План уроков малому бизнесу

План уроков малому бизнесу

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Программа учебного курса «Юные предприниматели». Автор Н.С. Миронова

Автор: Миронова Нелли Станиславовна

Недостаточно только иметь хороший разум,

но главное – это хорошо применять его.

В последнее десятилетие, в течение которого жизнь в стране подвергалась кардинальным социальным переменам, а система образования и воспитания вслед за этим – многочисленным этапам модернизации, была утеряна и разрушена линия четко обозначенных воспитательных ориентиров. Данная ситуация характеризуется тем, что в рамках образовательного процесса современной школы наблюдается недостаток педагогических технологий, использующих богатейшие ресурсы нравственных ценностей, природосохраняющий образ жизни. Восполнить этот пробел могут педагогические технологии, построенные на основе социально-исследовательской деятельности.

Актуальность проблемы предпринимательской подготовки молодежи очевидна и сомнения не вызывает. Современная жизнь протекает нестабильно. Мы живем в ситуации быстро меняющегося мира. Завтрашний день может существенно отличаться от дня сегодняшнего: не успеет человек привыкнуть к одним обстоятельствам, как появляются другие. Возникает вопрос: как поспеть за быстротекущим временем, что для этого нужно делать? С одной стороны, можно «плыть по течению», с другой стороны, идти к устойчивости путем анализа возможных и прогнозируемых ситуаций, целенаправленно программировать свою деятельность. Другими словами, «предпринимать что-либо» для предопределения развития ситуации.

Наиболее благоприятные условия и потенциал в решении данной проблемы имеется в системе дополнительного образования. Практико-ориентированная деятельность, индивидуальная траектория образовательного маршрута, неформальный характер общения в разновозрастных группах предоставляют школьникам свободу выбора линии развития предпринимательства. Одна из них – образовательная, направленная на получение особой прибыли: новых знаний, возможностей, коммуникативных связей и других. Другая линия – реальная предпринимательская деятельность, нацеленная на самоопределение и развитие соответствующих способностей.

Цель программы: формирование у учащихся знаний и практические навыки по основам предпринимательской деятельности, менеджмента, коммерции, рекламе, проектно-исследовательской деятельности, составление бизнес-планов, умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способность к риску.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

— формирование устойчивых экономических знаний;

— понимание механизма функционирования рыночной структуры;

— формирование умений принимать оптимальное решение или находить варианты решений в сложной ситуации;

— формирование у учащихся экономического способа мышления, экономической и финансовой культуры, целостной картины мира с пониманием в ней места экономики;

— накопление управленческого опыта, близкого к реальному;

— понимание, что такое исследовательская деятельность и выполнение проектов.

Обучающие задачи: формирование базисных знаний о предпринимательстве, бизнес-плане, рекламе, менеджменте, проектной деятельности, инвестировании, социальной защите и собственности; формирование понимания неоднозначности экономического пространства; развитие общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и т.п.); формирование умения доказательной и деликатной речи – оценки документа.

Развивающие задачи: развитие конструктивного практического взаимодействия между учащимся и учителем; развитие пространственного воображения и пространственных представлений учащихся; развитие эстетического восприятия экономических объектов; развитие уменияе слушать своих товарищей, ведущих и выступающих; отстаивать свою точку зрения по тому или иному вопросу, высказывать свое мнение, обобщать мнение команды в один лаконичный ответ; ораторские навыки.

Воспитательные задачи: формирование уважительного отношения к любому мнению; формирование изменения привычных норм и правил жизни учащихся за счет освоения ими новых пространств жизнедеятельности, новых механизмов взаимодействия; формирование новых интересов, следование новым стимулам.

Отличительные особенности программы

Основными педагогическими принципами являются:

— учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся;

— сохранение авторства идей и предложений учащихся;

— доброжелательный психологический климат на занятиях;

— личностно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

— оптимальное сочетание форм занятий – теоретическое и практическое;

— поддержание мифа о «неповторимости нашей группы».

Также отличительной особенностью данной программы является подключение профессионалов при проведении занятий , которые могут более полно и доступно объяснить учащимся изучаемые темы, провести практические занятия.

Программа пересекается с учебным предметом «Экономика», но одновременно и значимо отличается, так как дает знания, которых на занятиях по предмету касаются только поверхностно или вообще не касаются. Поэтапное изучение разделов программы позволяет сформировать у учащихся целостное представление об экономике России, о типе экономики, в котором мы развиваемся, способствует пониманию экономических терминов, а также многогранности экономического мира и взаимоотношений человека в этом мире; дает возможность с амим полностью погрузиться в создание бизнес-плана, проведение социологических опросов, изучить действие рекламы и структуру фирмы.

Читайте также:  Планы непрерывности бизнес процессов

Использование на занятиях игровых ситуаций, деловых игр и внедрение технологии проектного обучения с целью закрепления теоретических знаний. Между участниками распределяются роли, согласно которым разыгрывается ход событий. Содержание занятий при этом направлено на поэтапное включение школьников в проектную деятельность

Включением школьников в проектную деятельность создаются условия для развития таких предпринимательских способностей, как умение анализировать ситуации, быстро принимать решение, гибкость ума, умение систематически осуществлять рефлексию, продумывать логическую цепочку последовательных действий, а к неудачам и успехам относиться, прежде всего, как к факторам личностного роста.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Программа рассчитана на два года обучения и предназначена для учащихся 7–9-х классов. Численность группы – 15–17 человек. Особенностей набора нет. Свободный выбор подростков.

Режим занятий

Общее количество – 144 часа (первый год – 72 часа, второй год – 72 часа). Продолжительность занятий – 2 раза в неделю по 1 часу в первый год обучения и 2 раза в неделю по 1 часу во второй год обучения.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Механизм оценки результатов деятельности достаточно гибок: деловые игры, тесты, тренинг-задания, коллективные обсуждения, написание рефератов, конкурсы творческих работ, презентация бизнес-планов, разработка проектов и исследовательских работ.

Проведение всех этих форм занятий является воспитательной работой. В результате занятий у обучающихся должны развиться такие личностные качества, как трудолюбие, сила воли, доброжелательность, умение слушать других, коммуникабельность, умение концентрировать внимание на порученном деле.

Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:

— экономические понятия: бизнес, менеджмент, маркетинг, договор, бизнес-план, предпринимательская деятельность, реклама, прибыль, рентабельность;

— особенности управления структур рыночной экономики;

— основные организационно-правовые формы предпринимательства;

— основы теории и практики предпринимательской деятельности;

— систему инфраструктуры бизнеса: товарный рынок, рынок труда, финансовый рынок;

По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:

— создать собственную фирму, включая ее государственную регистрацию;

— собирать и изучать материалы различных источников, включая средства массовой информации, анализировать их и делать объективные и взвешенные выводы;

— принимать решения с учетом всей доступной информации;

— делать мультимедийную презентацию, составлять тезисы и речь выступления.

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

— экономические понятия: инвестирование сбережений, предпринимательский риск, финансовый план, страхование, бизнес-план, собственность, электронные деньги и т. д.;

— правовое регулирование экономики;

— как выступать публично;

— основы теории и практики предпринимательской деятельности;

— защиту трудовых прав несовершеннолетних.

По окончании второго года обучения учащиеся должны уметь:

— провести социологический опрос или маркетинговые исследования, сделать анализ и оформить опрос в программе Excel или Microsoft Word;

— делать презентацию в PowerPoint;

— собирать и изучать материалы различных источников, анализировать их и делать объективные и взвешенные выводы;

— уметь создать свой деловой имидж.

Сейчас каждый пятый учащийся хочет пойти учиться на управленца, менеджера и экономиста. Способность к предпринимательской деятельности обнаруживается лишь у 10–15% людей. Как показывает практика, именно у этой группы проявляется талант в самостоятельном проектировании своей предпринимательской траектории, в самоопределении и самоорганизации, включая целеполагание, достижение целей и т. п. Программа поможет учащимся определить в себе многие способности. В программе предусмотрены встречи со специалистами различного уровня, что даст учащимся представления о работе людей разных профессий в экономической системе.

Учебно-тематический план первого года обучения

Источник

Читайте также:  Бизнес план бизнес прект

Рабочая программа элективного курса «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шолоховская гимназия, станица Вешенская

на заседании МО

Протокол № ____ от

Приказ № ____ от

«Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников»

Класс: 11 класс (социально-экономический профиль)

Количество часов в 11 классе в год – 34 часа;

в неделю – 1 час

Программа составлена к учебному пособию «МАЛЫЙ БИЗНЕС: предпринимательский всеобуч для школьников», — Р-н-Д / Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ),2010 г.

Рабочая программа по курсу «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике и примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике.

Переход к рыночной экономике, юридическое признание прав собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное – новых знаний. Восполнить пробел в знаниях, и призвано изучение основ малого бизнеса. Особо важным представляется введение данного учебного курса в условиях выхода экономики из мирового кризиса.

Предметом учебной дисциплины «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» является изучение особенностей предпринимательства в России, современных форм и аспектов предпринимательской деятельности.

Учебная дисциплина «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» должна не только иметь цель образовательную, т. е. учить навыкам подготовки и начала собственного дела, но и должна развивать эрудицию учащихся. Для этого следует обратить внимание на особенности истории возникновения и современной деятельности предпринимательства на Дону.

Использование метапредметных связей обеспечит преемственность изучения материала.

При преподавании дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на прикладной характер изучаемого материала, показывать учащимся, где и когда те или иные теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Разработка собственной бизнес-идеи завершает изучение курса «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» и закрепляет теоретические и практические знания, развивает научено-исследовательские навыки учащихся, позволяет подойти к решению хозяйственных вопросов комплексно, апробируя полученные в области малого бизнеса знания на практике.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны:

· об основах малого бизнеса и его современных формах;

· об истории предпринимательства и условиях формирования предпринимательской деятельности на Дону;

· виды предпринимательской деятельности;

· особенности предпринимательской деятельности без образования юридического лица;

· схему организации собственного дела;

· методику оценки финансового состояния своего бизнеса;

· пути достижения финансовой устойчивости собственного дела;

· системы налогообложения предпринимательской деятельности;

· составлять бизнес-план по различным видам деятельности;

· проводить технико-экономическое обоснование идеи;

· представлять разработанные бизнес-планы потенциальным инвесторам.

Раздел учебного курса

Введение в малый бизнес

— качества, необходимые предпринимателю; — требования к результатам деятельности по планированию создания собственного дела;

— структуру действий, обеспечивающих постановку проблемы, цели и плана действий, а также способов реализации каждого действия;

— критерии оценки проблемы, цели, плана действий;

— структуру и критерии оценки действий, обеспечивающих построение модели внешней макросреды предприятия, модели непосредственного окружения и модели самого предприятия;

— требования к выбираемой для предпринимательства сфере деятельности;

— видов предпринимательской деятельности и моделей действующих в них конкурентных структур;

— критериев оценки уровня конкуренции на рынке;

— критериев оценки привлекательности сферы деятельности для предпринимателя.

— анализировать рыночные возможности предприятия;

— организовать маркетинговые исследования;

— осуществлять выбор целевого сегмента рынка;

— ориентироваться в организационно-правовых формах коммерческих и некоммерческих организаций;

— оценивать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

— организовать и зарегистрировать предприятие;

— воспользоваться основными формами государственной поддержки малого предпринимательства.

о сущности предпринимательской деятельности;

— о требованиях к описанию предприятия, его внешней и внутренней среды;

осознание ценности экономического знания как важ­нейшего компонента научной картины мира;

системное мышление; умение отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию; критическое мышление; развитые навыки планирования; умение анализировать проблемы; способность и желание обучаться.

Читайте также:  Лакокрасочные материалы бизнес план

— ориентация на результат и эффективность, стремление совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое.

— умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

— умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, и т. п.

Учебный проект «Шаги к успеху. Составляем бизнес-план».

— об основах малого бизнеса и его современных формах;

— об истории предпринимательства и условиях формирования предпринимательской деятельности на Дону;

— виды предпринимательской деятельности; — особенности предпринимательской деятельности без образования юридического лица;

— схему организации собственного дела;

— методику оценки финансового состояния своего бизнеса;

— пути достижения финансовой устойчивости собственного дела;

— системы налогообложения предпринимательской деятельности;

— составлять бизнес-план по различным видам деятельности;

— проводить технико-экономическое обоснование идеи;

— представлять разработанные бизнес-планы потенциальным инвесторам.

осознание ценности экономического знания как важ­нейшего компонента научной картины мира;

системное мышление; умение отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию; критическое мышление; развитые навыки планирования; умение анализировать проблемы; способность и желание обучаться.

— ориентация на результат и эффективность, стремление совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое.

— умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

— умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, и т. п.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников»

Постановка целей и задач курса. Понятия предпринимательство; бизнес, предприниматель.

Что такое малый бизнес. 2 часа

Цели и задачи предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской способности.

Этапы развития предпринимательства в России и Ростовской области. Формирование малого бизнеса.

Чем отличается малый бизнес от большого. 2 часа

Понятия: доход, выручка, затраты и их составляющие. Экономия на масштабах производства.

Преимущества и недостатки малого бизнеса.

Как управлять малым и средним предприятием. 5 часов

Планирование. Анализ исходной ситуации. Тенденции и взаимосвязи экономических показателей. Стратегические решения.

Как разработать бизнес-план малого предприятия. 3 часа

Бизнес-план. Структура и алгоритм разработки бизнес-плана.

Чем отличаются инвестиции и инновации. 1 час

Понятие об инвестиционной деятельности, ее особенностях и влиянии на перспективы развития бизнеса. Инновации и законодательное оформление результатов инновационной деятельности.

Особенности практической ситуации переговоров с иностранными партнерами. Моделирование практической ситуации переговоров с иностранными партнерами.

Причины государственного вмешательства в экономические процессы. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.

Какие налоги должно платить малое предприятие. 1 час

Сущность, функции и классификация налогов. Основные принципы налогообложения. Влияние налогов на развитие экономической системы. Кривая Лаффера. Моделирование практической ситуации расчета налоговых платежей при реализации бизнес-плана.

Нормативное и правовое регулирование малого и среднего предпринимательства в Ростовской области. 1 час

Нормативное и правовое регулирование малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.

Кто может и должен поддерживать развитие малого бизнеса Дона. 1 час

Определение задач и перспектив развития малого бизнеса на Дону.

Умения самостоятельной работы с источниками получения юридической и статистической информации.

Какие финансовые механизмы существуют для поддержки предпринимательства. 1 час

Механизмы финансовой поддержки малого предпринимательства. Опыт работы банка «Центр-инвест» с малым бизнесом. Моделирование практической ситуации определения финансовых механизмов, позволяющих обеспечить коммерческий успех вашего бизнес-проекта

Учебный проект «Шаги к успеху. Составляем бизнес-план». 9 часов

Пошаговая разработка и презентация бизнес-плана инвестиционного проекта. Актуализация и практическое применение полученных знаний.

Публичная защита проекта.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО КУРСУ

«МАЛЫЙ БИЗНЕС: предпринимательский всеобуч для школьников»

Источник

Оцените статью