Основы правового регулирования венчурного инвестирования в России и за рубежом
Семко Алексей Михайлович, аспирант кафедры гражданского права и процесса Современной гуманитарной академии.
В статье отражены вопросы законодательного регулирования инвестирования в инновации со ссылками на акты зарубежного и отечественного законодательства, анализируются существующие на сегодняшний день правовые формы венчурного инвестирования.
Ключевые слова: венчурное инвестирование, инновационное развитие, рисковые инвестиции в США, инновационный центр «Сколково».
Fundamentals of legal regulation of venture investment in Russia and abroad
The article reflects questions of legislative regulation of venture investments, according to current examples from Russian and foreign sources, with the actual forms of venture investments being analyzed.
Key words: venture investments, innovative development, risk investments in the USA, the «Skolkovo» innovative center.
Стимулирование инновационных процессов является одним из первостепенных условий эффективного экономического развития. Активизация инновационной деятельности и повышение восприимчивости к инвестированию в развитие технологий становятся основными приоритетами для стран, стремящихся лидировать в условиях глобализации.
Венчурные, или рисковые, инвестиции согласно Современному экономическому словарю представляют собой капиталовложения, характерные преимущественно для организаций, занимающихся прикладными научными исследованиями и разработками, внедрением технических новинок, т.е. обосновавшихся в наукоемких областях и занимающихся созданием и распространением новых технологий — там, где велик риск неполучения доходов по инвестициям .
См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 27.
Исходя из вышесказанного, правовое стимулирование венчурных инвестиций представляет собой комплекс мер, которые должны приниматься государством на законодательном уровне для активизации инвестиционного процесса в особо рисковых отраслях экономики с целью появления материальной заинтересованности у инвесторов (посредством инвестиционных кредитов, налоговых льгот и преференций и т.д.) финансировать приоритетные проекты.
Необходимо отметить, что венчурные инвестиции в наукоемкие производства являются одним из важнейших инструментов экономического развития, что было отмечено в Послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, поскольку «ресурсы. надо использовать. в целях модернизации экономики. формирования спроса на инновации» .
Российская газета. N 5350(271). 2011. Федеральный выпуск.
Анализ правового регулирования венчурных инвестиций в России и за рубежом приводит к выводу, что в большинстве стран с развитыми рыночными отношениями не существует обособленных законов, регулирующих венчурное инвестирование . Капиталовложения в особо рисковые проекты осуществляется в рамках общих гражданско-правовых, налоговых, корпоративных и иных норм. Однако специальные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере инвестиций в инновации, в ряде государств существуют.
См.: Акопян О.А. Правовое регулирование инвестиций в инновационный сектор экономики (венчурных инвестиций) // Журнал российского права. 2008. N 5. С. 144 — 150.
Закрепление регулирования венчурного инвестирования на законодательном уровне наибольшее развитие получило в странах прецедентных систем права (так называемого common law) — в первую очередь в США, Великобритании. Наибольший интерес для России представляет уникальный опыт становления венчурного инвестирования в Соединенных Штатах, располагающих самым большим на сегодняшний день рынком венчурных капиталов. Так, в 1970 г. в США рынок венчурного капитала практически отсутствовал, в 1980 г. весь совокупный венчурный капитал США не превышал 1 млрд. долл., а к концу 90-х годов рынок венчурных капиталов в управлении был в этой стране на уровне 35 млрд. долл., из которых порядка 4 млрд. долл. было инвестировано.
Значительный массив нормативно-правовых актов США содержит положения о первостепенной роли инноваций, отводя им приоритетную роль в экономическом развитии государства. В середине XX в. в США был создан ряд федеральных ведомств, деятельность которых связана с научно-технологическим развитием и внедрением инноваций (НАСА, Национальный научный фонд, Администрация по делам малого бизнеса и др.). Основой для развития современной инновационной системы США являлся Федеральный закон 1976 г. «О государственной научно-технологической политике, организации и приоритетах». Этот акт предусматривал превалирующую роль правительства в определении инновационной стратегии развития как «главного организатора по содействию развитию фундаментальных наук, как особой сферы стратегических интересов США, определив федеральный бюджет в качестве источника покрытия этих расходов» .
McConwey R. American Science Policy Since World War II. The Postwar Consensus. Wash., 1990.
Вторым Основным Законом, регулирующим венчурную деятельность в США, стал Закон Стивенсона-Уайдлера 1980 г. «О технологических инновациях». Закон представляет интерес в силу того, что регламентирует объединение частных и государственных капиталов в целях производства высокотехнологичных продуктов. Закон регламентирует создание на базе университетов и некоммерческих организаций промышленно-технологических центров (Centers for Industrial Technology). Данные организации осуществляли деятельность общегосударственного стратегического значения, от которой у частных компаний не было экономической выгоды .
См.: Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980 (Public Law 96-480).
В странах с развивающимися и переходными видами экономики также приняты специальные законы, которые регулируют венчурную деятельность, например в Венгрии, где действует около 1760 научно-исследовательских организаций. В сфере научных исследований занято около 23 тыс. человек, что составляет 0,59% от трудоспособного населения страны. В 2004 г. расходы на научные исследования и разработку инновационных технологий по отношению к ВВП страны составили около 0,94%, что существенно ниже среднего уровня ЕС, где этот показатель равен 1,93%. Согласно директивам Евросоюза Венгрия в 2010 г. увеличила расходы на научные исследования и инновации до 3% от ВВП страны, причем 2/3 отчислений осуществляются за счет средств коммерческой сферы. Действующая система государственного регулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности в Венгрии к настоящему времени гармонизирована в главных своих чертах с соответствующей практикой и законодательной базой Евросоюза.
Законодательную базу действующей в данной стране системы регулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности образуют: Закон CXXXIV от 2004 г. «О научных исследованиях и технологических инновациях», Закон LXXVI от 1999 г. «Об авторском праве», Закон XXXIII от 1995 г. «О патентной защите на изобретения», Закон XC от 2003 г. «О научно-исследовательском и инновационном фонде», Закон XXXIV от 1998 г. «О рисковых вложениях капитала, обществах рискового капитала, а также фондах рискового капитала», Постановление Правительства 104/2003 (VII.18). Законодательную основу для создания и функционирования технико-внедренческих промышленных парков составляют Закон XXI от 1996 г. «О развитии и устройстве территорий», Постановление Правительства от 17 декабря 1996 г. N 189 «О правилах создания и функционирования предпринимательских зон», Постановление Правительства от 11 декабря 1996 г. N 185 «О порядке получения статуса промышленного парка». Перечень налоговых и иных льгот в отношении инвестиций, осуществленных в предпринимательских зонах, содержится в Законе LXXXI от 1996 г. «О налоге на общества и налоге на дивиденды».
В настоящее время положение научно-исследовательской сферы в Венгрии характеризуется следующими основными факторами:
недостаточно сформирован механизм перехода результатов национальных инновационных идей между научной и коммерческой сферами. Отсутствует взаимовыгодный «диалог» с коммерсантами;
слабо развито взаимовыгодное сотрудничество между венгерскими и иностранными исследовательскими центрами в сфере обмена технологиями и результатами научных исследований;
неравномерное региональное распределение научно-исследовательского потенциала Венгрии. Это связано с его концентрацией в таких традиционно университетских городах, как Будапешт, Дебрецен, Мишкольц, Сегед, Печь, Дьер, Веспрем, Геделле.
Вопросы совершенствования наукоемких технологий, необходимых для развития экономики, занимают особое положение и в российском законодательстве. В соответствии с ч. 1 ст. 44 российской Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Пунктом «м» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. к ведению Российской Федерации отнесено определение порядка продажи и покупки военной техники, т.е. регулирование наукоемких технологий, к которым относятся высокие технологии и инновационные технологии, — важнейшая общегосударственная задача, отнесенная к исключительному ведению Российской Федерации.
Одним из первых нормативно-правовых актов РФ в рассматриваемой сфере является действующий и в настоящее время Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», нормы которого регулируют отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научно-технической продукции (работ и услуг). Указанный Закон формирует основу для реализации разнообразных научных проектов.
Принятый 18 июля 1999 г. Федеральный закон N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и отечественных участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля. Действие данного Закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации и т.п., в том числе нанотехнологий и наноматериалов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, в части осуществления экспортного контроля в целях защиты интересов Российской Федерации, противодействия международному терроризму и т.д. .
См.: Зульфугарзаде Т.Э., Хатаева М.А. Основы правового регулирования нанотехнологий в Российской Федерации // Адвокат. 2009. N 5.
Важным нормативным актом, регламентирующим внедрение в образовательную деятельность элементов наукоемких технологий, является Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», отнесший пп. 5 п. 1 ст. 6 к основным направлениям развития высшего и послевузовского профессионального образования осуществление государственных мер, обеспечивающих способность производственной и социальной среды применять на практике наукоемкие, технологичные и прогрессивные научные и конструкторские разработки, выполненные в организациях системы образования.
Одним из значимых в сфере венчурных инвестиций считается Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» (далее — Закон о ГК «Ростехнологии»), которым определяются правовое положение, цель деятельности, полномочия, порядок управления, порядок реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии». Согласно положениям ч. 1 ст. 3 указанного Закона целью деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.
Вместе с тем в правовой сфере имеется и негативное мнение о государственной корпорации как о самостоятельном виде юридического лица, а также предложение о его замене акционерным обществом. Это положение содержится в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее — Концепция) , подготовленной на основании Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», что также подтверждается практикой: согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» было принято решение о реорганизации Российской корпорации нанотехнологий в открытое акционерное общество «РОСНАНО» .
Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4180.
В указанной выше Концепции отмечается, что корпорация является не организационно-правовой формой юридического лица в смысле ГК РФ, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему частноправовому и публично-правовому статусу. В связи с этим рядом авторов высказываются предложения об исключении правовой возможности создания юридических лиц в самостоятельной организационно-правовой форме госкорпораций путем отмены соответствующих правил Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .
См.: Мозолин В.П. Государственная корпорация vs акционерное общество // Журнал российского права. 2010. N 6. С. 29.
Знаковым для инновационного развития России явилось создание инновационного центра «Сколково» (далее — проект, Центр) как средства интеграции науки и технологий , регламентированное Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон об ИЦ «Сколково») .
См.: Еременко В.И. Об инновационном развитии экономики Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2010. N 12. С. 10.
СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.
Предметом регулирования Закона об ИЦ «Сколково» является согласно ст. 1 создание и обеспечение функционирования инновационного центра «Сколково» в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям, указанным в ч. 8 ст. 10 этого Закона (энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем; медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств; стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение).
Большое значение для Центра имеют правила проекта, определяемые как совокупность прав и обязанностей лиц, участвующих в реализации проекта. Согласно ст. 7 Закона об ИЦ «Сколково» правила проекта разрабатываются и утверждаются управляющей компанией, общедоступны и являются обязательным условием осуществления деятельности лицами, участвующими в реализации проекта. Причем правила проекта становятся, помимо прочих, условиями сделок, заключенных лицами, участвующими в реализации проекта, с момента заключения таких сделок. Правила проекта должны применяться исключительно к деятельности, связанной с реализацией проекта и (или) осуществляемой на территории Центра, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации (например, при определении принадлежности прав на результаты интеллектуальной деятельности согласно части четвертой ГК РФ).
Важным моментом является то, что из содержания ст. 7 Закона об ИЦ «Сколково» невозможно определить, являются ли правила нормативным правовым актом, принимая во внимание объемные властные полномочия управляющей компании, разрабатывающей и утверждающей их. Ввиду вышеуказанных обстоятельств необходимо обратиться к судебной практике: так, в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. определены существенные признаки нормативно-правового акта: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 1.
С учетом вышеизложенного правила проекта не соответствуют первому признаку нормативного правового акта, поскольку управляющая компания не является органом государственной власти или местного самоуправления. Следовательно, правила проекта не могут быть обжалованы в суде на основании гл. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ или гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Однако если учитывать положения ст. 20 Закона об ИЦ «Сколково», которой предусмотрены ограничения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления на территории Центра в пользу управляющей компании, правила проекта следует отнести к квазинормативным правовым актам, которые могут быть обжалованы в суде. В данном случае по указанному вопросу разъяснения должны дать высшие судебные органы Российской Федерации, в противном случае Закон об ИЦ «Сколково» требует внесения в него соответствующих изменений.
Среди базовых документов, не носящих нормативно-правовой характер, но являющихся ключевыми в сфере развития правового регулирования наукоемких технологий и инвестирования в них, особое место занимают Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. , Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011 — 2013 годах», согласно которым были определены следующие основные направления и тенденции развития в сфере венчурного инвестирования:
Парламентская газета. N 63. 2010. 3 — 9 дек.
Пенсия. 2010. N 7.
- утверждение статуса России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе;
- модернизация экономики, создание конкурентоспособных товаров и услуг, новых рабочих мест, формирование спроса на инновации;
- наращивание инновационной составляющей сотрудничества с зарубежными странами — Китаем, Индией, Бразилией, Республикой Корея, некоторыми другими странами, ориентирование данных партнерств на приоритеты технологической модернизации России;
- поддержка инноваций за рамками отдельных инвестиционных проектов: каждая государственная программа должна в перспективе соответствовать требованиям к созданию инновационной среды, включая формирование государственного спроса на инновационную продукцию.
Полагаем важным отметить, что на сегодняшний день, к сожалению, нормативное правовое обеспечение венчурного инвестирования не нашло своего отражения в таких важных, базовых законах РФ, как Гражданский и Градостроительный кодексы. Выявленный пробел должен быть устранен в ближайшее время, чему в первую очередь должен способствовать вышеназванный Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» , изданный в целях совершенствования законодательных основ рыночной экономики, правового обеспечения международных связей Российской Федерации и подготовки изменений в Гражданский кодекс РФ и иные федеральные законы. В качестве основных направлений совершенствования отечественного законодательства данным Указом отмечена необходимость сближения положений Гражданского кодекса РФ с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза, использования в гражданском законодательстве России новейшего позитивного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран, поддержания единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах — участниках СНГ, обеспечения стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 23 июля.
Источник