По роду своей деятельности афанасий никитин был

§11 Хождение за три моря — Ответы, ГДЗ, рабочая тетрадь 5 класс (Домогацких)

Тестовые задания.

1. По роду деятельности Афанасий Никитин был

2. Первоначальной целью путешествия Афанасия Никитина было

3. Индия расположена от Твери в направлении на

4. Какие товары особенно привлекли внимание Афанасия Никитина в Ширванском царстве?

5. Путешествие Афанасия Никитина продолжалось

6. Выберите географические объекты в том порядке, в котором их видел Афанасий Никитин во время своего путешествия. Поставьте соответствующие им буквы в таблицу.

а) Каспийское море

в) Аравийское море

Б А В Д Г

Тематический практикум.

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Неизвестно, знал ли что-нибудь Афанасий об Индии в то время, ког­да покидал Тверь, но, наверное, знал. Человек он был грамотный, в его руки могли попадать книги, в которых были кое-какие сведения о даль­них странах. Об Индии там могло быть рассказано, что это сказочная страна, в которой нет воров и разбойников. Что, кроме обычных людей, там живут люди о трёх ногах да ещё и пёсьими головами. Из животных назывались сказочные птица-феникс, которая в момент смерти сгора­ла и из собственного пепла возрождалась вновь; саламандра, которая могла зажечь даже камни, но при этом сама в огне не горела; единорог, чья кровь излечивала от любых болезней и даже давала бессмертие; китаврас, похожий на не менее сказочного кентавра, только с крылья­ми. Ещё в Индии жили слон и слоница, а вот ядовитых змей не было вовсе, они просто умирали от святости этой сказочной страны.

Вот примерно такими «научными» знаниями мог обладать Афана­сий. Пока он путешествовал по Персии, его знания должны были обо­гатиться. Персидские купцы рассказывали Афанасию про удивитель­ные товары, которые можно найти в Индии, и как эти товары дёшевы. От тех же купцов он узнал, какой товар можно дёшево купить в Персии и дорого продать в Индии. Причём не просто дорого, а очень дорого.

В жарком индийском климате лошадей разводить получалось пло­хо, точнее, совсем не получалось. А они были очень нужны, потому что главной силой армий в те времена была конница. Лошадей приходи­лось привозить из других стран.

Что из того, что Афанасий Никитин знал или узнал об Индии, было
истинным знанием, а что сказками?

Об Индии в то время было известно крайне мало в Европе. Афанасий Никитин вёл свой рукописный тревел — блог дневник «Хождение за три моря», где довольно полно описывал не только свои впечатления, но и интересные наблюдения об Индии и других странах: о быте и ведение хозяйства, об архитектуре городов, государственном устройстве, местных жителях, их традициях и обычаях. Безусловно, рукописный труд Афанасия Никитина «Хождение за три моря» — это географический, исторический и литературный памятник. Надо учесть, что заметки Афанасия об Индии — были одни из первых заметок очевидца об этой далекой и загадочной стране.Мне было интересны впечатления и заметки Афонасия Никитина относительно Индии, по которой он путешествовал пешком около 3 лет, посетив такие города, как Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол и множество других деревень. Позвольте поделиться некоторыми выдержками из книги и с вами.После своего 2-х летнего путешествия по Персии, 9 апреля 1469 года А. Никитин поплыл в Индию через Аравийское море. Высадился в городе Чауле, что находится южнее Бомбея (Мумбая). Отсюда и начались его почти трехлетние странствия по стране.

Картографический практикум.

Проследите по карте маршрут путешествия Афанасия Никитина и назовите географические объекты, через которые он проходил.

Источник

Афанасий Никитин

Фото Все

Видео Все

Простые истории. Путешественник Афанасий Никитин

Афанасий Никитин и его путешествие в Индию

Хождение за три МОРЯ. Афанасий Никитин

Афанасий Никитин — биография

Россияне гордятся своим соотечественником Афанасием Никитиным. Этот торговец и мореплаватель был одним из первых европейцев, ступившим на землю Индии. Знаменитый путешественник открыл восточную страну за четверть века до Васко да Гамы и других португальцев.

Путевые записки Афанасия Никитина, получившие название «Хождение за три моря», представляют собой подробное описание быта, политического устройства восточных государств. Рукописи Никитина были поистине новаторскими трудами. Морское путешествие описывалось здесь не как паломничество, это было повествование о торговле. Афанасий считал свои записки греховными. И только через несколько столетий историк и писатель Николай Карамзин опубликовал рассказы Никитина в своем труде, в «Истории государства Российского».

Читайте также:  Как создать молодежную политическую организацию

Детство

Сведений о детстве знаменитого русского путешественника крайне мало, поскольку его биографию стали записывать только в период экспедиций. Он родился в Твери, примерно в XV веке, в семье крестьянина. Отца будущего торговца звали Никитой, по этой причине «Никитин» считается не фамилией, а отчеством. Афанасий уже в молодые годы стал купцом, много ездил по свету, по торговым делам бывал в Византии и Литве. Товар молодого предпринимателя пользовался спросом, и вскоре он стал зажиточным человеком.

Экспедиции

Купец, нуждающийся в новых рынках сбыта, решил начать торговлю в Астрахани. Для этого ему надо было заручиться поддержкой тверского князя, Михаила Борисовича III. Князь выдал такое разрешение, по этой причине многие исследователи считали Никитина тайным дипломатом. Но никаких данных на этот счет современным историкам найти не удалось.

Маршрут экспедиции Афанасия Никитина

Заручившись поддержкой князя, торговец отправляется из Твери в Астрахань. Он плыл по Волге, первую остановку сделал в городе Клязин. В Клязине Никитин отправляется в монастырь, получает благословение у игумена. Чтобы опасное путешествие было благополучным, он возносит молитвы Святой Троице. После этого Никитин продолжил путешествие, пунктами которого был Углич, Кострома, Плес.

С начала путешествие было исключительно благополучным. Но в Нижнем Новгороде торговцу необходимо было встретиться с Хасан-беком, послом Ширванского государства. Планы Никитина в то время уже были нарушены, он хотел продолжать свое путешествие вместе с русским посольством Василия Папина, но не успел догнать эту экспедицию.

Возле Астрахани путешественники подверглись нападению. На их экспедицию напали разбойники-татары, разграбившие корабль. Одно судно затонуло, торговцам пришлось продолжать путешествие на двух кораблях. Они остановились в городе-крепости Дербент, стали подсчитывать убытки.

Вернуться на родину многим путешественникам было просто невозможно. За потерянный товар нужно было держать ответ, а ценности были закуплен в кредит, на государственные деньги. Более состоятельные мореплаватели, которые могли отвечать по долгам, вернулись на родину. Другим пришлось искать себе новое пристанище, некоторые остались в Шемахе, были и такие, кто отправился работать в Баку.

Афанасий Никитин был большим оптимистом, никогда не теряющим надежду на лучшее. Рассчитывая поправить свое материальное положение, он решил продолжить плавание в южном направлении. Из Дербента путешественник отправляется в Персию, после этого пунктом его назначения стал Ормуз. Это был оживленный портовый город, в котором пересекались торговые пути разных континентов. Из Ормуза можно было добраться до Египта, Китая, Индии, Малой Азии. В своих рукописях русский путешественник называет этот портовый город «пристанищем Гурмызьским». Именно отсюда на Русь поставляли жемчуг.

Никитин был очень умным, дальновидным человеком, имеющим настоящую предпринимательскую жилку. Ему стало известно, что в Армузе можно приобрести породистого жеребца, которых в Индии нет. Лошадь можно будет продать по заоблачной цене. Торговец приобрел жеребца и отправился в Индию. Эта страна уже была нанесена на карты, однако ни один из европейцев еще не успел побывать здесь.

В 1471 году Никитин приплыл в город Чаул. С возвращением на родину путешественник не торопился. В Индии торговец жил в течении трех лет. Он не терял времени даром, тщательно изучал быт и государственное устройство солнечной страны. Все свои наблюдения и выводы путешественник изложил в рукописных трудах.

В этой стране все было удивительным и непривычным. Индийские женщины и детишки разгуливали по улицам своих городов и селений абсолютно голыми. Князья в этой стране закрывали голову и бедра покрывалами. Вначале путешественник думал, что ходить обнаженными женщин и детей заставляет нужда, но это было не так. Очень многие жители удивительной и непостижимой страны носили золотые браслеты, что говорило о их неплохом материально положении.

Афанасий искренне не понимал, почему индийцы приобретают дорогие украшения и не могут позволить себе купить одежду. Его удивляло и количество населения, индийцев было очень много, и каждая вторая из женщин была в положении.

В Чауле путешественнику не удалось продать своего жеребца по выгодной цене. По этой причине с наступлением весны он отправился вглубь страны. Через некоторое время на пути торговца оказалась северо-западная крепость Джуннар. Наместником ее был Асад-Хан. Породистый жеребец был хорош, но стоимость живого товара крайне не понравилась господину. Наместник применил силу и отнял жеребца у русского путешественника.

Афанасий Никитин в Индии

В ходе беседы с купцом Асад выяснил, что Никитин является приверженцем христианства, и предложил путешественнику принять ислам. За это он обещал вернуть жеребца, а в придачу дать золота. Если же торговец ответит отказом, то через 4 дня его ждет смерть.

Читайте также:  Благоприятный день для начала своего бизнеса

В своей рукописи Афанасий утверждает, что от верной гибели его спас только счастливый случай. Не желая показать жестокость перед своим гостем, старцем Мухаммедом, оказавшемся в крепости, наместник помиловал Никитина. Он отпустил чужестранца, и возвратил ему жеребца. Однако у исследователей есть некоторые сомнения по поводу окончания этой истории. Они считают, Никитин мог принять магометанскую веру, поскольку его записки были буквально испещрены иностранными словами.

Фрагмент записей «Хождение за три моря»

Никитин удивлялся не только обычаям индийцев. Его поражала и природа этой страны, экзотический растения и животные. Здесь он в первый раз увидел змей и обезьян. Он уехал из Индии, полным впечатлений, путешествие показалось ему ярким и красочным. Однако торговой выгоды он так и не получил, продажа единственного жеребца обернулась убытком и наложением штрафа. Афанасий возвратился на родину с пустыми руками, увезти из Индии было нечего, кроме дешевого перца и красок.

Путешествие по солнечным странам утомило мореплавателя, он мечтал оказаться на Руси. Свой путь на родину он начинает из торгового порта Ормуз, плывет через Иран на север. Так Никитин оказался в турецком Трабзоне. Здесь его приняли за шпиона, изъяли все ценное, что находилось на судне. Рукописи были никому не нужны, поэтому они сохранились.

После Никитина освободили, и он добрался до Феодосии. Здесь купец встретился с русскими торговцами, занял денег, чтобы отдать долги. Зиму 1474 года он провел в феодосийском городе Кафе. С наступлением весны путешественник собирался отправиться в Тверь, однако ему не удалось добраться до своей малой родины.

Личная жизнь

Какой была личная жизнь мореплавателя – остается только догадываться, никаких сведений об этом не сохранилось. Но благодаря его запискам нетрудно составить словесный портрет этого человека. Он был настоящим оптимистом, не боящимся никаких трудностей. За время своего путешествия Никитин успел освоить несколько иностранных языков, в его записках много арабских, персидских, тюркских слов.

Внешне Афанасий выглядел как обыкновенный славянин, был кудрявым, светловолосым, голубоглазым. Путешественник носил короткую квадратную бороду.

Причина смерти

Путешественник умер в Смоленске. Причина его смерти неизвестна, однако биографы утверждают, что долгое проживание в странах с разным климатом не пошло на пользу мореплавателю. Он отличался крепким здоровьем, но и оно не выдержало всех тягот, выпавших на долю путешественника.

Памятник Афанасию Никитину в Твери

Торговцы, товарищи Никитина, сопровождавшие странника, доставили его записки в Москву. Они передали дневник мореплавателя советнику Ивана III. Рукописи путешественника в 1480 году были включены в летопись.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Источник

Кем был тверской купец Афанасий Никитин?

Жизнь и смерть Афанасия Никитина остаются загадкой и в наше время. Однако имеется ряд обстоятельств, которые позволяют предположить, что наш знаменитый купец был одним из первых на Руси разведчиков.

Прочтение дорожных записок путешественника, изучение исторической литературы о нем вызвало у меня много вопросов, на которые нет однозначных ответов.
Как известно, тверской путешественник, отправившись в свое «хождение за три моря», в родной город Тверь не вернулся. Он умер на обратном пути, где-то под Смоленском, якобы от болезни. Его дневники привезли московскому князю купцы. Кстати, в дневниках, которые вел в путешествии Афанасий Никитин, ничего о болезни не говорится. В странствиях он закалил свой организм и, судя по всему, ничем не болел. Совершить такое путешествие в одиночку в наше время не просто, а уж в те времена было еще сложнее. Надо обладать смелостью и определенной долей авантюризма, чтобы в течение многих лет находиться среди воинственных, чуждых ему племен.

Вот тут и начинаются вопросы. Почему тверской купец Афанасий Никитин решился на рискованное путешествие? Только ли ради торговли !?

Как проходило путешествие? В 1468 году Никитин отправился в плавание вместе с московским послом Василием Паниным. Впоследствии к ним присоединился ширванский посол в Москве Хасан-бек. Каждый имел свое судно и охранные грамоты от князей. Афанасий Никитин имел грамоты от тверского Михаила Борисовича и московского — Ивана III. Учитывая, что Тверское и Московское княжества в те времена были самостоятельными, получается, что тверской купец Афанасий Никитин имел, говоря современным языком, двойное гражданство.

Тут возникает следующий вопрос. Почему не ладившие между собой князья дают охранные грамоты одному и тому же человеку? Какую цель преследовали они, отправляя простого купца с двумя посольствами?

Читайте также:  Где регистрировать свой бизнес

В низовье Волги экспедиция подверглась нападению и ограблению наймитами астраханского хана Касима. Случай тоже неординарный. При всей жестокости нравов того времени правители не часто решались участвовать в нападениях на купцов. Торговля была им выгодна. Купцы за провоз товаров платили пошлину. Тем более выгодно было для Касима, который от русских князей получал щедрые подарки. Получалось, ограбив караван, Касим выгадывал копейку, а терял рубль. Какую цель он преследовал? Это третий вопрос. Князья, цари, ханы, султаны — все они старались развивать торговлю. Она им приносила прибыль, доход в казну. Возможно, Касим заподозрил в миссии Никитина, что-то не ладное и решил помешать его плаванию. Сделать так, чтобы купец вернулся обратно. Из записок Никитина видно, что от нападения пострадал больше всего именно он. Панин и Хасан-бек пострадали гораздо меньше.

Дальше начинается самое интересное. Лишившись всего: судна, товара, экипажа (его спутники отказались дальше следовать — А.К.), купец Афанасий Никитин начал свое путешествие, обессмертившее его имя, в одиночку. В своих записках он объясняет это так: «…разошлись мы кто куда… а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят». Что-то малоубедительно. Ходить в течение шести лет «куда глаза глядят»? Может быть, он специально так написал, предполагая очередное задержание и обыск? Ведь его записки могли прочитать. Невольников, знающих русский язык, всегда можно было найти в этих краях. И еще вопрос: почему он пошел дальше в неизведанное? Без судна, без товара, без команды. Купец должен думать о прибыли. А что он мог получить в сложившихся обстоятельствах? Как бы там ни было, но Никитин пошел дальше, посетив не только Индию, а и самые «горячие точки» того времени в Азии. Так кем все-таки был тверской купец Афанасий Никитин?

Недавно прочитал трехтомник Игоря Симбирцева о становлении и работе спецслужб России, в том числе и разведки. Автор, ссылаясь на архивные документы, утверждает: первыми разведчиками на Руси были купцы и путешественники. Им ставилась задача по сбору разведывательной информации в местах их посещения.

В своих записках купец Афанасий Никитин, как и положено купцу, писал о торговле, ярмарках, товарах и ценах на них. Но при этом описывал города, которые проходил, расстояние между ними, его интересовала численность и вооружение армий, пропускной режим во дворцах. «…А в воротах сидят по сто стражей да по сто писцоф-кафиров. Одни записывают, кто во дворец идет, другие — кто выходит». А вот его описание индийского войска: «А гундунстанцы все пешие и ходят перед хорасанцами, которые на конях… в руке щит, в другой меч, а иные с большими прямыми луками да стрелами…».

Никитин даже описывает, как проходили битвы. Делает это довольно профессионально грамотно, как военный специалист: «Бой ведут все больше на слонах. Впереди идут пешие воины, за ними хоросанцы в доспехах на конях, сами в доспехах и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие кованные мечи, по кентарю весом, да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах делают башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами».

Или вот как он описывает один из индийских городов: « Бидар – стольный город Гундустана бесерменского. Город большой, и людей в нем очень много. Султан молод, двадцати лет – бояре правят… у него двести тысяч своей рати, а у Медлик-хана сто тысяч, а у Фарат-хана двадцать тысяч, и у многих ханов по десять тысяч войска. А с султаном выходит триста тысяч войска его». За такие записи можно легко и головы лишиться.

Интересуется Никитин и, к каким вероисповеданиям относятся посещаемые им народы: «Расспрашивал их о вере, и говорили они мне, веруем в Адама и буты (наверно в Будду, А.К.). А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры…»

Так кем был Афанасий Никитин? Простым тверским купцом или русским разведчиком?

Может быть, в его путешествии за три моря скрывалась некая секретная миссия? Ведь в те времена уже заканчивалось татаро-монгольское иго, Русь стояла на пороге своего мощного развития, в том числе и территориального. Вновь возникающему государству требовалось хорошо знать своих друзей и врагов. А кто лучше других мог информировать власть об этом, как не купцы?

Источник

Оцените статью