Положительное и отрицательное воздействие иностранных инвестиций на экономику
Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия.
Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
) увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;
) поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта;
) использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;
) привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;
) более полное использование местных природных ресурсов;
) повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;
) расширение ассортимента выпускаемой продукции;
) развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;
) расширение экспорта и поступления иностранной валюты;
) увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;
) повышение уровня жизни и покупательной способности населения;
) использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;
) развитие инфраструктуры и сферы услуг;
) повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;
) усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;
) оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и в потреблении.
К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:
) усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
) увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
) подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
) репатриация (возвращение) капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
) игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
) возможная деформация структуры национальной экономики;
) упадок традиционных отраслей национальной экономики;
) усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
) ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
) негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.
Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.
Другие статьи по теме
Первый мировой кризис XXI века причины и природа
Причины, которые породили мировой финансовый, а впоследствии глобальный экономический кризис 2008-2011 гг., именно истинные причины, по своему существу единственны. Существуют различные точки зрения как на ход и процесс развертывания с .
Финансовая санация на предприятии
В результате резкого обострения проблем неплатежей, долгов, несостоятельности предприятий, хронической убыточности их производственно-торговой деятельности в условиях формирующегося рынка в первой половине 90-х гг. закрепился термин « .
Источник
Влияние иностранных инвестиций на экономику страны
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 06.05.2016 2016-05-06
Статья просмотрена: 6204 раза
Библиографическое описание:
Бекмухамедова, Б. У. Влияние иностранных инвестиций на экономику страны / Б. У. Бекмухамедова, Б. Э. Матрасулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 622-624. — URL: https://moluch.ru/archive/114/28956/ (дата обращения: 11.06.2021).
Иностранные инвестиции приветствуются во всех странах, экономика которых является открытой. Иностранные инвестиции служат толчком экономического развития стран, особенно, развивающихся стран. Объемы иностранных инвестиций продолжают стремительно возрастать, усиливая роль международного производства в мировой экономике. Можно утверждать, что влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны противоречиво: оно может быть как положительным, так и отрицательным. [1.]
Инвестирование иностранного капитала повышает конкурентоспособность принимающей страны. Поток инвестиций, повышает производительность. Инвестиции также повышают качество выпускаемой продукции, а это влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции, выводит её на международный уровень, то есть расширяет связи с внешними рынками. Данные положительные последствия инвестирования иностранного капитала, являются наиболее значимыми для экономики принимающей страны. Несмотря на явные плюсы внедрения иностранных инвестиций, существуют и определённые минусы.
Иностранные инвестиции повышают спрос на высококвалифицированную рабочую силу, в связи с чем растёт уровень благосостояния населения, так как иностранные инвесторы платят более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами. Но соответственно сокращаются прибыли местных фирм из-за несправедливой конкуренции. Иностранные инвестиции стимулируют производство промежуточной продукции, так как создаётся спрос именно на неё. Местные фирмы вынуждены создавать дополнительные производственные мощности, поскольку они не производили бы данные товары при отсутствии спроса со стороны зарубежных компаний, стран. [2.]
Другим аспектом отрицательного влияния иностранных инвестиций на экономику принимающей страны служит эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными инвестициями, вытеснения местных фирм более конкурентоспособными зарубежными, то есть местные фирмы просто не имеют возможности развиваться, расти, пробиваться на мировой рынок. Можно сказать, что этот эффект далеко неоднозначен, так как иностранные инвестиции могут содействовать развитию национальных фирм за счет роста производительности труда, внешнего эффекта от передачи технологии, что является одним из положительных влияний иностранных инвестиций на экономику принимающей страны.
В сегодняшнее время, при глобализации мирового хозяйства поток иностранного капитала между странами достиг высокого уровня. Величина функционирующего за рубежом иностранного капитала огромна. Ежегодно международное движение капитала оценивается примерно 0,7–1,2 трлн. долл., в т. ч. прямых инвестиций — около 0,13–0,24 трлн., портфельных — 0,12–0,67 трлн. долл. Только объем накопленных в мире прямых инвестиций составляет около 3 трлн. $. Картина современной международной экономической жизни создается, прежде всего, теми компаниями, которые не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют там. [3.]
В общем объеме вывоза капитала повышается роль и доля вывоза государственного капитала (около 25 %). Среди общего объема экспортируемого капитала в развивающиеся страны 90 % является государственным капиталом, а в страны Восточной Европы и СНГ — 35 % (при этом в виде льготных кредитов — 35 %, беспроцентных кредитов — 65 %).
Более 50 % мигрирующего капитала в мировом хозяйстве принадлежит частным субъектам (корпорациям, ТНК, банкам, инвестиционным, пенсионным, страховым фондам и др.). В последние десятилетия отмечается тенденция сокращения доли банков с 50 до 25 % и одновременный рост доли капиталов ТНК. Растут объемы частного капитала мигрирующего между промышленно развитыми странами (около 75 %) Увеличивается доля прямых инвестиций в общем объеме частного и государственного капитала. Растет число интернациональных слияний и приобретений фирм (около 79 % совокупного объема прямых зарубежных инвестиций). Отмечается сдвиг в отраслевой структуре иностранных инвестиций от обрабатывающей промышленности и торговли к инвестициям в наукоемкие отрасли и сферу услуг (более 55 %).
В последние годы утверждена Инвестиционная программа Республики Узбекистан Она сфокусирована на модернизации производственных мощностей как крупных объектов промышленности и инфраструктуры, так и небольших перерабатывающих производств частного сектора.
Программой предусмотрены капиталовложения на общую сумму 27,1 трлн. сум., из которых 6,7 трлн. сум. — централизованные инвестиции. В том числе:
− 1,3 трлн. сум. — инвестиции, финансируемые из Государственного бюджета. Из них 408 млрд. сум. выделено на развитие сельскохозяйственного комплекса, преимущественно на развитие обрабатывающих производств;
− 925,2 млрд. сум. инвестирует Республиканский дорожный фонд на строительство, ремонт и реконструкцию автодорог, а также необходимой инфраструктуры;
− $20 млрд. предусмотрены адресной программой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением прямых иностранных инвестиций и кредитов;
− около $1,2 млрд. будут инвестированы для ввода в эксплуатацию объектов и производственных мощностей. Это также позволит создать 8,5 тыс. рабочих мест.
Среди крупных инфраструктурных проектов можно отметить:
− строительство высоковольтной линии ВЛ-500кВ «Талимарджанская ТЭС — ПС Согдиана»;
− строительство двухпутной электрифицированной железной дороги «Джизак-Янгиер» протяженностью 187 км;
− модернизацию и реконструкцию объектов водоснабжения в Сурхандарьинской области, что повысит мощности обеспечения населения питьевой водой до 108,8 тыс. м 3 ;
− строительство вузов на 9.4 тыс. уч. мест, колледжей и лицеев на 6,6 тыс. уч. мест, общеобразовательных школ на 61,5 тыс. уч. мест, 112 детских спортивных учреждений.
Следует отметить, что объём инвестиций составил 22,9 % к ВВП. При этом более 22 процентов, иными словами свыше 2,5 млрд. долларов приходится иностранным инвестициям, из которых более 79 % — прямые иностранные инвестиции [3.].
Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан показывает, что за 2010–2015 годы общий объем инвестиций в нефинансовые активы в стране увеличился с 3778,1 до 19689,6 млрд. сумов, или в 5,2 раза. За данный период доля инвестиций, направленных в основной капитал увеличилась с 83,8 % до 95,1 %, а расходы на капитальный ремонт основных средств снизились с 9,8 % до 4,5 %. Это свидетельствует о том, что в последние годы большая часть инвестиций направляется на обновление капитала, т. е. на приобретение новых основных средств. [3.]
В Узбекистане обеспечивается интенсивное развитие базовых отраслей промышленности, проводится огромная работа по перепрофилированию существующих и созданию новых мощностей на основе использования передовых, в частности информационных технологий, производится конкурентоспособная, экспортоориентированная и импортозамещающая продукция. Растут объемы производства, открываются новые предприятия, в том числе с участием иностранного капитала, расширяется сфера малого бизнеса и частного предпринимательства.
Созданный в стране инвестиционный климат, льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, позволяют привлекать инвестиции на долгосрочной основе, дают возможность зарубежным партнерам активно участвовать в программах приватизации и модернизации производственных предприятий. Росту заинтересованности деловых кругов других стран в сотрудничестве с Узбекистаном также способствует ежегодное проведение в Ташкенте более 50 специализированных международных торговых ярмарок. Узбекистан является одной из тех стран мира, которые достигаются высоких макроэкономических показателей за последние годы. Эти высокие показатели осуществляются за счет притока иностранных инвестиций.
- Э. Р. Махиудов. Мировая экономика: современные экономические системы. Ташкент. 2004.
- Е. Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Москва. 2000.
- Доклад Президента РУз. И. А. Каримова на заседании КАБМИН, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.
Источник
8.5. Последствия притока иностранных инвестиций в российскую экономику
Макроэкономические последствия привлечения страной иностранных инвестиций однозначно определить невозможно. Как и любые другие экономические мероприятия, они приводят, с одной стороны, к положительным результатам, а с другой — к отрицательным.
Приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в определенной степени восполняет недостаток внутренних капиталовложений. По данным Госкомстата России, в 1997 г. внутренний инвестиционный кризис продолжался: общие инвестиции в основной капитал снизились по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. на 7% и составили 27% от уровня 1991 г. В этих условиях привлеченные в 1997 г. 3,9 млрд долл. США, в том числе 1,1 млрд долл. США за пакет акций ОАО «Связьинвест», способствуют некоторой стабилизации российского инвестиционного кризиса.
При общем сокращении производства в стране выпуск продукции на предприятиях с иностранным капиталом постепенно увеличивается. Их доля в ВВП России повысилась с 1% в 1991 г. до 2% в 1996 г. Совместные предприятия способствуют росту занятости российских граждан. Объем производства в расчете на одного занятого на этих предприятиях многократно превышает средний уровень по народному хозяйству. Это свидетельствует о том, что деятельность СП способствует модер-низации российской экономики и ее переходу к более эффективным методам работы.
Основная часть продукции предприятий с иностранным капиталом реализуется на внутреннем рынке, что становится заметным фактором его пополнения многими видами современных товаров и услуг как в потребительском, так и в производственном секторах.
Работа на многих предприятиях требует высокой квалификации, более интенсивного труда и дисциплины, чем это имеет место в среднем по России. Однако такая работа и компенсируется более высокой заработной платой. С учетом членов семей совместные предприятия содействуют повышению жизненного уровня примерно 1 млн человек.
Положительным для России является наметившийся сдвиг в отраслевой структуре иностранных инвестиций. На начальном этапе поступления иностранных частных инвестиций наиболее крупной сферой их приложения была торговля. В настоящее время около 2/3 инвестиций из числа действующих предприятий приходится на различные отрасли промышленности. Однако первое место продолжает оставаться за торговлей и общественным питанием, второе за промышленностью. Относительно важными сферами приложения иностранного капитала стали строительство и промышленность стройматериалов, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, транспорт и связь, наука, а также общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка и другие отрасли.
Несмотря на преимущества, получаемые российской экономикой от привлечения иностранного капитала, необходимо отметить их весьма невнушительный размер в масштабах отечественного народного хозяйства. Столь скромные результаты являются следствием сложившейся нерациональной структуры привлекаемых иностранных инвестиций, около 60% которых приходится на прочие иностранные инвестиции. По сути они представляют собой «горячие» деньги. На долю же прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих рост реального сектора экономики России, приходится лишь 37%.
Важнейшим фактором значительного роста объемов привлекаемых прочих инвестиций стала политика Министерства финансов РФ по решению проблем финансирования расходов федерального бюджета за счет внешних источников. В этом отношении решающее значение имела последовательная либерализация доступа капитала нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг, которая в условиях высоких реальных процентных ставок стимулировала дополнительный приток иностранных инвестиций в ГКО — ОФЗ (см.
Инвестиции нерезидентов на рынок ГКО — ОФЗ, млрд долл.
Вид инвестиций | Всего за 1996—1997 гг. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чистый приток средств нерезидентов | 5,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начисленные доходы | 0,6 Однако использование Министерством финансов РФ и ЦБ РФ механизма финансирования расходов государственного федерального бюджета за счет краткосрочных заимствований на внутреннем и внешнем рынке способствовали лишь временному разрешению накопившихся в экономике проблем. Высокая доходность рынка государственных облигаций и короткие сроки заимствования, неспособность Министерства финансов РФ и ЦБ РФ изменить сложившуюся практику неблагоприятных условий заимствования способствовали ускоренному росту «государственной пирамиды». Границами же ресурсов, необходимых для ее поддержания (кредитования и перекредитования), с одной стороны, стали возможности российского финансового рынка, а с другой — попадание в полную зависимость от конъюнктуры мирового рынка краткосрочных капиталов. В этих условиях разразившийся осенью 1997 г. и продолжившийся в начале 1998 г. финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, спровоцированный валютными, фондовыми спекуляциями и оттоком нерезидентов с национальных финансовых рынков стран региона, выступил тем самым катализатором, который способствовал полному разрушению российского рынка государственных долговых обязательств и национальной банковской системы буквально в считанные дни. Однако основные, глубинные причины российского кризиса формировались в продолжение последних семи лет проведения в экономике рыночных реформ. Доля иностранных инвестиций в объеме внутреннего долга к 4-му кварталу 1997г. Резко снизились курсовые цены на российские евробонды и облигации Внешэкономбанка РФ: облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) упали до 11—28% от номинала, а еврооблигации — до 28—38%. А в связи .с тем, что операции с ними особенно активно на внешних рынках осуществляли крупнейшие российские коммерческие банки, это привело к потере ими своей ликвидности. Однако первую половину 1998 г. Правительству и ЦБ РФ все-таки удавалось поддерживать финансовый рынок страны в более или менее стабильном положении. Вторая волна финансового кризиса в Юго-Восточной Азии в начале 1998 г. привела к тому, что к середине года иностранные инвесторы пожелали вывести основную часть своих инвестиций, сделанных в российские государственные ценные бумаги, — порядка 15 млрд долл. США. Ситуация усугублялась еще и тем, что в сентябре — октябре 1998 г. Правительству РФ и крупнейшим банкам-резидентам предстояло выплатить значительную сумму по погашению ранее полученных иностранных кредитов и процентов за пользование ссудами. С учетом всех краткосрочных обязательств России перед нерезидентами эта сумма составляла порядка 43 млрд долл. США. В результате совпадения по времени (в 4-м квартале 1998 г.) значительных планируемых и непланируемых объемов платежей частным иностранным инвесторам, которые практически невозможно было урегулировать, с отсутствием золотовалютных резервов (сокращение выручки от экспорта нефтепродуктов в результате падения цен на нефть) Правительство РФ 17 августа 1998 г. объявило односторонний мораторий на выплату по внутренним государственным заимствованиям, а также по внешним обязательствам российских коммерческих банков до 17 ноября 1998 г. В этих условиях отсутствие у Правительства и ЦБ РФ возможности для поддержания курса рубля привело к его резкому падению по отношению к доллару США (в августе 1998 г. — в 3,5 раза), что привело в свою очередь к разовому взрывному росту цен в 1,3-1,5 раза, а затем к ускорению ежемесячных темпов инфляции. Таким образом, в переживаемом страной кризисе российских финансов немаловажную роль сыграл фактор нерациональной структуры привлеченных иностранных инвестиций, когда упор Правительства РФ в политике привлечения иностранного капитала был сделан не на качественный, а на количественный аспект. Для массового притока краткосрочных, спекулятивных капиталов достаточно обеспечить минимум законодательных решений и максимум доходности. Для привлечения же прямых иностранных инвестиций требуется проведение комплекса долговременных и систематических мер по формированию благоприятного инвестиционного климата в России, в частности: • соблюдение платежно-финансовой дисциплины; • реформирование системы налогообложения; • снижение реальной банковской ставки до уровня, стимулирующего значительный рост инвестиций; • создание благоприятного налогового режима и системы государственных гарантий, предоставляемых частным инвесторам на приоритетных для государства направлениях инвестиро-вания; • разграничение сфер ответственности федерального и местного бюджетов; • формирование институциональной среды инвестиционной деятельности; • решение законодательных и организационных проблем развития ипотеки; • дальнейшее совершенствование таможенного регулирования; • обеспечение инвесторов достоверной информацией; • развитие рынка корпоративных ценных бумаг; • обеспечение надежной законодательной защиты инвесторов. Однако, как уже отмечалось ранее, именно эти мероприятия не вошли в практику привлечения иностранных инвестиций в России. При всех негативных последствиях оттока краткосрочных спекулятивных иностранных капиталов из российской экономики, наблюдаемых в последнее время, нельзя не отметить и, несомненно, положительную их роль в развитии фондового рынка России, где присутствие нерезидентов составляло на конец 1997 г. порядка 80% объемов совершаемых сделок. Для российских предприятий в условиях продолжающегося экономического кризиса формирование рынка акций и продажа части своих акций, даже недооцененных по сравнению с ценными бумагами компаний других стран, служили источником дополнительного инвестирования в развитие производства. Точную оценку вложения иностранных инвесторов в акции российских предприятий сделать сложно, так как происходят существенные колебания курса акций российских предприятий, периодический сброс пакетов акций иностранными инвесторами, а также резкие падения курса российского рубля по отношению к СКВ. Преобладание иностранных игроков-спекулянтов над стратегическими инвесторами на отечественном фондовом рынке, конечно же, способствовало его нестабильности и злоупотреблениям на курсовой игре, вследствие чего реальная стоимость акций не соответствует их котировкам, осуществляемым основными участниками рынка. Тем не менее российские участники получили возможность освоить в российской практике основные финансовые инструменты современного фондового рынка, сформировать их конъюнктуру, хотя подчас и в гипертрофированных, уродливых формах. На этом фоне вполне естественно, что наибольшие потери от финансового кризиса в России потерпел национальный фондовый рынок, который прекратил работу на несколько недель из-за катастрофического обвала котировок российских корпоративных бумаг. Цены на российские облигации в начале кризиса, по данным «J. P. Morgan Emerging Markets Bond Index Plus», снизились на 54,2% по сравнению с аналогичным показателем на начало года. При этом значительные потери, естественно, понесли основные игроки — иностранные инвесторы. Так, финансовый кризис в России привел к серьезным потерям для акционеров американских паевых и пенсионных фондов, вложивших инвестиции в экономику России. Существенно пострадали: «Morgan Stanly Emerging Market Date Funds», «Scudder Emerging Market Bond Fund», «Aim Global High-income Fund». Большинство из них разместили около 20% своих активов на рынке государственных облигаций Российской Федерации, a «Morgan Stanly» — 27% капиталов в российские долговые обязательства. Объявление о чрезвычайных мерах по стабилизации финансовой ситуации, предусматривающих, в частности, мораторий по краткосрочным долговым обязательствам на сумму около 43 млрд долл. США, привело к новому обвалу на российском рынке. Из-за массового оттока покупателей с рынка долговых обязательств иностранные инвесторы не имеют возможности на практике подсчитать стоимость своих капиталовложений в российские облигации. Обеспокоенность иностранных инвесторов вызвала и объявленная российским Правительством реструктуризация внутренних долговых обязательств, срок погашения которых истекал 31 декабря 1998 г. Большинство американских и европейских инвесторов хеджеровали вложения в рублевые облигации форвардными контрактами, которые предусматривают конвертацию рублевых выплат по облигациям в доллары США по гарантированному курсу 6,25—6,5 рублей за доллар. Однако после сообщения о расширении «валютного коридора» российские коммерческие банки не придерживались этого обменного курса. Российская практика привлечения иностранного капитала еще раз подтверждает, что положительные или негативные последствия в экономике страны зависят не столько от величины привлеченного иностранного капитала, сколько от его структуры и концентрации в отдельных отраслях и сферах национальной экономики. Так, общий объем накопленных Россией иностранных инвестиций в 1998 г. составляет всего 35 млрд долл. США, или около 6-7% произведенного страной за год ВВП, на фондовом рынке доля его присутствия в спекулятивной форме равна 80%, а в краткосрочном кредитовании дефицита федерального бюджета — свыше 40%. Этих значений присутствия нерезидентов в наиболее динамичных секторах российского финансового рынка оказалось достаточно, чтобы спровоцировать ситуацию международного банкротства такого крупного и мощного в экономическом и финансовом отношении государства, как Российская Федерация. Необходимо также помнить, что одной из важнейших задач в деятельности государства по привлечению иностранных инвестиций является своевременное обслуживание накопленного долга — уплата процентов и погашение ссудной задолженности. В некоторых случаях своевременное и полное выполнение страной обязательств перед иностранными кредиторами по обслуживанию накопленной задолженности государства перед нерезидентами становится тяжелым и непосильным бременем для экономики страны. В результате страна попадает в тиски финансовой зависимости от государств-кредиторов, что приводит к потере ею своей политической и экономической самостоятельности. В качестве оценки степени платежеспособности страны или тяжести ее долгового бремени рассматриваются в основном не размер внешнего долга и платежей по нему, а показатели, ха-рактеризующие ресурсы страны-должника, т.е. объем ВВП, а также экспортная база, поскольку платежи по обслуживанию внешнего долга обычно производятся в иностранной валюте. Исправно платят внешние долги страны с динамично развивающейся экономикой и особенно ее экспортным сектором. Исходя из этих критериев международные финансовые институты (прежде всего МБРР) используют следующие показатели для анализа платежеспособности стран-должников. 1. Доля внешнего долга в ВВП страны; сумма внешнего долга/ВВП х 100. 2. Доля платежей по обслуживанию долга в ВВП страны: сумма платежей по обслуживанию долга (проценты + суммы по возврату долга)/ВВП х 100. Считается, что если стране приходится направлять на обслуживание долга 5% и более ВВП, то долговое бремя на данный момент является тяжелым. 3. Поскольку платежи по обслуживанию долга производятся в конвертируемой валюте, то необходимо учитывать объемы экспорта страны-должника. В связи с этим рассчитываются следующие показатели: 3.1) сумма внешнего долга/экспорт х 100%; 3.2) коэффициент обслуживания долга, %: сумма платежей по обслуживанию внешнего долга (проценты + суммы по возврату долга)/экспорт х 100. Последний показатель называется еще нормой обслуживания долга (НОД) и считается главным при анализе платежеспособности. Принято считать, что если НОД превысила 20%, то возникает угроза срыва графика платежей по обслуживанию долга. В среднем по развивающимся странам НОД в 1970 г. составляла около 10%, в 1986 г. — 30, в 1991 г. — 21%. 4. Особое внимание уделяется анализу процентных платежей. Они сопоставляются как с валовым внутренним продуктом: сумма процентных выплат/ВВП х 100, так и экспортом: сумма процентных выплат/экспорт х 100. При отсрочке платежей, как правило, переносятся сроки погашения основной суммы долга, а в отношении процентных выплат кредиторы придерживаются жесткой позиции. 5. Ликвидные позиции страны-должника характеризуются показателем, который рассчитывается: сумма золотовалютных резервов страны/сумма долговых платежей. Кроме того, можно проводить анализ по соотношению суммы платежей по внешнему долгу и доходов государственного бюджета страны. Рассмотрим значение некоторых показателей, характеризующих платежеспособность Российской Федерации (см. табл. 8.8). Динамика обслуживания внешнего долга России Источник: Экономический мониторинг РФ: глобальные тенденции и конъюнктура в отраслях > промышленности. — 1995. — № 4—5. — С. 56; Обзор экономики России. — 1998. — № 1. — Табл. 44, 53.
В соответствии с данными табл. 8.8 величина нормы обслуживания долга России согласно обязательствам по графику за период с 1992 г. по 1996 г. превышала пограничное значение в 20%. Наиболее тяжелыми годами для России в отношении обслуживания долга были 1993—1994 гг., когда НОД в расчете по плановым обязательствам составляла 34,7% и 29,9% соответственно. Однако за счет использования возможностей по урегулированию внешнего долга фактическое значение НОД сокра-тилось до значений 6—8%. В последующие годы наблюдается та же тенденция: значение НОД по плановым платежам близко к критическому, а фактически — в 2 раза меньше. Но такое положение с обслуживанием Россией своего внешнего долга не могло продолжаться постоянно, особенно в условиях переориентации круга заемщиков, происходившей в 1996—1997 гг., с межгосударственных кредитов на частные иностранные инвестиции. Кроме того, сложившийся российский график платежей по обслуживанию внешнего долга предусматривает выплату основных сумм в конце года (4-й квартал), что предопределило объявленный Правительством РФ в августе 1998 г. мораторий на выплаты по внешним и внутренним государственным обязательствам (см. табл. 8.9). График платежей по обслуживанию внешнего долга России
Источник: Платежный баланс России за январь — сентябрь 1997 г.; Финансовые известия. — 1998. — 19 февраля. — № 12. — С. 4. Данные табл. 8.9 показывают, что обслуживание российского внешнего долга по плану в 1996—1997 гг. должно было потребовать значительных ресурсов из государственного бюджета — около 15—20%, а фактически это составило 6-7%, т.е. в 3 раза меньше. Нельзя забывать, что урегулирование платежей по внешнему долгу в 1992—1997 гг. влечет за собой их увеличение ускоренными темпами в будущем. Таким образом, в сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации в российской экономике и финансовой сфере величина внешнего долга и размеры по его обслуживанию составляют весьма существенные величины, являются обременительными для дефицитного бюджета России и в итоге все более затягивают страну в тиски долговой экономической и политической зависимости. Источник |