- Политические инвестиции политический бизнес
- logo_name
- “Политические инвестиции” бизнеса в России, или почему бизнес финансирует избирательные кампании
- Барсукова С. Ю.,
- Денисова-Шмидт Е. В.,
- Барсукова С. Ю., Денисова-Шмидт Е. В. “Политические инвестиции” бизнеса в России, или почему бизнес финансирует избирательные кампании. – Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 110-125. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.08
- ИНВЕСТИЦИИ В ПОЛИТИКУ: ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМ?
Политические инвестиции политический бизнес
Статья посвящена финансовому участию российского бизнеса в избирательных кампаниях. На основе интервью с политтехнологами, представителями законодательной и исполнительной власти, предпринимателями выявлены различные формы и логики вовлечения бизнеса в избирательный процесс. Финансовое участие бизнеса в избирательных кампаниях может трактоваться как “политические инвестиции” бизнеса. Эти инвестиции могут носить как пассивный (вынужденный), так и активный (добровольный) характер. В статье приводится пример Ульяновской области, где смена губернаторов приняла форму борьбы различных финансово-промышленных групп за доступ к ресурсам региона. Однако эта стратегия сопряжена с риском ввиду соблазнов выдвиженца со временем расторгнуть прежние договоренности. Для минимизации подобных рисков, а также ввиду потребности обеспечить себе защиту, завязать полезные знакомства или расширить экономические возможности бизнеса, предприниматели пытаются получить депутатские мандаты. Авторы делают вывод, что электоральный процесс является для бизнеса и тяжелой ношей, и окном возможностей.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран — участниц конференции.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Проблема курения в России приводит к значительным социально-экономическимпотерям для всего общества. Однако благодаря присоединению в 2008 г. к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табакапоявилась возможность уже в ближайшем будущем изменить российское законодательство в соответствии с международными стандартами. В настоящей статье проводится анализ мер государственного регулирования, предусмотренных вКонвенции, и рассматривается их эффективность. В частности, на основаниианализа зарубежного опыта дается оценка таким мерам, как ограничение куренияв общественных местах, запрет на рекламу и спонсорство табачной продукции,повышение акцизов на табак и т.д. Также рассматриваются трудности, возникающие при осуществлении данных мер на практике, и степень принятия их населением. Проведенный анализ позволяет заключить, что для осуществления целого ряда мер, доказавших свою эффективность во многих странах, государству нетребуются финансовые затраты, а лишь политическая воля.
В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.
Источник
logo_name
Наилучшая конституция для народа есть та, к которой он привык
| +7 (495) 502-43-17 |
| new-authors@politstudies.ru |
| www.polismag.ru |
| Подписка |
“Политические инвестиции” бизнеса в России, или почему бизнес финансирует избирательные кампании
Барсукова С. Ю.,
Доктор социологических наук, профессор, НИУ ВШЭ, sbarsukova@hse.ru
Денисова-Шмидт Е. В.,
Доктор философских наук, научный сотрудник, Университет Санкт-Галлена (Швейцария); научный сотрудник, Центр по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже (США), elena.denisova-schmidt@unisg.ch
Правильная ссылка на статью:
Барсукова С. Ю., Денисова-Шмидт Е. В. “Политические инвестиции” бизнеса в России, или почему бизнес финансирует избирательные кампании. – Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 110-125. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.08
Работа выполнена в рамках проекта “Неформальные практики организации и проведения избирательных кампаний в современной России” при поддержке Фонда социальных исследований “Хамовники”.
Статья посвящена финансовому участию российского бизнеса в избирательных кампаниях. На основе интервью с политтехнологами, представителями законодательной и исполнительной власти, предпринимателями выявлены различные формы и логики вовлечения бизнеса в избирательный процесс. Финансовое участие бизнеса в избирательных кампаниях может трактоваться как “политические инвестиции” бизнеса. Эти инвестиции могут носить как пассивный (вынужденный), так и активный (добровольный) характер. В статье приводится пример Ульяновской области, где смена губернаторов приняла форму борьбы различных финансово-промышленных групп за доступ к ресурсам региона. Однако эта стратегия сопряжена с риском ввиду соблазнов выдвиженца со временем расторгнуть прежние договоренности. Для минимизации подобных рисков, а также ввиду потребности обеспечить себе защиту, завязать полезные знакомства или расширить экономические возможности бизнеса, предприниматели пытаются получить депутатские мандаты. Авторы делают вывод, что электоральный процесс является для бизнеса и тяжелой ношей, и окном возможностей.
Аналитический доклад Движения в защиту прав избирателей “Голос”. Финансирование избирательных кампаний по выборам глав субъектов Российской Федерации. 2015. М.: Движение в защиту
Барсукова С.Ю., Звягинцев В.И. 2006. Механизм “политического инвестирования”, или как и зачем бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 110-121. https://doi.org/10.17976/jpps/2006.02.09
Бычкова О., Гельман В. 2010. Экономические акторы и локальные режимы в крупных городах России. – Неприкосновенный запас. № 2. С. 73-82.
Волков В. 2005. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ. М.: Изд-во ВШЭ.
Деньги на выборах: Проблемы обеспечения прозрачности финансирования политических партий и избирательных кампаний в Российской Федерации. Доклад “Трансперенси Интернешнл-Россия”. 2017. М.: Трансперенси Интернешнл-Россия. URL: https://transparency.org.ru/special/dengi-na-viborah/money-to-elect.pdf (accessed 11.03.2020).
Зубаревич Н.В. 2002. Пришел, увидел, победил? Крупный бизнес и региональная власть. – Pro et Contra. Т. 7. № 1. С. 107-120.
Левин С.Н., Каган Е.С., Кислицын Д.В. 2014. Интернализованный политический ресурс крупного бизнеса в Кузбассе. – ЭКО. № 1. С. 85-94.
Левин С.Н., Курбатова М.В. 2011. Сетевые взаимосвязи российского бизнеса: деловая коррупция и органический институт реальной модели институциональной организации российской экономики. – Журнал институциональных исследований. Т. 3. № 2. С. 39-58.
Любарев А.Е., Кынев А.В., Максимов А.Н. 2017. Как выбирала Россия – 2016. Мониторинг избирательного процесса. М.: Мысль.
Олейник А.А. 2008. Рынок как механизм воспроизводства власти. – Pro et Contra. № 2-3. С. 88-107.
Панеях Э.Я. 2008. Правила игры для русского предпринимателя. М.: Колибри.
Сакаева М.М. 2016. Бизнесмены в законодательных собраниях регионов – статус как защита и преференция. – Социологические исследования. № 4. С.142-146.
Тев Д.Б. 2008. Владельцы и девелоперы недвижимости Калининграда: связи с властью и политические выгоды. – Политическая наука. № 3. С. 175-193.
Frye T. 2002. Capture or Exchange? Business Lobbying in Russia. – Europe-Asia Studies. Vol. 54. No. 7. P.1017-1036. https://doi.org/10.1080/0966813022000017113
Frye T., Reuter O.J., Szakonyi D. 2014. Political Machines at Work: Voter Mobilization and Electoral Subversion in the Workplace. – World Politics. Vol. 66. No. 2. P. 195-228. https://doi.org/10.1017/S004388711400001X
Gel’man V. 1998. The Iceberg of Russian Political Finance. – Funding Democratization. Peter Burnell and Alan Ware (eds.). Manchester and New York: Manchester University Press. P.158-179.
Gel’man V. 2015. Political Opposition in Russia: A Troubled Transformation. – Europe-Asia Studies. Vol. 67. No. 2. P. 177-191. https://doi.org/10.1080/09668136.2014.1001577
Orttung R. 2004. Business and Politics in the Russian Regions. – Problems of Post-Communism. Vol. 51. No. 2. P. 48-60. https://doi.org/10.1080/10758216.2004.11052162
Reuter O.J., Robertson G.B. 2012. Subnational Appointments in Authoritarian Regimes: Evidence from Russian Gubernatorial Appointments. – The Journal of Politics. Vol. 74. No. 4. P. 1023-1037. https://doi.org/10.1017/S0022381612000631
Sakaeva M. 2019. Moonlighting Politicians in Russia: Defense Capacities of Businesspeople in Regional and Local Legislatures. – Demokratizatsiya. The Journal of Post-Soviet Democratization. Vol. 27. No. 1. P. 75-99.
Источник
ИНВЕСТИЦИИ В ПОЛИТИКУ: ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМ?
СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ
Долгое время все мы являлись свидетелями различных манипуляций на финансовом рынке, часто заканчивающихся настоящими драмами. Достаточно вспомнить о “черном вторнике” и “черном четверге”, навсегда вошедших в историю “финансовой стабилизации”. Интерес к тому или иному сегменту финансового рынка в основном зависит от изменения предпочтений потенциальных инвесторов. Первоначально фаворитом финансовых вложений был валютный рынок. После введения “валютного коридора” главные события сместились на рынок межбанковских кредитов. Августовский кризис вывел рынок МБК из игры, уступив место рынку государственных ценных бумаг. В настоящее время в государственные ценные бумаги вкладываются значительные государственные финансовые ресурсы, поскольку доходность подобных вложений наиболее высока.
Государственные финансовые структуры активизируют регулирующее воздействие в финансовой сфере, пытаясь направить свободные денежные средства на инвестиции в производство. Но существует весьма заманчивая альтернатива – инвестиции в политику. Вопрос о подобного рода инвестициях тем более актуален при усилении предвыборной борьбы. Ни для кого не секрет, что субъекты политической системы (различные партии, блоки, объединения) поглощают гигантские денежные средства при проведении своей предвыборной кампании. Одним из источников этих средств и являются инвестиции в политику. Они отличаются от традиционных благотворительных взносов коммерческим характером вложений.
До сих пор вне внимания экономических аналитиков остается инвестиционный процесс, обслуживающий политическую сферу. Из мировой практики известны громкие скандалы, непосредственно связанные с коммерциализацией политики. Нам уже известны такие понятия, как лоббирование экономических интересов во властных структурах, коррупция государственных чиновников и т.д. Как обстоят дела с инвестициями в политику?
Актуальность и реальность постановки данного вопроса очевидны. Интерес к инвестициям в политику в настоящее время может только усилиться. Это не случайно. Из спекулятивной сферы выведены валютный и кредитный рынки. Стабильная доходность на рынке государственных ценных бумаг недостижима из-за значительных бюджетных сложностей. Действующая система принятия решений в структурах государственной власти только создает базу для лоббирования. Действительно, вместо общеэкономических условий хозяйствования, единых для всех экономических субъектов, мы имеем сплошные исключения из правил и так называемый индивидуальный подход.
Поддержание ликвидности коммерческих банков, инвестиционные проекты, льготы и санкции, приватизация – везде имеет место выборочное индивидуальное принятие решений. Чем не поле для развития лоббирования: чтобы мое частное дело было удачно решено, желательно, чтобы мои интересы кто-то представлял.
Вот мы и подошли к необходимости инвестиций в политику. Сама экономическая система толкает к этому в силу неразвитости законодательной базы и регулирующей системы.
С другой стороны, политическая система требует значительных финансовых средств для своего развития. Финансирование предвыборных кампаний различных политических субъектов предпринимателями осуществляется далеко не на благотворительной основе. Это еще одно основание говорить об инвестициях в политику как о специфической форме экономических отношений. В связи с этим встает вопрос о партнерстве между инвесторами и политическими субъектами.
Несмотря на имеющийся российский опыт инвестиций в политику, экономические обозреватели обходят стороной вопрос о доходности такого инвестирования. Правда, газета “Московский комсомолец” периодически будоражит умы крупными финансовыми разоблачениями. Но инвестиции в политику – это далеко не скандальная тема, а тонкая экономическая система отношений партнерства. Для борьбы с ней в первую очередь необходима развитая система конкуренции между хозяйственными объектами, каждый из которых проводит самостоятельные разоблачения в коррупции. Это связано с тем, что методы окупаемости инвестиций в политику предполагают установление внерыночных условий хозяйствования для инвесторов и режим наибольшего благоприятствования, что ущемляет экономические интересы конкурентов.
Можно предположить, что исключительные показатели доходности инвестиций в политику являются следствием сложившейся в стране экономической ситуации. В первую очередь это касается восприимчивости экономики к кризисным явлениям. Например, если в “черный вторник” отдельные коммерческие структуры были бы информированы о возможном развертывании событий на валютной бирже и текущих действиях правительства и Центробанка, то доходы их были бы просто неисчислимы.
Развитие политической системы в стране создает ряд трудностей для инвесторов. Распыление средств по множеству политических субъектов только усиливает рисковость вложения капитала. Отсутствие развитой конкурентной среды как условия сдерживания коммерциализации политики создает угрозу экономической стабильности в будущем.
Все разоблачения в лоббировании и коррупции в основном инициируются конкурентами, чьи интересы нарушаются. Политические аппетиты инвесторов неограниченны в силу монополизации экономики и неразвитости конкурентной среды. В этом опасность для общества инвестиций в политику. Неизвестно, как далеко могут зайти политики в достижении окупаемости своих инвестиционных обязательств и перераспределении прибыли в пользу своих партнеров. Только конкуренты заинтересованы в отслеживании объективности действий властных структур и установлении общеэкономических, а не индивидуальных норм хозяйствования. Рассмотрим более подробно экономическую суть инвестиций в политику. Представленные в статье тезисы строятся исходя из предположений, а не реальных фактов. В то же время существование проблемы объективно как в силу наличия у коммерческих структур интереса во вхождении во власть, так и в силу коммерческого характера большинства вопросов, решаемых во властных структурах.
ЗРЕЛОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА КАК СПОСОБНОСТЬ ПРИВЛЕКАТЬ ИНВЕСТИЦИИ
Зрелость любого политического субъекта во многом определяется теми финансовыми средствами, которые он может привлекать в свою избирательную кампанию. Конкурентная борьба в политической сфере только увеличивает потребность в деньгах. Действительно, на одни командировочные расходы требуется уйма денег. Источники финансовых средств могут быть самыми различными: частные пожертвования единомышленников, благотворительные взносы поклонников и инвестиции партнеров.
Конкурентная борьба между различными политическими субъектами предполагает в том числе и борьбу за инвестиции. Политическим субъектам необходимо показать товар лицом и быть привлекательными не только для избирателей, но и для инвесторов. Это значит – продемонстрировать свой потенциал, свое политическое влияние и надежность. Конкуренция, ограниченность финансовых ресурсов, множественность как политических субъектов, так и потенциальных инвесторов, заинтересованных во вхождении во власть, требуют структуризации инвестиций в политику. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Например, известно, что отдельные политические субъекты предложили конкретные прейскуранты услуг в зависимости от величины финансовой поддержки их избирательной кампании.
Отличительной чертой современной политической ситуации в стране является объединение деловых людей вокруг того или иного политического субъекта. Вхождение во власть имеет конкретные коммерческие очертания, первая из которых – изыскание нового источника дохода через инвестиции в политику. На каких принципах будут складываться отношения партнерства и что это принесет обществу в целом, покажет жизнь. Но суть инвестиций не меняется, когда речь идет о политике. Здесь присутствуют все рыночные элементы: спрос, предложение, цена, доходность, факторы риска.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Участие в политических играх для деловых людей имеет конкретные формы окупаемости. Вот часть из них: доступ к оперативной информации, касающейся макроэкономического регулирования и имеющей коммерческую значимость, влияние на принятие решений в коридорах власти, инициирование личных интересов в рамках государственной контрактной системы, налогового и таможенного регулирования, приватизации и т.п. Движущей силой инвестиций в политику на современном этапе является несовершенство законодательной базы с точки зрения “новых русских”, в частности отсутствие законов о частной собственности на землю. Это тормозит процесс дальнейшего накопления капитала.
Выбор объекта инвестирования определяется исходя из его потенциальных возможностей победить на выборах. Конечно, присутствуют и личные симпатии. Важно точно определить, какой из политических субъектов способен освоить инвестиции, т.е. использовать их для достижения цели – завоевания реальной политической власти.
До последнего времени инвестиционные предпочтения в целом связывались с возможностью осуществления высокодоходных вложений капитала, преимущественно спекулятивного характера. Плата за инвестиции в политику заключалась в предоставлении широкого поля деятельности для финансовых спекулянтов и мошенников. Сейчас ситуация в финансовой сфере изменилась. Стабилизация ряда рынков уже не дает возможности получения быстрых и легких доходов. Правда, имеются отдельные группировки, пытающиеся лоббировать свои интересы в направлении возврата к прежним временам. По определению г-на Лившица, среди них выделяется “партия падающего рубля”.
Одной из особенностей этого этапа являлась особая роль центра в обслуживании любых коммерческих отношений. Именно в Москве происходило формирование основных капиталов, и обязательства по инвестициям в политику легко удовлетворялись через доступ к оперативной информации ЦБР, обслуживание государственных кредитных линий, получение квот, лицензий, государственных заказов, участие в аукционах и биржевых торгах, спекуляции на фондовом рынке с корпоративными бумагами и ваучерами и т.д.
В настоящее время макроэкономическая информация коммерческого характера расширилась за счет рынка государственных ценных бумаг и перспектив его развития. Государственные финансовые институты становятся полноправными игроками на этом рынке, и информация об их ближайших действиях весьма важна. Интерес представляет и изменение валютной политики с учетом новых подходов к регулированию курсовых соотношений. Г-н Лившиц уже предупредил о наличии у правительства десятка способов изменения ситуации на валютном рынке. И информация о том, как власти намерены ее изменять в предстоящем году, дорогого стоит.
Наряду с финансовой политикой не менее важна структурно-инвестиционная политика при лоббировании коммерческих интересов. Здесь уже начали, по заявлению г-на Лившица, формироваться свои лоббистские группировки – партия “отдай федеральный пакет”, фракция “не желающих иностранных инвестиций”. В структурно-инвестиционных приоритетах государственной политики главное место отводится вопросам перераспределения собственности, как находящейся у государства, так и попадающей под законодательство о несостоятельности и банкротстве. Коммерческий интерес к регулированию этих вопросов очевиден – имеется возможность приобрести немалые материальные ценности по дешевке.
Расширение практики банкротства позволит перераспределить капитал, преобразованный в рамках программ народной приватизации в коллективную собственность. Это обеспечит дальнейший процесс концентрации капитала у потенциальных инвесторов.
С последним понятием также стоит разобраться. Классификация инвесторов как потенциальных довольно условна. Как показывает практика, в большинстве случаев отсутствует четкая регламентация выполнения инвестиционных обязательств, например, при проведении залоговых аукционов для кредитования правительства. Под данную категорию может попасть кто угодно, или, точнее, кто нужно.
Лоббирование интересов в рамках подобных процессов может быть привлекательно для предпринимательских структур, занимающихся комплектованием финансово-промышленных групп. Как уже не раз отмечалась, стоимость пакетов акций, выставляемых на залоговые аукционы, в несколько раз ниже ее рыночного эквивалента.
В рамках структурно-инвестиционных процессов в промышленности усиливается роль регионов и, соответственно, представительство политических субъектов в региональных ветвях власти. Действительно, инвестиционные процессы в экономику преимущественно проходят на местах, на производственных объектах. Здесь перераспределение инициативы в Центр (как это было с финансовыми ресурсами) уже невозможно. Регионы вышли из спячки и активно “тянут одеяло” на себя. Основные вопросы приватизации, использования земли, освоения недр переносятся на региональный уровень. Туда же, скорее всего, двинутся лоббистские устремления коммерческих структур. Поэтому политическим субъектам необходимо в первую очередь закрепиться на региональном уровне с точки зрения не только получения голосов избирателей, но и инвестиций.
Региональные возможности окупаемости инвестиций в политику огромные. Сюда относится доступ к местным бюджетам как в плане их освоения, так и в плане решения текущих проблем ликвидности и наличия оборотных средств через получение льготных кредитов из местной казны. Нельзя обойти вниманием вопросы доступа к перераспределению муниципальной собственности, получения заказов на развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммунального и жилищного хозяйства. Немаловажное значение имеют вопросы частной собственности на землю и разработку недр, которые во многом будут решаться на местах.
Р.S. Разнообразие политических субъектов в нашей стране с экономической точки зрения невыгодно. Действительно, в большинстве стран мира их число ограничивается единицами. Это целесообразно с позиции окупаемости инвестиций в политику. При многочисленном представительстве различных политических субъектов во властных структурах усложняется процедура принятия решений. Множественность политических субъектов эквивалентна и множественности обязательств коммерческого характера. Отсутствие решающего голоса для принятия решения может привести к развитию системы торговли голосами в силу различных конъюнктурных соображений. До дела можно так и не дойти.
Экономическая целесообразность рано или поздно приведет к необходимости объединения политических субъектов и устранению распыления ресурсов, обслуживающих политический процесс. Это касается и инвестиций в политику.
Елена МАТРОСОВА,
кандидат экономических наук
Источник