Индивидуализация детей дошкольного возраста. Формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников
Ирина Еремина
Индивидуализация детей дошкольного возраста. Формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников
1. Индивидуализация детей дошкольного возраста.
(Умение детей планировать свою самостоятельную деятельность.)
2. C 1 января 2014г. вступил в силу приказ Мин. Обр. науки Российской Федерации, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Изучив данный стандарт, мы отметили, что большое внимание уделено развитию индивидуализации дошкольников. Это отражено в следующих пунктах, которые вы видите на экране. Хочется отметить пункт
4. 3.2.5. ФГОС, в котором определены условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей (они отображены на слайде).
5. Изучая проблему индивидуализации детей дошкольного возраста, мы поставили перед собой определенные задачи, представленные на слайде.
6. Как результат своей деятельности, нам хочется увидеть умение детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада.
7. Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.
8. Практика показала, что в процессе занятий, воспитатель учит детей ставить цель, планировать, выполнять контрольно-корректировочные действия. Но в этом случае общие способы действий формируются в ходе реализации содержания конкретного занятия и не осознаются детьми как обязательные компоненты любой деятельности. Сформированные специальные умения также большей частью не переносятся в самостоятельную деятельность.
Результаты обследования детей методом наблюдения показали, что в свободное от занятий время деятельность большинства старших дошкольников отличалась бедностью содержания и малой результативностью. Активность детей часто выражалась в отдельных бесцельных действиях (беспорядочный бег по группе, хаотичные удары по металлофону и пр.). Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходили» от первоначальной цели, переключались на другие виды деятельности, не завершая начатого.
9. Во избежание этого, должно помочь руководство взрослого, направленное на расширение у детей необходимых знаний, актуализацию их личного опыта, создание положительного эмоционального настроя, на побуждение к целесообразной полезной занятости.
10. Работа воспитателя, не ограничивается 1,5 часовым образовательным циклом. 1-1,5 часа — это только работа с детьми по тематическому проекту. Для того, чтобы он осуществился, необходимо еще многое сделать и до и после работы в центрах.
«ПЛАНИРОВАНИЕ»
11. 12. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта)в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.
13.Внимания требует подготовка материалов для центров активности: материалы должны частично обновляться каждый день.
14. Во время работы детейв центрах активности воспитатель может:
а) работать в одном из центров;
15. б) переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется;
в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды;
г) наблюдать за конкретным ребенком.
16. Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части,направленных: на развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать, на активизацию художественно-речевой, 17. двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры. Осуществляются эти занятия не реже двух раз в месяц, а содержание умений, формируемых в процессе их проведения, должно соответствовать программным требованиям.
18. Дневной цикл деятельности ребенка выглядит примерно так — «План — дело — оценка» (содержание деятельности детей соответствует возрастам).
Утром, по мере прихода в группу, ребенок самостоятельно включается в игры.
19. 5- 7 лет — Вместе с воспитателем работает с календарем, информационным листком. Участвует в групповых делах — дежурство, помощь в раскладывании материалов в центрах, уход за растениями и животными.
20. 4-5 лет — Во время утреннего сбора, ребенок участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании, сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь.
21. 2-4 года — Дети младшего возраста могут передвигаться из центра в центр или играть в одном из них, или общаться здесь же в группе со свободными взрослыми.
22. После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана — «Дело», т. е. работа в центре.
23. Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка будет определена его готовностью к самостоятельной работе, качеством плана, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку.
24. Спланированная работа может быть не закончена за один день (например, постройка дворца — дело длительное). В этом случае, ребенок может продолжить работу в последующие дни. Партнеры и помощники могут меняться в зависимости от желания самих детей. Более того, сам инициатор постройки дворца в какое-то время может утратить интерес к его изготовлению. В этом случае воспитатель не требует его обязательного присутствия — всегда найдутся те, кому эта работа интересна.
25. Оценка осуществляется ребенком и воспитателем с точки зрения плана,выбранного ребенком: «что хотел сделать, и что получилось. Что помогло, что понравилось, что было самым простым в работе, что вызвало трудности, каких умений недостаточно, чему еще хочет научиться, что может посоветовать другим детям, если они завтра пойдут в этот центр, какие проекты других детей понравились.
В случае, если ребенок длительное время выбирает один и тот же центр, взрослым необходимо оценить суть его деятельности — есть ли в ней движение вперед, освоение новых способов действий, приобретение новых знаний.
Если есть — все в порядке. Если динамики нет, и ребенок выбирает этот центр только потому, что ему там проще всего, задача взрослых найти ненасильственные способы продвижения ребенка.
26. Например, ребенок выбирает все время катание кукол в коляске. Воспитатель вносит новые задания в этот центр — покормить куклу, сводить к врачу, уложить спать, рассказать сказку и т. п.
Это может служить примером индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
27. Дневной план деятельности воспитателя выглядит следующим образом «Планирую — наблюдаю — анализирую»
В свободное от занятий время рекомендуется акцентировать внимание детей на необходимости определенной последовательности организационных действий. Для этого можно использовать серии картинок, на которых зафиксированы осуществляемые в определенном порядке основные (ключевые) организационные действия.
28. Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи? Инструментом организации знаний и деятельности ребёнка может быть план (план обобщённого действия). Одним из таких планов является алгоритм.
Важным моментом в организации учебно-воспитательной работы с детьми является поэтапное знакомство с различными видами планов.
29. В начале, педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так на занятиях может появиться сказочный человечек. Например,мы используем: «Мистера Успех», «Деда Всеведа», «Любознайкина». Они включают детей в процесс, играют с ними, рассказывают детям о своей жизни по плану и без него, учат детей составлять свой личный план и выполнять различные задания.
30. На занятиях детям предлагаются готовые образцы планов, происходит обучение детей чтению рисуночного или написанного плана. После составления которых проходит закрепление материала на практике.
31. Дети учатся составлять описательные рассказы об объекте, придумывать сказки, используя план рассказа, самостоятельно и по подгруппам сочинять сказки, составлять собственные планы действия /разговора по телефону, приёма гостей, сюжетно-ролевой игры, движения от дома до детского сада… и т. д. /.
В конце занятия педагог ставит задачи для размышления:
32. Что у нас было хорошо? Что удалось? Что не получилось? Почему?
33.Анализ: В ходе работы воспитатель получает огромное количество информационного материала: (ПО КАКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ, ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ НА СЛАЙДЕ.)
Из всего вышесказанного можно сделать Вывод.
34. Обучение основам планирования в детском саду, является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста. Обучение планированию нужно начинать от простого — к сложному. Т. е. сначала надо научить детей планировать какой-то один вид деятельности (аппликацию, лепку, сюжетно ролевую игру и т. д., а потом переходить к планированию своей деятельности в течение дня.
35. В младшем и среднем возрасте, можно использовать прием планирования дня под руководством воспитателя.
36. В старшей группе, можно привлечь родителей к составлению дня ребенка в детском саду. Но предварительно, их необходимо познакомить с правилами планирования.
37. В подготовительной группе, дети, пройдя все стадии подготовки к планированию, могут самостоятельно спланировать свой день в детском саду.
38. В конце хочется предложить вам схему для оформления сценария совместной деятельности, которую вы можете прочитать на слайде.
Семинар для педагогов ДОУ «Введение ФГОС до» Форма проведения: круглый стол Категория слушателей: педагоги ДОУ План семинара: 1. Ключевые моменты содержания ФГОС дошкольного образования.
Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.
Источник
«Формирование у детей умения планировать свою деятельность»
статья на тему
Умение планировать и организовывать свою деятельность является важным для каждого человека. Для ребенка дошкольного возраста данное умение – одно из важнейших условий последующего успешного обучения в школе. Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, среди других целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначены владение ребенком основными культурными способами деятельности, способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provotorova_s.v.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у детей умения планировать свою деятельность»
Н.Н. Яковенко заместитель директора по дошкольному образованию,
С.В. Провоторова старший воспитатель
МБОУ гимназия «УВК №1» структурное подразделение детский сад
Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен владеть информацией, знаниями, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, иметь свой жизненный план, уметь составлять план решения задач.
Умение планировать и организовывать свою деятельность является важным для каждого человека. Для ребенка дошкольного возраста данное умение – одно из важнейших условий последующего успешного обучения в школе. Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, среди других целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначены владение ребенком основными культурными способами деятельности, способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а также способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Сформировать умение планировать свою деятельность можно с помощью специально организованной образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов в ежедневной работе (дежурства, уход за растениями и т.д. ) . В настоящее время это становится задачей не только педагогов дошкольной образовательной организации, но и родителей (законных представителей).
П. Ф. Лесгафт писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».
Понаблюдав за детьми разных возрастов, было отмечено, что чем меньше дети, тем слабее их умение планировать деятельность. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все и т.д. В некоторых случаях отсутствие умения планировать деятельность приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.
При наблюдении за детьми старшего дошкольного возраста, отмечено, что основные трудности, присущие детям в совместной деятельности, заключаются в неумении планировать свои действия, согласовывать их друг с другом, ставить цель, обмениваться мнениями, оценивать результат деятельности.
Планирование – это компонент деятельности, развитие которого также приходится на дошкольный возраст. Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).
Дети старшего дошкольного возраста способны к планированию, которое связано с речью (речь-планирование). В старшем дошкольном возрасте речь-планирование имеет место до решения детьми задач. Например, собираясь сделать постройку из кубиков, дети обдумывают и выражают в слове то, что будут строить (размеры постройки, материал, расположение частей), определяют очередность выполнения замысла, последовательность предстоящих действий и операций.
Так, при выполнении какого-либо задания (деятельности) ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь «формулировать», т. е. четко понимать цель своих действий, планировать их, находить средства и способы их осуществления, преодолевать трудности на пути достижения цели и оценивать полученные результаты. Для того чтобы научить ребенка «формулировать» (понимать) цель своих действий, необходимо перед выполнением задания (деятельности) задавать ему уточняющие вопросы: «Ты хочешь нарисовать город? Красками или карандашами?», «Ты хочешь полить цветы? У себя в комнате или во всей квартире?». Ответы ребенка при этом должны быть более точными. На этапе планирования деятельности взрослый может побуждать ребенка следующими вопросами: «Расскажи, как ты будешь это делать?», «Что ты будешь делать сначала?», «Что ты будешь делать потом?». Необходимо добиться того, чтобы ребенок сам проговорил последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я. », «Затем я. », «Если. то. ». В процессе выполнения запланированных действий у ребенка могут возникнуть трудности, например, с нахождением способов и средств их осуществления. В этом случае взрослый должен помочь ему, задать наводящий вопрос или подсказать.
В последнее время все большую популярность приобретает проектная деятельность. Именно проекты способны научить детей ставить цели, планировать свою деятельность и делать самостоятельные выводы. Проектная деятельность позволяет каждому ребенку выбрать ту нишу, где он будет успешен, значим для сверстников. Она объединяет, инициирует создание детских объединений, в которых происходит становление сотрудничества, умение планировать и договариваться.
В процессе планирования происходит значительная мыслительная работа, развивается логическое рассуждающее мышление – надо предвидеть процесс выполнения задания, следовать ему, контролировать свои действия. Ученые (Парамонова Л.А., Сергеева Д.В., Воробьева Д.И. и др.)
выделяют несколько уровней планирования:
— ситуативное планирование, т.е. обсуждение действий по ходу работы;
— фрагментарное планирование – планирование 1-2 этапа до начала деятельности;
— схематическое планирование, т.е. намечается общая последовательность работы, но обсуждение этапов поверхностно, без подробного раскрытия их содержания;
— полное планирование – это когда дети аргументировано, обсуждают содержание и последовательность этапов деятельности, определяют объем работы каждому члену группы.
Формирование умения планировать проходит несколько этапов:
первый этап – детей приучают принимать план взрослого,
второй этап – совместное планирование деятельности с воспитателем и третий этап – самостоятельное планирование.
Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:
-отсутствие какого-либо планирования (3 года);
-ступенчатое планирование (4-5 лет);
— целостное планирование (6-7 лет).
Главное, чтобы ребенок выполнил то, что он запланировал, пусть даже с недочетами или ошибками. Важным этапом обучения планированию и организации своей деятельности является подведение итогов и анализ действий. Так, ребенок должен ответить на вопрос, получилось у него сделать то, что он хотел, или нет. При этом следует хвалить ребенка, как в процессе выполнения действий, так и после. По возможности, результаты его труда можно показать другим детям и взрослым.
Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. У детей формируется память, мышление, развивается внимание, речь и т.д., благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности. Решаются задачи всех образовательных областей, формируются интегративные качества, нравственные характеристики личности, умение учиться, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию .
Источник