Помимо своей творческой деятельности

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Творческая деятельность – это многогранное понятие, она проявляется во многих сферах жизни. Прежде всего, следует помнить, что данная деятельность является формой человеческой активности, направленной на создание чего-то нового, не существовавшего ранее. Существуют предпосылки к творческой деятельности. К основным можно отнести пластичность мышления, способность выстраивать причинно-следственные связи, восприятие целостности и прочее. Творческая деятельность выражается как результат деятельности, но в процессе проявляется не менее ярко.

Помимо общепринятых направлений, творческая деятельность может проявить себя в обособленном ключе.

Наиболее часто встречающаяся классификация выделяет основные виды творческой деятельности. Социальная, научная, техническая и художественная.

В социальном аспекте творчество связывают с практической деятельностью людей в сфере материального производства и изменением или совершенствованием существующих общественных отношений. Деятельность следует воспринимать как любое проявление социальной активности, представляющей собой способ существования социальной действительности. Социальная творческая деятельность – это преобразование общественных отношений, улучшение ситуации царящей в социуме окружающем их. Социальное творчество – явление добровольное, почти всегда основывается на инициативе человека. Это поиск решения, не используемого ранее. Это выбор. Это ответственность перед обществом.

Научное творчество определяют как деятельность, направленную на производство нового знания, которая входит в систему науки, совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания. Данное творчество нацелено на приобретение знаний, новых и общественно значимых. В этом выражается основная функция науки.

Техническое творчество. В рамках технического аспекта творчество работает по схеме «наука – техника — производство». Поэтому анализ научного творчества как социального феномена требует также рассмотрения творчества в технике как одного из необходимых компонентов целостного социального действия. Исходным пунктом анализа технического творчества является понимание его как существенного момента социальной практики. Практика — это общественно-историческая деятельность людей, направленная на преобразование природы и совершенствование системы общественных отношений. В практике человек противостоит природе как объекту своей деятельности, целесообразно преобразует ее и удовлетворяет свои потребности. Потребности человека основаны на производстве и определяют производство необходимых продуктов. Практическое действие реализуется на основе осознания социальным субъектом цели деятельности, средств ее достижения, а также особенностей объекта преобразования. Под влиянием практики у потребностей человека появляется четкая форма, потребности перетекают из разряда субъективных в объективные. Происходит объективация, процесс становления цели из формы субъективной деятельности в форму объекта. В высшей и завершенной форме объективация предстает в условиях выражения сущностных сил человека: как творца. Идея является универсальным средством творческой деятельности. С учетом человеческих потребностей в практике происходит преобразование объекта. В конечном итоге появляется предмет, прошедший путь от идеи до воплощения.

Содержание и уровни этого вида практики образуют эксплуатация, изготовление и проектирование техники. Продуктом технической практики является техника, эффективность и надежность работы техники. Средством – промышленное оборудование и приборы. Техническое творчество является синтезом духовного и материального производства. Проходя путь от идеи к её реализации творчество охватывает как процесс производства, так и развитие духовного потенциала человека.

Художественное творчество. Художественное творчество, как и научное и техническое нацелено на новизну. Это процесс создание чего-то нового, до этого момента не существовавшего. Оригинальность является одним и основных критериев художественного творчества и потенциала творца. Искусство опирается на технические и научные методы, с их помощью решая основную задачу – сотворение эстетической ценности. Так же в искусстве присутствует понимание превосходства над наукой в возможности использовать силу художественного вымысла и интуиции. Искусство как вид жизнедеятельности людей отличается, в частности от науки тем, что элементы иллюзорности не только присутствуют в конечных результатах художественного творчества, но и имеют такую же большую ценность, чем итоги непосредственного научного анализа, синтеза, эксперимента и наблюдения.

Читайте также:  Идеи бизнеса при минимальном начальном капитале

Виды творчества существую рядом друг с другом, образуя синтез видов творческой деятельности. Они существуют неразрывно, переплетаясь и помогая развиваться.

Деятельность можно разделить на такие виды как материально-практичную и духовно-теоретическую. Каждая из них включает в себя ряд более мелких видов. Практическая деятельность плотно связана с производством, управление и обслуживанием. Её результаты можно встретить в таких отраслях как сельское хозяйства, промышленность, медицина и прочее. Духовно- теоретическая выражается в формах сознания общественного. Это может быть искусство, наука, мораль, религия.

Основываясь на различные виды практической и теоретической деятельности определяются и виды творчества. В данном случае художественное, социальное, научное и техническое. При рассмотрении видов творчества так же необходимо учитывать конкретные условия. В первую очередь историческую и политическую ситуацию, далее заинтересованность отдельных социальных групп и классов в развитии определенной области жизни. Ещё в домарксистской понятие творчества относилась лишь на малу долю деятельности. Творчество признавалось в трудах деятелей искусства и науки, остальные виды деятельности, а тем более физический труд, объявлялись нетворческими.

Понятие творческой деятельности многозначно. Творческая деятельность находит свое воплощение как в поэзии, изобразительном искусстве, скульптуре и музыке, так и в организации творческих процессов.

Список использованных источников.

1. Гайдукова К «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений» Международный студенческий научный Форум РАЕ. 2015.

2. Рунге В. Ф. «Основы методологии дизайна» — М.: М3 Пресс, «Социально политическая МЫСЛЬ», 2005. – 246 с.

3 Алексеева В.В. «Что такое искусство?», М.: «Советский художник», 1999г.-483с.

4 Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. Воротников А.А., Минск: «Валев», 1995г.- 672с.

5 Серия «Малая история искусств», М.: «Искусство» 2004г. — 325с.

Источник

Творческая деятельность: значение, виды. Творческая деятельность детей

Творческая деятельность — это процесс по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией. Результатом таких действий, как правило, является появление ранее неизвестных направлений искусства, науки или технологий. Итог творчества невозможно вывести из условий начального цикла. В этом его отличие от результатов производственного процесса, которые всегда предсказуемы. Творческая деятельность обладает главным критерием привлекательности — она всегда уникальна.

Возможности

Автор в процессе творческих изысканий может достичь результата, которого он и не предполагал. В этом заключается главное преимущество свободного выражения своих идей художником, литератором или артистом. Творческая деятельность, кроме общеизвестных направлений, может быть реализована в каком-либо особом ключе. Например, музыкант с мировым именем по ряду объективных причин стал чувствовать определенную ограниченность своей концертной деятельности и решил расширить свой потенциал. Используя личный опыт, а также некоторые технические средства, артист создает ранее неизвестный музыкальный инструмент, который совершает переворот в мире музыки. В этом и заключается истинная творческая деятельность. История знает немало подобных примеров.

Читайте также:  Хочу открыть свою строительную фирму с чего начать

Прикладное значение

Творческая деятельность человека — это духовно-материальная практика, ориентированная на создание оригинальных, не существовавших ранее культурных ценностей, открытие новых закономерностей, а также методик преобразования мирового пространства. Прикладное значение последней категории трудно переоценить. Это, по сути, познавательно-творческая деятельность, лежащая в основе глубокого практического применения во многих сферах общественной жизни. Результаты ее в большинстве случаев носят глобальный характер.

Новые достижения

Особое место в жизни человека занимает творческая художественная деятельность, когда творец создает ценности в категории изящных изобразительных искусств, литературе, музыке, живописи. Процесс появления новых достижений в сфере высокого искусства различных жанров всегда вызывает бурю положительных эмоций: люди постоянно находятся в ожидании премьерных показов в театре, новинок кинематографа, вернисажей и многих других событий — всего того, чем живет общество. Творческая художественная деятельность мастеров различных жанров нередко объединяет их усилия, и в результате появляется некий синтетический шедевр, который производит настоящий фурор. Великолепные оперные арии могут быть дополнены удачным либретто, замечательное литературное произведение входит в органичное сочетание с неповторимой красоты иллюстрациями.

Многогранность

Творческая деятельность, виды которой бесконечно разнообразны, является благодатной почвой для развития талантов в широких слоях населения. Люди разных возрастов и профессий стремятся реализовать свои способности во всех сферах общественной жизни, и когда это удается, человек получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Особенно радует художественная творческая деятельность, виды которой тоже многочисленны. Это и живопись, и ваяние, и пение, и участие в театральных спектаклях, и чтение стихов, и бальные танцы.

Фактически творческая деятельность человека может отражаться в любой области его жизненных интересов: производственно-технической, научной, политической, художественной. Кроме того, существует целый ряд второстепенных направлений. Творческий процесс может характеризоваться двумя основными течениями:

  • психологией индивидуума, создателя определенных духовных или материальных ценностей;
  • философской составляющей, раскрывающей сущность феномена созидания.

Психология

В разные исторические периоды вопрос о смысле творческого начала ставился неоднозначно. Античная философия увязывала процесс созидания с конкретными результатами, не размещая их в русле вечного бытия. Другими словами, творчество считалось вполне земным делом, без особых созерцательных тонкостей. Однако наряду с практичностью во времена Платона создавались предпосылки к признанию творческих устремлений человека как феноменального явления. Сторонников такого подхода было немало.

Ренессанс

Эпоха Возрождения культивировала понятие феномена творческой деятельности, поскольку в тот период возможности что-то создавать в самых разных сферах были огромны. Философия Ренессанса не предполагала созидания на уровне ремесла или домотворчества. Шедевры Микеланджело или инженерные проекты Леонардо да Винчи нельзя назвать творческим процессом — настолько они грандиозны. Это были мегатворения космической значимости.

Аналитический подход

В современном мире наблюдается тенденция к исследованию феномена творчества, ученые пытаются осмыслить психологию процесса, изучается состояние души художника, инженера или писателя, в то время, когда они заняты созиданием. Нередко результаты подобных анализов ложатся в основу докторских диссертаций, ведь наблюдения ученых — это тоже творческая деятельность. Научный интерес, основанный на психологии, всегда дает непредсказуемые результаты, а это значит, что можно ожидать новых открытий.

Творческая активность, если рассматривать ее через призму философии, трактуется как характеристика личности, сформировавшаяся на основе развития специальных способностей индивидуума. При условии достаточной профессиональной подготовки и высокого уровня мотивации образуются социально-психологические установки, которые ведут творца к конечному результату.

Читайте также:  Свой бизнес по созданию тротуарной плитки

Критерии

Применительно к творческой деятельности как таковой стремление достичь оригинальных решений всегда будет реализовано при условии четко обозначенной цели. В некоторых случаях цель может подменяться каким-либо стимулом — результат будет тот же. Творческая активность личности определяется следующими критериями:

  1. Настрой в соответствии с поставленными задачами: научной, технической, художественной, управленческой, исследовательской. Гармония задания с психологическими установками. Должна присутствовать социальная, общественно-значимая мотивировка.
  2. Способность автора осмыслить принцип конструкции будущей работы. Понадобится также восприимчивость к новому, творческая инициатива, неприятие стереотипов.
  3. Способность определить рамки собственной инициативы в поисках границ задания. Умение рационально выстраивать очередность творческих приемов.
  4. Высокий уровень интеллекта, пространственное мышление и развитое воображение. Способность к системным ассоциациям и обобщению.

Творческий процесс можно условно разделить на несколько частей:

  • «зачаточная» стадия, когда зарождается замысел, часто расплывчатый;
  • появление контуров идеи — просматривается общий рисунок;
  • следующий этап — это возможность выбора решений, формирующих программу действий;
  • выбор методов и оптимальных действий, нацеленных на результат;
  • появление творческого азарта, часто сопровождаемого «озарениями» и эмоциональным подъемом;
  • стадия завершающая, кристаллизация идеи, оценка уровня проделанной работы и эффективности результата;

Однако распределение и тем более планирование действий носит чисто условный характер, поскольку любой творческий процесс — это достаточно спонтанное явление с неуловимой подсознательной логикой, которая может по ходу дела вносить свои коррективы. Тем не менее творчество — это живой процесс, наиболее интересный в первой своей фазе, когда появляется потребность созидания. Как будет она реализована, всецело зависит от профессионализма индивидуума.

Творческая деятельность детей

Ребенок в возрасте 4-6 лет, как правило, стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками — все это дает ему возможность применить свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Однако творческий потенциал, заложенный в детях, тоже часто требует реализации. В дошкольных учреждениях существуют специальные программы развития. Воспитательницы и методисты в детских садах отводят несколько часов ежедневно для творческой деятельности своих подопечных. Девочки и мальчики превращаются в маленьких художников и скульпторов, инженеров-конструкторов или создателей фантастических трансформеров.

Творческая деятельность дошкольников разнообразна, задания воспитателей зачастую носят усложненный характер, но тем интереснее ребенку справиться с непростой задачей. Первое, чем хочет поделиться малыш с родителями, вернувшись домой из детского сада, — это тем, как он нарисовал картинку или что-то вылепил из пластилина. И если творческая деятельность дошкольников развивает в детях способность к созиданию, то мальчики и девочки постарше учатся полученные навыки применять на практике. В начальных классах школьные программы рассчитаны на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине, уважения к окружающим. Творческая деятельность учащихся ориентирована на создание общественных ценностей, как духовных, так и материальных. Школьники создают на уроках труда нехитрые поделки, которые затем отправляются в детские дома или интернаты.

Перспективы на будущее

Творчество в любой форме полезно для развития личности. Ребенок, нарисовавший однажды на листе бумаги «солнечный круг и небо вокруг», может стать в будущем знаменитым художником, а первоклассница, написавшая сочинение на тему «Как я провела лето в деревне» – известной писательницей. Возможности творческой деятельности безграничны!

Источник

Оцените статью