- Поддержка инновационной деятельности инвестиции
- О государственной поддержке инноваций и стартапов
- Роль господдержки новаторской работы
- Формы и методы государственной поддержки
- Виды помощи государства новаторам
- Методология господдержки
- Результаты господдержки в России
- Нормативное регулирование
- Результаты развития регионов
- Меры поддержки инноваций
- Выберите меры поддержки инновационной деятельности
- Инновации
- О государственной поддержке инноваций и стартапов
- Роль господдержки новаторской работы
- Формы и методы государственной поддержки
- Виды помощи государства новаторам
- Методология господдержки
- Результаты господдержки в России
- Нормативное регулирование
- Результаты развития регионов
- Глава IV.1. Государственная поддержка инновационной деятельности (ст.ст. 16.1 — 16.5)
- Информация об изменениях:
- Москва объединяет инноваторов и меры их поддержки
- Экспертиза
- Алексей Гусев, директор по развитию инновационной экосистемы АО РВК::
- Виктор Гришин, ректор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова::
- Артем Шадрин, директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ::
- Программы поддержки бизнеса в НТИ
- Московский инновационный
- Сергей Собянин
Поддержка инновационной деятельности инвестиции
Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.
Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.
Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.
Источник
О государственной поддержке инноваций и стартапов
Достойное место государства на мировой политической и экономической арене невозможно без достижения технологического и научного лидерства, эффективного внедрения высокотехнических инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности – ключевой элемент в достижении международной конкурентоспособности и обязательное условие перехода общества к инновационной модели развития.
Роль господдержки новаторской работы
Внедрение инноваций представляет собой трансформацию результатов интеллектуальных разработок в товары и услуги и последующую их реализацию. Государственная поддержка инновационной деятельности направлена на координацию и стимулирование такой работы для развития экономики и повышения уровня технологического и научного лидерства страны в мире.
Роль государства в ускорении поступательного движения вперёд в сфере новых технологий выражается через его регулирующие и контролирующие функции, среди которых:
- Сосредоточение и распределение бюджетных средств на развитие передовых научных исследований и инноваций.
- Контроль и управление инновациями.
- Стимулирование научной деятельности и страхование венчурных рисков.
- Законодательная защита прав субъектов деятельности и результатов их открытий путём патентования и охраны интеллектуальной собственности.
- Формирование действенных механизмов спроса на изобретения и достижения научно-технического прогресса.
- Повышение престижа научной, научно-технической деятельности, популяризация инноваций.
- Развитие финансовой инфраструктуры инноваций.
- Кадровое, институциональное и организационное обеспечение новаторской деятельности.
Формы и методы государственной поддержки
Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности предполагают как прямое влияние, так и опосредованное воздействие через множество управленческих инструментов.
Виды помощи государства новаторам
К прямым формам оказания государством помощи новаторам относят финансирование в форме грантов, субсидий и беспроцентных ссуд изобретателям и отраслевым предприятиям.
Список опосредованных форм включает:
- Создание венчурных фондов, направленных на защиту изобретателей от высокой доли риска на рынке.
- Снижение размера пошлин на патенты для индивидуальных инноваторов.
- Предоставление права на ускоренную амортизацию используемого внедренческими предприятиями оборудования.
- Включение перспективных проектов в комплексные инвестиционные программы без финансирования.
- Создание крупных промышленных научных кластеров, технополисов и технопарков с развитой инфраструктурой и упрощёнными налоговыми условиями.
- Информационное, методологическое, нормативное обеспечение деятельности инноваторов.
Поддержку важнейших проектов по ведущим направлениям научно-технического прогресса осуществляет созданная в 1995 году государственная некоммерческая организация – Федеральный фонд производственных инноваций.
Основные функции фонда – участие в разработке и реализации, экспертном заключении и отборе на условиях конкурса инноваций, направленных на реформирование структуры отечественной экономики.
Методология господдержки
Основной метод прямой поддержки НИОКР – это государственное финансирование инновационной деятельности из бюджета в виде субсидий, кредитов, грантов, займов, гарантий и ассигнований. Органы власти создают условия для организационного и кадрового обеспечения сферы новейших технологий, проводят экспертизу проектов и морально поощряют лучших изобретателей.
Спектр возможных источников оказания непрямой государственной поддержки широк: от привлечения средств частных фондов и инвесторов до льготного налогообложения, кредитования, стимулирования создания научных франшиз и финансового лизинга.
Результаты господдержки в России
Роль государства в стимулировании научного и технологического прогресса реализуется через комплекс нормативных и организационных мер, направленных на формирование профильных компетенций в сфере инноваций. Нормативные правовые документы призваны создать методологический каркас, а финансовые и нефискальные методы поддержки – наполнение отрасли.
Нормативное регулирование
С целью регулирования отношений, возникающих в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, в России в 1996 году был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
Документ регламентирует основные цели и принципы, субъекты, формы предоставления и финансирования господдержки инноваций. Нормативным правовым актом определены полномочия федеральных и региональных органов власти в этом вопросе.
Главным стратегическим документом, определяющим ведущие векторы и цели поддержки НИОКР, выступает Стратегия инновационного развития Российской Федерации.
Результаты развития регионов
Результаты государственной поддержки выражаются непосредственно в тематических рейтингах – международных, определяющих место России в мире, и внутренних – как показателя конкуренции субъектов РФ в срезе инноваций.
В прошлом году Российская Федерация заняла 45-е место среди 127 стран мира в глобальном рейтинге инновационного индекса, сократив своё отставание от стран-лидеров по многим показателям. Ключевая предпосылка для этого – результативность государственных мер поддержки: повышение спроса на инновации, исследовательская кооперация и рост расходов бюджета на НИОКР.
Ежегодно, с 2012 года, Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» готовится Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации, который содержит информацию о состоянии и динамике новаторских процессов в регионах. Среди критериев оценки:
- Социально-экономические предпосылки для осуществления новаторской деятельности.
- Поддержка инноваторов.
- Качество политики в сфере НИОКР.
- Научно-технический потенциал.
В 2017 году по уровню научно-технологического развития лидерами на уровне субъектов названы Республика Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и Республика Башкортостан. Среди аутсайдеров: республики Ингушетия и Калмыкия, Псковская область, Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область.
Устойчивое, динамичное развитие экономики невозможно без внедрения во все сферы хозяйства новаторских разработок и инновационных проектов. Власть – не единственный, но основной субъект прямого и опосредованного влияния на научно-техническое развитие и прогресс. Поддержка инноваторов на федеральном уровне выступает ключевым звеном государственной инновационной политики, приоритетным вектором развития отечественной экономики.
Источник
Меры поддержки инноваций
Выберите меры поддержки инновационной деятельности
Предоставление территориальной, научной, технологической и технической базы для формирования и реализации инновационных проектов
Информационные, консультационные услуги и содействие по вопросам формирования инновационных проектов, их развития, привлечения финансирования, поддержки институтов развития, бизнес-планирования, индустриального партнерства, представления инновационных проектов на презентационного-выставочных мероприятиях, развития управленческих и предпринимательских компетенций, экспертизы инновационных проектов, с привлечением профессиональных экспертов
Инновации
Раньше роль государства в инновационном процессе заключалась в создании инновационной среды и спонсировании фундаментальной науки и новых разработок. В современном мире скорость изменений растет, и роль государства становится еще более значимой. Оно может ускорить темп развития отдельных отраслей, стимулировать межотраслевое сотрудничество и помочь устранить препятствия для инноваций (законодательные и инфраструктурные).
Авторы исследования «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста» агентства McKinsey выделяют пять факторов успеха инноваций в стране, и в каждом из них государство играет сегодня существенную роль.
1. Государство как заказчик инноваций
Первый фактор успеха инноваций — это спрос на новые технологии и продукты. Государственный заказ на инновации — это стимул для инновационной деятельности университетов, исследовательских институтов и компаний.
Например, такие неотъемлемые элементы смартфонов, как GPS, сенсорные экраны и доступ в интернет изначально разрабатывались по заказу Минобороны США, а солнечные батареи и технологии аккумуляторов Tesla — при грантовой поддержке Минэнерго США.
Пример подобной инновации в России — система навигации ГЛОНАСС, которая была создана в военных целях по государственному заказу, а в 1995 году стала доступна для гражданского применения и в настоящее время используется в навигационных устройствах, радарах-детекторах и других системах.
2. Государство как создатель инфраструктуры
В России при господдержке была создана инфраструктура для развития инноваций, но качественного скачка в их развитии и в деловой активности пока не произошло.
В России успешно функционируют четыре типа институтов развития инноваций:
- финансирование фундаментальных или прикладных исследований — Российский научный фонд (РНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
- технопарки, инкубаторы и прочие институты по предоставлению услуг инновационным компаниям — «Сколково», технопарк «Мосгормаш» и прочие;
- прямое финансирование инновационных компаний — например, Фонд содействия инновациям, «ВЭБ Инновации»;
- финансирование отдельных приоритетных направлений — например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).
В меньшей степени в России развиты институты, развивающие сотрудничество между наукой и производством. Сейчас эти функции, пишут аналитики McKinsey, берут на себя технологические площадки, но в них не так часто участвуют компании-лидеры отраслей, что необходимо для эффективного диалога.
3. Государство как источник финансирования
Государство выборочно спонсирует фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным для него направлениям или исследования, обладающие потенциалом. То есть речь идет не только о вопросах национальной безопасности и оборонного комплекса, но и об исследованиях за пределами этих тем.
В России государство сыграло большую роль в формировании системы финансирования инноваций, в том числе рынка венчурного финансирования.
В дальнейшем потребуется изменить отношение к инвестициям в инновации, повысить толерантность к риску, потому что лишь малая часть инновационных проектов заканчивается грандиозным успехом. Упростить процесс привлечения финансирования для развития инноваций может снижение уровня бюрократии при выдаче грантов.
4. Государство и создание новых компетенций
По прогнозам McKinsey, к 2030 году по всему миру может быть автоматизировано от 10 млн до 800 млн рабочих мест. Поэтому важнейшей задачей в самое ближайшее время станет создание системы профессиональной переподготовки и предоставление работникам возможностей для приобретения новых навыков, востребованных на рынке на всем протяжении карьеры. Бизнес может организовать обучение сотрудников без отрыва от работы и предоставить им возможности повышения квалификации. Но ключевая роль в данном процессе останется у государства.
Глобализация, размывание границ между работой и учебой создают новые возможности для развития образования и поддержки инноваций в России. Государство стимулирует развитие НИОКР и компетенций в частном секторе, занимается трансфертом зарубежных технологий и привлекает иностранные компании с передовыми технологиями на национальный рынок. Следующими шагами для России могут стать развитие в стране новых компетенций (управление инновационными процессами и углубленная аналитика) и запуск программы обучения и стажировок для специалистов инновационных профессий в передовых компаниях.
5. Государство и культура инноваций
Государство играет важную роль в развитии культуры предпринимательства и инноваций, реализуя образовательные программы, поддерживая систему наставничества, создавая и помогая агентствам и институтам развития. Кроме того, оно поощряет национальное инновационное предпринимательство.
Россия прошла большой путь в развитии предпринимательской культуры. Но с учетом сравнительно короткой истории рыночной экономики в стране необходимо продолжать курс на популяризацию предпринимательства и инновационной деятельности. Например, надо увеличить количество инкубаторов, подобных Skolkovo Startup Village и Startup Tour.
О государственной поддержке инноваций и стартапов
Достойное место государства на мировой политической и экономической арене невозможно без достижения технологического и научного лидерства, эффективного внедрения высокотехнических инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности – ключевой элемент в достижении международной конкурентоспособности и обязательное условие перехода общества к инновационной модели развития.
Роль господдержки новаторской работы
Внедрение инноваций представляет собой трансформацию результатов интеллектуальных разработок в товары и услуги и последующую их реализацию. Государственная поддержка инновационной деятельности направлена на координацию и стимулирование такой работы для развития экономики и повышения уровня технологического и научного лидерства страны в мире.
Роль государства в ускорении поступательного движения вперёд в сфере новых технологий выражается через его регулирующие и контролирующие функции, среди которых:
- Сосредоточение и распределение бюджетных средств на развитие передовых научных исследований и инноваций.
- Контроль и управление инновациями.
- Стимулирование научной деятельности и страхование венчурных рисков.
- Законодательная защита прав субъектов деятельности и результатов их открытий путём патентования и охраны интеллектуальной собственности.
- Формирование действенных механизмов спроса на изобретения и достижения научно-технического прогресса.
- Повышение престижа научной, научно-технической деятельности, популяризация инноваций.
- Развитие финансовой инфраструктуры инноваций.
- Кадровое, институциональное и организационное обеспечение новаторской деятельности.
Формы и методы государственной поддержки
Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности предполагают как прямое влияние, так и опосредованное воздействие через множество управленческих инструментов.
Виды помощи государства новаторам
К прямым формам оказания государством помощи новаторам относят финансирование в форме грантов, субсидий и беспроцентных ссуд изобретателям и отраслевым предприятиям.
Список опосредованных форм включает:
- Создание венчурных фондов, направленных на защиту изобретателей от высокой доли риска на рынке.
- Снижение размера пошлин на патенты для индивидуальных инноваторов.
- Предоставление права на ускоренную амортизацию используемого внедренческими предприятиями оборудования.
- Включение перспективных проектов в комплексные инвестиционные программы без финансирования.
- Создание крупных промышленных научных кластеров, технополисов и технопарков с развитой инфраструктурой и упрощёнными налоговыми условиями.
- Информационное, методологическое, нормативное обеспечение деятельности инноваторов.
Поддержку важнейших проектов по ведущим направлениям научно-технического прогресса осуществляет созданная в 1995 году государственная некоммерческая организация – Федеральный фонд производственных инноваций.
Основные функции фонда – участие в разработке и реализации, экспертном заключении и отборе на условиях конкурса инноваций, направленных на реформирование структуры отечественной экономики.
Методология господдержки
Основной метод прямой поддержки НИОКР – это государственное финансирование инновационной деятельности из бюджета в виде субсидий, кредитов, грантов, займов, гарантий и ассигнований. Органы власти создают условия для организационного и кадрового обеспечения сферы новейших технологий, проводят экспертизу проектов и морально поощряют лучших изобретателей.
Спектр возможных источников оказания непрямой государственной поддержки широк: от привлечения средств частных фондов и инвесторов до льготного налогообложения, кредитования, стимулирования создания научных франшиз и финансового лизинга.
Результаты господдержки в России
Роль государства в стимулировании научного и технологического прогресса реализуется через комплекс нормативных и организационных мер, направленных на формирование профильных компетенций в сфере инноваций. Нормативные правовые документы призваны создать методологический каркас, а финансовые и нефискальные методы поддержки – наполнение отрасли.
Нормативное регулирование
С целью регулирования отношений, возникающих в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, в России в 1996 году был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
Документ регламентирует основные цели и принципы, субъекты, формы предоставления и финансирования господдержки инноваций. Нормативным правовым актом определены полномочия федеральных и региональных органов власти в этом вопросе.
Главным стратегическим документом, определяющим ведущие векторы и цели поддержки НИОКР, выступает Стратегия инновационного развития Российской Федерации.
Результаты развития регионов
Результаты государственной поддержки выражаются непосредственно в тематических рейтингах – международных, определяющих место России в мире, и внутренних – как показателя конкуренции субъектов РФ в срезе инноваций.
В прошлом году Российская Федерация заняла 45-е место среди 127 стран мира в глобальном рейтинге инновационного индекса, сократив своё отставание от стран-лидеров по многим показателям. Ключевая предпосылка для этого – результативность государственных мер поддержки: повышение спроса на инновации, исследовательская кооперация и рост расходов бюджета на НИОКР.
Ежегодно, с 2012 года, Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» готовится Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации, который содержит информацию о состоянии и динамике новаторских процессов в регионах. Среди критериев оценки:
- Социально-экономические предпосылки для осуществления новаторской деятельности.
- Поддержка инноваторов.
- Качество политики в сфере НИОКР.
- Научно-технический потенциал.
В 2017 году по уровню научно-технологического развития лидерами на уровне субъектов названы Республика Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и Республика Башкортостан. Среди аутсайдеров: республики Ингушетия и Калмыкия, Псковская область, Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область.
Устойчивое, динамичное развитие экономики невозможно без внедрения во все сферы хозяйства новаторских разработок и инновационных проектов. Власть – не единственный, но основной субъект прямого и опосредованного влияния на научно-техническое развитие и прогресс. Поддержка инноваторов на федеральном уровне выступает ключевым звеном государственной инновационной политики, приоритетным вектором развития отечественной экономики.
Глава IV.1. Государственная поддержка инновационной деятельности (ст.ст. 16.1 — 16.5)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен главой IV.1
Глава IV.1. Государственная поддержка инновационной деятельности
> Основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности |
Содержание Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями. |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Москва объединяет инноваторов и меры их поддержки
Во всем мире города все активнее конкурируют за привлечение инновационных компаний, так как их рост является одним из важнейших условий развития современных мегаполисов. В Москве уже действует сложная система мер поддержки, однако вывести ее на новый уровень позволит инновационный кластер, который дает компаниям возможность максимально быстро находить нужные связи и получать доступ к вспомогательным инструментам.
На данный момент в России существует два вида кластеров: по программам Минэкономики — это инновационно-территориальные кластеры — и кластеры Минпромторга. В рамках первой программы в Москве был создан инновационный кластер «Зеленоград», нацеленный на проекты в области микроэлектроники, а также Троицкий инновационный кластер, где реализуются проекты в области новых материалов и лазерных технологий. Поддержку по линии Минпромторга получает столичный Онкологический кластер ядерной и фотодинамической медицины на базе Института имени Герцена, где занимаются разработками в области ранней диагностики рака. Несколько кластеров создавались в столице и без присвоения специализированных статусов. Среди наиболее активных — московский кластер медицинских технологий «Южный», где тестируются новые медицинские изделия, и биофармацевтический кластер «Северный», где разрабатываются новые фармацевтические препараты.
Однако такие кластеры имеют выраженную отраслевую направленность и заточены на компании в узкоспециализированном секторе. В мае же текущего года был создан фонд «Московский инновационный кластер». Он объединил всю существующую инновационную инфраструктуру, кадровый и производственный потенциал Москвы в единую систему, а также стал пилотной площадкой для реализации национальных проектов.
«Московский инновационный кластер поможет решить три важные задачи: достичь глобального технологического лидерства, реализовать нацпроекты и повысить качество жизни горожан»,— отметил руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. «Мы ставим амбициозную задачу: в кластере должны быть сосредоточены разработки из самых передовых областей: искусственного интеллекта, беспилотных транспортных систем или биотехнологий. Все высокотехнологичные проекты, созданные в рамках кластера, прежде всего должны отвечать интересам города и жителей, а также быть полезными для страны. В настоящее время разработана IT-платформа кластера», — сообщил глава департамента.
Как отмечает директор центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики Евгений Куценко, кластерная политика — один из самых популярных инструментов стимулирования инноваций в мире. Инновационные кластеры не теряются даже в таких крупных городах, как Париж, Берлин, Барселона, Торонто, Богота, Пекин, Сеул и др. «По сути дела, кластеры объединяют самые конкурентоспособные организации в ключевых отраслях специализации, формируя уникальный экономический бренд города или региона. Именно поэтому иностранные инвесторы, технологические корпорации, стартапы и профессора, выбирающие место для своей локализации, в первую очередь смотрят на то, какие кластеры имеются на территории, насколько они мощные и перспективные с точки зрения мировых технологических трендов»,— поясняет эксперт.
«Считать целесообразным создание на территории Москвы инновационного кластера, обеспечивающего координацию взаимодействия субъектов деятельности в сфере промышленности, науки, образования, связи и иных сферах, определенных правительством Москвы, и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»,— говорится в указе президента России Владимира Путина от 26 ноября 2018 года
Все в гости к нам
Фото: Предоставлено Правительством Москвы
С идеей о запуске инновационного кластера Москвы мэр Москвы Сергей Собянин обратился к президенту Владимиру Путину еще в апреле 2018 года. Глава государства подписал соответствующий указ 26 ноября 2018 года, 20 февраля закон о создании кластера утвердила Мосгордума, а в мае был учрежден фонд «Инновационный кластер города Москвы», выступающий оператором кластера. Фонд отвечает за внедрение нового подхода к административной поддержке бизнес-среды в столице, налаживание межотраслевых связей, стимулирование стартапов (за счет финансовых и нефинансовых мер поддержки) и монетизацию научных разработок.
Участниками кластера могут стать все московские компании, заинтересованные в создании новых продуктов и услуг, в том числе высокотехнологичные предприятия, университеты, технопарки, научно-исследовательские институты. Всего в кластер вошло более 20 тысяч объектов инновационной инфраструктуры столицы. Также в числе потенциальных участников — 7240 объектов промышленности, 719 научных и 173 образовательных организаций. На ИТ-платформе кластера можно найти сведения более чем о 30 тыс. инновационных компаний и 500 тыс. продукции. Зарегистрированные участники получают доступ более чем к 150 мерам поддержки городских и федеральных органов власти, а также институтов развития.
По словам первого заместителя руководителя департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Кристины Волконицкой, сейчас у компаний есть два типа запросов: первый — это координационный. Участники инновационной экосистемы зачастую не видят друг друга. Компании могут заказывать сырье и материалы за границей, не зная, что они производятся на соседней улице в технопарке. Поэтому у кластеров есть функция по повышению «видимости» всех организаций и выстраиванию кооперационных цепочек, и она является одной из наиболее критичных.
Второй блок вопросов связан с запросом на конкретные меры поддержки по таким направлениям, как наука, производство, кадры, а также поиск финансирования и индустриальных партнеров. В науке это поддержка трансфера результатов интеллектуальной деятельности в реальный сектор. Второе направление связано с масштабированием производства и достройкой производственных цепочек, третье — с развитием кадрового потенциала участников кластера. «На кадровый голод жалуются и представители компаний, главный тезис реального сектора заключается в том, что квалификация выпускников не соответствует запросу отраслей. В связи с этим сближение программ вузов и требований бизнеса является одной из наиболее значимых задач для города»,— пояснила Кристина Волконицкая.
Ключевым звеном создаваемого инновационного кластера стала единая IT-платформа для взаимодействия всех, кто хочет создать новый продукт или услугу либо ищет в Москве партнеров для высокотехнологичного проекта. Главная цель системы -формирование новых связей между различными участниками инновационной экосистемы. К платформе подключены промышленные предприятия, разработчики программного обеспечения, образовательные учреждения и научные организации, а также все элементы инфраструктуры поддержки: технопарки, центры сертификации, центры услуг для бизнеса, центры молодежного инновационного творчества, коворкинги. В итоге все участники кластера могут видеть потенциальных партнеров, узнавать об их продуктах, оборудовании и других возможностях. В перспективе платформа также должна помогать поиску клиентов и партнеров в других кластерах.
Кроме того, на этой платформе можно взаимодействовать с органами власти, государственными корпорациями и подавать заявки на получение специализированных мер поддержки. «Это даст возможность оптимизировать затраты и построить проекты между компаниями. Например, участники кластера будут получать данные о научных разработках или каких-то технологических услугах друг друга»,— пояснил руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. Главным же результатом, по его словам, должны стать либо новые технологические решения, либо создание конкурентоспособного на мировом рынке инновационного продукта.
По словам Евгения Куценко, на микроуровне просчитать эффект от запуска кластера сложнее, чем в случае с технопарками: у них в Москве есть четкая бизнес-модель, расчет эффективности проводится на квадратный метр площади, а статус подтверждается каждый год. В случае с кластером, где тысячи участников, реалистичная оценка возможна по конкретным кооперационным проектам, в которых участвует город. Однако опросы и открытые обсуждения показали заинтересованность московского бизнеса в развитии кооперации с научными организациями и университетами (в рамках создания новых продуктов), инжиниринговым сектором (создание современных производств), площадками для тестирования (измерения и вовлечение пользователей), потенциальными заказчиками (контрактные производства), банками (гарантии под залог интеллектуальной собственности). «В целом, по нашим расчетам, возврат субсидий в виде налогов в региональный бюджет от реализации такого рода кооперационных проектов возможен в течение четырех-пяти лет», — полагает Евгений Куценко.
При этом даже более важной целью, по словам эксперта, является привитие открытости и кооперации среди всего инновационного сообщества столицы, включая государственные компании, университеты и научные организации. Такое «подталкивание» в терминах нобелевского лауреата Ричарда Талера — ключевая задача, стоящая перед современными госуправленцами. Создание особой «архитектуры выбора», благоприятной для решений в пользу инновационного сценария со стороны множества независимых игроков,— вот решение дилеммы между «госпланом» и «либеральным» отсутствием поддержки. От того, удастся ли воплотить такую «мягкую» инфраструктуру в жизнь, будет зависеть состоятельность всего проекта инновационного кластера Москвы, заключает господин Куценко.
Экспертиза
Алексей Гусев, директор по развитию инновационной экосистемы АО РВК::
— Москва конкурирует не с российскими регионами, а с другими крупными мегаполисами, и если по развитию человеческого капитала город занимает одно из первых мест, то по коммерциализации научных разработок, наоборот, отстает. Поэтому любой инструмент, который позволит повысить связность различных элементов системы поддержки и компаний, повысит конкурентоспособность города.
В то же время в мире развивается тренд перехода от развития инфраструктуры к созданию экосистемы поддержки инноваций. Здесь важно именно развитие горизонтальных связей, тогда как действующие программы поддержки в основном выстроены по принципу сверху вниз. Также во всех мировых кластерах значимая роль отводится университетам. В Москве они сильные, но недостаточно вовлечены в программы поддержки компаний и работу технопарков, в частности из-за того, что подчиняются федеральным ведомствам. Так что кластер как раз может дать возможность наладить системное взаимодействие с университетами, это может дать большие результаты.
Виктор Гришин, ректор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова::
— По наблюдениям экспертов нашего университета, создание инновационной бизнес-среды в России через формат кластерного подхода эффективно показало себя в ряде российских регионов с 2012 года, когда правительство РФ заявило о начале реализации кластерной политики в рамках Стратегии инновационного развития до 2020 года. Одним из ключевых преимуществ инновационного кластера Москвы является создание полноценной цепочки производства, включающей в себя не только замкнутый цикл работ, но и целевые научные разработки, финансирование которых поддерживается со стороны профильных министерств, а также обучение и подготовку персонала.
Артем Шадрин, директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ::
— Кластеры позволяют привлекать инвестиции за счет концентрации технологий на территориях с высоким научным, кадровым и инновационным потенциалом. В формировании стратегии развития кластера участвуют представители бизнеса, власти и научных организаций, что дает возможность обеспечивать инициирование и реализацию масштабных совместных проектов, которые не под силу отдельным компаниям. Важным примером формирования кластера нового типа станет инновационный кластер Москвы, в рамках которого должна быть решена задача выстраивания многосторонней коммуникации между сотнями предприятий, научных и образовательных организаций и финансовых институтов. Предполагается, что в результате ускорятся темпы роста высокотехнологических компаний, значительно увеличится число создаваемых технологических стартапов, расширятся масштабы венчурного рынка и объемов привлекаемых прямых инвестиций.
Программы поддержки бизнеса в НТИ
Программы поддержки бизнеса предполагают возможность получения грантового и инвестиционного финансирования технологическими компаниями на рынках НТИ в размере до 500 млн руб. Программы предназначены для российских технологических компаний с потенциалом завоевания глобальных рынков, соответствующих приоритетных направлениям НТИ, и включают широкий спектр финансовых и нефинансовых сервисов. В зависимости от профиля компаний-соискателей программы разделены на четыре категории:
- Программа «Технологический прорыв НТИ» предназначена для команд исследователей, малых и средних технологических компаний и научно-исследовательских центров, разрабатывающих прорывные продукты на рынках НТИ. Для них предусмотрена грантовая и инвестиционная поддержка в размере до 165 млн руб.
- Программа «Инфраструктура НТИ» нацелена на развитие инфраструктурных проектов для рынков НТИ — испытательных полигонов, инжиниринговых и сертификационных центров, библиотек данных, акселераторов — и предусматривает возможность получения грантов и инвестиций в размере до 495 млн руб.
- В рамках программы «Спин-офф НТИ» будет оказана поддержка созданию новых бизнесов по направлениям НТИ на базе крупных технологических компаний. Доступные инструменты — частичное субсидирование процентной ставки по целевым кредитам, вход в капитал проектных компаний (SPV) в размере до 495 млн руб.
- Программа «Экспорт НТИ» предназначена для средних и крупных компаний на финальной стадии разработки и вывода на рынок экспортных продуктовых решений. Возможный формат поддержки — гранты и инвестиции до 495 млн руб.
Для доступа к этим программам и другим сервисам НТИ создан интерфейс — Цифровая платформа РВК (services.rvc.ru), которая будет работать в формате «единого окна» для технологических компаний. Регистрация на платформе бесплатная. Все заявители смогут получить квалифицированную и оперативную обратную связь по итогам экспресс-экспертизы проектов, а также индивидуальные консультации по подготовке заявок на Проектный комитет НТИ.
Поддержка бизнеса в рамках Цифровой платформы РВК не ограничивается исключительно финансовыми сервисами. Компании также смогут получить помощь в поиске партнеров и заказчиков в России и за рубежом, пилотировании проектов, преодолении правовых и административных барьеров, а также доступ к сети экспертов международного уровня. Кроме того, пользователи платформы смогут принять участие в отборе ежегодного рейтинга «ТехУспех», который является официальным инструментом отбора в приоритетный проект Министерства экономического развития РФ «Национальные чемпионы».
Московский инновационный
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Московский инновационный кластер является интегратором огромного потенциала московских промышленных, научных, образовательных организаций, ИТ компаний и городской инфраструктуры. Это инструмент для технологического прорыва, с помощью которого немыслимое в недавнем прошлом станет неотъемлемой чертой настоящего. Здесь можно найти необходимую поддержку и партнеров для воплощения в жизнь самых амбициозных идей!
Наша задача — содействовать кооперации всех участников инновационной инфраструктуры столицы.
Каждый участник Инновационного кластера может получить множество полезных связей и необходимую поддержку.
На платформе есть место и молодым стартапам и опытному бизнесу, и масштабным и нишевым проектам.
Наука занимает важное место в экономике города Москвы. В столице сосредоточено порядка трети научных кадров страны – более 220 тыс. человек. Около половины ( 44,9% ) научных статей, опубликованных российскими исследователями в 2012-2016 гг. в научных журналах, индексируемых в Web of Science, написаны учеными, работающими в Москве. Как результат этого доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте Москвы составляет около 25% .
Инновационный кластер объединяет всю существующую инфраструктуру Москвы в единую систему.
- 7240 – промышленных предприятий;
- 15670 – компаний информационных технологий;
- 1196 – единиц инфраструктуры поддержки;
- 173 – образовательных организаций;
- 719 – научных организаций.
Бизнес-инкубаторы поддерживают молодые проекты на всех этапах.
Для резидентов существуют программы интенсивного развития, различные виды обучения и финансовой помощи.
Здесь члены Инновационного кластера могут представить свой проект и привлечь внимание инвестиционных фондов, получить рекомендации и полезные контакты.
- 35 технопарков,
- 2000 резидентов,
- Более 50 000 рабочих мест.
На территории технопарка можно разместить научную лабораторию, исследовательский центр или производство.
Благодаря развитой инфраструктуре вы сможете успешно развивать бизнес, не разрываясь между производством и офисом.
Коворкинг — отличный способ сэкономить бюджет без потери возможностей для роста. Арендовать рабочее место можно на несколько часов, дней или же на долгосрочный период, проводить встречи, лекции и мероприятия.
Гибкие условия сотрудничества и оборудованное для работы пространство позволяют самым разным компаниям регулярно пользоваться услугами коворкингов.
Органы по сертификации и испытательные лаборатории занимаются совместной проверкой качества товаров, работ и услуг.
В аккредитованных центрах Вы сможете провести необходимые испытания своей продукции, а также получить необходимую подтверждающую документацию.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» — уникальная площадка для реализации проектов в сфере промышленности, обладающая максимальным в России объемом преференций для инвесторов.
Бизнес-акселераторы столицы позволяют обеспечить качественное развитие высокотехнологичных проектов за короткий срок.
Поддержка квалифицированных менторов в вопросах выстраивания бизнес-моделей, взаимодействия с инвесторами, и выхода на рынок откроют новые возможности для Вашего бизнеса.
Институты развития — инструмент государственной политики, который стимулирует инновационные процессы и развитие инфраструктуры.
Институты развития предоставляют широкий портфель мер государственной поддержки высокотехнологичных проектов.
Центры молодежного инновационного творчества — открытые лаборатории, где и молодежь, и представители малого бизнеса могут генерировать новые идеи, реализовывать технические проекты, обмениваться опытом.
Площадки оснащены современным оборудованием: 3D-принтерами, лазерными станками, сканерами, плоттерами и другими устройствами для создания новых проектов.
Центр трансфера технологий обеспечивают взаимодействие между научно-исследовательскими организациями, промышленностью и бизнесом.
Полномасштабная поддержка обеспечивает успешное развитие проектов по коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В таких центрах состоявшиеся или будущие предприниматели могут получить все необходимые услуги для начала и ведения предпринимательской деятельности.
Прием ведется по принципу «одного окна», что значительно экономит время.
Университеты готовят амбициозных специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, обеспечивают значительный рост кадрового потенциала столицы. По охвату высшим и непрерывным профессиональным образованием Москва – один из мировых лидеров, в 300 столичных ВУЗах обучаются примерно 1,3 млн студентов. Университеты объединяют в себе квалифицированных преподавателей и научных сотрудников, которые проводят научные исследования, обучают студентов и наделяют их компетенциями для работы в различных отраслях экономики. Ведущие московские университеты входят в топ рейтинги лучших университетов мира.
Межотраслевые кластеры – объединения предприятий науки, образования, промышленности и IT, реализующие проекты в выбранной сфере.
«Авиационный» кластер объединяет в себе компании, деятельность которых направлена на разработку и внедрение в производство передовых технологий в гражданском и военном самолетостроении, вертолетостроении, а также на беспилотных летательных аппаратах.
Авиастроение в городе Москва является центром компетенции авиастроительной отрасли страны.
Троицкий инновационный территориальный кластер новых материалов, лазерных и радиационных технологий — мощный технологический комплекс и один из ведущих центров разработки и производства лазеров в России.
Кластер «Зеленоград» — центр отечественной электроники с высокой концентрацией предприятий электронной промышленности, профильных научно-исследовательских институтов, малых и средних компаний.
Резиденты кластера — крупнейшие российские разработчики и производители продукции радио- и микроэлектроники.
В кластере «Зеленоград» создается 60% всех технологических дизайн-проектов России в микроэлектронике.
Доля инновационной продукции в производстве кластера «Зеленоград» составляет 84% .
Промышленный сектор Москвы — важнейшая часть городской экономики, в которой задействовано более 7000 организаций и более 500 тысяч сотрудников.
Промышленные компании формируют чуть менее четверти (23,8%) всего объема промышленного производства страны.
Инновационной кластер предоставляет различные меры поддержки для московских предпринимателей, в зависимости от потребности бизнеса, с учетом размера организации, его отраслевой принадлежности и иных характеристик.
Участнику Инновационного кластера не составит труда подобрать и получить необходимую поддержку для дальнейшего успешного развития своего предприятия.
Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является существенной статьей расходов для предприятия, особенно на начальном этапе развития проекта.
В данном разделе представлены 45 мер государственной поддержки проведения НИОКР, направленные на стимулирование исследований и испытаний новой продукции.
Данные меры предоставляют 15 государственных организаций и государственных органов власти.
В данном разделе находятся меры финансовой поддержки, включающие в себя
- льготное кредитование
- компенсацию процентов по кредитам и облигационным займам
- гранты
- венчурное финансирование
Источник