Повышение доходности местных бюджетов

Повышение доходности местных бюджетов

Ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ

Понравилась статья? Поделитесь!

Проблема повышения доходов бюджетов сегодня особенно актуальна. С какими проблемами сталкиваются органы местного самоуправления и какие пути повышения доходов бюджета наиболее эффективны рассказывает ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Юлия Кулагина.

Решение задач по повышению доходной части бюджетов на протяжении многих лет является одной из приоритетной для всех уровней власти, и в том числе, для органов местного самоуправления. Как известно, одним из основных источников пополнения доходов бюджетов муниципалитетов, являются налоговые и неналоговые доходы от использования имущества. От того, насколько эффективно муниципалитеты распоряжаются принадлежащим им земельно-имущественным ресурсом, во многом зависит общая картина эффективности работы местной власти в указанном направлении.

Говоря о теме повышения доходной части бюджетов, нельзя не сказать о том, что на пути достижения цели по увеличению доходов, местной власти приходится сталкиваться с большими трудностями. Так, в части пополнения доходной части бюджетов от неналоговых источников, возникают проблемы, связанные со сбором платежей от переданного в аренду имущества, в том числе земельных участков. Прежде всего, это связано со снижением доходов организаций и физических лиц, возникших на фоне непростой экономической ситуации в стране. Однако не только указанная проблематика является главной, в вопросе низкого исполнения арендных обязательств. К сожалению, не все арендаторы имеют высокую дисциплинированность по выполнению принятых на себя обязательств, и зачастую допускают систематические просрочки платежей, предпочитая за счет сумм, которые необходимо внести в виде аренды, решать свои внутрихозяйственные вопросы. В свою очередь, и структуры, ответственные за собираемость арендных платежей, не редко способствуют неплательщикам. Отсутствие системного подхода к взиманию арендных платежей, не применение инструмента штрафных санкций в отношении неплательщиков, неэффективное использование муниципального имущества, а также отсутствие четко выстроенной модели управления имеющимися ресурсами — и это далеко не полный перечень тех причин, которые способствуют снижению собираемости доходов бюджетов.

Проблема слабой налоговой дисциплины является одной из ключевых, при определении причин низкой собираемости земельного налога и налога на имущество. Как и в случае низкой собираемости арендных платежей, ухудшение финансовой состоятельности налогоплательщиков на фоне общей сложной финансовой ситуации в стране является одной из главной причин снижения собираемости налогов в местные бюджеты. Представляется, что плохое качество кадастровой оценки недвижимости и результаты ее оспаривания, являются еще одним из значимых негативных факторов, отрицательно отражающемся на состоянии собираемости налогов муниципалитетами. В данном случае речь идет о том, что по итогам неверно определенной кадастровой стоимости объектов недвижимости органами, органы местного самоуправления некорректно формируют прогнозы налоговых поступлений, а в дальнейшем после оспаривания результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами, осуществляют возврат их бюджетов излишне полученные суммы в виде налогов. И как показывает общероссийская практика, такие суммы зачастую бывают весьма значительными и крайне негативно отражаются на бюджетах. Также среди причин снижения налоговых поступлений можно выделить и такую как сокрытие правообладателями сведений об объектах налогообложения. В качестве примера таких случаев можно указать: отказ от оформления в установленном порядке прав на возведенные объекты недвижимости, не осуществление постановки на кадастровый учет земельных участков и др.

Последняя из причин, которую хотелось бы отразить в настоящей статье, является причина потери сведений в отношении объектов налогообложения при межведомственной взаимодействии между налоговой и кадастровой службами. Практика одного из регионов показала, что такие потери сведений могут составлять чуть ли не до одной трети общего годового размера доходов бюджета от налоговых поступлений. Происходит это из-за несогласованности действия служб и не эффективного электронного взаимодействия.

Приведенный анализ причин, способствующих снижению доходов местных бюджетов от использования имущества ставит под собой цель не только квалифицировать такие причины, но и предложить некоторые меры по их устранению.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ БЮДЖЕТА

В отношении снижения задолженности по неналоговым доходам в виде арендной платы, эффективным инструментом может служить автоматизация реестров обязательств, таких как: договоров аренды земельных участков, объектов движимого и недвижимого имущества договоров, найма квартир и прочих. Данный инструмент позволит определить четкую картину прогнозируемых доходов от использования имущества, своевременно принимать меры по недопущению образования задолженностей, выстроить четкую организацию работы с арендаторами.

Систематизация подхода по организации работы с задолженностью по обязательствам перед муниципалитетами, дифференциация мер контроля за использованием имущества, правом распоряжения, которыми наделены органы местного самоуправления, применение инструмента всех правовых мер к неплательщикам арендной платы на постоянной основе, усиление мер муниципального контроля за использованием имущества и в том числе земельных участков, вовлечение в оборот неэффективно используемых земель и имущества, оптимизация работы с бесхозяйным имуществом — это лишь часть комплекса мер, который может позволить значительно повысить доходную часть местных бюджетов.

Читайте также:  Биткоин чья это валюта

В отношении повышения поступлений от налоговых поступлений свою эффективность смогут показать такие мероприятия как повышение налоговой дисциплины, в том числе путем проведения на уровне муниципалитетов межведомственных комиссий по организации индивидуальной работы с организациями, имеющими задолженность по налоговым платежам перед городскими бюджетами, проводить массовую разъяснительную работу среди населения и прочее. Решение непростой ситуации с низким качеством кадастровой оценки земель возможно в том числе за счет изменения подхода такой оценки, что в настоящее время проводится на государственном уровне. В целях решения проблем по выявлению скрытых налогоплательщиками сведений об объектах налогообложения и потери данных, при межведомственном взаимодействии возможным эффективным способом устранения таких проблем, является проведение мониторинга сведений об объектах недвижимости на территории муниципальных образований.

Проведение перечисленных мер позволит:

  • Получить достоверную информации о налогооблагаемой базе.
  • Организовать мероприятия по мобилизации выявленного налогового потенциала.
  • Получить инструмент для осуществления учета объектов недвижимости, контроля и мониторинга процессов устранения выявленных проблем и несоответствий на базе системы мониторинга и инвентаризации объектов недвижимости.

Компания БФТ предлагает комплекс решений устранения вышеперечисленных причин низкой собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджетов за счет:

  • Программного комплекса SAUMI/SAUMI-WEB — автоматизированной системы управления государственной и муниципальной собственностью с возможностью адаптации к требованиям регионального и местного законодательства, обеспечивающей повышение эффективности и качества управления земельно-имущественным комплексом.
  • Комплексного решения по повышению налоговых и неналоговых доходов бюджетов.
  • Методического сопровождения процессов оптимизации повышения доходной части бюджетов за счет налоговых и неналоговых источников.

Дополнительную информацию по повышению доходов бюджетов, Вы можете получить, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:

Вы можете направить все интересующие Вас вопросы Эксперту БФТ:

Источник

Повышение доходности местных бюджетов

Ведущий консультант ДМАиК

Понравилась статья? Поделитесь!

Имущественные налоги формируют региональные и местные бюджеты, являясь основой для реализации социальных программ по развитию территории. В целях получения объективных параметров, характеризующих налоговый потенциал и доходную базу публично-правовых образований, необходимо, чтобы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) корректно отображались сведения, как об объектах недвижимости, так и о правообладателях этих объектов.

До сегодняшнего дня сохраняется проблема, заключающаяся в том, что в ЕГРН отсутствуют актуальные сведения о правообладателях объектов недвижимости, в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (фамилию, имя, отчество и реквизиты документа, удостоверяющего личность). Часто документы о правах на ранее учтенные объекты недвижимости, не позволяют точно определить их правообладателя, что препятствует налогообложению. Например: государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права, и выданные до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», содержат только фамилию и инициалы правообладателя, и не содержат паспортных данных.

В настоящем, государство стремится выявить правообладателей ранее учтенных объектов, с целью введения такого имущества в полноценный гражданский оборот и распространения на него положений налогового законодательства.

В конце 2020 года Государственная Дума приняла закон устанавливающий порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для их дальнейшего налогообложения.

Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вступает в силу с 29 июня 2021 года.

Как указано в пояснительной записке, подготовленной на стадии разработки соответствующего законопроекта: «В настоящее время, в отношении значительной части (около 25 млн. объектов) ранее учтенных объектов недвижимости (права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации) в ЕГРН отсутствуют сведения об их правообладателях».

Применение норм федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 518-ФЗ от 30.12.2020), позволит муниципальным органам власти, выявлять и уточнять сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости и вносить их в ЕГРН для дальнейшего налогообложения. В этих целях внесены изменения в ряд федеральных законов. Их перечень представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Изменения и дополнения, внесенные в нормативные правовые акты, утвержденные на федеральном уровне

Суть изменений и дополнений

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1

Выдаются по запросам уполномоченных органов сведения о наследниках, принявших наследство, в состав которого входит ранее учтенный объект недвижимости, в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Читайте также:  Средства дольщиков как инвестиции

Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния«

Выдаются по запросам уполномоченных органов сведения о государственной регистрации смерти, в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными

Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации«

Ч.1 ст.16, ч. 1 ст.16.1

Добавлены полномочия* по:

1)Проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН;

2)Принятию решений о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;

3)Направлению сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в ЕГРН

Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции«

Информация, содержащаяся в банках данных о гражданах, предоставляется уполномоченным органам, в связи с проведением ими мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости«

дополнена ст. 69.1

В кадастр вносятся сведения:

— об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе данного объекта недвижимости.

Ст. 69.1 содержит алгоритм проведения мероприятий по выявлению правообладателей и включению сведений о них в ЕГРН.

*полномочия органов местного самоуправления, могут быть перераспределены между ними и органами государственной власти субъектов.

Действие Закона № 518-ФЗ от 30.12.2020 распространяется на ранее учтенные объекты недвижимости, сведения о которых внесены в кадастр недвижимости или в отношении которых был произведен технический учет или государственный учет, в установленном законом порядке, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», но они не зарегистрированы в ЕГРН.

На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя распространяется на ранее учтенные объекты недвижимости, если правоустанавливающие документы на них были оформлены до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Таким образом, теперь на законодательном уровне сформирован механизм, позволяющий муниципалитетам проводить работу по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для их дальнейшего налогообложения.

С 29 июля 2021 года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее — уполномоченные органы) смогут проводить на своих территориях мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Мероприятия по выявлению правообладателей и включению сведений о них в ЕГРН, условно можно разделить на этапы, указанные на рисунке 1.

Рисунок 1. Этапы мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

На первом этапе уполномоченные органы должны будут провести анализ сведений содержащихся в документах, находящихся в архивах.

На втором этапе будут готовиться и направляться запросы:

  • в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел для целей получения сведений о первичной выдаче и (или) замене документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, а также об адресе регистрации такого лица по месту жительства;
  • в орган, в системе обязательного пенсионного страхования, — для целей получения сведений о страховом номера индивидуального лицевого счета;
  • в ЗАГС для целей получения сведений о возможной смерти правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
  • нотариусу, для целей получения сведений о лицах, у которых возникло право на ранее учтенный объект недвижимости в результате наследования
  • в ФНС, для целей получения сведений о государственной регистрации в ЕГРЮИ и ЕРГИП.

Внимание! Ответы на запросы, должны быть даны соответствующими органами не позднее чем через 15 дней со дня получения.

Одновременно с этим уполномоченные органы будут публиковать, в установленном порядке, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования, сообщения о способах и порядке предоставления сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости как самими правообладателями, так и любыми заинтересованными лицами (сведения о почтовом адресе или адресе электронной почты, для связи с потенциальным правообладателем).

На третьем этапе, после проведения вышеуказанных мероприятий, подготавливается проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Проект решения обязательно должен содержать:

1) кадастровый номер ранее учтенного объекта недвижимости, содержащийся в ЕГРН, а в случае отсутствия кадастрового номера — вид, назначение, площадь, адрес объекта недвижимости (при отсутствии адреса — его местоположение);

2) в отношении выявленного правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося физическим лицом:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии),
  • дата и место рождения,
  • вид и реквизиты документов, удостоверяющих личность,
  • страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования,
  • адрес регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания;

3) в отношении выявленного правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося юридическим лицом:

  • полное наименование юридического лица,
  • идентификационный номер налогоплательщика,
  • основной государственный регистрационный номер;

4) наименование и реквизиты документа, подтверждающего, что выявленное лицо является правообладателем ранее учтенного объекта недвижимости;

5) акт осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, подтверждающие, что на момент проведения мероприятий по выявлению правообладателей они не прекратили свое существование, в виде приложения к проекту решения.

Внимание! Порядок проведения осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, форма акта осмотра будет установлен органом нормативно-правового регулирования.

В течение 5 рабочих дней с момента подготовки проекта решения уполномоченный орган:

  • размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования, сведения о данном объекте недвижимости и сроки в течении которых, могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе;
  • направляет, заказным письмом с уведомлением о вручении, проект решения лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

На четвертом этапе уполномоченный орган принимает решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в случае если в течение 45 дневного срока не поступили возражения относительно сведений о правообладателе.

Если в указанный срок поступили возражения, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.

Уполномоченный орган может обратиться в суд, который вправе вынести решение о внесении в ЕГРН записи о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, в течение одного года, со дня поступления указанных возражений.

На пятом этапе уполномоченный орган, в срок не более 5 рабочих дней, будет направлять в Росреестр заявление о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, по установленной форме. К заявлению, необходимо будет приложить решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы, содержащие сведения, полученные по запросам.

В настоящее время Росреестром разрабатываются XML-схемы формы заявления о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости двух видов для случаев:

  • если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в ЕГРН;
  • если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют.

В заключении можно сказать, что реализация данного закона на практике будет способствовать вовлечению в налоговый оборот ранее учтенных земельных участков и объектов капитального строительства. Сейчас отсутствие сведений об их правообладателе в ЕГРН препятствует уплате законно установленных имущественных налогов. Ситуации, когда кто-то один владеет недвижимостью и выполняет все налоговые обязанности, а другой, имея формально нигде не зафиксированную недвижимость, “избавляется” от необходимости выплачивать налоги, в настоящее время, еще имеют место. Встречаются случаи, когда собственники ранее приватизированных активов не могут зарегистрировать свое право собственности в ЕГРН в связи с утратой или неточностями в приватизационных документах.

Новый Закон № 518 от 30.12.2020 не ограничивает участников гражданского оборота в возможности осуществить регистрацию прав на такие объекты в любое время. Изменения не предполагают осуществление государственной регистрации прав на ранее учтенную недвижимость, права на которую возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и не отменяют принцип, согласно которому права на объекты, возникшие до дня вступления в силу этого закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

Нововведения в законодательстве, преследуют определенные цели. В первую очередь – фискальную, поскольку их реализация будет способствовать пополнению региональных и местных бюджетов за счет взимания налогов с ранее учтенных объектов. Вторая цель – обеспечение реализации таких правовых механизмов, как изъятие земельных участков и решение вопроса о лице, несущем бремя содержания имущества. И, наконец, третья – забота о правообладателях, в том числе при возмещении убытков при ограничении прав на землю, а также при согласовании местоположения границ земельных участков.

Реализация Закона № 518 от 30.12.2020 действительно может принести пользу гражданскому обороту и публичным интересам общества.

Мы готовы в любое удобное для Вас время предоставить более подробную консультацию по данной тематике. По всем интересующим вопросам Вы можете обратиться к экспертам Компании БФТ:

Источник

Читайте также:  Калькулятор майнинга монеро по видеокартам
Оцените статью