После каких событий алашское движение активизировало свою деятельность

Алаш Орда

История движения Алаш

Движение Алаш – национально-освободительное движение против колониальной политики Российской империи в первой четверти ХХ в. В начале прошлого столетия большая часть территории казахов стала собственностью российского государства, резко увеличилось количество переселенцев, коренное население насильственно вытеснялось с обжитых земель. Борьбу против политики царизма возглавила национальная интеллигенция, сформировав Алашское движение после 1-й русской революции. Программным документом Алашского движения стала Каркаралинская петиция 1905 года. В конце 1905 года в г. Уральске был созван «делегатский съезд» представителей пяти областей Казахстана, на котором было принято предварительное решение о создании казахской национальной партии, на базе которой позже возникла партия «Алаш». После Октябрьской революции жизнь народа ухудшилась, политические силы были разрознены. В этих условиях лидеры казахского либерально-демократического движения, учитывая быстро меняющуюся революционную ситуацию и прямо противоположные друг другу цели политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда.

В июле 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором рассматривались вопросы государственного управления, автономии, участия в Учредительном собрании, образования политической партии, земельный, о народной милиции, образовании, суде и другие вопросы. Главным решением съезда было: отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе «демократической, парламентской и федеративной Российской республики». Знаменательной вехой на съезде было то, что на съезде был решен вопрос об образовании партии «Алаш».

Демократы-просветители А.Бокейханов, А.Байтурсынов и М.Шокай искали пути развития казахского общества, руководили работой мусульманской фракции в Государственной думе. По их инициативе созданы журнал «Айкап» (1911 г.), газеты «Бірлік туы», «Сары-Арка», «Ак жол», которые на своих страницах вели большую пропагандистскую и просветительскую работу. Главной целью Алашского движения было самоуправление казахского народа, право народа на создание самостоятельного государства, ограничение переселения из внутренних районов России на казахские земли. Представители Алашского движения выступали за сохранение традиционного животноводства, развитие земледелия, промышленности, торговых отношений. Значительное место в их программе занимало развитие национальной культуры, образования и казахского языка. Алашское движение возникшее в годы революции 1905 — 1907 гг. в России, достигло пика в 1917 г.

Лидеры «Алаша» и вся партия в целом не приняли Октябрьскую революцию. Они объединились под лозунгом «Освобождение казахского народа из-под колониального ига!». Еще задолго до Октябрьского переворота лидеры казахского либерально-демократического движения широко пропагандировали свои программы по социально-экономическому и политическому развитию Казахстана. 21 ноября 1917 года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии «Алаш». Проект программы состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местная свобода, основное право, религия, власть и суд, защита народа, налоги, рабочий вопрос, развитие науки и просвещения, земельный вопрос. Целью партии «Алаш» стало воссоздание национального государства казахов, распавшегося в XVIII-ХІХ веках, введение института президентства.

Правительство Алашской автономии осуществляло свою деятельность в очень сложном положении. Оно начало создавать в степных районах местные органы власти. Центральные районы страны контролировались из города Жана Семей, а западные — из аула Джамбейты, имелось также Тургайское отделение управления. Они создавали новые суды и органы милиции.

Главными программными задачами партии провозглашались: освобождение страны от колониального порабощения; выведение казахского общества из средневекового состояния и вхождение в сообщество цивилизованных стран; осуществление коренных изменений в социально-экономической и общественно-политической жизни казахского общества.

Программа партии «Алаш» придерживалась объединения казахского общества не по классовому принципу, а на основе общенационального единства.
Партия «Алаш» требовала принятия законов о признании земли собственностью казахов и об открытии школ и университетов с родным языком обучения, выступала за ограничение процесса переселения крестьян в Казахский край, предоставление прав свободы и равенства беднякам. Такая программа обеспечила партии «Алаш» широкую популярность.

Несмотря на то, что все политические структуры были уничтожены большевиками, Алашское движение не сразу ушло с арены политической борьбы. Его принципы поддерживали Т.Рыскулов, С.Асфендияров, С.Кожанов, С.Садвакасов и Ж.Мынбаев.

Ряд лидеров Алашского движения не покинул арену идеологической деятельности. По сведениям ряда источников, в 1920 году А. Букейханов призывал молодежь, подверженную идеям «Алаш» и не замеченную прежде в открытых выступлениях против советской власти, вступать в партию большевиков, войти в доверие новой власти и посредством этого служить национальным интересам. В условиях советской власти этот призыв лидера казахской интеллигенции был своеобразным выходом из сложившейся ситуации. Десятки алашевцев, в их числе С. Садвокасов, Ы. Мустамбайулы, Ж. Султанбеков, Н. Нурмаков, вступив в ряды партии большевиков, участвуя в осуществлении верховной власти, тем самым приложили все усилия, чтобы советская власть в Казахстане приобрела национальное содержание.
С середины 20-х гг. ХХ в. параллельно по официальной линии проводилась кампания по извращению ключевых вопросов истории казахского народа (история присоединения Казахстана к России и национально-освободительное движение в крае), писались «заказные» исследования по ним.
Ответной реакцией на это насилие в духовной жизни стали выход в свет таких произведений казахской истории и литературы, как «История раздела казахской земли», «История казахского народа» Телжана Шонанова и «Бывшие инородцы» Кошке Кеменгерова, «Материалы к истории киргиз-казахского народа» и «Ақтабан шұбырынды» (Великие бедствия) М. Тынышпаева, сборники «Аламан» и «Исатай-Махамбет», составленные и изданные X. Досмухамедовым и др., не потерявшими научно-познавательного значения и в настоящее время.

Этим принципам отвечала попытка М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, Амангали Сегизбаева по разработке платформы (программы) литературной организации «Алка», которая в результате вмешательства ОГПУ, окончательно не оформилась.

Работа продолжалась и за границей. Об этом свидетельствует деятельность Мустафы Шокая, который в течение 10 лет выпускал за рубежом журнал «Яш Туркестан» («Молодой Туркестан») (1929 – 1939 гг.). Эмигрировавшие представители Алашского движения ставили целью политическую борьбу за национальную свободу Казахстана, ратовали за объединение с соседними мусульманскими странами. Многие деятели Алашского движения подверглись репрессиям.
Политические ориентиры, избранные лидерами Алаш-Орды в начале XX века, подтвержденные областными съездами казахов остались неизменными, и были направлены на создание казахской автономии, на созыв учредительного собрания и защиту прав и свобод своего народа.

Литература:

1. Жанбосинова А.С. Краткая энциклопедия истории Алаш и Алаш-Орда / гл. редактор А.У. Кувандыков; ред.: С.К. Игибаев, Г.М. Ахметова. — Усть-Каменогорск: Изд-во «Берель» ВКГУ им. С. Аманжолова, 2013. — 204 с.
2. История Казахстана: энциклопедический словарь. – Алматы: Аруна, 2010. – С.37-38
3. Казахстан: национальная энциклопедия / гл. ред. Б.Аяган. – Алматы: Гл. редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2004. – С.168-169
4. Кыдыралина Ж. Нация и история. – Астана: Елорда, 2009. – 304 с.

Дополнительная литература:

1. Аккулулы С. Демократическое самоуправление в степи // Спектр. — 2016. — 21 декабря. — С.8
2. Аманжолова Д.А. Автономия Алаш — идея и практический опыт политической и территориальной консолидации // История Казахстана: преподавание в школе. — 2014. — № 1. — С.16-29
3. Аманжолова Д.А. Движение Алаш в 1917 году. — М., 1992. — 33 с.
4. Аманжолова Д.А. На изломе. Алаш в этнополитической истории Казахстана. — Издательский дом «Таймас», 2009. — 412 с.
5. Аманжолова Д.А. Алаш-Орда: квитэссенция правды // Спектр. — 2016. — 16 ноября. — С.8
6. Аманжолова Д.А. Алаш: исторический смысл демократического выбора. — Алматы: «Таймас» Издательский Дом, 2013. — 400 с.
7. Движение Алаш. Сборник материалов судебных процессов над алашевцами. В 3-х т. Т.3. Документы, допросы и ответы. Синхронные переводы. Материалы судов. Конфискованные письма. — Алматы: ФФ «Ел-шежіре», 2011. — 425 б.
8. Жанбосинова А.С. Краткая энциклопедия истории Алаш и Алаш Орды / гл. редактор А.У.Кувандыкова, С.К.Игибаев, Г.М.Ахметова. — Усть-Каменогорск: «Берель» ВКГУ им.С.Аманжолова, 2013. — 204 с.
9. Илеусизова Б.К. Движение Алаш / Б. К. Илеусизова // История Казахстана: преподавание в школах и Вузах . — 2012. — №6. — С. 54-59
10. Илиуф Х.М. К вопросу об этнониме «Алаш» // Абай. — 2008. — №3. — С.90-92
11. История Западного отделения Алаш. Сборник научных статей / под ред. М.Н. Сдыкова. — Уральск, 2012. — 356 с.
12. Кадырова Л. Как легенда…: 90-летие Алашорды // Спектр. — 2009. — 18 февраля. — С.13
13. Карибжанова В. П. Трехтомник «Движение «Алаш» профессора Т. К. Журтбая // История Казахстана: преподавание в школе. — 2013. — № 8. — С.38-40
14. Кеменгер К. Алаш и национальное востоковедение // Мәдени мұра = Культурное наследие. — 2015. — №3. — С.118-122
15. Кузгумбаева Ж. Г.Н.Потанин и «Граждане Алаша» // Абай. — 2008. — № 1. — С.39-43
16. Кусайынулы К. Изучение архивных материалов движения «Алаш» // Мысль. — 2013. — №3. — С.77-82
17. Ламин В. Сибирские автономисты и деятели «Алаш-Орды» // Абай. — 2008. — №4. — С.15-17
18. Макен Е.З. Установление Советской власти, движение «Алаш», развитие промышленности, науки и культуры в 20-30-е годы. // История Казахстана: преподавание в школах и Вузах . — 2009. — №11. — С.22-24
19. Нурмагамбетова Р.К. Движение Алаш и Алаш-Орда: историография проблемы 1920-1990-е годы ХХ века. — 2003. — 153 с.
20. Славина Л. История под грифом «секретно» // 7 дней. — 2007. — 12 янв. — С.3

Читайте также:  Как раскрутить свои бизнес салона красоты

Источник

Формирование национально-демократической интеллигенции. Движение «Алаш»

1. Формирование национально-демократической интеллигенции.

2. Период Февральской буржуазно-демократической революции.

3. Партия Алаш, Алаш Орда

4. Кризис Алаш Орды.

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В развитии как рабочего, так и аграрного движения а Казахстане освободительной борьбы в крае в целом, определенную роль сыграла интеллигенция, зародившаяся на рубеже XIX – XX веков. По своему составу и направления, характеру общественно-политической деятельности интеллигенция объединяла различные группы, но основную её часть составляли представители национально администрации, включая врачей, учителей, адвокатов и др. Это были выходцы из дворян , разночинной среды низших слоев общества. Большинство из них занимали правительственно-имперские позиции, но политически сильные среди которых не мало социал-демократов, социал-революционеров и т.д. Принимали особенно активное участие в выступлениях городских учащихся края. Во многих городах возникли организации революционных, либерально-демократических (кадеты и т.д.) и черносотенных партий, в которых представители интеллигенции занимали заметное положение.

Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них выходцы из низов, придерживались социалистических идей, являлись или сотрудничали с социал-демократами , эссерами.

Мухаммад-Максут Халтдулин-Бекметов – телеграфист Омской почтово-телеграфной конторы, один из руководителей забастовки служащих, выходец из каркаралинска , состоял в РСДРП с 1903г поддерживал тесный контакт со своими земляками, особенно на кануне в период Всероссийской политической стачке в октябре 1905 года был одним из организаторов известных каркаралинских событий, занимался пропагандой революционных идей в Степном крае, в городах: Омске, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Каркаралинске и др. При аресте обнаружены напечатанные на телеграфном бланке отрывки революционной песни «Рабочая Марсельеза».

Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции, стояла на либерально- демократических позициях. Это были представители аристократии (Алихан Букейханов, Б.Каратаев, Ж.Акпаев), среди них выходца из низших средних слоев аула (Байтурсынов). В декабре 1905 года в Уральске провели съезд делегатов казахского населения 5 областей и пытались создать свою партию, филиал конституционно-демократической партии Российская, должна была в рамках свобод, предоставленных манифестом 17 октября, отстаивать национальные интересы казахов. Фев. 1905 – второй съезд в Семипалатинске, казахи одобрили близкую к кадетам программу, но включили требование о прекращении переселения крестьян, признание всех земель Казахстана собственностью коренного населения, открытие национальных школ и т.д. Это политическое течение, возглавленное Букейхановым, Байтурсыновым, Тынышпаевым, Чокаевым, Дулатовым, Каратаевым и другими. Они выступали за свободу вероисповедания, в особенности против антимусульманских актов правительственных органов, за развитие культуры, языка наравне с другими языками в Казахстане.[1]

Формирование национально-демократической интеллигенции.

В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи распространению революционных идей активно содействовали участниц антиправительственных течений, сосланные в Казахстан: Румянцев. Богомолов. Михаэлис, Кочерова, Крушеев и др. Один из первых марксистских кружков был образован в 1902 г. в Оренбурге Революционная деятельность таких известных личностей, как М.В.Фрунзе и В.В.Куйбышев, начиналась в Казахстане. Поводом к началу революционного движения послужило «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. в г. Санкт-Петербурге. Удаленность Казахстана от центральных районов России, попытки местной администрации скрыть от населения правду о событиях в центре, полный контроль властей над почтово-телеграфной службой и местной печатью привели к тому, что информация о событиях в крупных городах дошла до Казахстана с большим опозданием и в искаженной форме. В феврале 1905 г. в Туркестане, Перовске, Жусалы, Челкаре прошли демонстрации протеста против кровавой расправы над российскими рабочими. Выступления казахских шаруа явились проявлением протеста против массового насильственного изъятия земель. В мае 1905 г. поддержали требования крестьян рабочие стачки в Верном, Кустанае, Перовске. Одним из организаторов антиправительственного митинга в Каркаралинске был Миржакып Дулатов. Он был задержан и под полицейским надзором препровожден в г. Омск. Огромное воздействие на усиление революционных выступлений оказала Всероссийская октябрьская политическая стачка На Успенском руднике, в Уральске. Кустанае, Перовске и в Верном были созданы стачечные комитеты. Неоднозначно был воспринят в Казахстане царский манифест от 17 октября 1905 г. Большевики выступили против царской «милости», раскрывая ее подлинную суть. С разоблачением манифеста выступила казахская национально-демократическая интеллигенция в лице таких признанных лидеров, как Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов, Миржакып Дулатов, Мухаметжан Тынышпаев. Они подвергали критике основные положения царского Манифеста, убеждая, что принятие этого документа представляет собой попытку «вбить клин» внутри антиправительственной оппозиции центра и национальных окраин. Царизм стремился переселить часть крестьян из районов социальных потрясений в Сибирь и Казахстан, таким путем существенно изменить этническо-национальньш состав населения. Решения столыпинского правительства в ноябре 1906 и 1910 гг. имели целью сгладить революционное движение, переселив беднейшие слои крестьянской массы в Удаленные районы. При этом преследовались и другие цели: создание из зажиточных семей политической опоры в национальных окраинах. Наиболее активно заселяемыми стали Акмолинская, Тургайская, Семипалатинская, Уральская и Семиреченская области. К 1917 г. было изъято 45 млн. десятин.

Столыпинская аграрная реформа привела к резкому падению удельного веса коренных жителей. Выступление рабочих Оренбургско-Ташкентской железной дороги было направлено против массовых увольнений рабочих. Газеты «Туркестанский курьер», «Омский вестник» проинформировали о расстреле рабочих Ленских приисков. Митингами и забастовками рабочих Омска, Оренбурга Петропавловска, Усть-Каменогорска руководили большевики. Весна и лето 1912 г. стали периодом нового подъема демократического движения. Стачки рабочих Доссора в Уральско-Каспийском нефтяном обществе и забастовка на Эмбенском производстве увенчались успехом. Администрация повысила зарплату на 26%. Первая мировая война 1914-1918 гг. усилила значение российских сырьевых колоний, в том числе, Казахстана. Правила об «использовании» инородцев на государственных предприятиях, принятые 25 июня 1915 г., фактически закрепили рабочих за владельцами предприятий. В августе 1915 г. рабочие Карсакбайского медного рудника организовали крупную политическую забастовку. Новьш период революционных событий совпал с подъемом национально-демократического движения. Ахмет Байтурсынов за критику антинациональной политики царизма в 1909 г. был заключен в Семипалатинскую тюрьму. 1910-1917 г. проживал в Оренбурге, был редактором организованной им в 1913 г. газеты «Казак». Шакарим Кудайбердыулы был избран членом Семипалатинского подотдела Русского географического общества Миржакып Дулатов начавший свою реюлюционную деятельность в 1905-1907 гг., был талантливым писателем. Его роман «Несчастная Жамал», изданный в 1910 г. в Казани, сборник песен «Азамат» в 1913 г. в Оренбурге литературно-публицистический сборник «Терме» в 1915 г., имели политическую окраску. М.Дулатов выступал против переселения крестьян в Казахстан. Его брошюра «Оян, казак» («Пробудись, казах», 1909 г., Уфа 1911 г., Оренбург) была конфискована властями, т.к. проникнута антиправительственной критикой. Представители национально-демократической интеллигенции, сочетая политическую борьбу с просветительской деятельностью, ускорили вовлечение казахского народа в водоворот политических событий.[2]

Начало XX в. — время расцвета казахской периодической печати. Если в конце XIX в. существовав всего два издания «Туркiстан уалаятынын газетi» (1870-1883) и «Дала уалаятынын газетi» (1888-1902), то после 1905 г. появляется целый ряд новых газет и журналов. В 1907 г. группа казахской интеллигенции в Петербурге начала издавать газету «Серке», редактором был Абдурашид Ибрагимулы. Во втором номере этой газеты была опубликована статья М. Дулатулы «Наша цель». Царская охрана, усмотрев в ней прокламацию, направленную на «возбуждение казахского населения против всех представителей и органов правительства», закрыла газету. В марте того же года в Троицке вышла «Казак газетi», запрещенная после первого же номера.

Читайте также:  Как создать аффилированную компанию

В 1911 г. в свет выходит первый номер журнала «Айкап», издававшегося в Троицке. Редактором и идейным вдохновителем журнала стал Мухамеджан Сералыулы, видный казахский поэт и общественный деятель. Журнал внес огромный вклад в развитие литературы и оформление казахского литературного языка, публиковал исследования по фольклору, этнографии, истории. В то же время «Айкап» следил за творчеством Исмаил бея Гаспралы, высказывается за открытие в степи новых мектебов и медресе, реформу старых. В нем часто появлялись переводы с турецкого и персидского языков, например, «Шахнаме» Фирдоуси.

В 1911 г. Сагинкереем Бокеем начинает издаваться газета «Казакстан», в которой, кроме политических статей, публиковались исследования по народной литературе казахов и ногайцев.

Особая роль в развитии национальной прессы принадлежит газете «Казак», выходившей в Оренбурге и Тургае в 1913-1918 гг. под редакцией Ахмета Байтурсына. Основной заботой газеты был культурный подъем казахского народа, развитие казахского литературного языка и литературы. Много места уделялось работам А.Бокейхана по фольклору и А. Байтурсына о казахском языке и казахской литературе.

В Петропавловске в сентябре 1913г. начала выходить на двух языках (татарском и казахском) газета «Ест даласы», в конце года запрещенная за «распространение революционных идей». С 1916 г. до конца 1917 г. в Ташкенте выходила еженедельная газета «Алаш», издаваемая Кульбаем Тогусовым. Газета была социалистического направления, хотя сильны были панисламистские и антирусские настроения. После Февральской революции 1917 г. выходит целый ряд новых газет и журналов различного толка. С июня в Семипалатинске начинает выходить еженедельное издание «Сарыарка», близкое по направленности журналу «Айкап», в Уральске — газета «Уран», орган Мусульманского бюро города. В Семипалатинске летом стал издаваться литературный журнал «Абай» и газета «Халык созы». В Ташкенте появляются два издания пантюркистского и джадидского толка: газета «Бiрлiк туы», главным редактором которой был Мустафа Шокай, и «Жас Алаш». Близка к позиции газеты «Казак» была газета «Tipшiлiк», выходившая в Акмоле.[4]

В начале XX в. край стал сырьевой базой и рынком сбыта для российской экономики составной частью общероссийского хозяйственного комплекса Россия, позднее перешедшая к капитализму. Набирала быстрые темпы, уверенно занимая место среди стран со средним уровнем развития. Россия старалась воспользоваться ресурсами своих колоний — источником дешевого сырья и стабильным рынком сбыта Основным препятствием на пути экономического и социально-политического развития России оставались пережитки феодализма: монархическая власть, господство дворян, собственность помещиков на землю, отстраненность от политической власти народных масс и буржуазии.

В газете «Казах» вышла статья А.Бокейханова «Снова война», где говорилось, что эта война несправедлива, что сильные государства ведут политику насилия. В годы войны резко повысилась роль Казахстана в обеспечении фронта и оборонных промышленных предприятий различными видами промышленного и сельскохозяйственного сырья. Т.Рыскулов писал: «После 1899 г. этнические конфликты между казахами и русскими стали характерной чертой жизни в Степи». Еще более интенсивным стало ослабление края в годы Первой мировой войны. В огромном количестве по принудительным ценам забирали скот, была произведена Реквизиция кибиток и кошм для царской армии, введен военный налог.

В 1916 г. адаинистрация готовилась к изъятию новых земель для колонистов. Шла «Добровольная» вербовка батраков-казахов для работы в кулацких хозяйствах, на предприятиях. «Само существование казахской нации стало острой проблемой», — писал в 1913 г. А. Байтурсынов. Основным фактором, толкнувшим к восстанию, стало национальное и социальное угнетение. Набор жигитов-казахов на тыловые работы стал поводом к восстанию. . Согласно царскому указу от 25 июня 1916 г. мужское трудоспособное население в возрасте от 19 до 43 лет подлежало набору «для работ по обустройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии». Правительство хотело освободить часть русских солдат от тыловых работ, заменив их «реквизированными инородцами». В ответ на царский указ стихийно, почти одновременно восстали народы Казахстана и Туркестана Гражданское неповиновение после выхода указа царя в июне 1916 Г. приобрело массовый характер.

Казахская либерально-демократическая интеллигенция во главе с А.Бокейхановым, А.Байтурсыновым, М.Дулатовым считали, что «казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну, а привлечение к «черной» работе считаем унизительным», — писал А.Байтурсынов. В своем обращений они выдвинули альтернативы: «Согласившись идти, жигиты пострадают меньше и не погибнут; сопротивление же повлечет огромные жертвы, кровопролитие». Руководители движения предлагали отсрочить мобилизацию. Была надежда, что в случае победа и войне появится возможность создать национальную автономию. Они опасались, что безоружный народ станет жертвой репрессий царизма. Лидеры либерально-демократи-ческой интеллигенции придерживались тактики разумного компромисса, выдвигая на первый план идею сохранения народа. К национально-освободительному движению примкнула революционно-демократическая интеллигенция — Т.Рыскулов, Т.Бокин, А.Майкотов, С.Сейфуллин С.Мендешев, Б.Атшюв. А.Джангильдин. Движение 1916 г. охватило весь Казахстан. Среднюю Азию, часть Сибири и Кавказа. В нем принимали участие казахские рабочие. Их связь с аулом и крестьянством придала движению характер стихийной народной войны. Главной движущей силой стали народные массы.

Период Февральской буржуазно-демократической революции.

В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демократическая революция, пала монархия. Казахи приветствовали свержение самодержавия, рассматривая это как удовлетворение целей национально-осюбодительного движения 1916 г. Руководитель Киргизского отдела при штабе фронта из Минска А.Бокейханов телеграфировал: «Взошло солнце Братства, Равенства и Свободы. Чтобы поддержать новое правительство, казахам надо объединиться. Надо готовиться к выборам в Учредительное собрание». Лидеры национально-освободительного движения считали, что с установлением демократии, свободы и равенства настало время для создания национальной автономии. [2]

Казахи приветствовали Февральскую революцию, т.к. она провозгласила свободу и равенство народа. В результате революции в России установилась система правления «Двоевластие»:

• Временное правительство (защищало интересы буржуазии). • Советы рабоче-крестьянских депутатов. Временное правительство получило в наследие от империи противоречия: классовые, социальные, экономические, национальные, религиозные. Весной (апрель-май) 1917 г. Временное правительство пересматривает: • имперскую национальную политику (пыталось), т.к. по аграрному и национально-территориальному вопросам Временное правительство продолжало политику самодержавия; • помогает пострадавшим от событий 1916 г. русским и туземцам; • амнистирует повстанцев 1916 г. 7 марта 1917 г. на заседании Петроградского Совета и членов Государственной Думы А.Жангильдин сказал о бесчинствах карателей в Тургае; • возвращает в 1917 г. назад «реквизированных» тыловиков. Общение с русскими рабочими и солдатами повлияло на рост политического сознания тылови¬ков.

Уже весной 1917 г. вместе с Советами депутатов появились казахские национальные комитеты.

Летом 1917 г. по инициативе Советов рабочих депутатов на заводах Петропавловска, Уральска, Семипалатинска ввели 8-часовой рабочий день. Носителем идеи национального освобождения стала казахская либеральная национальная интеллигенция во главе с А.Букейхановым. После свержения самодержавия он призвал поддержать новое Временное правительство и начать готовиться к выборам в Учредительное Собрание. Движение «Алаш», возникшее в 1905 г., активизировалось после Февральской революции 1917 г. казахская интеллигенция во главе с А.Букейхановым вышла из партии кадетов (в Семипалатинске выходила газета кадетов «Свободная речь»), т.к. та придерживалась единой и неделимой России и переселения крестьян в Казахстан. Основу движения «Алаш» составляла интеллигенция, отражавшая интересы степной элиты. [3]

Партия Алаш. Алаш Орда

5-13 декабря 1917 г. в Оренбурге состоялся II-ой Всеказахстанский съезд. В его работе принимало участие около 200 депутатов со всего Казахстана: Букеевской орды, Урала, Тургая, Семипалатинска, Семиречья, Сырдарьи, Самаркандских областей, от Алтайской губернии, съезд возглавляемый председателем президиума Бахыткереем Кулмановым и его заместителями Алиханом Букейхановым Ю Азимханом Кенесариным, Халилом Догмухамедовым и Омаром Карашаевым обсуждал различные аспекты тактики партии в условиях быстро меняющейся политической обстановки, обращая при этом внимание на вопросы об образовании Казахской автономии и формирования её правительства.

На нем было решено создать и территораильно-национальную автономию Казахских областей, присвоить ей название «Алаш» и сформировать власть в лице «Временного народного Совета Алаш-Орда» в составе 25 человек. На альтернативной основе председателем Совета «Алаш- Орода» был избран лидер партии «Алаш» А. Букейханов. [1]

Читайте также:  Идеи для бизнеса новинки товаров

С октября 1917 г. началась организация областных отделений «Алаш» при активной поддержке местных казахских комитетов. Семипалатинское отделение партии возглавил Х.Габасов, Омское — А. Турлыбаев, Тургайское — А. Бокейхан. Начались активные переговоры об образовании местных партийных организаций в южных уездах Казахстана. Одновременно партия проводила агитационно-разъяснительную работу в казахских аулах. Прошедшие в конце 1917г. выборы в Учредительное Собрание показали, какое большое влияния среди народа имели сторонники «Алаш». Из трех основных партийных списков в большинстве уездов победу одержала партия «Алаш», далеко опередив эсеров и социал-демократов. Так, в Тургайской и Уральской областях она получила 75% голосов, в Семиреченской — более 57 %. Следующим шагом на пути построения собственного государства стал Второй общеказахский съезд, прошедший в Оренбурге 5-12 декабря 1917 г.

Съезд проходил в условиях начинающейся в крае гражданской войны и в целях недопущения анархии в казахской степи делегаты съезда приняли два важнейших решения: об образовании автономии Алаш и формировании собственных вооруженных сил. В состав автономии должны были войти Букеевская Орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, Сырдарьинская области, казахские уезды Ферганской и Самаркандской областей и Амударьинского отдела и отдельные волости Алтайской губернии и Закаспийской области. Для управления автономией до решения Учредительного Собрания избиралось правительство Алаш — Народный Совет или Алаш-Орда, в котором из 25 мест 10 представлялось казачеству и переселенцам. Председателем Народного Совета был избран А.Бокейхан. Сложной проблемой стала принадлежность южных уездов Казахстана.

В январе 1918 г. в Сырдарьинской области был созван областной казахский съезд, основным вопросом на котором стал вопрос о присоединении к автономии Алаш. В результате бурных обсуждений съезд пришел в выводу о целесообразности оставить Сырдарьинскую область в составе Туркестанской автономии и возможность присоединения к Алаш только в случае создания военно-политического союза двух автономий.

Разгон большевиками 6 января 1918г. Всероссийского Учредительного собрания, на которое лидеры национально-освободительного движения возлагали большие надежды, а также захват Оренбурга красногвардейцами чрезвычайно осложнили положение Алаш-Орды. При слабости средств коммуникаций и невозможности управлять всеми казахскими районами из одного центра, правительство Алаш было разделено на части. Восточное отделение во главе с А. Бокейханом обосновалось в Семипалатинске, Западное во главе с Ж. и X. Досмухамедовыми — в Жымпиты. Отдельно действовала Семиреченская группа Алаш-Орды. В изменившихся условиях руководство автономии Алаш решило начать переговоры с Советским правительством о взаимном признании. В марте 1918г. в Москву направились Ж. и X. Досмухамедовы для встречи с В. Лениным и И. Сталиным. 19-20 марта состоялись телефонные переговоры Сталина с А. Бокейханом и его заместителем X. Габбасом. Советские власти признавали правомочность решений Общеказахского Съезда, но соглашались признать автономию только в случае созыва общеказахстанского съезда с участием местных Советов. В ответ Алаш Орда выдвинула свои требования, соглашаясь признать Советскую власть только в случае подчинения местных Советов правительству Алаш до созыва Общеказахстанского Учредительного Собрания. Последнее было не в интересах Москвы и переговоры были свернуты. Одновременно В. Ленин и И. Сталин начинают работу по созданию альтернативного, большевистского правительства Казахстана. Для этого при Народном комиссариате по делам национальностей был открыт казахский отдел во главе с большевиком А. Жангельдиным и М. Тунганчиным, которым была поручена организация Всеказахстанского съезда Советов для провозглашения Советской Казахской Автономии. Алаш Орда, видя нежелание Москвы признавать небольшевистскую, либерально-демократическую казахскую автономию, начинает сближение с антибольшевистскими силами, в первую очередь, с лидером уральского казачества Дутовым. Весной 1918 г. на территории бывшей Российской империи началась гражданская война, многие события которой проходили непосредственно в Казахстане.

В ходе войны между большевиками и их противниками Алаш Орда потеряла контроль над большей частью территории Казахстана. Отказ колчаковцев предоставить казахам автономию, с одной стороны, и формальный призыв большевиков к самоопределению народов с другой привел в 1918-19 гг. к кризису Алаш Орды и гибели автономии Алаш.

Кризис Алаш Орды.

Поддержав весной-летом 1918 г. антибольшевистскую коалицию, Алаш Орда начала формировать собственные вооруженные силы, вступившие в борьбу с Красной Армией.

С уральским казачеством было заключено соглашение о содействии в вооружении и обучении алашских полков. Особенно активное участие в гражданской войне приняли формирования Восточной части Алаш Орды, полки которой включались в состав армии Анненкова и других соединений белогвардейцев. Однако политические разногласия привели к отходу части лидеров Алаш Орды от оппозиционной коалиции. Этому способствовало и «великодержавное» отношение белогвардейцев к казахскому населению, особенно со стороны казачества. Население казахских волостей насильно мобилизовывалось на хозяйственные работы, у них реквизировался скот, нередки были случаи грабежа, насилий и убийств, оправдываемых сложностями военного времени. Разочарованный в своих союзниках лидер Торгайского филиала Алаш Орды А. Байтурсын в марте 1919г. начал переговоры с Москвой о признании Советской власти. Алашские полки, действовавшие в районе Торгая, вошли в состав Красной Армии, а сам А. Байтурсын начал переговоры с руководством Алаш Орды в других регионах Казахстана, убеждая их отказаться от поддержки белогвардейцев. В конце марта 1919 г. в Жымпиты, ставку Западного отделения Алаш Орды был направлен К. Таттибаевдля проведения секретных переговоров с Ж. Досмухаммедулы, в результате которых Алаш Орда заняла позицию нейтралитета, значительно ослабив позиции антибольшевистских сил во время весеннего наступления Колчака.

Летом переговоры возобновились, но окончательный переход на сторону Советской власти осуществился только в начале зимы. Член Казахского революционного комитета Б.Каратай обратился к лидерам Западной группы с письмом о мирных предложениях правительства РСФСР, и совещание руководителей Алаш Орды 10 декабря 1919 г. в Кызыл-Куге приняло постановление о переходе на сторону Советов и начале боевых действий против белогвардейцев. 27 декабря алашские полки под красными знаменами атаковали штаб Илецкого корпуса в районе Кызыл-Куги и пленили более 500 человек, в т.ч. и командира корпуса генерала Акутина. Западное отделение Алаш Орды было реорганизовано в Кызыл-Кугинский ревком, а ее военные формирования были направлены в район эмбинских нефтеразработок для борьбы с отступающими частями генерала Толстова. Заявили о своем признании Советской власти и руководители Восточного отделения во главе с А. Бокейханом.

Несмотря на объявленную в ноябре 1919 г. амнистию всем политическим противникам, признавшим Советскую власть до 20 декабря 1919г., отнбшения новых союзников были непростыми. В начале 1920 г. в Семипалатинске был арестован А.Бокейхан и ряд других активных деятелей Алаш Орды по обвинению в сотрудничестве с белогвардейцами и только вмешательство Казревкома и Семипалатинского ревкома, указавшего, что алашординцы участвовали в подготовке антиколчаковского восстания в конце войны, заставили военные власти освободить их от ареста. Все активные участники антисоветского движения были отстранены от участия в политической жизни, а лидеры Западного отделения Жаханша Досмухамедулы, Халел Досмухамедулы, Иса Кошкинбайулы, Карим Жалелулы и Беркингали Атшыбайулы были высланы за пределы Казахстана. Алаш Орда была ликвидирована, и вся полнота власти на территории Казахстана перешла в руки территориальных революционных комитетов (ревкомов).

Основными причинами кризиса и ликвидации Алаш Орды стали неприятие идеи автономизации ее союзниками по антибольшевистской коалиции с одной стороны, и обещание предоставить казахам широчайшие политические права вплоть до самоопределения со стороны советских властей. В условиях гражданской войны, развала экономики и отсутствия связи между отделениями Алаш Орды ее лидерам не оставалось ничего другого, как перейти на сторону Советов. [4]

Таким образом, анализ общественно-политической деятельности казахской интеллигенции накануне революции и в годы гражданской войны показал ее ярко выраженный антиколониальный характер, направленный на национальное освобождение и всестороннее развитие казахского народа в новых общественно-политических условиях.

Список использованной литературы

2. С. В. Никулин — Пособие по истории Казахстана для 11 класса. Томск 2000

3. История Казахстана. Учебное пособие. Виляда В.Г. 2010.

4 Книга-учебник «История Республики Казахстан», Аманжол Кузембайулы, Еркын Аманжолулы, FOLIANT, Астана, 1999 г.

Источник

Оцените статью