Почему для своего предприятия раскольников

Рабочая тетрадь по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского

специалист в области арт-терапии

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Сыктывкара Республики Коми

обучающего(ей)ся 10 ____ класса

«Преступление и наказание»

Составитель: учитель русского языка,

литературы и словесности

Алиева Елена Леонидовна

Роман «Преступление и наказание» ( ________ г.)

1.«Проба своего предприятия» (гл. 1)

«Он был задавлен бедностью»: «был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться», «второй день уж он почти совсем ничего не ел»

По какому принципу автор отбирает детали, составляющие интерьер? Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг…………………………………………………..

Образ Петербурга передает духоту не только как физическое состояние человека, но и нравственную духоту, томление, душевную болезнь, нервное расстройство (гл.2 часть 1 квартира Мармеладова, гл.3 часть 1каморка Раскольникова, г. 5 часть 1 улицы Петербурга, гл 1 часть 2 в полицейском участке…)

Состояние героя перед преступлением:

На какое дело покуситься и в то же время каких пустяков боюсь…Да, слишком приметная шляпа…С каждым шагом волнение его возрастало все больше и больше… С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому… Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?..

… Как все это отвратительно! И неужели я…И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь, способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко. – Все это вздор, и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство!

Чей портрет. Это была сухая…, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то тряпье, а на плечах болталась вся истрепанная и пожелтелая кацавейка.

Почему для своего предприятия Раскольников выбрал именно эту героиню? Вспомним его первую встречу с ней ( гл.4) ………………………………………………………………………….

2.Знакомство с Мармеладовым в трактире.(гл.2)

«Теперь его вдруг что-то потянуло к людям»

Чей портрет? Чем привлек этот гость Раскольникова? ……………………… Это был человек уже за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватый глазки. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами, из-под нанкового жилета торчала вся скомканная, запачканная и залитая манишка, лицо было выбрито по-чиновничьи, но уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье. Он был в беспокойстве, ерошил волосы, подпирал иногда, в тоске, обеими руками голову…

Каков смысл вопроса Мармеладова « Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти»? …………………………………………………………………………………

3.Письмо матери ( гл. 3)

Что из письма узнаем о Свидригайлове?.

Что Раскольников узнает о Лужине.

Как относится Раскольников к родным? Почему Раскольников против брака сестры с господином Лужиным? …………………………………………………………………………………………………………….

Как характеризует героя вставной эпизод «Встреча с девочкой»? ……………………………………………………………………………………………………………

Какую роль сон Раскольникова о забитой лошади играет в развитии сюжета?

Господи! Покажи мне путь мой а я отрекась от этой проклятой…мечты моей. Свобода! Свобода! . свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!

5. Преступление Раскольникова ( гл. 6-7) – идейный эксперимент.

Какое событие заставило изменить решение Раскольникова относительно совершения преступления? …………………………………………………………………………………………………………….

Каковы приготовления Раскольникова перед преступлением. ………………..

Состояние героя до преступления: «Он вошел к себе как приговоренный к смерти», «Верно, те, которых ведут на казнь, прилепливаются к предметам, которые им встречаются по дороге», «Сердце его страшно билось»

Действия Раскольникова: Он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу… пошел прямо на нее…без приглашения пошел в комнату…вынул топор…взмахнул обеими руками…машинально опустил на голову обухом…изо всей силы ударил раз и другой, и все по темени…он был в полном уме…положил топор подле мертвой, тотчас полез в карман, стараясь не замараться кровью…побежал с ключами в спальню…открывая комод, на мгновение захотелось бросить все и уйти…вернулся к старухе…срывая шнурок с шеи убитой, испачкал руки и топор…бросился обратно в спальню… полез под кровать за укладкой…между тряпьем золотые вещи, ими судорожно набивал карманы…неожиданное убийство Лизаветы… в ведре отмывал руки и топор, оттер сапоги…кинулся к открытой двери, наложил запор… снял запор и стал слушать…неожиданный гость к старухе…Раскольников стоял и сжимал топор. Он был точно в бреду…вышел, притворил как мог плотнее дверь за собой и пустился вниз…в полном отчаянии пошел он прямо им навстречу, оставалась она лестница – прошмыгнул в отпертую квартиру ( ) этажа …вышел на цыпочках и побежал вниз… наконец, вот и переулок; он поворотил в него полумертвыйне в полной памяти прошел он и ворота своего дома…входя в дворницкую, он потерял способность сообразить что-нибудь…бросился на диван…был в забытьи

Читайте также:  Свое дело овощи фрукты

Источник

Почему теория Раскольникова потерпела крах: суть теории и причины краха

Содержание:

Теория главного героя романа «Преступление и наказание» отличается жестокостью. Раскольников придает ей величия, стараясь самостоятельно проверить, испытать на себе. Достоевский показывает неизбежность краха в реальной жизни персонажа, в его самосознании. Эта идея ложится в основу всего знаменитого произведения.

Начало романа описывает жизнь молодого студента, столкнувшегося с проблемой бедности, нищеты. Он не может смириться со своим положением в обществе, унижениями, лишениями. Теория идеи Раскольникова и ее крах базируются на несправедливом отношении мира к окружающим, вызвавшим изменение мировоззрения студента. Он отказывается от моральных, нравственных ценностей, разделяя всех людей на две категории.

Первый класс – обыкновенные жители. Герой считает их неспособными на поступки. Второй класс – граждане, имеющие право на все. Именно они движут человечество вперед, нарушая общепринятые каноны.

Одна из причин, почему теория Раскольникова потерпела крушение, – это условность разделения человечества, неуважение к обыкновенным людям, имеющим право на достойную жизнь.

Почему теория Раскольникова потерпела крах

Объяснить крушение теории Раскольникова кратко можно на основе нескольких эпизодов романа:

  • Раскольников решает самостоятельно провести тест, чтобы определить категорию людей, к которой принадлежит он. Для этого он планирует совершение убийства процентщицы;
  • Персонаж оправдывает свои действия тем, что действует с благими намерениями. Убив старуху, он хочет помочь обездоленным людям, своей семье;
  • В силу обстоятельств герою приходится убить и сестру пожилой женщины;
  • Родион взял деньги, имущество, но спрятал все под камнем. Он рассчитывал, что сможет помочь нуждающимся, когда обретет финансовую стабильность. Деньги, добытые нечестным путем, не помогли в реализации его планов;
  • Жизнь преподносит персонажу урок в виде мучительных страданий. Родион заболевает.

Убийство Лизаветы не было вызвано идейными побуждениями. Раскольников избавился от свидетеля, чтобы не быть пойманным. Когда запертая дверь вызвала подозрения у посетителей старухи, убийца не опустил топор. Он был готов до последнего сражаться, чтобы избежать наказания.

В чем заключаются причины краха теории Раскольникова

Писатель заостряет внимание читателя, выделяя следующие причины краха теории Раскольникова:

  • Безнравственность взглядов главного действующего лица. Все люди – равноценные, нельзя разделить человечество на тварей и тех, кому все дозволено;
  • Пролитие крови карается юридическими, нравственными, религиозными нормами. Разрешение на убийство во благо является негуманным, абсурдным;
  • Задание персонажа не выполнено – он никому не помог. Студента приводит в ужас чувство собственной слабости, человечность. Он осознает, что относится к классу безвольных тварей. Его не мучает раскаяние, вина за лишение жизни двух человек;
  • Раскольников – изъян идеи, порожденной самостоятельно. Он стремится походить на Наполеона, но теряет веру в себя.

Достоевскому удалось точно описать состояние души убийцы. Его преследуют видения, кошмары. Приходит осознание, что от убийства пострадала его собственная душа. Он стал грешником.

Источник

Идея Раскольникова и ее крушение

«Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман. Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии. Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей. Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.

Читайте также:  Gmail создать аккаунт для себя или для бизнеса

Центральным образом романа является Родион Раскольников – молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику. Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом «полусумасшедших», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях. Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей. Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «. людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово». И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна.

Раскольникова волнует вопрос: «. вошь ли я, как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею. » Оказавшись во власти своей идеи, он причислил себя к «необыкновенным» людям и, следуя своей теории, задумал убить жадную старуху-процентщицу, а на ее деньги совершать добрые дела, в частности спасти от нищеты и жалкого существования своих родных. Но, несмотря на то, что Раскольников оправдывал этот замысел своей теорией, он не сразу решается на убийство. В душе героя происходит жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, он уверен в истинности своей теории, с другой стороны – не может переступить через собственную совесть. Однако последнее он считает слабостью, которую необходимо преодолеть.

Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью «проверить себя», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет. Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой. Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, – морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся.

Исполнив свой замысел, Раскольников осознает, что убил и самого себя. Он переступил через нравственный и религиозный законы. С невозможным мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. С того момента, когда Раскольников опустил топор на головы старухи и Лизаветы, для него начались нравственные страдания. Но это было не раскаяние, а сознание собственного отчаяния, бессилия, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Раскольникову «вдруг стало совершенно ясно и понятно, что. уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить».

Читайте также:  Как создать аттестационную комиссию организации по промышленной безопасности

Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство. Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой. Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно.

Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку – такой же «парии общества», как он, – Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни. Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь «желтым билетиком», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо. Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня – глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания. И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни.

Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит.

«Закон, правда и человеческая природа взяли свое», – писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям. Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.

Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей. Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Источник

Оцените статью