Правовая поддержка иностранных инвестиций в России
Коллектив авторов, 2006
Сборник освещает вопросы, с которыми сталкивается инвестор при осуществлении крупных инвестиционных проектов в России. В нем систематизированы и подробно рассмотрены все этапы реализации инвестиционного проекта с учетом особенностей действующего российского законодательства: от порядка получения разрешительной документации, оформления земельного участка под будущее производство и налогообложения привлекаемых средств иностранных кредитов до ввоза оборудования и найма сотрудников. Большое внимание в книге уделено механизму проведения правового анализа истории юридических лиц (due diligence) при приобретении компаний (сделках по слиянию и поглощению). Подробно проанализированы нюансы применения таможенного законодательства при ввозе оборудования на территорию РФ. Книга будет интересна крупным инвесторам а также предпринимателям, планирующим привлечь масштабные инвестиции для организации производства в России или расширения уже существующего бизнеса.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовая поддержка иностранных инвестиций в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Редактор и составитель сборника доктор юридических наук, профессор И.Г. Шаблинский
Технический редактор Н. Лисицына
Корректор Н. Барановская
Компьютерная верстка Е. Захарова
Художественное оформление TNC Creative Services
© Юридическая компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», 2006
© Оформление. ООО «Альпина Бизнес Букс, 2006
© Электронное издание. ООО « Альпина Паблишер », 2013
Правовая поддержка иностранных инвестиций в России. — На рус. и англ. яз. — М., Альпина Бизнес Букс, 2006. (Серия «Библиотека юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”»)
Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Юридическая компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» совместно с издательством «Альпина Бизнес Букс» выпускает серию книг «Библиотека юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”», в рамках которой выходят публикации по актуальным проблемам применения правовых норм законодательства российским бизнесом. В книгах юристы компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» поделятся с читателями уникальным опытом практического применения законодательства при осуществлении крупных проектов в следующих отраслях права:
• Защита интеллектуальной собственности
Один из важнейших факторов экономического роста — инвестиции, приходящие в экономику страны извне. С их помощью Россия упрочивает свое положение на международных рынках, расширяет доступ передовых технологий, создает рабочие места. Правовое обеспечение иностранных инвестиций — крупная и важная тема, заслуживающая внимания профессионалов: юристов, экономистов, а также всех, кому небезразлично экономическое будущее страны.
Настоящий сборник посвящен данной теме. В первом его разделе мы посчитали целесообразным разместить статьи, дающие общее представление о том, из каких стадий реально складывается в России процесс инвестирования и какие сроки может занять каждая стадия. Эти материалы имеют конкретное прикладное значение и могут быть небезынтересны читателям, решающим практические задачи планирования инвестиционных проектов.
Во втором разделе сосредоточены статьи, акцентирующие внимание на некоторых конкретных и достаточно важных аспектах избранной темы. В этом разделе речь идет о проблемах, которые приходилось непосредственно решать авторам статей — юристам компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». В частности, первостепенное значение в начале развертывания любого проекта имеет вопрос о приобретении (аренде) земельного участка и оформлении сделки. Другая крупная тема, актуализация которой обусловлена ростом количества сделок, связанных со слиянием и поглощением фирм, — тема предварительных юридических проверок при покупке компании — Due Diligence.
Особое место занимают статьи, которые посвящены различным аспектам налогообложения деятельности, связанной с иностранными инвестициями.
Немалый интерес для читателя могут, на наш взгляд, представлять статьи о найме иностранных граждан на работу в Российской Федерации, о таможенных льготах, ценообразовании и правовом регулировании деятельности инвестора, оказавшегося в доминирующем положении на российском рынке.
Как отмечалось выше, содержание статей отражает многолетний практический опыт юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Следует отметить, что структура предоставляемых нами услуг все больше смещается в область юридического сопровождения крупных инвестиционных проектов — будь то строительство завода или покупка бизнеса. Все больше иностранных компаний разворачивают и расширяют свои производства в России. Одна из новых и наиболее перспективных сфер юридических услуг — это сделки M&A (слияние и поглощение). Компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» предоставляет полный набор необходимых услуг — начиная с создания корпоративной структуры, решения проблем финансирования деятельности и заканчивая закрытием сделки. Весьма востребованы услуги по сопровождению строительства крупных промышленных производств на территории России. Речь идет о достаточно широком спектре — от выбора и оформления земельного участка до помощи клиенту при вводе объекта в эксплуатацию, включая строительный подряд. В этой области нами накоплен богатый и разнообразный опыт. И мы хотели бы им поделиться.
Мы надеемся, что материалы, представленные в подготовленном нами сборнике, будут интересны широкому кругу читателей.
А. Гольцблат, кандидат юридических наук, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Источник
Правовая поддержка иностранных инвестиций в России
Коллектив авторов, 2006
Сборник освещает вопросы, с которыми сталкивается инвестор при осуществлении крупных инвестиционных проектов в России. В нем систематизированы и подробно рассмотрены все этапы реализации инвестиционного проекта с учетом особенностей действующего российского законодательства: от порядка получения разрешительной документации, оформления земельного участка под будущее производство и налогообложения привлекаемых средств иностранных кредитов до ввоза оборудования и найма сотрудников. Большое внимание в книге уделено механизму проведения правового анализа истории юридических лиц (due diligence) при приобретении компаний (сделках по слиянию и поглощению). Подробно проанализированы нюансы применения таможенного законодательства при ввозе оборудования на территорию РФ. Книга будет интересна крупным инвесторам а также предпринимателям, планирующим привлечь масштабные инвестиции для организации производства в России или расширения уже существующего бизнеса.
Оглавление
- Предисловие
- Раздел I. Планирование стадий инвестиционного проекта
- Раздел II. Проблемы иностранных инвесторов
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовая поддержка иностранных инвестиций в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Проблемы иностранных инвесторов
А. Гольцблат, управляющий партнер, юридическая компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Земля для инвестора: некоторые аспекты правового регулирования
Большинство правовых вопросов при реализации первых этапов инвестиционного проекта связано именно с земельными правоотношениями. Правильное применение норм земельного законодательства закладывает основы успешного развертывания всего проекта. От того, насколько профессионально юристы проведут оформление сделки с землей, во многом зависит судьба всего предприятия.
Вступление в силу Земельного кодекса Российской Федерации в 2001 г. внесло серьезные коррективы в практику отношений, связанных с куплей-продажей земли. Правоприменители постепенно привыкают к новым нормам. Особого внимания заслуживает проблема приватизации земельных участков, т. е. перехода в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Приватизация земель — закономерное явление, связанное с поиском путей повышения эффективности землепользования. Земля обретает реальных хозяев.
Приватизация земельных участков, их возмездное отчуждение из собственности государственной или муниципальной в частную регулируется несколькими нормативными правовыми актами: Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»; от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г. № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Федерации.
28 января 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Фактически, ни до 1917 г., ни после вопрос о земле так и не был решен, и оборот земли либо отсутствовал вообще, либо имел место в довольно ограниченных пределах.
Рост иностранных инвестиций в России, появление все новых проектов, в которых земельные правоотношения играют ключевую роль, — обстоятельства, побуждающие достаточно подробно рассмотреть наиболее важные вопросы регулирования земельных отношений.
Право собственности на землю и категории земель
Действующее российское законодательство закрепляет принцип плюрализма прав собственности на землю. Юридически равноправными признаются:
• государственная собственность на землю Российской Федерации (федеральная собственность);
• государственная собственность субъектов Федерации;
• собственность муниципальных образований (муниципальная собственность);
• собственность на землю юридических и физических лиц (частная собственность) [2] .
Земельные участки в отличие от других объектов коммерческого оборота не могут быть ничейной вещью. Все земли, кроме находящихся в муниципальной и частной собственности, относятся к государственной собственности [3] .
В настоящее время в государственной собственности находится большая часть российских земель. Применение Федерального закона от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» [4] позволит перевести в муниципальную собственность значительную часть государственных земель, пригодных для коммерческого использования.
В соответствии со ст. 9–11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. В пункте 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение государственными землями принадлежит органам местного самоуправления в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательством.
Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, а также земельное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что субъекты Федерации вправе принимать соответствующие законы и иные правовые акты, не противоречащие федеральным законам (подп. «в», «г» ст. 72; ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ). Так, в Законе Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» (в редакции от 21 сентября 2004 г.) установлено, что правом предоставления в собственность и аренду для коммерческой деятельности земельных участков, находящихся в государственной собственности, обладают соответствующие органы местного самоуправления с учетом ряда условий, в частности, если площадь таких участков в зависимости от района не превышает 0,5–3 га. Земельные участки большей площади предоставляются Министерством имущественных отношений Московской области. Кроме того, независимо от размеров участков их предоставляет Правительство Московской области, если одновременно с предоставлением земельный участок переводится из одной категории в другую.
Источник
Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
Дата публикации: 17.04.2015 2015-04-17
Статья просмотрена: 16122 раза
Библиографическое описание:
Бутузова, А. С. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / А. С. Бутузова, Е. В. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 11.06.2021).
Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.
Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.
Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.
Понятие и сущность иностранных инвестиций
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].
Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях
Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.
Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.
Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].
Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].
Принципы регулирования иностранных инвестиций в России
Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:
1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;
2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.
3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.
Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации
В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.
Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:
1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;
2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;
3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;
4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;
5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;
6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;
7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;
8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;
9) Право на возможное участие в процессе приватизации;
10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;
11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;
12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]
Проблемы правового регулирования инвестиций
Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.
Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:
1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.
2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.
3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.
4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.
5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.
6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.
7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.
8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].
Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.
Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].
Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.
4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.
6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.
Источник