- Что такое государственные инвестиции: объясняю человеческими словами на простейшем примере
- Что это такое и зачем они нужны
- На чем основана государственная инвестиционная политика
- Сферы инвестирования
- Характерные особенности и признаки
- Виды и формы
- Бюджетные инвестиции в России
- Могут ли госинвестиции быть прибыльными в принципе
- Заключение
- Бюджетное финансирование инвестиций. Получателями бюджетных средств могут быть предприятия всех форм собственности, как участвующие в реализации целевых государственных программ
- Государственные и бюджетные инвестиции
- Разновидности госинвестиций
- Условия для получения вливаний из госказны
- Объекты фискальных капиталовложений и их эффективность
- Источники вливаний фискальных средств
- Государственные и муниципальные предприятия как потребители бюджетных инвестиций
- Бюджетные инвестиции как источник средств для негосударственных компаний
- Как бюджетные инвестиции отражаются в бухучете
- Влияние госинвестиций для экономическую ситуацию
Что такое государственные инвестиции: объясняю человеческими словами на простейшем примере
12 августа 2019
Сегодня я хочу поговорить про государственные инвестиции. Расскажу о самом понятии, что собой представляет данный вид вложений. На что в большей степени направлены такие инвестиции? Какую от них ожидают отдачу и могут ли они вообще быть прибыльными?
Покажу приоритетные сферы инвестирования для государства, и какой инструментарий оно использует. Помимо этого, рассмотрю конкретные особенности госфинансирования в нашей стране и пути достижения большей эффективности в этом вопросе.
Что это такое и зачем они нужны
Государственные инвестиции — это финансовые вложения, которые осуществляются органами власти или компаниями с государственной формой собственности.
Источниками такого финансирования могут служить бюджетные и внебюджетные инструменты, а также заемные средства.
Глобальными целями госполитики в области инвестиций являются:
- повышение благосостояния граждан страны;
- развитие экономики;
- улучшение социальной среды.
Часто средства направлены на социально-значимые проекты, безопасность, экологию и пр.
Далее более подробно расскажу об объектах финансирования.
На чем основана государственная инвестиционная политика
Помимо этого, в государственную политику входят следующие аспекты:
- установление временного диапазона предоставления средств;
- ранжирование приоритетных направлений и долей финансирования;
- работа по повышению эффективности инвестиций.
Сферы инвестирования
Приоритетными направлениями являются:
- достаток жилья и инфраструктуры;
- обороноспособность страны;
- обеспечение внутренней безопасности общества;
- социальная деятельность;
- культурная среда;
- защита экологической обстановки;
- научно-техническая сфера.
Характерные особенности и признаки
Государственные инвестиции отличаются следующими характеристиками:
- Средства формируются исходя из бюджетного, внебюджетного и долгового инструментария.
- Порядок предоставления и дальнейшего использования средств устанавливается государством.
- Величина, а также сроки предоставления средств установлены и ограничены рамками бюджетных планов.
- Вложения защищены государством.
- В качестве субъекта выступает именно государство, а не конкретные органы управления.
- Главной целью инвестиций является не получение дохода, а решение политических или социальных проблем.
Виды и формы
Госинвестиции могут предоставляться через следующие формы финансирования:
- прямого предоставления средств на конкретные цели;
- послабления в налогах и специальные льготы;
- льготных кредитов;
- инвестиций через компании с государственным участием.
Бюджетные инвестиции в России
Наряду со стандартными приоритетными направлениями (описанными выше), которые должно поддерживать государство, у России есть своя отличительная черта.
В связи с этим появляется необходимость развития диверсификации поступлений в государственный бюджет. Для этого правительство должно активно стимулировать частный бизнес и развивать различные направления через предприятия с госучастием.
Могут ли госинвестиции быть прибыльными в принципе
У многих существует заблуждение, что госинвестиции не могут быть прибыльными, но это не так.
Действительно, в социальных проектах прибыль не стоит на первом месте, но во многих других направлениях государство может получать серьезную отдачу. Инвестируя в отрасли, сферы деятельности или конкретные компании, государство впоследствии получает отдачу в виде дивидендов или налогов.
Бывает, что выгода от таких поступлений в разы выше первоначальных вложений.
Заключение
Роль госфинансирования в экономике любой страны сложно переоценить. В России государственный сектор занимает особое место. От того, насколько эффективно будет выстроена инвестиционная политика в рамках бюджета страны, напрямую зависит благосостояние граждан и общее экономическое состояние РФ.
Госинвестиции должны быть направлены не только на социальные проекты, но и на развитие экономики. Однако госполитика должна быть направлена именно на стимулирование предпринимательской активности. В этом ключе важны также и высвобождения инвест. вложений в рамках приватизационных процессов.
Надеюсь, было интересно, а главное — полезно. Обязательно подписывайтесь на новые статьи и делитесь ими в социальных сетях.
Источник
Бюджетное финансирование инвестиций. Получателями бюджетных средств могут быть предприятия всех форм собственности, как участвующие в реализации целевых государственных программ
Получателями бюджетных средств могут быть предприятия всех форм собственности, как участвующие в реализации целевых государственных программ, так и осуществляющие собственные проекты, если они удовлетворяют предъявляемым государством требованиям и прошли конкурсный отбор по размещению централизованных инвестиционных ресурсов. Условия и порядок конкурсного отбора подобных проектов определяются законодательными актами РФ.
Бюджетному финансированию присущ ряд принципов, наиболее важными из которых являются:
• получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат;
• конкурсный отбор инвестиционных проектов для финансирования с учетом их экономической эффективности и приоритетности,
• целевой характер использования бюджетных ресурсов.
• выделение средств на возвратной и. как правило, возмездной основе и др.
Инвестор, победивший в конкурсе, имеет право выбора формы государственной поддержки, которая можетосуществляться путем предоставления бюджетных инвестиций, бюджетного кредита, государственных гарантий, инвестиционного налогового кредита.
Предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества объектов.
Бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях возмездной возвратности и наличия у заемщика соответствующего обеспечения. В качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредитамогут выступать банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% представляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности, а его оценка осуществляется в соответствии с законодательством.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита уполномоченным органом.
Государственные, или муниципальные, гарантии предоставляются и объемене более 50% от общей суммы заемных средств, необходимых для осуществления проекта, на срок от 6 месяцев до 5 лет. Их конкретная величина зависит от категории проекта. Инвестор в свою очередь должен представить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита уполномоченным органом.
Государственные, или муниципальные, гарантии предоставляются в объеме не более 50% от общей суммы заемных средств, необходимых для осуществления проекта, на срок от 6 месяцев до 5 лег. Их конкретная величина зависит от категории проекта. Инвестор в свою очередь должен представить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые.
Обязательным условием предоставления гарантии является проведение анализа финансового состояния получателя, предоставление им надлежащего обеспечения (до 100% от суммы) и отсутствие у него просроченной задолженности по денежным обязательствам перед государством или муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, предоставленным ранее.
Предоставление государственной или муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии осуществляются после представления в уполномоченный орган документов согласно перечню, устанавливаемому указанным органом
Анализ финансового состояния заемщика в целях предоставления государственной или муниципальной гарантии осуществляется соответственно Министерством финансов Российской Федерации или финансовым органом муниципального образования.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором предприятию при наличии оснований, указанных в НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Таким образом, в его основе лежат принципы срочности, платности и возвратности.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогам на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет. Его получатель вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия кредитного договора. Проценты на сумму кредита определяются по ставке не менее 1/2 и не превышающей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с НК РФ основанием для получения такого кредита являются:
1) проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защите окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3) выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
По первому основанию инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей. По второму и третьему основаниям суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.
Форма договора устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
Как правило, инвестиционный налоговый кредит берут крупные предприятия. Например, в 2003 г. данным инструментом воспользовалось предприятие «Балтийский судостроительный завод» в целях реализации программы модернизации производства. При этом общий объем инвестиций составил около 1 млрд руб., а сумма налогового кредита – 145 млн руб. сроком на 7 лет.
С 1 января 2006 г. для российских предприятий открылась возможность получения государственного финансирования из специального инвестиционного фонда.
Согласно БК РФ «инвестиционный фонд Российской Федерации – часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства» (ст. 179.2).
Порядок формирования и использования средств инвестиционного фонда устанавливается Правительством РФ.
На средства инвестиционного фонда могут претендовать проекты, реализация которых соответствует приоритетам социально-экономического развития РФ и невозможна без участия государства. Их минимальная стоимость должна быть не менее 5 млрд руб., при этом максимальный срок государственной поддержки – не более 5 лет. Предусматривается три формы государственной поддержки инвестиционных проектов: софинансирование (при этом частного инвестора – не менее 25%), предоставление гарантий по кредитам (не более 60% суммы займа) и участие в капитале (не менее 25%). Объем инвестфонда в 2007 г. составил около 110 млрд руб.
Бюджетное финансирование в любых его формах приводит к снижению стоимости капитала предприятия и является одним из наиболее дешевых выгодных способов привлечения средств. К его недостаткам следует отнести ограниченность по срокам и объемам, а также сложность получения.
Источник
Государственные и бюджетные инвестиции
Бюджетные инвестиции – это один из наиболее эффективных рычагов рыночного регулирования. В бюджете страны величина финансовых вложений и их направленности в правовых актах фиксируются на установленный промежуток времени.
Финансовые вложения из госбюджета разделяются на:
- экономические капиталовложения;
- бюджетные инвестиции в социальную сферу;
- природоохранные вложения;
- капиталовложения в военную отрасль.
Закон, регламентирующий бюджетное финансирование инвестиций, именуется «Бюджетный кодекс Российской Федерации». В статье данного кодекса о капвложениях в недвижимость, содержащуюся в собственности государства или муниципальных структур, существуют подпункты:
- капиталовложения из госказны;
- дотации компаниям, находящимся на балансе страны и в частной собственности;
- вливания из госбюджета иным юрлицам.
Инвестиционный фонд, как статья госбюджета, предназначенная для претворения в жизнь проектов национального субсидирования по приведенным ранее отраслям в форме партнерства страны с частным бизнесом, был учрежден в 2005 году. к оглавлению ↑
Разновидности госинвестиций
В настоящее время встречаются следующие варианты инвестиционных поступлений ресурсов из госказны:
- вливания в физические активы, такие как земля, оснащение, строения жилого и нежилого фонда и т.д.
- денежные государственные инвестиции, в частности, в акции предприятий.
Отраслевой признак отличает и классификацию государственных вливаний в основные средства возводящихся объектов:
- аграрного направления;
- производственного направления;
- возведение жилья;
- соцсферы (образовательные, здравоохранительные, торговые, культурные учреждения и др.);
- геолого-разведывательные;
- транспортные и предприятия связи.
Государственные инвестиции для соблюдения условий фискальных управленческих структур. Указанный тип вложений бывает очень востребованным, когда предприятие ставят перед необходимостью привести свою деятельность в соответствие с условиями органов власти, предъявляемыми по части природоохранных стандартов, безвредности выпускаемых продуктов производства и остальных производственных процессов, которые невозможно гарантировать путем лишь улучшения процессов управления. к оглавлению ↑
Условия для получения вливаний из госказны
Получение ресурсов из госбюджета возможно только при условии присутствия следующих бумаг:
- документации по проекту;
- технологического и экономического обоснования конкретного плана по расходам фискальных денег;
- соглашения между заказчиком, выступающим в лице государства, и организацией-исполнителем;
- документа, регламентирующего процесс передачи недвижимости.
Обстоятельства предоставления такого типа капвложений частным и госпредприятиям обозначены в 79 ст. БК.
Выдача госинвестиций компаниям частного сектора экономики может быть совершена только в ситуации подробного обоснования бизнес-плана как с технической, так и с финансовой стороны. к оглавлению ↑
Объекты фискальных капиталовложений и их эффективность
Ключевыми получателями денежных ресурсов за счет госказны считаются:
- госпредприятия;
- муниципальные структуры;
- частный бизнес;
- организации, существующие за счет бюджета.
В них государство закладывает бюджетные инвестиции, прибегая для этого к госзаказу.
Объект вливания денег из госказны принадлежит стране, следовательно бюджетные инвестиции повышают капитал данных организаций, зачастую путем повышения уставного капитала этих учреждений. Данные вливания капитала реализуются в соответствии со статьей «Бюджетные инвестиции». В любом случае, право собственности на все объекты инвестирования из госбюджета остается за государством в объеме совершенных вливаний. Таким образом правительство заботится об увеличении национальных активов в госбюджете.
Средства из бюджета как государственное инвестирование может получить и компания, не находящаяся в фискальной собственности, т.е. частный бизнес.
Подобное госинвестирование по статье “Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам” получило право на существование в связи с возникновением желания у государства участвовать в процессах частного предпринимательства на условиях партнерства. В ситуациях, когда заключается такое партнерство, государственные капиталовложения оказываются долей уставного фонда вновь созданной организации. В этом случае госорганы получают права на управление организованной компанией и возможность извлечения полученной прибыли. Правление этой компанией государство может поручить какой-нибудь госструктуре на уровне муниципалитета или региона.
Подбор объектов госинвестирования для Инвестиционного фонда РФ ведется 3-мя структурами: инвестиционной, потом госкомиссией и ратифицируется Правительством Российской Федерации. К обсуждению допускаются проекты ценностью не менее 5 миллиардов руб. Взнос частного капитала в таких проектах составляет не меньше 25% от величины всех вложенных денег.
Проекты отбираются в соответствии со следующими критериями:
- степень важности для интересов страны;
- целесообразность с экономической точки зрения;
- эффективность для интересов госбюджета;
- финансовая рентабельность.
Для всякого проекта избираются количественные аспекты, соответствующие состоянию этой отрасли и значения объекта для экономики державы. к оглавлению ↑
Источники вливаний фискальных средств
Присутствуют ключевые источники капиталов для предоставления госинвестиций. Разумеется, ключевым инвестором представляется федеральное казначейство. Собственно там накапливаются все требуемые для последующего инвестирования финансы. Остальные источники ресурсов:
- областные и муниципальные бюджеты;
- национальные банковские учреждения;
- национальные кредитные компании;
- национальные фонды.
Иногда поддержать финансами те или другие проекты госинвестиций хотят и частные игроки, имеющие свой интерес в выгодном вложении финансов. Тогда инвесторы подписывают между собой соответствующие контракты. В этой ситуации учет производится несколько иным способом. Если к финансированию проекта имеют причастность различные инстанции, то предприятие отчитывается перед каждым из них индивидуально. В законодательстве точно установлено, что конкретно именуется госинвестициями и как следует их учитывать.
Независимые игроки вкладывают в проект свои ресурсы, руководствуясь собственной инициативой, и их денежные ресурсы расходуются на реализацию целей и задач проекта капвложений. Когда таковой проект в перспективе оказывается способным сформировать прибыль, то частный вкладчик также признается в качестве инвестора, и ему начисляются дивиденды. к оглавлению ↑
Государственные и муниципальные предприятия как потребители бюджетных инвестиций
Фискальные источники вкладывают госфинансы в:
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства гос- и муниципальным структурам;
- приобретение новой собственности для таких организаций;
- основные фонды национальных органов и муниципалитетов;
- восстановление и реконструкцию зданий и помещений.
Есть еще и постановление по техническому регламенту. В нем назначен ряд категорий объектов имущества, подлежащих вливанию денег из госказны:
- строения для работы, отдыха и сбережения ценностей населения;
- технические, индустриальные сооружения, стройобъекты, в том числе составляющие транспортные объекты и телекоммуникации;
- жилья – городская жилая площадь.
к оглавлению ↑
Бюджетные инвестиции как источник средств для негосударственных компаний
Российская Федерация заинтересована в формировании внутреннего предпринимательства и извлечении доходов от вложенных финансов. На уровне правительства эти планы возникают весьма нечасто и как правило затрагивают промышленных гигантов, которые ранее получили свою долю национального капитала.
Данный способ распределения денег из госказны затрагивает в большей степени партнерство между национальными предприятиями и компаниями частного сектора. Средства зачисляются в основные фонды этих предприятий, в соответствии с БК Российской Федерации. Таким образом непосредственного получения прибыли не производится.
На уровне регионов между госказной и предприятием районные муниципальные предприятия являются своего рода посредниками, что способствует справедливому распределению денег. Фискальные капиталовложения направляются на точно установленные цели.
Непосредственную деятельность в финансовой жизнедеятельности державы и процессах инвестирования денег из госбюджета правительство реализовывает путем основания соответственных юрлиц. Между наикрупнейших госкорпораций и компаний можно отметить больших игроков в различных секторах народного хозяйства, которые в значительной степени обуславливают направленность процесса индустрии в целом.
Посредством госкорпораций и больших компании правительством воплощается в жизнь свобода в распределении вложений, так как направленности для дальнейшего размещения ресурсов организации избирают по собственному усмотрению, а затем сами контролируют сделанные вложения. Таким способом формируется здоровая обстановка в госинвестировании, коль скоро госорганы прямо не принимают участия в деятельности по распределению фискальных денег, а средства для финансовых вложений все так же отчисляются. к оглавлению ↑
Как бюджетные инвестиции отражаются в бухучете
Процедура предоставления государственных капиталовложений модифицируется в зависимости от региона. Наиболее часто госсредства выдаются на основании подписанных меж муниципальным и негосударственным предприятиями надлежащих контрактов. Для того, чтобы учет расходования и применения денег из госбюджета осуществлялся аккуратно, были сформированы инструкции о том, как производить бухгалтерский учет.
Средства под видом субсидий зачисляются на баланс организации и их следует надлежащим способом отразить на ее счетах. Бюджетные инвестиции обеспечиваются следующими способами:
- переуступаются права госзаказчика;
- подписываются соответствующие соглашения;
- перечисляются финансы сообразно введенной законодательством процедуре предоставления дотаций из госбюджета.
Для универсализации учета процессов, сопровождающих начисление средств из бюджета, Министерства Финансов Российской Федерации составило в 2010 году письмо № 02-06-07/5397, содержащее таблицу соотношения счетов, на основании которой бухгалтера должны составлять отчеты.
В случае, когда целью госинвестирования становится небюджетная компания, следует особенно тщательно проверять соответствие своего учета рекомендациям Министерства Финансов. Иначе не избежать всевозможных недоразумений. За денежные ресурсы, прибывающие на баланс организаций из госкорпораций по специальным программам также необходимо отчитаться. Учет проводится сообразно условиям предприятия, которое является вкладчиком в данном случае.
Источниками денег из госбюджета являются различные структуры. На областном уровне как вкладчик может послужить районное казначейство, дотации также выделяются посредством Центров Занятости Населения, особых фондов и остальных похожие учреждений. к оглавлению ↑
Влияние госинвестиций для экономическую ситуацию
Отечественное народное хозяйство переживает нешуточную нужду в капвложениях. Следует учесть, что при этом стабилизационный фонд нашего государства является одним из наиболее крупных. Из него даже производятся вливания денег в экономику Соединенных Штатов Америки и части государств Европы.
Национальные капиталовложения в РФ используются для урегулирования общественно-экономических вопросов и на нужды военной отрасли. Это, безусловно, нужно делать, но, согласно опыту других стран, также необходимо вносить средства и в процветание индустрии, аграрного хозяйства, в энергетику и остальные приоритетные для становления государства сферы.
Наша страна не осуществляет этого, но хочет притянуть заграничные капиталовложения. Игроки из других стран воздерживаются вкладывать финансы в нашу промышленность, резонно интересуясь, отчего мы сами не пользуемся собственными государственными капиталовложениями? Если мы опасаемся вложить финансы в собственную экономику, то они тем более.
Именно потому Российский Фонд Прямых Инвестиций, учрежденный в 2011 г. для осуществления траншей госбюджетных денег в объекты отечественной экономики при непременном требовании наличия как минимум 1-го зарубежного вкладчика, не возымел успеха.
Коль скоро анализировать состояние экономики государства как отдельной организации, то для него справедливо правило: если нет притока капитала, то не будет никакого движения вперед. К сожалению, стратегия Министерства финансов Российской федерации противоречит этому правилу и считает, будто инвестирование и вливание средств в экономику нашей страны нецелесообразна. Если Российская Федерация и дальше будет придерживаться такой политики, то это неизбежно приведет нас к финансовому коллапсу.
Стратегия по инвестированию нашей страны проводится вопреки здравому смыслу. Субсидирование вложений из госбюджета не обеспечивает и десятой доли потребности в них державы.
Это безрадостное положение в данный момент изменяется благодаря санкциям Запада против Российской Федерации. Уменьшение иностранных вложений породило потребность в их замещении. В то же время снижение производства и потребность в новой индустриализации промышленности обозначило потребность в огромных вложениях.
В позиции Правительства наблюдается определенный поворот. Но для того, чтобы наше государство смогло выстоять в таких условиях, необходимо коренное трансформирование инвестиционной политики.
Источник