Особенности правового регулирования и образования юридических лиц с иностранными инвестициями.
Россия принадлежит к числу государств, которые пока не могут позволить себе регулировать иностранные инвестиции общим законодательством. Федеральный Закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ориентируется на практику развитых стран и регламентирует лишь узкий круг отношений, возникающих в процессе осуществления иностранных инвестиций, одновременно он, как законы в развивающихся странах, предоставляет иностранным инвесторам и российским организациям с иностранными инвестициями льготы при реализации ими инвестиционных проектов. Кроме того, он наделяет государственные органы широкими полномочиями по установлению специальных правил для иностранного инвестирования. Более того, практически все наиболее значимые положения не являются нормами прямого действия, так как могут применяться только после издания соответствующих актов федеральных органов исполнительной власти.
В Федеральном Законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» дано новое определение иностранных инвестиций, инвестиционного проекта, приоритетного инвестиционного проекта. Иностранной инвестицией является «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации». Это определение очень широкое, и под него подпадает любое не запрещенное законодательством вложение капитала в объекты на территории РФ, осуществляемое инвестором. Такая трактовка наводит на мысль о том, что акт, регулирующий иностранные инвестиции на территории РФ, должен устанавливать правила для всех инвестиций. Однако все наиболее важные для инвесторов положения Закона распространяются только на прямые инвестиции, точнее, только на один их вид – участие в приоритетном инвестиционном проекте.
Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.
Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.
Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.
Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
Федеральный закон об иностранных инвестициях в РФ сохраняет особый правовой режим организации с иностранными инвестициями как основное концептуальное положение, лежащее в основе правового регулирования иностранных инвестиций. Особое правовое положение заключается в том, что к этим организациям при их создании предъявляются особые требования. Для государственной регистрации в органах юстиции им следует представить дополнительные документы, в частности подтверждающие реальное существование иностранного юридического лица — учредителя организации с иностранными инвестициями (выписка из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор), а также финансовое положение иностранного инвестора.
Закон не предполагает оценки целесообразности создания юридического лица на основе привлечения иностранных инвестиций, т.е. целесообразности иностранных инвестиций как таковых, и их влияния на национальный рынок.
Отсутствие надлежащего государственного контроля за потоками иностранных инвестиций в национальную экономику влечет за собой два неблагоприятных последствия: во-первых, неконтролируемый отток капитала за границу и, во-вторых, введение отраслевых (для отдельных областей деятельности) ограничений иностранных инвестиций, что нарушает положения международных договоров, содержащих нормы и принципы правового регулирования иностранных инвестиций, в частности нормы и принципы соглашений ГАТТ/ВТО.
Отказ от непосредственного государственного контроля за поступлением иностранных инвестиций на территорию Российской Федерации, выразившийся в принятии лишь регистрационного порядка учреждения коммерческих организаций с иностранными инвестициями, сочетается с жестким контролем потоков инвестиций за рубеж. В отличие от Российской Федерации коммерческие организации в других странах регистрируют не факт своего создания, а непосредственно инвестиции за рубежом. Закрепив за Министерством юстиции РФ функцию контроля российских инвестиций за границей, устав Государственной регистрационной палаты, естественно, детально не регламентирует осуществление такого контроля, поскольку его порядок предполагается определить в разрабатываемых законах, например в законе о валютном регулировании и контроле (новая редакция) и законе о вывозе капитала.
Деятельность юридических лиц с иностранными инвестициями и обособленных подразделений иностранных коммерческих организаций (далее по тексту – иностранные коммерческие организации), осуществляющих свою предпринимательскую деятельность на территории России, является не только одним из основных источников иностранных инвестиций в экономику России и обеспечением необходимого уровня конкурентоспособности соответствующих товаров и услуг на российском рынке, но также и представляет собой весьма актуальную тему для анализа и изучения с позиций действующего законодательства России. В связи с тем, что большинство создаваемых иностранных коммерческих организаций осуществляет свою деятельность на территории России с целью извлечения прибыли, именно поэтому наиболее актуальным, будет рассмотрение порядка создания именно коммерческих иностранных организаций. Прежде чем приступить к анализу порядка создания иностранной коммерческой организации, следует отметить, что последние могут осуществлять свою деятельность на территории РФ или в виде коммерческой организации с иностранными инвестициями, или в виде филиала (представительства или иного обособленного подразделения) иностранного, т.е. созданного по законодательству другого государства, юридического лица. Разница между двумя этими видами весьма существенна, т.к. в первом случае мы говорим о российских юридических лицах с полным или частичным участием иностранных инвестиций (т.е. оплата уставного капитала или формирование имущества такого юридического лица осуществляется полностью или частично иностранной организацией или гражданином зарубежного государства), а во втором случае — именно об иностранных организациях, которые находятся за рубежом и осуществляют свою деятельность на территории России путем аккредитации своих филиалов (представительств).
Ст.20 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» устанавливает, что создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами (в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с п. «г» ст.12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…» (если учредителем является иностранное юридическое лицо) к обычному пакету документов представляемому для регистрации необходимо также приложить выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя.
Следует отметить особо, что для регистрации необходимо будет нотариальное заверение заявления о регистрации юридического лица полномочным лицом одного из учредителей (доверенное лицо оффшора).
Источник
Правовое регулирование коммерческих организаций с иностранными инвестициями в РФ
Аннотация. Статья посвящена исследованию нормативной базы, на основе которой регулируется деятельность иностранных коммерческих организаций в России. Автором рассмотрено понятие коммерческой организации с иностранными инвестициями, а также нормы основных международных и национальных документов в данной сфере. Уделяется внимание также законодательно установленным льготам и ограничениям для иностранных коммерческих организаций.
Говоря о нормативно-правовых источниках, которые регулируют правоотношения, возникающие в сфере коммерческой деятельности с иностранными инвестициями, стоит отметить, что в России такая деятельность регулируется как нормами федерального, так и международного законодательства.
В качестве базового источника регулирования инвестиций в РФ, стоит прежде всего, выделить Конституцию РФ. Сразу в нескольких своих положениях Основной закон закрепляет права на ведение инвестиционной деятельности иностранными субъектами. Так, ч. 1, 3 ст. 35 закрепляет законодательно охрану частной собственности, а ч. 3 ст. 62 гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства равные права и обязанности наряду с гражданами РФ. [4] Последняя из названных статей отражена полностью в Гражданском кодексе РФ, (ст. 2). Указанная статья закрепляет применение всех правил, которые установлены отечественным гражданским законодательством, к иностранным гражданам, юридическим лицам, а также к лицам без гражданства.
Помимо Конституции и ГК РФ, регулирование инвестиционной деятельности в России также осуществляется иными законами, в зависимости от специфики той или иной ситуации, например, Налоговым, Трудовым кодексами РФ. Отдельные (отраслевые) вопросы об инвестициях регулируются иными ФЗ. Среди наиболее значимых актов федерального уровня, нормы которого регулируют коммерческую деятельность с иностранными инвестициями, следует отметить Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». [5]
Выше нами были перечислены нормативные акты федерального уровня. Но рассматриваемый нами вопрос не ограничивается в регулировании лишь федеральным законодательством. Так, среди подзаконных НПА отдельно выделяются постановления Правительства РФ: от 30.12.2009 № 1141 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России», от 22.05.2006 № 302 «О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями» и др.[3]
Важное место в системе регулирования иностранных инвестиций в РФ занимают нормы международного права. Значительная часть данных норм представлена международными договорами, которые можно классифицировать по признаку их направленности. Так, выделяют договоры, функцией которых является непосредственно защита иностранных инвестиций, и те договоры, на основании которых на государства-участников возлагаются обязанности по применению мер регулирования иностранных инвестиций на внутринациональном уровне. [6]В первом случае яркими примерами таких международных соглашений можно назвать Вашингтонскую конвенцию 1965 г. и Сеульскую конвенцию 1985 г.
Примером второго вида международных соглашений, касающихся непосредственно России, можно считать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом, государствами – членами ЕС и Российской Федерацией. Подписание указанного Соглашения состоялось в 1994 году на о. Корфу. Россия по данному Соглашению обязалась применять правила международной торговли внутри страны и на международном уровне, а также правила регулирования иностранных инвестиций, включенные в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).
Особенностью национального и международного регулирования отношений, связанных с иностранными инвестициями, является его комплексность: это довольно широкий круг вопросов, связанных с деятельностью иностранного инвестора на территории государства, где такая деятельность осуществляется. Особый контроль в данной сфере направлен на параметры, по которым иностранный инвестор может быть допущен в отечественную экономику.
Выше были рассмотрены основные виды источников, на основании норм которых осуществляется регулирование иностранного инвестирования в России. Однако до этого не был затронут весьма важный вопрос, являющийся предметом многих научных дискуссий в теории международного права. Это вопрос о том, что же представляет собой коммерческая организация с иностранными инвестициями. В том понимании, которое мы видим перед собой в действующем законодательстве, коммерческая организация, привлекающая иностранные инвестиции, была не всегда. Изначально такие организации носили название совместных предприятий, а затем уже стало общеупотребимым понятие предприятия с иностранными инвестициями. Сегодня вышеупомянутый ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» закрепляет понятие «коммерческая организация с иностранными инвестициями»: это учрежденное согласно закону РФ юридическое лицо, в котором доля уставного капитала принадлежит иностранному инвестору.
Отечественная наука рассматривает подобные организации как юридические коммерческие лица, созданные на территории РФ, доля уставного капитала в которых не менее чем в 10% принадлежит иностранному инвестору. Однако такое определение вызывает немало дискуссий. Если детально вчитываться в суть вышеупомянутого определения, то получается, что деятельность иностранного инвестора, который владеет ценными бумагами, является предпринимательской, что противоречит п. 1 ст. 2 ГК РФ. [1]
Чтобы верно понять суть иностранной коммерческой организации, необходимо, на наш взгляд, выделить ее основные признаки. Перечислим их далее:
1) Иностранная коммерческая организация должна быть зарегистрирована согласно правилам ГК РФ, под одной из организационно-правовых форм собственности;
2) Организация должна обладать правоспособностью. Для организаций с иностранными инвестициями предусмотрена общая правоспособность, т.е. она обладает определенными правами и несет определенные обязанности, без которых неосуществим ни один вид предпринимательской деятельности. Если же правоспособность организации по каким-то причинам ограничена, то такие ограничения обязательно должны быть отражены в уставе (ином учредительном документе);
3) В качестве основы для экономической деятельности иностранная коммерческая организация должна иметь обособленное имущество, а также самостоятельно отвечать данным имуществом по своим обязательствам;
4) Иностранный инвестор обязательно должен иметь долю в уставном капитале такой организации.
Анализируя точки зрения большинства ученых-правоведов по данной проблематике, можно отметить относительное единство мнений об отсутствии в законодательстве четких критериев, на основе которых та или иная организация могла бы быть отнесена к организации с иностранным капиталом. В абз. 3 ст. 2 упомянутого ранее ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» закрепляет определение прямой инвестиции: прямой инвестиция будет считаться при условии, если иностранный инвестор приобрел не менее 10% доли, либо долей в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, которая создана в соответствии с российским законодательством. Указанное положение закона дает основания считать, что, если иностранный инвестор приобрел меньшую долю в капитале организации, то данное приобретение назвать прямой инвестицией нельзя. Но в то же время нельзя говорить о том, что такая организация (с меньшей долей) не будет являться организацией с иностранной инвестицией. [7]
Обеспечение особого статуса в законодательстве коммерческих организаций с иностранными инвестициями достигается за счет факта присутствия иностранных инвестиций в том размере, в котором требует действующее законодательство, а также за счет объема вкладываемых учредителем, либо иными участниками, инвестиций.
Что касается порядка регистрации таких организаций, то он практически полностью аналогичен порядку, применяемому в отношении всех других субъектов предпринимательства: таким же обязательным условием является получение соответствующего разрешения государственного уполномоченного органа.
Также в юридической литературе существует и иная позиция, авторы которой придерживаются мнения, что для признания организации иностранной инвесторская доля в уставном капитале должна составлять 10%. Очевидно, что данная позиция в некотором роде справедлива, так как на практике встречаются ситуации, когда иностранным инвестором приобретена единственная акция российского акционерного общества, где в уставном капитале – 200 тысяч акций. Здесь уже речь не будет идти об иностранной коммерческой организации, так как нет каких-либо особенных признаков, которые бы отличали ее от других акционерных российских обществ. [8]
Вместе с тем, коммерческая организация с иностранными инвестициями приобретает таковой статус независимо от того, какую долю в ней имеет иностранный инвестор, но это в том случае, если иного не предусматривает действующий закон. Но в чем же тогда преимущество доли, установленного номинала именно в 10%? Дело в том, что при участии в капитале свыше 10% инвестор вправе вести контроль за использованием своих средств, тогда как меньшая доля участия дает право претендовать лишь на защиту своих интересов государством, но уже без контроля над своими средствами.
Рассмотрев понятие иностранной коммерческой организации, полагаем, что целесообразно также будет привести классификацию таких организаций. Так, организации с иностранными инвестициями могут классифицироваться совершенно по различным основаниям.
Например, в зависимости от доли участия иностранного инвестора, выделяют:
— организации со 100% участием;
— организации долевым участием.
Другим критерием классификации выступает способ создания таких организаций. На его основе выделяют следующие иностранные коммерческие организации:
— учрежденные организации;
— возникающие в результате приобретения иностранным инвестором доли в ранее учрежденной организации; [9]
Еще одним критерием классификации является организационно-правовая форма иностранной организации: это могут быть либо хозяйственные общества, либо хозяйственные товарищества.
И, наконец, отраслевой критерий разграничения иностранных коммерческих организаций: так, выделяют различные организации, исходя из их вида деятельности: страховые, банковские, иные).
Безусловно, заслуживает внимания и то обстоятельство, что средства, которые были получены при использовании вклада иностранных инвесторов, могут быть реинвестированы в организацию. Что же включает в себя понятие реинвестирования? Это капитальные вложения, которые были сделаны за счет доходов (прибыли) иностранных инвесторов, а также коммерческой организации с иностранным участием, в объекты предпринимательской деятельности на территории России. Причем такие доходы должны быть получены именно от иностранных инвестиций. Указанное положение закреплено в ст. 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).[2]
Несомненно, развитие отечественной экономики за счет притока иностранного капитала, сильно выигрывает. Однако, важным моментом остаются все же национальные, собственные интересы, в связи с чем, правовое регулирование отношений с иностранными коммерческими организациями требует определенных ограничений, или изъятий. Данные изъятия могут носить как ограничительный, так и стимулирующий характер. Рассмотрим их далее подробно.
В целях обеспечения безопасности государства (защита основ конституционного стоя, здоровья, нравственности, а также законных прав и интересов лиц и пр.), подлежат применению ограничительные изъятия. Такие изъятия даже предусмотрены нормами международного права: государства вправе ограничивать присутствие иностранного элемента в собственной национальной экономике путем издания специальных актов.
Что касается России, то на современном этапе развития иностранных инвестиций в отечественном экономическом секторе следует отметить наличие серьезных пробелов в законодательстве. Так, в нашем государстве до сих пор не издан правовой акт, в котором бы содержались ограничения по участию коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Это отрицательно сказывается не только на предпринимательской деятельности и на интересах России, но также не дает возможность иностранному инвестору понять, каким образом осуществляется правовое регулирование данной сферы в нашем государстве.
В качестве примера ограничений можно привести квотирование. Квоты вводятся на участие иностранных инвестиций в экономике страны: с ее помощью определяется максимально допустимое значение для участия иностранного капитала в тот или иной экономической отрасли отечественного предпринимательства. Основной целью введения квот является обеспечение безопасности и стабильной обстановки в стране. В некоторых отраслях экономики квотирование – традиционный метод, однако сегодня можно говорить о неэффективности такого ограничения в целом, если рассматривать его с позиции способа государственного регулирования экономики. [10]
Если ограничения предусмотрены с целью предотвращения чрезмерного вмешательства иностранного элемента в экономику страны, то говоря о стимулирующих мерах, стоит отметить их диаметрально противоположное предназначение. В качестве стимулирующих изъятий в России применяются льготы для иностранных инвесторов, назначение которых – опять же, интересы экономического развития страны, но уже в ином контексте. Различными отраслями законодательства РФ определен порядок предоставления льгот, а также их разновидности. В науке гражданского (предпринимательского) права правовая льгота представляет собой облегчение положение субъекта, являющееся правомерным и позволяющее субъекту наиболее полно удовлетворить личные интересы либо путем получения дополнительных преимуществ, либо путем освобождения от определенных обязанностей.
Предоставление льгот имеет двусторонний положительный аспект: во-первых, благодаря льготам, иностранные субъекты обеспечены большей защитой, вследствие значительного риска для них, связанного с неосведомленностью об экономической ситуации в государстве. Во-вторых, соблюдаются экономические интересы государства, поскольку льготы предоставляет государство, на чьей территории ведется экономическая деятельность, только определенным субъектам: деятельность которых представляется наиболее интересной и полезной для страны и общества.
Процедура регистрации такой организации практически не отличается от процедуры, установленной для российских субъектов. Необходимо внести запись в государственный реестр о создании юридического лица.
Для иностранных юридических лиц, так же, как и для отечественных организаций, закреплен явочно-нормативный порядок их создания. Однако имеются случаи, когда в регистрации субъекта может быть отказано:
— отсутствие каких-либо необходимых документов для регистрации;
— документы предоставлены некорректно по месту: в ненадлежащий государственный орган;
— организация, являющаяся учредителем, находится в процессе ликвидации.
В случае, если организации отказали в регистрации, необоснованность отказа возможно обжаловать в судебном порядке: данное правило действует как в отношении российских, так и иностранных юридических лиц.
В заключение отметим, что наличие иностранных инвестиций в российской экономики является, на наш взгляд, важным и неотъемлемым элементом, что позволяет нашей стране развиваться не только экономически, создавая условия для успешного функционирования новых субъектов предпринимательства, но и активно развивать и укреплять уже сложившиеся международные экономические отношения с другими государствами.
Источник