Политика стимулирования иностранных инвестиций
Тема 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
4.1. Состояние инвестиционной сферы и техническое оснащение отраслей
4.2. Методы стимулирования иностранных инвестиций
4.3. Правовое обеспечение иностранных инвестиций
Состояние инвестиционной сферы и техническое оснащение отраслей
Анализ инвестиционной сферы и технического оснащения отраслей
Одной из приоритетных задач экономической политики в России является привлечение российских и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Очевидно, что существуют два основных пути преодоления инвестиционного кризиса, которые могли бы обеспечить обновление технологической базы и выхода на стандарты устойчивого роста. Первый из них связан с преимущественной ориентацией на государственные инвестиции, второй с ориентацией на частный капитал, как российский, так и иностранный.
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в России (в %)
Инвестиции в основной капитал – всего | ||||||||||
в том числе по источникам финансирования: | ||||||||||
собственные средства | 49,0 | 47,5 | 49,4 | 45,0 | 45,2 | 45,4 | 44,5 | 42,1 | 40,4 | 39,5 |
из них: | ||||||||||
прибыль | 20,9 | 23,4 | 24,0 | 19,1 | 17,8 | 19,2 | 20,3 | 19,9 | 19,4 | 18,4 |
амортизация | 22,6 | 18,1 | 18,5 | 21,9 | 24,2 | 22,8 | 20,9 | 19,2 | 17,6 | 17,3 |
привлеченные средства | 51,0 | 52,5 | 50,6 | 55,0 | 54,8 | 54,6 | 55,5 | 57,9 | 59,6 | 60,5 |
из них: | ||||||||||
кредиты банков | … | 2,9 | 4,4 | 5,9 | 6,4 | 7,9 | 8,1 | 9,5 | 10,4 | 11,8 |
в том числе иностранных банков | … | 0,6 | 0,9 | 0,9 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 1,6 | 1,7 | 3,0 |
заемные средства других организаций | … | 7,2 | 4,9 | 6,5 | 6,8 | 7,3 | 5,9 | 6,0 | 7,1 | 6,2 |
бюджетные средства (средства консолидированного бюджета) | 21,8 | 22,0 | 20,4 | 19,9 | 19,6 | 17,8 | 20,4 | 20,2 | 21,5 | 20,9 |
в том числе: | ||||||||||
федерального бюджета | 10,1 | 6,0 | 5,8 | 6,1 | 6,7 | 5,3 | 7,0 | 7,0 | 8,3 | 8,0 |
бюджетов субъектов Российской Федерации | 10,3 | 14,3 | 12,5 | 12,2 | 12,1 | 11,6 | 12,3 | 11,7 | 11,7 | 11,3 |
средства внебюджетных фондов | 11,5 | 4,8 | 2,6 | 2,4 | 0,9 | 0,8 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,4 |
прочие | … | 15,6 | 18,3 | 20,3 | 21,1 | 20,8 | 20,6 | 21,7 | 20,1 | 21,2 |
Главным источником инвестиций в основной капитал на протяжении 90-х годов являлись собственные средства предприятий. Их доля в структуре этих инвестиций в 1995 г. составила 49,0%, а в настоящее время – 39,5% и явно недостаточна для того, чтобы предприятия осуществляли инвестиционную деятельность (табл.1 – данные Госкомстата РФ). Доля прибыли и амортизации также существенно сократилась и в настоящее время составляет соответственно 18,4% и 17,3% . Банковские кредиты по-прежнему являются незначительным источником средств для инвестиций: в 2008 г. их доля в совокупных инвестициях в основной капитал составила 11,8%., а доля привлеченных средств у предприятий составила – 60,5%.
Как отмечено Министерством экономического развития РФ в Проекте основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, при сложившейся структуре основного капитала, его физическом и моральном износе, нынешний объем инвестиций является недостаточным для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов. С учетом мирового опыта России необходимо повысить норму валового накопления до 26% ВВП (в I квартале 2009 г. она едва превысила 12,4%). Для сравнения: аналогичный показатель составляет в Китае — 42%, Вьетнаме – 35%, Таиланде – 31%, Южной Корее – 30%.
Учитывая сложившуюся ситуацию, особое внимание должно быть, уделено привлечению инвестиций из всех источников, в том числе и прямых иностранных инвестиций.
Прямые инвестиции иностранных фирм рассматриваются не только как дополнительный источник для внутренних капиталовложений, но и как способ получения доступа к новой, более совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению создания новых производств. Вместе с тем здесь имеются и серьезные опасения, что передача иностранным корпорациям контроля за российскими минеральными ресурсами может привести к их оттоку за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно скажется на потенциале собственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строиться исходя из трезвой оценки полного баланса их плюсов и минусов.
Методы стимулирования иностранных инвестиций
Политика стимулирования иностранных инвестиций
Политика стимулирования иностранных инвестиций в развитых и развивающихся странах различается весьма существенно. В практике стимулирования иностранных инвестиций промышленно развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся государств и стран с переходной экономикой характерны фискальные и налоговые средства стимулирования; чаще всего используются льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудование (что в промышленно развитых странах является малоэффективной мерой в силу невысоких ставок пошлин на большинство видов промышленного оборудования), уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль, предоставление налоговых каникул.
Учитывая возрастающее политическое значение прямых инвестиций, прямые инвесторы пользуются растущим вниманием правительств, как в странах базирования, так и в принимающих странах.
Государство оказывает поддержку прямым зарубежным инвестициям посредством:
предоставления государственных гарантий инвесторам;
страхования;
урегулирования инвестиционных споров;
исключения двойного налогообложения;
дипломатической и административной поддержки.
Гарантии могут предоставляться как страной базирования, так принимающей страной. В соответствии с законодательством многих стран инвесторы, желающие разместить свой капитал за рубежом могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям. Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-либо его части за счет государственных источников в случае национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств. Гарантии инвестиций содержатся также в двусторонних и региональных соглашениях о защите инвестиций, подписанных между большинством стран мира. На многостороннем уровне гарантией инвестиций занимается созданное под эгидой Мирового банка Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Условия о гарантии инвестиций содержатся в Ломейской конвенции, подписанной между странами ЕС и многими развивающимися странами, а также в многочисленных многосторонних документах, одобренных международными организациями.
Страхование зарубежных инвестиций является специфической формой страховки и может производиться как частными, так и государственными агентствами. Смысл страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно стоит до 1% от суммы инвестиции. Если наступает обусловленный в страховом договоре страховой случай, страховая компания обязана возместить прямому инвестору его потери. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов. В США страхованием прямых инвестиций занимается Государственная корпорация по страхованию и гарантии инвестиций (ОПИК).
Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе национального законодательства принимающей страны, национального законодательства страны базирования прямого инвестора или международного арбитража. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда, поскольку в большинстве случаев урегулирование споров на базе законодательства принимающей страны не устраивает прямых инвесторов, а на базе законодательства страны базирования — принимающие страны.
Государства, корпорации которых особенно активно осуществляют взаимные прямые инвестиции, нередко подписывают соглашения об исключении двойного налогообложения, которые касаются прибыли предприятий с иностранными инвестициями. Если предприятие функционирует в нескольких странах, то существует опасность того, что правительство каждой из них захочет обложить его прибыль своим национальным налогом на прибыль. Корпорация платит в принимавшей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.
Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны государственных органов страны базирования: правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов. Представители международного бизнеса приглашаются в состав международных делегаций, выезжающих за рубеж для обсуждения экономических вопросов. Нередко правительственные агентства по развитию и торговле организуют специальные инвестиционные туры, главная задача которых — ознакомить национальных инвесторов с потенциальными возможностями для прямых инвестиций в принимающих странах.
Как показывает опыт многих стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой, к основным направлениям либерализации национальных законодательств об иностранных инвестициях в последнее десятилетие относятся следующие меры:
1. Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование; в некоторых случаях такое разрешение не требуется, например, когда объем инвестиций не достигает определенного уровня, при создании совместных предприятий, при реинвестировании прибылей и т.д. В некоторых странах вводится единовременное выполнение всех формальностей при оформлении инвестиций через одно учреждение.
2. Ослабление ограничений на владение собственностью, в том числе разрешение создавать предприятия со 100-процентным иностранным владением.
3. Предоставление новых или продление сроков ранее предоставленных «налоговых каникул».
4. Полное или частичное освобождение от некоторых налогов и сборов.
5. Вычет из налогооблагаемой суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития.
6. Введение ускоренной амортизации.
7. Отмена или ослабление ограничений на репатриацию прибылей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации предприятия.
8. Полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного сырья, компонентов и найма местной рабочей силы.
9. Увеличение продолжительности допустимого периода использования иностранного персонала.
10. Отмена или снижение минимального объема инвестированного капитала.
11. Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики.
Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранять независимость своей экономики, что создает Реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом — с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении капитала, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая на многосторонней основе стандарты по урегулированию деятельности иностранных инвесторов.
К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор методов, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них, наибольшее значение имеют следующие:
1. Налоговые стимулы: налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.
«Налоговые каникулы» — полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций.
Смысл такого освобождения состоит в повышении привлекательности размещения инвестиций и тем самым увеличения в будущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких, как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых технологий и т.д. Практика применения «налоговых каникул» характерна для многих стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и др. В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др.
2. Финансовые стимулы — различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов на льготным условиям, гарантии их получения.
3. Нефинансовые стимулы — создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т.д.
В тех или иных комбинациях эти меры привлечения иностранных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий позволяет выделить следующие особенности методов их привлечения, характерные для различных групп стран.
Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечении иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности «депрессивные» регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.
Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких, как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.
Каждая из стран применяет названные выше универсальные меры по-своему. Обратимся, например, к опыту США, которые в течение многих десятилетий были нетто-экспортером капитала, т.е. объем их зарубежных инвестиций (экспорта капитала) намного превышал объем иностранных инвестиций (импорта капитала в США). С середины 80-х годов США стали важнейшим импортером капитала, что было связано с действием таких факторов, как стабильность экономического и политического положения страны, устойчивые темпы экономического роста, открывавшие широкие возможности для вложения капиталов, стабильность американской валюты — доллара и т.д. Однако помимо этих объективных факторов на увеличение притока иностранного капитала в США повлияла и политика, направленная на привлечение иностранных инвесторов.
Среди мер экономической политики, стимулировавших приток иностранных капиталов в США, можно, например, назвать следующие:
введение ограничений на импорт некоторых товаров в США, что побуждало иностранные компании в борьбе за американский внутренний рынок создавать собственное производство на территории США;
отмена 30-процентного налога на доходы иностранцев от американских ценных бумаг;
создание специальных экономических зон в относительно слабо развитых регионах страны;
политика властей штатов, предоставляющих иностранным инвесторам налоговые и иные льготы.
Например, и штате Миссури 50% чистого дохода корпораций с иностранным участием освобождается от налогов; в штате Коннектикут иностранному инвестору предоставляется компенсация в 1000 долл. за каждое новое рабочее место; в штате Луизиана корпорации с иностранными инвестициями полностью освобождаются от налогов в течение 10 лет.
Особое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в так называемые зоны развития — территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с цепью развития в них наукоемких отраслей иди снижения уровня безработицы. Примером в этом отношении может служить Ирландия, которая привлекла в 1994-1996 гг. иностранные инвестиции на сумму в 5 млрд. долл., благодаря предоставлению следующих льгот:
снижение в отдельных отраслях ставки налога на прибыль до 10% в течение пяти лет;
финансирование до 50% расходов на НИОКР (до 250 тыс. ирл. фунтов);
субсидии на оплату аренды (в размере 45—60%) и приобретение недвижимости (в размере 45-60%);
содержание оговоренного числа служащих и подготовка менеджеров.
Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов, является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».
Стабилизационная оговорка — положение договора, позволяющее сохранить для инвестора неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.
Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки — так называемая «дедушкина оговорка» — положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.
«Дедушкина оговорка» создает временный иммунитет от действия новых законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение которого он может подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности, либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложенный капитал. «Дедушкина оговорка» проста и удобна в применении, если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций.
По российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Это положение распространяется на коммерческую организацию с иностранными инвестициями (КОИИ), у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет более 25%, а также на КОИИ, участвующих в реализации приоритетных инвестиционных проектов. В исключительных случаях для инвестиционного проекта с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий и режима.
Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды. В последние годы не только сохраняется, но и усиливается тенденция к контролю за иностранными инвестициями по соображениям укрепления национальной безопасности. Даже в некоторых странах, которые входят в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), приняты меры по обязательному уведомлению и блокированию иностранных прямых инвестиций в некоторые национальные компании. В отдельных странах Латинской Америки были даже осуществлены национализации ряда ведущих компаний.
В целом можно сделать вывод, что многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:
право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т. е. условиями, благоприятствующими их деятельности;
право беспрепятственно распоряжаться прибылью;
право на репатриацию прибыли — вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;
право на достаточную компенсацию — справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;
недопущение так называемой «ползучей экспроприации», т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиции, которые имеют целью их фактическую конфискацию;
включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных «дедушкиных оговорок»;
возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.
Особое место среди средств стимулирования иностранных инвестиций занимают свободные экономические зоны (СЭЗ), которые представляют собой часть территории страны, где любые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории страны (см. о СЭЗ подробно раздел 9). Формирование их зон сопровождается целым рядом дополнительных, а в отдельных случаях эксклюзивных мер экономического и административного характера, обеспечивающих эффективное функционирование таких образований и интенсификацию их влияния на всю систему.
Анализ мировой практики показывает плодотворность использования всех механизмов стимулирования иностранных инвестиций в совокупности.
Источник