Права коммерческой организации с иностранными инвестициями

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г., 29 апреля 2008 г., 19 июля, 16 ноября, 6 декабря 2011 г., 3 февраля, 5 мая 2014 г., 1 мая, 18 июля 2017 г., 31 мая 2018 г., 24 февраля 2021 г.

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»

ГАРАНТ:

См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Закон вводит понятие «приоритетный инвестиционный проект». Это инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ. При реализации такого проекта до его окупаемости не будут действовать никакие изменения законодательства РФ ухудшающие налоговый и таможенный режим деятельности предприятия. Установлено, что деятельность иностранных инвесторов и использование ими полученной от инвестиций прибыли могут быть ограничены по сравнению с российскими предпринимателями только федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ. Также установлено, что если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в РФ такой переход прав (уступка требования) признается правомерным. Установлено, что иностранный инвестор после уплаты российских налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования или для иных легальных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 14 июля 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 июля 1999 г., N 28, ст. 3493

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 августа 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 12-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также:  Как обналичить доллары с тинькофф инвестиции

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 75-ФЗ

Изменения вступаю в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Источник

4.1. Коммерческая организация с иностранными инвестициями в РФ.

Отличительной чертой этой правовой формы осуществления инвестиций является то, что коммерческие организации с иностранными инвестициями являются юридическими лицами.

Самостоятельная правосубъектность создаваемой инвестором организации дает иностранному инвестору большие преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями является российским юридическим лицом, поскольку создается в России и в соответствии с российским законодательством. Развитие коммерческой организации с иностранными инвестициями как правовой формы организации деятельности иностранных лиц началось в России еще в дореформенный период, когда на основании Указа Президиума ВС СССР от 13.01.1987 г. и Постановлений СМ СССР №48 и №49 стали создавать совместные предприятия. Правовая природа организации в форме совместных предприятий, предприятий с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями не менялась с течением времени. Менялся только правовой режим, предоставляемый организациям, создаваемым в форме юридического лица, чьей особенностью является присутствие в этой организации иностранного капитала. О различиях в правовом режиме деятельности юридических лиц с участием иностранного капитала на различных этапах экономических реформ 90-х годов подробно говорится в работах, посвященных иностранным инвестициям .

Вознесенская Н.Н. Указ.соч.С. 118-136.

158 виды хозяйственных объединений и товариществ, признаваемые юридическими лицами, которые в условиях рынка обеспечивали потребности инвесторов в организации совместной с национальными предпринимателями деятельности на рынке. Форма акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью, урегулированные Гражданским кодексом и специальными нормативными актами,

стали преобладающими формами при создании юридических лиц с участием

і иностранного капитала.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999г. предусматривает порядок создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Он не ограничивает иностранное лицо в выборе вида юридического лица. Он исключает из сферы своего действия только коммерческие организации с иностранными инвестициями, создаваемые в области страхования и банковской деятельности. Особенности порядка создания страховых организаций с участием иностранного капитала и кредитных учреждений с иностранными инвестициями определяются специальным законодательством.

В соответствии с формулируемыми в законе целями его принятия (привлечение иностранных инвестиций в различных формах, предоставление основных гарантий прав иностранных инвесторов и соблюдение норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества) можно выделить одну общую задачу, которую решает новый закон об иностранных инвестициях -гарантировать иностранному инвестору стабильность правового режима деятельности. Эта задача решается путем предоставления среди прочих гарантий гарантии от неблагоприятного изменения законодательства (ст.9).

В рамках статьи 4 Закона об иностранных инвестициях, посвященной определению правового режима деятельности иностранных инвесторов, предусматриваются конкретные организационно-правовые формы деятельности иностранных инвесторов. Пунктом 5 ст.4 Закона об иностранных инвестициях предусматривается, что статус иностранного инвестора предоставляется коммерческим организациям с иностранными инвестициями, в которых доля иностранного инвестора составляет не менее 10%.

Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: ООО «Городец-издат», 2003. С. 125.

Особый статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями обеспечивается специальным порядком их создания, который предусматривается в законе об иностранных инвестициях (ст.20). В соответствии с этой статью юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одною месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов: устава, выписки из торгового реестра страны места учреждения иностранного инвестора, документа, свидетельствующего о платежеспособности иностранного инвестора, квитанции об уплате регистрационного сбора.

Особенности порядка создания кредитных организаций с участием иностранных инвестиций предусматриваются и Федеральном законе о банках и банковской деятельности, а страховых организаций с участием иностранных инвестиций — в Федеральном законе об организации страхового дела.

В соответствии с Федеральным законом о банках и банковской деятельности (ст. 17) для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка иностранное юридическое лицо обязывается представлять: решение об его участии в создании кредитной организации или об открытии филиала, документ, подтверждающий регистрацию иностранного юридического лица, и балансы за три предыдущих года, письменное согласие контролирующего органа иностранного банка.

В соответствия с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. В законе предусматривается, что законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации (п.1 ст.6).

Закон об иностранных инвестициях, закон о банках и банковской деятельности и закон об организации страхового дела регулируют вопросы создания юридических лиц с участием иностранного капитала по-разному, поскольку цели перед этими законами были поставлены разные. В наиболее общем порядке для целей регулирования

160 иностранных инвестиции вопросы создания иностранным лицом юридического липа, как правило, регулируются в законах об иностранных инвестициях. Эти вопросы относятся к числу тех, которые определяют порядок допуска иностранного капитала в национальную экономику.

Читайте также:  Cxc криптовалюта что это

При решении вопроса о допуске иностранного капитала в национальную экономику часто встречаются ограничения в допуске прямых иностранных инвестиций. К ним, например, относится указание доли в уставном капитале, которую не вправе превышать иностранный инвестор. В законе об организации страхового дела, например, страховые организации, имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитане более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации определенные виды страхования (п.З ст.6).

Закон об иностранных инвестициях связывает особенности правового статуса создаваемого юридического лица с участием иностранного лица в создаваемом им юридическом лице. С выходом из ее состава иностранного лица организация утрачивает статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В законе об иностранных инвестициях, например, предусматривается, что «коммерческая организация утрачивает статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава се участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех ее участников)» (п.6 ст.4). При этом закон исходит из общего понятия иностранного инвестора, в соответствия с которым статус иностранного инвестора -физического и юридического лица — определяется в соответствии с его гражданством, принадлежностью другому государству в случае юридического лица (абз.2 ст.2 Закона).

Важно отметить, что предоставление законом об иностранных инвестициях коммерческим организациям с иностранными инвестициями особого статуса не влечет за собой во всех случаях признание за коммерческими организациями с иностранными инвестициями статуса иностранного инвестора. Статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями предполагает лишь пользование этими организациями гарантиями, предусмотренными в законе. При этом гарантии предоставляются не всем коммерческим организациям с

иностранными инвестициями, а лишь тем, в которых доля участия иностранного капитала составляет не менее 25%.

С развитием акционерного законодательства в Российской Федерации вопросы участия иностранного инвестора в уставном капитале все в большей степени стали регулироваться нормами акционерного законодательства.

Закон об иностранных инвестициях в РФ не применяет критерия контроля. О применении критерия контроля в регулировании иностранных инвестиций можно было бы говорить, если бы коммерческая организация с иностранными инвестициями утрачивала свой особый статус не со дня выхода иностранного лица из состава се участников, а со дня уменьшения доли участия иностранного инвестора в коммерческой организации с иностранными инвестициями и связанного с этим контроля иностранного инвестора за управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями. Контроль за деятельностью создаваемого юридического лица обеспечивается не только долей участия в уставном капитале, которая может быть различной в зависимости от вида создаваемого юридического лица. Контроль за деятельностью юридического лица может быть обусловлен в заключаемом при создании юридического лица учредительном договоре. Он может быть установлен при последующих преобразованиях юридического лица (слиянии, поглощении), при дополнительном выпуске акций и, наконец, путем заключения договора на управление юридическим лицом. Закон об иностранных инвестициях, определяющий прямую иностранную инвестицию на основе обладания иностранным лицом 10% акций, слишком формализует ситуацию и отрывает регулирование иностранных инвестиций от реальной действительности.

Как отметил М.М. Богуславский, в законе об иностранных инвестициях не устанавливается критерий контроля. По его мнению «принцип контроля может быть

162 применен или использован лишь в тех случаях, когда это прямо предусмотрено российским законодательством» . Однако, по мнению В.П.Серегина, основанием для регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями служит договор купли-продажи акций, что позволяет отслеживать вхождение в состав и выбытие из состава акционеров иностранных инвесторов в акционерных обществах, не смотря на то, что в федеральном законе об иностранных инвестициях не предусматривается механизм контроля за действительным участием иностранного капитала в таких предприятиях .

Наиболее убедительным аргументом, на наш взгляд, также является предложенный В.В.Силкиным подход «введения системы регистрации инвестиционных вкладов иностранных инвесторов». В этом случае, по его мнению, при продаже иностранными инвесторами объектов своих инвестиций инвестор будет обязан уведомить соответствующий регистрационный орган (ту же регистрационную палату), и тогда государство будет располагать достоверной информацией о вхождении и выходе иностранных инвесторов из состава участников общества любого типа.3

Наиболее разработанным с правовой точки зрения является режим допуска иностранного капитала в банковскую сферу. Подробные предписания на этот счет содержатся в новой редакции Закона «О банках и банковской деятельности» (ст. 16-18 Закона) и в нормативных актах ЦБ РФ (приказ от 23 апреля 1997 г. №02-195) «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» с изменениями и дополнениями. Например, помимо требований к регистрационным документам и общих условий лицензирования банковских организаций Законом «О банках и банковской деятельности» установлена квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ (отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиала иностранных банков к совокупному уставному капиталу всех кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ) (ст. 18 Закона).

Богуславский М.М. Принцип контроля и определение подсудности инвестиционных споров // Международное частное право. Современная практика. М., 2000. С. 198-212. 2 См.: Серегин В.П. Указ. соч. С.80.

См.: Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России: правовые формы привлечения и защиты. М.: Юристъ, 2003. С.75-76.

4 СЗРФ. 1966. №6. Ст.492.

5 Вестник Банка России. 1997. №25; 2002. №15.

Установление квоты подразумевает контроль Банка России не только за учреждением банковских организаций с иностранными инвестициями, но и за любым увеличением доли иностранных участников в уставном капитале уже существующих банковских организаций, как вследствие увеличения уставного капитала, так и путем продажи доли (акций) в уставном капитале иностранному лицу.

Читайте также:  Quadro rtx a6000 pny 48gb майнинг

Соответственно, кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажи) своих акций (долей) в пользу нерезидентов (речь идет о продаже акций/долей, временно находящихся в распоряжении общества), а участники кредитной организации — резиденты — на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Совершение указанных сделок без разрешения Банка России делает их недействительными, т.е. ничтожными, так как они противоречат требованиям, указанным в ст. 18 Закона «О банках и банковской деятельности» и в ст. 168 ГК РФ.

Превышение квоты участия иностранного капитала влечет за собой отказ Банка России в увеличении доли иностранных участников в уставном капитале существующей кредитной организации и в регистрации вновь создаваемой кредитной организации.

Дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями могут быть введены Банком России в отношении обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций, а также относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков (абз.7 ст. 18 Закона).

Кроме того, установлены также требования к составу руководства и рядовых сотрудников банка с иностранными инвестициями. Так, если функции единоличного исполнительного органа кредитной организации с иностранными инвестициями осуществляет иностранный гражданин (лицо без гражданства), то в коллегиальном исполнительном органе (правлении, дирекции) граждан РФ должно быть не менее 50% (впрочем, комитет банковского надзора Банка России может установить и иное соотношение).

Руководитель или главный бухгалтер кредитной организации с иностранными инвестициями, не являющиеся российскими гражданами, должны иметь подтвержденные Министерством образования РФ документы о квалификации, разрешение на право занятия трудовой деятельностью, выданное Федеральной миграционной службой, а один

164 из них — и документ, подтверждающий знание русского языка. Количество работников банка — граждан РФ не должно быть менее 75%.

Российское законодательство ограничивает иностранные инвестиции и в сфере страхования. Например, установлен размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций — 15%, с превышением которого федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензии на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%. Руководители страховой организации с иностранными инвестициями (лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера) должны иметь гражданство РФ и прочие.

Кроме того, предусмотрено также требование, согласно которому страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению иностранному инвестору, имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если иностранный инвестор не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ.

Но самое существенное ограничение, установленное Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об организации страхового дела в РФ»» -запрет страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющим долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49%, заниматься отдельными видами страхования: страхованием жизни, обязательным страхованием, государственным обязательным страхованием, имущественным страхованием, связанным с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхованием имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

В числе ограничений допуска прямых иностранных инвестиций в иные отрасли и сферы деятельности следует отметить ст. 12 Федерального Закона от 8 января 1998 г. №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» , которая ограничивает

Положение №437 действует в редакции Указания ЦБ РФ от 20 марта 2002 г. №1129-У «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 23 апреля 1997 г. №437 «об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов»» // Вестник Банка России. 2002. №15.

См.: Федеральный Закон от 20 ноября 1999 г. №204-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «об организации страхового дела в РФ»» // СЗ РФ. 1999. №47. С.5622. 3 СЗ РФ. 1998. №2. Ст.226.

165 возможность создания на территории РФ авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники условием, что доля участия иностранного капитала составляет менее 25% уставного капитала авиационной организации и ее руководитель и входящие в орган управления такой организации лица являются гражданами РФ (аналогичное правило ст.1 Воздушного Кодекса РФ устанавливает в отношении авиационных организаций — перевозчиков грузов, багажа, пассажиров).

Аналогичное ограничение имеет место в Законе РФ от 27 декабря 1998 г. «О средства средствах массовой информации», который был дополнен Федеральным Законом от 4 августа 2001 г. №107-ФЗ «О внесении дополнения в Закон РФ «о средствах массовой информации»» иностранным гражданам, лицам без гражданства, гражданам РФ, имеющим двойное гражданство, иностранным юридическим лицам, а также российским юридическим с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которых составляет 50% и более, запрещено учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения РФ. Указанные лица также не могут выступать учредителями теле- и видеопрограмм и другие.

Помимо рассматриваемых форм инвестиционной деятельности для России характерны и другие договорно-правовые формы осуществления инвестиций, таких как

соглашение о разделе продукции и договор лизинга.

Источник

Оцените статью