VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
По мнению А.Г. Асмолова, умение — это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Любое умение включает в себя представления, понятия, знания, навыки концентрации, распределения и переключения внимания, навыки восприятий, мышления, самоконтроля и регулирования процесса деятельности.
Любое умение, тем более сложное, не создается каждый раз заново со всеми его компонентами, а формируется на основе переноса уже имеющихся знаний, представлений и навыков, приспосабливая их к новым условиям и заново формируя лишь те их элементы, которых недостает в этих новых условиях.
Умения нельзя ни противопоставлять знаниям и навыкам, ни располагать при перечислении раньше, как это часто делается, так как умения образуются лишь на их основе. Но умение включает и понимание взаимоотношений между целью данной деятельности, условиями и способами ее выполнения [2, 157].
Знание цели деятельности, понятия и представления о способах ее достижения непременно должны предшествовать формированию умений, в процессе которого имеющиеся понятия, представления и навыки будут расширяться, углубляться, совершенствоваться, «обрастать» новыми компонентами, которых не хватало для умелого выполнения вновь осваиваемой деятельности. Профессиональное умение планировать проходят при формировании рядов этапов, которые могут быть изложены в виде схемы [3, 28].
Умение планировать строиться поэтапно, на первом этапе — первоначальное умение. Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки; деятельность выполняется путем проб и ошибок; на втором — не достаточно умелая деятельность. Знания о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков; на третьем — отдельные общие умения. Ряд отдельных, высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности (например, умение планировать свою деятельность, организаторские умения и т. п.); на четвертом — высокоразвитое умение. Творческое использование знаний и навыков данной деятельности; осознание не только цели, но и мотивов выбора, способов ее достижения; пятый — мастерство. Надежное творческое использование различных умений.
Формирование умений планирования — конечная обязательная цель обучения, его завершения. Умения лучше всего определяют подготовленность учащегося, становясь особенностями его личности [3, 50].
Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.
Планирование, по мнению А.Г. Асмолова, можно рассматривать как одно из универсальных учебных действий учащегося, обеспечивающих, с одной стороны, его способность к организации процесса усвоения новых знаний регулятивных универсальных учебных действий, а с другой стороны умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование любого умения проходит через следующие этапы: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция; контроль.
Именно так школьники учатся решать задачи, пользоваться географической картой, рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании универсальных учебных действий в частности, способности к планированию. Понятно, что умение планировать с точки зрения выполнения его коммуникативных функций (планирование учебного сотрудничества) будет формироваться у учащихся только при организации групповых форм взаимодействия [5, 15].
Регулятивные умения определяют, достигнут ли результат деятельности. Обучение планированию осуществляется в определенной последовательности и способствует тому, что дети осознают необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности. Тогда под термином планирование, как универсального учебного действия регулятивного вида, Е.А. Климов будем понимать «определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий» [6, 286].
Термин планирование, с точки зрения его использования в коммуникации, означает «планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – т. е. определение целей, функций участников, способов взаимодействия» [7, 47].
Умения планирования, со всеми входящими в него компонентами, по мнению Ю.К. Бабанского, наиболее успешно формируются при следующих основных условиях: четко определенных целях учебной деятельности в смысле результата действий и цели упражнений (т. е. каких показателей действий надо достичь в процессе упражнений); понимании правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности; ясном представлении техники выполнения действий и их конечного результата, т. е. наличии образа, которого следует достичь; постоянном самоконтроле качества действий путем сличения их результатов со сложившимся в представлении или зрительно воспринимаемым образом; своевременном обнаружении отклонений, ошибок и брака в учебной работе и внесении поправок в свои действия при следующих повторениях этих действий; правильной самооценке успехов в достижении конкретной цели учебной деятельности и цели упражнений и наличии отчетливо осознанного стремления к совершенствованию осваиваемых действий.
Навыки и умения, сформированные в процессе ознакомительных, пробных и основных упражнений, продолжают совершенствоваться в производственной практике. Эксперименты показали, что планирование является производным от действия анализа, направленного на выявление детьми существенных отношений задачи. Выявлена внутренняя связь планирования и рефлексии. Осуществление планирующей деятельности предполагает обращение ребенка к основаниям способам построения собственных действий, рассмотрение их вариантов и выбор из них наиболее рационального, адекватно воспроизводящего путь решения задачи. При таком способе действий планирование выступает как форма рефлексии [8, 118].
Различия в способах планирования действий младшими школьниками определяется во многом особенностями их предварительной ориентировки в условиях задачи, умением их анализировать. Важно построить обучение так, чтобы учащиеся с самого начала ориентировались на поиск и выделение существенных отношений задачи, принципа ее решения. Только в этом случае создается возможность построения ребенком различных систем действий для достижения, требуемого результата. Учитель не должен давать учащимся много частных заданий, ибо это не способствует пониманию найденного принципа решения, выявлению особенностей его применения в аналогичных ситуациях. Более полезно критическое рассмотрение соответствия выделенного способа построения будущих действий конкретным условиям частной задачи. Для этого потребуется значительно меньшее количество упражнений для обобщения принципа, но каждое упражнение должно анализироваться учащимися с точки зрения планирования действий для его выполнения.
Айдарова Л.И. Младший школьник. Педагогика. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 399 с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.: Просвещение, 2008. – 236 с.
Мижеренков В.А. Словарь-справочник по педагогике /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: «Сфера», 2004. – 448с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Просвещение, 2006. – 133 с.
Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Педагогика профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 275с.
Колпакова В.А. Урок в развивающем обучении // Начальная школа. –2012. – №9. –– С. 30.
Кубышева, М.А. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе школа 2000. – М.: Ювента, 2008. – 48 с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
Источник
Формирование умения у младшего школьника планирования собственной учебной деятельности
Учитель – наставник Головина Татьяна Сергеевна,
молодой специалист (учитель начальных классов)
Городилова Анастасия Андреевна
МАОУ гимназии №26 г. Томска
Формирование умения у младшего школьника планирования собственной учебной деятельности
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из компонентов основной образовательной программы является программа формирования универсальных учебных действий, в том числе регулятивных. На них следует остановиться чуть подробнее. Почему? Да потому что именно они обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности . А это очень важно.
Ребенок должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою деятельность, прогнозировать возможные ситуации. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Отдельно хочу остановиться на таком регулятивном универсальном учебном действии какпланирование.Что это такое?
Для начала нужно самим учителям понимать, зачем ребенка нужно учить планированию? В жизни человек планирует свое время, строит планы на дальнейшую жизнь, планирует финансовые расходы и т. д., то есть человеку постоянно приходится что-то планировать. Этому нужно учиться с детства. Именно поэтому важно сейчас научить ребенка планировать самые простые действия, в том числе и в учебной деятельности.
Что же такое планирование?Планирование – это определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. составление плана и последовательности действий.
Любое жизненное дело, которое делает взрослый или ребенок, он выполняет в определенной последовательности, уже сам того не замечая.
Поэтому к каждому заданию, предъявленному в учебнике, учителю вместе с учениками можно и нужно тоже составлять план выполнения действий. Иногда этот план будет явным, т.е. каждый пункт плана – это требование в инструкции, но чаще всего, чтобы выполнить задание, ребенку необходимо проанализировать и «увидеть» какие-то промежуточные шаги.
Конечно, нужно обучать детей планировать свою деятельность, работу над заданием: внимательно читать инструкцию к заданию, анализировать каждое требование, ЧТО оно из себя представляет. Учителю необходимо уметь задавать наводящие вопросы, сначала вместе с детьми проговаривать, какие умения необходимы для выполнения задания, а потом уже каждый ребенок должен понимать это. Приведу пример. На слайде представлено задание из учебника математики 1 класса.
Думаю, что примерно такой план действий можно составить для выполнения этого задания.
Отмечу каким либо знаком все суммы, где второе слагаемое равно 2.
Вспомню, что расположить числа в порядке возрастания – это значит нужно начать ряд с самого маленького числа и последнее число будет самым большим.
Пронумерую все вторые слагаемые от меньшего к большему.
Запишу эти суммы в столбик.
Решу их и запишу результат.
Лучше, если этот план будет составлен и написан на доске кратко или схематично показан в виде условных знаков для того, чтобы ребенок, выполняя задание, постоянно обращался к нему и сверял каждый шаг. Это особенно важно в 1 классе, когда не все дети умеют читать. Такие планы (алгоритмы) действий необходимо составлять на любом предмете и в любом классе. Важно при выполнении заданий проговаривать умения, которые дети должны применить или приобрести при выполнении задания. Это заострит внимание детей на формируемых умениях, и они будут понимать, зачем вообще они выполняют это задание.
Еще одно задание из этого же учебника. Задание: покажи своему соседу по парте, в каком порядке Маше нужно обойти все клумбы с цветами, чтобы каждый раз число цветов наследующей клумбе увеличивалось на 1.
Обратите внимание, задание начинается с фразы «покажи соседу». Это значит авторы учебника уже предлагают детям поработать в парах. Ребёнок не сможет показать этот путь, пока не выполнит дополнительно ряд действий, которые в задании не указаны. И тогда ученикам нужно составить план действий.
Какие вопросы учитель может задать ученикам?
С чего можно начать выполнять задание?
Сможете ли вы показать сейчас сразу своему соседу этот путь?
Почему? Что для этого нужно сделать?
Как вы будете выполнять это задание?
В каком порядке?
Какие знания и умения потребуются?
Для того, чтобы ребенку выполнить это задание, нужно:
понимать, что значит увеличить на 1;
располагать числа в порядке увеличения.
Из практики понятно, что часто ребенок может выполнить задание правильно, но испытывает затруднения при устном объяснении. В данном задании, когда ребенок найдет этот путь, то он должен показать его соседу. И конечно, не просто показать, а объяснить, как он этот путь определил.
Иногда в номере учебника авторы уже предлагают детям план выполнения задания. Например, задание звучит так «Опиши план выполнения задания» (учебник математики, 2 класс, автор Н.Б.Истомина). Для детей это задание не из легких. Часто они не знают с чего начать, пропускают шаги выполнения, а это значит, что задание будет выполнено неверно или частично не выполнено. Поэтому необходимо целенаправленно вести работу по формированию умения планировать. Сформированное умение у ученика позволит освоить учебный материал повышенного уровня на любом предмете, и создать собственную исследовательскую или проектную работу, где планирование играет особо важную роль.
Если подвести небольшой итог, то можно сказать: для того чтобы сформировать у детей любое универсальное учебное действие, необходимо пройти несколько этапов
На первом этапе при изучении различных учебных предметов у учеников формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к самостоятельному выполнению.
Далее, основываясь на опыте, ребенок развивает способ выполнения данного УУД.
Затем изученное УУД включается в практику на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль выполненного задания и при необходимости намечается коррекционная работа.
И наконец, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Практическая часть разработана совместно с учителем начальных классов молодым специалистом.
Задания, представленные в статье, взяты из учебника математики 1 класса (часть 1,), автор А.Л. Чекин под редакцией Р.Г. Чураковой. К заданиям, представленным в учебнике, постарались составить план действий, что облегчит выполнение задания каждым учеником.
Задание №4, стр 54
Выбрать самое большое число из предложенных чисел.
Выбрать самое маленькое из предложенных чисел.
Составить две суммы и записать.
Задание №6, стр 59
Вспомнить, где левая сторона.
Вспомнить, где правая сторона.
Задание №3, стр 60
«Желтая полоска ШИРЕ красной полоски, но УЖЕ синей. Нарисуй их».
В этой задаче больше всего говорится о желтой полоске.
Нарисую желтую полоску произвольной ширины.
В условии сказано, что она, желтая полоска, шире красной полоски. Значит, нарисую красную полоску уже по ширине.
В условии сказано, что она, желтая полоска, уже синей, значит, начерчу синюю полоску шире желтой.
Задание №6, стр 63
Вспомню, где правая сторона.
Найду желтые яблоки справа.
Посчитаю, сколько их.
Раз красное яблоко должно быть по счету 7, значит, желтых яблок должно быть 6.
Подумаю, сколько желтых яблок не хватает до 6. Вычислю.
Поставлю на их места фишки.
Задание №3, стр 65
Вспомню, что расположить в порядке возрастания – это значит поставить числа, начиная с самого маленького до самого большого.
Посмотрю на предложенный ряд чисел. Он написан в порядке возрастания.
Составлю суммы, где второе слагаемое всегда будет равно 3.
Решу суммы чисел и запишу их значения.
Задание №2, стр 65
Посчитаю количество слагаемых, удалю ненужные. Это те, где больше или меньше трёх слагаемых.
Найду сумму чисел 4 и 3. Равно 7. Значит, сумма трех слагаемых должна быть равна 7.
Найду суммы трех слагаемых.
Выберу нужную сумму.
Посчитаю количество слагаемых, удалю ненужные. Это те, где больше или меньше трёх слагаемых.
Найду сумму чисел 4 и 3. Равно 7. Значит, сумма трех слагаемых должна быть равна 7.
Сравню первые слагаемые, они одинаковые, равны 4.
Найду суммы второго и третьего слагаемых.
Выберу то выражение, где сумма второго и третьего слагаемого равна 3.
Задание №2, стр 72
Задание на сравнение
Выберу самую длинную полоску, напишу ее номер, зачеркну ее
Из оставшихся выберу самую длинную полоску……и т.д.
Таким образом, формирование УУД успешно реализуется в процессе обучения математике. Овладение универсальными учебными действиями в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Источник