Понятие иностранных инвестиций иностранные инвесторы
ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции
1. Отток капитала
За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.
В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.
Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.
Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.
Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.
В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.
Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.
Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.
И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.
Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.
Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.
Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.
Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.
В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.
Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.
Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.
2. Виды иностранных инвестиций
Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.
Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.
Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.
Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Классификация иностранных инвестиций
Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.
Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.
Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:
1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.
На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.
Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:
1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;
2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;
3) приобретения имущества и ценных бумаг;
4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.
Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.
Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.
Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:
1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;
3) стимуляция производственных вложений;
4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.
Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Способы портфельного инвестирования:
1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
2) покупка ценных бумаг в своей стране;
3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.
Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:
1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;
2) ухудшение материального положения большей части населения;
3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;
4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
5) нестабильная политическая ситуация;
6) большие налоги и пошлины.
Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:
1) богатые и недорогие природные ресурсы;
2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;
3) большой внутренний рынок;
4) дешевая рабочая сила;
5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;
6) быстрая сверхприбыль.
При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.
Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.
Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.
3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций
Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.
Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.
Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.
Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.
В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.
Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.
Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.
Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:
1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;
2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;
6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.
Источник
Иностранные инвестиции: понятие, субъекты, объекты
Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги и прочие активы, включая имущественные права, права собственности, вложенные в бизнес объекты.
Предпринимательские виды деятельности вкладывают инвестиции с целью получения другого полезного эффекта и/или получения прибыли. Таким образом, инвестиционная деятельность — это деятельность, которая направлена на инвестирование и реализацию практических мер с целью извлечения прибыли, а также иных нужных эффектов. Понятие иностранных инвестиций – являются особым видом инвестиций, которые изолируют потоки другого капитала или иностранных денег.
Юридическое понимание
Иностранные инвестиции в юридическом смысле — это инвестиции, иностранного капитала, которые входят в бизнес-единицу Российской Федерации. В форме гражданской собственности, принадлежащей иностранному инвестору, при соглашении, что такая гражданская собственность не изъята из обращения с Российской Федерации и не ограничена. В согласовании с федеральным законом, в том числе ценных бумаг, денег (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), другого имущества и имущественных прав. Обеспечить денежную оценку выдающихся прав на итоги интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а ещё информации и предложений.
Особым видом иностранных инвестиций считаются зарубежные инвестиции, т.е. инвестиции в основной капитал зарубежного инвестора. А именно идут затраты на новое строительство, переоборудование и техническое перевооружение функционирующих организаций, планирование, расширение, инструмента, инвентаря, оборудования, приобретение машин, изыскания и другие расходы на территории Российской Федерации.
Инвестиционный договор
Любые инвестиции в иностранный капитал осуществляются на создании инвестиционного соглашения. Инвестиционный договор — это договор, в котором определяются права и обязанности физических лиц в связи с реализацией ими деятельности по инвестированию денежных средств в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, например, сооружение, реставрацию или реконструкцию имущества.
Такой контракт может называться инвестиционным соглашением, договором об осуществлении инвестиционного проекта, соглашением об участии в акционерном капитале, соглашением о простом партнерстве (соглашение о совместной деятельности). Это не влияет на правовую природу, содержание гораздо важнее, чем положение и условие, применимые к отношениям, возникающим из собственного объединения. Инвестиционный договор заключается между россиянином и иностранцем. Инвестиционный договор обычно регулирует характер риска и обязательств инвестора, направления и условия инвестирования, объемы, права и обязанности сторон, объект инвестирования и серьезность сторон за отступление от нормы и порядка инвестиционного контракта. Преждевременное прекращение, срока действия инвестиционного контракта, данные, которые обязаны быть приобретены в результате реализации инвестиционного проекта.
Субъекты иностранных инвестиций
Субъектами инвестиционной деятельности оказываются подрядчики, инвесторы, пользователи инвестиционной деятельности и поставщики, клиенты, юридические лица (страховые и посреднические организации, банки, биржи) и другие лица, вовлеченные в инвестиционное дело. Субъекты иностранных инвестиций и инвестиционной деятельности могут быть юридические и физические лица, а также общегосударственные и международные организации.
Одним из основных игроков инвестиционного соглашения, осложненного иностранным компонентом, оказывается иностранный инвестор. Иностранные инвесторы подходят к той группе лиц, которые могут быть заинтересованы в инвестиционном объединении.
Во-первых, иностранные юридические лица могут быть и иностранные инвесторы. Гражданская дееспособность, регулируемая законодательством государства, в котором она была создана и имеет право инвестировать на территории государства Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во-вторых, в категорию иностранных инвесторов могут входить иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами. Гражданская правоспособность формируется законами государства, в котором они созданы и имеют право инвестировать в соответствии с законодательством государства на территории Российской Федерации.
В-третьих, иностранный гражданин может участвовать в инвестициях. Гражданская правоспособность и дееспособность регулируются законами государства, гражданином которым он является, и кто имеет право инвестировать на территории Российской Федерации. Согласно законодательству государства, лица без гражданства проживают за пределами Российской Федерации. Законы государства, в котором имеют право на постоянное место жительства и преимущество на адекватные инвестиции, регулируются законами государства Российской Федерации.
Международные организации, имеющие право инвестировать на территории Российской Федерации в соотношении с межнациональным соглашением Российской Федерации и в значительной степени федеральными законами, не исключаются из числа иностранных инвесторов.
Правовое положение иностранных инвесторов приравнивается к правовому статусу внутренних инвесторов. Кроме того, правовая система иностранных юридических лиц не может быть менее благоприятной, чем правовая система иностранных инвесторов из третьих стран (система в большей степени благоприятствования).
Иностранные инвесторы в равной степени имеют право инвестировать в форме инвестиций, за исключением предусмотренных законом исключений федерального правительства. Самостоятельное измерение объемов и направлений капитальных инвестиций, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соотношении с гражданским законодательством Российской Федерации. Продажа, использование и владение инвестиционной собственности, и результаты осуществленных инвестиций. Договорная и (или) государственная передача их инвестиционных прав и результатов юридическим и физическим лицам, органам местного самоуправления и государственным органам в соотношении с законодательством Российской Федерации. Мониторинг целевого использования средств на капитальные вложения. Объединение капитала и долга со средствами других инвесторов для совместного инвестирования на основании договора и в соотношении с законодательством Российской Федерации. Реализация иных прав по договору и (или) государственному договору в соотношении с законодательством Российской Федерации.
Инвестор самостоятельно указывает эффективность, направление, объем, и размер инвестиций и по своему усмотрению инвестирует юридических и физических лиц, необходимых для осуществления инвестиций. Иностранные инвесторы имеют право защищать свои экономические интересы как третье лицо, что и произошло в деле Арбитражного суда Российской Федерации.
Пример из практики
Корпорация, которая владела собственностью, заключила договор о разработке совместного предприятия со строительной компанией. В соотношении с требованиями договора на объекте должно быть построено жилое здание, а после его завершения квартиры будут разделены между участниками в рамках простого партнерства. Строительная компания также подписала контракт с иностранной государственной компанией на строительство жилого здания для военнослужащих на земельном участке АО.
После завершения строительных работ АО подала заявку на выделение жилья по простому партнерскому соглашению. Арбитражный суд удовлетворил иск.
Иностранная компания представила жалобу в Высший арбитражный суд Российской Федерации, указав, что Российская Федерация и иностранное государство заключили договор «О предоставлении гранта» для размещения офицеров российской армии, которое предусматривало строительство жилого здания, финансируемого иностранным государством.
Заключение договоров на строительство квартир также поручено иностранной компании. Коммерческие партнеры, включая строительную компанию, были предложены иностранной компании администрацией района, где был построен дом. В то же время ни администрация, ни компания не были проинформированы о существовании договора о создании совместного предприятия между корпорацией и строительной компанией. Иностранная компания считала, что предоставление жилья является незаконным без учета целей финансирования строительства и не может осуществляться без их участия в разрешении споров. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебные иски о разделе жилья между участниками простого товарищества были расторгнуты. Дело отправлено на новое рассмотрение с предложением о привлечении иностранной компании. В качестве третьей стороны с независимыми требованиями для прояснения вопросов, выделения жилья для военнослужащих.
Обязанности субъектов
В обязанности субъектов инвестиционных организаций входят обязанность выполнять инвестиционную деятельность в соотношении с международными условиями РФ, законодательством субъектов РФ и оставшимися нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Федеральные законы и прочие нормативно-правовые акты, законы Российской Федерации и установленные стандарты (правила и положения). Использование средств, выделенных на инвестиции по целевому назначению, удовлетворяют потребность органов государственной власти и их должностных лиц, какие не противоречат нормам законодательства РФ. Иностранный инвестор должен следовать требованиям законодательства РФ для регистрации подобных операций при заключении сделок с недвижимостью в России. Однако на практике это требование не всегда выполняется.
Объекты иностранных инвестиций
Объектами инвестиционной деятельности в России являются вновь созданные и модернизированные основные средства и оборотные средства во всех секторах российской экономики, сетевые ценные бумаги, целевые депозиты, научно-техническая продукция, другие объекты недвижимости, а также права собственности и права интеллектуальной собственности.
Это означает, что объект инвестиций может быть объектом гражданских прав. Как отметил А. Б. Смушкин, «Законодательство — это не инвестиции или проект, а недвижимость». В то же время российское законодательство практически не содержит запретов на инвестиции для иностранных участников. Исключаются предметы, производства и использования, которые не соответствуют требованиям природоохранного, санитарно-гигиенического законодательства и других стандартов, действующих на территории Российской Федерации. Или которые нарушают права и интересы граждан, юридических лиц и нормы права.
Следует отметить, что форма объекта, в котором расположены инвестиционные объекты, существенно воздействует на весь инвестиционный процесс.
Инвестиции можно условно классифицировать следующим образом:
- инвестирование в государственные объекты гражданских прав;
- инвестиции в объекты муниципальной недвижимости;
- инвестиции в частные объекты гражданских прав.
В этом отношении выделяется инвестирование в отношении объектов государственного сектора (государственные или муниципальные), по этой причине и потребуется согласие властей на заключение инвестиционного соглашения. Например, законом Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 г. No 505 утверждает порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений об одобрении заключения сделок с целью привлечения инвестиций в объекты федеральной недвижимости.
Основные условия такого инвестиционного договора оказываются:
- предметом инвестиционного договора;
- характеристики объекта недвижимости;
- срок действия инвестиционного контракта;
- условия использования имущества при исполнении инвестиционного договора и после его заключения.
При всем этом объем имущественных прав сторон инвестиционного договора на результаты реализации инвестиционного проекта.
Источник