- Зачем рассчитывать рентабельность
- Как рассчитывается рентабельность
- Виды показателей рентабельности
- Порог рентабельности
- Рентабельность активов (ROA)
- Рентабельность продаж (ROS)
- Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
- Рентабельность оборотных активов (RCA)
- Рентабельность капитала (ROE)
- Показатели рентабельности, характеризующие доходность операционной деятельности
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
Чтобы посчитать рентабельность ресурса «Молоко», делим прибыль на стоимость ресурса: 3 / 5 = 0,6 , или 60%.
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Рентабельность ресурса «Молоко» при производстве мороженого: 5 / 5 = 1 , или 100%.
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
- К активам — рентабельность активов (ROA).
- К выручке — рентабельность продаж (ROS).
- К основным средствам — рентабельность основных средств (ROFA).
- К вложенным деньгам — рентабельность инвестиций (ROI).
- К собственному капиталу — рентабельность собственного капитала (ROE).
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
ROA = П / ЦА × 100%,
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
ROFA = П / Цс × 100%,
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
RCA = П / Цо × 100%,
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
Источник
Показатели рентабельности, характеризующие доходность операционной деятельности
Основные цели, задачи и источники информации.
С целью выявления условий и возможностей наиболее эффективного хозяйствования проводится анализ рентабельности предприятия, в ходе которого изучают вопросы по следующим направлениям:
1) на сколько стабильны полученные доходы и производственные расходы;
2) какие элементы финансовой отчетности могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов;
3) на сколько произведены понесенные расходы;
4) какова эффективность вложений в инвестиции;
5) на сколько эффективно управление предприятием.
Оценить эффективность работы предприятия в целом и доходность отдельных направлений в частности.
Задачами анализа являются:
1. изучение формирования и структуры прибыли;
2. обоснование и количественное соизмерение факторов изменения прибыли;
3. анализ формирования показателей изменения рентабельности производства и продаж;
4. анализ формирования показателей и факторов изменения капитала;
5. определение резервов увеличения рентабельности;
6. определение мероприятий по использованию выявленных резервов.
Объектами изучения для анализа являются:
– различные виды расходов и доходов;
– изучение различных видов прибыли;
Источники информации для анализа:
1. все формы БФО;
2. регистры аналитического и синтетического учета по сч. 20, 43, 90.
Среди показателей рентабельности особое внимание заслуживает доходность операционной деятельности, которую характеризуют три категории показателей:
— Рентабельность производства продукции (окупаемости затрат);
— Рентабельность продаж (оборота);
— Рентабельность совокупных активов,
На первом месте изучается рентабельность окупаемости затрат:
R ок.з. = Пр / åЗ × 100%
Этот показатель показывает, на сколько предприятие само финансируется, т.е. получает доход с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Он может рассчитываться по предприятию в целом, а также по отдельным сегментам и видам продукции.
R ок.з. изд.i = × 100% = × 100%
Уровень рентабельности затрат рассчитанный по предприятию в целом зависит от:
— объема реализации продукции;
— удельного веса каждого i – го вида продукции;
— себестоимости единицы продукции.
R ок.з. =
Факторный анализ рентабельности окупаемости затрат.
Показатели | План | Факт | Условн. показатель план при Vф. |
1. Выручка, т.р. | |||
2. Полная себестоимость единицы продукции, т.р. | |||
3. Прибыль от реализации, т.р. |
1) R з. пл. = 532 / 6906 × 100% = 7,7%
2) R з. усл. при измен. V = Пр усл. / С усл. × 100% = 584 / 8542 × 100% = 6,84%
3) R з. усл. при измен. Ц = (Вф – Сусл.) / Сусл. × 100% = (10996 – 8542)/8542 × 100% = 28,73%
4) R з.факт = 611 / 10385 × 100% = 5,88%
1. Влияние на рентабельность изменения V:
2. Влияние на рентабельность изменения цены:
Δ R з.(Ц) = 28,73 – 6,84 = 21,89
3. Влияние на рентабельность изменения себестоимости:
Δ R з.(С/с) = 5,88 — 28,73 = — 22,85
Баланс факторов: — 0,86 + 21,89 + (- 22,85) = 5,88 – 7,7
Выводы: план по уровню рентабельности затрат не выполнен главным образом за счет фактического роста затрат 3479 т.р. (10385 – 6906), под влиянием которых рентабельность затрат снизилась на 22,85, что оценивается отрицательно. Реализация менее рентабельных видов продукции также оказало отрицательное воздействие, снизив рентабельность на 0,86%, и только фактор роста цен оказал положительное воздействие, увеличив рентабельность на 21,89%.
Далее проводится факторный анализ рентабельности затрат каждого вида продукции.
Второй показатель доходности операционной деятельности – рентабельность продаж:
R продаж = Пр / Вр × 100%
Он характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности определяя, сколько получает предприятие прибыли с каждого рубля продаж.
Для данного показателя может быть несколько расчетных показателей:
1. R продаж 1 = ВП / Вр —характеризует долю каждого рубля от продаж, которая может быть направлена на покрытие коммерческих и управленческих расходов.
2. R продаж 2 = Пр / Вр × 100%
3. R продаж 3 = Налогообл. Пр / Вр × 100%
Определяет влияние прочих доходов и расходов на формирование прибыли.
4. R продаж 4 = ЧП / Вр × 100%
Отражает влияние всей совокупности доходов и расходов включая текущий налог на прибыль, постоянные и временные разницы.
Далее проводится рентабельность продаж отдельных видов продукции в зависимости от среднего уровня цены и себестоимости единицы продукции.
Факторный анализ рентабельности продаж отдельных видов продукции.
Вид прод. | Ср. цена реал., тыс.руб. | Ср. с/с ед. прод., т.руб. | Рентабельность оборота, % | Отклонение | ||||
Всего | В т.ч. за счет | |||||||
План | Факт | План | Факт | План | Услов. | Факт | цены | с/с |
А | 32,4 | 37,3 | 34,2 | +1,8 | +4,9 | -3,1 | ||
В | 25,8 | 24,5 | 20,4 | -5,4 | -1,3 | -4,1 | ||
С | 25,3 | 35,7 | +14,7 | +10,4 | +4,3 |
Из проведенного анализа видно, что наиболее рентабельной стала продукция С, которой составило фактически 40%, т.е. увеличился по отношению к плану на 14.7 в том числе за счет роста цены на 16р. ( ), рентабельность оборота увеличилось на 10,4, а за счет снижения себестоимости на 5 руб. рентабельность увеличилась на 4,3, т.е. выпуск и реализация продукции С является наиболее выгодным и обоснованным. Также увеличение рентабельности произошло продукции А на 1,8, но это увеличение произошло только за счет роста цены. По изделию В рентабельность снизилась на 5,4, поэтому предприятию необходимо пересмотреть управление затратами и усиление контроля за службой маркетинга с целью определения условий ценообразования и реализации этих видов продукции (А и В).
Следующим этапом анализа рентабельности продаж по предприятию в целом, но в разрезе видов продукции является определение влияния изменения структуры продаж и рентабельности отдельных видов изделий.
R общ. = ∑ (Уд.i × R пр i)
Оценка влияния рентабельности отдельных видов изделий и их структуры на рентабельность продаж по предприятию в целом.
Вид прод | Rпр.i, % | Уд.вес, i | Rобщ., % | Влияние | |||||||
План | Факт | +/- | Пл. | Ф. | +/- | План | Факт | +/- | Уд.в. | Ri | |
A | 32,4 | 34,2 | +1,8 | 0,21 | 0,28 | +0,07 | 6,804 | 9,576 | +2,772 | 2,268 | 0,506 |
B | 25,8 | 20,4 | -5,4 | 0,31 | 0,26 | -0,05 | 7,998 | 5,304 | -2,694 | -1,26 | -1,404 |
C | 25,3 | +14,7 | 0,48 | 0,46 | -0,02 | 12,144 | 18,4 | +6,256 | -0,506 | 6,762 |
В качестве обобщающей количественной характеристики доходности операционной деятельности используется финансовый коэффициент, получивший название – коэффициент рентабельности активов.
R акт. = Пр / А × 100%
Он характеризует отдачу с каждого рубля вложенного в активы предприятия, т.е. это эффективность использования активов.
В аналитических целях рентабельность активов рассматривается как произведение рентабельности продаж и оборачиваемость активов (коэффициент оборачиваемости).
R акт. = R продаж × К обор-ти = Пр / В × В / А = (V×(Ц – С)) / (V ×Ц / К обор.)
Анализ эффективности использования активов.
№ | Показатели | План | Факт | Отклонение, +/- |
Выручка от реализации | +4329 | |||
Себестоимость реализованной продукции, т.р. | -1882 | |||
Прибыль от реализации | +2447 | |||
Среднегодовая стоимость активов, тыс.р. | -926 | |||
Рентабельность продаж, % | 42,39 | 43,93 | +1,54 | |
Оборачиваемость активов, руб | 1,82 | 2,15 | +0,33 | |
Рентабельность активов. | 77,15 | 94,36 | +17,21 |
2) ∆ R акт (К об.) = 0,33 × 4,93 = 13,99
Источник