Подросток издевался над своим делом

Подростковая жестокость: самые громкие случаи и почему они происходят

Наши дети все чаще становятся «героями» криминальной хроники – они бьют и убивают друг друга, издеваются над животными и над взрослыми, идут наперекор родителям, друзьям и здравому смыслу – и на этой дороге все чаще не могут остановиться… Мы вспоминаем случаи неконтролируемой подростковой жестокости, которые прогремели на всю страну.

…В последнее время не проходит и дня, чтобы в новостных лентах и социальных сетях не появлялись сообщения о том, что подростки жестоко избили или убили сверстника, прохожего, растерзали животных. Несмотря на гневные комментарии общественности, возмущение школьных педагогов и родителей, профилактическую работу полиции, такие случаи продолжают множиться. В этой статье мы сделали подборку семи самых громких преступлений, совершенных за последние два года. И это только вершина айсберга подростковой жестокости.

1. Девятиклассник устроил стрельбу в подмосковной Ивантеевке. Трагедия произошла 5 сентября в местной школе №1.

15-летний девятиклассник пришел на уроки, вооруженный травматическим пистолетом и молотком. Сперва он разбросал по коридору школы петарды, а затем ворвался в один из классов, где в тот момент вела урок его классная руководительница. Девятиклассник вел себя крайне агрессивно.

Он скомандовал ученикам сесть, а затем выстрелил из пистолета в потолок и в педагога. Стрелок попал учительнице в голову. Позже ее госпитализировали с огнестрельным ранением. Школьники перепугались и в начавшейся суматохе стали выпрыгивать из окон второго этажа. По данным информагентств, травмы получили трое подростков 14-ти и 15-ти лет. У одного диагностировали перелом позвоночника, у другого – обеих ног, у третьего — открытый перелом предплечья.

Малолетнего стрелка задержала полиция. В сопровождении родителей его увезли в местный ОВД. Пока неизвестны причины, по которым мальчик решился на подобное. По некоторым данным, он готовил акцию заранее.

2. В поселке Голубая Нива Славянского района Краснодарского края 31 августа 12-летний подросток насмерть забил друга куском металлической трубы.

Следствие установило, что он 6 раз ударил сверстника по голове, отчего мальчик скончался на месте. Все это время рядом находились еще двое подростков. Они никаким образом не вмешались в ситуацию, а просто стояли и смотрели, как умирает их приятель. По факту смерти подростка следственный комитет возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ «Убийство».

Назначена судебно-медицинская экспертиза, устанавливаются все обстоятельства и причины произошедшего. Но поскольку подросток не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, решается вопрос о помещении его в специализированное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей.

3. В декабре 2016 года московская школьница устроила публичное избиение 13-летней одноклассницы, чтобы самоутвердиться.

Девушка била свою ровесницу под одобрительные крики одноклассников около 20 минут во дворе школы, а дети снимали все происходящее на телефон. Остановить драку удалось случайному прохожему, который вызвал полицию и скорую помощь. Медики увезли пострадавшую в больницу, где у нее диагностировали сотрясение мозга, ушиб передней брюшной стенки, различной степени тяжести гематомы и ушибы. Учащуюся избили за то, что она выделялась из толпы.

Как рассказала мама девочки, ее дочь-восьмиклассница не пила и не курила, тем самым не поддерживая подростковую группу.

Аналогичный случай произошел в июне 2016 года в Королеве. 15-летнюю девочку жестоко избили одноклассники и выложили видеозапись в социальные сети.

4. В июле 2017 года произошла трагедия под Новосибирском, где четверо подростков до смерти забили 40-летнего мужчину палками.

Как выяснили следователи, два 16-летних, один 15-летний и один 11-летний мальчишки избили мужчину, который сделал им замечание на улице, палками от забора и ногами. От полученных травм прохожий скончался. Инцидент произошел в селе Сокур Мошковского района.

С места происшествия подростки скрылись, однако полицейские их разыскали. Фигурантам дела предъявили обвинения, по решению суда их заключили под стражу. 11-летнего участника из-за возраста не привлекли к уголовной ответственности.

5. В октябре 2016 года все в том же Новосибирске 13-летняя девочка попросила 16-летних друзей расправиться с ее бабушкой и маленьким братом.

Убийству удалось помешать благодаря рано вернувшейся домой маме школьницы и соседу-спецназовцу. В день преступления подростки подъехали на место преступления с ножом, битой и ключами от квартиры, которые им заранее передала 13-летняя хозяйка. В квартире подростки обнаружили топор. Как официально описывает бойню следственный комитет, «подросток нанес множественные удары деревянной битой и ножом по телу, а его 16-летняя подруга в это время ножом причинила ранения 11-летнему внуку и заперла его в комнате».

В этот момент домой вернулась 41-летняя хозяйка. Налетчик, обернувшись, на пороге несколько раз ударил ее топором по голове и телу. На крик женщины о помощи выскочил сосед по лестничной клетке – военнослужащий-спецназовец. Ему удалось предотвратить убийство. Подростков задержали.

Выяснилось, что у 13-летней заказчицы убийства семья — благополучная. Возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство двух и более лиц, сопряженное с разбоем». Но для 13-летней девочки – организатора преступления — возраст уголовной ответственности на тот момент не наступил.

6. В ноябре 2016 года в Псковской области 15-летние подростки обстреляли полицейских, а потом покончили жизнь самоубийством.

Мальчик и девочка вскрыли сейф в доме родственников и взяли ружье. С ним они заперлись на даче и открыли огонь по полицейским, чья машина припарковалась у дома, при этом они включили прямую трансляцию в интернете.

Когда группа захвата ворвалась в дом, подростки были мертвы. Они покончили жизнь самоубийством. Сразу появились романтические трактовки трагедии. Этих подростков стали сравнивать с Бонни и Клайдом — знаменитыми американскими грабителями-любовниками или даже с Ромео и Джульеттой.

7. В октябре 2016 года на всю страну прогремела новость о том, что в Хабаровске три девушки под прикрытием волонтерства забирают из приютов бездомных животных, а затем издеваются над ними, а затем выкладывают видеозаписи и фотографии своих зверских деяний в интернет.

Читайте также:  Что нужно учитывать при создании своего бизнеса

По версии следствия, жертвами подростков стали не менее 15 животных и птиц. К слову, были среди объектов их нападок и люди. К счастью, до убийств дело не дошло, но были зафиксированы факты издевательств над сверстниками. В августе этого года суд вынес приговор живодеркам. Они проведут разные сроки в колонии общего режима, а кроме того будут задействованы на общественных работах.

Лариса ВЫЖВА, психолог, краснодарский психоаналитик:

— Все эти случаи – не что иное, как неконтролируемый и немотивированный выплеск подростковой агрессии. Вы посмотрите, как все происходит: подростки бьют и убивают тех, кто слабее их – животные, школьники, младше по возрасту или физически слабее.

Самое страшное, что в подавляющем большинстве случаев — это дети из абсолютно благополучных семей. У мамы и папы они – послушные и хорошие сыновья и дочери. А потом – бах, взрывается бомба, и все в шоке.

На мой взгляд, причины этой жестокости надо искать в воспитании детей. В семье они зажаты со всех сторон, не могут выплеснуть свою агрессию, потому что папу и маму обидеть нельзя, надо быть прилежным и послушным. Нормальные эмоции выражать не принято. Кроме того, родители окружают своих чад гиперзаботой, стараясь чуть ли не с трехлетнего возраста расписать их день «от» и «до»: кружки, секции, дополнительные занятия.

Психологи уже оскомину набили, советуя – дайте детям быть детьми. Они должны играть со сверстниками, набивать шишки, ссориться. Но мамы этого не понимают и не хотят прислушиваться. А когда дети начинают проявлять неконтролируемую агрессию по отношению к сверстникам, вместо того, чтобы решать с психологом эту проблему, переводят ребенка на домашнее обучение, где он остается один на один с собой и гаджетами.

Часто в подростковом возрасте такие дети, прежде чем совершить что-то противозаконное предупреждают об этом – публикуют злые статусы в социальных сетях, фото. Это свойства пубертатного периода – они показывают: я могу сделать то, что вы мне запрещаете.

К сожалению, нет явных признаков, по которым родители или учителя могут заподозрить неладное. Детонатором в таких случаях может послужить все, что угодно – плохое настроение, невымытая посуда, отобранный родителями телефон. Маркеры агрессии, которая может привести к трагедии, видны специалистам. И здесь могут помочь школьные психологи. Не зря же в учебных заведениях, где есть эта ставка, проводятся обязательные занятия.

Кроме того, родители должны обращать внимание на то, как ведет себя ребенок в социальных сетях, в какие компьютерные игры играет. Всплески агрессивного поведения, которое раньше не наблюдалось за послушным ребенком, тоже могут стать тревожным звоночком. А главный совет – не зажимайте ребенка в рамки с раннего детства. Иначе потом можно упустить ситуацию. И еще, если ребенку требуется помощь психолога, дайте ему работать, не отвергайте ее. Потому что часто сталкивалась со случаями, когда в школе рекомендуют занятия с психологом, а мамы у нас сами умные, они игнорируют их, пока не станет поздно.

Источник

Подросток издевался над своим делом

Буллинг — так называют травлю, издевательство над другими людьми — распространенное явление в школах. Часто родители не вмешиваются в отношения между подростками, считая буллингом только физическое издевательство. Знаете ли вы, что травля — это гораздо более широкое понятие? Например, изоляция, запугивание в соцсетях — тоже виды буллинга.

Совсем скоро начнется новый учебный год. Чтобы все прошло для подростка позитивно, поговорите с ребенком, что делать, если травле подвергается он или его одноклассники.

В книге «Как помочь ребенку повзрослеть» перечисляется как минимум 8 форм травли, некоторые из них не так просто распознать.

Кликнете на картинку, чтобы прочитать о видах травли

Подростку бывает непросто признать, что его травят, но признание проблемы — первый шаг к ее решению. Важно, чтобы подросток мог обратиться к друзьям за эмоциональной поддержкой, поговорить с надежным взрослым, который может принять меры.

Если над ребенком издеваются

Вот какие советы можно дать школьнику, который подвергается травле.

  • Он должен стараться не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
  • Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
  • Сообщить о происходящем взрослому человеку. Обратиться за поддержкой в психологическую службу, если нет возможности поговорить об этом с родителями или учителем.

Каждая ситуация индивидуальна, поэтому важно, чтобы ребенок обратился за помощью к взрослому. Хорошо, если рядом есть человек, с кем он может быть откровенен.

Даже психологическая травля может нанести непоправимый вред. Если остановить буллинг не получается и он приобрел угрожающие масштабы, стоит рассмотреть вариант с обращением в полицию.

Часто травле подвергаются неуверенные в себе подростки. Как им помочь стать морально сильнее? Вот три книги, которые могут изменить жизнь. С одной стороны, подросток примет себя таким, какой он есть, с другой — найдет в себе силы стать увереннее, смелее.

Ты сильнее, чем ты думаешь

Подростки, уважающие себя, внутренне спокойны, готовы отвечать за свои действия, способны справляться с жизненными неурядицами и философски переносят отказы, разочарования, неудачи и поражения. Книга научит подростка принимать ответственность за собственную жизнь, осознавать свои чувства и потребности, быть уверенным в том, что он заслуживает счастливой, насыщенной жизни и что он способен выполнить поставленные цели.

Тайная сила

Эта книга написана специально для подростков-интровертов. Профессор психологии Сьюзан Кейн, пройдя путь от застенчивой девочки до энергичного спикера, рассказывает о тайной силе интровертов. Она уверена, что наблюдательность, умение слышать других и чувствовать их потребности — мощный инструмент при общении с людьми и залог успеха.

Чего ты по-настоящему хочешь

Вспомните себя подростком: вас кто-нибудь учил ставить цели, понимать себя и следовать своей мечте? Вряд ли. Скорее всего, вас воспитывали, давали необходимую информацию и пытались направлять. Но самое важное, что может дать подростку взрослый, — это помочь сформировать не знания, а так называемые метанавыки: умение общаться, слышать себя, понимать других, быть упорным, ставить цели и достигать их. Они помогут ребенку найти свой путь и добиться успеха в выбранном им деле.

Эти книги не остановят буллинг. Но они дадут подростку силы отстаивать свое «я», двигаться вперед и добиваться того, чего хочешь на самом деле.

Источник

Детская жестокость: реальные истории о травле в школе

Можно изучать тему буллинга, анализируя, сравнивая и обобщая данные социологических исследований, а можно обратиться к частным случаям. Именно это мы и сделали – попросили участников травли рассказать свои школьные истории. Желающих поведать о том, как издевались над ними или их одноклассниками, оказалось много. Тех, кто издевался — меньше. Мы выбрали самые запоминающиеся рассказы, и представляем читателю пять реальных историй буллинга, произошедших в российских школах в разные годы. Все имена изменены, все совпадения – случайны.

Читайте также:  Процесс обеспечения достижения организацией своих целей представляет собой

Наталья: «Помню, один раз Дима принес вафельный торт в честь дня рождения, но никто его так и не попробовал — все знали, кто этот торт принес».

В нашей школе на девятой параллели было два класса. Однажды к нам в «а» класс, где учились только отличники и активисты, из «б» класса, где были хулиганы и троечники, перешел мальчик Дима. Его практически сразу невзлюбил весь наш класс, особенно девочки: они скидывали его вещи с парты, пинали портфель. С ним никто не общался. Помню, один раз Дима принес вафельный торт в честь дня рождения, но никто его так и не попробовал — все знали, кто этот торт принес.

Не помню, почему Дима нам так не нравился – может, потому что у него были проблемы с зубами и неприятный запах из рта, но он и сам часто выступал провокатором: кидался стеркой (Прим. ред. стирательная резинка), плевался бумажками через ручку. Однажды он и меня вывел. Что именно Дима сказал, не помню, но я снесла ему все с парты и ударила в плечо.

Родители Димы были в разводе, его воспитывала только мама. Думаю, Диме не хватало внимания, и он пытался получить его в школе, но как это сделать, не раздражая других, не знал. Поэтому все всегда происходило по одной и той же схеме: Дима провоцировал – его били – он оказывался в центре внимания. Никто за него не вступался, даже мальчик, с которым он вместе ходил на занятия по греко-римской борьбе. Учителя, естественно, замечали Димины выходки, но говорили нам не обращать внимания, а иногда они и сами давали ему подзатыльники. Но Дима такой человек, что, когда ему говоришь «прекрати!», он все равно делает назло еще и с ухмылкой.

Вспоминая эту историю, не могу понять, почему и зачем мы травили Диму, откуда в нас был такой адреналин? Почему я не остановила травлю, почему поддалась? Мне очень стыдно… Может, если бы мы были с ним не столь агрессивны, его судьба сложилась бы иначе. Но мы были жестокими и нетерпимыми. Вообще дети средней школы – самый злой народ: капля неудачи, и ты изгой.

Мария: «…из-за угла выбегает мой одноклассник Миша и ударяет меня кулаком в живот — туда, где солнечное сплетение. Я стала задыхаться и снова заплакала…»

С первого по третий класс я просто ненавидела школу: я была полненькой, и одноклассники из-за этого постоянно меня дразнили. У меня не было друзей, и на уроках я сидела за партой не одна, только потому что учителя нас рассаживали «мальчик-девочка» и по зрению.

Все три года в школе я вспоминаю как сплошной кошмар, но особенно отчетливо помню один случай. В тот день наша учительница заболела, ее заменяла другая, и тогда все сели по парочкам — кто с кем дружит. Соответственно, у меня соседа не было. Сзади меня сидели Катя и Аня, две подружки, и смеялись надо мной, а когда я им несколько раз ответила, они стали тыкать мне в спину и бок циркулем. Мне было больно и обидно, и я выбежала из класса.

Поплакав в туалете и немного успокоившись, я решила вернуться на урок. Выхожу, а из-за угла выбегает мой одноклассник Миша и ударяет меня кулаком в живот — туда, где солнечное сплетение. Я стала задыхаться и снова заплакала, а рядом стояли те самые Катя и Аня и смеялись. Оказалось, они подговорили Мишу меня ударить. Я подхожу к своей парте и вижу, что мои вещи раскиданы по всему кабинету. Мне было так обидно!

Надо мной издевались всю начальную школу. В пятом классе из-за проблем со здоровьем мне пришлось перейти на домашнее обучение, а когда в девятом классе я вернулась на уроки, мои одноклассники совсем не были этому рады. В общем, если спросить меня, что хорошего в было школе с первого по девятый класс, я отвечу: «Ничего».

Кстати, родителям я никогда не жаловалась: пыталась доказать, что я взрослая и могу решить свои проблемы сама. А так как свои эмоции я привыкла скрывать, мне кажется, учителя вряд ли догадывались о том, что надо мной издеваются.

Елена: «. у нее начались серьезные проблемы с психикой. Когда мальчики об этом узнали, они перестали дразнить Иру».

Со мной в седьмом классе училась девочка Ира Полосная — красивая, худенькая, из интеллигентной семьи. Я не понимаю, как нашим мальчикам пришло в голову поменять в ее фамилии букву «л» на «н», но именно из-за этого ребята начали издеваться над Ирой. Причем одноклассники не только обзывали ее, но еще и показывали действиями и жестами свою неприязнь. Например, когда она заходила в класс, они выкрикивали «фу, чем запахло?», затыкали нос рукой и сидели так на уроке.

Никто не вступался за Иру: были только те, кто травит, и те, кто наблюдает. Я была в числе вторых. Сначала мне ее было жалко, а потом стало все равно. Мальчики, конечно, виноваты, что издевались над ней, но и она никак им не отвечала. Более того, ее реакция – слезы и истерики – еще больше провоцировали обидчиков. Думаю, Ире нужно было или научиться отвечать, или же полностью игнорировать обзывательства, тогда ребятам стало бы неинтересно ее травить.

В какой-то момент Ира перестала ходить на уроки, ее не было где-то полмесяца или месяц. Оказалось, у нее начались серьезные проблемы с психикой. Когда мальчики об этом узнали, они перестали дразнить Иру. Видимо у них в голове что-то щелкнуло, и они мгновенно осознали, что: «Хватит, достаточно!»

У учителей была нейтральная позиция: они могли сказать «это нехорошо» и «перестаньте», но реальных мер не предпринимали: заняли ту же позицию, что половина класса – наблюдателей.

Алина: «Обиднее всего было, когда давали прозвища. Я ненавидела свою фамилию со школы, а когда вышла замуж, без раздумий ее сменила».

Наш класс не был дружным: все общались группами. Я никогда не выделялась, одевалась скромно и вообще была очень неуверенным в себе ребенком. Наверное, именно поэтому меня выбрали объектом травли, причем издевались мальчики, постоянно обзывая и придираясь к внешнему виду. В младших классах это проявлялось не так сильно, как в средней и старшей школе.

Читайте также:  Кто может помочь открыть малый бизнес

Обиднее всего было, когда давали прозвища. Меня называли дубиной из-за фамилии Дубова. Я ненавидела свою фамилию со школы, а когда вышла замуж, без раздумий ее сменила. Мой комплекс прошел только в 25 лет, как будто Алина Дубова осталась в той жизни, а с новой фамилией у меня началась новая жизнь. Одну мою одноклассницу называли колобком из-за ее полноты. В итоге девочка села на диету и похудением почти довела себя до анорексии.

Я долго терпела, но в какой-то момент мне надоело молчать. Я стала отвечать на оскорбления – и в этом, как оказалось, была моя ошибка. Моя реакция их только раззадоривала. Так продолжалось десять лет.

Все сошло на нет после одной ситуации в 10 классе. Перед началом нового учебного года я подружилась с одной компанией, в которой несколько парней были настоящими гопниками. Однажды они узнали, что одноклассники надо мной издеваются, и решили приехать в школу, чтобы с ними разобраться. Я не указала на обидчиков, но те, когда увидели меня в компании таких друзей, сразу изменились в лицах, и больше уже ко мне не цеплялись. Изредка могли пошутить, но уже не так жестко, да и я перестала реагировать.

Я закончила школу восемь лет назад, но до сих пор вспоминаю это время с содроганием и отвращением. Но теперь, если при мне обижают слабого, я не буду молчать, потому что понимаю, каково это — когда над тобой все смеются, и никто не может заступиться.

Галина: «Они били ее ногами! За Кристину никто не заступился».

В школьные годы я жила в небольшом провинциальном городке. К нам в седьмом классе пришла девочка Кристина, она была кореянкой. В начале мы думали, что у нас будут проблемы в общении с ней, но Кристина очень хорошо знала русский язык, потому что родилась в России. У меня, как и у всех на тот момент, была в классе своя компания, в которой было несколько девочек. Кристина довольно быстро примкнула к нам.

Кристина хорошо училась, прекрасно разбиралась во всех предметах, была доброй и открытой, всегда всем помогала и давала списывать. В нашем классе ее никто не обижал, а вот ребята на несколько классов младше нас стали обзывать Кристину «узкоглазой». Мы не понимали, как реагировать, ведь прежде не встречались с межнациональной ненавистью. Поступали по-разному: иногда ничего не отвечали и уходили, иногда советовали Кристине не обращать внимания, а иногда прогоняли обидчиков.

В один из дней у нас последним уроком была физкультура, мы все вымотались, потому что бежали кросс. Я и моя лучшая подруга Настя после занятия ушли домой, а Кристина зачем-то осталась на стадионе.

На следующий день в школу вместо Кристины пришла ее мама. Она рассказала, что после уроков ее дочь избили на стадионе. Сделали это те самые мальчики, учащиеся на несколько классов младше нас, а заводилой был самый неадекватный из них, которого в школе терпеть не могли. Они били ее ногами! За Кристину никто не заступился. Я не понимаю, откуда у этих парней столько жестокости… Даже сейчас, когда я об этом рассказываю, у меня все внутри сжимается.

Кристина долго лежала в больнице с сотрясением мозга, отеками и синяками. Последствия избиения еще долго напоминали о себе, она иногда говорила: «Ой, это у меня после того случая болит».

Негласное правило в буллинге: «Ты либо со всеми, либо – не вмешивайся»

Итак, что мы имеем. Жертвами травли дети становились по абсолютно разным причинам: проблемные зубы, полнота, фамилия, национальность, неуверенность в себе. И это лишь малый список из большого числа рассказанных историй.

Страшно, когда ребенок идет в школу, где должно быть безопасно, а возвращается оттуда с ушибами и синяками, потому что одноклассникам не понравилась его одежда. Страшно, когда подросток не боится высказывать свое мнение, а ему за это объявляют бойкот. Страшно, когда милую и добрую девочку годами унижают из-за того, что ее фамилия созвучна с каким-нибудь смешным словом.

Главная причина травли в школе, которую, на мой взгляд, иллюстрируют все эти истории – желание ученика самоутвердиться за счет тех, кто слабее. Агрессоры всегда выбирают в жертву беззащитного человека: так они кажутся себе сильнее.

Сказать, что агрессорами всегда выступали ребята из неблагополучных семей − нельзя. «Это были обычные мальчики из обычных семей, не асоциальные личности, они не стояли на учете. У кого-то полные семьи, у кого-то нет» − поясняет одна из жертв школьного буллинга. Судя по историям, агрессором может стать любой человек, и крайне редко можно это предугадать.

Невольно вспоминается еще одна история. Девочка рассказала родителям, что над ее одноклассницей издеваются. Мама решила показать дочери советский фильм «Чучело» про то, как девочку травили в школе. Семиклассница Юля, так зовут рассказчицу, после просмотра кино возмутилась жестокости детей. Тогда мама спросила ее, пробовала ли Юля заступиться за одноклассницу, которую травят? Она ответила: «Нет. Как бы ни было жалко, но я ничего не скажу».

И это неудивительно. Свидетели буллинга чаще всего не вступаются за жертву, потому что боятся сами стать объектом травли. Кроме того, дети нередко присоединяются к буллингу, потому что другие «тоже так делают». «Ты либо вместе со всеми, либо, если ты против, не вмешивайся» — так звучит негласное правило.

А вот что рассказчики говорят о действиях учителей: они «…иногда давали подзатыльники», «…заняли позицию наблюдателей», «говорили нам не обращать внимания…», и «вряд ли догадывались». Получается, в одних случаях педагоги были в курсе, что над ребенком в классе издеваются, но ничего с этим не делали. В другом — даже и не представляли, что ученицу травят, что сомнительно, ведь девочка убежала в слезах прямо с урока. Почему педагоги не вмешивались – вопрос, который требует отдельных размышлений. Но, может, если бы они мгновенно среагировали на первые же признаки буллинга, то и жертв травли было бы значительно меньше, а, может, и не было бы вовсе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Источник

Оцените статью