Практика стимулирования иностранных инвестиции

Политика стимулирования иностранных инвестиций

Тема 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

4.1. Состояние инвестиционной сферы и техническое оснащение отраслей

4.2. Методы стимулирования иностранных инвестиций

4.3. Правовое обеспечение иностранных инвестиций

Состояние инвестиционной сферы и техническое оснащение отраслей

Анализ инвестиционной сферы и технического оснащения отраслей

Одной из приоритетных задач экономической политики в России является привлечение российских и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Очевидно, что существуют два основных пути преодоления инвестиционного кризиса, которые могли бы обеспечить обновление технологической базы и выхода на стандарты устойчивого роста. Первый из них связан с преимущественной ориентацией на государственные инвестиции, второй с ориентацией на частный капитал, как российский, так и иностранный.

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в России (в %)

Инвестиции в основной капитал – всего
в том числе по источникам финансирования:
собственные средства 49,0 47,5 49,4 45,0 45,2 45,4 44,5 42,1 40,4 39,5
из них:
прибыль 20,9 23,4 24,0 19,1 17,8 19,2 20,3 19,9 19,4 18,4
амортизация 22,6 18,1 18,5 21,9 24,2 22,8 20,9 19,2 17,6 17,3
привлеченные средства 51,0 52,5 50,6 55,0 54,8 54,6 55,5 57,9 59,6 60,5
из них:
кредиты банков 2,9 4,4 5,9 6,4 7,9 8,1 9,5 10,4 11,8
в том числе иностранных банков 0,6 0,9 0,9 1,2 1,1 1,0 1,6 1,7 3,0
заемные средства других организаций 7,2 4,9 6,5 6,8 7,3 5,9 6,0 7,1 6,2
бюджетные средства (средства консолидированного бюджета) 21,8 22,0 20,4 19,9 19,6 17,8 20,4 20,2 21,5 20,9
в том числе:
федерального бюджета 10,1 6,0 5,8 6,1 6,7 5,3 7,0 7,0 8,3 8,0
бюджетов субъектов Российской Федерации 10,3 14,3 12,5 12,2 12,1 11,6 12,3 11,7 11,7 11,3
средства внебюджетных фондов 11,5 4,8 2,6 2,4 0,9 0,8 0,5 0,5 0,5 0,4
прочие 15,6 18,3 20,3 21,1 20,8 20,6 21,7 20,1 21,2

Главным источником инвестиций в основной капитал на протяжении 90-х годов являлись собственные средства предприятий. Их доля в структуре этих инвестиций в 1995 г. составила 49,0%, а в настоящее время – 39,5% и явно недостаточна для того, чтобы предприятия осуществляли инвестиционную деятельность (табл.1 – данные Госкомстата РФ). Доля прибыли и амортизации также существенно сократилась и в настоящее время составляет соответственно 18,4% и 17,3% . Банковские кредиты по-прежнему являются незначительным источником средств для инвестиций: в 2008 г. их доля в совокупных инвестициях в основной капитал составила 11,8%., а доля привлеченных средств у предприятий составила – 60,5%.

Как отмечено Министерством экономического развития РФ в Проекте основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, при сложившейся структуре основного капитала, его физическом и моральном износе, нынешний объем инвестиций является недостаточным для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов. С учетом мирового опыта России необходимо повысить норму валового накопления до 26% ВВП (в I квартале 2009 г. она едва превысила 12,4%). Для сравнения: аналогичный показатель составляет в Китае — 42%, Вьетнаме – 35%, Таиланде – 31%, Южной Корее – 30%.

Учитывая сложившуюся ситуацию, особое внимание должно быть, уделено привлечению инвестиций из всех источников, в том числе и прямых иностранных инвестиций.

Прямые инвестиции иностранных фирм рассматриваются не только как дополнительный источник для внутренних ка­питаловложений, но и как способ получения доступа к новой, более совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению создания новых производств. Вместе с тем здесь имеются и серьезные опасе­ния, что передача иностранным корпорациям контроля за рос­сийскими минеральными ресурсами может привести к их от­току за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно ска­жется на потенциале собственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных ин­вестиций должна строиться исходя из трезвой оценки полно­го баланса их плюсов и минусов.

Методы стимулирования иностранных инвестиций

Политика стимулирования иностранных инвестиций

Политика стимулирования иностранных инвестиций в развитых и развивающихся странах различается весьма существенно. В практике стимулирования иностранных инвестиций промышленно развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся госу­дарств и стран с переходной экономикой характерны фискальные и на­логовые средства стимулирования; чаще всего используются льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудова­ние (что в промышленно развитых странах является малоэффективной мерой в силу невысоких ставок пошлин на большинство видов промыш­ленного оборудования), уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль, предоставление налоговых каникул.

Читайте также:  Что такое чиа монета

Учитывая возрастающее политическое значение прямых инвестиций, прямые инвесторы пользуются растущим вниманием правительств, как в странах базирования, так и в принимающих странах.

Государство оказывает поддержку прямым зарубежным инвестициям посредством:

предоставления государственных гарантий инве­сторам;

страхования;

урегулирования инвестиционных споров;

исключения двойного налогообложения;

дипломатической и административной поддержки.

Гарантии могут предоставляться как страной базирования, так принимающей страной. В соответствии с законодательством многих стран инвесторы, желающие разместить свой капитал за рубежом могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям. Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-либо его части за счет государственных источников в случае национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода при­были, неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств. Гарантии инвестиций содержатся также в двусторонних и региональных соглашениях о защите инвестиций, подписанных между большинством стран мира. На многостороннем уровне гарантией ин­вестиций занимается созданное под эгидой Мирового банка Многосто­роннее агентство по гарантированию инвестиций. Условия о гарантии инвестиций содержатся в Ломейской конвенции, подписанной между странами ЕС и многими развивающимися странами, а также в много­численных многосторонних документах, одобренных международными организациями.

Страхование зарубежных инвестиций является специфиче­ской формой страховки и может производиться как частными, так и государственными агентствами. Смысл страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно стоит до 1% от суммы инвести­ции. Если наступает обусловленный в страховом договоре страховой случай, страховая компания обязана возместить прямому инвестору его потери. Национальные агентства и страховые компании страху­ют только своих прямых инвесторов. В США страхованием прямых инвестиций занимается Государственная корпорация по страхованию и гарантии инвестиций (ОПИК).

Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе национального законодательства принимающей страны, национального законодательства страны базирования прямого инве­стора или международного арбитража. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда, поскольку в большинстве случаев урегулирование споров на базе законодательства принимающей страны не устраивает прямых инвесто­ров, а на базе законодательства страны базирования — принимающие страны.

Государства, корпорации которых особенно активно осуществля­ют взаимные прямые инвестиции, нередко подписывают соглашения об исключении двойного налогообложения, которые касаются прибыли предприятий с иностранными инвестициями. Если предприятие функционирует в нескольких странах, то существует опасность того, что правительство каждой из них захочет обложить его прибыль своим национальным налогом на прибыль. Корпорация платит в принима­вшей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.

Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны государственных органов страны базирования: правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов. Представители международного бизнеса приглашаются в состав международных делегаций, выезжающих за рубеж для обсуждения экономических вопросов. Нередко правительственные агентства по развитию и торговле организуют специальные инвестиционные туры, главная задача которых — ознакомить национальных инвесторов с по­тенциальными возможностями для прямых инвестиций в принима­ющих странах.

Как показывает опыт многих стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой, к основным направлениям либерализации национальных законодательств об иностранных инвестици­ях в последнее десятилетие относятся следующие меры:

1. Упрощение процедур получения разрешения на инвестиро­вание; в некоторых случаях такое разрешение не требуется, например, когда объем инвестиций не достигает определен­ного уровня, при создании совместных предприятий, при ре­инвестировании прибылей и т.д. В некоторых странах вво­дится единовременное выполнение всех формальностей при оформлении инвестиций через одно учреждение.

2. Ослабление ограничений на владение собственностью, в том числе разрешение создавать предприятия со 100-процентным иностранным владением.

3. Предоставление новых или продление сроков ранее предо­ставленных «налоговых каникул».

4. Полное или частичное освобождение от некоторых налогов и сборов.

5. Вычет из налогооблагаемой суммы затрат на подготовку мест­ного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития.

6. Введение ускоренной амортизации.

7. Отмена или ослабление ограничений на репатриацию при­былей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации предприятия.

8. Полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования мест­ного сырья, компонентов и найма местной рабочей силы.

Читайте также:  Progpow ethereum что это

9. Увеличение продолжительности допустимого периода ис­пользования иностранного персонала.

10. Отмена или снижение минимального объема инвестирован­ного капитала.

11. Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесто­ров в отдельных отраслях экономики.

Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранять независимость своей экономики, что создает Реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом — с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении капитала, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой при­нимают в то же время различные меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая на многосторон­ней основе стандарты по урегулированию деятельности иностран­ных инвесторов.

К настоящему времени мировая практика выработала универ­сальный набор методов, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них, наибольшее значение имеют следующие:

1. Налоговые стимулы: налоговые льготы, «налоговые канику­лы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.

«Налоговые каникулы» — полное или частичное освобождение ком­мерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение опреде­ленного периода времени после размещения инвестиций.

Смысл такого освобождения состоит в повышении привлека­тельности размещения инвестиций и тем самым увеличения в бу­дущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение по­ступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких, как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ре­сурсов, передовых технологий и т.д. Практика применения «налого­вых каникул» характерна для многих стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и др. В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др.

2. Финансовые стимулы — различного рода субсидии, предостав­ление кредитов и займов на льготным условиям, гарантии их полу­чения.

3. Нефинансовые стимулы — создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, раз­витие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транс­порта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т.д.

В тех или иных комбинациях эти меры привлечения иностран­ных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий позволяет выделить следующие особенности мето­дов их привлечения, характерные для различных групп стран.

Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочте­ние финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечении иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности «депрессивные» регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресур­сов.

Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких, как упрощение админи­стративных процедур, создание свободных экономических зон и др.

Каждая из стран применяет названные выше универсальные меры по-своему. Обратимся, например, к опыту США, которые в течение многих десятилетий были нетто-экспортером капитала, т.е. объем их зарубежных инвестиций (экспорта капитала) намного пре­вышал объем иностранных инвестиций (импорта капитала в США). С середины 80-х годов США стали важнейшим импортером капита­ла, что было связано с действием таких факторов, как стабильность экономического и политического положения страны, устойчивые темпы экономического роста, открывавшие широкие возможности для вложения капиталов, стабильность американской валюты — доллара и т.д. Однако помимо этих объективных факторов на увеличение притока иностранного капита­ла в США повлияла и политика, направленная на привлечение ино­странных инвесторов.

Среди мер экономической политики, стимулировавших приток иностранных капиталов в США, можно, например, назвать следую­щие:

введение ограничений на импорт некоторых товаров в США, что побуждало иностранные компании в борьбе за американский вну­тренний рынок создавать собственное производство на территории США;

отмена 30-процентного налога на доходы иностранцев от амери­канских ценных бумаг;

создание специальных экономических зон в относительно слабо развитых регионах страны;

политика властей штатов, предоставляющих иностранным инве­сторам налоговые и иные льготы.

Например, и штате Миссури 50% чистого дохода корпораций с иностранным участием освобождает­ся от налогов; в штате Коннектикут иностранному инвестору предоставляется компенсация в 1000 долл. за каждое новое рабочее место; в штате Луизиана корпорации с иностранными инвестициями пол­ностью освобождаются от налогов в течение 10 лет.

Особое внимание уделяется привлечению иностранных инвести­ций в так называемые зоны развития — территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с цепью развития в них наукоемких отраслей иди снижения уровня безработицы. Приме­ром в этом отношении может служить Ирландия, которая привлекла в 1994-1996 гг. иностранные инвестиции на сумму в 5 млрд. долл., благодаря предоставлению следующих льгот:

Читайте также:  Основные виды доходности экономических ресурсов

снижение в отдельных отраслях ставки налога на прибыль до 10% в течение пяти лет;

финансирование до 50% расходов на НИОКР (до 250 тыс. ирл. фунтов);

субсидии на оплату аренды (в размере 45—60%) и приобрете­ние недвижимости (в размере 45-60%);

содержание оговоренного числа служащих и подготовка ме­неджеров.

Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных ин­весторов, является включение в законы, регулирующие их деятель­ность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и ин­вестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».

Стабилизационная оговорка — положение договора, позволяющее со­хранить для инвестора неизменными условия, существовавшие до при­нятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.

Самая распространенная разновидность стабилизационной ого­ворки — так называемая «дедушкина оговорка» — положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодатель­ных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор присту­пил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.

«Дедушкина оговорка» создает временный иммунитет от дейст­вия новых законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечи­вает инвестору переходный период, в течение которого он может подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности, либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложен­ный капитал. «Дедушкина оговорка» проста и удобна в применении, если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способ­на служить эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций.

По российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала фи­нансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Это положение распространяется на коммерческую организацию с иностранными инвестициями (КОИИ), у которых доля ино­странных инвесторов в уставном капитале составляет более 25%, а также на КОИИ, участвующих в реализации приоритетных инвести­ционных проектов. В исключительных случаях для инвестиционно­го проекта с суммарным объемом иностранных инвестиций не ме­нее 1 млрд. руб., срок окупаемости которого превышает семь лет, Пра­вительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий и режима.

Как показывает опыт западных стран, стабилизационные ого­ворки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодатель­ства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стаби­лизационной оговорки, если вновь принятое законодательство ка­сается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окру­жающей природной среды. В последние годы не только сохраняется, но и усиливается тенденция к контролю за иностранными инвести­циями по соображениям укрепления национальной безопасности. Даже в некоторых странах, которые входят в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), приняты меры по обязательному уведомлению и блокированию иностранных прямых инвестиций в некоторые национальные компании. В отдельных странах Латин­ской Америки были даже осуществлены национализации ряда веду­щих компаний.

В целом можно сделать вывод, что многие страны, в том чис­ле развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, кото­рые гарантируют иностранным инвесторам:

право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т. е. условиями, благоприятствующими их деятельности;

право беспрепятственно распоряжаться прибылью;

право на репатриацию прибыли — вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;

право на достаточную компенсацию — справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;

недопущение так называемой «ползучей экспроприации», т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиции, которые имеют целью их фактиче­скую конфискацию;

включение в законодательные акты и тексты договоров ста­билизационных «дедушкиных оговорок»;

возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различ­ных хозяйственных и иных споров.

Особое место среди средств стимулирования иностранных инвестиций занимают свободные экономические зоны (СЭЗ), которые представляют собой часть территории страны, где любые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории страны (см. о СЭЗ подробно раздел 9). Формирование их зон сопровождается целым рядом дополнительных, а в отдельных случаях эксклюзивных мер экономического и административного характера, обеспечивающих эффективное функционирование таких образований и интенсификацию их влияния на всю систему.

Анализ мировой практики показывает плодотворность исполь­зования всех механизмов стимулирования иностранных инвестиций в совокупности.

Источник

Оцените статью