- Методика оценки бюджетной эффективности проекта
- Содержание общественных и бюджетных эффектов в проекте
- Показатели бюджетной эффективности
- Приложение N 2. Методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
Методика оценки бюджетной эффективности проекта
Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его реализации. Обычно из поля зрения упускается вопрос общественной пользы выполняемых инвестиций, независимо от того, участвует государство в содействии проекту или нет. Понимание и расчет бюджетной эффективности инвестиционного проекта тесно связаны с понятиями его коммерческой и общественной эффективности.
Содержание общественных и бюджетных эффектов в проекте
Так бывает, что некоторые инвестиционные проекты не являются коммерчески выгодными для бизнеса. То есть они не могут дать частным инвесторам привычной для них прибыльности. При этом проекты общественно полезны и, следовательно, эффективны, только они имеют особую форму полезности. Что же тогда может послужить экономическим обоснованием для государственной поддержки такого рода проектов, если у частных инвесторов нет достаточной заинтересованности в финансировании?
Для государства важно найти «точки опоры» для обоснования своего выгодного с позиции общественной значимости участия в поддержке инвестиционного проекта. Под ними мы понимаем факторы, включающие некие перераспределительные и косвенные эффекты. Данные обстоятельства эффективности проектов государство может учесть, принимая решение участвовать в дополнении и корректировке денежных потоков. Учитывать также следует внешние общественные потери и выгоды от проекта.
Последние названные эффекты, как правило, не принимаются в расчет в условиях рыночного регулирования, но имеют существенное влияние. К отрицательным эффектам, в частности, относится ухудшение экологической безопасности и состояния природы, а к положительным – результаты совместных образовательных проектов. Косвенные эффекты возникают за пределами инвестиционного проекта, хотя и учитываются в рыночном взаимодействии. В качестве таких обстоятельств выступают различные искажения коммерческих оценок общественной стоимости ресурсов и производимых продуктов. Государство не всегда реализует взвешенную политику в сфере экспортных пошлин и субсидий, что влечет ряд искажений.
Оценка общественной эффективности проектной реализации существенное значение придает и перераспределительным эффектам. Их следует исключать из издержек или выгод проекта, в зависимости от направленности. К ним относятся:
- налоги, пошлины, сборы;
- социальные отчисления от заработной платы;
- дотации;
- гарантии;
- субсидии, субвенции, трансферы;
- налоговые льготы в разнообразных формах;
- доходы от лицензирования и других разрешительных мероприятий;
- доходы от конкурсов и тендеров, проводимых государственными органами в рамках законодательно разрешенных видов деятельности.
Общественно значимые проекты должны быть в центре внимания государства, а те их них, которые соответствуют стратегии развития государственных институтов, подлежат оценке на предмет бюджетной эффективности. Данная оценка опирается на ключевой показатель – NPV расходуемого бюджета. Наличие оттоков и поступлений бюджетных средств в учитываемых формах позволяет определить IRR и PI бюджета.
Показатели бюджетной эффективности
Для начала следует определиться, с каким уровнем бюджетной активности участия в инвестиционном проекте мы имеем дело. Оценка зависит от уровня государственного или муниципального бюджета, привлекаемого к участию. Кроме того, бюджетная эффективность распространяется на расчеты консолидированного бюджета субъектов, разноуровневых бюджетов и бюджета, учитывающего внебюджетные фонды. К примеру, оценка производится на уровне регионального правительства социально значимого проекта. Рассмотрению подвергаются следующие бюджетные эффекты:
- с участием субъекта Федерации в финансировании проекта;
- без участия субъекта Федерации;
- бюджетный эффект средств, направляемых на компенсацию части купонного дохода по облигациям, эмитируемым компанией для привлечения инвестиций;
- бюджетный эффект от непосредственного участия в проекте (в уставном капитале учреждаемого общества, например).
Методические различия, вне зависимости от уровня бюджета и вида участия, как правило, незначительные. Однако есть некоторые сложности с вычленением данных о потоках денежных средств из бюджетных расчетов. За основу рассматриваемой методики взят реальный пример рекомендаций по расчету бюджетной эффективности с использованием средств города Москвы (Распоряжение ПМ за № 838-РП от 29.04.2004 года). В методике избраны две формы расхода бюджета: бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Акцентно рассматриваются инвестиции, связанные с использованием инструментов фондового рынка (облигационные займы). Для расчета чистого дисконтированного дохода бюджета рассматривается формула притоков денежных средств.
В настоящем примере представлена локальная оценка поступлений в бюджет от инвестиционного проекта. В общей практике состав бюджетных притоков денежных средств может быть несколько шире. Далее представлен список возможных притоков для расчета эффективности.
Оттоки бюджетных средств в связи с проектными расходами также имеют типовой перечень, который включает следующие выбытия денег по направлениям.
Вполне естественно, что списки притоков и оттоков средств из бюджета являются примерными. Оценка эффективности конкретного проекта потребует их уточнения. Надо помнить, что от структуры этих списков будет зависеть и состав показателей бюджетной оценки. Например, предоставление государственных инвестиционных гарантий повлечет использование индекса гарантийной доходности (отношение NPV бюджета к гарантийным объемам). Вернемся к методическому примеру Московского правительства. В завершение приводятся основные формулы методики.
Что-то странное происходит, но спустя более 30 лет с момента начала Перестройки я до сих пор не верю, что в России состоятелен обыкновенный капитализм. Спрашивается, почему? Потому что семьдесят лет одного тренда развития не могут бесследно пройти не только для нашей страны, но и для всего мира. Достаточно вспомнить «скандинавскую модель социальной направленности рыночной экономики». Она признана успешной репликой с ряда концепций устройства производственных и общественных отношений в СССР.
Именно поэтому, на мой взгляд, перспективна идея государственно-частного партнерства в различных формах, и не только в той, что прописана в законе № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. Нужно искать механизмы, и, может быть, пора перестать брать у Запада собственные забытые методики, а начать вновь разрабатывать собственные, российские, уникальные. Не зря же у нас в ВУЗах столько лет выпускали миллионы экономистов и юристов. Главное состоит в том, чтобы создать государственную стратегию, всенародно принять ее, выделить общественные акценты и воплотить партнерские отношения между бизнесом и государством к взаимной выгоде общества и предпринимательской инициативы.
Источник
Приложение N 2. Методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения
Приложение N 2
к приказу Минэкономразвития России
от 27.03.2019 г. N 167
Методика
оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения
I. Общие положения
1. Настоящая Методика предназначена для оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения (далее — оценка эффективности), по инвестиционным проектам, предусматривающим строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление иных инвестиций в основной капитал, финансовое обеспечение которых планируется осуществлять полностью или частично из федерального бюджета.
2. Оценка эффективности осуществляется на основе интегральной оценки эффективности, а также оценки эффективности на основе качественных и количественных критериев путем определения балла оценки по каждому из указанных критериев.
3. Методика устанавливает общие требования к расчету интегральной оценки эффективности, а также расчету оценки эффективности на основе качественных и количественных критериев.
II. Состав, порядок определения баллов оценки качественных критериев и оценки эффективности на основе качественных критериев
4. Оценка эффективности осуществляется на основе качественных критериев, предусмотренных пунктом 7 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3916; 2009, N 2, ст. 247; N 21, ст. 2576; 2013, N 20, ст. 2478; 2014, N 3, ст. 285; N 40, ст. 5434; 2015, N 50, ст. 7181; 2016, N 11, ст. 1538; N 48, ст. 6764; 2017, N 21, ст. 3015; 2018, N 2, ст. 425; 2019, N 1, ст. 45) (далее — Правила).
5. Оценка эффективности на основе качественных критериев рассчитывается по следующей формуле:
,
— балл оценки i-го качественного критерия;
— общее число качественных критериев;
— число критериев, не применимых к проверяемому инвестиционному проекту.
6. Требования к определению баллов оценки по каждому из качественных критериев установлены пунктами 7 — 18 Методики.
Возможные значения баллов оценки по каждому из качественных критериев приведены в графе 3 таблицы 1 «Оценка соответствия инвестиционного проекта качественным критериям» приложения 1 к Методике.
Инвестиционные проекты, соответствующие качественным критериям (оценка эффективности на основе качественных критериев рассчитанная в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики, равняется 100%), подлежат дальнейшей проверке на соответствие количественным критериям.
Инвестиционные проекты, не соответствующие качественным критериям, не подлежат проверке на соответствие количественным критериям и проверке правильности расчета заявителем интегральной оценки этого проекта и возвращаются заявителю (государственному заказчику — координатору (государственному заказчику) федеральных целевых программ — для инвестиционных проектов, включенных в проекты указанных программ, или предполагаемому главному распорядителю — для инвестиционных проектов, не включенных в федеральные целевые программы).
7. Критерий — наличие четко сформулированной цели инвестиционного проекта с определением количественного показателя (показателей) результатов его осуществления.
Балл, равный 1, присваивается проекту, если в паспорте инвестиционного проекта и обосновании экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений дана четкая формулировка конечных социально-экономических результатов реализации инвестиционного проекта и определены характеризующие их количественные показатели (показатель).
Конечные социально-экономические результаты реализации проекта — эффект для потребителей, населения, получаемый от товаров, работ или услуг, произведенных после реализации инвестиционного проекта. Например, снижение уровня загрязнения окружающей среды, повышение уровня обеспеченности населения медицинскими услугами, услугами образования и другие.
Рекомендуемые показатели, характеризующие конечные социально-экономические результаты реализации проекта по различным видам деятельности и типам проектов, приведены в приложении 3 к Методике. Заявитель вправе определить иные показатели с учетом специфики инвестиционного проекта.
8. Критерий — соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации, государственной программе вооружения, отраслевых доктринах, концепциях и стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды.
Балл, равный 1, присваивается проекту, если цель инвестиционного проекта соответствует одному (одной) из приоритетов (целей) в указанных документах. Для обоснования оценки заявитель приводит формулировку приоритета и цели со ссылкой на соответствующий документ.
9. Критерий — соответствие цели инвестиционного проекта целям и задачам, определенным в национальных (федеральных) проектах (в случаях, если реализация инвестиционного проекта планируется в рамках национального (федерального) проекта) и (или) государственных программах Российской Федерации (в случаях, если реализация инвестиционного проекта планируется в рамках государственной программы Российской Федерации).
Балл, равный 1, присваивается проекту, если цель инвестиционного проекта соответствует одной из целей или задач в указанных документах. Для обоснования оценки заявитель приводит формулировку цели и задачи со ссылкой на соответствующий документ.
Критерий не применим, если инвестиционный проект не включен ни в национальный (федеральный) проект, ни в государственную программу Российской Федерации.
10. Критерий — комплексный подход к реализации конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с программными мероприятиями, реализуемыми в рамках федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ и соответствующих региональных программ.
Обоснованием комплексного подхода к реализации конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта (балл, равный 1) являются:
а) для инвестиционных проектов, включенных в одну из указанных программ, — соответствие цели инвестиционного проекта задаче программного мероприятия, решение которой обеспечивает реализация предлагаемого инвестиционного проекта. Заявитель приводит наименование соответствующей целевой программы и реквизиты документа об ее утверждении, а также наименование программного мероприятия, выполнение которого обеспечит осуществление инвестиционного проекта. Для проекта федеральной целевой программы указывается дата утверждения ее концепции Правительством Российской Федерации, а для проектов ведомственных целевых программ — реквизиты принятого федеральным органом исполнительной власти или организацией, являющейся главным распорядителем средств федерального бюджета, решения о ее разработке;
б) для инвестиционных проектов, не включенных в указанные целевые программы, указываются либо реквизиты документа о предоставлении бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционного проекта, а также реквизиты документа, содержащего оценку влияния реализации инвестиционного проекта на комплексное развитие территорий соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, либо наименование национального (федерального) проекта и (или) государственной программы (в случаях, если реализация инвестиционного проекта планируется в рамках национального (федерального) проекта и (или) государственной программы Российской Федерации).
11. Критерий — необходимость строительства реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объекта капитального строительства либо необходимость приобретения объекта недвижимого имущества, создаваемого (приобретаемого) в рамках инвестиционного проекта, в связи с осуществлением соответствующими государственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения.
Балл, равный 1, присваивается при наличии обоснования невозможности осуществления государственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения:
а) без строительства объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта;
б) без реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объекта капитального строительства (с документальным подтверждением необходимости осуществления мероприятий по их реализации: указание степени изношенности конструкций, обоснование необходимости замены действующего и (или) приобретения нового оборудования);
в) без приобретения объекта недвижимого имущества (путем обоснования нецелесообразности или невозможности строительства объекта капитального строительства, а также обоснования выбора данного объекта недвижимого имущества, планируемого к приобретению (в случае приобретения конкретного объекта недвижимого имущества). В случае приобретения объекта недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации также представляется подтверждение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом отсутствия в казне Российской Федерации объекта недвижимого имущества, пригодного для использования его в целях, для которых он приобретается, и обоснование нецелесообразности или невозможности получения такого объекта во владение и пользование по договору аренды.
12. Критерий — отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), производимой иными организациями.
Балл, равный 1, присваивается в случае, если в рамках проекта предполагается:
а) производство продукции (работ и услуг), не имеющей мировых и отечественных аналогов;
б) производство импортозамещающей продукции (работ и услуг);
в) производство продукции (работ и услуг), спрос на которую с учетом производства замещающей продукции удовлетворяется не в полном объеме.
Для обоснования соответствия критерию заявитель указывает объемы, основные характеристики аналогичной импортируемой продукции; объемы производства, основные характеристики, наименование и месторасположение производителя замещающей продукции (работ и услуг).
13. Критерий — обоснование необходимости реализации инвестиционного проекта с привлечением средств федерального бюджета.
Балл, равный 1, присваивается в случае, если строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации либо приобретение объекта недвижимого имущества государственной собственности Российской Федерации, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, предусмотрено федеральными целевыми программами, ведомственными целевыми программами, проектами федеральных целевых программ, концепция которых утверждена Правительством Российской Федерации, ведомственных целевых программ, решение о разработке которых принято федеральным органом исполнительной власти или организацией, являющейся главным распорядителем средств федерального бюджета, либо предусмотрено решениями Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами (проектами нормативных правовых актов) Правительства Российской Федерации, а также решениями (проектами решений) главных распорядителей средств федерального бюджета, по объектам, не включенным в федеральные целевые программы. Заявителем указываются наименование и реквизиты соответствующих документов.
По инвестиционным проектам, финансирование которых планируется осуществлять частично за счет средств федерального бюджета, балл, равный 1, присваивается при его соответствии также следующим требованиям:
а) наличие документального подтверждения каждого участника реализации инвестиционного проекта об осуществлении финансирования (софинансирования) инвестиционного проекта с указанием объема и сроков финансирования (софинансирования);
б) соответствие предполагаемого объема и сроков софинансирования проекта в представленных документах объему и срокам софинансирования, предусмотренным паспортом инвестиционного проекта;
в) наличие указанного инвестиционного проекта в утвержденной инвестиционной программе (проекте инвестиционной программы) (в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено наличие таких инвестиционных программ) государственной корпорации (компании), публично-правовой компании и (или) юридического лица:
для объектов капитального строительства, находящихся в собственности:
государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний;
юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям;
дочерних обществ юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям;
дочерних обществ юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
приобретаемых ими объектов недвижимого имущества.
Критерий не применим в отношении инвестиционных проектов, планирующих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности либо приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
14. Критерий — наличие региональных и муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) либо приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность), осуществляемых в рамках инвестиционных проектов, или решений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) о строительстве, приобретении в государственную (муниципальную) собственность объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, содержащих сведения о ресурсном обеспечении, мощности и сроках реализации инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства, объекта недвижимого имущества.
Балл, равный 1, присваивается в случае, если заявителем указаны наименование федеральной целевой программы, региональной или муниципальной целевой программы, в рамках которых планируется реализация инвестиционного проекта, или реквизиты решений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а также документально подтвержденное обязательство субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по финансовому обеспечению инвестиционного проекта в объеме и в сроки, предусмотренные паспортом инвестиционного проекта.
Критерий не применим в отношении инвестиционных проектов, планирующих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства либо приобретение объектов недвижимого имущества, не относящихся к государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
15. Критерий — целесообразность использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования.
Использование при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования признается обоснованным (балл, равный 1), если:
а) заявителем обоснована необходимость использования дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования;
б) отношение сметной стоимости объекта капитального строительства к проектируемой мощности объекта не более чем на 5 процентов превышает значение соответствующего показателя по проекту-аналогу;
в) отношение сметной стоимости объекта капитального строительства к общей площади объекта капитального строительства (кв. м) или строительному объему (куб. м) не более чем на 5 процентов превышает значение соответствующего показателя по проекту-аналогу.
В качестве проекта-аналога должен использоваться проект, реализуемый (или реализованный) без использования дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования или (в случае необходимости использования дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования) проект-аналог, доля дорогостоящих материалов в общей стоимости строительно-монтажных работ и (или) доля дорогостоящих машин и оборудования в общей стоимости машин и оборудования которого не превышает значения соответствующих показателей по рассматриваемому проекту.
Для проведения проверки на соответствие указанному критерию заявитель предоставляет документально подтвержденные сведения по проектам-аналогам, реализуемым (или реализованным) в Российской Федерации, по месту расположения земельного участка, на котором располагается (будет расположен) планируемый объект капитального строительства, или в иностранном государстве в случае отсутствия проектов-аналогов, реализуемых на территории Российской Федерации.
При выборе проектов-аналогов должно быть обеспечено максимальное соответствие характеристик проектируемого объекта и объектов-аналогов по функциональному назначению, а также по конструктивным и объемно-планировочным решениям. Предлагаемая форма сведений по проекту-аналогу, представляемая заявителем, приведена в приложении 4 к Методике.
Критерий не применим к инвестиционным проектам, в которых не используются дорогостоящие строительные материалы, художественные изделия для отделки интерьеров и фасада, машины и оборудование.
ГАРАНТ:
Абзац десятый пункта 15 вступает в силу со дня вступления в силу изменений, указанных в абзаце первом пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1749 и абзаце первом пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1750
Критерий не применим к инвестиционным проектам, подготовка обоснования инвестиций в строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (далее — обоснование инвестиций) для конкретного объекта капитального строительства, входящего в такой инвестиционный проект, в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной.
Для проведения проверки на соответствие указанному критерию в отношении приобретаемых объектов недвижимого имущества заявитель предоставляет обоснование необходимости приобретения такого объекта недвижимого имущества, строительство которого было осуществлено с использованием дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования.
ГАРАНТ:
Пункт 16 вступает в силу со дня вступления в силу изменений, указанных в абзаце первом пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1749 и абзаце первом пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1750
16. Критерий — соответствие задания на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства (далее — задание на проектирование) обоснованию инвестиций и заключению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций — в отношении объектов капитального строительства (в случае, если подготовка обоснования инвестиций для конкретного объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной).
Балл, равный 1, присваивается в случае, если задание на проектирование соответствует обоснованию инвестиций и заключению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.
Для проведения проверки на соответствие указанному критерию заявитель представляет:
копию утвержденного задания на проектирование объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, согласованного с субъектом бюджетного планирования;
письмо, подписанное руководителем заявителя (уполномоченным им на подписание должностным лицом), подтверждающее соответствие утвержденного задания на проектирование обоснованию инвестиций и заключению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций. Наименование объекта капитального строительства, место размещения объекта капитального строительства и мощность (прирост мощности) объекта капитального строительства, подлежащая вводу в эксплуатацию, указанные в данном письме, должны соответствовать аналогичным данным, указанным в утвержденном задании на проектирование и в заключении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.
Критерий не применим для случаев приобретения объектов недвижимого имущества.
Критерий не применим для объектов капитального строительства в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка обоснования инвестиций для такого объекта не является обязательной.
17. Критерий — наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Подтверждением соответствия инвестиционного проекта указанному критерию (балл, равный 1) являются:
а) для проектов, проектная документация которых разработана и утверждена застройщиком (заказчиком) — наличие в представленных заявителем документах копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (если проектная документация объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации);
б) указанный заявителем номер пункта и части статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4012; N 50, ст. 6237; 2008, N 20, ст. 2260; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4591, 4594, 4605; N 49, ст. 7015; 2013, N 27, ст. 3480; 2014, N 26, ст. 3387; N 30, ст. 4220; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 11, 86; 2016, N 1, ст. 22; N 27, ст. 4301; 2017, N 31, ст. 4740; N 32, ст. 5114, 5133, 5135), в соответствии с которым государственная экспертиза проектной документации предполагаемого объекта капитального строительства не проводится.
Критерий не применим к инвестиционным проектам, по которым подготавливается решение о предоставлении средств федерального бюджета на подготовку проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, либо о предоставлении средств федерального бюджета на условиях софинансирования на реализацию инвестиционных проектов, проектная документация по которым будет разработана без использования средств федерального бюджета. Подтверждением указанного положения является согласованное с субъектом бюджетного планирования задание на проектирование объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта.
Критерий не применим для случаев приобретения объектов недвижимого имущества.
18. Критерий — обоснование невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению и проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.
Балл, равный 1, присваивается, если заявителем обосновано, что использование экономически эффективной проектной документации повторного использования невозможно или нецелесообразно в случаях, установленных статьей 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2016, N 27, ст. 4301; 2018, N 32, ст. 5135).
Критерий не применим к инвестиционным проектам, по которым проектная документация разработана (будет разработана) с использованием проектной документации повторного использования, соответствующей критериям экономической эффективности, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 48, ст. 6764; 2017, N 51, ст. 7839; 2018, N 7, ст. 1041). Заявителем представляется документальное подтверждение об используемой экономически эффективной проектной документации повторного использования.
Критерий не применим для случаев приобретения объектов недвижимого имущества.
ГАРАНТ:
Абзац пятый пункта 18 вступает в силу со дня вступления в силу изменений, указанных в абзаце первом пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1749 и абзаце первом пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1750
Критерий не применим в отношении объектов капитального строительства, подготовка обоснования инвестиций для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной.
III. Состав, порядок определения баллов оценки и весовых коэффициентов количественных критериев и оценки эффективности на основе количественных критериев
19. Оценка эффективности осуществляется на основе количественных критериев, предусмотренных пунктом 8 Правил.
20. Оценка эффективности на основе количественных критериев рассчитывается по следующей формуле:
,
— балл оценки i-го количественного критерия;
— весовой коэффициент i-го количественного критерия, в процентах;
— общее число количественных критериев.
Сумма весовых коэффициентов по всем количественным критериям составляет 100 процентов.
21. Требования к определению баллов оценки по каждому из количественных критериев установлены пунктами 22 — 28 Методики.
Значения весовых коэффициентов количественных критериев в зависимости от типа (назначения) инвестиционного проекта, устанавливаемые в целях Методики, приведены в приложении 2 к Методике.
Возможные значения баллов оценки по каждому из количественных критериев приведены в графе 3 таблицы 2 «Оценка соответствия инвестиционного проекта количественным критериям» приложения 1 к Методике.
22. Критерий — значения количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта.
Для присвоения балла, равного 1, представленные заявителем в паспорте инвестиционного проекта значения количественных показателей результатов его реализации должны отвечать следующим требованиям:
а) наличие показателя (показателей), характеризующих непосредственные (прямые) результаты реализации инвестиционного проекта (мощность объекта капитального строительства, общая площадь объекта, общий строительный объем, мощность приобретаемого объекта недвижимого имущества) с указанием единиц измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения;
б) наличие не менее одного показателя, характеризующего конечные социально-экономические результаты реализации проекта.
23. Критерий — отношение сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, входящих в состав инвестиционного проекта, к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта.
Проверка по данному критерию объектов капитального строительства осуществляется путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с проектами-аналогами, выбор которых осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 14 настоящей Методики.
Проверка по данному критерию приобретаемых объектов недвижимого имущества осуществляется путем определения рыночной стоимости приобретаемого объекта недвижимого имущества, указанной в отчете об оценке данного объекта, составленном в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Сметная стоимость объекта капитального строительства, создаваемого в рамках реализации инвестиционного проекта, указывается в ценах года получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства либо стоимость приобретения объекта недвижимого имущества указывается в ценах года представления паспорта инвестиционного проекта (с указанием года ее определения).
Балл, равный 1, присваивается проекту, если значение отношения сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества к количественным показателям (показателю) результатов реализации проекта отличается от аналогичного значения (значений) показателя (показателей) по проектам-аналогам не более чем на 2 процента.
Балл, равный 0,5, присваивается проекту, если значение отношения сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости предлагаемого объекта капитального строительства либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества к его количественным показателям (показателю) отличается от значения указанного отношения по проекту-аналогу более чем на 2 процента, но не более чем на 7 процентов.
Балл, равный 0, присваивается проекту, в случае если значение отношения сметной стоимости предлагаемого объекта капитального строительства к его количественным показателям (показателю) отличается от значения указанного отношения по проекту-аналогу более чем на 7% хотя бы по одному показателю.
При определении значения баллов сметная стоимость или предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства, либо стоимость приобретения объекта недвижимого имущества, создаваемого (созданного) или приобретаемого в ходе реализации проектов-аналогов, должна представляться в ценах года определения сметной стоимости объекта капитального строительства, планируемого к созданию в рамках реализации инвестиционного проекта. Приведение сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства, либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества по проектам-аналогам к указанному уровню цен должно осуществляться с использованием индексов-дефляторов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, разработанных Минэкономразвития России в составе сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и доведенных до федеральных органов исполнительной власти после утверждения Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
Абзац девятый пункта 23 вступает в силу со дня вступления в силу изменений, указанных в абзаце первом пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1749 и абзаце первом пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1750
Критерий не применим для объектов капитального строительства в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка обоснования инвестиций для такого объекта является обязательной.
24. Критерий — оценка вклада инвестиционного проекта в достижение целей и задач национального (федерального) проекта и (или) государственной программы Российской Федерации (в случае реализации инвестиционного проекта в рамках национального (федерального) проекта и (или) государственной программы Российской Федерации).
Проверка по данному критерию инвестиционного проекта осуществляется путем оценки вклада инвестиционного проекта в достижение целевых (дополнительных) показателей национального (федерального) проекта и (или) целевых индикаторов и показателей государственной программы Российской Федерации (подпрограммы).
Для обоснования оценки заявитель приводит формулировку не менее одного целевого (дополнительного) показателя национального (федерального) проекта и (или) целевого индикатора или показателя государственной программы Российской Федерации (подпрограммы) с указанием его количественного значения со ссылкой на соответствующий документ.
Балл, равный 1, присваивается проекту, если вклад инвестиционного проекта в достижение выбранного заявителем целевого (дополнительного) показателя национального (федерального) проекта или целевого индикатора или показателя государственной программы Российской Федерации (подпрограммы) оценивается как положительный.
Критерий не применим, если инвестиционный проект не включен ни в национальный (федеральный) проект, ни в государственную программу Российской Федерации.
25. Критерий — наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества).
Заявитель приводит обоснование спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемую в результате реализации инвестиционного проекта.
Балл, равный 1, присваивается, если проектная мощность (намечаемый объем производства продукции, оказания услуг) создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощность приобретаемого объекта недвижимого имущества) соответствует (или менее) потребности в данной продукции (услугах).
Балл, равный 0,5, присваивается, если потребность в данной продукции (услугах) обеспечивается уровнем использования проектной мощности создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) в размере менее 100 процентов, но не ниже 75 процентов проектной мощности.
Балл, равный 0, присваивается, если потребность в данной продукции (услугах) обеспечивается уровнем использования проектной мощности создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) в размере менее 75 процентов проектной мощности.
Потребность в продукции (услугах) определяется на момент ввода создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства с учетом уже созданных и создаваемых мощностей в данной сфере деятельности.
26. Критерий — отношение проектной мощности создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) к мощности, необходимой для производства продукции (услуг) в объеме, предусмотренном для обеспечения федеральных нужд*.
Балл, равный 1, присваивается, если отношение проектной мощности создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) к мощности, необходимой для производства продукции (услуг) в объеме, предусмотренном для обеспечения федеральных нужд*, не превышает 100 процентов.
Заявитель приводит обоснования спроса (потребности) на услуги (продукцию), создаваемые в результате реализации инвестиционного проекта, для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (мощность приобретаемого объекта недвижимого имущества).
27. Критерий — обеспечение планируемого объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта.
Заявитель приводит обоснование планируемого обеспечения создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства (приобретаемого объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой.
Балл равен 1 в случаях:
а) если на площадке, отводимой под предлагаемое строительство (для функционирования приобретаемого объекта недвижимого имущества), уже имеются все виды инженерной и транспортной инфраструктуры в необходимых объемах;
б) если для предполагаемого объекта капитального строительства (приобретаемого объекта недвижимого имущества) в силу его функционального назначения инженерная и транспортная инфраструктура не требуется (например, берегоукрепительные работы).
Балл равен 0,5 — если средневзвешенный уровень обеспеченности планируемого объекта капитального строительства (приобретаемого объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой менее 100 процентов, но не менее 75 процентов от требуемого объема и инвестиционным проектом предусмотрены затраты на обеспечение планируемого объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой в необходимых объемах.
Балл равен 0 — если средневзвешенный уровень обеспеченности планируемого объекта капитального строительства (приобретаемого объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой менее 75 процентов от требуемого объема или инвестиционным проектом не предусмотрены затраты на обеспечение планируемого объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой в необходимых объемах.
Средневзвешенный уровень обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой рассчитывается:
,
— уровень обеспеченности i-м видом инженерной и транспортной инфраструктуры (энергоснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, телефонная связь, объекты транспортной инфраструктуры), в процентах;
n — количество видов необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.
ГАРАНТ:
Абзац тринадцатый пункта 27 вступает в силу со дня вступления в силу изменений, указанных в абзаце первом пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1749 и абзаце первом пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1750
Критерий не применим для объектов капитального строительства в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка обоснования инвестиций для такого объекта является обязательной.
ГАРАНТ:
Пункт 28 вступает в силу со дня вступления в силу изменений, указанных в абзаце первом пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1749 и абзаце первом пункта 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1750
28. Критерий — учет выводов технологического и ценового аудита обоснования инвестиций о возможности оптимизации выбранных основных архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов, сокращения сроков и этапов строительства, стоимости строительства в целом и отдельных этапов — в отношении объектов капитального строительства (в случае, если подготовка обоснования инвестиций для конкретного объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной).
Балл, равный 1, присваивается, если выводы технологического и ценового аудита обоснования инвестиций учтены.
Для проведения проверки на соответствие указанному критерию заявитель представляет:
копию утвержденного задания на проектирование объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, согласованного с субъектом бюджетного планирования;
письмо, подписанное руководителем заявителя (уполномоченным им на подписание должностным лицом), подтверждающее учет в рамках утвержденного задания на проектирование выводов технологического и ценового аудита обоснования инвестиций о возможности оптимизации выбранных основных архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов, сокращения сроков и этапов строительства, стоимости строительства в целом и отдельных этапов. Наименование объекта капитального строительства, место размещения объекта капитального строительства и мощность (прирост мощности) объекта капитального строительства, подлежащая вводу в эксплуатацию, указанные в данном письме, должны соответствовать аналогичным данным, указанным в утвержденном задании на проектирование и в заключении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.
Критерий не применим для случаев приобретения объектов недвижимого имущества.
Критерий не применим для объектов капитального строительства в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка обоснования инвестиций для такого объекта не является обязательной.
IV. Расчет интегральной оценки эффективности
29. Интегральная оценка определяется как средневзвешенная сумма оценок эффективности на основе качественных и количественных критериев по следующей формуле:
,
— оценка эффективности на основе качественных критериев;
— оценка эффективности на основе количественных критериев;
0,2 и 0,8 — весовые коэффициенты оценок эффективности на основе качественных и количественных критериев соответственно.
Расчет интегральной оценки приведен в таблице 3 «Расчет интегральной оценки эффективности» приложения 1.
30. При осуществлении оценки эффективности предельное (минимальное) значение интегральной оценки устанавливается равным 70%. Соответствие или превышение числового значения интегральной оценки установленному предельному значению свидетельствует об эффективности инвестиционного проекта и целесообразности его финансового обеспечения полностью или частично из федерального бюджета.
* Нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд — в случаях, указанных в подпункте «к» пункта 11 Правил.
Источник