- Криптовалюта в России: законодательное недорегулирование
- Налогообложение криптовалюты в России на 2021 год: как и сколько нужно платить?
- Как сейчас облагаются налогами операции с криптовалютами?
- Какие изменения предполагается внести в налогообложение криптовалют?
- Ключевые детали и нюансы
- Где выгоднее покупать криптовалюту? ТОП-5 криптобирж
Криптовалюта в России: законодательное недорегулирование
InVentoriS / Depositphotos.com |
Вступивший в силу 1 января закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ; далее – Закон № 259-ФЗ), хотя и содержит в своем названии оба этих понятия, и дает их определения, не сильно помог криптосообществу с точки зрения понимания сущности и условий использования криптовалют в нашей стране.
Абсолютное большинство норм Закона № 259-ФЗ посвящены цифровым финансовым активам (ЦФА), под которыми понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Установлены правила выпуска, учета и обращения ЦФА, требования к операторам информационных систем, в которой выпускаются ЦФА, операторам обмена ЦФА, порядок деятельности таких операторов. Как отметил в ходе состоявшейся на прошлой неделе онлайн-конференции ИД «Коммерсантъ» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, принятие Закона № 259-ФЗ должно поспособствовать более активному использованию технологии блокчейн для выпуска ЦФА с целью привлечения инвестиций под реализацию различных проектов.
Регулирование же, предложенное Законом № 259-ФЗ, для цифровой валюты – Анатолий Аксаков подтвердил, что под ней подразумевается именно криптовалюта, – оказалось половинчатым. С одной стороны, криптовалюта в России теперь легализована. Во-первых, законодательно дано ее определение: цифровой валютой признается совокупность содержащихся в информационной системе электронных данных (цифрового кода или обозначения), которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, либо в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных (ч. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ). Во-вторых, в ряд отраслевых законов (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») включены положения о том, что для целей соответствующих законов цифровая валюта признается имуществом.
С другой стороны, правила выпуска и обращения цифровой валюты не определены, указано лишь, что «организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами» (ч. 4 ст. 14 Закона № 259-ФЗ), а значит, владельцам криптовалют – а их в России немало: по приведенным президентом РАКИБ Юрием Припачкиным данным, наша страна входит в тройку государств – лидеров по использованию цифровых валют, а количество криптокошельков граждан России превышает 8 млн, – еще какое-то время придется ждать принятия такого законодательства. Напомним, законопроект, на основе которого был принят Закон № 259-ФЗ, рассматривался в Госдуме более двух лет.
Однако в определенной части использование криптовалюты уже законодательно ограничено: прямо установлен полный запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг – он распространяется на действующие на территории России юридические лица, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ). «У нас по законодательству платежным средством является рубль, который эмитируется Банком России, и никакие иные валюты, в том числе криптовалюты, не могут быть платежным средством на территории РФ. Так что это нормальное решение, что нельзя их использовать для расчетов, – подчеркнул Анатолий Аксаков. – Кроме того, хотя это прямо не написано, но подразумевалось: поскольку эти частные валюты, которые не имеют обязанного лица, обеспечения, за ними не стоит никакое государство, они несут большой риск для правообладателей, так что нет желания стимулировать россиян приобретать их».
В принципе же совершение операций и гражданско-правовых сделок с цифровой валютой разрешается, а требования ее владельцев подлежат судебной защите, правда, с одной оговоркой – о факте обладания цифровой валютой и совершения с ней сделок необходимо информировать налоговые органы (ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ).
Порядок такого информирования может быть утвержден уже в ближайшее время: 17 февраля в первом чтении был принят законопроект 1 , предусматривающий своего рода самодекларирование факта владения и использования криптовалют: п. 1 ст. 21 Налогового кодекса предлагается дополнить положением, согласно которому налогоплательщики имеют право сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, представлять отчеты об операциях с ней и о ее остатках. При этом для случаев, когда за календарный год сумма поступлений цифровой валюты или списаний цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, превысит сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб., предполагается установить уже не право, а обязанность таких лиц сообщать в налоговый орган о получении права распоряжаться цифровой валютой, а также представлять отчеты об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и ее остатках – ст. 23 НК РФ планируется дополнить соответствующим п. 3.5. Распространяться эта обязанность будет на российские организации, филиалы и представительства иностранных и международных компаний, созданные на территории РФ, и физических лиц: граждан России, постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением лиц, срок пребывания которых за пределами России превышает в совокупности 183 дня в течение календарного года).
В связи с этим ФНС России предполагается наделить полномочиями по установлению порядка определения рыночной цены на цифровую валюту – она будет использоваться при расчете обозначенной выше пороговой суммы в 600 тыс. руб., а также по утверждению форматов сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках.
За непредставление или представление содержащего недостоверные сведения отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках законопроектом предусматривается ответственность в виде штрафа в размере 10% от суммы поступления цифровой валюты или суммы списания цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, в соответствующем календарном году – для расчета размера штрафа предполагается использовать большую из указанных сумм (в рублевом эквиваленте). За непредставление же сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой предлагается ввести штраф в размере 50 тыс. руб. В случае принятия законопроекта и подписания соответствующего закона первым отчетным периодом станет 2021 год.
Помимо этого, законопроектом предусматривается штраф за неуплату, в том числе частичную, налога в связи с невключением в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, – в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.
Разумеется, данный проект, вводящий новые обязанности и ответственность за их неисполнение в сфере, до конца пока не урегулированной, широко обсуждается экспертным сообществом. По мнению специалистов по криптовалюте, он, во-первых, является преждевременным – нецелесообразно говорить о налогах в отсутствие норм, устанавливающих правила оборота криптовалют, а во-вторых, нуждается в серьезной корректировке, в частности с точки зрения того, что понимается под прибылью от использования криптовалют для целей налогообложения. «Прибыль от криптовалют является виртуальной, пока ты не перешел в фиат. Когда ты обналичил деньги и получил реальную прибыль, тогда, пожалуйста, заплати налоги – такой должен быть подход», – полагает Юрий Припачкин.
Стоит отметить, что с большой вероятностью законопроект будет существенно доработан ко второму чтению – профильные комитеты Госдумы уже отметили целый ряд требующих изменения и уточнения его положений. Так, Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству указал в своем заключении, что установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к цифровой валюте, определения их соотношения с такими регулируемыми Гражданским кодексом категориями, как цифровые права и деньги, и установления четких правил их использования. Для этого необходимо закрепить в ГК РФ понятие цифровой валюты – с возможностью ограничения ее гражданского оборота в соответствии с п. 2 ст. 129 кодекса – и соответствующим образом скорректировать ее определение в Законе № 259-ФЗ.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам (является ответственным по данному законопроекту) в свою очередь отмечает несоответствие положений, предусматривающих наделение ФНС России правом устанавливать порядок определения рыночной цены цифровой валюты, ст. 40 НК РФ, согласно которой по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, – предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное, а налоговые органы вправе проверять правильность применения цен только в определенных случаях. Кроме того, поскольку налоговые согласно законопроекту смогут запрашивать в банках выписки по операциям на счетах физических лиц и справки о переводах электронных денежных средств при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты, необходимо, по мнению комитета, уточнить, что понимается под операциями по переводу цифровой валюты (так как в Законе № 259-ФЗ об этом тоже не говорится), и в рамках какой из предусмотренных НК РФ процедур налоговые органы могут установить факт того, что операции на счетах связаны с переводом цифровой валюты, а также признаки возможного нарушения налогового законодательства. И наконец, необходимо определить, какие операции будут считаться операциями, расчеты по которым осуществляются с использованием цифровой валюты, так как прибыль от таких операций предполагается включать в налоговую базу, но при этом Закон № 259-ФЗ, как уже отмечалось, запрещает использовать цифровую валюту для расчетов за товары, работы и услуги.
1 С текстом законопроекта № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Источник
Налогообложение криптовалюты в России на 2021 год: как и сколько нужно платить?
В 2020 году курс биткоина вырос в несколько раз и в отдельные дни приближался к $30 000, а в 2021 году уже достиг $40 000, не отстают от BTC и другие криптовалюты. В связи с этим на этот рынок выходят много новых игроков: кто-то занимается майнингом, кто-то пытается заработать на росте курса.
Но, получая доходы, нужно помнить и о налогах. Вот, что нужно знать обычному участнику криптовалютного рынка, чтобы обезопасить себя от проблем с налоговиками.
Навигация по материалу:
Как сейчас облагаются налогами операции с криптовалютами?
На сегодня (февраль 2021 года) статус криптовалют в целях налогообложения однозначно не определён. Во вступившем в силу с 01.01.2021 года законе «О цифровых финансовых активах» не прописан порядок уплаты налогов с доходов от операций с криптовалютами.
Законопроект № 1065710-7, который должен внести изменения в НК РФ, касающиеся криптовалют, пока не прошёл даже первое чтение в Госдуме.
По этой причине сейчас для физических лиц, которые зарабатывают на рынке криптовалют, есть только один действующий официальный документ о порядке уплаты НДФЛ — письмо Минфина от 17.05.2018 № 03-04-07/33234.
В этом письме налоговики фактически приравняли криптовалюты к имуществу и рекомендуют при расчёте НДФЛ руководствоваться пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, то есть владелец криптовалюты должен заплатить налог с разницы между ценой продажи и затратами на покупку криптоактивов.
Пример:
Илья Комаров купил в июне 2019 года 0,5 биткоина за 4000 долл., что соответствовало 256 000 руб. по курсу ЦБ на тот момент. В декабре 2020 года Илья продал свои 0,5 биткоина за 15 000 долл. (1 130 000 руб.).
Значит, Илья должен по итогам 2020 года подать декларацию и заплатить НДФЛ с разницы между доходами и расходами:
НДФЛ = (1 130 000 – 256 000) х 13% = 113 620 руб.
Срок для сдачи декларации 3-НДФЛ за 2020 год подаётся до 30 апреля 2021 года, для уплаты налога — до 15 июля 2021 года.
Несмотря на то, что в письме Минфина об этом прямо не сказано, можно сделать вывод, что при операциях с криптовалютой допустимо применять и другие правила налогообложения имущества.
В частности, если криптовалюта к моменту продажи была в собственности налогоплательщика более 3 лет, то НДФЛ можно не платить (п. 17.1 ст. 217 НК РФ).
Это значит, что если бы Илья из нашего примера купил биткоины не в 2019, а в 2015 году, то обязанности платить НДФЛ у него бы не возникло.
Также налогоплательщик может вместо вычета затрат на покупку применить фиксированный вычет в сумме 250 000 руб. (пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ).
Например, если бы Илья купил свои биткоины дешевле, чем за 250 000 руб., ему было бы выгоднее использовать фиксированный вычет, а не уменьшать доход за счёт затрат на покупку.
Но письмо № 33234 касается только операций купли-продажи и не затрагивает ситуацию, когда налогоплательщик получает доходы от майнинга криптовалют.
Майнинг можно считать услугой по предоставлению вычислительных мощностей, за которую налогоплательщик получает вознаграждение в виде криптовалюты (т.е. с точки зрения налоговиков в виде имущества).
В этом случае «обычному» физическому лицу придётся заплатить НДФЛ со всей суммы полученного дохода от продажи криптовалюты.
Если бы Илья из нашего примера не купил, а «намайнил» свои 0,5 биткоина, то он должен был бы заплатить налог со всей суммы дохода:
НДФЛ = 1 130 000 х 13% = 146 900 руб.
Вычесть расходы, связанные с майнингом (покупку оборудования, электроэнергию и т.п.) имеют право только те, кто откроет ИП.
Также физические лица, которые занимаются майнингом, могут перейти на самозанятость. Учесть расходы в этом случае нельзя, но у самозанятости есть несколько преимуществ по сравнению с ИП:
- Ниже налоговая ставка — 6% вместо 13%.
- Не нужно платить обязательные страховые взносы.
- Нет отчётности.
Однако использовать самозанятость при купле-продаже криптовалют не получится, так как торговые операции на этом налоговом режиме запрещены.
Какие изменения предполагается внести в налогообложение криптовалют?
Рассмотрим, что ждёт всех, кто работает с криптовалютами, если законопроект № 1065710-7 будет принят:
- Криптовалюты (по формулировке закона цифровые валюты) будут однозначно признаны имуществом для целей налогообложения. Пока это только подразумевается в разъяснении Минфина, а после принятия закона появится отдельный пункт в ст. 38 НК РФ.
- Необходимо будет сдавать специальную отчётность об операциях с криптовалютой, если сумма поступлений или расходов за год превысит эквивалент 600 тыс. руб. Отчитываться нужно будет ежегодно до 30 апреля. Если закон примут в 2021 году, то первый отчёт необходимо будет отправить до 30.04.2022. Важно понимать, что лимит в 600 тыс. руб. не означает, что при меньших оборотах не нужно платить налоги от операций с криптовалютами. Налогообложению подлежит любой полученный доход, даже если он составляет несколько тысяч рублей в год.
- За непредставление отчёта о криптовалютах будет предусмотрен штраф в размере 50 тыс. руб. За сдачу искаженных сведений сумма штрафа составит 10% от неуказанных в отчёте сумм поступлений или списаний криптовалюты (выбирается большая из сумм).
- Штраф за неуплату налогов с операций, связанных с криптовалютами, составит 40% от суммы недоимки. Сейчас в общем случае санкции за налоговые нарушения составляют 20% от суммы, повышенная ставка 40% применяется только в случаях, когда доказан умысел.
Кроме того, за нарушения порядка сдачи отчётности о криптовалютах может быть введена и уголовная ответственность. Это предусмотрено отдельным законопроектом, который Правительство сейчас готовит к передаче в Госдуму.
Уголовному преследованию предлагается подвергнуть тех, кто не отчитывался об операциях с криптовалютами два и более раза, если сумма оборотов за три года превысит крупный (15 млн руб.) или особо крупный размер (45 млн руб.).
Если поправки в УК РФ будут приняты, то виновному будет грозить до 4 лет лишения свободы или штраф до 2 млн руб.
Ключевые детали и нюансы
Исходя из действующих разъяснений Минфина, НДФЛ с доходов от купли-продажи криптовалют в 2020 году нужно платить по аналогии с реализацией имущества. Законопроект, который сейчас рассматривается в Госдуме, должен зафиксировать это положение в НК РФ.
Также с 2021 года будет введена обязательная отчётность об операциях с криптовалютами на сумму более 600 тыс. руб. в год. За нарушения порядка сдачи этой отчётности виновным будет грозить штраф, а при существенных объёмах (более 15 млн руб. за три года) — уголовное преследование.
Если читая статью у вас возник резонный вопрос о документах, подтверждающих расходы, что здесь следует обратиться к НК РФ, в соответствии с которым можно использовать любые документы, где есть сумма и дата. Были случаи, когда налоговая принимала скрины из личного кабинета на бирже.
Как налоговики будут их оценивать, предугадать сложно. Возможно, после принятия изменений в НК, когда криптовалюта будет однозначно признана имуществом, появятся и разъяснения по порядку документального подтверждения операций.
Где выгоднее покупать криптовалюту? ТОП-5 криптобирж
Для безопасной и удобной покупки криптовалют мы подготовили рейтинг самых надежных и популярных криптовалютных бирж, которые поддерживают ввод и вывод средств в рублях, гривнах, долларах и евро.
Надежнее всего площадки с наибольшим оборотом денежных средств, уже несколько лет крупнейшей криптовалютной биржей в мире является Binance. Площадка Binance является самой популярной криптобиржей и на территории СНГ, поскольку имеет максимальные объёмы торгов и поддерживает переводы в рублях с банковских карт Visa/MasterCard и платёжных систем QIWI, Advcash, Payeer.
Специально для новичков мы подготовили подробный гайд: Как купить биткоин на криптобирже за рубли?
# | Биржа криптовалют | Официальный сайт | Оценка площадки |
---|---|---|---|
1 | Binance (выбор редакции) | https://binance.com | 9.7 |
2 | OKEx | https://okex.com | 7.4 |
3 | Exmo | https://exmo.me | 6.9 |
5 | Huobi | https://huobi.com | 6.5 |
5 | Yobit | https://yobit.net | 6.3 |
Критерии по которым выставляется оценка в нашем рейтинге криптобирж :
- Надежность работы — стабильность доступа ко всем функциям платформы, включая бесперебойную торговлю, ввод и вывод средств, а также срок работы на рынке и суточный объем торгов.
- Комиссии – размер комиссии за торговые операции внутри площадки и вывод активов.
- Отзывы и поддержка – анализируем отзывы пользователей и качество работы техподдержки.
- Удобство интерфейса – оцениваем функциональность и интуитивность интерфейса, возможные ошибки и сбои при работе с биржей.
- Особенности платформы – наличие дополнительных возможностей — фьючерсы, опционы, стейкинг и прочее.
- Итоговая оценка – среднее число баллов по всем показателям, определяет место в рейтинге.
Дата публикации 06.02.2021
Подписывайтесь на новости криптовалютного рынка в Яндекс Мессенджер.
Поделитесь этим материалом в социальных сетях и оставьте свое мнение в комментариях ниже.
Источник