Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
Дата публикации: 17.04.2015 2015-04-17
Статья просмотрена: 16122 раза
Библиографическое описание:
Бутузова, А. С. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / А. С. Бутузова, Е. В. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 11.06.2021).
Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.
Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.
Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.
Понятие и сущность иностранных инвестиций
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].
Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях
Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.
Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.
Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].
Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].
Принципы регулирования иностранных инвестиций в России
Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:
1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;
2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.
3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.
Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации
В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.
Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:
1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;
2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;
3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;
4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;
5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;
6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;
7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;
8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;
9) Право на возможное участие в процессе приватизации;
10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;
11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;
12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]
Проблемы правового регулирования инвестиций
Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.
Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:
1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.
2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.
3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.
4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.
5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.
6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.
7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.
8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].
Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.
Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].
Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.
4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.
6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.
Источник
Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации
Дата публикации: 28.10.2019 2019-10-28
Статья просмотрена: 954 раза
Библиографическое описание:
Дружинин, Д. В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации / Д. В. Дружинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63321/ (дата обращения: 11.06.2021).
В данной статье рассмотрены особенности правового регулирования иностранных инвестиций Российской Федерации. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, перспективы и тенденции формирования и развития инвестиционной политики страны.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, правовое регулирование.
Изучая вопрос правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации многими отечественными и зарубежными авторами ставился вопрос об определении понятия «иностранные инвестиции». Кстати, данный вопрос остается на сегодняшний вопрос дискуссионным по причине постоянно меняющихся экономических реалий на региональных и международном уровнях. Данное обстоятельство присуще «иностранным инвестициям» по причине двоякости природы самого определения. Его изучением занимаются представители как экономических, так и юридических наук. Но стоит отметить, что в самом общем понятии «иностранными инвестициями» принято считать долгосрочное вложение капитала или других средств, представляющих собой определенную ценность, в какие-либо организации, предприятия, инвестиционные проекты с целью извлечения прибыли. Спектр экономических взаимоотношений, а также используемых в целях инвестиций средств и форм их осуществления, в наше время, настолько велик, что в современной экономической и юридической науке до сих пор нет унифицированного и однозначного определения категории «иностранная инвестиция».
Также, исходя из анализа теоретико-правового анализа, можно сделать вывод об отсутствии единого подхода в определении правовой природы понятия «правового режима» деятельности иностранных инвесторов. Следуя логике в определениях правовых режимов, можно представить правовой режим иностранных инвестиций в самом общем виде, как совокупность условий инвестиционной деятельности, комплекс льгот и гарантий прав и законных интересов иностранных инвесторов [6].
Стоит отметить, что многие авторы схожи во мнениях о использовании в юрисдикции многих стран определенных видов правовых режимов. К ним можно отнести:
– режим наибольшего благоприятствования;
– специальный и дифференцированный режим;
Говоря о классификации правовых режимов иностранных инвестиций, их принято подразделять на относительные и абсолютные.
Абсолютный вид правового режима гарантирует полную защиту всех видов инвестиций иностранного инвестора, также сохранения его правовых гарантий и прав.
Относительный правовой режим предоставляет различную градацию объема предоставления прав и гарантий инвестору относительно инвесторов своей страны или даже инвесторов третьих стран
Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии и укреплении национальной экономики, и как социально-экономический феномен порождают совокупность взаимоотношений, регулирование которых находит свое отражение в национальном законодательстве страны, а также международных нормах права. Основным источником права в Российском законодательстве, регулирующим отношения в отношении иностранных инвестиций, является Федеральный закон 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии и льготы осуществления иностранными инвесторами своей деятельности. Основу национального законодательства также составляют федеральные законы защищающие права и гарантии иностранных инвесторов при осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности и осуществлении своей деятельности в форме хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обороноспособности страны [2, 3] Нормами национального законодательства введены и урегулированы отношения касательно Соглашений о разделе продукции, что в основном касается топливо-энергетического и добывающих отраслей экономики [4]. В целях эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, за счет привлечения инвестиций, законодательством приняты нормы регулирующие отношения в указанной сфере на основе концессионных соглашений [5].
Касательно организационно-правовых форм осуществления инвесторами своей деятельности, нормами национального законодательства достаточно хорошо проработан этот вопрос, что не составит иностранным инвесторам непреодолимых правовых преград по регистрации себя в качестве инвестора в юрисдикции Российской Федерации. Они могут существовать в форме некоммерческих организации (потребительские кооперативы, общественных объединения, религиозные, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства и другие) Существовать в форме коммерческих организаций (хозяйственные общества, публичные акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью) Также широка классификация организационно-правовых форм иностранных инвестиций по принадлежности к государственным, частным или смешанным организациям; по виду применения инвестиционных инструментов и видам инвестиционных соглашений и контрактов. Для каждого вида правовых форм существует свой нормативно-правовой механизм регулирования в национальном и международном правовом поле.
Проводя анализ законодательства, видим, что в основе нормативно-правового регулирования иностранных инвестиций заложены принципы международного инвестиционного права. Основой регулирования иностранных инвестиций выступают международные конвенции и многосторонние договоры. Наибольшее распространение для Российской Федерации получили двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Россия принимает участие в деятельности в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (Сеульская конвенция). Вашингтонская конвенция 1965 г. о создании Международного центра по урегулированию инвестиционных споров была подписана, но не ратифицирована Россией. На сегодняшний день Россией подписаны и ратифицированы свыше 60 таких соглашений. Соглашения, подписанные СССР, обязательны для России как правопреемника Советского Союза [7]. Нельзя обойти стороной Соглашение об избежание двойного налогообложения. Данные взаимоотношения по избеганию двойного налогообложения при осуществлении иностранных инвестиционных взаимоотношений регулируют нормы, введенные в силу Постановлением Правительства «О заключении межгосударственных соглашений об избежание двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество». Актуальность постановления определена наличием в нем конкретизированной терминологии и наличием типового соглашения по составлению условий налогообложения.
Поднимая вопрос регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, необходимо рассмотреть механизм налогового регулирования деятельности иностранных инвесторов. Данный вопрос является основным при налоговом планировании иностранного юридического лица перед началом осуществления своей деятельности и является наиболее болезненным при наступлении всякого рода претензий со стороны налоговых органов. Таким образом аспект налогового регулирования предпринимательской деятельности в стране принимающей инвестиции является для иностранного инвестора одним из самых важных. Налогообложение иностранных инвесторов урегулировано нормами Налогового законодательства Российской Федерации. Налоговая база иностранного инвестора будет рассчитана в соответствии с организационно-правовой формой осуществления его деятельности. В общем виде это могут быть организации с образованием постоянного представительства или без такового. К иностранным инвесторам могут относится все виды налогов. В отношении иностранных инвесторов применяется режим льготного налогообложения в соответствии с нормами международных договоров и нормами национального законодательства. Также иностранные инвестиции регулируются нормами Таможенного законодательства и Нормами Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза.
В целях исследования правового регулирования иностранных инвестиций актуально проанализировать проблемы, возникающие в указанной сфере. Так, например, судебная практика разрешения споров, связанных с защитой деятельности иностранных инвесторов, показала неправомерные действия со стороны органов исполнительной власти в отказе от регистрации иностранных инвесторов, отказ в льготном налогообложении и неправомерном доначислении им неустоек по налоговым платежам. Отказ в предоставлении таможенных льгот. Такая практика связана в основном с разным толкованием норм национального законодательства и норм международного права и международных договоров [8].
Проведя анализ национального законодательства можно отметить, что в Российской Федерации отношения, связанные с иностранными инвестициями, регулируются достаточно большим числом нормативных правовых актов. Спектр норм, закрепленных в Федеральных законах, подзаконных актах, постановлениях и кодексах достаточно широк. Отношения в области осуществления иностранных инвестиций регулируются публичным и частным правом. На законодательном уровне иностранные инвестиции регулируются смешанными правовыми актами. Стоит отметить мнение многих авторов о необходимости кодификации норм права, регулирующих иностранные инвестиции. Такая необходимость обоснована парильным толкованием противоречивых положение норм федеральных законов и подзаконных актов.
Открытой остается проблема правового регулирования нормами международного права рисков, связанных с негативными политическими изменениями на международном уровне. Такая потребность обоснована ужесточением санкционной политики стран запада в отношении Российской Федерации, ряда стран Ближнего востока, Азии и стран Латинской Америки. Так, например, 2 августа 2019 года Президент США Дональд Трамп подписал указ о введении второго пакета санкций против России. США намерены препятствовать предоставлению России любых займов, финансовой или технической помощи со стороны международных институтов, вроде МВФ или Всемирного банка. Американским банкам запрещено участвовать в первичной продаже российских суверенных долговых обязательств не в рублях и предоставлять не рублёвые кредиты российскому правительству. Также предполагается дальнейшее ограничение американского экспорта в РФ и ужесточение правил предоставления России американских технологий.
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 31.05.2018 N 122-ФЗ);
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.12.2018 N 478-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (в ред. Федеральных законов от 31.05.2018 N 122-ФЗ);
- Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 N 225-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.06.2018 N 164-ФЗ);
- Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 27.12.2018);
- Романовская В. Б., Пужаев В. В. Правовой режим как общетеоретическая категория: проблемные аспекты понимания // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20. N 4. С. 178–181;
- Веселкова Е. Е. Международные договоры Российской Федерации в области иностранных инвестиций. «Законодательство и экономика», 2015, N 11;
- «Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017);
Источник