Политика сша по привлечению инвестиций
Перова М.К.
Инвестиционная политика США в меняющемся мире // США и Канада: экономика, политика, культура. 2020. Т. 50, № 8. С. 70-86. DOI 10.31857/S268667300010629-1.
Статья посвящена наиболее важным изменениям в инвестиционной политике США, реализуемой за рубежом. Эти перемены являются своего рода ответом на растущее влияние Китая в развивающихся странах и нацелены на поддержку бизнеса США, конкурирующего за инвестиционные возможности на внешних рынках. Исследование данной проблемы подразумевает анализ основных слагаемых подхода США к вывозу инвестиций и специфики норм регулирования, зафиксированных в законе «Оптимизация инвестиций в целях развития» (The Better Utilization Investment Leading to Development Act /BUILD Act ), принятом в 2018 году. Африка сегодня стала одной из сфер соперничества США и Китая. Но если в последние 10 лет торговля и инвестиции США сокращались, то Китай только наращивал объём взаимосвязей со странами континента. Ключевую роль в активизации деятельности Китая играет финансирование крупных инфраструктурных проектов, на которые значительные средства выделяются государством. Однако результатом такой политики развития нередко становятся «долговые ловушки». Переходят в собственность китайских банков и ключевые стратегические активы стран, получивших кредиты. Принятый закон «Оптимизация инвестиций в целях развития» должен дополнить цели содействия развитию и способствовать реализации внешнеполитических интересов США. Этот закон позволяет применять более надёжные и гибкие инвестиционные инструменты, предоставлять техническую помощь и усиливать надзор за проектами развития. Созданная в соответствии с законом Международная финансовая корпорация развития (International Develompent Finance Corporation) позволит увеличить почти в 2 раза объём денежных средств, доступных для вложений бизнеса США в страны с низким и средним уровнем дохода.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Источник
Политика сша по привлечению инвестиций
Инвестиционная деятельность США
В настоящий момент США сохраняют лидирующие позиции в международном движении капитала, как по экспорту прямых инвестиций, так и по их импорту.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – это форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории государства-реципиента, которая представляет собой долгосрочные капиталовложения иностранного инвестора в производственные, торговые и иные коммерческие предприятия с целью получения прибыли. США находятся на втором месте по уровню прямых иностранных инвестиций (294 971 млн долларов в 2015 году).
География прямых американских инвестиций весьма обширная, охватывающая 190 стран и территорий. Однако основной сферой приложения прямых капиталовложений США остаются развитые государства, на приходится до 71,9% всех зарубежных инвестиций США. Крупнейшие реципиенты американских инвестиций – Великобритания, Канада, Нидерланды, Австралия, Германия, Япония и Швейцария. На страны Европейского Союза приходится 1123 миллиардов долларов, или 47,1% всех прямых инвестиций США за рубежом[1 2] .
Крупнейшие реципиенты инвестиций США
Следует также отметить, что в своих планах дальнейшей глобализации бизнеса американские ТНК (компании, владеющие производственными подразделениями в нескольких странах) проявляют значительный интерес к инвестиционному сотрудничеству не только с крупными, высокоразвитыми государствами, но со среднеразвитыми странами Западной Европы и Ближнего Востока (такими, в частности, как Ирландия, Испания, Португалия, Израиль).
Большое значение для американских инвесторов имеет наличие развитой инфраструктуры, существование широкой маркетинговой сети, таких «невидимых» факторов, как лояльное отношение к росту капитала физических и юридических лиц, предпринимательская этика, активная инновационная деятельность.
Доля развивающихся стран составляет 26,5% всех зарубежных инвестиций США. По этому показателю США также занимают лидирующие показатели среди развитых стран – ведущих экспортеров капитала, в общем объеме накопленных зарубежных инвестиций которых удельный вес развивающихся стран составляет 18-22%.
В настоящее время страны Центральной и Восточной Европы, включая Россию и другие страны-члены СНГ, занимают скромное место в международном инвестиционном процессе. Общий объем накопленных прямых инвестиций США в этом регионе, по данным американской статистики, составил 36,7 миллиардов долларов, или 1,5% всех иностранных инвестиций США. При этом большая часть американских инвестиций сосредоточена в России, Польше, Казахстане, Венгрии и Чехии.
Слабая активность американского капитала в этих странах объясняется, в частности, отсутствием благоприятного инвестиционного климата: наличием устаревшего производственного оборудования, отсутствием стабильной законодательной базы, обеспечивающей эффективную защиту интересов инвесторов, незначительными объемами внутреннего рынка.
Наибольший объем американских инвестиций сосредоточен в обрабатывающей промышленности таких развитых государств, как Канада, Великобритания, Нидерланды, Франция и Германия. Основными получателями инвестиций США в обрабатывающую промышленность в группе развивающихся стран являются Мексика, Бразилия, Сингапур, Венесуэла, Тайвань и Малайзия.
Инвестиции США в обрабатывающую промышленность
Американские инвестиции в добывающие отрасли экономики зарубежных стран в последние два десятилетия резко сократились, за исключением нефтяной промышленности. Их доля в общем объеме прямых зарубежных инвестиций США составила 5,7%, или 136,1 миллиардов долларов, в том числе в нефтяную промышленность было вложено 97,7 миллиардов. Основные капиталовложения США в добывающие отрасли приходились на развитые страны: Канаду (38 млрд. долл.), Австралию (10,6 млрд.), Великобританию (7,6 млрд.) и Нидерланды (3,4 млрд. долл.). Все большую роль в планах корпораций стала играть Россия, в добывающие отрасли которой, главным образом в нефтяную промышленность, было вложено около 7 миллиардов долларов.
В целом нельзя не отметить сохраняющуюся дифференциацию в зарубежной деятельности американского капитала, направленную на участие в самых разнообразных отраслях экономики – от традиционных до новейших. Этот процесс накладывает отпечаток на всю инвестиционную деятельность американских компаний за рубежом, что проявляется в более масштабном и комплексном характере их операций, в модернизации традиционных и применении различных новых форм и методов этой деятельности.
Уже в 2004 году на контролируемых американским капиталом зарубежных предприятиях было занято около 11 миллионов человек, активы зарубежных компаний США превышали 6,8 триллионов долларов, а доход этих предприятий составлял 209,3 миллиардов долларов. Американские прямые инвестиции, вкладываемые в реальный сектор экономики принимающих стран на длительный срок, оказывали положительное влияние на воспроизводственный процесс этих стран, развитие экономики и создание новых рабочих мест. Увеличение масштабов инвестиционного процесса, отраслевая и географическая диверсификация зарубежных инвестиций, использование новых организационных форм и методов превращает американские компании в глобальных хозяйствующие субъекты, определяющих направление развития различных сегментов мирового хозяйства.
Являясь крупнейшим экспортером капитала, США также занимают лидирующие позиции в мире, как импортеры прямых иностранных инвестиций. Приток ПИИ в американскую экономику в 2015, по данным ЮНКТАД, составил 384 миллиардов долларов.
Роль США как ведущего реципиента ПИИ объясняется высоким уровнем экономического развития, большой ёмкостью и совершенством внутреннего рынка, а также открытостью для иностранных инвесторов. По прогнозу британского исследовательского агентства Economist Intelligence Unit, США еще долгие годы будут оставаться главным направлением для прямых зарубежных инвестиций в мире.
На американском рынке действует капитал из более 90 иностранных государств, однако ведущие позиции принадлежат инвестициям из небольшой группы развитых стран. Крупнейшими иностранными инвесторами в США, являются Великобритания, Япония, Германия, Нидерланды, Франция и Швейцария.
Рисунок 1. Крупнейшие иностранные инвесторы в США
Инвестиции иностранных компаний стали неотъемлемой частью воспроизводственного процесса США. Так, более 10% ВВП США создается при участии иностранного капитала. Активы обрабатывающей промышленности США сегодня на 12% принадлежат иностранцам, при этом в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности иностранные компании производят 20-25% всего объема выпускаемой продукции. Увеличение притока иностранного капитала в США, которое приводит к расширению его влияния на американскую экономику, свидетельствует о растущей экономической и финансовой глобализации, происходящей в мире.
Можно сделать вывод, что США занимают ведущие позиции в мировой экономической системе и в значительной мере определяют распределение инвестиционных ресурсов в мире, как через прямой экспорт капитала, так и косвенным путем – через вложения контролируемых американским капиталом ТНК, расположенных в Западной Европе, Канаде и других странах.
2.2 Основы инвестиционной политики США
Система регулирования и привлечения капитала в США способствует достаточно большому объёму капиталовложений, ежегодно направляемых в страну иностранными инвесторами. По этому показателю США занимают одну из лидирующих позиций в мире.
По оценкам зарубежных экономистов, привлекательность американского рынка объясняется в первую очередь тем, что инвестиционная политика правительства США, поощряющая возможность создания стратегических альянсов с американским компаниями в наиболее перспективных отраслях национальной экономики, фактически не претерпела никаких изменений за последние несколько десятилетий и одновременно относится к числу наиболее прогрессивных.
Действующий инвестиционный режим характеризует высокая степень открытости: иностранным инвесторам в большинстве случаев предоставляются равные с национальными производителями права относительно создания, регистрации и деятельности компаний, уплаты налогов, ведения делопроизводства и т.д., на них распространяются также аналогичные ограничения, предусмотренные американским законодательством для граждан США. Интересы иностранцев не ущемляются при разрешении спорных вопросов: фактически отсутствуют ограничения на перевод капиталов и прибыли за границу, в отдельных случаях предоставляется более льготный режим налогообложения и кредитования, и что наиболее важно — в стране существуют конкретные обязательные гарантии от экспроприации, т.е. от принудительного отчуждения имущества частных собственников. Обычно она производится органами государственной власти разных уровней, а также местного самоуправления в интересах общества. Различаются два вида экспроприации: безвозмездная (конфискация) и оплачиваемая (реквизиция) [11].
Основным законом, гарантирующим права иностранных инвесторов, является конституция США, принципиальные положения которой в отношении экономической свободы в полной мере распространяются на юридических и физических лиц из других государств, имеющих намерение либо уже участвующих в создании на территории страны предприятий с привлечением своего собственного либо чьего-либо заемного капиталов.
В США фактически отсутствует единый закон, которым бы руководствовались федеральное правительство и органы управления штатов на местах, при организации своей работы по привлечению иностранных инвестиций в страну. Каждый американский штат, в силу своего территориального расположения, природных и людских ресурсов, самостоятельно разрабатывает и принимает соответствующие законы, а также иные регламентирующие акты по работе с иностранными инвесторами. Причем принятие ими законодательных актов, предоставляющих преференциальные условия национальным компаниям на уровне штата, в определенной степени ограничены специальным положением конституции США под названием Inter-state Commerce Clause, что ещё больше привлекает инвесторов [10].
Кроме того, практически в каждом федеральном законе, регламентирующем развитие отраслей национальной экономики, имеются соответствующие положения, которые в обязательном порядке касаются вопросов целесообразности и возможности привлечения внутренних и иностранных инвестиций.
Несмотря на то, что действующие законы направлены на создание, как в целом по стране, так и на уровне отдельного штата благоприятного инвестиционного климата, определенные ограничения в отношении участия иностранных инвесторов в тех или иных проектах существуют. Они, как правило, касаются вопросов, когда идет речь о защите или предотвращении попыток нанесения ущерба безопасности страны в ряде отраслей национальной экономики:
— атомная энергетика. Имеются ограничения на участие иностранных компаний в проектах с производством и переработкой плутония, эксплуатацией ядерных реакторов и захоронением отходов (Atomic Act, 1954г.);
— предоставление таможенных услуг. Лицензию для работы в качестве таможенного брокера иностранец может получить только в том случае, если его партнёр является американским гражданином и уже имеет документ подобного рода, разрешающий ему работу в этой области (Tariff Act, 1930г.);
— телевидение и радиовещание. Иностранное участие в компании не должно превышать 20% (Communication Act, 1934г.). Аналогичные ограничения распространяются на предприятия в сфере спутниковой передачи информации (Communication Satellite Act, 1962г.);
— программы в области передовых технологий. Иностранныйинвестор должен доказать, что создаваемая им компания будет выпускать продукцию, которая даст экономическую выгоду США и выделяемые им на эти цели средства пойдут на проведение научно-исследовательских работ и производство того или иного продукта (American Technology Pre-eminence Act, 1991г.);
— сельскохозяйственное производство. Компании с иностранным участием не могут получатьфинансовую помощь и дотации при производстве и переработке сельхозпродукции.
— рыбная промышленность. Иностранцы не имеют права владеть контрольным пакетом акций компании, которая располагает своими собственными рыболовецкими судами (Anti-Reflagging Act, 1987г.);
— банковская и биржевая деятельность. Федеральный резервный банк США имеет право отказать любому зарубежному финансовому учреждению в просьбе начать работать на американском финансовом и фондовом рынке, в случае если иностранное правительство не предоставляет адекватных условий компаниям и фирмам США (Primary Dealers Act, 1988г.);
— законодательные акты также частично ограничивают участие иностранного капитала при создании акционерных компаний в сфере воздушного и морского транспорта (Federal Aviation Act, 1958г. и Merchant Marine Act, 1920г.), и фактически полностью в области разработки и производства военной техники и вооружения (Defence Production Act, Defence Conversion, Reinvestment and Transition Act, 1992г.) [10].
В американских инвестиционных кругах отмечают, что преимуществом США по сравнению с другими странами является то, что работа по привлечению иностранных инвестиций строится каждым отдельным штатом самостоятельно, на основании долгосрочных и краткосрочных программ, разработанных с учётом местных особенностей и потребностей, в соответствии с местным законодательством.
Все американские штаты имеют свои собственные программы по привлечению как национальных, так и иностранных инвестиций, поскольку по сложившейся практике федеральное правительство играет пассивную роль при определении экономического развития того или иного региона страны. Руководство местных администраций самостоятельно определяет перспективные направления развития за счёт государственных и привлечённых средств.
Реализация инвестиционных программа уровне штата, как правило, находится под непосредственным контролем со стороны местного агентства по экономическому развитию (Economic Development Agency, SDA), которое возглавляет один из руководителей местной администрации, непосредственно подчиняющийся губернатору [10].
Все штаты рассматривают инвестиции в качестве основополагающего фактора, который позволяет добиться более быстрого экономического развития региона, причём большинство штатов в своих программах отдают предпочтение именно иностранным инвестициям. Для создания более привлекательного инвестиционного климата SDA ежегодно обновляет и улучшает существующие программы, отдавая предпочтение тем отраслям, которые в короткие сроки могут оживить экономику.
Программы по привлечению иностранных инвестиций предусматривают направление потенциальным инвесторам соответствующих предложений, а также широкое участие представителей штата в торговых ярмарках, задействование американских зарубежных дипломатических и торгово-экономических представительств и служб, СМИ, радио и телевидения, глобальной сети интернет.
Направляемое либо распространяемое среди заинтересованных лиц краткое описание программы в большинстве случаев включает в себя информацию о проекте, перечень предоставляемых льгот, возможную схему финансирования, а также контактные телефоны. Как правило, в число преимуществ, предлагаемых отдельными штатами, входит: льготный налоговый режим, кредитная линия на покупку земли, частичное либо полное финансирование закупки необходимого оборудования, участие в обучении персонала, льготные кредиты, создание инфраструктуры и т.д.
Помимо этого, большинство штатов имеют своих собственных представителей в ряде зарубежных государств (Германия, Япония, Великобритания, Тайвань и т.д.), которые активно работают по распространению информации о потенциальных возможностях своего штата.
Детальная информация о конкретных программах, предлагаемых штатами, содержится в специальном справочнике, который издается национальной ассоциацией агентств по развитию штатов (NASDA) [10].
По существующей в США практике, при проведении переговорного процесса, связанного с инвестированием средств, предпочтение и более льготные условия отдаются юридическим и физическим лицам из тех стран, с которыми США имеют двусторонние соглашения по защите инвестиций, а именно:
— Договоры о дружбе, торговле и навигации (Treaties of Friendship, Commerce and Navigation, FCN);
— Двусторонние соглашения по инвестициям (Bilateral Investment Treaties, BIT) [10].
На объем привлекаемых в страну капиталовложений влияет также то, что США является полноправным членом множества международных организаций, например, ВТО (Всемирная Торговая Организация) и ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), в рамках которых имеется возможность эффективно урегулировать вопросы инвестиционного сотрудничества американских и зарубежных компаний.
Опыт стимулирования инвестиций зарубежных стран
Каждая страна проводит свою инвестиционную политику, обладает своей системой регулирования инвестиций. Системы регулирования инвестиционных процессов в странах с развитой экономикой (США, страны ЕС, Япония) отличаются от подобных систем в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Ряд зарубежных компаний активно использует набор макроэкономических регуляторов в управлении своей инвестиционной деятельностью. Фактически, эти регуляторы являются институтами государства. [21]
Наиболее четко инвестиционная деятельность реализуется в бюджетной системе Германии. Она основана на двух основных принципах:
- • жестком разграничении в бюджетах всех уровней текущих и инвестиционных расходов;
- • регулировании бюджетного дефицита в увязке с объемом инвестиций, что в первую очередь направлено на повышение инвестиционной ориентации федерального бюджета, но вместе с этим оказывает воздействие и на региональную инвестиционную привлекательность. [6]
Основными инструментами стимулирования инвестиций в настоящее время продолжают оставаться: программа «Улучшение региональной структуры экономики» и налоговые льготы за инвестирование капитала, которые дополняются хорошо зарекомендовавшими себя низкопроцентными ссудами и программой поддержки долевого участия нового банка для среднего предпринимательства. Из средств данной программы осуществляется поддержка целевых инвестиций в промышленное хозяйство и в близкую к экономике инфраструктуру. Для реализации программы в 2006 году были предусмотрены федеральные средства в объёме 694 млн. евро, которые сопровождались финансированием в таком же объёме со стороны федеральных земель. В 2007 г. Комиссия ЕС одобрила план германского правительства о стимулировании экономического развития ряда земель в 2007 — 2013 гг., в рамках которого предусматривается льготный инвестиционный режим для малых и средних предприятий.
В ФРГ придается большое значение созданию условий для привлечения иностранных капиталов в экономику страны. Об этом свидетельствует основание федерального общества «Invest in Germany GmbH» по инициативе Федерального министерства экономики и труда ФРГ в 2003 году. Ежегодный бюджет общества составлял в течение последних двух лет 2 млн. евро и формировался целиком за счет средств государства (за счёт средств федерального бюджета). Общество имеет основное бюро в Берлине, а также бюро в Нью-Йорке и Чикаго. Кроме того с 1997 по 2004 функционировал промышленный инвестиционный совет (Industrial Investment Council — IIC), основной задачей которого являлось привлечение иностранных инвесторов в новые федеральные земли и Берлин. Годовой бюджет IIC составлял 4,8 млн. евро. По плану развития инвестиционной деятельности в Германии в январе 2006г. произошло слияние указанных инвестиционных агентств в одно — «Invest in Germany GmbH». Целью создания нового объединенного агентства является усиление работы по привлечению зарубежных инвестиций в Германию, особенно в восточные земли.
Германия продолжает по-прежнему оставаться глобальным экспортёром капитала. В 2006 году нетто-объём немецких инвестиций за рубежом составил около 433,0 млрд. евро. Иностранные инвестиции в 2006 году поступали в страну в основном из стран-членов ЕС (25) — около 169,1 млрд. евро.
В Германии большое внимание уделяется регулированию и контролю инвестиционно-финансового рынка страны. Этой деятельностью занимается Федеральное ведомство по наблюдению за деятельностью в области финансовых услуг (Bundesanstalt fьr Finanzdienstleistungsaufsicht — BAFin), которое регулирует и контролирует деятельность немецких организаций, работающих в кредитной сфере, в сфере страхования и в сфере торговли ценными бумагами. BAFin входит в сферу деятельности Министерства финансов ФРГ. Развитие международного инвестиционного сотрудничества относится в ФРГ к числу важных национальных экономических задач. Стимулирование прямых капиталовложений за рубежом осуществляется при прямом участии федеральных и земельных органов власти путем использования механизмов поддержки национального экспорта и инвестиционной деятельности. Особое внимание при этом уделяется содействию мелкому и среднему бизнесу. Делается это за счет дебюрократизации процессов создания и становления компаний, льготного налогообложения, организационной и финансовой поддержки. [10]
Богатый опыт в практике стимулирования инвестиций на местном уровне имеют США. Региональные программы стимулирования инвестиций обычно предусматривают комплекс:
- • мер бюджетного и финансового стимулирования (налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных, гарантии по займам и т.д.)
- • мер, направленных на улучшение экономических условий принимающей стороны (содействие профессиональному обучению, совершенствование транспортной инфраструктуры, предоставление земли в бесплатное пользование или долгосрочная аренда, обеспечение информацией). [6]
США является крупнейшим импортером капитала: известно, что 22% мирового объема прямых иностранных капиталовложений приходится на инвестиции в хозяйство США. За 18 лет (1990-2007 гг.) объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике США увеличился более чем в 4,4 раза и в 2007 г. составил 2,093 трлн долл. В период наибольшего экономического благополучия иностранные инвестиции вливались в американское хозяйство особенно быстрым темпом: за 1998-2000 гг. их объем увеличился на 750,5 млрд долл., а за 2004-2007 гг. — на 645 млрд.
Основные факторы, способствующие привлечению иностранного капитала в США — это и высокий научно-технический уровень экономики в целом, и огромная емкость внутреннего рынка в сочетании с политической и экономической стабильностью. На базе ПИИ (прямых иностранных инвестиций) в США происходит формирование зарубежного производства, объединяющего экономику иностранных государств с экономикой США более тесными узами, чем торговля. Сеть международного производства, созданная посредством прямых иностранных инвестиций, привела к образованию на территории США экономического пространства, которое оказывает влияние на экономику США, а в конечном итоге и на экономику других ведущих стран мира. [2]
На протяжении многих лет одним из наиболее широко распространенных налоговых стимуляторов инвестиционного процесса служила скидка с налога на прибыль в размере определенного процента капиталовложений фирм в оборудование и производственное строительство. Стимулом к инвестиционной деятельности послужили и налоговые льготы, направленные на активизацию деятельности фирм в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Например, в США и Японии из налога на прибыль вычитается 20% прироста таких расходов (в США — по сравнению с их среднегодовым уровнем за предыдущие три года, а в Японии — с максимальным годовым уровнем в предыдущий период). В США применяются специальные налоговые стимулы, чтобы усилить сотрудничество фирм с университетами. [17]
Во Франции в период реконструкции и модернизации внимание было сосредоточено на небольшом числе промышленных компаний, связанных с реконструкцией и модернизацией промышленности и сельского хозяйства и возможностью получения иностранной валюты. Велась одновременно и политика поощрения крупного промышленного производства. В условиях жесткой иностранной конкуренции на французском рынке было принято решение повысить конкурентоспособность отечественной промышленности путем поощрения создания в каждой отрасли 1-2 крупнейших компаний путем слияния фирм. В 1997-2004 гг. происходил переход страны в качественно новую фазу социально-экономического и политического развития. Государственные закупки как инструмент формирования гарантированного и предсказуемого рынка для различных национальных компаний сохраняют во Франции свое значение и в новейшее время. При этом большее значение приобретают образование, занятость, внутренняя стабильность, судебные органы, культура, связь и охрана окружающей среды. Государство стимулирует НИОКР для промышленности. Политика Франции все четче ориентирована на обеспечение глобальной конкурентоспособности страны на основе развития инновационного потенциала нации.
Инвестиционная политика Великобритании с 1997 года направлена на достижение следующих целей: повышение конкурентоспособности и развитие инновационного и научно-технического потенциала компаний для достижения устойчивых темпов роста экономики и производительности труда. Государство предоставляет субсидии и налоговые льготы (традиционные механизмы помощи), создает рыночную инфраструктуру, развивает свободную конкуренцию, содействует средним и малым предприятиям, экспортерам, предоставляет информационно-консультативные услуги бизнесу.
Великобритания стала лидером в области либерализации внешнеэкономической деятельности под влиянием вступления в ЕС и глобализации мировой экономики. В настоящее время роль государства в этой сфере сводится к контролю качества, предоставлению информационно-консультативных услуг экспортерам, их поощрению. Государство рассматривает иностранные инвестиции как важный источник создания дополнительных рабочих мест, средство получения новых технологий, производственного и управленческого опыта. [6]
Англия является второй страной в мире (после США) по объему привлеченных инвестиций. Важную роль в проведении эффективной инвестиционной политики играет обеспечение четкости действующего законодательства в этой области. В Великобритании действует один из самых либеральных законов, регулирующих деятельность компаний — Закон о компаниях. Иностранные инвесторы свободны в выборе места вложения своего капитала на территории страны. [7]
Япония также является примером успешного развития системы управления инвестиционной деятельностью и воздействия на этот процесс со стороны государства. В послевоенный период основной задачей правительства было восстановление страны в условиях отсутствия инвестиций и наличия устаревшего производственного комплекса. Государство выделяло деньги, предоставляя возможность частным компаниям развивать свой бизнес. Оно обеспечивало огромные кредитные ресурсы для банков и низкие проценты по кредитам, предоставляло налоговые льготы и преференции. Особое внимание в послевоенной Японии уделялось образовательной сфере.
Особого внимания заслуживает опыт работы с инвестициями в Китае, где прямые иностранные инвестиции (ПИИ) играют роль мощного катализатора экономического роста. «Китайское чудо» связано с доверием к китайской экономике деловых иностранных кругов. Главной движущей силой такого рывка являлась политика постепенного увеличения открытости экономики. Ключевыми элементами политики открытых дверей стали либерализация торговли и привлечение ПИИ. Последовательная либерализация внешней торговли способствовала росту доли экспорта и импорта в ВВП Китая. Иностранные инвестиции способствовали созданию новых рабочих мест. Структуры со стопроцентным иностранным капиталом стали наиболее динамичными и производительными фирмами в экономике Китая. Средняя ставка таможенного тарифа в стране постепенно была снижена с более чем 50% в начале 1980-х гг. до 12% после вступления в ВТО. Оберегая приоритетные секторы своей экономики от иностранной конкуренции, Китай в то же время практически полностью освобождает от импортных пошлин продукцию отраслей, в которых государство считает необходимым стимулировать соревнование с иностранными товарами. Таким образом, продуманная политика либерализации внешней торговли и инвестиционная политика сохраняет необходимую поддержку национального производителя и при этом стимулирует приток ПИИ, направляемых на создание производств, ориентированных на экспорт. Невысокие затраты на оплату труда в Китае стали особенно важным фактором для привлечения ПИИ из Гонконга и Тайваня, что способствовало быстрому формированию Китая как крупного игрока на мировом рынке трудоемкой продукции.
Созданные в Китае открытые экономические зоны (ОЭЗ) стали своего рода полигонами для выработки наиболее эффективных методов привлечения и использования иностранного капитала. Китайские власти передали право принятия решений по капиталовложениям на уровень местных органов самоуправления. В настоящее время в Китае проводится преференциальная политика, которая включает в себя налоговые льготы, специальные привилегии иностранным инвесторам.
Анализируя факторы, стимулирующие приток ПИИ в Китай, следует отметить, что они характерны практически для всех стран с развивающейся экономикой. Условно их можно объединить в три группы: структура экономики, либерализация и преференциальная экономика и культурная и правовая среда.
Возможности привлечения иностранных инвестиций в Африку в значительной мере обусловлены общими тенденциями развития мирового инвестиционного процесса и особенностями его международного регулирования.
В настоящее время инвестиции в африканскую экономику поступают по 5 основным направлениям:
- • в страны с богатыми природными ресурсами;
- • в страны, в которых осуществлялись серьезные структурные экономические реформы (Мозамбик, Танзания, Уганда);
- • в страны с активной политикой привлечения инвестиций в экспортно ориентированные отрасли;
- • в страны со специальными сравнительными преимуществами (Лесото, Свазиленд).
Наиболее привлекательными для ПИИ являются страны, богатые природными ресурсами, причем на страны-экспортеры нефти приходится около 65% ежегодного притока ПИИ. Основными получателями инвестиций являются ЮАР, Нигерия, Египет, Марокко и Судан. Но большинство африканских стран все еще недостаточно привлекательны для иностранных инвесторов. Существенным сдерживающим фактором для инвестирования является высокая стоимость кредитов, обусловленная высоким уровнем процентных ставок. Расходы на предпринимательскую деятельность в африканских странах значительно выше, чем в других регионах, что оказывает сдерживающее воздействие на отечественные и иностранные прямые инвестиции. Для более эффективного привлечения иностранного капитала необходимы устойчивое экономическое развитие, радикальное изменение идеологии, концепции привлечения и распределения ПИИ. Для этого нужна государственная политика, которая регулировала бы потоки ПИИ в приоритетные отрасли экономики, и законодательно-правовая база, стимулирующая их привлечение. [15]
В настоящее время в мире приобретает популярность такой класс инвестиционных сделок, как лизинг. На его долю в странах с развитой рыночной экономикой приходится около 20% общего объема капиталовложений, а в некоторых странах (Великобритания, США, Ирландия) — более 30%. В некоторых странах (Германия, Нидерланды, Дания) макроэкономические инвестиционные регуляторы сосредоточены в основном на финансовых и налоговых аспектах лизинговой деятельности. В других государствах (Великобритания, Австралия) законодательство регулирует отношения прежде всего между сторонами договора лизинга. При этом регулирование осуществляется с учетом стоимости объекта лизинга и субъектного состава лизингового договора. Большая группа стран (Франция, Италия, Испания, Португалия и др.) подходит к регулированию лизинговых сделок как трехстороннего комплекса отношений. Государство влияет на развитие лизинга, создавая обстановку, стимулирующую развитие системы управления инвестиционной деятельностью и обеспечивая минимальные риски в этой сфере. Так, лизинг на протяжении десятков лет признавался стратегически важным направлением государственной экономической политики в США, где государство стимулировало инвестиции в приобретение основных средств, обновление производства на основе лизинга. [21]
Таким образом, инструментами инвестиционной политики являются те средства, с помощью которых осуществляются инвестиции (сам капитал в денежной форме, различные формы его воплощения в виде ценных бумаг, долговых или залоговых обязательств, недвижимости и т.д.). Инвестиционная политика в каждой стране имеет свои особенности, использует определенные инструменты. Особого внимания заслуживает положительный инвестиционный опыт развитых государств: США, Германии, Франции, Великобритании, Японии и др., которые, как правило, уделяют значительное внимание налоговой политике, привлечению инвестиций иностранных компаний, стимулированию государством малого и среднего бизнеса в стране и т.д. Таким образом, выбор правильной инвестиционной политики, а также инструментов для ее проведения выступает одной из важнейших задач экономической политики любого государства.
Источник