Повышение доходности лесного хозяйства

За последние 5 лет доходность лесного хозяйства России повысилась почти вдвое

На долю РФ приходится более 20% площади всех лесов планеты – 1,18 млрд га. Леса подразделяются на защитные – 283 млн га (25%), эксплуатационные – 596 млн г. (5%) и резервные – 267 млн га (23%). Запас спелых и перестойных лесов на землях лесного фонда РФ составляет 44,7 млрд м 3 (56% общего запаса). Объем расчетной лесосеки – 729,6 млн м 3 . На сегодня в России зарегистрировано 1469 лесничеств.

Несмотря на общесистемную оптимизацию федерального бюджета, финансирование лесного хозяйства не только сохранилось на прежнем уровне, но и увеличилось по отдельным направлениям. В 2018 году средства субвенций федерального бюджета составили 25,8 млрд руб., что на 4,1 млрд руб. больше, чем в 2017 году. Однако эта сумма покрывает только 70% потребности лесного хозяйства (необходимо не менее 40 млрд руб.). Значимым событием 2018 года стало изменение методики распределения субвенций из федерального бюджета для осуществления полномочий в сфере лесных отношений: теперь поддерживаются регионы с наибольшей горимостью лесов. Для справки: в 2018 году 57,7% (или 2,4 млрд руб.) дополнительного финансирования (4,1 млрд руб.) направлено в Сибирский и Дальневосточный федеральные округа (1,5 млрд и 0,9 млрд руб. соответственно).

За последние пять лет доходность лесного хозяйства повысилась почти в два раза: доходы федерального бюджета выросли на 82%, или на 14,5 млрд руб., доходы бюджетов субъектов РФ – на 5,8 млрд руб. С 2016 года обеспечена окупаемость расходов на развитие лесного хозяйства: на один рубль, израсходованный из федерального бюджета, приходилось в 2016 году 1,1 руб. дохода от использования лесов, в 2017 году – 1,2 руб., в 2018 году – 1,3 руб. Для сравнения: в 2013 году на один рубль расходов федерального бюджета приходилось 0,8 руб. дохода от лесопользования. Средняя стоимость 1 м 3 древесины (обезличенного) в 2017 году была 70 руб., в 2018 году – 96 руб. (в сравнении с 2016 годом рост составил 62%).

Министерство лесного хозяйства считает необходимым сконцентрироваться на разработке базовых федеральных нормативов затрат, направить усилия на охрану, защиту и воспроизводство лесов для грамотного и эффективного планирования при расходовании федеральных субвенций, а также на формирование новых подходов к расчету ставок платы на основе рыночных механизмов, стимулирующих эффективное использование лесных ресурсов, развитие переработки древесины.

По экспертной оценке, внедрение рентного подхода в перспективе позволит увеличить ежегодные лесные доходы страны по сравнению с текущими в три-четыре раза, до 100 млрд руб. Индексация ставок платы обеспечит повышение доходов федерального бюджета в 2018 году по сравнению с предыдущим годом на 6,6 млрд руб., в 2019 году – на 9,6 млрд руб., в 2020 году – на 14,1 млрд рубля.

Еще не так давно в Рослесхозе констатировали, что по итогам 2016 года побит 20-летний рекорд объемов заготовки древесины – освоено 213,8 млн м 3 , по итогам 2018 года прогнозы еще более оптимистичные. Благодаря благоприятным погодным условиям (одному из главных критериев успешного освоения расчетной лесосеки) – устойчивой зиме и довольно сухой осени – объемы заготовки по результатам прошедшего года составят более 216 млн м 3 древесины, хотя в начале года прогнозировался меньший объем: 214 млн м 3 . Рост объемов заготовки относительно прошлого года составляет 7% и достигнут в первую очередь за счет арендаторов, которые по-прежнему обеспечивают 80% общего объема освоения лесосеки. Арендаторами лесных участков заготовлено в 2017 году 184 млн м 3 (что на 8% больше, чем в 2016 году). Активно набирает обороты по объемам заготовки малый и средний бизнес. Предоставленный по закону в 2016 году доступ к лесным ресурсам на краткосрочной основе способствует ежегодному устойчивому росту. Ожидается, что по итогам 2018 года субъекты малого и среднего предпринимательства заготовят 11 млн м3, то есть на треть больше, чем в 2017 году (8,2 млн м 3 ). По приросту объемов освоения расчетной лесосеки в лидерах Красноярский край (+2,5 млн м 3 ), Вологодская область (+1,7 млн м 3 ), Архангельская область (+1,4 млн м 3 ).

Читайте также:  Во что инвестировать средства для развития бизнеса

В 2017 году впервые за последнее время был обеспечен баланс выбытия и воспроизводства лесов. В соответствии с федеральным проектом «Сохранение лесов» в рамках национального проекта «Экология» по итогам 2018 года высажено не менее 935 тыс. га леса, что соответствует плану по лесовосстановлению на 2018 год: 935 тыс. гектаров.

В 2018 году продолжалась борьба с сибирским шелкопрядом. Общий объем финансирования на эти цели (из всех источников) за два года составил 1,6 млрд руб. В результате за два года удалось спасти от гибели 1,9 млн га лесных насаждений, предотвратить экологический ущерб, который эксперты оценили в 130 млрд руб. Разработаны и опробованы новые препараты для использования в лесном хозяйстве. Результат очевиден: площадь очагов вредителей сократилась. В ближайшем будущем планируется повысить эффективность защиты лесов от вредителей и болезней. Способствовать этому будет наделение Рослесхоза полномочиями по проведению государственного лесопатологического мониторинга лесов и их лесопатологическому обследованию на землях всех категорий.

Государственная инвентаризация лесов (ГИЛ) – один из важнейших инструментов получения сведений об экологическом и экономическом потенциале лесного ресурса страны, особенно в контексте ратификации Россией Парижского соглашения по климату. В 2007–2018 годах работы по ГИЛ завершены в 64 субъектах РФ. В 2020 году их планируется завершить по всей стране. Ученые на основе полученной информации разрабатывают современные модели роста и развития лесов России, что очень важно для планирования мероприятий по их сохранению и использованию.

Федеральное агентство лесного хозяйства

Источник

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Семиколенова М.Н. Лесная отрасль: направления повышения эффективности использования ресурсов / М.Н. Семиколенова, А.Е. Боброва // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №6. – С. 111-115

ЛЕСНАЯ ОТРАСЛЬ: НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

И С ПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

М.Н. Семиколенова , канд. экон . наук, доцент

А.Е. Боброва , магистрант

Алтайский государственный университет

( Росссия , г. Барнаул)

Аннотация . Данная статья посвящена вопросам управления одним из стратегических ресурсов РФ – лесному хозяйству. Авторами определены ряд проблем, с которыми ста л киваются представители лесной отрасли на современном этапе. Особое внимание при этом уделено порядку формирования доходов и расходов от использования лесных ресу р сов. В кач е стве основных направлений повышения эффективности сбора платежей за пользование лесом отмечены: разработка механизма покрытия расходов на охрану и во с производство леса, определение повышающих коэффициентов на древесину, дифференц и рованный по д ход к расчету лесных платежей для пользователей.

Ключевые слова: лесное хозяйство , затраты лесной отрасли, индикаторы доходн о сти, аренда за лес, плата за лес, доходы .

На современном этапе развития экон о мики создание импортозамещения и п о полнение бюджета возможно за счет в о зобновляемых источников природных р е сурсов. Одним из таких ресурсов, безу с ловно, являются леса России. Именно они содержат в себе уникальные экологич е ские системы, внутри которых находится более 20% лесных ресу р сов планеты. Ведь лес – наше величайшее природное бога т ство, которое при рациональном использ о вании может приносить постоянные дох о ды в федеральный и краевой бю д жет.

На данный момент вопросы лесной о т расли являются актуальными, потому что в них отражаются все механизмы лесных отношений. Так же в настоящее время особое внимание уделяется проблемам н е достаточного финансирования лесной о т расли на работы по пожаротушению л е сов, на создание транспортной инфр а структуры. Имеется еще множество пр о блем связанных с лесным хозяйством, т а кие как:

Читайте также:  Общие фонды банковских инвестиций

1) большие расстояния от места заг о товки до места переработки леса;

2) высокий физический износ основных производственных фондов;

3) высокая стоимость электроэнергии;

4) сезонный характер работы, именно от сезона зависит возможность осуществл е ния лесозаготовительной деятельности;

Данные проблемы требуют изменений в системе управления отраслью.

Инвестиции в лесн ую отрасл ь являются еще одним важным вопросом, так как их уровень за последние 10 лет уменьшился на 15%. Это означает, что отрасль является экономически не привлекательной для вложения, а значит и тенденция роста цен на лес с о хранится в будущем.

Правительство Российской Федерации плавно увеличивает пошлины на необр а ботанную древесину с середины 2007 года. Это связанно со стимулированием вну т ренней обработки древесины. Такое ст и мулирование продолжается и сегодня. П е реломным стал 2012 год. Во многих суб ъ ектах Российской Федерации приняты проекты отдельных л о кальных целевых программ: либо по охране лесов от пож а ров, либо по лесовосстановл е нию , либо по ликвидации последствий.

Сегодня, планирование и ведение ле с ного хозяйства основывается на лесоус т ройстве. Лесоустройство – система мер о приятий, сосредоточенных на формиров а нии национального и экономического пр о странства на основе разделения и гармон и зации интересов государства и бизнеса, тем самым, добиваясь экономизации лес о устройства, путем о своения всех видов л е сопользования: рекреация, экологический туризм, охота, заготовка л е карственных растений, грибов, ягод, смол [1, 2].

Таким образом, при лесоустройстве осуществляется целесообразная организ а ция территории и инвентаризация лесного фонда, а так же улучшение экономических и природных условий. Хозяйственная де я тельность – основной проект развития лесного хозяйства на определенный пер и од, учитывающий перспективы эконом и ческого развития конкретного региона, обязательное исполнение для ведения ле с ного хозяйства и применение для соста в ления прогнозов перспективного планир о вания.

Такие документы как проект организ а ции и развития лесного хозяйства, а также другие материалы лесоустройства являю т ся обязательными для ведения лесного х о зяйс т ва и пользования лесным фондом, составления прогнозов, осуществления перспективного и текущего планирования.

Оценка лесных ресурсов, с экономич е ской точки зрения, происходит из их дво й ственной народно-хозяйственной ценн о сти. Эта ценность определяется их ролью в качестве продуктов побочного использ о вания, источника древесины, их средоз а щитными и ре к реационными функциями.

Лесная промышленность отдельно от отрасли имеет свою особенность в хозя й ственной деятельности, т.к. заготавлива е мый ею природный ресурс не является т о варом в полном смысле этого слова. В о с новном, все потребительские свойства т а кого товара создаются природой. Но пр о изводя такого рода товар, предприятия лесной промышленности обязаны вносить плату за него.

В РФ лес принадлежит государству, п о этому предприятия, которые занимаются лесной деятельностью, работают на осн о вании договора аренды. По этому догов о ру аре н датору передается лесной участок для заготовки древесины, а также предо с тавляется возможность ведения охотнич ь его хозяйства в объемах, указанных в д о говоре [4] .

Ответственность за риск случайной г и бели лесного участка, как природного р е сурса, переходит к арендатору с момента передачи данного участка.

Все постройки, возводимые на аре н дуемом лесном участке, должны соотве т ствовать проекту освоения лесов, пол у чившему положительное заключение г о сударственной экспертизы.

Предприятие, по данному договору, за свой счет осуществляет санитарно-оздоровительные мероприятия, лесово с становление и уход за лесом на лесном участке, которые указаны в проекте осво е ния лесов.

Читайте также:  Инвестиции касьяненко т г учебное пособие

Договор аренды включает следующие расходы предприятия:

– осуществление разрубки (расчистки) квартальных просек на лесном участке, замена квартальных столбов в соответс т вии с лесохозяйственным регламентом и проектом о с воения лесов;

– осуществление правил пожарной безопасности, противопожарное обустро й ство лесов;

– заключение договоров на проведение авиационных работ по охране и защите лесов;

– проведение работ по ликвидации п о следствий аварийных ситуаций;

– внедрение передовых эффективных способов и методов лесовосстановления ;

– соблюдение правил складирования з а готовленной древесины (оборудованный склад);

Рассмотрим расчет арендной платы на примере ООО «Х» на 2017год (табл. 1).

Таблица 1. Стоимость 1 м 3 древесины, постановление Правительства №310 [5]

Источник

Стратегия лесного комплекса до 2030 года повысит лесистость страны на 3%

Система прописанных в документе мер должна увеличить доходность за счет развития внутренней переработки леса и потребления продукции. «В целом добавленная стоимость, создаваемая лесным комплексом, должна возрасти более чем на 70 процентов», — сообщила зампред правительства. Предполагается, что объем производства пиломатериалов увеличится на 55 процентов, древесно-стружечных плит — на 30, фанеры — на 40, бумаги и картона — на 30, деревянных домокомплектов — на 60. «При этом мы сохраним и восстановим лесные ресурсы, достояние и гордость нашей страны. Лесистость территории Российской Федерации возрастет на 3 процента», — подчеркнула Абрамченко.

Повышения прозрачности отрасли власти намерены добиваться через цифровизацию и внедрение отраслевых информационных систем. «В единой государственной информационной системе мы связываем все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов — от заготовки на делянке и складирования до переработки или вывоза за пределы Российской Федерации», — рассказала вице-премьер. При нестыковках в сведениях об объеме заготовки или других характеристиках сделки с древесиной будут невозможны. Единый электронный государственный лесной реестр объединит сведения о качественных и количественных характеристиках лесов и лесных земель.

Для предотвращения лесонарушений будет внедрен федеральный лесной надзор. Рослесхоз получит необходимые функции в отношении лесов, а в регионах появятся главные федеральные государственные лесные инспекторы. Сотрудников лесной охраны оснастят современным оборудованием для контроля и фиксации нарушений. «Это позволит значительно снизить ущерб от незаконных рубок и других лесонарушений, который достигает в год несколько десятков миллиардов рублей», — сказала Виктория Абрамченко.

Стратегия закрепляет переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства. «Мы повышаем экономику заготовки древесины не посредством вовлечения в рубку новых лесных земель, а благодаря эффективной организации выборочных рубок и уходу за лесами», — пояснила заместитель председателя правительства. Такой подход позволит получать в два раза больше древесины с единицы площади и в то же время достигать заданных параметров воспроизводства лесов.

«Одно из важнейших направлений новой стратегии — пересмотр подходов к восстановлению лесов», — заметила вице-премьер. По стране накоплено более 35 миллионов гектаров, на которых не проведено лесовосстановление. Стратегия предусматривает повышение роли региональных государственных лесохозяйственных учреждений. Они должны стать профессиональными исполнителями лесохозяйственных работ, в том числе по компенсационному лесовосстановлению. «Это позволит уже к 2024 году качественно восстанавливать 100 процентов вырубленных или погибших лесных насаждений», — заявила Виктория Абрамченко.

Чтобы обеспечить эффективный контроль за лесопользованием и справедливый доступ к сырьевой базе, стратегия предполагает поэтапную централизацию полномочий по предоставлению лесных участков. Правила предоставления лесных участков пересмотрят, а заодно пройдет ревизия ранее заключенных договоров аренды на предмет выполнения требований лесного законодательства. «С нарушителями предлагается договоры расторгать, а новые договоры на заготовку древесины заключать с компаниями, которые имеют мощности по переработке древесины», — сказала вице-премьер.

Стремясь переориентировать промышленность на глубокую переработку российского леса внутри страны, правительство закладывает шаги для стимулирования спроса на продукцию из древесины. «Одной из мер станет развитие деревянного домостроения за счет строительства жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций в объеме не менее 20 процентов», — раскрыла Абрамченко некоторые детали. Другой пример — развитие альтернативной энергетики с использование отходов лесной промышленности в качестве биоэнергетического сырья.

Источник

Оцените статью