- Как зарегистрировать онлайн-школу, чтобы у налоговой не было претензий
- Что выбрать: физлицо, ИП, самозанятость или ООО
- Какую систему налогообложения выбрать для онлайн-школы
- Каким онлайн-школам нужна лицензия
- Надо ли регистрировать товарный знак
- Что еще нужно для онлайн-школы
- Урок выживания: как открыть частную школу
- Школа за два месяца
- Школьная экономика
- На «испытательном сроке»
- Бизнес или подвижничество
Как зарегистрировать онлайн-школу, чтобы у налоговой не было претензий
С экспертом по праву разобрали все финансовые, налоговые и юридические аспекты открытия онлайн-школы. В статье — коротко обо всем, что нужно знать, чтобы начать заниматься онлайн-образованием.
Что выбрать: физлицо, ИП, самозанятость или ООО
Перед тем как открывать онлайн-школу, нужно определиться с формой регистрации бизнеса.
По закону любой человек, который что-либо продает, оказывает услуги, сдает в аренду и регулярно получает за это деньги, должен зарегистрировать бизнес. Без регистрации заниматься предпринимательской деятельностью запрещено законом. Поэтому открыть школу физлицу без регистрации не получится.
В России есть три формы регистрации бизнеса: ООО, ИП и самозанятость.
Если онлайн-школа будет заниматься образованием с выдачей дипломов, без статуса ИП или ООО работать нельзя. Самозанятые не могут заниматься образованием и выдавать дипломы.
Если же это не школа в привычном понимании, а просто обучающие курсы, которые ведет один человек, могут подойти все три формы регистрации, ограничений нет.
Какую форму выбрать для регистрации онлайн-школы
Что планируете делать | Что подойдет |
---|---|
Будете вести онлайн-курсы один, без сотрудников и без дипломов | Самозанятость |
Планируете запустить полноценную школу, принимать оплату через форму на сайте, нанимать сотрудников | ИП |
Открываете бизнес с партнерами, планируете привлекать инвесторов в обмен на долю в компании и готовы получать лицензию | ООО |
Теперь о каждом варианте подробнее.
Самозанятость — это специальный налоговый режим для физлиц и ИП без сотрудников. Самозанятые регистрируются за 10 минут через мобильное приложение и платят налог на профессиональный доход.
Ставки налога — 4% при работе с физлицами, и 6% при работе с юрлицами. Для всех плательщиков предусмотрен вычет 10 000 ₽, который можно получить один раз.
Благодаря ему время ставки налога будут даже ниже: 3 и 4% соответственно.
У самозанятых есть ряд ограничений, им нельзя:
- нанимать сотрудников;
- перепродавать товары или работать по агентским договорам;
- зарабатывать больше 2,4 млн рублей в год.
Если нарушить эти ограничения, самозанятый перестанет быть плательщиком налога на профессиональный доход. Надо будет зарегистрироваться как ИП.
Индивидуальный предприниматель. С точки зрения закона ИП — это физическое лицо, которое имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Он может открывать бизнес, нанимать сотрудников, но при этом с точки зрения закона это один конкретный человек, который зарегистрировался как предприниматель. Поэтому ИП нельзя открыть с партнером и продать долю в бизнесе.
ИП не нужен юридический адрес: бизнес зарегистрируют по месту прописки.
Все деньги на счете ИП — его личные. Он не обязан платить себе зарплату, может тратить деньги с расчетного счета сразу на свои личные нужды. Но при этом и все долги — тоже его личные, по обязательствам бизнеса он отвечает своим имуществом.
ИП может нанимать сотрудников и зарабатывать деньги практически без ограничений. Поэтому такой вариант подойдет большинству онлайн-школ — есть все необходимое для работы, но при этом меньше сложностей с отчетностью, чем у ООО.
ООО. Это компания, юридическое лицо, которое могут открыть один или несколько учредителей. ООО принадлежит учредителям как актив — например, как квартира или машина.
Если учредитель один, он владеет всем бизнесом. Несколько учредителей владеют долями компании пропорционально их вкладам в уставный капитал.
Деньги ООО принадлежат компании, нельзя так просто пойти и снять их со счета. Чтобы использовать деньги в личных целях, учредителям надо платить себе зарплату или начислять дивиденды и платить с них дополнительные налоги.
У ООО должен быть уставный капитал — минимум 10 000 ₽. Его учредители вносят на счет юрлица. А еще ООО нужен юридический адрес: это может быть арендованное помещение или недвижимость из учредителей.
Юрлицо обязано вести бухгалтерский учет и нанимать сотрудников в штат — как минимум сразу компания обязана трудоустроить директора. Это значит, что без бухгалтера в ООО, скорее всего, не обойтись: за сотрудников надо сдавать много дополнительной отчетности.
Для онлайн-школы ООО может подойти, если вы начинаете бизнес с партнерами и вам надо юридически закрепить доли. Или если вы привлекаете инвестиции в обмен на долю в бизнесе.
Какую систему налогообложения выбрать для онлайн-школы
Для онлайн-школы подойдет ПСН и УСН.
Патентная система налогообложения. Применять патентную систему налогообложения могут только ИП, для ООО и самозанятости этот режим не подходит. Для ИП на патенте есть ограничения:
- иметь не больше 15 сотрудников по всем видам предпринимательской деятельности;
- годовой доход не больше 60 миллионов рублей.
Патент покупается на определенный срок — от месяца до года. Стоимость патента определяют власти конкретного региона, в каждом регионе для каждого вида деятельности она своя. Рассчитать стоимость патента можно в сервисе на сайте ФНС.
Можно ли оформить патент по образовательной деятельности, зависит от региона. Он может и не предусмотреть такой патент. Список услуг для образования дошкольников есть в группировке с кодом 85.11, а для сферы дополнительного образования детей и взрослых — в группе с кодом 85.41.
Стоимость патента зависит от выбранной деятельности, срока патента и региона, где находится бизнес.
Упрощенная система налогообложения (УСН). Самый популярный режим среди малого бизнеса — подходит и для ИП, и для ООО. На этой системе бизнес платить только один налог по УСН.
Есть два способа расчета налогов по УСН:
- УСН «Доходы» — на ней платят до 6% от всех доходов бизнеса;
- УСН «Доходы минус расходы» — на ней платят до 15% от разницы между доходом и расходами, которые можно подтвердить документами.
УСН «Доходы» стоит выбрать, если расходов у бизнеса немного — например, в онлайн-школе вы сами ведете обучение и тратите деньги только на рекламу.
Если расходов много и все их можно подтвердить — например, вы платите большую официальную зарплату сотрудникам, а еще вкладываетесь в оборудование и качественный монтаж видеоуроков, — могут быть выгоднее «Доходы минус расходы».
Чтобы понять, как система налогообложения подойдет вам, надо просчитать все три варианта.
Узнайте стоимость патента в вашем регионе и сравните с тем, сколько приблизительно потратите на налоги на УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы».
Каким онлайн-школам нужна лицензия
Иногда онлайн-школе нужно получить лицензию на образовательную деятельность. Такую лицензию выдает Рособрнадзор и региональные госорганы. Подать заявление можно на портале госуслуг.
Когда нужна образовательная лицензия. Главное условие, при котором нужна лицензия — будет ли школа обучать людей по программе из перечня образовательных услуг и выдавать дипломы об образовании государственного образца. Такой диплом подтверждает квалификацию или переквалификацию.
Если планируете выдавать дипломы о получении образования, присваивать квалификации или переквалификации — лицензия нужна.
Такой деятельностью могут заниматься только ИП и ООО, самозанятость для этого не подойдет. Для ООО действует дополнительное ограничение — образовательная деятельность, которая подразумевает выдачу дипломов не должна быть основной, а только дополнительной. Поэтому проще зарегистрировать ИП.
Если у ИП нет других преподавателей, действует послабление — он может работать без лицензии. То есть, если в онлайн-школе преподает только сам ИП, школа может выдавать дипломы государственного образца без лицензии.
Когда можно работать без лицензии. Если онлайн-школа выдает дипломы не об образовании, а об обучении или вообще не выдает никаких подтверждающих документов, она может работать без лицензии.
Диплом об обучении подтверждает прохождение обучения, но не факт наличия образования. По такому нельзя присвоить квалификацию или категорию. Он как бы сообщает, что этот человек прослушал курс, получил новые знания.
Такой деятельностью можно заниматься при любой форме регистрации бизнеса: самозанятым, ИП или ООО. Лицензию получать не нужно, ограничений нет.
Не нужна лицензия | Нужна лицензия |
---|---|
Курсы по личностному росту и ораторскому мастерству | Курсы повышения квалификации для бухгалтеров |
Онлайн-школа фитнеса, которая проводит марафоны для тех, кто хочет привести себя в форму | Курсы подготовки парикмахеров с выдачей диплома государственного образца |
Онлайн-курсы и вебинары по таргету и продвижению в инстаграм | Курсы для медбратьев и медсестер с присвоением квалификации |
За образовательную деятельность без лицензии, в тех случаях, когда она нужна, предусмотрен штраф:
- для ИП — 4000—5000 ₽;
- для юрлица — 40 000—50 000 ₽.
Если есть сомнения, нужна ли лицензия для вашей сферы бизнеса, рекомендуем проконсультироваться с профильным юристом.
Надо ли регистрировать товарный знак
Регистрация товарного знака — это способ выделить свой товар или услугу и защититься от подделок.
Для онлайн-школы это не обязательно. Но если вы хотите развивать свой бренд и быть уверенным, что никто не откроет другую школу с таким же названием, лучше зарегистрировать товарный знак.
Что еще нужно для онлайн-школы
Вы зарегистрировали бизнес, получили лицензию и даже подали заявку на торговый знак. Теперь осталось открыть расчетный счет, подключить кассу, настроить удобные способы оплаты и подготовить оферту.
Открыть расчетный счет в банке. Счет понадобится, чтобы принимать оплату от покупателей онлайн, рассчитываться с контрагентами, платить налоги и взносы. Без расчетного счета работать не получится.
Подключить онлайн-кассу. С 1 июля 2021 года заканчивается льгота для ИП без работников, которые продают товары собственного производств, сами оказывают услуги или выполняют работы. Поэтому теперь онлайн-касса будет нужна всем ИП, чтобы принимать плату за образовательные услуги.
АТОЛ SIGMA 7 — пример онлайн-кассы
Онлайн-касса — это реальный гаджет, который находится у предпринимателя. Через нее надо пробивать каждую продажу, она формирует и печатает чек для покупателя, а информацию о продаже отправляет в налоговую.
Для оплаты на сайте нужна облачная онлайн-касса. Облачная касса работает как сервис: вы арендуете реальную кассу, которая находится в дата-центре, и передаете на нее информацию о продажах в интернет-магазине. Касса удаленно формирует чек и посылает его покупателю на e-mail или телефон.
Онлайн-касса — не то же самое, что интернет-эквайринг. Эквайринг принимает оплату картами, а онлайн-касса пробивает чек и отправляет его покупателю и в налоговую. Чтобы принимать от покупателей оплату на сайте, надо подключить и кассу, и эквайринг.
Подключить интернет-эквайринг, оплату в кредит или рассрочку. Чтобы клиентам было удобно оплачивать курсы, необходимо подключить современные способы оплаты.
Интернет-эквайринг нужен, чтобы принимать оплату картой на сайте. Его можно прикрутить напрямую к сайту, тогда клиент сможет оплачивать курсы самостоятельно без вашего участия.
Еще можно самому формировать ссылку на оплату в личном кабинете банка и отправлять ее клиенту в мессенджер — это удобно, если вы продаете вручную через, например, соцсети и у вас нет сайта.
Если вы планируете продавать курсы, которые стоят дорого, можете подключить сервис кредитного брокера от банка. С помощью него ваши покупатели смогут купить курс в кредит или рассрочку.
В сфере онлайн-образования рассрочка помогает привлечь новых учеников и повысить средний чек. Не все готовы сразу расстаться с большой суммой за онлайн-обучение, а рассрочка позволяет разделить платеж на несколько частей.
Подготовить оферту. Онлайн-школе стоит заключать договора с клиентами. Для школы это защита от недовольных учеников, а для покупателя — гарантия, что ему окажут те услуги, на которые он рассчитывал. Удобнее всего это делать с помощью публичной оферты. Как такую составить и как ей пользоваться — рассказываем в отдельной статье.
Источник
Урок выживания: как открыть частную школу
«Сначала мы просто хотели создать лучшую школу для своих детей. Но затем поняли, что это может стать бизнесом», — говорит основательница школы «Макарун» 35-летняя Лола Шурыгина. Она окончила Национальный университет Узбекистана по специальности «экономист-международник», перебралась в Москву и в 2008 году основала ООО «Первый тендер» — агентство, которое занимается управленческим консалтингом и услугами по организации торгов. Сейчас компанией владеет и управляет ее муж Сергей Шурыгин.
Первую попытку построить бизнес, связанный с обучением, Шурыгина предприняла в 2015 году. Тогда она присоединилась к своей знакомой Дарье Дубровиной, которая собирала класс для обучения детей по методике Владимира Жохова, — это система преподавания в младших классах, когда материал излагается с помощью слайдов и презентаций.
В июле Лола и Дарья собрали родителей, заинтересованных в таком обучении, и зарегистрировали ООО «Альтернатива», доли распределили 50 на 50. За пару месяцев до 1 сентября собрали 55 детей, а к декабрю у них было уже три класса, в которых учились 97 первоклашек.
Однако по мере роста бизнеса Шурыгина и Дубровина всё чаще спорили и не могли прийти к единому мнению, как развивать школу. «Две женщины не поделили одну кухню», — вспоминает Лола. Конфликт был болезненным и продолжался несколько месяцев, рассказала РБК Дарья.
Как-то Шурыгина опубликовала в Facebook свои впечатления об уроке письма и чтения и навлекла на себя гнев автора методики Владимира Жохова, который, по ее словам, посчитал посты утечкой конфиденциальных данных и пригрозил школе закрытием. Сам Жохов отказался комментировать этот инцидент.
В итоге весной 2016 года Шурыгина продала Дубровиной свою долю в уставном капитале, а также получила дивиденды после распределения прибыли. По словам Дубровиной, выплата составила порядка 350 тыс. руб.
Школа за два месяца
После этого Шурыгина ушла в декрет и родила третьего сына, но не оставила замысла открыть свою школу. В июне 2016-го ее знакомая, владелица бизнес-центра «Москва-Сокол» на Ленинградском проспекте, предложила низкую арендную ставку (какую, Шурыгина не разглашает, ссылаясь на личную просьбу хозяйки) на подходящее помещение, и она решила не откладывать мечту в долгий ящик.
На этот раз Шурыгина стала искать уже не партнеров, а наемных сотрудников, которые помогли бы ей поднять проект. «Когда я решила, что открываю школу, то опубликовала на Facebook запрос, не хочет ли кто-нибудь посидеть со мной в кафе и провести «мозговой штурм». Откликнулось порядка шести человек, почти все — директора детских проектов», — вспоминает Лола. Среди них была Екатерина Сикорская, экс-соучредитель развивающего детского центра «Солнечный город», работающего по методике Монтессори, впоследствии она стала исполнительным директором школы и заместителем Шурыгиной. «Катя была самой молчаливой на той встрече, — вспоминает Лола. — Я ее спросила: почему вы все время молчали? А она говорит: «А чего болтать? Делать надо!» И я поняла, что мы сработаемся».
Шурыгина и Сикорская первым делом объявили набор в новую школу и начали искать учителей. Большинство родителей пришли через «сарафанное радио» — кто-то знал Шурыгину или Сикорскую по предыдущим проектам, кто-то заинтересовался объявлением в Facebook. С поиском учителей возникли проблемы: Шурыгина перебрала более 80 резюме и провела десятки собеседований, но подходящий педагог начальных классов никак не находился. «Мы искали человека, знакомого с методикой развивающего обучения, который уже применял бы ее на практике, чтобы у него была приятная внешность, грамотная речь, желание учиться и расти. При таком количестве требований очень сложно было найти учителя без признаков эмоционального выгорания», — говорит Шурыгина. В итоге опять помог Facebook: там не только нашли учителя, но и впоследствии собрали бóльшую часть персонала, рассказала Екатерина Сикорская.
Но судьба проекта снова повисла на волоске: хозяйка помещения не смогла договориться с партнерами и попросила Шурыгину съехать. Найти новое помещение и отремонтировать его за месяц до начала учебного года казалось делом безнадежным. А в ремонт Шурыгина уже вложила 450 тыс. руб. (впоследствии их удалось компенсировать лишь частично). «Положение было отчаянным», — говорит Лола.
Однако ей повезло: в базе недвижимости ЦИАН она нашла бывшее здание Московского института управления, которое подходило под образовательные цели. «Еще месяц мы согласовывали договор аренды и только 10 сентября начали ремонт», — вспоминает она. Официальное начало учебного года было уже позади, поэтому часть родителей, которые собирались в «Макарун», отдали своих детей в другие школы. Остальным Лола клятвенно пообещала запуститься в начале октября.
Название «Макарун» Шурыгина придумала сама. «Поначалу мы немного сомневались, подойдет ли это странное слово, — вспоминает Екатерина Сикорская. — Муж меня спросил, как называется школа, куда я иду работать. — «Макарун». — А что это? — И тут моя дочка говорит: это же такие вкусные круглые печеньки! И стало понятно, что название сработает».
На подготовку оставалось так мало времени, что часть процессов пришлось «допиливать» уже после запуска, вспоминает Шурыгина. Но 3 октября 2016 года школа «Макарун», как и было обещано, открыла двери. На открытие одна из родительниц испекла огромный торт с теми самыми миндальными печеньками.
Школьная экономика
Общий бюджет проекта составил 8,75 млн руб. По словам Шурыгиной, 7 млн руб. из этой суммы — субсидия департамента науки и промышленности Москвы на создание центров молодежного инновационного творчества. Тут Лоле пригодился предыдущий опыт работы с тендерной документацией. По ее словам, получить субсидию не так сложно, как кажется многим: «Достаточно подать заявку на конкурс, она рассматривается комиссией, и если доказываешь намерение реализовать проект, это, как правило, находит отклик».
В первой половине дня «Макарун» работает как школа, а после обеда в центре открываются мастерские и научные лаборатории, где дети занимаются творчеством, от рисования до 3D-моделирования и робототехники. На оборудование лабораторий и пошла бóльшая часть субсидии, остальное потратили на ремонт и закупку мебели. Кроме того, одну из комнат в здании отвели под детский сад.
Около 1,75 млн руб. Шурыгина вложила из собственных средств вместе с мужем Сергеем Шурыгиным, который стал единственным учредителем школы (ООО «Техникум»). «Муж принял мое желание основать школу как неизбежность, но согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги», — смеется Лола.
После запуска в школу пришлось вложить еще около 2 млн руб. «Нам важно было организовать комфортную среду, а это подразумевает множество мелочей, которые формируют комфорт родителя и ребенка, — купить доску объявлений, светильники, перепахать землю перед зданием, поставить заборчик», — говорит она.
Сейчас операционные расходы школы составляют 1,3 млн руб. в месяц, бóльшая часть из которых идет на аренду и ФОТ. Команда «Макаруна» насчитывает 39 человек постоянных и временных сотрудников, включая 30 учителей (11 — на основной блок и 17 — на дополнительный, мастерские и кружки), двух тьюторов-ассистентов и администраторов. На аренду помещения площадью 430 кв. м уходит примерно 400 тыс. руб., на зарплаты — более 700 тыс. руб. с учетом налогов.
В 2016–2017 учебном году в школе учились 17 детей в двух классах — первом и втором, еще семь дошкольников росли в детском саду, в основном это младшие братья и сестры учеников «Макаруна». По идее, число детей может быть больше в несколько раз без существенного увеличения затрат. По словам Шурыгиной, на одного педагога может приходится трое-пятеро детей. Чтобы привлечь новых школьников на следующий учебный год, весной 2017-го хозяйка школы начала рекламную кампанию через «Яндекс.Директ» и социальные сети.
«При запуске я слишком сильно полагалась на «сарафанное радио». Если бы мы тогда вложились в рекламу, возможно, сейчас уже были бы в плюсе», — говорит Шурыгина. По ее словам, сейчас школа работает с операционным убытком около 400 тыс. руб. в месяц, однако к сентябрю этого года планирует выйти на операционную прибыль, поскольку на следующий учебный год же заключила 20 контрактов, а всего планирует принять 40 учеников. При этом пик спроса обычно приходится на август. Это уже выводит проект в плюс. Отбить инвестиции школа может через два-три года, рассчитывает Шурыгина.
Стоимость обучения в школе начинается от 30 тыс. руб. в месяц, максимальная цена с продленкой и кружками — 46 тыс. руб. Детский сад обходится родителям в 29 тыс. руб.
Чему учат в школе «Макарун»
Обучение строится по традиционной модели, но есть и различия. Во-первых, учителя ведут уроки по учебникам для развивающего обучения, проводят факультативы по чтению, используют оригинальную методику выработки у ребенка красивого почерка. Во-вторых, в школе действует тьюторский подход: каждый предмет ведет отдельный педагог, а работать ему помогает тьютор — ассистент, который следит за дисциплиной на уроке, а на переменах помогает устраивать игры. Кроме того, тьютор наблюдает за детьми как психолог — следит за их успехами и разрешает конфликты, помогает работать над проектами.
Занятия начинаются в 9:00: сначала физическая разминка, затем четыре-пять уроков, прогулка, обед, подготовка домашних заданий, а потом либо кружки, либо продленка до шести-семи часов вечера. Раз в месяц в субботу устраивают «семейный день», когда в школу приглашают психолога, ортопеда либо других специалистов, с которыми могут проконсультироваться родители.
В школе есть урок коммуникаций — это синтез из психологии, тренинга общения и преподавания этикета, где школьников учат общаться, правильно осознавать себя и разрешать конфликты. Во втором полугодии дети посещают специальный урок-проект, где изучают основы предпринимательства.
На «испытательном сроке»
Запуск частной школы предполагает соблюдение обязательных требований. Во-первых, необходимы лицензия и государственная аккредитация, позволяющая выпускать собственные аттестаты. Чтобы ее получить, школа должна осуществить хотя бы один выпуск учеников. «Государство здесь защищает интересы потребителя образовательных услуг. Тут дело в некоем испытательном сроке, который должна пройти школа, чтобы показать, что она не однодневка, не начнет штамповать дипломы», — говорит председатель правления «Лиги образования» Сергей Сафронов.
Пока «испытательный срок» не пройден, а первого выпуска еще ждать и ждать, частные школы нередко работают в формате досуговых и развивающих центров образования, что не требует лицензирования. Это не значит, что официально ученики не получают знаний по программе. Например, дети из «Макаруна» числятся на домашнем обучении в аккредитованной частной школе «Наши пенаты». Это обходится «Макарун» примерно в 42 тыс. руб. в год (по 2,5 тыс. на ребенка). «Нам два-три раза в год присылают контрольные, мы их выполняем, пересылаем, их проверяют, выставляют оценки в электронный дневник и заносят в личное дело каждого ученика», — говорит Шурыгина.
Сергей Сафронов говорит, что многие частные школы начинают работать по такой схеме: «Получение лицензии — процесс сложный и долгий, а нужно опробовать бизнес-модель, наладить образовательный процесс. По сути, это тест-драйв до того момента, пока проект не станет большим и его не надо преобразовывать в нечто формальное».
Во-вторых, зарегистрированная общеобразовательная школа должна функционировать как некоммерческая организация. По закону «О некоммерческих организациях» она хотя и может получать прибыль, но не имеет права распределять ее между учредителями. Таким образом, основатели частной школы обязаны реинвестировать всё заработанное в развитие. «Школа — это же не столовая, где можно каждый пирожок с накруткой 100–200% продавать. Практически всё, что нам приносят родители, позволяет нам выйти «в ноль», покрывая основные расходы. Если что-то остается, это уходит на развитие школы», — рассказал Владимир Андреев, директор петербургской частной школы «Обучение в диалоге», которую он основал в 1988 году.
Но возможность превратить школу в полноценный бизнес все-таки есть. Если зарабатывать на уроках нельзя, то на продленке, дополнительных курсах, услугах психолога и логопеда можно. По словам Шурыгиной, сейчас на выручку от дополнительных услуг приходится примерно 25% общих доходов, в будущем она планирует довести эту цифру минимум до 60%. Лола также намерена разделить школу на два юрлица — НОУ (некоммерческое образовательное учреждение с лицензией и аккредитацией) и ООО. Таким образом можно будет отделить образовательную часть от коммерческой и иметь возможность выводить прибыль.
Бизнес или подвижничество
В Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов, рассказала РБК председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карина Чернякова. Большинство из них были основаны еще в 1990-е. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы.
Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27–35 тыс. руб. в месяц, в более престижных — от 45 тыс. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тыс. руб. в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тыс. руб. кажется достаточно демократичной.
Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места».
Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.
Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».
Источник