1.5. Правовые основы привлечения инвестиций для развития российской экономики
На переходном этапе становления рыночной экономики в России процессы привлечения инвестиционных ресурсов развивались явно недостаточно.
Первоочередными причинами неудовлетворительного формирования инвестиционного климата на современном этапе являются недостаточная законодательная база, отсутствие государственных гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам, несовершенство налоговых и таможенных норм, применяемых к иностранным инвесторам, а также других правовых документов.
Осуществление государственного регулирования инвестиционным процессом в России главным образом связано с характерным для нынешнего времени рядом хозяйственных проблем: неразвитостью частного сектора; необходимостью модернизации промышленной инфраструктуры; конверсией военно-промышленного комплекса, обладающего передовыми технологиями; слабой государственной поддержкой фундаментальных и прикладных исследований.
Проблемы правового обеспечения все больше выходят на первый план. Именно право может быть наиболее существенным гарантом для отечественных и зарубежных инвесторов.
На рис. 2 схематично представлено структурирование существующих нормативно-правовых актов, касающихся инвестиционного процесса.
На сегодняшний день инвестиционная деятельность в нашей стране регламентируется следующими федеральными законами РФ:
1) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [1];
2) «Об иностранных инвестициях РФ» [2];
3) «О соглашениях о разделе продукции» [15];
4) «О финансовой аренде (лизинге)» [11] и др.
В соответствии с редакцией федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [1], инвестиции выступают как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.
|
Рис. 2. Структура нормативно-правовых актов
Однако перечисленные законодательные акты также не лишены недостатков. Например, возвращаясь к указанному выше определению, следует отметить, что не всякое вложение имеющихся средств (имущественных и интеллектуальных ценностей) представляет собой инвестиции. так, при покупке ценной бумаги одним физическим лицом у другого речь идет об изменении права собственности, инвестиции подобного рода имеют ограниченный характер, т. е. в данном случае имеет место лишь акт передачи денежных средств и приобретения прав на получение доходов в будущем.
Также нельзя не отметить недоработку российского законодательства в части привлечения средств зарубежных инвесторов, где нет четкого разграничения прав на инвестиционные ресурсы между российской и иностранной компаниями. Налоговое законодательство на настоящий момент развития экономики также не совершенно. По большей части это касается льгот, предоставляемых иностранным инвесторам.
Следующей наиболее остро стоящей проблемой является проблема заключения международных договоров. В настоящее время ситуация в сфере правового регулирования многосторонних международных договоров такова, что многие принципы и нормы международного права не всегда соответствуют существующим международным нормам и стандартам.
Таким образом, на сегодняшний день назрела острая необходимость в ускорении и завершении работы законодательных органов по подготовке новой и доработке имеющейся законодательной базы, регулирующей процесс инвестирования в экономику России.
Источник
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Е.Е. ВЕСЕЛКОВА
В доктрине отмечается, что динамика развития современного российского общества наряду с расширяющейся сферой правовой регуляции общественных отношений объективно требует модернизации самого качества регулирования, создания оптимального порядка, позволяющего максимально эффективно и в строгом соответствии с законом разрешить ту или иную жизненную ситуацию (юридическое дело), обеспечить законность и правопорядок в целом. Именно таким специально организованным механизмом, отличающимся стабильностью и в то же время динамичностью, возможностью своевременно реагировать на отклонения в социальной ситуации и предотвращать сбои в правовом регулировании, выступает правовой режим.
Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование общественных отношений, что особенно важно в период экономических, политических и социальных преобразований. Они олицетворяют функциональную характеристику права — определенный порядок правового регулирования, воплощаемый в комплексе правовых средств, с помощью которых и достигаются цели правового регулирования.
Сегодня понятие «правовой режим» активно используется как в нормативных правовых актах различного уровня, так и в научной литературе, являясь одной из важнейших и широко распространенных категорий в общей теории права и государства и в отраслевых науках.
В самом общем виде правовой режим определяется как комплексная система таких составляющих его элементов, как правовые средства и способы правового регулирования, правовые принципы и правовые гарантии, определяющих специфический порядок правового регулирования .
Встречаются и другие понятия правового режима. Например, правовой режим — это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования . Правовой режим — одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями .
Расхождения во взглядах ученых, изучающих феномен правового режима как в определении понятия, так и в структуре правовых режимов и их функциях, показывают дискуссионность и неоднозначность восприятия данного правового явления ввиду его сложности и многоаспектности .
Применительно к иностранным инвестициям также отсутствует единообразное понятие правового режима. В самом общем виде правовой режим деятельности иностранных инвесторов определяется как совокупность условий инвестиционной деятельности, комплекс льгот и гарантий прав и законных интересов иностранных инвесторов.
Однако в научной литературе общепризнанной является классификация правовых режимов в области иностранных инвестиций на абсолютные и относительные. Под абсолютным режимом понимается полная и абсолютная защита, гарантированность иностранных инвестиций. В отличие от абсолютного относительные режимы предоставляют иностранным инвесторам больший или меньший объем прав по сравнению с инвесторами из своей страны или какой-либо другой определенной в договоре страны или стран, т.е. относительно других инвесторов. Наиболее часто, как отмечают отдельные авторы, государства придерживаются следующих режимов иностранных инвестиций:
— национальный режим. При использовании данного режима иностранные инвесторы приравниваются в правах к инвесторам своей страны, т.е. одно государство предоставляет на своей территории другому государству такие же права, льготы и привилегии, какие предоставляются ее собственным физическим и юридическим лицам и торговым судам;
— режим наибольшего благоприятствования — предоставление одним государством инвесторам другого государства такого же широкого объема гарантий, прав, преимуществ и льгот, какими пользуется и (или) будет пользоваться в дальнейшем любое третье государство на территории первого. То есть данный режим подразумевает предоставление максимально благоприятного для других стран режима и является наглядным воплощением принципа недискриминации;
— преференциальный режим — особый экономический режим, предоставленный одним государством инвесторам определенного другого государства, не распространяющийся на какие-либо третьи страны;
— специальный режим, являющийся договорным и устанавливаемый путем указания конкретных специальных прав, предоставляемых, как правило, на основе взаимности, договаривающимися государствами друг другу. Конкретные права, льготы и привилегии должны быть четко указаны в договоре;
— специальный и дифференцированный режим (более благоприятный), как правило предоставляемый развивающимся странам. В общей форме эти льготы выражаются в виде права использовать преференциальные ставки таможенных пошлин в развитых странах при экспорте своих товаров; обязательства развитых стран оказывать техническое содействие в деле приведения законодательных и иных инструментов развивающихся стран в соответствии с требованиями ВТО .
Вопрос режима инвестиционной деятельности закреплен в подавляющем большинстве международных соглашений в рассматриваемой сфере, а также абсолютно во всех двусторонних договорах, включая двусторонние договоры Российской Федерации.
Большое значение в регулировании вопроса режима иностранных инвестиций имеют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в которых отстаивается право государства на национализацию и предусматривается выплата компенсации собственнику национализированного имущества. В немалой степени рассмотрением этого вопроса занимаются международные организации, страны-участницы которых активно занимаются иностранным инвестированием. Сюда относятся Кодекс либерализации движения капиталов ОЭСР, Кодекс либерализации текущих невидимых операций ОЭСР и Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций Международного банка реконструкции и развития.
В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций предусматривается, что «каждое государство сохраняет за собой право регулировать допуск иностранных частных инвестиций в национальную экономику и что открытым может признаваться допуск иностранных инвестиций в рамках списка отраслей, открытых для иностранных частных инвестиций (при существовании списка ограниченного числа отраслей, видов деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих оценки условий допуска, лицензирования)». Подобные приемы допуска иностранных инвестиций в национальную экономику кажутся максимально оправданными. Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций вполне резонно отмечает, что принимающее иностранные инвестиции государство должно избегать нагромождений и усложнений процедуры допуска иностранного капитала или закрепления в национальном законе запутанных условий, выполнение которых необходимо для выполнения допуска иностранного капитала. Руководство исходит из того, что равный режим инвесторов, работающих в равных условиях, свободная конкуренция между ними являются предпосылками для формирования благоприятного инвестиционного климата в стране, принимающей инвестиции. В итоге, говоря обобщенно, Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций закрепляет национальный режим в качестве международного стандарта.
В научной литературе встречаются разные мнения относительно того, какой именно режим установлен в России для иностранных инвесторов. Зачастую высказывается мнение, что в российском законодательстве закреплен национальный режим в отношении иностранных инвесторов . Эта позиция подвергается критике Т.Н. Нешатаевой. По ее мнению, а с ним следует согласиться, в законодательстве Российской Федерации для иностранных инвесторов последовательно регламентируется режим наибольшего благоприятствования .
В своем современном международно-правовом толковании режим наиболее благоприятствуемой нации был закреплен в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Статья 1 ГАТТ озаглавлена «Общий режим наиболее благоприятствуемой нации» и предусматривает следующее правило: «Любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и, безусловно, предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон» .
Из текста ГАТТ следует, что режим наибольшего благоприятствования уравнивает всех иностранных граждан при введении действия какой-либо льготы или ограничения. Если в договаривающемся государстве была установлена преференция для инвесторов из какой-то одной страны, то после вступления в силу ГАТТ эта преференция должна касаться также инвесторов из всех других договаривающихся стран. При этом необходимо отметить, что вследствие приведенной статьи предполагаются в основном таможенные пошлины, сборы и расчеты за экспорт и импорт товаров.
Национальный режим закреплен в том же документе. Статья 3 ГАТТ «Национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования» устанавливает, что товары, происходящие с территории какой-либо договаривающейся стороны, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними долгами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения. Следовательно, национальный режим для иностранцев означает их уравнивание в правах и обязанностях с резидентами. При этом следует отметить, что статья 3 ГАТТ охватывает внутренние налоги и сборы, не упоминая о таможенных пошлинах и режиме осуществления трансграничных коммерческих платежей.
Особо ГАТТ освещает вопросы преференций. Практически в каждой статье ГАТТ имеются оговорки по этим вопросам. Преференциальный режим отличается исключительностью. В случае предоставления преференциального режима не взимаются никакие таможенные пошлины, налоги и сборы. В большинстве случаев он назначается для продукции и товаров из развивающихся стран.
В научной литературе указывается на двусмысленность «записи о режиме иностранных капиталовложений в российском законодательстве», поскольку легальные формулировки содержат «элементы как режима наибольшего благоприятствования, так и национального режима» . Однако при этом не обращается внимания на одновременное сочетание сразу трех режимов в самом ГАТТ, а именно: при совершении таможенных процедур на иностранцев распространяется режим наибольшего благоприятствования, при налогообложении — национальный, в исключительных случаях могут устанавливаться национальные преференции. Следовательно, и в одновременном существовании нескольких режимов для иностранных инвесторов в Российской Федерации нет ничего удивительного. Почти всегда для иностранных инвесторов государства предоставляют и льготы, и ограничения. Это вполне естественно, так как «внутреннее право государства, находясь в действии, образует правовой режим, состоящий из множества режимов с разным сочетанием способов, методов, типов правового регулирования» .
Очевидно, что в России для иностранного инвестирования одновременно существуют режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Было бы неправильно заявлять, что существует только один из них.
В отдельных сферах хозяйственной деятельности закон не разграничивает субъекты разной национальности, даже напротив, указывает на их равенство. В таких случаях речь идет о национальном режиме. В других случаях прямо указывается на различие между деятельностью национальных и иностранных лиц. Тогда говорится о режиме наибольшего благоприятствования. Но изъятия ограничивающего характера устанавливаются одинаково для всех иностранных граждан независимо от страны происхождения инвестора, либо в нормативном документе напрямую фиксируется правило о режиме наибольшего благоприятствования.
Таким образом, применительно к иностранным инвестициям понятие «правовой режим иностранных инвестиций» можно определить как совокупность правовых средств и методов правового регулирования инвестиционных правоотношений, включающую правовые начала и правовое обеспечение, определяющие специальный регламент деятельности иностранных инвесторов.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Источник