Vneshtorg Business
Соответствие российского законодательства о валютном регулировании и иностранных инвестициях нормам и правилам ВТО
Валютное регулирование и нормы ВТО
При нормальном ходе торговли и при осуществлении инвестиций их неотъемлемой частью являются платежи и перевод капитала. Меры валютного регулирования это практически всегда меры ограничения валютных операций. Ограничения в валютной сфере действуют как механизм, ограничивающий торговлю и инвестиции. Так, в международной торговле товарами валютные ограничения способны привести к такому же эффекту, что и таможенно-тарифные ограничения, т. е. к количественному уменьшению объемов импорта. Валютные ограничения, затрагивающие торговлю услугами, способны привести как к снижению общего объема поставляемых услуг, так и к ограничению способов поставки услуг. Именно поэтому в международных соглашениях, посвященных торговле и инвестициям, валютным операциям уделяется большое внимание. Соглашения ВТО не являются в данном случае исключением.
Для того чтобы понять, почему в 2003 году был принят новый Федеральный Закон № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле», действующий в настоящее время, и почему сегодня в него внесены столь серьезные изменения и дополнения, практически отменяющие применение мер валютного регулирования, необходимо понять, что проистекает из норм и требований, затрагивающих валютные операции и содержащихся в соглашениях ВТО.
В рамках ВТО действуют три соглашения, содержащие нормы и правила осуществления валютных операций. Это ГАТТ-1994, ГАТС и Соглашение по сельскому хозяйству. Применительно к проблеме разработки российского валютного законодательства, соответствующего требованиям ВТО, рассматриваются ГАТТ-1994 и ГАТС.
ГАТТ-1994 прямо не устанавливает требований в отношении порядка осуществления платежей, которые являются неотъемлемой частью международной торговли товарами. Исторически регулирование международной торговли товарами развивалось таким образом, что за ВТО закрепилась сфера международной торговли, а сфера валютно-финансовых отношений — за Международным валютным фондом (МВФ). Статья XV ГАТТ-1994 «Договоренности в отношении валюты» устанавливает, что все члены ВТО должны являться членами МВФ и, соответственно, выполнять требования МВФ в отношении осуществления платежей за поставки товаров при осуществлении международной торговли.
Статья 8 статей Соглашения Международного валютного фонда (далее — Соглашение МВФ) обязывает обеспечить свободный допуск экономических операторов к иностранной валюте для осуществления текущих операций, исключить множественность курсов при покупке иностранной валюты для текущих операций и обеспечить свободу осуществления текущих операций. Под текущими операциями в Соглашении МВФ понимаются все платежи за поставки товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, если только они не представляют собой капитальную операцию.
Российская Федерация, являясь членов МВФ, в полном объеме выполняет соответствующие требования в отношении обеспечения свободы текущих операций.
В то же время, Соглашение МВФ не содержит определения капитальной операции. Не содержится универсального определения понятия «капитальные операции» и в каких-либо иных международных договоренностях. Дать такое универсальное определение представляется невозможным из-за огромного разнообразия таких операций и постоянного появления новых форм движения капитала. Данная неопределенность создает сложности в понимании соотношения требования ГАТТ-1994 о соответствии правил осуществления валютных операций правилам МВФ (свобода осуществления только текущих операций) (Статья XI) и требования неприменения любых мер, приводящих к количественным ограничениям в торговле (Статья XI).
ГАТС устанавливает более четкие правила осуществления валютных операций, связанных с торговлей услугами. Текущие операции и движение капитала осуществляется без ограничений, если это следует из специфических обязательств. Однако ГАТС, определяя, что рассматривается в отдельных случаях как движением капитала, не определяет, что такое «текущая операция», а только также как и ГАТТ-1994 отсылает к требованиям МВФ.
Следовательно, из норм и правил МВФ и соглашений ВТО не следует, где же заканчивается текущая операция и начинается движение капитала, как соотносятся нормы, касающиеся платежей и переводов, и требование не применять меры, приводящие к количественным ограничениям в торговле товарами. Следствием этого является сложность в определении возможных рамок применения валютных ограничений в национальном валютном законодательстве.
Эта неясность норм и требований ВТО усложнила процесс либерализации валютного законодательства в Российской Федерации. Следует также принимать во внимание тот важный факт, что практически все члены ВТО в настоящее время не применяют валютные ограничения, так или иначе затрагивающие международную торговлю.
В СССР существовала монополия государства на валютные операции, и российское валютное законодательство относится к тем сферам права, которые формировались в нашей стране с нуля. Это обстоятельство не могло не повлечь за собой сохранение в течение длительного периода достаточно серьезных ограничений как механизма защиты от возможных негативных последствий быстрой либерализации в данной сфере, которые могли возникнуть, в том числе, из-за отсутствия опыта применения такого регулирования. Процесс присоединения России к ВТО потребовал приведения валютного законодательства в соответствие с требованиями ее соглашений.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации порядок совершения сделок с валютными ценностями определяется Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (статья 141 ГК).
Как следует из преамбулы, целью Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка России как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
В Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.
Диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко. Большинство норм действующего Закона имеют прямое действие. Бланкетные нормы применяются только тогда, когда необходимо уполномочить Правительство Российской Федерации или Банк России на осуществление подзаконного правотворчества в пределах, установленных законом.
Среди новелл необходимо, прежде всего, обратить внимание на то, что валютные ограничения в России после вступления Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в силу могут устанавливаться Банком России не на основе административного усмотрения, а в соответствии с установленным в законе перечнем ограничений, который является исчерпывающим.
Тем не менее, до августа 2006 года в законе сохранялись нормы регулирования, которые предусматривали применение мер, не отвечающих требованиям ГАТТ-1994 и ГАТС. В соответствии с законом требования обеспечения свободы текущих операций применялись только к платежам, связанным с экспортом товаров и поставкой услуг, только, если срок таких платежей не превышал 180 дней, за некоторыми исключениями.
До недавнего времени Закон содержал также требование резервирования денежных средств на определенный период при превышении указанных сроков расчетов, которое должно было осуществляться на основании порядка, установленного Правительством России и Банком России в соответствии с распределением полномочий, предусмотренных законом. Резервирование не применялось только при наличии обеспечения обязательств, к которым относились банковская гарантия, безотзывный аккредитив, договор имущественного страхования и наличие векселя, выданного нерезидентом в пользу резидента и авалированного банком за пределами территории Российской Федерации.
Хотя Правительство Российской Федерации не использовало своего права на введение резервирования, само наличие такой нормы в федеральном законе рассматривалось, с точки зрения соглашений ВТО, как не соответствующие нормам и правилам ВТО, что осложняло для России процесс переговоров по присоединению к ВТО.
В этой связи был принят Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 131-ФЭ «О внесении изменений в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которым с 1 июля 2006 года установленные сроки платежей при осуществлении внешней торговли отменяются, исключается требование резервирования и наличия обеспечения обязательств. С 1 января 2007 года отменятся требование обязательной продажи валютной выручки.
В такой редакции Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» соответствует требованиям ГАТТ-1994 и ГАТС и в целом нормам ВТО.
Правовое регулирование иностранных инвестиций и нормы ВТО
Как уже отмечалось ранее, вопросы иностранных инвестиций, как самостоятельная область регулирования, не входят в сферу деятельности ВТО. Тем не менее, по сложившейся в ВТО практике одной из составных частей многостороннего переговорного процесса присоединения к этой организации является обсуждение общих вопросов экономической политики присоединяющегося государства. Россия не стала исключением из этого правила.
Базисные нормы регулирования в сфере иностранных капиталовложений содержатся в Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе и в целом ряде других законодательных актов и создают гарантии зашиты прав и интересов иностранных инвесторов. Принятие таких законов, как Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЭ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с учетом их последующих изменений) значительно способствовало улучшению инвестиционного климата и облегчению инвестиционной деятельности иностранных компаний на российском рынке.
Основные принципы осуществления и защиты иностранных инвестиций в России устанавливаются Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях). Этот Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории России, но не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации. Такие отношения регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством о страховании. Закон об иностранных инвестициях также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации.
При рассмотрении вопросов российского законодательства в области регулирования иностранных инвестиций следует отметить, что инвестиционная тематика возникает и на переговорах по торговле услугами, учитывая, что свободное движение капиталов имеет большое значение для международной торговли услугами.
Ряд положений ГАТС затрагивает вопросы инвестиций. Эффективный доступ на рынок услуг во многих случаях зависит от условий и возможностей переводов капиталов.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что обязательства каждого члена ВТО в отношении движения капитала, устанавливаемые правилами ГАТС, касаются не всех секторов услуг, а только тех из них, по которым данный член ВТО принял специфические обязательства, включенные в его перечень таких обязательств. В соответствии со статьей XI ГАТС член ВТО не может вводить ограничения на переводы капитала, которые несовместимы с его специфическими обязательствами.
Из этого общего правила имеется исключение. Оно предусмотрено статьей XII ГАТС и разрешает с одобрения МВФ устанавливать ограничения на переводы капитала в целях защиты платежного баланса.
Статья XVI ГАТС устанавливает, что в отношении доступа на рынок услуг каждый член ВТО должен предоставлять услугам и поставщикам услуг других членов ВТО режим наибольшего благоприятствования. При этом пределы, ограничения и условия этого режима определяются в перечне специфических обязательств по торговле услугами данного члена ВТО.
Если в отношении включенного в перечень сектора услуг член ВТО берет обязательство по доступу на рынок в отношении поставки услуги посредством трансграничного способа поставки, то он не может ограничивать трансграничное движение капитала (в том числе в форме инвестиции), которое является существенной частью услуги. Если член ВТО берет обязательство по доступу на рынок в отношении поставки услуги посредством коммерческого присутствия, то он должен разрешить соответствующий перевод капитала на свою территорию. Тем самым обеспечиваются нормальные условия торговли услугами.
Если иное не оговорено в его перечне, то член ВТО в секторах услуг, в отношении которых взяты обязательства по доступу на рынок, должен устранить и не устанавливать новые ограничения на участие иностранного капитала в форме максимальной доли иностранного участия в акционерном капитале юридического лица или общей стоимости индивидуальных или совокупных инвестиций.
Положения законодательства присоединяющегося к ВТО государства, затрагивающие вопросы регулирования иностранных инвестиций, также играют важную роль при формировании перечня специфических обязательств, особенно в отношении поставок услуг посредством коммерческого присутствия.
Источник
Соглашения ВТО
Всемирная торговая организация была создана в результате многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда, который завершился в декабре 1993 года.
Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 года Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение
Помимо основного текста документ содержит 4 приложения:
Приложение 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами
В случае коллизии между положением Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и положением другого соглашения, содержащегося в Приложении 1А к Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (указанного в соглашениях, содержащихся в Приложении 1А, как «Соглашение о ВТО»), положение другого соглашения имеет преимущественную силу в отношении указанной коллизии.
Приложение 1B: Генеральное соглашение по торговле услугами
Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.
Приложение 1С: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.
Приложение 2: Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров
Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательств по всем соглашениям ВТО.
Приложение 3:Механизм обзоров торговой политики
Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО.
Приложение 4:Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения
Источник