Правовой режим иностранных инвестиций международно правовое регулирование иностранных инвестиций

Международное частное право

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции — это создание совместных предприятий и предприятий, на сто процентов принадлежащих иностранным инвесторам.

Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия).

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа — национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях.

Универсальное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства. В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.

Более действенный способ защиты иностранных инвестиций — это страхование. Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА — заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков.

В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков — это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков, Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства.

В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков.

В качестве примеров региональных инвестиционных соглашений можно привести договоры, заключенные в рамках СНГ. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. предусматривает сотрудничество сторон в сфере инвестиционной политики, пресечения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках; предоставление иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, аренду помещений, пользование землей; заключение концессионных договоров и создание свободных экономических зон. Соглашение распространяется не только на частное, но и на государственное иностранное инвестирование.

Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов. Для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, определенных в национальном законодательстве государств-участников). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства, защита от национализации; право на использование доходов, приобретение акций и ценных бумаг, участие в приватизации, приобретение вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество; заключение концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства.

Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений — обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков.

В двусторонних международных договорах о взаимной защите инвестиций предусматривается взаимная обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (РФ заключила более 30 подобных соглашений — с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией и др.).

Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США и др.).

В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях — к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.

Читайте также:  Сбербанк инвестиции как вывести валюту

Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию — в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала. Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика). Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).

В любом случае принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования.

Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального, может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.

В законодательстве большинства государств есть «дедушкина» (стабилизационная) оговорка о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства. В законодательстве Армении, Молдовы, Казахстана закреплено положение о том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения.

В российском законодательстве «дедушкина» оговорка сформулирована несколько иначе: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения вследствие изменения законодательства сам должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.

Принимающие государства, как правило, устанавливают возможность ограничения допуска иностранного капитала: запрещение допуска иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики; введение особого контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных ресурсов; обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранными инвесторами предприятиях; установление специального фискального режима; определение концессионной политики.

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Проведение национализации — это право каждого суверенного государства. Условия и основания проведения национализации устанавливаются во внутригосударственном праве.

С точки зрения правовой природы национализация представляет собой акт суверенной государственной власти, социально-экономическую меру общего характера, а не наказание отдельных лиц. В современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности. Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции в административном порядке.

В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г., «Об иностранных инвестициях в форме капиталовложений» 1999 г., отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства; во многих субъектах Федерации принято собственное инвестиционное законодательство.

Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, — деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация.

Иностранные инвесторы на территории РФ пользуются национальным режимом. Изъятия из него могут быть установлены только федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности РФ. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.

Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных инвесторов: правовую защиту на территории РФ; различные формы осуществления инвестиционной деятельности; возможность передачи прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; защита от неблагоприятного изменения законодательства; свободный перевод прибыли за границу; обеспечение надлежащего разрешения инвестиционных споров; право на приобретение ценных бумаг и участие в приватизации; предоставление прав на недвижимое имущество.

В свое время национализация, произведенная в России после Октябрьской революции, была признана другими государствами в соответствии с двусторонними международными соглашениями — договоры между СССР и Германией (1922 г.), США (1933 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией (1941 и 1964 гг.), Данией (1964 г.), Великобританией (1968 г.). Принцип взаимного зачета финансовых и имущественных претензий, возникших до 9 мая 1945 г., положен в основу Соглашения между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий 1997 г.

Французская сторона обязалась не предъявлять и не поддерживать требований, касающихся претензий по займам и облигациям, интересам и активам, в отношении которых французские лица были лишены права собственности или владения, претензий по долгам царского правительства и правительства СССР. Россия со своей стороны обязалась не предъявлять требований в отношении ущер6а, причиненного во время интервенции 1918-1922 гг., требований в отношении активов во Франции и переданного золота (в том числе «колчаковского» золота).

Читайте также:  Учет инвестиций для продажи

В возмещение претензий Россия должна была до 2000 г. выплатить Франции определенную сумму. Полученные средства должны быть распределены во Франции среди французских физических и юридических лиц по французскому праву. Соответственно, у французских держателей облигаций по российским займам и лиц, собственность которых была национализирована в России без выплаты компенсации, должны возникнуть соответствующие отношения с правительством Франции, а не России.

В современном российском законодательстве сохраняется право РФ на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора. К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры — рассматриваться в российских правоприменительных органах.

Естественно резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику. Право РФ на национализацию является серьезным тормозом притока иностранных капиталовложений.

Источник

Международное правовое регулирование иностранных инвестиций.

Осуществляется в формах:

В них включают определения правового режима, который предоставляется сторонами друг другу при инвестировании. Рассматриваются правила допуска иностранных юридических и физических лиц в страну реципиента капитала и объем их прав, в т.ч. права на обращение в судебные органы за защитой своих интересов. Осуществляется взаимное признание предприятий, регулируются вопросы налогообложения, выводы капитала и прибыли за границу.

· соглашения об иностранных инвестициях;

Цель их заключения – обеспечение притока иностранного капитала в другие страны путем предоставления юридических гарантий от политических (некоммерческих) рисков. В числе гарантий от рисков называется следующее: гарантия о национализации предприятий с иностранным капиталом, гарантия от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибыли, гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных и иных подобных катаклизмов.

Договорах об иностранных инвестициях оговаривается режим, предоставляемый иностранным инвесторам, а также их возможность обращения за защитой своих прав в суды страны реципиента капитала, а также в международные судебные органы.

· договоры о налогообложении;

С их помощью государства-участники создают благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектов, чем стимулируют инвестиционный процесс как основу экономики. Договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала. Часто в них предусматривается, что иностранный инвестор не подлежит налогообложению в стране реципиента капитала.

— региональные международные договоры.

— многосторонние международные договоры:

· Сеульская конвенция «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» 11 октября 1985 г. Агентство основано в 1988 г. РФ конвенцию ратифицировала в 1992 г.

Конвенция заключена с целью урегулирования вопросов связанных с некоммерческими рисками при осуществлении инвестиций. С целью страхования таких инвестиций и учреждено МАГИ, которая занимается деятельностью по предотвращению и минимизации рисков, способствует увеличению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем страхования инвестиций от политических и некоммерческих рисков, а также путем посредничества в спорах между инвесторами и государствами, информационного содействия в сфере инвестиций. Главная задача агентства – стимулирование потока инвестиций, следовательно, агентство дополняет деятельность международных финансовых учреждений. Основной тип деятельности – предоставление гарантий, в том числе совместное и повторное страхование от рисков. Гарантируемые агентством капиталовложения должны отвечать требованиям:

— быть экономически обоснованными и вносить весомый вклад в развитие принимающей стороны;

— соответствовать законам и правилам принимающей стороны;

— соответствовать целям и приоритетам принимающей стороны.

При предоставлении гарантий также оценивается существование условий для капиталовложений в принимающей стране. Включая наличие справедливого и равного подхода к капиталовложению и правовой защиты для него.

Страхование осуществляется от следующих некоммерческих рисков:

Это любое введение по инициативе принимающего правительства ограничений на перевод ее валюты в свободно используемую валюту. При страховании данного риска возмещаются потери, возникающие в результате введения ограничений на обмен национальной валюты, а также потери, возникшие в результате длительной задержки в приобретении иностранной валюты.

— экспроприация и аналогичные меры;

Любое законодательно или административное действие (бездействие) исходящее от принимающего Правительства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности на свое капиталовложение. При страховании от данного вида рисков, на ряду с полной национализацией и конфискацией агентство защищает от скрытой экспроприации. При полной экспроприации капитала МАГИ выплачивает компенсацию в размере балансовой стоимости застрахованных инвестиций, а при экспроприации денежных средств размер компенсации составляет застрахованную часть замороженных средств. При этом при выплате компенсации право собственности на капиталовложения переходит к МАГИ.

Это любой отказ принимающего государства от договора с владельцем гарантии в том случае, когда владелец гарантии не имеет возможности обратиться к судебному или арбитражному органу в течение разумного периода времени. Этот вид страхования возможен только при наличии прямых контрактных отношений между инвестором и публичным субъектом. Страхование от данного вида рисков покрывает потери, возникшие в результате отказа Правительства страны от выплаты положенных компенсаций

Читайте также:  Калькулятор коэффициента рентабельности инвестиций

— война и гражданские беспорядки.

Это любые военные и приравненные к ним действия на любой территории принимающей стороны. Страхование от данного вида рисков покрывает повреждения или уничтожение активов, либо полное прекращение проектов в результате военных действий, гражданских беспорядков, включая мятежи, террористические акты, революции.

По инвестициям в акционерный капитал выплачивается компенсация в размере наименьшей их 3-х величин, к которым относятся балансовая стоимость активов, либо стоимость их замены, либо стоимость их восстановления. По кредитам и гарантиям по кредитам компенсация выплачивается в размере основной суммы займа и процентов по займу, при условии, что неуплата по кредиту напрямую вызвана военными действиями. Помимо этого совет директоров квалифицированным большинством голосов может утвердить расширение сферы охвата гарантии на личные некоммерческие риски.

До заключения агентство о гарантиях с инвестором предоставлении данной гарантии утверждается Правительством принимающей стороны по установленным для покрытия рискам. Условия каждого договора определяются по правилам, установленным советом директоров. Размер страховой премии определяется на основе анализа рисков каждого конкретного проекта.

Гарантии предоставляются на срок от 3-х до 15 лет. При этом размер страхового обеспечения может составлять до 90 % инвестированных средств.

ст.18 Конвенции предусматривает использование механизма суброгации в случае выплаты страховой суммы инвестору. Все споры, возникающие в порядке суброгации, решаются в соответствии со специальной процедурой, предусмотренной приложением 2 Конвенции, либо устанавливаемой отдельным соглашением между МАГИ и соответствующим государством.

Процедура рассмотрения спора состоит в следующем: если спор не урегулирован путем переговоров в течение 120 дней, то стороны вправе передать спор на рассмотрение арбитража или по взаимному соглашению могут прибегнуть к согласительной процедуре при содействии избранного посредника. Арбитраж начинается путем уведомления истцом ответчика, при этом в уведомлении указывается характер спора, суть иска и фамилия арбитра, назначаемого истцом. В течение 30 дней ответчик должен уведомить о фамилии избранного им арбитра. После этого в течение 30 дней стороны должны избрать третьего арбитра, который будет являться председателем арбитража. Арбитражное решение является окончательным и обязательным для сторон. Оно не может стать предметом апелляции, отмены, пересмотра. То есть МАГИ является эффективным механизмом страхования иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, предоставляя гарантии для инвестиционных проектов, реализуемы в РФ и других странах-участницах Конвенции (более 170).

· Вашингтонская Конвенция «Об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств»

РФ подписала Конвенцию в 1993 г., но не ратифицировала. Однако положения Конвенции становятся обязательными, поскольку перекладываются в двустороннее соглашение о поощрении и защите капиталовложений.

Она заключена с целью создания международных методов урегулирования споров, возникающих в сфере международных частных инвестиций. В отношении таких споров обычно применяется национальная юрисдикция государств, однако наличие механизма международной защиты является важной гарантией прав иностранных инвесторов, так как предоставляет им возможность независимого и беспристрастного рассмотрения споров между государством и инвестором.

В реализации Конвенции был создан МЦУИС (ИКСИД) – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Организационная структура МЦУИС включает в себя Административный совет и Секретариат.

Центр возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Административным советом по представлению Председателя совета. Центр ведет списки примирителей и арбитров, а также обеспечивает организационную сторону примирительной и арбитражной процедур. Каждое государство-участник Конвенции может назначить в каждый список по 4 человека. Председатель Административного совета еще 10 человек.

Под юрисдикцию МЦУИС подпадают инвестиционные споры между государством-членом Конвенции и частным лицом другого государства. При этом для передачи спора на рассмотрение МЦУИС требуется согласие обеих сторон, любое договаривающееся государство может признать Конвенцию действующей только в отношении определенных категорий споров.

Таким образом, спор может быть передан на рассмотрение МЦУИС, если он отвечает требованиям:

— является спором правового характера в сфере инвестиций;

— сторонами спора являются государтсво и частные субъекты. При этом хотя бы один из них относится к государству – участнику Конвенции;

— имеется письменное согласие сторон на передачу спора на рассмотрение МЦУИС.

Также спор может быть передан на рассмотрение МЦУИС, если такая возможность предусмотрена двусторонним соглашением о взаимной защите инвестиций между государством – стороной в споре и государством происхождения инвестора. Такая возможность была предусмотрена Дополнительным протоколом к Конвенции 1979 г.

Возможность передачи спора на рассмотрение МЦУИС может быть предусмотрена внутренним законодательством государства участника спора.

Для разрешения инвестиционных споров Конвенция предусматривает примирительную и арбитражную процедуры.

В случае вынесения решения МЦУИС каждое государство-участник должно его признать и исполнять установленные им финансовые обязательства.

Кроме многосторонних соглашений по вопросам инвестиций значительную роль играют договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложения. Подобные соглашения унифицируются Постановлением Правительства РФ от 09.06.01 г.

Источник

Оцените статью