Праведен бог во всех делах своих

144. Бог праведен во всех путях Своих.

Псалом 144. Стихотворное переложение.

Превознесу Тебя я, Боже мой!
Царю, Твоё благословенно имя.
Я всякий день с молитвою святой
Склоняюсь пред чертогами Твоими.

Велик Господь, велик и достославен,
И несть Его величию конца,
Род роду будет в песне величавой
Передавать о всех делах Творца.

И буду размышлять я о величье
И о творениях предивных Бога,
И дел Господних страшное обличье
Урок смиренья, правды даст народам.

И память Твоей благости великой
Твои народы будут возглашать.
И щедр, и долготерпелив Владыка,
Нам милостиво сыплет благодать.

Он благ ко всем, и все Его щедроты
На всех Его делах, на всех твореньях.
Да славят Тебя, Господи, народы,
Твои святые – шлют благословенье.

Пусть возвестят Твоё святое царство,
Расскажут о могуществе Твоём.
Чтоб уклониться всем нам от лукавства,
Мы о Его могуществе поём.

Господне Царство – вечности удел,
Владычество Господне во все роды.
Он падшим и низверженным велел
Из пропасти восстать и стать народом.

Всех очи уповают на Тебя,
Даёшь Ты пищу людям в своё время.
Всем руку отверзаешь Ты, любя,
И всякое Ты насыщаешь семя.

Бог праведен во всех путях Своих,
Во всех своих делах Он благ, Господь.
Он близок к тем, кто к истине приник
И кто в молитве изнуряет плоть.

Прошения он исполняет их,
И слышит вопль их, и ведёт к спасенью.
Хранит Господь возлюбленных Своих,
Карает нечестивых истребленьем.

Уста мои для Господа рекут,
Благословится всякой плотью имя –
Господне имя да святится! Пусть
Господь из пропасти рабов Своих поднимет.

Источник

ПОМЫСЛЫ

«Куй неискушенное сребро ( Притч. 25, 4 ), – научает Богомудрый, – и очистится чисто все; убивай нечестивыя от лица Царева, и исправится в правде престол Его». Престол Царя Бога – душа человеческая, а нечестивые, которых здесь заповедуется убивать, – помыслы и ощущения тщеславия, человекоугодия, враждебно и татебно покушающиеся отнять у человека мзду небесную льщением, мечтанием мзды земной, человеческой. Обличаются они, эти невидимые враги, наветники нашего спасения, перед лицом Царя откровенным законом Божиим, Евангелием, и может истинный слуга Царев убивать нечестивых, просвещаемый и ободряемый светлым лицом Царя Небесного.

Вам надо привить к Вашему сердцу веру в Бога, покорность Богу; вкусив их, Вы вкусите вместе с ними духовное утешение в скорби и спокойствие. Борьба с помыслами, приносящими скорбь, как бы эти помыслы ни были многосложны, запутанны и умны, должна быть очень проста, как проста и вся вера христианская, по простоте своей доступная каждому человеку, а по силе своей удовлетворяющая каждого человека. Боритесь против помыслов и ощущений печали короткими словами: «Господи! Буди воля Твоя! Благословен и Свят Бог во всех делах Своих!». Произносите эти слова умом, а когда Вы одни, произносие несколько вслух; произносите не торопясь, с большим вниманием и благоговением; повторяйте эти короткие слова до тех пор, пока не затихнут помыслы и ощущения печали. Когда они снова подымутся, Вы снова употребляйте против них то же самое оружие. Опытом узнаете силу этого оружия, по наружности своей с первого взгляда столько незначительного. А из состояния борьбы невозможно выйти иначе в состояние спокойствия, как победой.

Когда человека особенно беспокоят помыслы против его воли, это знак, что к тому человеку есть милость Божия. Нечистые духи завидуют такому человеку и стараются смутить его. Таких помыслов не должно разбирать и обращать на них особое внимание, потому что от этого усиливается смущение. Не найти порядка в тех, в которых все беспорядок.

На все смущения должно отвечать короткими словами: «Я отдал себя в волю Божию».

Нападение на нас греховных помыслов попущено нам для нашей пользы, потому что оно приводит нас к смирению, к опытному познанию нашего падения, нашей греховности. Отцы признают нашествие греховных помыслов на занимающегося молитвой хорошим признаком, от борьбы с греховными помыслами получаются деятельный разум и твердость духа. Греховным помыслам должно противиться, а увлечения ими немедленно врачевать покаянием.

Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4

Вам может быть интересно:

  1. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Помысел – святитель Игнатий (Брянчанинов)
  2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Помыслы – схиархимандрит Иоанн (Маслов)
  3. Душеполезные поучения – ПОМЫСЛЫ НА МОЛИТВЕ – преподобный Макарий Оптинский (Иванов)
  4. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Помыслы – преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
  5. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ПОМЫСЛЫ – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
  6. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Бесчувствие – святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
  7. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ИСКУШЕНИЕ – святитель Иоанн Златоуст
  8. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Сеть – преподобный Ефрем Сирин
  9. Слово на Новый год – преподобный Макарий Алтайский
  10. Симфония к письмам преподобного оптинского старца Льва – Буква Н – преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Читайте также:  Бизнес идеи по отраслям

Источник

Глава третья

Рим.3:1 . Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?

Рим.3:2 . Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.

Рим.3:3 . Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?

Отринув все постановления закона словами «какое преимущество быть Иудеем» , видит естественно рождающееся возражение и предотвращает оное. Какое же это возражение? Следующее: если в постановлениях тех нет ни малой пользы, то для чего же, наконец, избран народ иудейский? Возражение это решает со свойственной ему мудростью. На словах соглашается и говорит, что великая польза иудею, а в доказательство этого приводит не заслуги иудеев, но дарования Божии. Не сказал, что иудеи весьма превосходят прочие народы, потому что хорошо выполнили то-то и то-то, но что «им вверено слово Божие» , а это есть благодеяние Божие, а не превосходство их. Что значит «вверено» ? Дано, поручено; Бог признал иудеев достойными и потому вверил им небесные откровения.

Говоря так, внешне защищает их; но при всем том выставляет на вид новое обвинение, доказывая, что они не уверовали словам Божиим, которые служили к их чести. Но это обвинение представляет не от своего лица. Как бы так говорит: какая польза иудеям от того, что они получили откровение Божие, когда они не уверовали ему? Кажется, и это возражение решает, оправдывая не иудеев, но Бога. Если не уверовали, то от Бога ли это? Ужели неверность их «уничтожит верность Божию» , то есть порученные им откровения и благодеяние? Неверность иудеев не только не причиняет Богу никакого вреда, но, напротив, доказывает большое человеколюбие Его, потому что Он не лишает благодеяния тех, которые впоследствии бесчестят Его. Видишь ли, как обвинил иудеев тем самым, чем они хвалились, то есть тем, что получили закон.

Рим.3:4 . Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.

Выше сказал, что не уверовали некоторые. Между тем оказываются неверными не некоторые, но все. Поэтому, чтобы не огорчить иудеев, премудро ведет речь и оказавшееся на опыте излагает в виде предположения. Положим, говорит, что все были неверны. Что же из этого? И в этом случае Бог оправдывается. То есть: если рассудить и сравнить, что даровал Бог иудеям и как они вели себя пред Ним, то праведность остается на стороне Бога, как и Давид говорит ( Пс.50:6 ).

Рим.3:5 . Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).

Рим.3:6 . Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?

Здесь представляет одно возражение. Иные могли сказать: если из того, что Бог облагодетельствовал нас, а мы явились неблагодарными к Нему, Он оказывается еще более верным; то за что же гневается Он, то есть наказывает нас, если мы стали причиной Его оправдания и победы? Таково возражение. Апостол решает оное весьма мудро и в обличение иудеев. Из того, что Бог наказывает тебя, не следует, что ты причина победы Божией; ибо несправедливо победителю наказывать того, кто был причиной победы. Но Бог не несправедлив: иначе, как Богу судить мир, если Он несправедлив? Посему, когда Бог наказывает тебя, а Он не несправедлив, следует, что ты не стал для Него причиной победы тем, что грешил: ибо Бог и иначе мог победить, если бы ты не оказался злым. Слова «говорю по человеческому рассуждению» имеют такой смысл. Так, говорит, отвечаю в оправдание Бога по человеческому разуму, то есть как только может отвечать человек здравомыслящий: ибо действия Божии имеют некоторые непостижимые для нас основания, превосходят человеческий разум и не нуждаются в защите нашей.

Рим.3:7 . Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?

Рим.3:8 . и не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.

Снова повторяет прежде сказанное, чтобы уяснить то. Если чрез преступление мое явился Бог праведным и верным; то за что же, наконец, осуждать меня, оказавшего пользу славе Божией? В таком случае я заслуживаю не осуждения, но награды. А если это справедливо, то справедливо будет и то, что говорят о нас язычники. Язычники, слыша слова Павла: «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим.5:20 ), подвергали их осмеянию и утверждали, будто христиане говорят: будем делать зло, чтобы вышло добро, будем грешить больше, чтобы умножилась благодать. Эти слова язычников, сказанные ими в поругание и насмешку над нами, имеют место и в настоящем случае, если допустить, что Бог являет Свою благость благодаря нашей порочности и неблагодарности. Но в самом деле не так. Речь язычников есть речь говорящих всегда ложь. «Праведен суд на таковых» , то есть они наказаны будут по справедливости. Итак, тем, что грешу, я не становлюсь причиной оправдания Божия, потому что осуждаюсь, как грешник; ибо если бы я грешил во славу Божию, то не осуждался бы.

Рим.3:9 . Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,

Читайте также:  Расчета рентабельности бизнес идеи

Рим.3:10 . как написано: нет праведного ни одного;

Рим.3:11 . нет разумевающего; никто не ищет Бога;

Рим.3:12 . все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.

Рим.3:13 . Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.

Рим.3:14 . Уста их полны злословия и горечи.

Рим.3:15 . Ноги их быстры на пролитие крови;

Рим.3:16 . разрушение и пагуба на путях их;

Рим.3:17 . они не знают пути мира.

Рим.3:18 . Нет страха Божия перед глазами их.

Сказав выше, что иудеи имеют некоторое преимущество, потому что им вверен и вручен закон, теперь доказывает, что они не имеют никакого преимущества по делам своим. Ибо, как не сохранившие вверенного им, они подвергнутся большому осуждению. Посему, хотя и имели они некоторое преимущество, как избранные Богом, но как делами своими они обесчестили почтившего их честью и избравшего их Бога, то не только уже не имеют никакого преимущества, но и подвергнутся большему осуждению.

Говорит как бы от лица иудеев: «итак, что же? имеем ли мы преимущество» , превосходим ли других, угоднее ли прочих Богу мы, иудеи, которые получили закон и обрезание? «Нисколько» . Ибо иудеи, чтобы не сказать больше, согрешили так же, как и язычники. А откуда это видно? Из пророков, именно Давида и Исаии. Ибо речь, начинающаяся словами: «несть праведен никтоже» и оканчивающаяся так: «клятвы и горести полна суть» , принадлежит Давиду ( Пс.13:3–5, 9:28, 139:4 ), а речь со слов «ноги их быстры» до слов «они не знают пути мира» принадлежит Исаии ( Ис.59:7–8 ); затем опять следуют слова Давида ( Пс.35:2 ).

Итак, представляет обвинителями иудеев знаменательнейших пророков, и показывает, что они говорят совершенно согласно. Почему после слов Исаии опять приводят слова Давида. Ибо Исаия ясно говорит об иудеях; о них же говорит и Давид. Далее, как скоро кто уклоняется от добра, тотчас делается бесполезным. Ибо порочность есть не иное что, как извращение естественных побуждений к добру: почему, возбуждая человека к противоестественному, делает его бесполезным. Ибо природа не пользуется уже им, подобно тому, как не пользуется она при отправлении дел своих больных. «Разрушение и пагуба» есть грех, ибо ничто так не разрушает душу, как грех, неправильным путем своим. Ибо добродетель как естественное добро наше устрояет нам путь ровный и гладкий, а порочность, как дело противоестественное, известное недостатками и излишками, заставляет нас иногда нестись вверх, и иногда вниз, и потому делает движение наше неровным и трудным; не говорю уже о том, что она готовит нам после этого наказание. «Они не знают пути мира» , то есть благочестивой жизни; ибо благочестивая жизнь есть путь спокойствия. «Возьмите» , – говорит Господь, «иго Мое. и найдете покой» ( Мф.11:29 ): вот путь к истинному миру Христову!

Рим.3:19 . Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,

Рим.3:20 . потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.

Дабы иудеи не могли возразить: это не к нам говорится, высказывает: «закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом» . Какая, говорит, надобность говорить другим, когда закон дан вам? Законом же называет весь Ветхий Завет, а не один Моисеев только закон, как и теперь наименовал законом пророчества Исаии и Давида. Словами «заграждаются всякие уста» изображает хвастовство иудеев и неостановимое стремление языка их. Ими пророк обуздал его, как стремительный поток.

Апостол же разумеет не то, будто для того грешили, чтобы заградились уста их; но для того были обличаемы пророками, чтобы не представляли грехов своими грехами неведения и не хвалились. И не одни иудеи, но и «весь мир становится виновен пред Богом» , то есть осужден, чужд дерзновения, не оправдываемым собственными делами, но имеющим нужду в посторонней помощи, то есть в благодати Христовой. Что же ты, иудей, хвалишься законом, когда ты наравне с остальным миром повинен как не оправдываемый делами закона?

Рим.3:21 . Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки.

Если ты, иудей, хвалишься законом, то знай, что он служит для тебя причиной большего наказания. Ибо чрез него ты узнал грех, а кто грешит с сознанием, тому грозит большее наказание. Но это случалось по твоему нерадению, ибо ты не бежал греха, сделавшегося тебе известным, и потому навлек на себя большее наказание. Как же освободишься ты от этого наказания? Если примешь правду Божию, независимую от закона. Ибо нас оправдает Бог, хотя бы мы и не имели дел; потому что Бог всемогущ. Прекрасно выразился: «явилась» , дабы показать, что правда Божия существовала прежде, но была сокрыта. И словами «о которой свидетельствуют закон и пророки» также показывает, что она не есть что-либо новое, но что о ней говорили и закон Моисея, и пророки, почему и достойна приятия; ибо хотя она независима от закона, однако совершенно согласно с законом имеет целью оправдать нас.

Рим.3:22 . Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,

Читайте также:  Можно ли смешивать краски для волос своих фирм

Рим.3:23 . потому что все согрешили и лишены славы Божией,

Рим.3:24 . получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе.

Эта правда, говорит, то есть оправдание, которым оправдал нас Бог, нисходит на всех чрез веру. Когда мы приносим веру, то оправдываемся все, иудеи и язычники. «Ибо нет различия» . Иудей не предпочитается язычнику потому, что получил закон. Ибо и он согрешил, так как из закона научился только, как узнавать грех, а не как избегать его. Если он и не так согрешил, как язычник, но славы лишен одинаково, потому что оскорбил Бога, а оскорбитель пожинает плод не славы, но бесславия. Но ты не отчаивайся. Все оправдываются даром по благодати Божией, а благодать эта бывает чрез искупление, то есть чрез совершенное освобождение, соделанное Христом, ибо Он оправдал нас, давши Самого Себя в выкуп за нас.

Рим.3:25 . Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,

Рим.3:26 . во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Упомянул об очищении (жертвой умилостивления) и крови, дабы убедить иудея, что прощение и оправдание совершается чрез Христа. Если, рассуждает, ты верил, что грехи разрешались кровью овец; то тем паче разрешаются они Кровью Христа, и если очищение законное, будучи образом Христа, имело такую силу, то гораздо большую силу имеет сама истина. «Очищением» (очистилищем) назывался покров ковчега, украшенный поставленными на обеих сторонах его херувимами. Оно указывало на естество человеческое, которое было покровом Божественности, закрывавшим Его, но прославлялось ангельскими силами, служащими ему по причине соединения его с Богом Словом. Сказал «предложил» , дабы показать, что избавление Кровью Христовой предопределено издревле для исцеления от расслабления, то есть омертвения от грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия. Ибо хотя мы пользовались многой благостью, однако сделались подобны расслабленным и омертвевшим. А случилось это «для показания правды» Божией, чтобы не только Сам Бог явился праведным, но и других, омертвевших во грехе, мог воскресить и оправдать, подобно как и явление богатства состоит в том, чтобы кому-нибудь не только самому быть богатым, но и быть в состоянии сделать богатыми других. Итак, не стыдись, оправдываемый таким образом. Если Бог Себе присвояет дело это, то есть превозносится и хвалится им, как оправдывающий нас «в настоящее время» , то есть когда грех достиг крайнего предела и когда мы признали как бы расслабленными и мертвыми, то чего тебе, иудей, стыдиться такой славы Божией?

Рим.3:27 . Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.

Апостол доказал, что мы оправдаемся чрез веру, почему справедливо спрашивает иудея: где же то, чем бы хвалиться тебе и гордиться? Не говорит: где добродетель? Ибо иудеи не имели добродетели, но только похвальбу. И продолжает: «уничтожено» , что значит: хвалиться уже не время.

До Христа благовременно было хвалиться законом, а теперь уже не благовременно, ибо стало видно, что похваление им бесполезно. Ибо если бы мог оправдать нас закон, то не было бы для нас нужды во Христе. Каким же, спрашивает, законом «уничтожено» ? Законом ли дел, то есть тем, который говорит, что исполняющий их человек жив будет ( Лев.18:5 )? (Ибо это сказал закон Моисеев). Нет, отвечает; но законом веры, который оправдывает благодатью, а не делами. Вот и веру называет законом; потому что слово «закон» было в чести у иудеев. Итак, хвались, иудей, верой, которая может оправдать тебя.

Рим.3:28 . Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

Рим.3:29 . Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,

Рим.3:30 . потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

Доказав, что оправдание в Крови Христовой, а не в делах закона, заканчивает речь и говорит: из всего сказанного заключаем, что всякий человек оправдывается верой. Не смущайся этим, иудей, будто нелепостью. Бог есть не частный Бог, чтобы спасти только тебя, а не всякого человека. Здесь же пристыжает иудеев и весьма устрашает их, как богоборцев, если не допустят, что язычники спасаются чрез веру; ибо они не верят, что Он есть Бог всех и равно промышляет обо всех.

Один, говорит, есть Бог, то есть Бог иудеев и язычников, Который и обрезанного оправдывает, не законом, но верой, и необрезанного принимает при посредстве веры. Упомянув же об обрезании и необрезании, припоминает и сказанное выше, где доказал, что ни обрезание не приносит пользы, когда нет дел, ни необрезание не вредит само по себе. Итак, при том и другом нужна вера.

Рим.3:31 . Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем ( ἰστώμεν ).

Сказанное, что закон ниспровергается верою, привело иудеев в смущение. Поэтому врачует их своей великой мудростью, говоря, что вера утверждает закон. Ибо чего желал и закон, то есть оправдать человека, но не мог сделать, то совершает вера. Кто только уверовал, тот уже оправдался. Итак, вера не уничтожила, но утвердила закон. Выражением ίστώμεν внушает, что закон лежал, а лежащего надобно поднять и поставить.

Источник

Оцените статью