Где найти и как привлечь инвестора в свой бизнес
Прекрасно, когда у предпринимателя хватает средств, необходимых для ведения дел. Но так бывает далеко не всегда. В 9 случаях из 10 предприниматель вынужден изыскивать сторонние ресурсы для вложения в свой бизнес. Для этого следует тщательно продумать и спланировать возможные пути поиска финансовых вливаний и максимально обезопасить себя.
Рассмотрим варианты привлечения дополнительных финансов. Проанализируем, кто может выступить в роли инвестора. Постараемся оказать практическую помощь нуждающемуся в финансировании предпринимателю, составив пошаговое руководство по поиску инвестора.
Цель привлечения инвестора
Инвестиция – это стороннее вливание финансовых средств в определенный проект, программу, начинание на долговременной основе, рассчитанное на отсроченное получение прибыли.
Зачем предпринимателям могут понадобиться посторонние средства, ведь потом придется делиться прибылью? Цель, с которой бизнесмен может пригласить других финансово поучаствовать в его «детище», может быть одной из следующих:
- рост и развитие текущей деятельности;
- привлечение дополнительных или недостающих ресурсов;
- увеличение основных активов;
- освоение технологий;
- вступление в новые области бизнеса.
Виды инвестиционных вливаний
По степени участия в проекте инвестиции могут быть:
- портфельными – средства вкладываются в группу проектов, причем сразу в нескольких бизнес-сферах или в разных организациях;
- реальными – капитал предназначен для финансирования конкретного проекта с целью получения реальной прибыли.
По особенностям вкладчика инвестиции можно разделить на:
По нюансам финансируемого проекта выделяют инвестиции:
По возможности инвестора контролировать свои вложения:
Варианты привлечения инвестиций на разных стадиях проекта
Чтобы получить деньги на свой проект, он должен показать свою состоятельность. А для того чтобы проект заработал, нужны деньги. Как выбраться из этого замкнутого круга? Для каждого этапа функционирования проекта будет целесообразнее привлекать инвестиции из разных источников.
- Стадия планирования. Если у предпринимателя есть интересная бизнес-идея, возможно, модель или образец готовой продукции, но управление и процессы еще не начинали налаживаться, то средства имеет смысл просить у таких спонсоров:
- ближний круг (родственники, друзья, единомышленники);
- государственные инвестиции (существуют специальные программы по поддержке некоторых инноваций);
- венчурные инвестиции (они предназначены как раз для рискованных стартапов).
- Начало работы проекта. Бизнес-план разработан, команда формируется, процесс «пошел», но прибыли еще нет. В таком случае деньги на дальнейшее продвижение могут дать:
- венчурные фонды;
- частные инвесторы;
- иностранные спонсоры.
- Удачный старт. Организация заняла определенное место на рынке, проект начал приносить прибыль, пускай пока не слишком большую. Для расширения деятельности средства могут предоставить:
- фонды прямых инвестиций;
- венчурные вкладчики;
- банки (в этой стадии проекта, когда уже видны первые результаты, кредитные организации уже могут рискнуть своими средствами).
- Рост и развитие. Когда прибыль уже очевидна и стабильна, найти инвесторов не составит труда. В такую компанию с удовольствием вложат средства:
- венчурные фонды;
- иностранные капиталисты;
- госфонды;
- банковские учреждения.
- Отлично налаженное дело. Когда рост и перспективы дела не вызывают сомнений, компания занимает на рынке одно из лидирующих мест, инвесторы могут даже «сражаться» за право вложить средства в явно прибыльную фирму. В таком случае можно уже не просто принимать спонсорские вложения, а публично продавать свои акции. Кроме этого, можно брать в инвесторы:
- частных предпринимателей;
- банки;
- пенсионный фонд.
Главные источники инвестирования
Кроме частных вложений, предпринимателя могут инвестировать банки или же государство.
Государственные инвестиции «заточены» под конкретные программы. Правила их очень строги и не подлежат корректировке. В большинстве своем эти программы рассчитаны на производственные компании, поэтому воспользоваться поддержкой государства может далеко не каждый предприниматель. Как правило, государственные деньги предназначены на закупку оборудования, материалов, транспортные расходы. Средства на оплату труда, рекламу и другие расходы предпринимателю нужно будет искать самостоятельно.
Банковские инвестиции, то есть кредиты «под бизнес» не дадут любому желающему. Для того чтобы взять деньги под конкретное дело, оно должно быть уже начато либо заемщик должен иметь другой стабильный доход. Это связано с необходимостью выплачивать банковские проценты.
Частные инвестиции – наиболее перспективные спонсоры для начинающего предпринимателя. Среди многочисленных видов компаний и фондов, готовых оказать финансовое содействие на любом этапе проекта, любой бизнесмен может найти подходящий именно ему.
Одной из удобных для начинающих бизнесменов форм инвестирования являются бизнес-инкубаторы – организации, которые специализируются на финансировании и поддержке предпринимателей в начале их бизнес-пути.
В рамках «инкубатора» бизнесмен может получить в аренду помещение на льготных условиях, ему помогут с бухгалтерией и юридическим сопровождением, окажут консультационные услуги.
Поиск инвестора: пошаговое руководство
Если предприниматель поставил себе цель привлечь инвестиционный капитал, перед ним начинается непростой путь, который ему придется пройти шаг за шагом.
- Выбор надежного капиталовкладчика. Инвестор станет стратегическим партнером, поэтому нужно подойти к его выбору очень ответственно. Для этого нужно четко представлять себе, какой тип обладателя денег может оказаться заинтересованным в вашем проекте. Выбор зависит от:
- стадии функционирования проекта;
- собственных денежных возможностей и ресурсов;
- наличия дополнительных инвестиционно привлекательных факторов (уникальные активы, ликвидные залоги, оригинальная и жизнеспособная бизнес-идея и т.п.).
- Формирование предложения. Очертив круг предполагаемых инвесторов, нужно донести им информацию о том, что они могут выгодно вложить свои средства в ваш проект. Для этого нужно грамотно «упаковать» информацию о проекте:
- выделить преимущества;
- обосновать рентабельность;
- предоставить реалистичный бизнес-план;
- уточнить круг будущих потребителей, то есть потенциальный рынок сбыта.
- Составление инвестиционного резюме. Всю привлекательность проекта для инвесторов нужно подать максимально емко и кратко. Корректно составленное инвестиционное предложение – «реклама» вашего проекта – может быть эффективнее личной встречи с будущими вкладчиками. Если бизнесмен не чувствует себя в силах это сделать, составление предложения можно поручить одной из консалтинговых компаний.
- Рассылка инвестиционного предложения и резюме. Следует определить оптимальное число потенциальных «спонсоров», которым следует сделать предложение. Одно-два обращения могут не дать результата, а большое количество адресатов поставит под сомнение серьезность ваших намерений. Практика показывает наибольшую эффективность при обращении к 10-20 потенциальным инвесторам: процент отклика будет вполне достаточным.
- Переговоры. Если вашим обращением заинтересовались, необходима будет личная встреча, которая и решит вопрос о возможности инвестирования. К переговорам надо тщательно готовиться: создать короткую, яркую, убедительную презентацию, в которой нужно осветить ключевые вопросы, касающиеся проекта. Желательно использовать иллюстративные и раздаточные материалы. Потенциальный инвестор наверняка задаст много вопросов.
- Документирование. Личные договоренности фиксируются в официальном документе, своего рода договоре. В практике инвестирования такая бумага называется «письмо об обязательствах» или «оформление условий сделки». Она не имеет юридической силы, однако является предварительной по отношению к будущему официальному сотрудничеству, которое начнется после подписания договора. Только после этого компания может получить вожделенные средства.
Источник
Инвестиционное предложение
Большое количество начинающих предприятий сталкиваются с серьезной проблемой — финансированием своего бизнеса. Собственных средств часто не хватает, а банки могут давать крупные суммы только платежеспособным кредиторам.
Возникает вопрос: как привлечь финансовые потоки? Многие стартаперы занимаются привлечением капитала из трех основных источников: от частных лиц, венчурных фондов или государства. Для инвестирования проекта нужно преподнести потенциальным инвесторам такой план развития бизнеса, чтобы им не только заинтересовались, но и вложили в данный проект свой капитал.
Чтобы узнать, как найти инвестора, читайте нашу статью!
Любая инвестиция, в даже самые лучшие проекты, сопряжена высоким финансовым риском.
Поэтому, прежде чем вкладывать в какое-либо дело, потенциальные вкладчики очень внимательно подходят к отбору проекта, внимательно исследуют все его детали.
Важный этап для привлечения инвестиций – разработка инвестиционного предложения. Что под этим понимается? Инвестиционное предложение – ознакомительный документ, рассчитанный на потенциального инвестора. Данная бумага должна четко и ясно отображать основные идеи проекта, будущее развитие и получение выгоды для вкладчика.
Следует разграничивать такие понятия как «инвестиционное предложение» и «бизнес-план».
Предложение для инвесторов не только описывает деятельность компании, но формулирует план дальнейшего развития проекта. Бизнес-план концентрируется на операционной деятельности предприятия, и пишется, больше частью, для управленческого персонала.
Важно! Цель инвестиционного предложения – отобразить значимую информацию о развивающемся проекте и показать, каким образом можно увеличивать доходы компании.
Создание инвестиционного предложения проходит по следующим принципам:
- Содержание текста должно быть понятно для инвесторов. Перед началом процесса создания документа нужно узнать биографию будущего вкладчика, подумать над тем, насколько важно для него детали предложения.
- Не забывать о ясности и краткости.
- Не стоит включать в документы данные, которые являются недостоверными.
- Нужно привести аргументы, которые потом можно легко проверить.
- Документы должны быть распечатаны на хорошей бумаге. Графики, схемы, таблицы печатать желательно в цвете. Наглядная информация поможет инвестору лучше сориентироваться в содержании документа. Но даже грамотно составленное инвестиционное предложение, не является залогом успешности.
Обычно проекту отказывают в финансировании по следующим причинам:
- Плохая идея проекта;
- С экономической точки зрения проект составлен несерьезно;
- Сомнения в способностях лица, руководящего проектом, организовать дело.
Инвестиционное предложение инвестору
Инвестиционное предложение строится по стандартной форме, в которой можно представить информацию о проекте полным образом. Содержание инвестиционного предложения структурируется следующим образом.
Как увеличить привлекательность проекта для инвестирования? Узнайте из нашей статьи!
Вводная часть.
В этой части документа предприниматель в сжатой форме рассказывает о ключевых моментах своего предложения и отвечает на такие вопросы:
- Какая вероятность получения прибыли из вложенных инвестиций в стартап?
- Будет ли развитие бизнеса в перспективе? Каков потенциал этого проекта?
- Есть ли у компании способности к выживанию в конкурентной среде, каким образом онибудут реализованы на рынке?
- Есть ли у команды и предприятия опыт в реализации подобного вида бизнеса? Каковы способности самого руководителя проекта?
- Какова потребность в финансовой помощи данного проекта? В краткой форме излагаются возможности проекта и выживаемость компании в условиях конкуренции.
В документе должен иметься следующий перечень информации:
- Небольшой обзор стартапа, полученные награды, продукция и работающие рынки.
- Финансовая деятельность компании за предыдущие годы.
- Сжатое описание перспектив компании, стратегического развития, потенциального роста, прогнозирование возможных рисков и финансового состояния на первые два-три года
- Небольшой обзор того, каким образом будет использован финансовый ресурс.
Дальнейшие планы проекта.
История компании. Будущий инвестор должен знать, по каким правилам компании до сих пор функционировала. В этой части раздела вкладчик узнает в хронологическом порядке историю организации от начала открытия до настоящего момента. В разделе указывается следующая
информация:
- Организационные изменения (соединения с другими фирмами, приватизация и т.д.);
- Ключевые события, повлиявшие в итоге на выпуск новой продукции и успех на рынке;
- История финансов (получение поддержки со стороны государства и другие формы финансирования).
Продукты или услуги.
В этом разделе указываются важнейшие преимущества продукты или услуги, их способность добиться успеха на рынке. Если продукт инновационный, нужно обязательно прописать его назначение, функцию, процесс разработки. Не нужно использовать сложной терминологии при описании продукта. Для доступной передачи информации лучше использовать графики, схемы, рисунки.
Менеджмент и рабочий персонал.
Некоторые инвесторы уверены в том, что фактор успеха компании, по большей части, зависит от квалификации команды. Поэтому очень важно включить в свое предложение эту часть. В данную часть вписываются следующие моменты:
- Небольшое описание опыта работы, возможностей и способностей ключевых звеньев управленческого персонала;
- Недостатки менеджмента, с предложением о том, как можно предотвратить эти слабые стороны;
- Иллюстрация основных полномочий и зон ответственности от менеджеров до обычных сотрудников.
Описание отрасли и способность конкурировать на рынке.
По этому разделу инвестор определяет возможности предпринимателя как действующего игрока рынка, другими словами, сможет ли бизнес принести в дальнейшем прибыль.
Функционирование бизнеса.
Здесь описывается производственный процесс компании и способ предоставления услуг.
Анализ прошлых финансовых результатов.
В этот раздел включается информация о коммерческой деятельности компании — баланс, история денежных переводов.
Стратегия развития проекта.
В этом разделе инвестор сможет понять, каким способом предприниматель хочет реализовать свою идею на бумаге в реальный проект, который будет поставлен в конкурентные условия.
Факторы риска и возможности предотвращения рисков.
В этом разделе описываются возможные проблемы, с которыми может столкнуться проект и каким образом предприниматель готов решить возникшую ситуацию.
Потребность компании в капитальном вложении.
Поддержка со стороны правительственных органов и законодательства. Вмешательство в проект государственных органов может влиять на него как с положительной стороны, так и с отрицательной. Очень важно указать эти нюансы.
Коммерческое предложение.
Это раздел об оценке стоимости бизнеса. Определение стоимости бизнеса строится на будущих доходах компании. Некоторые специалисты советуют не включать данную часть в документ, и обсудить финансовое предложение на стадии переговоров.
Получение финансирования для развития проекта – это только начальный этап. Дальше важно, чтобы из проекта получился действующий бизнес, способный успешно конкурировать на рынке.
Пример инвестиционного предложения смотрите в видео:
Источник