Политика привлечения иностранных инвестиций
Внешнеинвестиционная политика государства состоит из двух направлений:
— регулирование вывоза инвестиций.
Правительства стран могут сформировать два типа комплексных мероприятий:
— политика привлечения иностранных инвестиций
— политика содействия зарубежным инвестициям.
Страны-реципиенты иностранного капитала учитывают положительные и отрицательные эффекты от иностранных инвестиций и с помощью оптимального сочетания стимулирующих и ограничительных мер формируют политику привлечения иностранных инвестиций.
Понятие и виды инвестиционных режимов
Инвестиционный режим — применяется в государственной и межгосударственной практике регулирования инвестиционных потоков.
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ)предусматривает:
1. принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любого другого государства,
2. РНБ гарантирует инвесторам защиту от любых форм дискриминации со стороны принимающей страны.
Национальный режим — принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам, по крайней мере, такие же благоприятные условия хозяйствования, как и для национальных предпринимателей.
Сраведливый и равноправный режим — не имеет четкого определения, означает, что желания государств принимать иностранный капитал на условиях, учитывающих интересы инвестора, должны быть справедливыми и равными по отношению к национальному бизнесу.
Международное регулирование инвестиционной деятельности
Структура государственной политики привлечения иностранных инвестиций
1. Инвестиционный режим
2. Политика регулирования иностранных инвестиций — с целью получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала. Она ориентирована на повышение эффективности от иностранных инвестиций, поступающих в страну, и состоит из мероприятий, частично ограничивающих деятельность экономических субъектов с иностранным капиталом.
Формы государственного регулирования притока иностранных инвестиций условно делят на две группы: прямые и скрытые.
Политика стимулирования притока иностранных инвестиций
3. политика стимулирования притока иностранных инвестиций . Цель — воздействовать на направление, величину и характер инвестиционных потоков.
Направления реализации политики:
1) повышение имиджа принимающей страны. В основе распространение рекламных материалов, характеризующих страну-реципиент, ее потенциальные возможности по привлечению ПИИ;
2) предоставление комплексного пакета услуг иностранным инвесторам по поддержке их инвестиционной деятельности (информационные, консультационные услуги, облегчение прохождения различных бюрократических этапов регистрации и налогового контроля, получение разрешений и др.)
3) предоставление иностранным и национальным предпринимателям финансовых, фискальных и прочих льгот.
Цели и структура политики стимулирования экспорта прямых инвестиций.
Политика по содействию зарубежным инвестициям как самостоятельный сегмент внешней политики развивается в следующих направлениях:
— содействие зарубежным прямым инвестициям через международные соглашения,
— стимулирование зарубежных инвестиций.
Стимулированию вывоза инвестиций осуществляется с помощью целенаправленных мероприятий по продвижению и поощрению зарубежных инвестиций. Большинство развитых стран и некоторые развивающиеся проводят активную политику по продвижению зарубежных инвестиций через специальные программы.
— информационная и техническая помощь;
— финансовая поддержка и налоговые льготы;
— страхование инвестиций и обеспечение гарантий.
Организационно-экономический механизм реализации политики экспорта прямых инвестиций
Для активизации экспорта прямых инвестиций правительствами стран, вывозящих капитал, создаются соответствующие институциональные структуры, составляющие организационно-экономический механизм этой политики.
1. Агентства и институты, которые осуществляют программы содействия и продвижения инвестиций заграницу, несхожи по своей организационной структуре и по масштабу оказываемых услуг. Они различаются по форме собственности, подчиненности и выполняющие многочисленные задачи.
2. Государственные институты, департаменты и министерства.
Двусторонние соглашения о взаимном переливе капитала.
Двустороннее регулирование движения капитала между странами до 60-х гг. ХХ века осуществлялось на основе подписания Договоров о дружбе, сотрудничестве, торговле и мореплавании.
Во второй половине ХХ века с ростом инвестиционных вложений в экономику бывших колоний и зависимых стран, добившихся политической независимости, возникла необходимость заключения нового типа соглашений — соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций – с тем, чтобы снизить экономические и политические риски для инвестиций из развитых стран.
Резкий рост количества соглашений о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций привел к необходимости разработки соответствующего типового договора, который имеет четыре базовых условия:
— условия режима иностранных инвестиций в договаривающихся странах, требующие справедливого и равноправного режима, в качестве которого на сегодняшний день всемирно признан национальный режим;
— условия защиты иностранных инвесторов от возможной экспроприации, национализации или проведения иных мер, лишающих инвесторов их собственности:
— условия перевода прибыли и доходов за рубеж требуют, как правило, беспрепятственного перевода;
— условия, определяющие порядок разрешения споров. Цель таких условий — обеспечить признание договаривающимися странами выполнения арбитражных решений, принимаемых при разрешении споров.
Межгосударственные договоры об избежании двойного налогообложения.
— определение детальных правил распределения доходов, подлежащих полному и ограниченному налогообложению в стране — источнике получения;
— уточнение принципов ведения коммерческих операций между независимыми друг от друга участниками в рамках внутрифирменных отношений ТНК;
— правила, освобождающие от налогообложения, или правила предоставления налогового кредита на зарубежные доходы в стране резиденции, если доходы подлежат налогообложению в стране-источнике их получения;
— правила недискриминации, взаимной помощи и обмена информацией между налоговыми властями договаривающихся сторон;
— совместные процедуры разрешения споров при урегулировании проблемы двойного налогообложения;
— условия оказания помощи в сборе налогов.
Регулирование международной инвестиционной деятельности региональными соглашениями и международными экономическими организациями.
Региональное регулирование движения международных инвестиций осуществляется в рамках многосторонних соглашений на различных уровнях интеграции. Наиболее известные интеграционные объединения содержат детализированные условия взаимных инвестиционных режимов (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, Андское сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.), закрепленные отдельными соглашениями или протоколами. Договорами остальных интеграционных группировок предусматривается либерализация на основе ликвидации или существенного сокращения барьеров в отношении доступа и функционирования внутрирегиональных инвестиций.
Литература
Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции [Электронный ресурс] : учебное пособие / Зубченко Л. А. — Москва : Книгодел, 2012. Книга находится в База данных: KNIGAFUND
Международный финансовый рынок : учеб. пособие / под ред. В. А. Слепова, Е. А. Звоновой; Рос. эконом. акад. им. Г. В. Плеханова. – М. : Магистр, 2011
Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. — Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. — М., 2001
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
• http://www.fatf-gafi.org/ — официальный сайт Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering)
• www.economy.com — Moody’s Analytics — экономика, финансы, риски
• http://www.investmentrussia.ru/ — Инвестиции в России / официальный информационный портал
• http://www.titanium-valley.com/ — ОЭЗ «Титановая долина»
• http://www.russez.ru/ — ОЭЗ России
• https://elibrary.ru — библиотека научных статей
• www.angel-investor-news.com/ [перевод] Angel Investor News
• www.kickstarter.com/ [перевод] Kickstarter / поддержка творческих, научных и производственных проектов, краудфандинг
• www.economy.com/ [перевод] Moody’s Analytics — экономика, финансы, риски
• unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20Investment%20Report/World_Investment_Report.aspx [перевод] UNCTAD / World Investment Report
• wbaa.biz/ [перевод] World Business Angels Association
• www.apec-smeic.org/ [перевод] АТЭС / поддержка, развитие малого и среднего бизнеса
• www.eonetwork.org/ [перевод] Международная организация предпринимателей
• www.imd.org/ [перевод] Международный институт управленческого развития
• www.un.org/ru/ecosoc/icsid/ [перевод] Международный центр по урегулированию инвестиционных споров
• www.miga.org/ [перевод] Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1436 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Привлечение иностранных инвестиций: политика, способы и в Россию
Автор: admin · Опубликовано 22.02.2017 · Обновлено 25.02.2017
ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны. При этом следует отметить, что каждый тип иностранных инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций.
Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, ясные процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов/положений/норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений о прямом иностранном инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, недавние исследования показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток ПИИ.
Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают соревноваться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности ПИИ к налоговой нагрузке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, однако, в зависимости от страны и отрасли снижение может составлять от 0% до 5%.
Более того, недавние исследования показывают, что ПИИ становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мобильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода исследования очень полезны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций5. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секторов или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом.
Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы.
К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил — данные факторы оказывают ничуть ни меньшее влияние, чем налог на прибыль.
Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком налоге на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами.
Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Поэтому при выработке политики по привлечению ПИИ необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления иностранным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в определенных отраслях и ряд других факторов.
Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее привлекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относительно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться фактором, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в иностранной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной является политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об инвестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.
СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Существуют следующие способы привлечения иностранных инвестиций: покупка иностранным инвестором местной организации; создание заграничного филиала (нового), а также смешанного или совместного предприятия. Сегодня же существует новая тенденция к направлению прямых иностранных инвестиций уже на приобретение действующих организация в развитых экономиках, в то время как в прошлом больше строили такие предприятия с нуля. Это можно объяснить глобализацией и усилением конкуренции, что вызывает необходимость ускорения процесса наладки производства и скорейшего начала работы предприятия и более быстрого получения прибыли.
Еще несколькими способами по привлечению прямых иностранных инвестиций является покупка активов предприятие, которое является экспортером и инвестирует, заработанные средства, в зарубежные организации, а также производит торговлю акционерным капиталом с фирмами различных стран.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ
Правительство России проводит свою политику по привлечению иностранных инвестиций, которая делится на несколько направлений.
За годы рыночных реформ производство (больше всего промышленность) в Россию значительно сокращалась до 2004 года, что ухудшило привлечение иностранных инвестиций в Россию, однако, уже с 2006 до 2008гг. привлечение иностранных инвестиций резко начало увеличиваться и пика достигло в 2008г., однако уже в период с 2009-2011гг. объем иностранных инвестиций уменьшился в связи с
Мировым финансово-экономическим кризисом, который сильно отразился на экономике России. Но в 2012г. и уже с середины 2011г. привлечение иностранных инвестиций в Россию начало набирать темпы и уже в текущем году почти вышло на уровень 2008г. Основными отраслями по привлечению данных инвестиций являются: нефтедобывающая и нефтеперабатывающая, машиностроение, металлургия и добыча с переработкой различных полезных ископаемых.
С одной стороны это хорошо, что эти отрасли развиваются, но необходимо привлекать инвестиции и в другие, особенно в инновационные отрасли: IT-индустрию, нанотехнологии и т.д.
Источник