Позитивные и негативные проявления эффекта прямых иностранных инвестиций
Капитал крайне важен для экономического развития: инвестиции в производство и человеческий потенциал являются основой для успешного развития общества. ПИИ дают возможность не только привлечь финансовые ресурсы, недостающие национальным экономикам, но и приобщить их к современной технике, организации производства и опыту создания рыночных институтов. Таким образом, ПИИ являются для развития стран гораздо большим, чем просто финансовыми потоками. Они концентрируют в себе другие факторы экономического развития: вместе с прямыми инвестициями в страну движутся новые технологии, квалифицированный персонал, образовательные программы для местного населения.
ПИИ инвестиции оказывают различное влияние на экономики развитых и развивающихся стран. Развитые страны безусловно выигрывают от активизации потоков ПИИ. Большинство ТНК, являясь глобальными агентами ПИИ, принадлежат развитым странам и являются для них важным источником материальных средств. Развитые страны с помощью ПИИ во многом определяют развитие более трети стран мира, действуя преимущественно в собственных интересах. Приток ПИИ в развитые страны становится дополнительным стимулом дальнейшего развития и без того уже высокоэффективной экономики. Качественная нормативно-правовая база, высокий уровень развития банковских институтов, высокая привлекательность экономики для реинвестирования прибылей, полученных ТНК, позволяют развитым странам получать максимальную выгоду от привлеченных ПИИ.
Что касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой, то мнения о том, насколько прямые иностранные капиталовложения полезны для экономического развития этих стран, различны. К пониманию потенциального вклада ПИИ в экономическое развитие принимающей страны приводят две альтернативные концепции.
Первая подчеркивает, что иностранные инвесторы наращивают капиталовложения в производство, что при условии конкуренции со стороны местных фирм приводит к увеличению производительности труда.
Вторая делает упор на потенциально разрушительное воздействие, которое некоторые иностранные инвесторы могут оказать на местные экономики, если нет конкуренции со стороны местных производителей. Оба эти представления имеют право на существование. Но при этом предсказывают абсолютно противоположные результаты. Встает вопрос, какая же из этих двух моделей лучше отражает влияние ПИИ на экономическое развитие развивающихся стран, и каким образом можно уменьшить вероятность отрицательного воздействия ПИИ.
Возможно, основным преимуществом первой концепции является то, что она описывает, как ПИИ могут разбить порочный круг бедности, не позволяющий многим развивающимся странам вырваться вперед. Низкая производительность труда, характерная для развивающихся стран, определяет низкий уровень конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке, а это приводит к недополучению прибыли национальными производителями. А раз нет дополнительных прибылей — нечего инвестировать в модернизацию производства и обновление основных
фондов, что необходимо для повышения производительности труда. ПИИ являются практически единственным способом разорвать этот порочный круг. Прямые иностранные инвестиции, приходящие в страну, позволяют модернизировать производственный процесс, организовать эффективную систему управления и маркетинга. В результате, при наличии нормальной конкурентной среды, ПИИ должны повысить производительность труда, увеличить объем производства и привести к экономическому росту страны-реципиента, что приведет к повышению конкурентоспособности страны в системе мирового хозяйства.
Вторая концепция концентрирует свое внимание на негативном влиянии ПИИ на перспективы экономического развития слаборазвитых стран. Согласно этому представлению, ПИИ, поставляемые иностранными компаниями в отрасли с несовершенной конкуренцией и высоким по цене порогом вхождения в отрасль (автомобильная, электронная и т.п.), пагубно воздействуют на слабо конкурентоспособные экономики стран-реципиентов. При отсутствии законодательных ограничений и достойных конкурентов иностранным компаниям удается занять в подобных отраслях практически монопольное положение. При этом у национальных производителей фактически не остается никаких шансов восстановить свои позиции в отрасли, так как ТНК намного мощнее экономически. Такая ситуация явно неблагоприятна для принимающей страны, поскольку для иностранной компании открываются широкие возможности для злоупотребления своим положением: от установления завышенных цен на товары до банального выкачивания денег из принимающей страны. В этом случае прибыли получаемые ТНК не реинвестируются в развитие отрасли, а выводятся из страны, что негативно сказывается как на конкурентоспособности отрасли, так и на конкурентоспособности страны в целом.
Так какая же из этих моделей наиболее правильно описывает влияние ПИИ на экономическое развитие развивающихся стран и стран с переходной экономикой?
Исследования воздействия ПИИ на экономику стран-реципиентов, проведенные ведущими учеными UNCTAD и ОЭСР, привели к трем основным выводам:
ПИИ оказывают положительное влияние на экономику принимающей страны только при наличии четкой правительственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами и грамотной политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций;
При отсутствии четкой программы и продуманной политики взаимодействия с глобальными компаниями, осуществляющие финансовые вливания в страну, приток ПИИ может крайне негативно повлиять как на международную конкурентоспособность страны, так и на перспективы ее дальнейшего экономического роста;
Необходимым условием положительного влияния ПИИ, приходящих в страну, является высокая степень конкуренции в тех отраслях, в которые приходят иностранные инвестиции.
Таким образом, действия принимающей стороны по стимулированию или торможению конкуренции являются важнейшим фактором, определяющим будет ли эффект от присутствия в экономике страны глобальных фирм положительным или отрицательным.
Другим важнейшим условием положительного влияния ПИИ на экономику принимающей страны является, по мнению специалистов UNCTAD, налаживание связей глобальных компаний с местными производителями, поскольку именно эти связи являются наиболее мощным каналом для утечки навыков, знаний и технологий от иностранных филиалов в местную экономику. Такого рода связи выгодны и для иностранных филиалов и для отечественных поставщиков, а также в целом для экономики страны, где они формируются.
Для иностранных филиалов связи с местными поставщиками обеспечивают снижение производственных издержек в принимающих странах, позволяют повысить
уровень специализации и гибкости при более четкой адаптации технологии и продукции к местным условиям. Наличие развитых в технологическом отношении поставщиков, может открыть иностранным филиалам доступ к внешним технологическим и кадровых ресурсам и тем самым обеспечить подпитку их собственных инновационных усилий. Прямым результатом влияния таких связей на отечественных поставщиков, как правило, является рост производства и занятости. Эти связи способны также послужить каналом для обмена знаниями и навыками между сотрудничающими фирмами. Плотная сеть связей может внести вклад в повышение эффективности производственной деятельности, рост производства, наращивание технологического и управленческого потенциала, а также в диверсификацию рынков. И наконец, для принимающей страны в целом такие связи служат стимулятором экономической активности, а там, где местные ресурсы замещают импортируемые, улучшают состояние платежного баланса. Укрепление позиций местных поставщиков может привести к перетоку осязаемых и неосязаемых активов в остальную часть экономики принимающей страны и способствовать динамичному развитию предпринимательского сектора.
В развитых странах, где покупатели и поставщики являются технологически сильными и состоятельными, потоки знаний имеют обоюдную направленность и связаны главным образом с новыми технологиями, продуктами и методами организации работы. В большинстве развивающихся стран, поставщики относительно слабы, поэтому потоки будут носить, скорее всего, более односторонний характер: от иностранных филиалов к отечественным фирмам.
Разумеется, не все связи такого рода являются одинаково благотворными для принимающих стран. Например, в условиях режимов жесткой защиты иностранные филиалы могут наладить значительные связи, но не иметь при этом особых стимулов для инвестирования в модернизацию технологического потенциала поставщиков. Вместо этого такие связи могут способствовать созданию базы поставщиков, которые окажутся не способными выжить в условиях международной конкуренции. Связи, налаживаемые в конкурентной среде и подкрепляемые усилиями по наращиванию потенциала поставщиков, скорее всего, будут технологически более выгодными и динамичными. Цель заключается не в том, чтобы поощрять налаживание связей ради них самих, а в том, чтобы делать это там, где они являются благотворными для экономики принимающей страны.
Прямые иностранные инвестиции оказывают значительное влияние на структуру рынка принимающей страны. В развитых странах, являющихся донорами ПИИ, наблюдается сильная зависимость между концентрацией производства и оттоком ПИИ. Для стран-лидеров по оттоку ПИИ (например, США, Великобритания, Франция, Германия, Швеция, Япония), характерна высокая степень концентрации производства, в особенности в отраслях с большим эффектом масштаба и высокой интенсивностью рекламной и инновационной деятельности. В странах-реципиентах ПИИ также прослеживается взаимосвязь между притоком иностранных инвестиций и увеличением концентрации производства в областях несовершенной конкуренции. В странах, получающих крупные объемы ПИИ, показатели иностранного владения и промышленной концентрации оказываются сильно коррелированны. Подобные выводы были сделаны экспертами Мирового Банка на основе анализа макроэкономических показателей Бразилии, Мексики, Малайзии и некоторых других развивающихся экономик в Латинской Америке и Юго-Западной Азии. На основе этих данных можно сделать вывод, что ПИИ в целом положительно влияют на структуру рынка принимающих стран, так как высокая степень концентрации производства способствует интенсификации межфирменного взаимодействия, налаживанию новых деловых связей, ускорению инновационного процесса, повышению эффективности использования природных ресурсов.
Оценивая влияние притока ПИИ на конкурентоспособность принимающих стран в системе мирового хозяйства, можно сделать следующие выводы:
· Важнейшим фактором, определяющим положительное влияние притока ПИИ на конкурентоспособность страны, являются действия принимающего государства, направленные на стимулирование конкуренции, повышение прозрачности экономики, либерализацию финансовых институтов, дебюрократизацию экономики;
· Наличие созданной на государственном уровне продуманной программы по привлечению и использованию ПИИ, стимулирующей более тесное сотрудничество между национальными производителями и иностранными инвесторами, способно многократно увеличить выгоды от притока ПИИ в страну;
· Положительное влияние на конкурентоспособность и экономическое развитие страны оказывает лишь долгосрочный иностранный капитал, краткосрочный же спекулятивный капитал напротив порождает финансовую неустойчивость и зачастую оказывает весьма негативное влияние на экономику принимающей страны.
Таблица 1 – Достоинства и недостатки прямых иностранных инвестиций для стран-экспортеров и стран – импортеров.
Источник
Влияние иностранных инвестиций на экономику страны
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 06.05.2016 2016-05-06
Статья просмотрена: 6204 раза
Библиографическое описание:
Бекмухамедова, Б. У. Влияние иностранных инвестиций на экономику страны / Б. У. Бекмухамедова, Б. Э. Матрасулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 622-624. — URL: https://moluch.ru/archive/114/28956/ (дата обращения: 11.06.2021).
Иностранные инвестиции приветствуются во всех странах, экономика которых является открытой. Иностранные инвестиции служат толчком экономического развития стран, особенно, развивающихся стран. Объемы иностранных инвестиций продолжают стремительно возрастать, усиливая роль международного производства в мировой экономике. Можно утверждать, что влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны противоречиво: оно может быть как положительным, так и отрицательным. [1.]
Инвестирование иностранного капитала повышает конкурентоспособность принимающей страны. Поток инвестиций, повышает производительность. Инвестиции также повышают качество выпускаемой продукции, а это влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции, выводит её на международный уровень, то есть расширяет связи с внешними рынками. Данные положительные последствия инвестирования иностранного капитала, являются наиболее значимыми для экономики принимающей страны. Несмотря на явные плюсы внедрения иностранных инвестиций, существуют и определённые минусы.
Иностранные инвестиции повышают спрос на высококвалифицированную рабочую силу, в связи с чем растёт уровень благосостояния населения, так как иностранные инвесторы платят более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами. Но соответственно сокращаются прибыли местных фирм из-за несправедливой конкуренции. Иностранные инвестиции стимулируют производство промежуточной продукции, так как создаётся спрос именно на неё. Местные фирмы вынуждены создавать дополнительные производственные мощности, поскольку они не производили бы данные товары при отсутствии спроса со стороны зарубежных компаний, стран. [2.]
Другим аспектом отрицательного влияния иностранных инвестиций на экономику принимающей страны служит эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными инвестициями, вытеснения местных фирм более конкурентоспособными зарубежными, то есть местные фирмы просто не имеют возможности развиваться, расти, пробиваться на мировой рынок. Можно сказать, что этот эффект далеко неоднозначен, так как иностранные инвестиции могут содействовать развитию национальных фирм за счет роста производительности труда, внешнего эффекта от передачи технологии, что является одним из положительных влияний иностранных инвестиций на экономику принимающей страны.
В сегодняшнее время, при глобализации мирового хозяйства поток иностранного капитала между странами достиг высокого уровня. Величина функционирующего за рубежом иностранного капитала огромна. Ежегодно международное движение капитала оценивается примерно 0,7–1,2 трлн. долл., в т. ч. прямых инвестиций — около 0,13–0,24 трлн., портфельных — 0,12–0,67 трлн. долл. Только объем накопленных в мире прямых инвестиций составляет около 3 трлн. $. Картина современной международной экономической жизни создается, прежде всего, теми компаниями, которые не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют там. [3.]
В общем объеме вывоза капитала повышается роль и доля вывоза государственного капитала (около 25 %). Среди общего объема экспортируемого капитала в развивающиеся страны 90 % является государственным капиталом, а в страны Восточной Европы и СНГ — 35 % (при этом в виде льготных кредитов — 35 %, беспроцентных кредитов — 65 %).
Более 50 % мигрирующего капитала в мировом хозяйстве принадлежит частным субъектам (корпорациям, ТНК, банкам, инвестиционным, пенсионным, страховым фондам и др.). В последние десятилетия отмечается тенденция сокращения доли банков с 50 до 25 % и одновременный рост доли капиталов ТНК. Растут объемы частного капитала мигрирующего между промышленно развитыми странами (около 75 %) Увеличивается доля прямых инвестиций в общем объеме частного и государственного капитала. Растет число интернациональных слияний и приобретений фирм (около 79 % совокупного объема прямых зарубежных инвестиций). Отмечается сдвиг в отраслевой структуре иностранных инвестиций от обрабатывающей промышленности и торговли к инвестициям в наукоемкие отрасли и сферу услуг (более 55 %).
В последние годы утверждена Инвестиционная программа Республики Узбекистан Она сфокусирована на модернизации производственных мощностей как крупных объектов промышленности и инфраструктуры, так и небольших перерабатывающих производств частного сектора.
Программой предусмотрены капиталовложения на общую сумму 27,1 трлн. сум., из которых 6,7 трлн. сум. — централизованные инвестиции. В том числе:
− 1,3 трлн. сум. — инвестиции, финансируемые из Государственного бюджета. Из них 408 млрд. сум. выделено на развитие сельскохозяйственного комплекса, преимущественно на развитие обрабатывающих производств;
− 925,2 млрд. сум. инвестирует Республиканский дорожный фонд на строительство, ремонт и реконструкцию автодорог, а также необходимой инфраструктуры;
− $20 млрд. предусмотрены адресной программой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением прямых иностранных инвестиций и кредитов;
− около $1,2 млрд. будут инвестированы для ввода в эксплуатацию объектов и производственных мощностей. Это также позволит создать 8,5 тыс. рабочих мест.
Среди крупных инфраструктурных проектов можно отметить:
− строительство высоковольтной линии ВЛ-500кВ «Талимарджанская ТЭС — ПС Согдиана»;
− строительство двухпутной электрифицированной железной дороги «Джизак-Янгиер» протяженностью 187 км;
− модернизацию и реконструкцию объектов водоснабжения в Сурхандарьинской области, что повысит мощности обеспечения населения питьевой водой до 108,8 тыс. м 3 ;
− строительство вузов на 9.4 тыс. уч. мест, колледжей и лицеев на 6,6 тыс. уч. мест, общеобразовательных школ на 61,5 тыс. уч. мест, 112 детских спортивных учреждений.
Следует отметить, что объём инвестиций составил 22,9 % к ВВП. При этом более 22 процентов, иными словами свыше 2,5 млрд. долларов приходится иностранным инвестициям, из которых более 79 % — прямые иностранные инвестиции [3.].
Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан показывает, что за 2010–2015 годы общий объем инвестиций в нефинансовые активы в стране увеличился с 3778,1 до 19689,6 млрд. сумов, или в 5,2 раза. За данный период доля инвестиций, направленных в основной капитал увеличилась с 83,8 % до 95,1 %, а расходы на капитальный ремонт основных средств снизились с 9,8 % до 4,5 %. Это свидетельствует о том, что в последние годы большая часть инвестиций направляется на обновление капитала, т. е. на приобретение новых основных средств. [3.]
В Узбекистане обеспечивается интенсивное развитие базовых отраслей промышленности, проводится огромная работа по перепрофилированию существующих и созданию новых мощностей на основе использования передовых, в частности информационных технологий, производится конкурентоспособная, экспортоориентированная и импортозамещающая продукция. Растут объемы производства, открываются новые предприятия, в том числе с участием иностранного капитала, расширяется сфера малого бизнеса и частного предпринимательства.
Созданный в стране инвестиционный климат, льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, позволяют привлекать инвестиции на долгосрочной основе, дают возможность зарубежным партнерам активно участвовать в программах приватизации и модернизации производственных предприятий. Росту заинтересованности деловых кругов других стран в сотрудничестве с Узбекистаном также способствует ежегодное проведение в Ташкенте более 50 специализированных международных торговых ярмарок. Узбекистан является одной из тех стран мира, которые достигаются высоких макроэкономических показателей за последние годы. Эти высокие показатели осуществляются за счет притока иностранных инвестиций.
- Э. Р. Махиудов. Мировая экономика: современные экономические системы. Ташкент. 2004.
- Е. Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Москва. 2000.
- Доклад Президента РУз. И. А. Каримова на заседании КАБМИН, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.
Источник