могут возникать следующие споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями:
– с государственными органами РФ, организациями – юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;
– между самими инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями;
– между участниками предприятия с иностранными инвестициями и самим таким предприятием.
Суд общей юрисдикции (исключительная подсудность) рассматривает дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, дела по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории РФ.
85. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АПК РФ содержит общее правило о подведомственности арбитражному суду дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.
Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом. Среди них можно выделить несколько видов споров, обладающих определенными особенностями по защите прав и законных интересов предпринимателей.
1. Особенности защиты предпринимательских прав по спорам, вытекающим из договорных отношений. Споры о разногласиях при заключении договоров могут быть переданы на рассмотрение арбитражного суда в двух случаях: если имеется соглашение сторон о передаче разногласий по договору на разрешение арбитражного суда или если заключение договора предусмотрено законом.
Другим условием рассмотрения преддоговорного спора арбитражным судом является тот факт, что заключение такого договора носит в силу закона обязательный характер хотя бы для одной из сторон.
К компетенции арбитражных судов относится также рассмотрение споров об изменении условий или о расторжении договоров.
2. Особенности рассмотрения споров о защите права собственности. Значительную группу экономических споров, рассматриваемых арбитражным судом, составляют споры о защите права собственности, к числу которых в первую очередь следует отнести споры о признании права собственности.
Экономические споры, связанные с истребованием собственником или другим законным владельцем имущества из чужого незаконного владения, относятся к числу споров, направленных на защиту права собственности и других вещных прав, объектом которых является индивидуально определенное имущество.
3. Особенности рассмотрения споров, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации. АПК РФ относит к подведомственности арбитражного суда категорию дел по спорам, связанным с защитой деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
4. Особенности рассмотрения арбитражным судом споров, вытекающих из отношений с государственными и иными органами. Арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, т. е. основанных на административном и ином властном подчинении одной стороны другой. Участниками административных правоотношений могут быть государственные органы и органы местного самоуправления, выполняющие по отношению к другим лицам управленческие, контрольные или другие функции.
Арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В арбитражном суде могут быть оспорены решения антимонопольного органа.
Арбитражный суд рассматривает споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов независимо от того, применялись ли к заявителю какие-либо предварительные меры воздействия.
86. ВНЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита, защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах, в форме урегулирования споров в претензионном порядке.
Нотариальная защита. На нотариат возложено обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства.
Нотариальная защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей может осуществляться:
1) посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем;
2) посредством защиты уже нарушенного права (например, при выдаче исполнительной надписи, при предъявлении чека к платежу и удостоверении неоплаты чеков и т. д.).
Защита прав предпринимателей в третейских судах. Законодательство предусматривает возможность рассмотрения споров не только арбитражным судом, но и в порядке третейского разбирательства, т. е. особыми судами, рассматривающими возникший между сторонами спор исключительно в силу добровольного согласия обеих сторон на передачу спора такому суду.
На разрешение третейского суда может передаваться спор, уже возникший между сторонами, или спор, который может возникнуть в будущем при исполнении обязательств. Причем соглашение о передаче спора третейскому суду может касаться всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами. Исходя из этого следует различать третейские суды:
– создаваемые для рассмотрения конкретного спора;
– постоянно действующие третейские суды.
В первом случае третейские суды создаются самими сторонами и их деятельность прекращается рассмотрением только данного конкретного спора. Во втором случае речь идет о постоянно действующих третейских судах (институциональных третейских судах), которые могут создаваться при торговых палатах, биржах, ассоциациях и т. д. Основное преимущество институциональных судов состоит в том, что они являются организационно оформленными органами, позволяющими разрешить спорную ситуацию даже тогда, когда одна из сторон уклоняется от избрания третейского судьи.
Претензионный порядок разрешения предпринимательских споров:
Претензионный порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если претензионный порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.
Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен претензионный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка.
Обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, федеральными законами «О связи», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О почтовой связи» и др.
87. НОТАРИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
На нотариат возложено обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства.
В отличие от суда, где в основном разрешаются споры о праве гражданском, предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела, что предопределило особый метод решения нотариусами отнесенных к их компетенции вопросов.
Удостоверяя сделки, свидетельствуя верность копий документов, обеспечивая принудительное исполнение бесспорного обязательства должника и совершая иные нотариальные действия, нотариусы не используют состязательную форму процесса и принцип публичности, а совершают нотариальные действия только единолично, устанавливают юридические факты, как правило, на основании письменных доказательств.
Нотариальная защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей может осуществляться:
1) посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем (удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и т. д.);
2) посредством защиты уже нарушенного права (например, при выдаче исполнительной надписи, при предъявлении чека к платежу и удостоверении неоплаты чеков и т. д.).
Следует иметь в виду, что исполнительная надпись представляет собой распоряжение нотариуса о взыскании с должника причитающейся взыскателю определенной денежной суммы или какого-либо имущества, когда ответственность должника с бесспорностью вы’ текает из представленного документа.
Взыскание задолженности по совершенным нотариусом исполнительным надписям является упрощенным порядком по сравнению с судебным или арбитражным.
Исполнительная надпись обладает силой исполнительного листа и взыскание по ней осуществляется по правилам, установленным для исполнения судебных решений.
Нотариус не вправе совершить исполнительную надпись на любом документе. Исполнительная надпись может быть совершена нотариусом только в том случае, если основания, названные обратившимся за совершением исполнительной надписи лицом, предусмотрены специальным Перечнем документов.
Нотариусы не вправе совершать нотариальную надпись на взыскание просроченных платежей по кредитным операциям кредитных организаций. Совершение такой надписи не влечет юридических последствий, т. е. она не может приниматься к исполнению. Действия нотариуса подлежат обжалованию в суде.
Исполнительная надпись может быть совершена при наличии определенных обстоятельств: представленные документы должны подтверждать бесспорность задолженности или иной ответственности должника перед взыскателем; не должен истечь срок исковой давности.
Исполнительная надпись обладает силой исполнительного листа, при этом судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.
Нотариусы вправе принимать в депозит денежные суммы и ценные бумаги должника для передачи кредитору. Такое нотариальное действие производится, когда должник не имеет возможности лично исполнить обязательство. Нотариус при совершении данного нотариального действия не проверяет основания возникновения прав кредитора и обязанностей должника.
88. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ТРЕТЕЙСКОМ ПОРЯДКЕ
Законодательство предусматривает возможность рассмотрения споров не только арбитражным судом, но и в порядке третейского разбирательства, т. е. особыми судами, рассматривающими возникший между сторонами спор исключительно в силу добровольного согласия обеих сторон на передачу спора такому суду.
На разрешение третейского суда может передаваться спор, уже возникший между сторонами, или спор, который может возникнуть в будущем при исполнении обязательств. Причем соглашение о передаче спора третейскому суду может касаться всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами. Исходя из этого следует различать третейские суды:
– создаваемые для рассмотрения конкретного спора;
– постоянно действующие третейские суды.
В первом случае третейские суды создаются самими сторонами и их деятельность прекращается рассмотрением только данного конкретного спора. Во втором случае речь идет о постоянно действующих третейских судах(институциональных третейских судах), которые могут создаваться при торговых палатах, биржах, ассоциациях и т. д. Основное преимущество институциональных судов состоит в том, что они являются организационно оформленными органами, позволяющими разрешить спорную ситуацию даже тогда, когда одна из сторон уклоняется от избрания третейского судьи.
При наличии соответствующего соглашения споры с участием предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений (организаций), созданных на территории России, между собой, с их участниками и их споры с другими субъектами права, а также споры, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, разрешаются Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате РФ.
При Торгово-промышленной палате функционирует также Морская арбитражная комиссия, которая разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания.
Наличие соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда лишает стороны в будущем возможности обратиться за защитой своих требований в арбитражный суд.
Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:
– включением в договор, на основе которого строятся отношения между сторонами по выполнению работ, оказанию услуг и т. д., специальной третейской оговорки;
– заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. Подведомственный арбитражному суду экономический спор, вытекающий из административных или иных правоотношений (не гражданских), на рассмотрение третейского суда передан быть не может.
Стороны могут заключить соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда на любой стадии процесса в арбитражном суде, пока не принято решение по делу. Порядок передачи подведомственных арбитражному суду споров на рассмотрение третейского суда установлен федеральным законом.
Решение третейского суда исполняется добровольно. Если решение третейского суда добровольно не исполняется, взыскатель обращается в соответствующий арбитражный суд по месту третейского разбирательства с заявлением о выдаче исполнительных документов.
89. ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОРОВ
До недавнего времени необходимым условием реализации права предпринимателя на обращение с иском в арбитражный суд являлось соблюдение претензионного порядка урегулирования споров.
Спор мог быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в установленном порядке (за исключением требований организаций и граждан-предпринимателей о признании недействительными актов государственных и иных органов, об обжаловании отказа в государственной регистрации организации и т. д.).
В настоящее время Положение о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденное постановлением Верховного Совета рФ от 24 июня 1992 г., признано утратившим силу, а претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен лишь для отдельных категорий споров.
Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен претензионный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка.
ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок.
Обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, федеральными законами «О связи», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О почтовой связи» и др.
Необходимо иметь в виду, что претензионный порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если претензионный порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.
Законодатель делает исключение из общего правила о применении претензионного порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором.
В случае несоблюдения претензионного порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения.
Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.
Необходимо обратить внимание также на новый подход законодателя к вопросу о претензионном порядке урегулирования спора, который не зависит от того, утрачена возможность его соблюдения или нет. Независимо от этого несоблюдение претензионного порядка урегулирования спора с ответчиком является основанием для оставления иска без рассмотрения.
Законодательством кредитору не предоставлено право списывать в бесспорном порядке признанную должником по претензии сумму. В случае, когда условие о бесспорном списании признанной суммы отсутствует в договоре и в ответе на претензию, а должник признанную сумму не перечислил, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд.
90. ПРАВОВАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Под правовой работой в сфере предпринимательства следует понимать систему мер по обеспечению прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что обслуживание предпринимательской деятельности является лишь частью правовой работы в народном хозяйстве, поскольку последняя включает обеспечение не только предпринимательской деятельности непосредственно, но и создание правовой инфраструктуры всей хозяйственной жизни, включая, например, работу юристов в публично-правовых образованиях(органах государственной власти и управления, муниципальных образованиях), направленную на создание условий развития бизнеса.
Основными задачами правовой работы в сфере предпринимательства является обеспечение соблюдения законности в деятельности хозяйствующего субъекта при реализации его целей, в том числе цели извлечения прибыли; защита его прав и законных интересов при взаимодействии с органами государственной власти и управления, муниципальными образованиями, контрагентами по договорам, с собственником имущества (в том числе для хозяйственного общества – с акционерами или участниками), работниками и другими субъектами, вступающими во взаимодействие с этим субъектом предпринимательской деятельности. Правовая работа в сфере предпринимательства обеспечивает поддержание корпоративной культуры организации, защиту правовыми средствами имущества субъектов предпринимательской деятельности организации, наличие договорной дисциплины в отрасли, регионе, стране в целом.
Существуют различные формы правового обеспечения предпринимательской деятельности, из которых наиболее распространенной по-прежнему остается наличие в организационно-управленческой структуре хозяйствующего субъекта юридической службы (департамента, отдела, бюро, юрисконсульта). Наряду с этим предприниматели могут заключать договоры на обслуживание с адвокатами, организациями, осуществляющими юридическое обслуживание других организаций и граждан; с юристами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность в правовой сфере. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в рамках возложенных на них задач осуществляют органы нотариата.
Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, представляющего собой договор на оказание юридической помощи доверителю или назначенному им лицу. Адвокат может выступать в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском, административном производстве, в качестве как представителя, так и защитника доверителя – в уголовном производстве и судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, а также представлять интересы доверителя в органах государственной власти, местного самоуправления.
Юридические услуги не являются лицензируемым видом деятельности. Закон о лицензировании не содержит указания на юридические услуги.
Структура юридических служб коммерческих организаций определяется направлениями деятельности, масштабами и задачами конкретной организации. В рамках локального нормотворчества принимаются документы, обеспечивающие эффективность юридического сопровождения предпринимательской деятельности этой организации.
Источник