По защите китайских инвестиций

США запретили инвестиции в Huawei, SMIC и десятки других китайских компаний

Инвесторы пока никак не отреагировали на этот список, поскольку акции большинства компаний продемонстрировали рост в пятницу утром

Президент США Джо Байден (Joe Biden) подписал указ, запрещающий компаниям, расположенным в Соединённых Штатах, инвестировать в китайские компании. В список вошли десятки китайских компаний, предположительно связанных с оборонной промышленностью или технологиями наблюдения.

Министерство финансов США будет вводить в действие и обновлять список компаний, который в настоящее время включает около 59 компаний, на «постоянной основе». Приказ запрещает покупку или продажу публично торгуемых ценных бумаг в этих компаниях. Это также препятствует инвестициям США в поддержку китайского военно-промышленного комплекса, а также программ исследований и разработок в области вооружённых сил, разведки и безопасности.

Крупные китайские компании, включённые в предыдущий список Министерства обороны, вошли и в обновлённый — в их числе Aviation Industry Corp of China (AVIC), China Mobile Communications Group, China National Offshore Oil Corp (CNOOC), Hangzhou Hikvision Digital Technology Co Ltd, Huawei Technologies Ltd и Semiconductor Manufacturing International Corp (SMIC).

Этот шаг рассматривается как часть широкого пакета мер Байдена по противодействию Китаю, направленных на привлечение крупных внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности американской экономики.

Как сообщает Reuters, инвесторы пока никак не отреагировали на этот список, поскольку акции большинства компаний продемонстрировали рост в пятницу утром.

Источник

Обзор закона КНР об иностранных инвестициях 2019

Новый закон открывает широкие возможности для иностранных компаний и отменяет действие трех основных законов, регулирующих деятельность инвесторов. Теперь иностранным компаниям, действующим в Китае, гарантируются равные с отечественными инвесторами права и обязанности, а также право пользоваться национальным статусом в инвестиционной деятельности в КНР Закон начнет действовать с начала 2020 года.

Область применения Закона «Об иностранных инвестициях»

Закон применяется к зарубежным инвесторам, работающим в Китае. Иностранными инвестициями называется инвестиционная деятельность, проводимая в Китае зарубежными предприятиями или физическими лицами, которые:

  • создают компании в Китае;
  • приобретают акции китайских предприятий или доли в уставном капитале, имуществе;
  • делают денежные вложения в новые проекты Китая;
  • инвестируют в другие формы, описанные в законах КНР.

Статья 31 Закона говорит что организационно-правовая форма, организационная структура и правила деятельности предприятий с иностранным участием регулируются Законами КНР «О компаниях» и «О товариществах» и иными законами.

Принципы привлечения иностранных инвестиций

Новый закон направляет государство на поддержку компаний с иностранным капиталом. Программа государственных закупок открывает возможности приобретать товары, произведенные на предприятиях с участием иностранных инвестиций, на одинаковых с отечественными компаниями условиях. Также в законе прописано, что ни госслужащие, ни правительственные органы не имеют права принуждать к передаче технологий предприятия с иностранными инвестициями, работающие на территории Китая.

Порядок регулирования

Сферы участия иностранных инвесторов регулируются и не допускаются иностранные инвестиции в соответствии с негативными списками допуска. Инвесторы могут вкладывать деньги, только если выполнят условия, прописанные в негативных списках. В те сферы, не включенные в негативные списки, иностранный инвестор может делать инвестиции на одинаковых с отечественными инвесторами условиях.

Негативные списки – это меры регулирования допуска на рынок, применяемые к иностранным инвестициям в определенных отраслях. Принимаются и публикуются Госсоветом.

Поощрение инвестиций

Правительство будет вводить меры по стимулированию иностранного инвестирования и упрощению порядка их осуществления. Предприятия с иностранным участием могут принимать участие в обсуждении законов по инвестициям, делать замечания и предложения по рассматриваемым нововведениям, а также участвовать при разработке стандартов деятельности инвесторов.

Государство консультирует инвесторов в вопросах законов и актов, регулирующих инвестиции. Китай создает разнообразные системы инвестиционного сотрудничества, расширяя обмен и взаимодействие в международной инвестиционной сфере. Поток иностранных инвестиций регулируется в отдельных регионах. Также создаются специальные экономические зоны для комфортного развития проектов.

Иностранные инвесторы получают предусмотренные государством льготы, а их инвестиции поощряются и направляются в определенные регионы, отрасли и сферы.

Читайте также:  Международные инвестиции это государственные займы

Иностранное предприятие может привлекать финансирование любыми способами и публично размещать облигации, акции и иные ценные бумаги.

Защита инвестиций

Новый закон обеспечивает госзащиту интеллектуальной собственности инвестора и дает ему право свободно вывести с территории КНР свои капиталовложения и прибыль. Государством гарантируется не допускать принудительное изъятие иностранных инвестиций, такое изъятие может быть только при наличии особых обстоятельств. Закон защищает инвесторов от применения к ним дополнительных обязанностей и условий, не прописанных в законах.

Сотрудники уполномоченных органов обязуются сохранять конфиденциальность информации, полученной во время исполнения служебных обязанностей.

Регулирование инвестиций

Государством осуществляется контроль и проверка безопасности иностранных инвестиций. Если для инвестирования в определенную сферу требуется получение лицензии, инвестор обязан ее получить, иначе деятельность будет нарушать законодательство КНР. Правила получения лицензии одинаковы для всех инвесторов.

Предприятия, осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность, обязаны соблюдать требования по охране труда и социального обеспечения, существующие в КНР. Их деятельность подлежит контролю, в том числе антимонопольному контролю.

Ответственность

Новый закон учитывает не только потребности инвесторов, но и предусматривает ответственность за нарушения. Если иностранный инвестор вкладывает деньги в запрещенные сферы, он получает предписание с требованием прекратить свою деятельность. Также возможно отчуждение имущества и акций или их конфискация, если они были получены в нарушение законодательства.

При выявлении нарушений, уполномоченным органом выдается предписание с требованием их устранить. При отказе или невыполнении требований применяются меры, описанные выше. Если иностранный инвестор не предоставляет в уполномоченные органы отчетность об инвестициях, ему выдается предписание об устранении нарушения в конкретный срок. При нарушении данного срока на инвестора накладывается штраф.

Ответственность распространяется и на сотрудников уполномоченных органов. За разглашение коммерческой тайны, халатность, допущенные ошибки при исполнении служебных обязанностей к ним применяется уголовная ответственность.

При совершении дискриминационных действий каким-либо государством или регионом по отношению к иностранным инвестициям в КНР за государством остается право принять меры в отношении этого региона или государства.

Заключение. Выводы

Сегодня существует тенденция мировой экономической нестабильности и неопределенности, но на её фоне Китай демонстрирует завидную стабильность в политическом и социальном развитии и считается одной из самых надежных экономик мира. Ожидается, что принятый закон об иностранных инвестициях станет стимулом для стремительного развития иностранных предприятий.

Адвокат по китайскому праву Цзефэн Цай, комментирует: «Закон об иностранных инвестициях создает новые лояльные условия для развития и защиты иностранных инвестиций в государстве. Это обеспечивает равноправие между местными и привлеченными инвесторами».

Китай создает благоприятные условия для ведения инвестиционной деятельности на честных конкурентных условиях и наряду с этим обязывает инвесторов соблюдать китайское законодательство и не вести деятельность, несущую угрозу государственной безопасности КНР.

Источник

Байден запретил американцам инвестировать в 59 китайских компаний

Президент США Джо Байден в четверг, 3 июня, подписал указ, согласно которому американским юридическим и физическим лицам запрещено инвестировать в китайские компании, которые Вашингтон считает подрывающими безопасность Соединенных Штатов. В черный список попали 59 фирм КНР, сообщается на сайте Белого дома.

«Этот исполнительный указ позволяет США запрещать инвестиции в китайские компании, которые подрывают безопасность или демократические ценности США и наших союзников», — говорится в документе.

Среди компаний, попавших под запрет, один из мировых лидеров в сфере телекоммуникаций Huawei Technologies Co., Ltd, производитель авиатехники Aviation Industry Corporation of China (AVIC), строительная компания China Railway Construction Corporation (CRCC), компания по производству микроэлектроники Semiconductor Manufacturing International Corporation (SMIC) и другие.

Указ вступает в силу 2 августа 2021 года.

Отмечается, что после начала действия запрета, гражданам США нельзя будет участвовать в продаже или покупке любых продаваемых на бирже ценных бумаг.

Как заявили в Белом доме, этот исполнительный указ не позволит американским инвестициям поддерживать китайский оборонный сектор. Кроме того, он позволит правительству США реагировать на угрозы китайских компаний в сфере технологий слежения. В американской администрации уверены, что с их помощью Китай осуществляет наблюдения в стране и за ее пределами за этническими меньшинствами, а также эти технологии «способствуют репрессиям и серьезным нарушениям прав человека».

Белый дом уточняет, что указ призван способствовать «дальнейшему реагированию на чрезвычайную ситуацию, объявленную 12 ноября 2020 года в связи с угрозой, которую представляет военно-промышленный комплекс КНР».

Данный указ является продолжением мер, принятых при бывшем президенте США Дональде Трампе. Так, согласно указу Трампа, принятому в январе 2021 года, американским инвесторам запрещены покупка и продажа ценных бумаг китайских фирм, которые Вашингтон считает связанными с Народно-освободительной армией Китая. Список этих компаний составляет министр обороны США.

Читайте также:  Анализ индекса доходности инвестиции

Источник

Китай вводит новые правила проверки безопасности иностранных инвестиций

ПЕКИН, 19 декабря. /ТАСС/. Власти Китая в субботу опубликовали новые правила проверки иностранных инвестиций. Согласно совместному документу Государственного комитета по делам развития и реформе Китая и Министерства коммерции КНР, меры приняты для защиты национальной безопасности и будут содействовать стимулированию притока иностранных инвестиций.

Документ включает в себя 23 правила. Они устанавливают механизм оценки безопасности иностранных инвестиций в определенных отраслях, их объема, назначения. «Правила из 23 пунктов нацелены на эффективное предупреждение и устранение рисков национальной безопасности, поощрение и защиту иностранных инвестиций, а также поддержание открытости страны на высоком уровне», — говорится в заявлении двух ведомств. Как указывается, новые меры не являются протекционизмом, напротив, они будут содействовать усилению открытости страны.

Ведомства добавляют, что «проверка безопасности иностранных инвестиций, которые могут оказать влияние на национальную безопасность, является обычной международной практикой». В документе сказано, что выполнение новой задачи будет возложено на Министерство коммерции КНР и управление, специально созданное при Госкомитете по делам развития и реформе.

Правила вступят в силу через 30 дней после публикации документа, отмечается в заявлении ведомств.

С 1 января текущего года в КНР введен в действие закон «Об иностранных инвестициях». По словам китайских властей, документ нацелен на «снятие ряда прежних ограничений, обеспечение большей прозрачности, а также улучшение инвестиционного климата для зарубежного бизнеса и создание лучших в мире условий для иностранных инвесторов».

Источник

Обзор недавно принятого закона КНР «Об иностранных инвестициях»

В марте 2019 года произошло крайне важное событие в жизни нашего крупнейшего экономического партнера, которое, к сожалению, было незаслуженно обойдено вниманием со стороны российских СМИ.

Так, 15 марта в Пекине на второй сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва был принят закон «Об иностранных инвестициях»[1]. Закон вступает в силу с 01 января 2020 года. Обсуждение будущего закона велось еще с 2015 года, когда появился первый законопроект, затем его отправили на доработку, которая в Китае может вестись крайне неспешно. Однако, недавние обстоятельства в виде торговой войны с США значительно ускорили работу по разработке и принятию закона. И вот закон наконец-то был принят, хоть и с некоторыми изъятиями и изменениями в сравнении с предыдущими версиями.

О чем закон и почему он важен для России?

Данный закон устанавливает необходимую правовую базу для функционирования иностранного бизнеса и инвестиций в КНР, регулируя основные аспекты вложения средств, защиты прав инвесторов, регистрации и лицензирования и т.д. Данный закон также отменяет ранее действовавшие китайские законы «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала», «О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» и «О предприятиях с иностранным капиталом». Всего закон состоит из 6 глав и 42 статей.

В первых статьях закона (ст.1, 3) китайское руководство однозначно указывает, что цель нового закона является создание максимально комфортных условий для зарубежных инвесторов, выработка ясных и конкретных «правил игры» в этой области, создание необходимой инвестиционной среды и инфраструктуры.

Основные положения закона заключаются в следующем.

1) Законом (ст.2) вводится определение понятий «иностранные инвестиции» и «компания с иностранным участием».

Под иностранными инвестициями понимается инвестиционная деятельность, прямо или косвенно осуществляемая на территории КНР иностранными физическими лицами, предприятиями или иными организациями.

Под предприятием с иностранным участием понимается созданная на территории КНР согласно китайскому законодательству компания, в которую вложены иностранные инвестиции.

Также указаны формы, в которых иностранные инвестиции могут осуществляться:

— создание иностранным инвестором компании на территории КНР;

— приобретение иностранным инвестором акций, долей в уставном капитале, долей в имуществе и т.п. в китайских компаниях;

— инвестирование иностранными инвесторами в новые проекты на территории КНР

— инвестиции в иных формах.

2) Согласно ст.4 законом устанавливаются равные условия и национальный режим для иностранных инвесторов и инвестиций в КНР, что представляет собой достаточно большой поворот китайского руководства в отношении к иностранным инвесторам. Инвестиции разрешены практически во все сферы и отрасли экономики, за исключением тех, которые указаны в т.н. «негативном списке», который запрещает или ограничивает участие и вложения иностранных инвесторов в конкретные области экономики. Указанный список утверждается Госсоветом КНР (Правительство). На данный момент в этом списке значатся 48 пунктов, что меньше чем в списке, который действовал ранее до июля 2018 года и содержал 63 пункта. Также было снято ранее действовавшее ограничение на создание компаний с 100% участием иностранного капитала.

Читайте также:  Реферальная ссылка бинанс что это

3) Также законом (ст.5) гарантируется защита иностранным инвесторам их вложений в экономику КНР от каких-либо посягательств со стороны государства или третьих лиц. Государство на всех уровнях от уезда до Госсовета согласно новому закону должно всячески содействовать, защищать и поощрять иностранных инвесторов в их деятельности. В главе 2, посвященной поощрению иностранных инвестиций, предусмотрено, что компаниям с иностранным участиям предоставляются равные меры господдержки, право на участие в поставках и контрактах для госнужд (именно это положение одно из самых смелых и давно ожидаемых). Также данной главой предусматривается возможность иностранным инвесторам и компаниям с их участием осуществлять свободно выпуск акций, облигаций и иным образом привлекать необходимые заемные средства (ст.17).

4) Глава 3 регулирует защиту иностранных инвестиций. Этой главой, в частности, предусматривается, что иностранный инвестор и его инвестиции защищены от произвольного вмешательства государства и его органов в свою деятельность, а также от безосновательной конфискации имущества в КНР. Государственные органы на всех уровнях должны соблюдать свои обязательства в отношениях с иностранным инвестором, не обременять его какими-либо дополнительными, не предусмотренными законом, обязанностями. Также запрещается какое-либо принуждение инвесторов со стороны госорганов к сотрудничеству в технологической сфере, а поощряется подобное сотрудничество исключительно на добровольной основе. В главе (ст.25) даже, хоть и весьма туманно, указано положение, схожее по смыслу с «дедушкиной оговоркой», предусматривающее защиту прав и интересов инвестора в случае неблагоприятного изменения государственной экономической политики и мер поддержки.

Не менее важным является, предусмотренная ст.26 закона процедура для урегулирования жалоб инвестора на действия тех или иных госорганов. Указанная статья предусматривает, что в дальнейшем будет создан специальный орган для рассмотрения жалоб на нарушения со стороны органов или чиновников.

5) Глава 4 закона устанавливает порядок регистрации и лицензирования компании с иностранным участием. Главным образом, глава посвящена имеющемуся запретному («негативному») списку, о котором я писал выше. Вопросы регистрации и лицензирования имеют отсылочный характер, в частности, закон оставляет непосредственное регулирование Законам КНР «О компаниях» и «О товариществах», а также иным непоименованным нормативным актам. Наибольшее внимание, по моему мнению, заслуживает статья 34 данной главы, которая предписывает компаниям с иностранным участием и иностранным инвесторам сообщать информацию об иностранных инвестициях в виде отчетов госорганам, отвечающим за регулирование коммерции. Однако, в каких объемах и в какие сроки указанная информация должна представляться компаниями не указано.

6) Глава 5 предусматривает юридическую ответственность для инвесторов и компаний за нарушения закона «Об иностранных инвестициях». Так, в случае, если иностранный инвестор в нарушение «негативного» перечня, осуществил вложение средств или иного имущества в запрещенную для иностранцев сферу или отрасль, то инвестиции, как и полученное неосновательное обогащение, будут конфискованы. Также в ст.37 определена ответственность для инвестора или компании в виде штрафа от 100 до 500 тысяч юаней за отказ от представления информации об иностранных инвестициях, обязанность предоставления которой указана в ст.34. При этом закон не забывает и об ответственности госслужащих за невыполнение обязанностей, предусмотренных законом, что указано в ст.39.

Согласно закону, для всех компаний с иностранным участием, которые были созданы на основании ранее действовавших законов «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала», «О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» и «О предприятиях с иностранным капиталом», вводится пятилетний срок с момента вступления в силу Закона «Об иностранных инвестициях», для внесения необходимых изменений в уставные документы и структуру органов управления той или иной компании.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Несмотря на некоторые недостатки и откровенные пробелы принятого закона, сам факт его принятия и изложенные в нем принципы и гарантии являются большим шагом в развитии правовой защиты прав иностранных инвесторов в КНР, чей экономический потенциал и возможности в будущем будут только расти.

Текст же на русском языке сможете легко найти в сети Интернет. Есть несколько переводов.

Источник

Оцените статью