Показатели доходности операционной деятельности

Зачем рассчитывать рентабельность

Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.

Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.

Как рассчитывается рентабельность

Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.

Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).

Чтобы посчитать рентабельность ресурса «Молоко», делим прибыль на стоимость ресурса: 3 / 5 = 0,6 , или 60%.

А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).

Рентабельность ресурса «Молоко» при производстве мороженого: 5 / 5 = 1 , или 100%.

Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.

Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.

Виды показателей рентабельности

Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:

  1. К активам — рентабельность активов (ROA).
  2. К выручке — рентабельность продаж (ROS).
  3. К основным средствам — рентабельность основных средств (ROFA).
  4. К вложенным деньгам — рентабельность инвестиций (ROI).
  5. К собственному капиталу — рентабельность собственного капитала (ROE).

Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.

Порог рентабельности

Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».

Рентабельность активов (ROA)

Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.

Читайте также:  Управление реальными инвестициями курсовая

Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.

ROA = П / ЦА × 100%,

П — прибыль за период работы;

ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.

Рентабельность продаж (ROS)

Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.

Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.

Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)

Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.

Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.

ROFA = П / Цс × 100%,

П — чистая прибыль организации за нужный период;

Цс — стоимость основных средств компании.

Рентабельность оборотных активов (RCA)

Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.

Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.

RCA = П / Цо × 100%,

П — чистая прибыль за определенный период;

Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.

Рентабельность капитала (ROE)

ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.

Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.

Источник

Показатели рентабельности, характеризующие доходность операционной деятельности

Основные цели, задачи и источники информации.

С целью выявления условий и возможностей наиболее эффективного хозяйствования проводится анализ рентабельности предприятия, в ходе которого изучают вопросы по следующим направлениям:

1) на сколько стабильны полученные доходы и производственные расходы;

2) какие элементы финансовой отчетности могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов;

3) на сколько произведены понесенные расходы;

4) какова эффективность вложений в инвестиции;

Читайте также:  Крупный банк с иностранными инвестициями

5) на сколько эффективно управление предприятием.

Оценить эффективность работы предприятия в целом и доходность отдельных направлений в частности.

Задачами анализа являются:

1. изучение формирования и структуры прибыли;

2. обоснование и количественное соизмерение факторов изменения прибыли;

3. анализ формирования показателей изменения рентабельности производства и продаж;

4. анализ формирования показателей и факторов изменения капитала;

5. определение резервов увеличения рентабельности;

6. определение мероприятий по использованию выявленных резервов.

Объектами изучения для анализа являются:

– различные виды расходов и доходов;

– изучение различных видов прибыли;

Источники информации для анализа:

1. все формы БФО;

2. регистры аналитического и синтетического учета по сч. 20, 43, 90.

Среди показателей рентабельности особое внимание заслуживает доходность операционной деятельности, которую характеризуют три категории показателей:

— Рентабельность производства продукции (окупаемости затрат);

— Рентабельность продаж (оборота);

— Рентабельность совокупных активов,

На первом месте изучается рентабельность окупаемости затрат:

R ок.з. = Пр / åЗ × 100%

Этот показатель показывает, на сколько предприятие само финансируется, т.е. получает доход с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Он может рассчитываться по предприятию в целом, а также по отдельным сегментам и видам продукции.

R ок.з. изд.i = × 100% = × 100%

Уровень рентабельности затрат рассчитанный по предприятию в целом зависит от:

— объема реализации продукции;

— удельного веса каждого i – го вида продукции;

— себестоимости единицы продукции.

R ок.з. =

Факторный анализ рентабельности окупаемости затрат.

Показатели План Факт Условн. показатель план при Vф.
1. Выручка, т.р.
2. Полная себестоимость единицы продукции, т.р.
3. Прибыль от реализации, т.р.

1) R з. пл. = 532 / 6906 × 100% = 7,7%

2) R з. усл. при измен. V = Пр усл. / С усл. × 100% = 584 / 8542 × 100% = 6,84%

3) R з. усл. при измен. Ц = (Вф – Сусл.) / Сусл. × 100% = (10996 – 8542)/8542 × 100% = 28,73%

4) R з.факт = 611 / 10385 × 100% = 5,88%

1. Влияние на рентабельность изменения V:

2. Влияние на рентабельность изменения цены:

Δ R з.(Ц) = 28,73 – 6,84 = 21,89

3. Влияние на рентабельность изменения себестоимости:

Δ R з.(С/с) = 5,88 — 28,73 = — 22,85

Баланс факторов: — 0,86 + 21,89 + (- 22,85) = 5,88 – 7,7

Выводы: план по уровню рентабельности затрат не выполнен главным образом за счет фактического роста затрат 3479 т.р. (10385 – 6906), под влиянием которых рентабельность затрат снизилась на 22,85, что оценивается отрицательно. Реализация менее рентабельных видов продукции также оказало отрицательное воздействие, снизив рентабельность на 0,86%, и только фактор роста цен оказал положительное воздействие, увеличив рентабельность на 21,89%.

Далее проводится факторный анализ рентабельности затрат каждого вида продукции.

Второй показатель доходности операционной деятельности – рентабельность продаж:

R продаж = Пр / Вр × 100%

Он характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности определяя, сколько получает предприятие прибыли с каждого рубля продаж.

Для данного показателя может быть несколько расчетных показателей:

1. R продаж 1 = ВП / Вр —характеризует долю каждого рубля от продаж, которая может быть направлена на покрытие коммерческих и управленческих расходов.

Читайте также:  Метод критериев при экономической оценке инвестиций

2. R продаж 2 = Пр / Вр × 100%

3. R продаж 3 = Налогообл. Пр / Вр × 100%

Определяет влияние прочих доходов и расходов на формирование прибыли.

4. R продаж 4 = ЧП / Вр × 100%

Отражает влияние всей совокупности доходов и расходов включая текущий налог на прибыль, постоянные и временные разницы.

Далее проводится рентабельность продаж отдельных видов продукции в зависимости от среднего уровня цены и себестоимости единицы продукции.

Факторный анализ рентабельности продаж отдельных видов продукции.

Вид прод. Ср. цена реал., тыс.руб. Ср. с/с ед. прод., т.руб. Рентабельность оборота, % Отклонение
Всего В т.ч. за счет
План Факт План Факт План Услов. Факт цены с/с
А 32,4 37,3 34,2 +1,8 +4,9 -3,1
В 25,8 24,5 20,4 -5,4 -1,3 -4,1
С 25,3 35,7 +14,7 +10,4 +4,3

Из проведенного анализа видно, что наиболее рентабельной стала продукция С, которой составило фактически 40%, т.е. увеличился по отношению к плану на 14.7 в том числе за счет роста цены на 16р. ( ), рентабельность оборота увеличилось на 10,4, а за счет снижения себестоимости на 5 руб. рентабельность увеличилась на 4,3, т.е. выпуск и реализация продукции С является наиболее выгодным и обоснованным. Также увеличение рентабельности произошло продукции А на 1,8, но это увеличение произошло только за счет роста цены. По изделию В рентабельность снизилась на 5,4, поэтому предприятию необходимо пересмотреть управление затратами и усиление контроля за службой маркетинга с целью определения условий ценообразования и реализации этих видов продукции (А и В).

Следующим этапом анализа рентабельности продаж по предприятию в целом, но в разрезе видов продукции является определение влияния изменения структуры продаж и рентабельности отдельных видов изделий.

R общ. = ∑ (Уд.i × R пр i)

Оценка влияния рентабельности отдельных видов изделий и их структуры на рентабельность продаж по предприятию в целом.

Вид прод Rпр.i, % Уд.вес, i Rобщ., % Влияние
План Факт +/- Пл. Ф. +/- План Факт +/- Уд.в. Ri
A 32,4 34,2 +1,8 0,21 0,28 +0,07 6,804 9,576 +2,772 2,268 0,506
B 25,8 20,4 -5,4 0,31 0,26 -0,05 7,998 5,304 -2,694 -1,26 -1,404
C 25,3 +14,7 0,48 0,46 -0,02 12,144 18,4 +6,256 -0,506 6,762

В качестве обобщающей количественной характеристики доходности операционной деятельности используется финансовый коэффициент, получивший название – коэффициент рентабельности активов.

R акт. = Пр / А × 100%

Он характеризует отдачу с каждого рубля вложенного в активы предприятия, т.е. это эффективность использования активов.

В аналитических целях рентабельность активов рассматривается как произведение рентабельности продаж и оборачиваемость активов (коэффициент оборачиваемости).

R акт. = R продаж × К обор-ти = Пр / В × В / А = (V×(Ц – С)) / (V ×Ц / К обор.)

Анализ эффективности использования активов.

Показатели План Факт Отклонение, +/-
Выручка от реализации +4329
Себестоимость реализованной продукции, т.р. -1882
Прибыль от реализации +2447
Среднегодовая стоимость активов, тыс.р. -926
Рентабельность продаж, % 42,39 43,93 +1,54
Оборачиваемость активов, руб 1,82 2,15 +0,33
Рентабельность активов. 77,15 94,36 +17,21

2) ∆ R акт (К об.) = 0,33 × 4,93 = 13,99

Источник

Оцените статью