Планирование своей деятельности ученика

«Формирование у детей умения планировать свою деятельность»
статья на тему

Умение планировать и организовывать свою деятельность является важным для каждого человека. Для ребенка дошкольного возраста данное умение – одно из важнейших условий последующего успешного обучения в школе. Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, среди других целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначены владение ребенком основными культурными способами деятельности, способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Скачать:

Вложение Размер
provotorova_s.v.docx 18.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у детей умения планировать свою деятельность»

Н.Н. Яковенко заместитель директора по дошкольному образованию,

С.В. Провоторова старший воспитатель

МБОУ гимназия «УВК №1» структурное подразделение детский сад

Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен владеть информацией, знаниями, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, иметь свой жизненный план, уметь составлять план решения задач.

Умение планировать и организовывать свою деятельность является важным для каждого человека. Для ребенка дошкольного возраста данное умение – одно из важнейших условий последующего успешного обучения в школе. Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, среди других целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначены владение ребенком основными культурными способами деятельности, способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Сформировать умение планировать свою деятельность можно с помощью специально организованной образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов в ежедневной работе (дежурства, уход за растениями и т.д. ) . В настоящее время это становится задачей не только педагогов дошкольной образовательной организации, но и родителей (законных представителей).

П. Ф. Лесгафт писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

Понаблюдав за детьми разных возрастов, было отмечено, что чем меньше дети, тем слабее их умение планировать деятельность. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все и т.д. В некоторых случаях отсутствие умения планировать деятельность приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.
При наблюдении за детьми старшего дошкольного возраста, отмечено, что основные трудности, присущие детям в совместной деятельности, заключаются в неумении планировать свои действия, согласовывать их друг с другом, ставить цель, обмениваться мнениями, оценивать результат деятельности.

Планирование – это компонент деятельности, развитие которого также приходится на дошкольный возраст. Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

Дети старшего дошкольного возраста способны к планированию, которое связано с речью (речь-планирование). В старшем дошкольном возрасте речь-планирование имеет место до решения детьми задач. Например, собираясь сделать постройку из кубиков, дети обдумывают и выражают в слове то, что будут строить (размеры постройки, материал, расположение частей), определяют очередность выполнения замысла, последовательность предстоящих действий и операций.

Так, при выполнении какого-либо задания (деятельности) ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь «формулировать», т. е. четко понимать цель своих действий, планировать их, находить средства и способы их осуществления, преодолевать трудности на пути достижения цели и оценивать полученные результаты. Для того чтобы научить ребенка «формулировать» (понимать) цель своих действий, необходимо перед выполнением задания (деятельности) задавать ему уточняющие вопросы: «Ты хочешь нарисовать город? Красками или карандашами?», «Ты хочешь полить цветы? У себя в комнате или во всей квартире?». Ответы ребенка при этом должны быть более точными. На этапе планирования деятельности взрослый может побуждать ребенка следующими вопросами: «Расскажи, как ты будешь это делать?», «Что ты будешь делать сначала?», «Что ты будешь делать потом?». Необходимо добиться того, чтобы ребенок сам проговорил последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я. », «Затем я. », «Если. то. ». В процессе выполнения запланированных действий у ребенка могут возникнуть трудности, например, с нахождением способов и средств их осуществления. В этом случае взрослый должен помочь ему, задать наводящий вопрос или подсказать.

В последнее время все большую популярность приобретает проектная деятельность. Именно проекты способны научить детей ставить цели, планировать свою деятельность и делать самостоятельные выводы. Проектная деятельность позволяет каждому ребенку выбрать ту нишу, где он будет успешен, значим для сверстников. Она объединяет, инициирует создание детских объединений, в которых происходит становление сотрудничества, умение планировать и договариваться.

В процессе планирования происходит значительная мыслительная работа, развивается логическое рассуждающее мышление – надо предвидеть процесс выполнения задания, следовать ему, контролировать свои действия. Ученые (Парамонова Л.А., Сергеева Д.В., Воробьева Д.И. и др.)

выделяют несколько уровней планирования:
— ситуативное планирование, т.е. обсуждение действий по ходу работы;
— фрагментарное планирование – планирование 1-2 этапа до начала деятельности;
— схематическое планирование, т.е. намечается общая последовательность работы, но обсуждение этапов поверхностно, без подробного раскрытия их содержания;
— полное планирование – это когда дети аргументировано, обсуждают содержание и последовательность этапов деятельности, определяют объем работы каждому члену группы.

Формирование умения планировать проходит несколько этапов:

первый этап – детей приучают принимать план взрослого,

второй этап – совместное планирование деятельности с воспитателем и третий этап – самостоятельное планирование.

Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:

-отсутствие какого-либо планирования (3 года);

-ступенчатое планирование (4-5 лет);

— целостное планирование (6-7 лет).

Главное, чтобы ребенок выполнил то, что он запланировал, пусть даже с недочетами или ошибками. Важным этапом обучения планированию и организации своей деятельности является подведение итогов и анализ действий. Так, ребенок должен ответить на вопрос, получилось у него сделать то, что он хотел, или нет. При этом следует хвалить ребенка, как в процессе выполнения действий, так и после. По возможности, результаты его труда можно показать другим детям и взрослым.

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. У детей формируется память, мышление, развивается внимание, речь и т.д., благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности. Решаются задачи всех образовательных областей, формируются интегративные качества, нравственные характеристики личности, умение учиться, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию .

Источник

Тема доклада: «Обучение детей планированию своей деятельности используя системный подход»

Крохалева Ольга Юрьевна, Республика Коми, г. Сыктывкар,
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский центр дополнительного образования»,
Петерсон Л.А., Забоева В.В., Пименова Е.Н.

Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен владеть информацией, знаниями, умением системно думать об окружающей его действительности, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, иметь свой жизненный план, уметь составлять план решения задач.

Самостоятельность – значительное свойство человека – результат воспитания. Она – важнейшее условие самореализации личности, развития творческого мышления.

Но почему же так много людей не самостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужное решение.

Видимо не научили их с детства планировать свою деятельность, а сами они не смогли увидеть значимость планирования.

Поэтому и стоит перед педагогами задача: воспитать у детей самостоятельность. Воспитанию самостоятельности помогает ТРИЗ-педагогика, где показаны алгоритмы, помогающие решать противоречия.

В ТРИЗ — педагогике разработаны алгоритмы: системного и функционального анализа, решения задач, проведения морфологического анализа, сужения поля поиска, преобразования объекта.

Одним из важных направлений в ТРИЗ — педагогике является «Обучение детей планированию своей деятельности». Детям очень важно в любой деятельности уметь составлять план действий, достигать цели, анализировать свою деятельность, видеть свой результат, радоваться ему и видеть значимость своего «Я».

Проработав с детьми 10 лет по программе «Развитие основ творческого мышления, воображения и речи детей» в Коми республиканском центре дополнительного образования, собрав пособия для работы с детьми.

Я увидела, что дети дошкольного возраста испытывают трудности в ответе на вопросы, составлении рассказа, сказки, в последовательном выполнении задания. Возникла потребность, чтобы материал по обучению дошкольников основам планирования был собран в одном пособии. Сейчас идёт работа по его оформлению.

Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи? Инструментом организации знаний и деятельности ребёнка может быть план (план обобщённого действия). Одним из таких планов является алгоритм.

Возникла потребность, чтобы материал по обучению дошкольников основам планирования был собран в одном пособии, поэтому из опыта работы и появился сборник алгоритмов.

Важным моментом в организации учебно-воспитательной работы с детьми является поэтапное знакомство с различными видами планов.

В стартовой беседе педагог увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела, мотивирует детей на практическую деятельность. Для детей дошкольного возраста необходимо использовать наглядно — образный материал. Так на занятиях появился сказочный человечек «Мистер Успех». Он включает детей в процесс, играет с ними, рассказывает детям о своей жизни по плану и без него, учит детей составлять свой личный план и выполнять различные задания.

На занятиях детям предлагаются готовые образцы планов, происходит обучение детей чтению рисуночного или написанного плана. После составления планов проходит закрепление материала на практике Дети учатся составлять описательные рассказы об объекте, придумывать сказки, используя план рассказа, самостоятельно и по подгруппам сочинять сказки, составлять собственные планы действия /разговора по телефону, приёма гостей, сюжетно-ролевой игры, движения от дома до детского сада…. и т.д/.

После составления планов проходит закрепление материала на практике. В конце занятия педагог ставит задачи для размышления: Что у нас было хорошо? Что удалось? Что не получилось? Почему?

Педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что работа по алгоритму делает познавательные усилия детей контролируемыми и управляемыми. Многократное применение алгоритма создаёт условия для формирования умения обобщать и специализировать навыки переноса, развивает логичность в суждениях. Использование алгоритма облегчает труд педагога и положительно влияет на результат, мотивирует детей на создание продукта.

Задачами в организации учебной работы с детьми являются:

1. Учить детей действовать по плану.

2. Учить детей способам действия: умению сравнивать, составлять рисуночные планы действия, переносить действия по аналогии из одной ситуации в другую;

3. Формировать умения детей прогнозировать последствия своей деятельности;

4. Учить учитывать время;

5. Воспитывать самостоятельность.

Итак! Чему учим детей?

1. Учим планировать свои дела;

2. Каждое дело начинаем с плана;

3. Составляя план, думаем о конечном результате;

4. Составляем конкретные шаги плана;

5. Сравниваем и выделяем главное;

6. Осознаём нужность планирования;

7. Продумываем свои действия на шаг вперёд не только за себя, но и за оппонента;

8. Обобщаем имеющиеся знания;

9. Высказываем своё мнение;

10. Подбираем необходимые знания / сделаю сам? кого могу попросить?/;

11. Решаем проблему;

Результаты работы, проведённой с детьми по планированию, показывают, что ребята умеют правильно и уверенно составлять описательные рассказы об объекте, выделяют главное, умеют составлять план действия, если у них ярко выражена мотивация.

Обучение планированию способствует развитию:

— умения составлять план;

— умения ставить цель;

— умения анализировать, обобщать, сравнивать знания об объекте;

— умения составлять рассказ;

— переноса приёма \планирования\ из одной ситуации в другую;

— смягчению ситуации стресса у детей с повышенной тревожностью;

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. В готовящемся пособии будут представлены алгоритмы деятельности и даны рекомендации к их использованию.

1. Н. Абрамцева. Сказки. Ж. Самодеятельный театр.- 1995,- № 2.

2. Г.И. Альтов. Тут появился изобретатель. – М, 1987.

3. Береженова. М.А. Веселая грамматика. – Д.: Сталкер, 1998.

4. И.Л. Викентьев, И.К. Найкров. Лестница идей.- Новосибирск, 1992.

5. Всё наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах. – 1992.

6. Занимательные задачи для детей /пособие для нач.школ.- 1994

7. Гин.А. Приёмы педагогической техники. – М.: Вита – Пресс, 1999.

8. Ю.Б. Гатанов. Курс развития творческого мышления “Иматон” Санкт-Петербург 1999.

9. Гранадская. А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система. Обучение в школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

10. Жарова. Л.В. Учить самостоятельности. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

11. Иванов. Г. Сибирячок. — Ангарск. –1993.,

12. Игры и развлечения. Молодая гвардия,- М, : 1989.

13. Каменева. Т. Какого цвета радуга? Детская литература, 1998 М.:

14. Колтун. М. Мир физики. Москва. Детская литература, 1984 М.:

15. Кононяева. Н.П. Вторая жизнь вещей. — Просвещение, 1993 М.:

16. Кузьмин. Л. Шагал один чудак. – Пермь, 1988.

15. Лелюх. С.В, Сидорчук. Т.А, Хоменко. Н.Н.. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск. Ульяновский институт повышения квалификации, 2003.

16. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей. — Обнинск, 1992.

17. Т. Михайлова. Игровые занимательные задачи для школьников. — Просвещение.,1985.

18. Никитин. Ю. Мы играем в Игроград.- Челябинск, 1991.

19. Никашин. А.И. Страунинг. А.М. Системный подход в ознакомлении с окружающим. — Ростов–на–Дону; 1993.

20. Паскаль. М.В. Рабочий материал по развитию творческого .воображения. Кишинёв, 1993.

21. Павленко. А.Ф. Развитие мышления старших дошкольников средствами малых литературных форм. Ульяновск. Институт повышения квалификации. 1996.

22. Поспелов. Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. – М.: Педагогика, 1989.

23. Рихтерман. Г. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1991.

24. Страунинг. А.М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари “Грамматика фантазии” Ростов–на–Дону, 1993

25. Сидорчук.Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине.

26. Таинственное и загадочное. Энциклопедия. Минск, 1994.

27. Физическая смекалка. — Москва, 1994.,

28. Юрченко. В.И. Весёлая математика. Буквотека. – Д.: Сталкер, 1997.

29. Журналы ТРИЗ — педагогика. №1,2,3,4. 1992

30. Программа опытно-экспериментальной работы школы-сада №44. – Сыктывкар, 1995.

31. Образовательная программа Антонова Т.И. “Теория решения изобретательских задач” творческого объединения шк. №25./ — Сыктывкар, 2002.

32. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольника/авт. О.Я. Гудкович, О.Н. Самойлов. – Ульяновск, 1998.

33. Программа по курсу развития творческого воображения (РТВ) для начальных классов/авт. Н.В. Рубин. – Петрозаводск, 1999.

34. Программа по курсу “Развитие творческого воображения” для начальных классов/авт. А.А. Нестеренко.

35. Программа по курсу “Развитие творческого воображения”/авт. Б.Н. Шевченко. – Фрунзе: Фрунзенский политехнический институт, 1987.

Источник

Читайте также:  Если работник приобрел за свой счет для предприятия
Оцените статью