- Инвестиции: конспект лекций.
- 3. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности.
- Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации: что нужно знать
- Общее понятие системы и правовая база инвестиционной деятельности в РФ
- Основные правовые акты по инвестиционной деятельности
- Отраслевая система и правовые формы реализации инвестиционной деятельности
Инвестиции: конспект лекций.
3. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности.
Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости.
Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в том числе и с государством.
Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяющий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.
В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов – стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законодательствами.
Первое – это специальное инвестиционное законодательство, второе – гражданское и хозяйственное.
Инвестиционное законодательство контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Основные правовые акты общего регулирования:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации;
2) Земельный кодекс Российской Федерации;
3) Налоговый кодекс Российской Федерации;
4) Закон о недрах;
5) Закон о Центральном банке Российской Федерации;
6) Закон о банках и банковской деятельности;
7) Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий;
8) законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др.
Несколько законов специального регулирования:
1) Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
3) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
4) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
5) Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»;
6) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;
7) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
8) Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, поэтому носит комплексный характер.
Три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности:
А) высшей юридической силы – федеральные конституционные и федеральные законы;
Б) международные договоры;
В) законодательство субъектов федерации;
2) подзаконные акты:
А) указы Президента Российской Федерации;
Б) межправительственные постановления;
В) правительственные постановления;
Г) внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;
Д) ведомственные акты – приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;
Е) постановления и решения органов местного самоуправления;
3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера:
А) административные акты участников инвестиционной деятельности;
Б) нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).
Для субъекта инвестирования важно знать все основные положения законодательства для недопущения ошибок, которые могут впоследствии привести к плохим результатам.
Стимулировать инвестиционную деятельность необходимо в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система стимулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются:
1) по налогу на прибыль;
2) налогу на имущество;
3) транспортному налогу;
4) налогу на операции с ценными бумагами;
5) акцизам в добывающих отраслях.
Раньше льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время – практически повсеместно и с большим разнообразием. В этом заключается своеобразная тенденция со стороны региональных властей.
В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот зависит от:
1) размера инвестиций;
2) рода деятельности субъекта;
3) длительности предоставления льгот;
4) целевого назначения инвестиций.
Есть три основных направления развития системы стимулирования инвестиционной активности:
1) предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
2) реализация принципа права собственности (из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета – на развитие муниципальной);
3) равенство прав инвесторов – гарантии прав и защиты инвестиций предоставляются всем инвесторам.
Нормативно-правовые акты по своей сути направлены на обеспечение дополнительных налоговых льгот и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.
Для инициирования стабильного инвестиционного подъема необходима благоприятная среда инвестиционной деятельности, разработка методов и форм экономического регулирования, которые учитывают реальную инвестиционную ситуацию. Роль и место государства в переходной экономике в целом и в частности в инвестиционном процессе – дискуссионная тема среди ученых. Главной их целью является поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыночной экономике.
Основная задача государства – это создание благоприятных условий для роста частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из строя, требует более активного участия государства. Это показывает российская экономическая практика истекшего десятилетия.
Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании для достижения необходимых структурных сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государственных инвестиций. Это важнейший рычаг модернизации структуры народного хозяйства, преодоления определенных диспропорций, накопившихся в советский и послесоветский периоды.
Источник
Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации: что нужно знать
Успешность инвестиций, проектов, как известно, определяется не только внутренними качествами самих инвесторов или построенной ими бизнес-модели своей компании. Во многом роль фактора, формирующего условия успеха или неудачи на инвестиционном рынке, принадлежит внешним условиям, часть из которых относится к тому, что называется внешние политические или экономические условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Кроме чисто объективных условий, задаваемых экономической структурой той или иной общественной системы, территории или страны, значительную часть условий ведения бизнеса составляет нормативно правовая основа инвестиционной деятельности, которая задается конкретным государством, его политическими и экономическими агентами. Под агентами влияния имеются в виду не только министерства и ведомства, напрямую встроенные и подчиненные в заданной системе власти, но и различные группы лоббирования своих интересов. Например, такие как — ВПК, олигархат, крупные корпорации, профсоюзы и т. п.
В этой статье будет рассказано об основных элементах правовой системы Российской Федерации, которая и составляет фундамент того, что в бизнесе принято называть понятными и предсказуемыми правилами игры на инвестиционном рынке страны.
Общее понятие системы и правовая база инвестиционной деятельности в РФ
Правовая система, определяющая условия ведения инвестиционной деятельности на территории России, по сравнению с развитыми государствами достаточно молодая. За 25 лет относительно свободной и квази рыночной экономики удалось создать некоторый каркас правовых регламентов, определяющих инвестиционную активность.
Сама по себе правовая система регулирования инвестиционной деятельности является частью лишь большого государственного механизма регулирования всей экономической жизни страны. Тем не менее, за правовыми условиями остается приоритет установления понятных, прозрачных и обязательных для всех норм ведения инвестиционной активности, что вносит свой вклад в стабильность развития экономики.
В общем виде система и структура государственного регулирования инвестиционной деятельности может быть представлена, как это изображено на схеме.
Роль и место правого регулирования в этой довольно непростой структуре состоит в том, чтобы в каждом из сегментов и элементов госрегулирования соблюдались права, как инвесторов, так и всех участников инвестиционного процесса включая и государство.
Собственно такая правовая система управления инвестициями опирается на следующие фундаментальные факторы:
- Защита прав частной собственности, приоритет частной собственности над всеми остальными.
- Равенство всех перед законом, независимый и справедливый суд, в том числе и арбитражное разбирательство по экономическим вопросам
- Свобода распространения информации, в том числе экономической, или любой другой, которая может оказать воздействие на частных экономических субъектов. В данном случае подразумевается открытость информации, например, статистики, касающейся развития секторов экономики страны, бюджетной политики, макроэкономических показателей
- Свобода перемещения капитала, — это также один из краеугольных камней инвестиционной деятельности. Препятствие свободного перемещения капитала или чрезмерное валютное регулирование и валютный контроль формируют у большинства инвесторов настороженность относительно того, стоит ли вкладывать деньги в страну, из которой потом заработанную прибыль можно вывести, затрачивая дополнительные усилия (если вообще что получится вернуть?)
- Свобода конкуренции и антимонопольная политика государства.
Кроме перечисленных основных фундаментальных императивов инвестиционной деятельности на территории любого государства есть немало других условий, которые характеризуют определенную специфику ведения дел в каждой конкретной стране, в том числе и в России.
Основные правовые акты по инвестиционной деятельности
Кроме Конституции и Гражданского Кодекса, нормативные акты, регулирующие именно инвестиционную деятельность, можно разделить на несколько групп:
- Международные законы и конвенции, в которых Российская Федерация принимает участие или ратифицировала для применения на своей территории. Например, Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция); Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция);
- Федеральные — обязательные для исполнения на всей территории страны. Например, федеральные законы:
Закон РСФСР от 26.06.1991 г. №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Федеральный закон от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации.
- Региональные – областные, республиканские и т.п. Например, в 2008 г. Советом народных депутатов Кемеровской области был принят Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области», устанавливающий формы и условия предоставления государственной поддержки инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области.
- Местные – на уровне городов и поселений. Примером нормативного акта муниципального образования в области инвестиционной деятельности служит Решение Новокузнецкого районного Совета народных депутатов от 21.02.2012 № 348-МНПА «Об утверждении Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Новокузнецкий муниципальный район»
Отраслевая система и правовые формы реализации инвестиционной деятельности
Кроме основополагающих и рамочных правовых стандартов и регламентирующих актов, существует большое количество нормативных документов, регулирующих определенные отраслевые или функциональные сферы инвестиционной деятельности.
В общем виде эту сложную и разветвлённую правовую структуру можно представить следующим образом:
- правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, направленные на защиту конкуренции и антимонопольное регулирование экономики. Например, Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. №17) (в редакции от 16.04.2010 г.).
- защита инвесторов. Например, Указ Президента РФ от 08.07.1994 г. №1482 (в редакции от 21.10.2002 г.) «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации». Вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности».
- создание благоприятных условий для инвестиций: постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1994 г. №1108 (в редакции от 18.09.2004 г.) «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»;
- правовые вопросы инвестиционной деятельности, регулирующие налоговую политику — налоговые льготы; инвестиционные кредиты; регулирование учетной и налоговой политики; устранение двойного налогообложения в межгосударственных соглашениях; Например, Федеральный закон от 30.12.1995 г. №225-ФЗ (в редакции от 19.05.2010 г.) «О соглашениях, о разделе продукции».
- правовые аспекты инвестиционной деятельности в разработке недр и льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами. Например, Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
- финансово-правовые нормы инвестиционной деятельности, создание правовой базы привлечения финансирования под инвестиционную деятельность; Федеральный закон от 22.04.1996 г. №39-ФЗ (в редакции от 11.07.2011 г.) «О рынке ценных бумаг». Федеральный закон от 29.10.1998 г. №164-ФЗ (в редакции от 08.05.2010 г.) «О финансовой аренде (лизинге)».
- правовое обеспечение инвестиционной деятельности предприятия Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (в редакции от 28.12.2010 г.) «Об акционерных обществах».
Кроме этого существуют нормативные акты, формирующие правовое обеспечение инвестиционной деятельности РФ на специальных территориях, свободных экономических зонах, территориях опережающего развития, технопарках, инновационных площадках и т.п.
Например: Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ, устанавливаются налоговые льготы, регламентированные ст. 1 Закона Кемеровской области от 26.11.2008 № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков».
Источник