Правовые основы финансирования капитальных вложений бюджетные инвестиции

Правовые основы финансирования капитальных вложений

В государственных и местных бюджетах капитальные вложе­ния выделяются в особую группу, а их совокупность образует бюджет развития.

Основными нормативными правовыми актами, регулирую­щими финансирование капитальных вложений, являются БК РФ, Федеральный закон «О Бюджете развития Российской Фе­дерации», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»1, соответству­ющие нормативные правовые акты субъектов РФ и акты орга­нов местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону «Об инвестиционной дея­тельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» капитальные вложения — это инвести­ции в основной капитал (основные средства), в том числе затра­ты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техни­ческое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыс-кательские работы и другие затраты.

Капитальные вложения могут направляться в объекты, нахо­дящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, за исключением тех видов вновь созда­ваемого или модернизируемого имущества, инвестиции в кото­рое не допускаются федеральным законодательством. Капиталь­ные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству РФ и утвержденным в установ­ленном порядке стандартам (нормам и правилам), запрещают­ся.

Федеральные органы государственной власти и органы госу­дарственной власти субъектов РФ осуществляют государствен­ное регулирование капитальных вложений, используя для этого различные формы и методы, открытый перечень которых уста­новлен законодательством:

во-первых, создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капи­тальных вложений, путем: совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортиза­ционных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих ин­дивидуального характера; защиты интересов инвесторов; предос­тавления субъектам инвестиционной деятельности льготных ус­ловий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

Формы, методы и основы регулирования капитальных вло­жений органами местного самоуправления аналогичны государ­ственному уровню, но реализуются только в рамках финансо­вой компетенции муниципальных образований. По согласова­нию с органами местного самоуправления допускается их участие в финансировании проектов, осуществляемых ‘Россий­ской Федерацией и (или) субъектами РФ.

88 Правовой режим сметно-бюджетного финансирования.

Сметно-бюджетное финансирование — это порядок выделения средств из бюджетов и гос внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет. Бюджетное учреждение — это организация, созданная органа­ми гос власти РФ, органами гос власти субъектов РФ, органами МСУ для осущест­вления управленческих, социально-культурных, научно-техни­ческих или иных функций некоммерческого характера, деятель­ность которой финансируется из соответствующего бюджета или гос внебюджетного фонда на основе сметы. Бюджетные учреждения, как правило, не имеют доходов для покрытия своих расходов. Однако они выполняют очень важные социальные функции. Поэтому их деятельность финансируется из бюджетов всех звеньев бюджетной системы РФ и бюджетов гос внебюджетных фондов. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основе сметы, т.е. плана расходов бюджетного учреждения, кото­рый составляется им самим и утверждается вышестоящим орга­ном. Сметно-бюджетное финансирование распространяется на ши­рокий круг объектов. Образовательные учреждения помимо получения бюджетных ассигнований имеют право привлечения дополнительных финан­совых ресурсов за счет оказания платных образовательных услуг, а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц и предпринимательской деятельности.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 23 | Нарушение авторских прав

Источник

Правовые основы финансирования капитальных вложений

В государственных и местных бюджетах капитальные вложе­ния выделяются в особую группу, а их совокупность образует бюджет развития.

В системе бюджетных расходов капитальные вложения име­ют особое значение, поскольку связаны с вложением бюджет­ных средств в основные фонды и нематериальные активы, со­зданием государственных (муниципальных) запасов и резервов. Затраты на воспроизводство основных фондов включают расхо­ды на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и. муниципальной собственности (их реконст­рукцию, расширение или техническое перевооружение), инвес­тиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и го­сударственные гарантии инвесторам, финансирующим высоко­эффективные проекты.

Читайте также:  Дисконтированные критерии эффективности проекта индексы доходности

Основными нормативными правовыми актами, регулирую­щими финансирование капитальных вложений, являются БК РФ, Федеральный закон «О Бюджете развития Российской Фе­дерации», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 1 , соответству­ющие нормативные правовые акты субъектов РФ и акты орга­нов местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону «Об инвестиционной дея­тельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» капитальные вложения — это инвести­ции в основной капитал (основные средства), в том числе затра­ты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техни­ческое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыс-кательские работы и другие затраты.

Капитальные вложения могут направляться в объекты, нахо­дящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, за исключением тех видов вновь созда­ваемого или модернизируемого имущества, инвестиции в кото­рое не допускаются федеральным законодательством. Капиталь­ные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству РФ и утвержденным в установ­ленном порядке стандартам (нормам и правилам), запрещают­ся. Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных или привлеченных денежных средств.

Федеральные органы государственной власти и органы госу­дарственной власти субъектов РФ осуществляют государствен­ное регулирование капитальных вложений, используя для этого различные формы и методы, открытый перечень которых уста­новлен законодательством:

во-первых, создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капи­тальных вложений, путем: совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортиза­ционных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих ин­дивидуального характера; защиты интересов инвесторов; предос­тавления субъектам инвестиционной деятельности льготных ус­ловий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ; расширения использова­ния средств населения и иных внебюджетных источников фи­нансирования жилищного строительства и строительства объек­тов социально-культурного назначения; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регу­лярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оце­нок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимо­нопольных мер; расширения возможностей использования зало­гов при осуществлении кредитования; развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведения переоценки ос­новных фондов в соответствии с темпами инфляции; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной дея­тельности собственных инвестиционных фондов;

во-вторых, прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестици­онных проектов, осуществляемых Российской Федерацией со­вместно с иностранными государствами, а также инвестицион­ных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ; формирования пе­речня строек и объектов технического перевооружения для фе­деральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проек­там за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов РФ 1 ; размещения на конкурсной основе средств фе­дерального бюджета (Бюджета развития Российской Федера­ции) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов; проведения экспертизы инвестици­онных проектов в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации; защиты Российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненау­коемких технологий, оборудования, конструкций и материалов; разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуще­ствления контроля за их соблюдением; выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвес­тиционный процесс временно приостановленных и законсерви­рованных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; предоставления концессий Российским и инос­транным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Облачный майнинг moon bitcoin

Формы, методы и основы регулирования капитальных вло­жений органами местного самоуправления аналогичны государ­ственному уровню, но реализуются только в рамках финансо­вой компетенции муниципальных образований. По согласова­нию с органами местного самоуправления допускается их участие в финансировании проектов, осуществляемых ‘Россий­ской Федерацией и (или) субъектами РФ.

В соответствии с БК РФ расходы на финансирование бюд­жетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную или регио­нальную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполни­тельной власти субъекта РФ или органа местного самоуправле­ния. При этом федеральные инвестиционные объекты, предус­матривающие расходы в сумме более 200 тыс. минимальных раз­меров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ. В федеральную адресную инвестиционную программу могут быть включены объекты государственной соб­ственности субъектов РФ и объекты муниципальной собствен­ности, что влечет возникновение особой группы межбюджет­ных правоотношений, складывающихся между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) от­носительно передачи из федерального бюджета ассигнований, предусмотренных на финансирование названных объектов.

Бюджетные инвестиции на особых условиях могут предос­тавляться и юридическим лицам, не являющимся государствен­ными или муниципальными унитарными предприятиями. Осу­ществление капиталовложений в подобные предприятия влечет возникновение права государственной или муниципальной соб­ственности на эквивалентную часть уставных капиталов и иму­щества юридических лиц, что оформляется соответствующим образом как участие Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в уставных капиталах инвестируе­мых лиц. В проект бюджета капиталовложения на подобные цели включаются только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной до­кументации, плана передачи земли и сооружений, проекта до­говора между Правительством РФ, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного са­моуправления и инвестируемым юридическим лицом об учас­тии государства или муниципального образования в собствен­ности субъекта инвестиций. Созданные в результате инвестиро­вания бюджетных средств объекты в эквивалентной части уставных капиталов и имущества передаются в управление со­ответствующим государственным или муниципальным органам.

Бюджет развития Российской Федерации предназначен для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов бюджета 1 . Доходы Бюджета развития Российской Федерации складываются за счет: внутренних и внешних заимствований России на инвестиционные цели; час­ти доходов от использования, продажи и приватизации феде­рального имущества; доходов от бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, срочности и платнос­ти; отчислений от части поступлений и размещения государ­ственных ценных бумаг и др. Платность за пользование сред­ствами Бюджета развития Российской Федерации устанавлива­ется в виде процентов либо в качестве закрепления в государственной собственности части акций создаваемого ак­ционерного общества. Размер процентов за пользование сред­ствами Бюджета развития Российской Федерации определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответству­ющий год. Размещение средств Бюджета развития Российской Федерации осуществляется исключительно на конкурсной ос­нове, механизм реализации которой устанавливается Прави­тельством РФ, а относительно бюджета развития субъекта РФ — органом исполнительной власти соответствующего региона. Ис­пользование временно свободных денежных средств бюджета развития соответствующей территории на финансовые операции, не связанные с инвестиционными проектами, не допускается.

Читайте также:  Вырастет ли завтра биткоин

Особенностью складывающихся правоотношений в сфере ка­питаловложений из Бюджета развития Российской Федерации является возможность делегирования отдельных бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации на уровень субъектов РФ. Здесь субъекты РФ выступают не как получатели средств феде­рального бюджета, а как реализаторы, проводники федерального центра, осуществляющие цели и задачи Бюджета развития Рос­сийской Федерации. Объектами этих правоотношений являются: выдача заключений, предусматривающих принятие субъектом РФ обязательств по предоставлению государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в административных границах субъекта РФ; проведение инвестиционных конкурсов Бюджета развития Российской Федерации по отдельным катего­риям инвестиционных проектов; предоставление государствен­ных гарантий за счет средств Бюджета развития Российской

Федерации или финансируемых из Бюджета развития Российской Федерации на условиях возвратности, платности и срочности.

Контроль за исполнением Бюджета развития Российской Федерации осуществляется в тех же формах и аналогичными методами, что и контроль за исполнением федерального бюд­жета. Текущие проверки финансовой деятельности Правитель­ства РФ по использованию средств Бюджета развития Россий­ской Федерации осуществляются Счетной палатой РФ по пору^* чению Государственной Думы. На местном уровне контроль за использованием средств муниципальных бюджетов развития осуществляют структуры, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.

В целях повышения эффективности капиталовложений, со­здания условий для широкого привлечения финансовых ресур­сов, в том числе от иностранных инвесторов, и для реализации приоритетных инвестиционных проектов было создано государ­ственное предприятие — Российская финансовая корпорация. Названная корпорация наделена функциями агента Правитель­ства РФ по финансированию инвестиционных проектов на воз­вратной и коммерческой основе за счет централизованных фи­нансовых и кредитных ресурсов, направляемых на инвестици­онные цели. Финансирование инвестиционных проектов осуществляется Российской финансовой корпорацией за счет средств Российских и иностранных инвесторов.

Для мобилизации средств юридических лиц и граждан в инвестиционные проекты Российская финансовая корпорация имеет право эмитировать и размещать ценные бумаги.

Средства инвестиционного фонда, находящегося в распоря­жении Российской финансовой корпорации, формируются за счет средств федерального бюджета и кредитов Центрального банка РФ, направляемых на финансирование капитальных вло­жений, части средств внебюджетных фондов, предназначенных для осуществления отраслевых инвестиционных программ, а также средств, аккумулируемых самой корпорацией.

Для выполнения возложенных задач Российская финансовая корпорация осуществляет ряд функций, основными из которых являются:

конкурсный отбор и экспертиза инвестиционных проектов, обеспечивающих приоритетные направления структурной пере­стройки экономики, осуществляемых за счет средств корпорации;

предоставление по поручению Правительства РФ кредитов и осуществление финансирования инвестиционных проектов за счет государственных средств, предназначенных на централизо­ванные капитальные вложения, ресурсов Центрального банка РФ, а также привлеченных корпорацией средств;

установление договорных отношений с коммерческими бан­ками, которые осуществляют финансирование инвестиционных проектов;

организация контроля за эффективным использованием ин­вестируемых средств;

привлечение на коммерческой основе средств инвесторов, в том числе иностранных;

предоставление по поручению Правительства РФ государ­ственных гарантий иностранным инвесторам и кредиторам;

использование по поручению Правительства РФ иностран­ных кредитов, включая их размещение на конкурсной основе, в порядке, установленном действующим законодательством.

Финансово-инвестиционные компании могут создаваться и на уровне субъектов РФ для реализации целей, аналогичных российской финансовой корпорации.

Таким образом, государство осуществляет финансирование капитальных вложений с учетом потребностей развития эконо­мики, сохраняя при этом императивные методы воздействия на инвестиционные процессы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью