- Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения
- Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?
- Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?
- В настоящее время региональное инвестирование
- В некоторых регионах
- Целью государственного регулирования
- В поисках новых решений: как привлечь инвестиции в «проблемные» регионы
- Хронические аутсайдеры
- Кадровый вопрос
- Бороться и искать
- Начать с малого
- Стать ближе к Азии
Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения
Правительство России призывает инвесторов к увеличениям вложений в регионы, однако, особой активности пока не наблюдается. Власть предлагает поощрительные механизмы для администраторов в регионах с целью стимулирования инвестиционных процессов в отдельных субъектах.
Если учесть, что наши инвестиции представляют собой финансовые средства из офшоров, то и методы стимулирования аналогичные. Михаил Мишустин заявил, что будут списываться бюджетные кредитные обязательства регионов на размер предполагаемых налогов (бюджетных доходов) от внедренных инвестиционных проектов.
Но как вычислить размер этих доходов? Когда реально будет списание?
Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?
Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?
На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.
В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:
— улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),
— устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,
— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)
Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов. Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.
Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.
В настоящее время региональное инвестирование
вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории. Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка. Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).
Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.
Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами. Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских. Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.
Для определения необходимости вложения капитала в конкретный регион инвестор, как правило, изучает его экономическую привлекательность: имеет значение жизненный уровень граждан, населяющих данную территорию, уровень цен, степень занятости населения, среднемесячный доход, объем производства и т.д. Все эти показатели связаны между собой. Кроме этого, важное значение имеют местные законодательные документы, установленные ставки по налогам, степень защищенности от разного рода рисков, отношение местных властей к инвестиционной деятельности.
В некоторых регионах
ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы. Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.
Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.
А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона. Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально. Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.
По статистике, кроме нескольких регионов (Краснодарский край, респ. Татарстан, г. Санкт-Петербург, Московская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская, Ленинградская, Белгородская области) где инвестиционные риски относительно невысокие, в остальных регионах России картина не такая оптимистичная. В любом случае, для привлечения капитала в регионы необходимо использовать все возможные механизмы (к примеру, специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д.).
Целью государственного регулирования
социальных инвестиций регионов является обеспечение определенного равновесия во взаимодействии государства, населения и инвесторов при улучшении жизненного уровня. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: государство, зарубежные инвесторы, организации (как коммерческие, так и некоммерческие), частные инвесторы.
Государственные инвестиции направлены на развитие различных отраслей экономики, получить которые представители малого бизнеса могут в двух случаях:
— на создание собственного бизнеса (для разных регионов размер субсидий варьируется от 50 до 90 тысяч рублей. В России это делают центры занятости),
— на развитие своего дела, получение субсидий порядка 300 тысяч рублей (это задача министерства экономического развития).
В любом случае, необходимо активно действовать, так как на фоне дефицита бюджета (как федерального, так и регионального), увеличения безработицы, снижения доходов граждан — привлечение инвестиций в регионы является показателем эффективной работы региональных властей. Не имеет значения какие инвесторы (иностранные либо отечественные), главное, чтобы поднялся уровень жизни в регионах, развивалась региональная экономика, создавались новые рабочие места и т.д.
Источник
В поисках новых решений: как привлечь инвестиции в «проблемные» регионы
руководитель проекта «Рейтинги регионов России» НРА, научный сотрудник экономического факультета МГУ
Многим губернаторам, назначенным и избранным в последние полтора года, достались регионы с низкой инвестиционной привлекательностью. Для исправления ситуации новым управленцам придется полностью пересмотреть подход к привлечению инвесторов.
Хронические аутсайдеры
Качество инвестиционного климата в регионах России сильно варьируется. Эти различия отражаются в ежегодно обновляемых рейтингах инвестиционной привлекательности регионов. В России таких рейтингов сразу три: рейтинги инвестиционной привлекательности регионов «Национального рейтингового агентства» (НРА) и «Эксперт РА», а также рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ «Агентства стратегических инициатив» (АСИ).
В основе трех упомянутых рейтингов – совершенно разные методики и разные наборы показателей. Несмотря на это, списки аутсайдеров трех рейтингов удивительно похожи. В числе регионов, чья инвестиционная привлекательность оценивается невысоко, во всех рейтингах из года в год оказываются республики Северного Кавказа, Тыва и Калмыкия, а также некоторые другие «проблемные» регионы из разных частей страны.
Например, в свежем рейтинге инвестиционной привлекательности НРА к группе регионов с самой низкой инвестиционной привлекательностью (имеющей буквенное обозначение IC9) отнесены сразу 12 регионов: Кабардино-Балкария, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Марий Эл, Калмыкия, Тыва, Забайкальский край, Ивановская и Курганская области. Согласно данным Росстата за первое полугодие 2018 года, на долю этой дюжины регионов приходится около 2,5% от общероссийского объема инвестиций в основной капитал – столько же инвестиций зафиксировано в Ленинградской области, являющейся одним из лидеров рейтинга.
Кадровый вопрос
Системные проблемы с региональной экономикой и инвестициями учитываются федеральным центром при принятии кадровых решений. В 2017-2018 годах в шести из двенадцати регионов группы IC9 (в Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Дагестане, Забайкалье, Ивановской и Курганской областях) произошла смена глав.
Логично предположить, что привлечение инвесторов станет одной из ключевых задач для новых руководителей этих регионов. Решить эту задачу будет сложно. Низкая инвестиционная привлекательность этих регионов связана не с плохими управленческими способностями предыдущих губернаторов или их негативным имиджем. Инвестиции не приходят в эти регионы в силу хронических институциональных, инфраструктурных и социальных проблем. У этих проблем глубокие исторические корни, и справиться с ними за один политический цикл не представляется возможным.
Едва ли поможет исправить ситуацию и внедрение «Регионального инвестиционного стандарта», представляющего собой попытку повсеместно внедрить опыт привлечения инвестиций успешных регионов. Но в условиях сильной конкуренции за инвесторов опытные регионы будут выигрывать за счет преимуществ, выходящих за рамки «стандартного минимума».
Универсальных решений для привлечения инвесторов не существует. Каждому из новых региональных руководителей придется задействовать по максимуму задействовать преимущества своего региона и пытаться что-то сделать с недостатками.
Бороться и искать
Больше всего стартовых возможностей для привлечения инвесторов – у новых глав Ивановской области и Марий Эл. Эти два региона удачно расположены в европейской части России, вблизи крупных мегаполисов и основных транспортных потоков. Однако географическое положение этих регионов не только является их ключевым преимуществом, но и создает риски. Связаны эти риски прежде всего с тем, что регионам приходится конкурировать в борьбе за инвесторов с очень сильными соседями (Ивановской области – с Московской и Ярославской областями, а Марий Эл – с Татарстаном).
Выиграть в этой борьбе можно только за счет готовности глав регионов находить и удерживать потенциальных инвесторов. Личные гарантии и «ручной режим» сопровождения инвестиционных проектов – не лучшее решение в долгосрочной перспективе, однако в краткосрочной перспективе такой подход оказывается единственным способом компенсировать слабость институтов и отсутствие отлаженной системы поддержки инвесторов.
Новый губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, по всей видимости, понимает важность борьбы за инвесторов. На инвестиционном портале региона регулярно появляются новости о встрече регионального руководства с потенциальными зарубежными и российскими инвесторами. Эти встречи не всегда дают конкретный результат, однако кейсы позитивных результатов активности ивановского руководства уже есть. Например, руководству Ивановской области удалось приземлить в регионе проект животноводческого комплекса компании «Дымов». Ранее этот проект планировался к реализации в соседней Владимирской области, однако там забуксовал из-за конфликтов с местными жителями и неспособности руководства региона решить эти конфликты.
В Марий Эл ситуация развивается иначе: новое руководство региона пока за инвесторов не борется, зато глава республики Александр Евстифеев предлагает искать инвесторов руководителям предприятий, расположенных на территории региона. Такой подход не может быть решением проблем: инвесторам интереснее площадки в индустриальных парках и особых экономических зонах (таких в Марий Эл нет), а не старые предприятия с изношенными основными фондами.
Начать с малого
Главный фактор, мешающий привлечению инвестиций в Дагестан и Кабардино-Балкарию – это устойчивый имидж небезопасных регионов. Обе республики по-прежнему входят в тройку лидеров по количеству зарегистрированных преступлений террористической направленности, а в лентах новостей практически ежемесячно появляются сообщения о ликвидации боевиков и иных криминальных активностях.
В условиях, когда не приходится ждать прихода крупных внешних инвесторов, помочь может мобилизация внутренних ресурсов регионов. Власти северокавказских регионов могут сделать ставку на стимулирование инвестиционной активности малого и среднего бизнеса. Прямой эффект от этих мер может показаться незначительным: вряд ли даже сотня малых предприятий сравнится по объемам инвестиций с одним инвестиционным проектом крупного бизнеса. Однако не следует забывать о косвенном эффекте: международные исследования показывают, что развитие малого и среднего бизнеса оказывает положительное влияние на приток прямых иностранных инвестиций. Серьезные иностранные инвесторы воспринимают развитие малого предпринимательства в качестве индикатора «здоровья» экономики региона и учитывают этот фактор при принятии инвестиционных решений.
Стать ближе к Азии
Ситуация в Курганской области и Забайкальском крае кажется самой неоднозначной: с одной стороны, у этих регионов нет проблем с репутацией, с другой стороны – нет и очевидных преимуществ. Впрочем, одно преимущество все-такие есть: оба региона расположены в приграничной зоне, при этом близость Забайкальского края к Китаю создает объективно больше возможностей для привлечения иностранных инвестиций, чем близость Курганской области к Казахстану.
Для привлечения азиатских инвесторов регионам придется встраиваться в трансграничные экономические потоки, для чего необходимо активно развивать инфраструктуру и вступать в диалог с инвесторами. Регионам придется ярко заявить о себе: по всей видимости, необычное название инвестиционного портала Курганской области – как раз шаг в правильном направлении.
Источник